Комедия дель арте


Комедия дель арте ( / k ɒ ˈ m eɪ d i ə d ɛ l ˈ ɑːr teɪ , - k ə , - ˈ m ɛ d i ə , - ˈ ɑːr t iː / com- AY -dee -ə del- AR - тай, кам-, - ЭД -ее-а, - АР -ти , [ 1 ] [ 2 ] Итальянский: [komˈmɛːdja dellarte] ; горит. ' комедия профессии ' ) [ 3 ] — ранняя форма профессионального театра , зародившаяся в итальянском театре , который был популярен по всей Европе между 16 и 18 веками. [ 4 ] [ 5 ] Раньше на английском языке она называлась итальянской комедией , а также известна как комедия алла маскара , комедия импрово и комедия дель арте all'impresa . [ 6 ] характеризующаяся замаскированными «типами», Комедия, способствовала появлению таких актрис, как Изабелла Андреини. [ 7 ] и импровизированные спектакли по эскизам или сценариям. [ 8 ] [ 9 ] Комедия « , такая как Выдергиватель зубов» , одновременно написана по сценарию и импровизирована. [ 8 ] [ 10 ] Входы и выходы персонажей прописаны в сценарии. Особой характеристикой комедии является лаззо , шутка или «что-то глупое или остроумное», обычно хорошо известное исполнителям и в некоторой степени являющееся сценарием. [ 10 ] [ 11 ] Другой характеристикой комедии является пантомима , которую в основном использует персонаж Арлекино, ныне более известный как Арлекин . [ 12 ]
Персонажи комедии обычно представляют собой фиксированные социальные типы и стандартные персонажи , такие как глупые старики, коварные слуги или военные офицеры, полные ложной бравады . [ 8 ] [ 13 ] Персонажи - это преувеличенные «настоящие персонажи», такие как всезнайка-доктор по имени Иль Дотторе , жадный старик по имени Панталоне или идеальные отношения, такие как innamorati . [ 7 ] было сформировано множество трупп Для исполнения комедии , в том числе I Gelosi (в которой были такие актеры, как Изабелла Андреини и ее муж Франческо Андреини ), [ 14 ] Труппа «Конфиденти», труппа «Дезиуа» и труппа «Федели». [ 7 ] [ 8 ] Комедия часто исполнялась на улице, на платформах или в популярных местах, таких как пьяцца ( городская площадь ). [ 6 ] [ 8 ] Форма театра зародилась в Италии, но распространилась по всей Европе – иногда даже до Москвы. [ 15 ]
Возникновение комедии может быть связано с карнавалом в Венеции , где автор и актер Андреа Кальмо к 1570 году создал персонажа Великолепного, предшественника vecchio («старика») Панталоне. Фламинио Скала Например, в сценарии , Il Magnifico сохраняется и является взаимозаменяемым с Панталоне в 17 веке. Хотя персонажи Кальмо (в том числе испанский Капитано и тип Иль Дотторе) не были в масках, неясно, в какой момент персонажи надели маску. Однако связь с Карнавалом (период между Крещением и Пепельной средой ) позволяет предположить, что маскировка была условностью Карнавала и применялась в какой-то момент. Традиция Северной Италии сосредоточена во Флоренции , Мантуе и Венеции, где крупные компании находились под защитой различных герцогов . Одновременно на юге возникла неаполитанская традиция, в которой фигурировала выдающаяся сценическая фигура Пульчинелла , которая долгое время ассоциировалась с Неаполем и развилась в различные типы в других местах - наиболее известный как марионеточный персонаж Панч (из одноименного спектакля). Панча и Джуди Шоу ) в Англии.
История
[ редактировать ]
Хотя комедия дель арте процветала в итальянском театре в период маньеризма , существовала давняя традиция попыток установить исторические предшественники в древности. Хотя можно обнаружить формальное сходство между комедией дель арте и более ранними театральными традициями, невозможно установить достоверность происхождения. [ 16 ] Некоторые относят истоки к периоду римской средней республики ( типы Плавтина ) или ранней республики ( ателланские фарсы ). Ателланские фарсы ранней Римской республики представляли собой грубые «типы» в масках с сильно преувеличенными чертами лица и импровизированным сюжетом. [ 17 ] Некоторые историки утверждают, что стандартные персонажи Ателлана, Папп, Маккус+Буккус и Мандукус, являются примитивными версиями комедийных персонажей Панталоне , Пульчинеллы и Иль Капитана . [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] Более поздние отчеты устанавливают связи со средневековыми жонглерами и прототипами средневековой морали, такими как Хеллекин (например, как источник Арлекина). [ 21 ]

Первые записанные представления комедии дель арте появились в Риме еще в 1551 году. [ 22 ] Комедия дель арте исполнялась на открытом воздухе во временных помещениях профессиональными актерами в костюмах и масках, в отличие от комедии эрудита . [ а ] это были написанные комедии, представленные в помещении неподготовленными актерами без масок. [ 24 ] Эта точка зрения может быть несколько романтизированной, поскольку записи описывают , например, как Гелоси исполняли Тассо » «Аминту , и многое делалось при дворе, а не на улице. К середине 16 века отдельные труппы комедийных исполнителей начали объединяться, и к 1568 году Гелоси стала отдельной труппой. В соответствии с традицией итальянских академий Гелоси приняли в качестве своего отпечатка (или герба) двуликого римского бога Януса . Янус символизировал как приходы и уходы этой странствующей труппы, так и двойственную природу актера, изображающего «другого». Гелози выступали в Северной Италии и Франции, где получили защиту и покровительство короля Франции. Несмотря на колебания, Гелоси сохраняли стабильность в выступлениях с «обычной десяткой»: «двумя векки (стариками), четырьмя иннаморати (двумя мужчинами и двумя любовниками), двумя Занни , капитаном и серветтой (служанкой)». [ 25 ] Комедия часто исполнялась внутри придворных театров или залов, а также в некоторых стационарных театрах, таких как Театр Бальдрукка во Флоренции. Фламинио Скала, который был второстепенным исполнителем в «Гелоси», опубликовал сценарии комедии дель арте примерно в начале 17 века, действительно пытаясь узаконить форму и обеспечить ее наследие. Эти сценарии высокоструктурированы и построены вокруг симметрии различных типов в дуэте: двух Занни, Векки , Иннамората и Иннаморати и т. д.
В комедии дель арте женские роли исполнялись женщинами, что задокументировано еще в 1560-х годах, что сделало их первыми известными профессиональными актрисами в Европе со времен античности. Лукреция Ди Сиена , имя которой указано в актерском контракте от 10 октября 1564 года, упоминается как первая итальянская актриса, известная по имени, а Винченца Армани и Барбара Фламиния - как первые примадонны и первые хорошо задокументированные актрисы в Италии ( и Европа). [ 26 ] В 1570-х годах английские театральные критики в целом очерняли труппы с их актрисами (несколько десятилетий спустя Бен Джонсон назвал одну исполнительницу комедии « кувыркающейся шлюхой»). К концу 1570-х годов итальянские прелаты попытались запретить исполнительниц; однако к концу 16 века актрисы были стандартом на итальянской сцене. [ 27 ] Итальянский учёный Фердинандо Тавиани собрал ряд церковных документов, выступающих против появления актрисы как своеобразной куртизанки, скудные наряды и распутный образ жизни которой развращали молодых людей или, по крайней мере, вселяли в них плотские желания. Тавиани Термин negativa поэтика описывает эту и другие оскорбительные для церкви практики, в то же время давая нам представление о феномене исполнения комедии дель арте .

К началу 17 века комедии Дзанни перешли от чистых импровизационных уличных представлений к конкретным и четко очерченным действиям и персонажам. Три книги, написанные в 17 веке Чеккини Fruti della Moderne Commedia (1628 г.), Никколо Барбьери » « La supplica Перруччи (1634 г.) и « Dell'arte rapresentativa» (1699 г.) - «дали твердые рекомендации относительно исполнительской практики». Катрицки утверждает, что в результате комедия свелась к шаблонной и стилизованной игре; насколько это возможно от чистоты импровизационного генезиса веком ранее. [ 28 ] Во Франции, во время правления Людовика XIV , Итальянская комедия создала репертуар и наметила новые маски и персонажи, удалив при этом некоторых итальянских предшественников, таких как Панталоне. Французские драматурги, особенно Мольер , использовали сюжеты и маски при создании местной трактовки. Действительно, Мольер делил сцену с Итальянской комедией в Пти-Бурбоне , и некоторые из его форм, например тирада , являются производными от комедии ( тирата ).
Комедия дель арте переместилась за пределы города в театр де ла фуар или ярмарочные театры в начале 17 века, поскольку она развивалась в сторону более пантомимического стиля. С отправкой итальянских комиков из Франции в 1697 году эта форма изменилась в 18 веке, поскольку такие жанры, как комедия лармоянте, приобрели популярность во Франции, особенно благодаря пьесам Мариво . Мариво значительно смягчил комедию , привнеся на сцену настоящие эмоции. В этот период Арлекин добился большей известности.
Вполне возможно, что этот вид импровизационной игры передавался из поколения в поколение до 17 века, когда он был возрожден как профессиональная театральная техника. Однако в нынешнем виде термин комедия дель арте был придуман в середине 18 века. [ 29 ]
Комедия дель арте была столь же, если не более популярна, во Франции, где она сохраняла свою популярность на протяжении всего 17 века (до 1697 года), и именно во Франции комедия развила свой устоявшийся репертуар. Комедия развивалась в различных конфигурациях по всей Европе, и каждая страна адаптировала эту форму по своему вкусу. Например, пантомима , получившая расцвет в 18 веке, обязана своим генезисом типам персонажей комедии , в частности Арлекину . Популярные и по сей день в Англии кукольные спектакли « Панч и Джуди» обязаны своей основой маске Пульчинеллы , возникшей в неаполитанских вариантах формы. В Италии комедийные маски и сюжеты нашли свое применение в опере-буффа , сюжетах Россини , Верди и Пуччини .
Во время наполеоновской оккупации Италии инициаторы реформ и критики французского имперского правления (такие как Джакомо Казанова ) использовали карнавальные маски, чтобы скрыть свою личность, одновременно разжигая политические программы, бросая вызов социальному правлению и бросая вопиющие оскорбления и критику в адрес режима. В 1797 году, чтобы разрушить импровизированный стиль карнавала как партизанской платформы, Наполеон объявил комедию дель арте вне закона . Из-за этого он не возрождался в Венеции до 1979 года. [ 30 ]
Компании
[ редактировать ]Compagnie , или компании, представляли собой труппы актеров, каждый из которых имел определенную функцию или роль. Актеры обладали множеством навыков, многие из них присоединились к труппам, не имея театрального образования. Некоторые были врачами, другие священниками, третьи солдатами, соблазненными волнением и распространённостью театра в итальянском обществе. Известно, что актеры переходили из труппы в труппу «на правах аренды», и компании часто сотрудничали, если их объединял один покровитель или они выступали в одном и том же месте. [ 31 ] Члены также отделялись, чтобы сформировать свои собственные труппы, как это было в случае с Ганасса и Гелоси. Эти компании путешествовали по Европе с раннего периода, начиная с Солдати, затем Ганассы, которые путешествовали по Испании, [ 32 ] и прославились игрой на гитаре и пением - о которых больше никогда не слышали - и знаменитыми труппами Золотого века (1580–1605): Гелоси, Конфиденти, Аксесси. Эти названия, означавшие смелость и предприимчивость, были заимствованы из названий академий — в некотором смысле, чтобы придать легитимность. Однако каждая труппа имела свой оттиск (например, герб), символизировавший ее характер. Гелоси, например, использовали двуглавое лицо римского бога Януса , чтобы обозначить его приходы и уходы, а также связь с сезоном карнавала , который проходил в январе. Янус также означал двойственность актера, который играет персонажа или маску, оставаясь при этом самим собой.
Магистраты и духовенство не всегда были восприимчивы к путешествующим компаниям («компаниям»), особенно в периоды чумы, а также из-за их странствующего характера. Известно, что актеры, как мужчины, так и женщины, раздевались почти догола, а сюжетные линии обычно сводились к грубым ситуациям с явной сексуальностью, которые, как считал французский парламент, не учат ничему, кроме «непристойности и прелюбодеяния ... обоих полов». [ 33 ] Термин бродяга использовался по отношению к комикам и по сей день остается уничижительным термином ( бродяга ). Это имело отношение к кочевому характеру трупп, часто вызванному преследованиями со стороны церкви, гражданских властей и конкурирующих театральных организаций, которые вынуждали труппы переезжать с места на место.

Труппа часто состояла из десяти знакомых артистов в масках и без масок, включая женщин. [ 25 ] Компании будут нанимать плотников, реквизиторов, слуг, медсестер и суфлеров, и все они будут путешествовать вместе с компанией. Они путешествовали в больших повозках, нагруженных припасами, необходимыми для их кочевнического образа жизни, что позволяло им перемещаться с места на место, не беспокоясь о трудностях перемещения. Этот кочевой характер, хотя и находился под влиянием преследований, также частично объяснялся тем, что труппам требовалась новая (и платная) аудитория. Они воспользовались общественными ярмарками и праздниками, чаще всего в более богатых городах, где финансовый успех был более вероятен. Компании также вызывались высокопоставленными чиновниками, которые предлагали покровительство в обмен на работу на своей земле в течение определенного периода времени. На самом деле компании предпочитали не оставаться в одном месте слишком долго, в основном из-за страха, что действие станет «устаревшим». Они перейдут в следующее место, пока их популярность еще активна, гарантируя, что городам и людям будет грустно видеть, как они уходят, и с большей вероятностью либо пригласят их обратно, либо заплатят за повторный просмотр представлений, если труппа когда-либо вернется. [ 34 ] Цены зависели от решения труппы, которое могло варьироваться в зависимости от богатства места, продолжительности пребывания и правил, установленных правительством для драматических представлений.
Список известных комедийных трупп
[ редактировать ]- Compagnia dei Fedeli: работала в 1601–1652 гг., С Джамбаттистой Андреини.
- Compagnia degli Accesi: работала в 1590–1628 гг.
- Компания Соединенных Штатов : работала в 1578–1640 гг.
- Компания доверенных лиц: действовала в 1574–1599 гг.; реформирован при Фламинио Скала , снова действовал в 1611–1639 гг.
- И Дедоси: работал в 1581–1599 гг.
- Ревнивый : работал в 1568–1604 гг.
- Синьора Виоланте и ее труппа танцоров: деятельность 1729–1732 гг. [ 35 ]
- Зан Ганасса : работал в 1568–1610 гг. [ 36 ]
Персонажи
[ редактировать ]
Как правило, играющие актеры были разными по классу и религии и выступали везде, где только могли. Кастаньо утверждает, что эстетика преувеличения, искажения, антигуманизма (как в замаскированных типах) и чрезмерного заимствования в отличие от оригинальности была типичной для всех искусств позднего итальянского Возрождения . [ 37 ] Историк театра Мартин Грин указывает на экстравагантность эмоций в период появления комедии как на причину репрезентативных настроений или персонажей, определяющих искусство. В комедии каждый персонаж воплощает определенное настроение: насмешку, грусть, веселье, растерянность и так далее. [ 38 ]
По мнению лондонского театрального критика XVIII века Баретти , комедия дель арте включает в себя определенные роли и персонажи, которые «первоначально задумывались как своего рода характерные представители какого-то конкретного итальянского района или города» (архетипы). [ 29 ] [ 39 ] Личность персонажа включала определенный диалект представленного региона или города. То есть на сцене каждый персонаж исполнялся на своем диалекте. Персонажи часто передавались из поколения в поколение, а персонажи, поженившиеся на сцене, часто женились и в реальной жизни, что наиболее известно из случаев Франческо и Изабеллы Андреини. Считалось, что это делало выступления более естественными, а также укрепляло связи внутри труппы, которая подчеркивала полное единство между каждым участником. Кроме того, у каждого персонажа есть уникальный костюм и маска, соответствующие роли персонажа. [ 29 ]

В комедии дель арте есть четыре основные группы персонажей: [ 13 ]
- Занни : слуги, клоуны ; такие персонажи, как Арлекино (также известный как Арлекин ), Бригелла , Скапино , Пульчинелла и Педролино. [ 40 ]
- Векки : богатые старики, мастера; такие персонажи, как Панталоне и Иль Дотторе
- Иннаморати : молодые любовники из высшего сословия; у кого были бы такие имена, как Флавио и Изабелла
- Il Capitano : самозваные капитаны, хвастуны ( Скарамучча ); также может быть Леди, если женщина
Персонажей в масках часто называют «масками» (по-итальянски: maschere ), которые, по мнению Джона Рудлина, не могут быть отделены от персонажа. Другими словами, характеристики персонажа и характеристики маски одинаковы. [ 41 ] Однако со временем слово «maschere» стало обозначать всех персонажей комедии дель арте, вне зависимости от того, в масках они или нет. Женские персонажи (в том числе служанки) чаще всего не маскируются ( влюбчивые женщины никогда не маскируются). Женский персонаж в группе мастеров называется Примадонна и может быть одной из возлюбленных. Есть также женский персонаж, известный как Куртизанка, у которого тоже может быть служанка. Служанки носили чепчики. Их персонажи были сыграны со злобным остроумием или сплетничающим весельем. Амороси часто являются детьми мужского персонажа из группы господ, но не какого-либо женского персонажа из группы мастеров, которые могут представлять более молодых женщин , которые, например, вышли замуж за старика или высококлассную куртизанку. Женские персонажи в группе мастеров, хотя и моложе своих коллег-мужчин, тем не менее старше амороси . Некоторые из наиболее известных комедии дель арте персонажей — Пьеро и Пьеретта, Панталоне , Джандуйя , Иль Дотторе , Бригелла , Иль Капитано , Коломбина. , влюбленные , Педролино , Пульчинелла , Арлеккино , Сандроне , Скарамучча (также известный как Скарамуш), Ла Синьора и Тарталья .
Персонаж(и) | Маски | Статус | Костюм |
---|---|---|---|
Бельтрам | Да | Житель деревни, который притворяется богатым | Туника и накидка |
Бригелла | Да | Умный и мстительный слуга / персонаж среднего класса | Белый халат и брюки с зеленой отделкой. |
коломбина | Нет | Задорная горничная/слуга | Может быть красочным наравне с Арлекином или черно-белым. |
Джандуя | Нет | Честный крестьянин, любящий вино и еду | Коричневый костюм и роговая шляпа |
Арлекин | Да | Слуга (иногда двум господам) | Яркая облегающая куртка и брюки. |
Капитан | Нет | Нищий одиночка | Военная форма |
Доктор | Да | Глава семьи | Черная мантия ученого |
Влюбляться | Нет | Безнадежные любовники высокого класса | Красиво одет, соответствует времени. |
Брюки | Да | Пожилой богатый человек | Темные накидки и красные брюки |
Пьеро | Нет (но тяжелый макияж) | Слуга (Грустный клоун) | Белый струящийся костюм с большими пуговицами. |
Пульчинелла | Да | Слуга или хозяин | Мешковатый белый наряд |
Сандроне | Нет | Хитрый крестьянин | Вельветовая куртка и брюки, носки в красно-белую полоску. |
Скарамуш | Да, позже удалили | Хвастун со злодейскими чертами | Черное испанское платье |
Тарталья | Да | Заикающийся государственный деятель | Большая фетровая шляпа и огромный плащ. |
По словам Грина , в 17 веке, когда во Франции стала популярна комедия , персонажи Пьеро, Коломбины и Арлекина усовершенствовались и стали по существу парижскими. [ 43 ]
Костюмы
[ редактировать ]
У каждого персонажа комедии дель арте особый костюм, который помогает зрителям понять, кто этот персонаж.
Первоначально Арлекино носил обтягивающую длинную куртку и соответствующие брюки, на обеих из которых было множество нашивок необычной формы, обычно зеленого, желтого, красного и коричневого цвета. [ 44 ] [ 45 ] Обычно на поясе у него висела бита и кошелек. [ 45 ] Его шляпа, представлявшая собой мягкую шапку, была создана по образцу Карла IX или Генриха II и почти всегда имела хвост кролика, зайца или лисы с редкими пучками перьев. [ 45 ] [ 44 ] В 17 веке нашивки превратились в синие, красные и зеленые треугольники, расположенные симметрично. [ 45 ] В 18 веке сформировался культовый образ Арлекино с ромбовидными пастилками. Куртка стала короче, а его шляпа сменилась с мягкой кепки на двустороннюю шляпу. [ 45 ]
Костюм Иль Дотторе представлял собой игру на академической одежде болонских ученых. [ 45 ] [ 44 ] Иль Дотторе почти всегда одет полностью в черное. [ 45 ] На нем было длинное черное платье или куртка длиной ниже колен. [ 45 ] [ 44 ] Поверх платья на нем будет длинный черный халат до пят, черные туфли, чулки и бриджи. [ 45 ] [ 44 ] В 1653 году его костюм сменил Огюстен Лолли, очень популярный актер Иль Дотторе. Он добавил огромную черную шляпу, сменил мантию на пиджак покроя Людовика XIV и добавил к шее плоский воротник. [ 45 ]
Костюм Иль Капитано похож на костюм Иль Дотторе тем, что это также сатира на военную одежду того времени. [ 44 ] Таким образом, этот костюм будет меняться в зависимости от того, откуда родом персонаж Капитано, и от периода, из которого он родом. [ 44 ] [ 45 ]
У Панталоне один из самых знаковых костюмов комедии дель арте . Обычно он носил обтягивающую куртку с соответствующими брюками. Обычно он сочетает этих двоих с большим черным пальто, называемым зимарра . [ 45 ] [ 44 ]
Женщины, которые обычно играли служанок или любовников, носили менее стилизованные костюмы, чем мужчины в комедиях . Влюбленные, innamorati , носили то, что считалось модой того времени. Обычно они не носили масок, но были сильно накрашены.
Предметы
[ редактировать ]
Обычные сюжетные линии были написаны на темы секса , ревности , любви и старости . Многие из основных элементов сюжета можно проследить до римских комедий Плавта и Теренция , некоторые из которых сами по себе были переводами утраченных греческих комедий IV века до нашей эры. Однако более вероятно, что в комиксах использовались современные новеллы или традиционные источники, а также текущие события и местные новости того времени. Не все сценарии были комическими, были и смешанные формы, и даже трагедии. Шекспировская «Буря» взята из популярного сценария из сборника Скала, его Полоний ( «Гамлет» ) взят из Панталоне, а его клоуны отдают дань уважения Дзанни .
Комичи исполнял при дворе письменные комедии. Широко использовались песни и танцы, и ряд иннаморати были опытными мадригалистами — формой песни, в которой используются хроматика и близкие гармонии . Зрители приходили посмотреть на артистов, а сюжетные линии становились второстепенными по отношению к спектаклю. Среди великих безвестных . Изабелла Андреини была, пожалуй, самой известной, и на медальоне, посвященном ей, написано «вечная слава» Тристано Мартинелли добился международной известности как первый из великих арлекино и был удостоен чести Медичи и королевы Франции. Исполнители использовали хорошо отрепетированные шутки и стандартные физические приколы, известные как lazzi и concetti , а также импровизированные на месте и интерполированные эпизоды и номера, называемые бурле ( sg.: burla , по-итальянски «шутка»), обычно с участием розыгрыша.
Поскольку постановки были импровизированными, диалоги и действия можно было легко изменить, чтобы высмеивать местные скандалы, текущие события или региональные вкусы, сохраняя при этом старые шутки и изюминки. Персонажи идентифицировались по костюмам, маскам и реквизиту , например, по дубинке, известной как фарс . В число этих персонажей входили предки современного клоуна , а именно Арлекин (Арлекино) и Занни . Арлекину, в частности, разрешили комментировать текущие события в своих развлечениях. [ 46 ]
Классический, традиционный сюжет таков: иннаморати влюблены и желают пожениться, но один старейшина ( vecchio ) или несколько старейшин ( vecchi ) препятствуют этому, заставляя влюбленных просить одного или нескольких занни (эксцентричных слуг) об этом. помощь. Обычно история заканчивается счастливо, свадьбой влюбленных и прощением всех проступков.
Хотя спектакли, как правило, не имели личного сценария, они часто основывались на сценариях, которые придавали некоторое подобие сюжета во многом импровизированному формату. Сценарии Фламинио Скала , опубликованные в начале 17 века, являются наиболее широко известным сборником и представителем самой уважаемой компании Gelosi I .
Влияние в изобразительном искусстве
[ редактировать ]
Иконография комедии дель арте представляет собой целую область исследования, которую исследовали такие исследователи комедии , как Эренштейн, Кастаньо, Катрицкий, Молинари и другие. В ранний период репрезентативные работы художников Фонтенбло отличались эротическими изображениями тонко завуалированной иннамораты или куртизанки / актрисы с обнаженной грудью.
Фламандское влияние широко задокументировано, когда комедийные персонажи вошли в мир жанра vanitas , изображая опасности похоти, пьянства и гедонистического образа жизни. Кастаньо описывает фламандских питторе ваго (странствующих художников), которые ассимилировались в итальянских мастерских и даже взяли итальянские фамилии: например, один из самых влиятельных художников, Лодевик Топут, стал Людовико Поццозеррато и был знаменитым художником в регионе Венето в Италии. Питторе ваго можно отнести к созданию комедии дель арте как жанра живописи, который сохранится на протяжении веков.

Хотя иконография свидетельствует о стиле исполнения (см. коллекцию Фоссар), важно отметить, что многие изображения и гравюры не были изображениями из реальной жизни, а были придуманы в мастерской. Гравюры Калло «Балли ди Сфессия» (1611 г.) чаще всего считаются каприччи , а не реальными изображениями комедийной танцевальной формы или типичных масок. Хотя они часто воспроизводятся в больших форматах, важно отметить, что реальные отпечатки имели размер около 2х3 дюймов. В 18 веке Ватто картины , изображающие комедийных персонажей, смешивающихся с аристократией, часто разворачивались в роскошных садах или пасторальных декорациях и были представителями этого жанра.
Картина Пабло Пикассо 1921 года «Три музыканта» представляет собой красочное изображение персонажей, вдохновленных комедией . [ 47 ] Пикассо также создал оригинальные костюмы для балета Стравинского « Пульчинелла » (1920), изображающего комедийных персонажей и ситуации. Иконография комедии очевидна в фарфоровых статуэтках, многие из которых продаются на аукционах за тысячи долларов.
Влияние на исполнительское искусство
[ редактировать ]
Выразительный театр повлиял на на комедию Мольера, а затем балет действия , придав тем самым новый диапазон выражения и хореографических средств. Примером персонажа комедии дель арте в литературе является Крысолов из Гамельна, одетый как Арлекин .
Музыка и танец занимали центральное место в представлении комедии дель арте , и в большинстве представлений присутствовала как инструментальная, так и вокальная музыка. [ 48 ] Бригеллу часто изображали с гитарой, и во многих изображениях комедии изображены поющие иннаморати или танцующие фигуры. считалось частью функции innamorati Фактически, умение петь и иметь за плечами популярный репертуар . В отчетах о ранних комедиях , начиная с Кальмо 1570-х годов и у буффони Венеции, отмечается способность комиков петь мадригали точно и красиво . Данзатриче , вероятно, сопровождала труппы и могла быть дополнением к общему составу персонажей. Примеры странных инструментов различных гротескных форм см. в статьях Тома Хека, задокументировавшего эту область.
В произведениях ряда драматургов фигурируют персонажи, вдохновленные комедией дель арте , а иногда и непосредственно взятые из нее. Яркие примеры включают «Бурю» Уильяма Шекспира , «Фурбери де Скапена» , Мольера « Слугу двух господ » (1743) Карло Гольдони , пьесы «Фигаро» Пьера Бомарше и особенно «Любовь к трем апельсинам» , «Турандот» и другие фиабе Карло Гоцци. . Влияния проявляются в жильцах в Стивеном Беркоффом экранизации Франца Кафки » «Метаморфозы .

Благодаря сотрудничеству с разговорным театром и драматургами комедийные деятели предоставили опере многих стандартных персонажей. Моцарта « Дон Жуан» представляет собой историю кукольного театра, а такие комические слуги, как Лепорелло и Фигаро, имеют в комедии прецеденты . Персонажи-субретты, такие как Сюзанна в «Свадьбе Фигаро» , Церлина в «Дон Жуане» и Деспина в «Так все делают», напоминают Коломбину и родственных ей персонажей. Комические оперы Гаэтано Доницетти , такие как «Любовный напиток» , легко опираются на комедии типы Леонкавалло . Трагическая мелодрама «Паяцы» изображает труппу комедии дель арте , в которой артисты находят свои жизненные ситуации, отражающие события, которые они изображают на сцене. Комедийные персонажи также фигурируют в Рихарда Штрауса опере «Ариадна на Наксосе» .
Фортепианная пьеса «Карнавал» Роберта Шумана была задумана как своеобразный бал-маскарад, объединивший персонажей комедии дель арте с персонажами реального мира, такими как Шопен , Паганини и Клара Шуман , а также персонажами из внутреннего мира композитора. [ 49 ] [ 50 ] В движениях пьесы отражены имена многих персонажей комедии , в том числе Пьеро , Арлекина , Панталона , Коломбины .
В балете также появляются стандартные персонажи и ситуации. Игоря Стравинского прямо «Петрушка и Пульчинелла» отсылают к этой традиции.
Комедия дель арте исполняется сезонно в Дании на сцене «Павлин» в садах Тиволи в Копенгагене и к северу от Копенгагена в Дирехавсбаккене . [ 51 ] В Тиволи регулярно проходят представления, а в Баккене ежедневно проходят спектакли для детей Пьеро и кукольная версия Пульчинеллы, напоминающая Панча и Джуди . [ 52 ] [ 53 ]
Персонажи, созданные и изображенные английским комиком Сашей Бароном Коэном (наиболее известные Али Джи , Борат и Бруно ), обсуждались в связи с их потенциальным происхождением в комедии , поскольку барон Коэн обучался у французского мастера-клоуна Филиппа Голье , чьи другие ученики впоследствии стали преподавателями и артистами комедии . [ 54 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «комедия дель арте» . Словарь Merriam-Webster.com . Мерриам-Вебстер.
- ^ «комедия дель арте» . Lexico UK английский словарь . Издательство Оксфордского университета . Архивировано из оригинала 25 ноября 2021 года.
- ^ Commedia dell'arte в Британской энциклопедии
- ^ Леа, К.М. (1962). Итальянская популярная комедия: исследование в Commedia Dell'Arte, 1560–1620 с особым упором на английское государство . Нью-Йорк: Russell & Russell INC. с. 3.
- ^ Уилсон, Мэтью Р. «История комедии дель арте» . Фракция дураков . Архивировано из оригинала 13 марта 2017 года . Проверено 9 декабря 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б Рудлин, Джон (1994). Комедия дель арте Справочник актера . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж. п. 48. ИСБН 978-0-415-04769-2 .
- ^ Перейти обратно: а б с Дюшарт, Пьер Луи (1966). Итальянская комедия: импровизационные сценарии жизни Атрибуты портретов и масок выдающихся персонажей комедии дель арте . Нью-Йорк: Дуврское издание. п. 17. ISBN 978-0486216799 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Чаффи, Джудит; Крик, Олли (2015). Routledge Companion комедии дель арте . Лондон и Нью-Йорк: Ратледж Тейлор и Фрэнсис Груп. п. 1. ISBN 978-0-415-74506-2 .
- ^ «Фракция дураков» . Архивировано из оригинала 13 марта 2017 года . Проверено 5 апреля 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б Грэнтэм, Барри (2000). Игра в комедию. Учебное пособие по техникам работы в комедии . Соединенное Королевство: Драма Хайнемана. стр. 3, 6–7. ISBN 978-0-325-00346-7 .
- ^ Гордон, Мел (1983). Лацци: Комическая рутина комедии дель арте . Нью-Йорк: Публикации журнала исполнительского искусства. п. 4 . ISBN 978-0-933826-69-4 .
- ^ Бродбент, Р.Дж. (1901). История пантомимы . Нью-Йорк: Бенджамин Блом, Inc., с. 62.
- ^ Перейти обратно: а б «Фракция дураков | История комедии дель арте» . www.factionoffools.org . Архивировано из оригинала 13 марта 2017 года . Проверено 9 декабря 2016 г.
- ^ Морис, Санд (1915). История Арлекинады . Нью-Йорк: Benjamin Bloom, Inc., с. 135.
- ^ Николл, Эллардайс (1963). Мир Арлекина: критическое исследование комедии дель арте . Лондон: Издательство Кембриджского университета. п. 9.
- ^ Кастаньо 1994 , с. 94.
- ^ Смит 1964 , с. 26, цитата: «Ателланы были вынуждены отмечаться импровизациями и персонажами в масках...
- ^ Дюшартр, Пьер (1966). Итальянская комедия . Нью-Йорк: Dover Publications, INC. с. 29.
Пульчинелла всегда была одета в белое, как Маккус, mimus albus или белый мим.
- ^ Дюшартр, Пьер (1966). Итальянская комедия . Нью-Йорк: Dover Publication, INC. с. 18.
Далее следует людоед Мандукус, Майлз Славный в пьесах Плавта, который позже метаморфизируется в чванливого капитана Капитана.
- ^ Дюшартр, Пьер (1966). Итальянская комедия . Нью-Йорк: Dover Publications, INC. с. 18.
...Букко и чувственный Маккус, чья худощавая фигура и трусливый характер вновь появляются в Пульчинелле.
- ^ Паллески 2005 , Часть первая.
- ^ Катрицкий 2006 , с. 82.
- ^ Коэн и Шерман 2020 , с. 192
- ^ Рудлин с. 14
- ^ Перейти обратно: а б Рудлин и Крик 2001 , с. 15
- ^ Джакомо Орелия (2002). Комедия дель арте. Слово спереди. ISBN 91-7324-602-6
- ^ Катрицкий 2006 , с. 90.
- ^ Катрицкий 2006 , с. 106.
- ^ Перейти обратно: а б с Катрицкий 2006 , с. 19
- ^ «Карнавал в Венеции» .
- ^ Дюшарт, Пьер Луи (1966). Итальянская комедия . Торонто: Генеральная издательская компания. п. 70.
- ^ Кенли, Мэн (1 ноября 2012 г.). «Il Mattaccino: музыка и танец матахина и его роль в итальянской комедии». Ранняя музыка . 40 (4): 659–670. дои : 10.1093/em/cas089 . ISSN 0306-1078 .
- ^ Дюшарт, Пьер Луи (1966). Итальянская комедия . Торонто: Генеральная издательская компания. п. 74.
- ^ Дюшарт, Пьер Луи (1966). Итальянская комедия . Торонто: Генеральная издательская компания. п. 79.
- ^ Макардл, Грейнн (2005). «Синьора Виоланте и ее труппа танцоров 1729-32». Ирландия восемнадцатого века / Iris an Dá Cultúr . 20 : 55–78. дои : 10.3828/eci.2005.8 . JSTOR 30071051 .
- ^ Дюшарт, Пьер Луи (1966). Итальянская комедия . Торонто: Общее издательство. стр. 86–98.
- ^ Кастаньо 1994 , с. [ нужна страница ] .
- ^ Green & Swan 1993 , стр. xi–xii.
- ^ Ореглия, Джакомо [на итальянском языке] (1968). Комедия дель Арте . Хилл и Ван. стр. 65, 71. OCLC 939808594 .
- ^ Рудлин, Справочник актера . п. 67.
- ^ Рудлин, Справочник актера . п. 34.
- ^ «Персонажи комедийных фильмов» . shane-arts.com . Архивировано из оригинала 7 февраля 2005 года . Проверено 5 апреля 2016 г.
- ^ Грин и Свон 1993 , с. 163.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Рудлин, Джон (1994). Комедия дель Арте Справочник актера . Нью-Йорк: Рутледж. стр. 67–156. ISBN 978-0-415-04769-2 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Дюшарт, Пьер (1966). Итальянская комедия . Нью-Йорк: Дувр. стр. 164–207.
- ^ Ореглия, Джакомо (1968). Комедия дель Арте . Хилл и Ван. п. 58. OCLC 939808594 .
- ^ Катрицкий 2006 , с. 26.
- ^ Коэн и Шерман 2020 , с. 233
- ^ https:// cal Performances.org/learn/program_notes/2011/pn_gerstein.pdf [ только URL-адрес PDF ]
- ^ «Карнавал, соч. 9» .
- ^ «Сады Тиволи в Копенгагене, Дания — ECstep» . 24 августа 2014 года . Проверено 28 октября 2023 г.
- ^ «Копенгаген ч.3 – Вечер в Тиволи» . Фотография АПН . 28 июня 2017 г. Проверено 28 октября 2023 г.
- ^ «Театр Павлин. Театры игрушек – Часть III» . 3 ноября 2012 г.
- ^ Саша Барон Коэн: Как разыграть истеблишмент . Ютуб . Архивировано из оригинала 11 декабря 2021 года.
Библиография
[ редактировать ]- Кастаньо, Пол К. (1994). Ранняя комедия дель арте (1550–1621): маньеристский контекст . Берн, Нью-Йорк: Издательство Питера Лэнга.
- Коэн, Роберт; Шерман, Донован (2020). Театр: Краткое издание (Двенадцатое изд.). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк. ISBN 978-1-260-05738-6 . OCLC 1073038874 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Грин, Мартин; Свон, Джон (1993). Триумф Пьеро: комедия дель арте и современное воображение . Государственный университет Пенсильвании. ISBN 978-0-271-00928-5 .
- Катрицкий, Массачусетс (2006). Искусство комедии: исследование комедии дель арте 1560–1620 годов с особым упором на визуальные записи . Нью-Йорк: Издания Родопи. ISBN 978-90-420-1798-6 .
- Паллески, Марино (2005). «Комедия дель арте: ее истоки, развитие и влияние на балет» . Огюст Вестрис .
- Рудлин, Джон. Комедия дель арте: Справочник актера . Корпорация электронных книг.
- Рудлин, Джон; Крик, Оливер (2001). Комедия дель арте: Справочник для трупп . Лондон: Рутледж. ISBN 041-520-408-9 .
- Смит, Уинифред (1964). Комедия дель арте . Бенджамин Блум.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Агирре, Мариано. Что такое комедия дель арте (испанский) [1] .
- Чаффи, Джудит; Крик, Оливер, ред. (2014). Routledge Companion комедии дель арте . Рутледж. ISBN 978-1-317-61337-4 .
- Каллери, Димфна. Через тело: Практическое руководство по физическому театру . Лондон: Книги Никалиса Хернта (2001). ISBN 1-85459-630-6 .
- Чеккини, Пьер Мария (1628). Плоды современных комедий и предостережения тем, кто их исполняет , Падуя: Гуарески.
- Перруччи, Андреа (1699). О заранее обдуманном и неожиданном репрезентативном искусстве .
- Скала, Фламинио (1611). Представитель Il Teatro Delle Favole ( онлайн-файл в формате PDF доступен на веб-сайте Баварской государственной библиотеки ). Переведено на английский язык Генри Ф. Салерно в 1967 году как «Сценарии комедии дель арте» . Новое итальянское издание, вылеченное Ф.Мариотти (1976). Новый частичный перевод (30 сценариев из 50) Ричарда Эндрюса (2008). Комедия дель арте Фламинио Скала, Перевод и анализ сценариев. Опубликовано: Scarecrow Press.
- Darius, Adam . The Commedia dell'arte (1996) Kolesnik Production OY, Helsinki. ISBN 952-90-7188-4 .
- ДельПьяно, Роберто. La Commedia dell'arte 2007. Проверено 9 июля 2009 г.
- Грэнтэм, Барри. Играя комедию , Nick Hern Books , Лондон, 2000. ISBN 978-1-85459-466-2 .
- Барри Грэнтэм, Комедийные пьесы : Сценарии – Сценарии – Лацци , Книги Ника Херна , Лондон, 2006. ISBN 978-1-85459-871-4 .
- Джордан, Питер (2013). Венецианские истоки комедии дель арте . Рутледж. ISBN 978-1-136-48824-5 .
- Катрицкий, Массачусетс (2019). «Стефанело Ботара и Зан Ганасса: текстовые и визуальные записи дуэта музыкальной комедии дель арте, в Иберии раннего Нового времени и за ее пределами». Музыка в искусстве: Международный журнал музыкальной иконографии . 44 (1–2): 97–118. ISSN 1522-7464 .
- Пуппа, Паоло История итальянского театра . Ред. Джозеф Фаррелл. Издательство Кембриджского университета. 2006. ISBN 0-521-80265-2 .
- Санд, Морис (1860). Маски и шуты: (Итальянская комедия) (на французском языке). Иллюстрировано Морисом Сандом. Париж: Мишель Леви Фрер . Проверено 22 октября 2013 г.
- Смит, Уинифред (1912). Комедия дель Арте: исследование популярной итальянской комедии . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета . Проверено 10 июля 2009 г.
Джон Рудлин «Комедия дель арте»
. - Тавиани, Фердинандо и Маротти, Ферруччо, и Ромеи, Джованна. Комедия дель арте и общество барокко М. Бульцони, Рим: 1969.
- Тавиани, Фердинандо и М. Скино (1982). Секрет комедии дель арте .
- Тессари, Р. (1969). Комедия дель арте в XVII веке.
- Тессари, Р. (1981). Комедия дель арте: маска и тень .
- Тони, Кишави. Teaching Commedia dell'arte (2010), пошаговое пособие для театрального ансамбля и преподавателя драмы. [2] ISBN 978-0-646-53217-2 .
- Просто Маскарад – типы используемых масок
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- commedia-dell-arte.com - веб-сайт комедии Джудит Чаффи с ресурсами, аннотированной библиографией и ссылками.
- Мигер, Дженнифер (2007) Commedia dell'arte , Метрополитен-музей , июль 2007 г.
- Беллинджер, Марта Флетчер (2002) «Комедия дель арте» , Краткая история драмы (1927)
- Уилсон, Мэтью Р. (2010) История комедии дель арте. Архивировано 13 марта 2017 г. в Wayback Machine.