Jump to content

Комедия дель арте

Венецианского карнавала Уличная пьеса «комедия дель арте» во время .
Труппа комедии дель арте в повозке на городской площади Яна Миеля (1640)

Комедия дель арте ( / k ɒ ˈ m d i ə d ɛ l ˈ ɑːr teɪ , - k ə , - ˈ m ɛ d i ə , - ˈ ɑːr t / com- AY -dee -ə del- AR - тай, кам-, -⁠ ЭД -ее-а, -⁠ АР -ти , [ 1 ] [ 2 ] Итальянский: [komˈmɛːdja dellarte] ; горит. ' комедия профессии ' ) [ 3 ] — ранняя форма профессионального театра , зародившаяся в итальянском театре , который был популярен по всей Европе между 16 и 18 веками. [ 4 ] [ 5 ] Раньше на английском языке она называлась итальянской комедией , а также известна как комедия алла маскара , комедия импрово и комедия дель арте all'impresa . [ 6 ] характеризующаяся замаскированными «типами», Комедия, способствовала появлению таких актрис, как Изабелла Андреини. [ 7 ] и импровизированные спектакли по эскизам или сценариям. [ 8 ] [ 9 ] Комедия « , такая как Выдергиватель зубов» , одновременно написана по сценарию и импровизирована. [ 8 ] [ 10 ] Входы и выходы персонажей прописаны в сценарии. Особой характеристикой комедии является лаззо , шутка или «что-то глупое или остроумное», обычно хорошо известное исполнителям и в некоторой степени являющееся сценарием. [ 10 ] [ 11 ] Другой характеристикой комедии является пантомима , которую в основном использует персонаж Арлекино, ныне более известный как Арлекин . [ 12 ]

Персонажи комедии обычно представляют собой фиксированные социальные типы и стандартные персонажи , такие как глупые старики, коварные слуги или военные офицеры, полные ложной бравады . [ 8 ] [ 13 ] Персонажи - это преувеличенные «настоящие персонажи», такие как всезнайка-доктор по имени Иль Дотторе , жадный старик по имени Панталоне или идеальные отношения, такие как innamorati . [ 7 ] было сформировано множество трупп Для исполнения комедии , в том числе I Gelosi (в которой были такие актеры, как Изабелла Андреини и ее муж Франческо Андреини ), [ 14 ] Труппа «Конфиденти», труппа «Дезиуа» и труппа «Федели». [ 7 ] [ 8 ] Комедия часто исполнялась на улице, на платформах или в популярных местах, таких как пьяцца ( городская площадь ). [ 6 ] [ 8 ] Форма театра зародилась в Италии, но распространилась по всей Европе – иногда даже до Москвы. [ 15 ]

Возникновение комедии может быть связано с карнавалом в Венеции , где автор и актер Андреа Кальмо к 1570 году создал персонажа Великолепного, предшественника vecchio («старика») Панталоне. Фламинио Скала Например, в сценарии , Il Magnifico сохраняется и является взаимозаменяемым с Панталоне в 17 веке. Хотя персонажи Кальмо (в том числе испанский Капитано и тип Иль Дотторе) не были в масках, неясно, в какой момент персонажи надели маску. Однако связь с Карнавалом (период между Крещением и Пепельной средой ) позволяет предположить, что маскировка была условностью Карнавала и применялась в какой-то момент. Традиция Северной Италии сосредоточена во Флоренции , Мантуе и Венеции, где крупные компании находились под защитой различных герцогов . Одновременно на юге возникла неаполитанская традиция, в которой фигурировала выдающаяся сценическая фигура Пульчинелла , которая долгое время ассоциировалась с Неаполем и развилась в различные типы в других местах - наиболее известный как марионеточный персонаж Панч (из одноименного спектакля). Панча и Джуди Шоу ) в Англии.

Клод Жилло (1673–1722), Четыре фигуры комедии дель арте: Три джентльмена и Пьеро , ок. 1715 г.

Хотя комедия дель арте процветала в итальянском театре в период маньеризма , существовала давняя традиция попыток установить исторические предшественники в древности. Хотя можно обнаружить формальное сходство между комедией дель арте и более ранними театральными традициями, невозможно установить достоверность происхождения. [ 16 ] Некоторые относят истоки к периоду римской средней республики ( типы Плавтина ) или ранней республики ( ателланские фарсы ). Ателланские фарсы ранней Римской республики представляли собой грубые «типы» в масках с сильно преувеличенными чертами лица и импровизированным сюжетом. [ 17 ] Некоторые историки утверждают, что стандартные персонажи Ателлана, Папп, Маккус+Буккус и Мандукус, являются примитивными версиями комедийных персонажей Панталоне , Пульчинеллы и Иль Капитана . [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] Более поздние отчеты устанавливают связи со средневековыми жонглерами и прототипами средневековой морали, такими как Хеллекин (например, как источник Арлекина). [ 21 ]

Пульчинелла , рисунок Мориса Санда.

Первые записанные представления комедии дель арте появились в Риме еще в 1551 году. [ 22 ] Комедия дель арте исполнялась на открытом воздухе во временных помещениях профессиональными актерами в костюмах и масках, в отличие от комедии эрудита . [ а ] это были написанные комедии, представленные в помещении неподготовленными актерами без масок. [ 24 ] Эта точка зрения может быть несколько романтизированной, поскольку записи описывают , например, как Гелоси исполняли Тассо » «Аминту , и многое делалось при дворе, а не на улице. К середине 16 века отдельные труппы комедийных исполнителей начали объединяться, и к 1568 году Гелоси стала отдельной труппой. В соответствии с традицией итальянских академий Гелоси приняли в качестве своего отпечатка (или герба) двуликого римского бога Януса . Янус символизировал как приходы и уходы этой странствующей труппы, так и двойственную природу актера, изображающего «другого». Гелози выступали в Северной Италии и Франции, где получили защиту и покровительство короля Франции. Несмотря на колебания, Гелоси сохраняли стабильность в выступлениях с «обычной десяткой»: «двумя векки (стариками), четырьмя иннаморати (двумя мужчинами и двумя любовниками), двумя Занни , капитаном и серветтой (служанкой)». [ 25 ] Комедия часто исполнялась внутри придворных театров или залов, а также в некоторых стационарных театрах, таких как Театр Бальдрукка во Флоренции. Фламинио Скала, который был второстепенным исполнителем в «Гелоси», опубликовал сценарии комедии дель арте примерно в начале 17 века, действительно пытаясь узаконить форму и обеспечить ее наследие. Эти сценарии высокоструктурированы и построены вокруг симметрии различных типов в дуэте: двух Занни, Векки , Иннамората и Иннаморати и т. д.

В комедии дель арте женские роли исполнялись женщинами, что задокументировано еще в 1560-х годах, что сделало их первыми известными профессиональными актрисами в Европе со времен античности. Лукреция Ди Сиена , имя которой указано в актерском контракте от 10 октября 1564 года, упоминается как первая итальянская актриса, известная по имени, а Винченца Армани и Барбара Фламиния - как первые примадонны и первые хорошо задокументированные актрисы в Италии ( и Европа). [ 26 ] В 1570-х годах английские театральные критики в целом очерняли труппы с их актрисами (несколько десятилетий спустя Бен Джонсон назвал одну исполнительницу комедии « кувыркающейся шлюхой»). К концу 1570-х годов итальянские прелаты попытались запретить исполнительниц; однако к концу 16 века актрисы были стандартом на итальянской сцене. [ 27 ] Итальянский учёный Фердинандо Тавиани собрал ряд церковных документов, выступающих против появления актрисы как своеобразной куртизанки, скудные наряды и распутный образ жизни которой развращали молодых людей или, по крайней мере, вселяли в них плотские желания. Тавиани Термин negativa поэтика описывает эту и другие оскорбительные для церкви практики, в то же время давая нам представление о феномене исполнения комедии дель арте .

Арлекин на итальянской гравюре XIX века.

К началу 17 века комедии Дзанни перешли от чистых импровизационных уличных представлений к конкретным и четко очерченным действиям и персонажам. Три книги, написанные в 17 веке Чеккини - « » Fruti della Moderne Commedia (1628 г.), Никколо Барбьери » « La supplica Перруччи (1634 г.) и « Dell'arte rapresentativa» (1699 г.) - «дали твердые рекомендации относительно исполнительской практики». Катрицки утверждает, что в результате комедия свелась к шаблонной и стилизованной игре; насколько это возможно от чистоты импровизационного генезиса веком ранее. [ 28 ] Во Франции, во время правления Людовика XIV , Итальянская комедия создала репертуар и наметила новые маски и персонажи, удалив при этом некоторых итальянских предшественников, таких как Панталоне. Французские драматурги, особенно Мольер , использовали сюжеты и маски при создании местной трактовки. Действительно, Мольер делил сцену с Итальянской комедией в Пти-Бурбоне , и некоторые из его форм, например тирада , являются производными от комедии ( тирата ).

Комедия дель арте переместилась за пределы города в театр де ла фуар или ярмарочные театры в начале 17 века, поскольку она развивалась в сторону более пантомимического стиля. С отправкой итальянских комиков из Франции в 1697 году эта форма изменилась в 18 веке, поскольку такие жанры, как комедия лармоянте, приобрели популярность во Франции, особенно благодаря пьесам Мариво . Мариво значительно смягчил комедию , привнеся на сцену настоящие эмоции. В этот период Арлекин добился большей известности.

Вполне возможно, что этот вид импровизационной игры передавался из поколения в поколение до 17 века, когда он был возрожден как профессиональная театральная техника. Однако в нынешнем виде термин комедия дель арте был придуман в середине 18 века. [ 29 ]

Комедия дель арте была столь же, если не более популярна, во Франции, где она сохраняла свою популярность на протяжении всего 17 века (до 1697 года), и именно во Франции комедия развила свой устоявшийся репертуар. Комедия развивалась в различных конфигурациях по всей Европе, и каждая страна адаптировала эту форму по своему вкусу. Например, пантомима , получившая расцвет в 18 веке, обязана своим генезисом типам персонажей комедии , в частности Арлекину . Популярные и по сей день в Англии кукольные спектакли « Панч и Джуди» обязаны своей основой маске Пульчинеллы , возникшей в неаполитанских вариантах формы. В Италии комедийные маски и сюжеты нашли свое применение в опере-буффа , сюжетах Россини , Верди и Пуччини .

Во время наполеоновской оккупации Италии инициаторы реформ и критики французского имперского правления (такие как Джакомо Казанова ) использовали карнавальные маски, чтобы скрыть свою личность, одновременно разжигая политические программы, бросая вызов социальному правлению и бросая вопиющие оскорбления и критику в адрес режима. В 1797 году, чтобы разрушить импровизированный стиль карнавала как партизанской платформы, Наполеон объявил комедию дель арте вне закона . Из-за этого он не возрождался в Венеции до 1979 года. [ 30 ]

Компании

[ редактировать ]
Труппа комедии дель арте I Гелоси на фламандской картине конца XVI века.

Compagnie , или компании, представляли собой труппы актеров, каждый из которых имел определенную функцию или роль. Актеры обладали множеством навыков, многие из них присоединились к труппам, не имея театрального образования. Некоторые были врачами, другие священниками, третьи солдатами, соблазненными волнением и распространённостью театра в итальянском обществе. Известно, что актеры переходили из труппы в труппу «на правах аренды», и компании часто сотрудничали, если их объединял один покровитель или они выступали в одном и том же месте. [ 31 ] Члены также отделялись, чтобы сформировать свои собственные труппы, как это было в случае с Ганасса и Гелоси. Эти компании путешествовали по Европе с раннего периода, начиная с Солдати, затем Ганассы, которые путешествовали по Испании, [ 32 ] и прославились игрой на гитаре и пением - о которых больше никогда не слышали - и знаменитыми труппами Золотого века (1580–1605): Гелоси, Конфиденти, Аксесси. Эти названия, означавшие смелость и предприимчивость, были заимствованы из названий академий — в некотором смысле, чтобы придать легитимность. Однако каждая труппа имела свой оттиск (например, герб), символизировавший ее характер. Гелоси, например, использовали двуглавое лицо римского бога Януса , чтобы обозначить его приходы и уходы, а также связь с сезоном карнавала , который проходил в январе. Янус также означал двойственность актера, который играет персонажа или маску, оставаясь при этом самим собой.

Магистраты и духовенство не всегда были восприимчивы к путешествующим компаниям («компаниям»), особенно в периоды чумы, а также из-за их странствующего характера. Известно, что актеры, как мужчины, так и женщины, раздевались почти догола, а сюжетные линии обычно сводились к грубым ситуациям с явной сексуальностью, которые, как считал французский парламент, не учат ничему, кроме «непристойности и прелюбодеяния ... обоих полов». [ 33 ] Термин бродяга использовался по отношению к комикам и по сей день остается уничижительным термином ( бродяга ). Это имело отношение к кочевому характеру трупп, часто вызванному преследованиями со стороны церкви, гражданских властей и конкурирующих театральных организаций, которые вынуждали труппы переезжать с места на место.

Статуи Панталоне и Арлекина , двух стандартных персонажей комедии дель арте , в Музее театра Ла Скала , Милан.

Труппа часто состояла из десяти знакомых артистов в масках и без масок, включая женщин. [ 25 ] Компании будут нанимать плотников, реквизиторов, слуг, медсестер и суфлеров, и все они будут путешествовать вместе с компанией. Они путешествовали в больших повозках, нагруженных припасами, необходимыми для их кочевнического образа жизни, что позволяло им перемещаться с места на место, не беспокоясь о трудностях перемещения. Этот кочевой характер, хотя и находился под влиянием преследований, также частично объяснялся тем, что труппам требовалась новая (и платная) аудитория. Они воспользовались общественными ярмарками и праздниками, чаще всего в более богатых городах, где финансовый успех был более вероятен. Компании также вызывались высокопоставленными чиновниками, которые предлагали покровительство в обмен на работу на своей земле в течение определенного периода времени. На самом деле компании предпочитали не оставаться в одном месте слишком долго, в основном из-за страха, что действие станет «устаревшим». Они перейдут в следующее место, пока их популярность еще активна, гарантируя, что городам и людям будет грустно видеть, как они уходят, и с большей вероятностью либо пригласят их обратно, либо заплатят за повторный просмотр представлений, если труппа когда-либо вернется. [ 34 ] Цены зависели от решения труппы, которое могло варьироваться в зависимости от богатства места, продолжительности пребывания и правил, установленных правительством для драматических представлений.

Список известных комедийных трупп

[ редактировать ]

Персонажи

[ редактировать ]
Жан-Антуан Ватто (1684–1721), комедии дель артист арте Пьеро , ок. 1718–1919 , идентифицирован как «Жиль». Лувр , Париж.

Как правило, играющие актеры были разными по классу и религии и выступали везде, где только могли. Кастаньо утверждает, что эстетика преувеличения, искажения, антигуманизма (как в замаскированных типах) и чрезмерного заимствования в отличие от оригинальности была типичной для всех искусств позднего итальянского Возрождения . [ 37 ] Историк театра Мартин Грин указывает на экстравагантность эмоций в период появления комедии как на причину репрезентативных настроений или персонажей, определяющих искусство. В комедии каждый персонаж воплощает определенное настроение: насмешку, грусть, веселье, растерянность и так далее. [ 38 ]

По мнению лондонского театрального критика XVIII века Баретти , комедия дель арте включает в себя определенные роли и персонажи, которые «первоначально задумывались как своего рода характерные представители какого-то конкретного итальянского района или города» (архетипы). [ 29 ] [ 39 ] Личность персонажа включала определенный диалект представленного региона или города. То есть на сцене каждый персонаж исполнялся на своем диалекте. Персонажи часто передавались из поколения в поколение, а персонажи, поженившиеся на сцене, часто женились и в реальной жизни, что наиболее известно из случаев Франческо и Изабеллы Андреини. Считалось, что это делало выступления более естественными, а также укрепляло связи внутри труппы, которая подчеркивала полное единство между каждым участником. Кроме того, у каждого персонажа есть уникальный костюм и маска, соответствующие роли персонажа. [ 29 ]

Арлекин и Панталоне в спектакле 2011 года в Таллинне , Эстония.

В комедии дель арте есть четыре основные группы персонажей: [ 13 ]

  1. Занни : слуги, клоуны ; такие персонажи, как Арлекино (также известный как Арлекин ), Бригелла , Скапино , Пульчинелла и Педролино. [ 40 ]
  2. Векки : богатые старики, мастера; такие персонажи, как Панталоне и Иль Дотторе
  3. Иннаморати : молодые любовники из высшего сословия; у кого были бы такие имена, как Флавио и Изабелла
  4. Il Capitano : самозваные капитаны, хвастуны ( Скарамучча ); также может быть Леди, если женщина

Персонажей в масках часто называют «масками» (по-итальянски: maschere ), которые, по мнению Джона Рудлина, не могут быть отделены от персонажа. Другими словами, характеристики персонажа и характеристики маски одинаковы. [ 41 ] Однако со временем слово «maschere» стало обозначать всех персонажей комедии дель арте, вне зависимости от того, в масках они или нет. Женские персонажи (в том числе служанки) чаще всего не маскируются ( влюбчивые женщины никогда не маскируются). Женский персонаж в группе мастеров называется Примадонна и может быть одной из возлюбленных. Есть также женский персонаж, известный как Куртизанка, у которого тоже может быть служанка. Служанки носили чепчики. Их персонажи были сыграны со злобным остроумием или сплетничающим весельем. Амороси часто являются детьми мужского персонажа из группы господ, но не какого-либо женского персонажа из группы мастеров, которые могут представлять более молодых женщин , которые, например, вышли замуж за старика или высококлассную куртизанку. Женские персонажи в группе мастеров, хотя и моложе своих коллег-мужчин, тем не менее старше амороси . Некоторые из наиболее известных комедии дель арте персонажей — Пьеро и Пьеретта, Панталоне , Джандуйя , Иль Дотторе , Бригелла , Иль Капитано , Коломбина. , влюбленные , Педролино , Пульчинелла , Арлеккино , Сандроне , Скарамучча (также известный как Скарамуш), Ла Синьора и Тарталья .

Краткий список персонажей [ 42 ]
Персонаж(и) Маски Статус Костюм
Бельтрам Да Житель деревни, который притворяется богатым Туника и накидка
Бригелла Да Умный и мстительный слуга / персонаж среднего класса Белый халат и брюки с зеленой отделкой.
коломбина Нет Задорная горничная/слуга Может быть красочным наравне с Арлекином или черно-белым.
Джандуя Нет Честный крестьянин, любящий вино и еду Коричневый костюм и роговая шляпа
Арлекин Да Слуга (иногда двум господам) Яркая облегающая куртка и брюки.
Капитан Нет Нищий одиночка Военная форма
Доктор Да Глава семьи Черная мантия ученого
Влюбляться Нет Безнадежные любовники высокого класса Красиво одет, соответствует времени.
Брюки Да Пожилой богатый человек Темные накидки и красные брюки
Пьеро Нет (но тяжелый макияж) Слуга (Грустный клоун) Белый струящийся костюм с большими пуговицами.
Пульчинелла Да Слуга или хозяин Мешковатый белый наряд
Сандроне Нет Хитрый крестьянин Вельветовая куртка и брюки, носки в красно-белую полоску.
Скарамуш Да, позже удалили Хвастун со злодейскими чертами Черное испанское платье
Тарталья Да Заикающийся государственный деятель Большая фетровая шляпа и огромный плащ.

По словам Грина , в 17 веке, когда во Франции стала популярна комедия , персонажи Пьеро, Коломбины и Арлекина усовершенствовались и стали по существу парижскими. [ 43 ]

Эдуардо Де Филиппо в роли Пульчинеллы

У каждого персонажа комедии дель арте особый костюм, который помогает зрителям понять, кто этот персонаж.

Первоначально Арлекино носил обтягивающую длинную куртку и соответствующие брюки, на обеих из которых было множество нашивок необычной формы, обычно зеленого, желтого, красного и коричневого цвета. [ 44 ] [ 45 ] Обычно на поясе у него висела бита и кошелек. [ 45 ] Его шляпа, представлявшая собой мягкую шапку, была создана по образцу Карла IX или Генриха II и почти всегда имела хвост кролика, зайца или лисы с редкими пучками перьев. [ 45 ] [ 44 ] В 17 веке нашивки превратились в синие, красные и зеленые треугольники, расположенные симметрично. [ 45 ] В 18 веке сформировался культовый образ Арлекино с ромбовидными пастилками. Куртка стала короче, а его шляпа сменилась с мягкой кепки на двустороннюю шляпу. [ 45 ]

Маски Капитана (слева) и Доктора (справа)

Костюм Иль Дотторе представлял собой игру на академической одежде болонских ученых. [ 45 ] [ 44 ] Иль Дотторе почти всегда одет полностью в черное. [ 45 ] На нем было длинное черное платье или куртка длиной ниже колен. [ 45 ] [ 44 ] Поверх платья на нем будет длинный черный халат до пят, черные туфли, чулки и бриджи. [ 45 ] [ 44 ] В 1653 году его костюм сменил Огюстен Лолли, очень популярный актер Иль Дотторе. Он добавил огромную черную шляпу, сменил мантию на пиджак покроя Людовика XIV и добавил к шее плоский воротник. [ 45 ]

Костюм Иль Капитано похож на костюм Иль Дотторе тем, что это также сатира на военную одежду того времени. [ 44 ] Таким образом, этот костюм будет меняться в зависимости от того, откуда родом персонаж Капитано, и от периода, из которого он родом. [ 44 ] [ 45 ]

У Панталоне один из самых знаковых костюмов комедии дель арте . Обычно он носил обтягивающую куртку с соответствующими брюками. Обычно он сочетает этих двоих с большим черным пальто, называемым зимарра . [ 45 ] [ 44 ]

Женщины, которые обычно играли служанок или любовников, носили менее стилизованные костюмы, чем мужчины в комедиях . Влюбленные, innamorati , носили то, что считалось модой того времени. Обычно они не носили масок, но были сильно накрашены.

Предметы

[ редактировать ]
Арлекин и Коломбина . Картина Джованни Доменико Ферретти .

Обычные сюжетные линии были написаны на темы секса , ревности , любви и старости . Многие из основных элементов сюжета можно проследить до римских комедий Плавта и Теренция , некоторые из которых сами по себе были переводами утраченных греческих комедий IV века до нашей эры. Однако более вероятно, что в комиксах использовались современные новеллы или традиционные источники, а также текущие события и местные новости того времени. Не все сценарии были комическими, были и смешанные формы, и даже трагедии. Шекспировская «Буря» взята из популярного сценария из сборника Скала, его Полоний ( «Гамлет» ) взят из Панталоне, а его клоуны отдают дань уважения Дзанни .

Комичи исполнял при дворе письменные комедии. Широко использовались песни и танцы, и ряд иннаморати были опытными мадригалистами — формой песни, в которой используются хроматика и близкие гармонии . Зрители приходили посмотреть на артистов, а сюжетные линии становились второстепенными по отношению к спектаклю. Среди великих безвестных . Изабелла Андреини была, пожалуй, самой известной, и на медальоне, посвященном ей, написано «вечная слава» Тристано Мартинелли добился международной известности как первый из великих арлекино и был удостоен чести Медичи и королевы Франции. Исполнители использовали хорошо отрепетированные шутки и стандартные физические приколы, известные как lazzi и concetti , а также импровизированные на месте и интерполированные эпизоды и номера, называемые бурле ( sg.: burla , по-итальянски «шутка»), обычно с участием розыгрыша.

Поскольку постановки были импровизированными, диалоги и действия можно было легко изменить, чтобы высмеивать местные скандалы, текущие события или региональные вкусы, сохраняя при этом старые шутки и изюминки. Персонажи идентифицировались по костюмам, маскам и реквизиту , например, по дубинке, известной как фарс . В число этих персонажей входили предки современного клоуна , а именно Арлекин (Арлекино) и Занни . Арлекину, в частности, разрешили комментировать текущие события в своих развлечениях. [ 46 ]

Классический, традиционный сюжет таков: иннаморати влюблены и желают пожениться, но один старейшина ( vecchio ) или несколько старейшин ( vecchi ) препятствуют этому, заставляя влюбленных просить одного или нескольких занни (эксцентричных слуг) об этом. помощь. Обычно история заканчивается счастливо, свадьбой влюбленных и прощением всех проступков.

Хотя спектакли, как правило, не имели личного сценария, они часто основывались на сценариях, которые придавали некоторое подобие сюжета во многом импровизированному формату. Сценарии Фламинио Скала , опубликованные в начале 17 века, являются наиболее широко известным сборником и представителем самой уважаемой компании Gelosi I .

Влияние в изобразительном искусстве

[ редактировать ]
Жан-Антуан Ватто , «Итальянские комики» , 1720 г.

Иконография комедии дель арте представляет собой целую область исследования, которую исследовали такие исследователи комедии , как Эренштейн, Кастаньо, Катрицкий, Молинари и другие. В ранний период репрезентативные работы художников Фонтенбло отличались эротическими изображениями тонко завуалированной иннамораты или куртизанки / актрисы с обнаженной грудью.

Фламандское влияние широко задокументировано, когда комедийные персонажи вошли в мир жанра vanitas , изображая опасности похоти, пьянства и гедонистического образа жизни. Кастаньо описывает фламандских питторе ваго (странствующих художников), которые ассимилировались в итальянских мастерских и даже взяли итальянские фамилии: например, один из самых влиятельных художников, Лодевик Топут, стал Людовико Поццозеррато и был знаменитым художником в регионе Венето в Италии. Питторе ваго можно отнести к созданию комедии дель арте как жанра живописи, который сохранится на протяжении веков.

Иоганна Иоахима Кендлера арте Фигуры комедии дель из мейсенского фарфора , ок. 1735–44

Хотя иконография свидетельствует о стиле исполнения (см. коллекцию Фоссар), важно отметить, что многие изображения и гравюры не были изображениями из реальной жизни, а были придуманы в мастерской. Гравюры Калло «Балли ди Сфессия» (1611 г.) чаще всего считаются каприччи , а не реальными изображениями комедийной танцевальной формы или типичных масок. Хотя они часто воспроизводятся в больших форматах, важно отметить, что реальные отпечатки имели размер около 2х3 дюймов. В 18 веке Ватто картины , изображающие комедийных персонажей, смешивающихся с аристократией, часто разворачивались в роскошных садах или пасторальных декорациях и были представителями этого жанра.

Картина Пабло Пикассо 1921 года «Три музыканта» представляет собой красочное изображение персонажей, вдохновленных комедией . [ 47 ] Пикассо также создал оригинальные костюмы для балета Стравинского « Пульчинелла » (1920), изображающего комедийных персонажей и ситуации. Иконография комедии очевидна в фарфоровых статуэтках, многие из которых продаются на аукционах за тысячи долларов.

Влияние на исполнительское искусство

[ редактировать ]
Петер ван Бредал , комедия дель арте, «Сцена в итальянском пейзаже»

Выразительный театр повлиял на на комедию Мольера, а затем балет действия , придав тем самым новый диапазон выражения и хореографических средств. Примером персонажа комедии дель арте в литературе является Крысолов из Гамельна, одетый как Арлекин .

Музыка и танец занимали центральное место в представлении комедии дель арте , и в большинстве представлений присутствовала как инструментальная, так и вокальная музыка. [ 48 ] Бригеллу часто изображали с гитарой, и во многих изображениях комедии изображены поющие иннаморати или танцующие фигуры. считалось частью функции innamorati Фактически, умение петь и иметь за плечами популярный репертуар . В отчетах о ранних комедиях , начиная с Кальмо 1570-х годов и у буффони Венеции, отмечается способность комиков петь мадригали точно и красиво . Данзатриче , вероятно, сопровождала труппы и могла быть дополнением к общему составу персонажей. Примеры странных инструментов различных гротескных форм см. в статьях Тома Хека, задокументировавшего эту область.

В произведениях ряда драматургов фигурируют персонажи, вдохновленные комедией дель арте , а иногда и непосредственно взятые из нее. Яркие примеры включают «Бурю» Уильяма Шекспира , «Фурбери де Скапена» , Мольера « Слугу двух господ » (1743) Карло Гольдони , пьесы «Фигаро» Пьера Бомарше и особенно «Любовь к трем апельсинам» , «Турандот» и другие фиабе Карло Гоцци. . Влияния проявляются в жильцах в Стивеном Беркоффом экранизации Франца Кафки » «Метаморфозы .

Пьеро как «Пьеро» в Дании

Благодаря сотрудничеству с разговорным театром и драматургами комедийные деятели предоставили опере многих стандартных персонажей. Моцарта « Дон Жуан» представляет собой историю кукольного театра, а такие комические слуги, как Лепорелло и Фигаро, имеют в комедии прецеденты . Персонажи-субретты, такие как Сюзанна в «Свадьбе Фигаро» , Церлина в «Дон Жуане» и Деспина в «Так все делают», напоминают Коломбину и родственных ей персонажей. Комические оперы Гаэтано Доницетти , такие как «Любовный напиток» , легко опираются на комедии типы Леонкавалло . Трагическая мелодрама «Паяцы» изображает труппу комедии дель арте , в которой артисты находят свои жизненные ситуации, отражающие события, которые они изображают на сцене. Комедийные персонажи также фигурируют в Рихарда Штрауса опере «Ариадна на Наксосе» .

Фортепианная пьеса «Карнавал» Роберта Шумана была задумана как своеобразный бал-маскарад, объединивший персонажей комедии дель арте с персонажами реального мира, такими как Шопен , Паганини и Клара Шуман , а также персонажами из внутреннего мира композитора. [ 49 ] [ 50 ] В движениях пьесы отражены имена многих персонажей комедии , в том числе Пьеро , Арлекина , Панталона , Коломбины .

В балете также появляются стандартные персонажи и ситуации. Игоря Стравинского прямо «Петрушка и Пульчинелла» отсылают к этой традиции.

Комедия дель арте исполняется сезонно в Дании на сцене «Павлин» в садах Тиволи в Копенгагене и к северу от Копенгагена в Дирехавсбаккене . [ 51 ] В Тиволи регулярно проходят представления, а в Баккене ежедневно проходят спектакли для детей Пьеро и кукольная версия Пульчинеллы, напоминающая Панча и Джуди . [ 52 ] [ 53 ]

Персонажи, созданные и изображенные английским комиком Сашей Бароном Коэном (наиболее известные Али Джи , Борат и Бруно ), обсуждались в связи с их потенциальным происхождением в комедии , поскольку барон Коэн обучался у французского мастера-клоуна Филиппа Голье , чьи другие ученики впоследствии стали преподавателями и артистами комедии . [ 54 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Английский дословный перевод: «ученые комедии» [ 23 ]
  1. ^ «комедия дель арте» . Словарь Merriam-Webster.com . Мерриам-Вебстер.
  2. ^ «комедия дель арте» . Lexico UK английский словарь . Издательство Оксфордского университета . Архивировано из оригинала 25 ноября 2021 года.
  3. ^ Commedia dell'arte в Британской энциклопедии
  4. ^ Леа, К.М. (1962). Итальянская популярная комедия: исследование в Commedia Dell'Arte, 1560–1620 с особым упором на английское государство . Нью-Йорк: Russell & Russell INC. с. 3.
  5. ^ Уилсон, Мэтью Р. «История комедии дель арте» . Фракция дураков . Архивировано из оригинала 13 марта 2017 года . Проверено 9 декабря 2016 г.
  6. ^ Перейти обратно: а б Рудлин, Джон (1994). Комедия дель арте Справочник актера . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж. п. 48. ИСБН  978-0-415-04769-2 .
  7. ^ Перейти обратно: а б с Дюшарт, Пьер Луи (1966). Итальянская комедия: импровизационные сценарии жизни Атрибуты портретов и масок выдающихся персонажей комедии дель арте . Нью-Йорк: Дуврское издание. п. 17. ISBN  978-0486216799 .
  8. ^ Перейти обратно: а б с д и Чаффи, Джудит; Крик, Олли (2015). Routledge Companion комедии дель арте . Лондон и Нью-Йорк: Ратледж Тейлор и Фрэнсис Груп. п. 1. ISBN  978-0-415-74506-2 .
  9. ^ «Фракция дураков» . Архивировано из оригинала 13 марта 2017 года . Проверено 5 апреля 2016 г.
  10. ^ Перейти обратно: а б Грэнтэм, Барри (2000). Игра в комедию. Учебное пособие по техникам работы в комедии . Соединенное Королевство: Драма Хайнемана. стр. 3, 6–7. ISBN  978-0-325-00346-7 .
  11. ^ Гордон, Мел (1983). Лацци: Комическая рутина комедии дель арте . Нью-Йорк: Публикации журнала исполнительского искусства. п. 4 . ISBN  978-0-933826-69-4 .
  12. ^ Бродбент, Р.Дж. (1901). История пантомимы . Нью-Йорк: Бенджамин Блом, Inc., с. 62.
  13. ^ Перейти обратно: а б «Фракция дураков | История комедии дель арте» . www.factionoffools.org . Архивировано из оригинала 13 марта 2017 года . Проверено 9 декабря 2016 г.
  14. ^ Морис, Санд (1915). История Арлекинады . Нью-Йорк: Benjamin Bloom, Inc., с. 135.
  15. ^ Николл, Эллардайс (1963). Мир Арлекина: критическое исследование комедии дель арте . Лондон: Издательство Кембриджского университета. п. 9.
  16. ^ Кастаньо 1994 , с. 94.
  17. ^ Смит 1964 , с. 26, цитата: «Ателланы были вынуждены отмечаться импровизациями и персонажами в масках...
  18. ^ Дюшартр, Пьер (1966). Итальянская комедия . Нью-Йорк: Dover Publications, INC. с. 29. Пульчинелла всегда была одета в белое, как Маккус, mimus albus или белый мим.
  19. ^ Дюшартр, Пьер (1966). Итальянская комедия . Нью-Йорк: Dover Publication, INC. с. 18. Далее следует людоед Мандукус, Майлз Славный в пьесах Плавта, который позже метаморфизируется в чванливого капитана Капитана.
  20. ^ Дюшартр, Пьер (1966). Итальянская комедия . Нью-Йорк: Dover Publications, INC. с. 18. ...Букко и чувственный Маккус, чья худощавая фигура и трусливый характер вновь появляются в Пульчинелле.
  21. ^ Паллески 2005 , Часть первая.
  22. ^ Катрицкий 2006 , с. 82.
  23. ^ Коэн и Шерман 2020 , с. 192
  24. ^ Рудлин с. 14
  25. ^ Перейти обратно: а б Рудлин и Крик 2001 , с. 15
  26. ^ Джакомо Орелия (2002). Комедия дель арте. Слово спереди. ISBN   91-7324-602-6
  27. ^ Катрицкий 2006 , с. 90.
  28. ^ Катрицкий 2006 , с. 106.
  29. ^ Перейти обратно: а б с Катрицкий 2006 , с. 19
  30. ^ «Карнавал в Венеции» .
  31. ^ Дюшарт, Пьер Луи (1966). Итальянская комедия . Торонто: Генеральная издательская компания. п. 70.
  32. ^ Кенли, Мэн (1 ноября 2012 г.). «Il Mattaccino: музыка и танец матахина и его роль в итальянской комедии». Ранняя музыка . 40 (4): 659–670. дои : 10.1093/em/cas089 . ISSN   0306-1078 .
  33. ^ Дюшарт, Пьер Луи (1966). Итальянская комедия . Торонто: Генеральная издательская компания. п. 74.
  34. ^ Дюшарт, Пьер Луи (1966). Итальянская комедия . Торонто: Генеральная издательская компания. п. 79.
  35. ^ Макардл, Грейнн (2005). «Синьора Виоланте и ее труппа танцоров 1729-32». Ирландия восемнадцатого века / Iris an Dá Cultúr . 20 : 55–78. дои : 10.3828/eci.2005.8 . JSTOR   30071051 .
  36. ^ Дюшарт, Пьер Луи (1966). Итальянская комедия . Торонто: Общее издательство. стр. 86–98.
  37. ^ Кастаньо 1994 , с. [ нужна страница ] .
  38. ^ Green & Swan 1993 , стр. xi–xii.
  39. ^ Ореглия, Джакомо [на итальянском языке] (1968). Комедия дель Арте . Хилл и Ван. стр. 65, 71. OCLC   939808594 .
  40. ^ Рудлин, Справочник актера . п. 67.
  41. ^ Рудлин, Справочник актера . п. 34.
  42. ^ «Персонажи комедийных фильмов» . shane-arts.com . Архивировано из оригинала 7 февраля 2005 года . Проверено 5 апреля 2016 г.
  43. ^ Грин и Свон 1993 , с. 163.
  44. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Рудлин, Джон (1994). Комедия дель Арте Справочник актера . Нью-Йорк: Рутледж. стр. 67–156. ISBN  978-0-415-04769-2 .
  45. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Дюшарт, Пьер (1966). Итальянская комедия . Нью-Йорк: Дувр. стр. 164–207.
  46. ^ Ореглия, Джакомо (1968). Комедия дель Арте . Хилл и Ван. п. 58. OCLC   939808594 .
  47. ^ Катрицкий 2006 , с. 26.
  48. ^ Коэн и Шерман 2020 , с. 233
  49. ^ https:// cal Performances.org/learn/program_notes/2011/pn_gerstein.pdf [ только URL-адрес PDF ]
  50. ^ «Карнавал, соч. 9» .
  51. ^ «Сады Тиволи в Копенгагене, Дания — ECstep» . 24 августа 2014 года . Проверено 28 октября 2023 г.
  52. ^ «Копенгаген ч.3 – Вечер в Тиволи» . Фотография АПН . 28 июня 2017 г. Проверено 28 октября 2023 г.
  53. ^ «Театр Павлин. Театры игрушек – Часть III» . 3 ноября 2012 г.
  54. ^ Саша Барон Коэн: Как разыграть истеблишмент . Ютуб . Архивировано из оригинала 11 декабря 2021 года.

Библиография

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Агирре, Мариано. Что такое комедия дель арте (испанский) [1] .
  • Чаффи, Джудит; Крик, Оливер, ред. (2014). Routledge Companion комедии дель арте . Рутледж. ISBN  978-1-317-61337-4 .
  • Каллери, Димфна. Через тело: Практическое руководство по физическому театру . Лондон: Книги Никалиса Хернта (2001). ISBN   1-85459-630-6 .
  • Чеккини, Пьер Мария [ ит ] (1628). Плоды современных комедий и предостережения тем, кто их исполняет , Падуя: Гуарески.
  • Перруччи, Андреа (1699). О заранее обдуманном и неожиданном репрезентативном искусстве .
  • Скала, Фламинио (1611). Представитель Il Teatro Delle Favole ( онлайн-файл в формате PDF доступен на веб-сайте Баварской государственной библиотеки ). Переведено на английский язык Генри Ф. Салерно в 1967 году как «Сценарии комедии дель арте» . Новое итальянское издание, вылеченное Ф.Мариотти (1976). Новый частичный перевод (30 сценариев из 50) Ричарда Эндрюса (2008). Комедия дель арте Фламинио Скала, Перевод и анализ сценариев. Опубликовано: Scarecrow Press.
  • Darius, Adam . The Commedia dell'arte (1996) Kolesnik Production OY, Helsinki. ISBN   952-90-7188-4 .
  • ДельПьяно, Роберто. La Commedia dell'arte 2007. Проверено 9 июля 2009 г.
  • Грэнтэм, Барри. Играя комедию , Nick Hern Books , Лондон, 2000. ISBN   978-1-85459-466-2 .
  • Барри Грэнтэм, Комедийные пьесы : Сценарии – Сценарии – Лацци , Книги Ника Херна , Лондон, 2006. ISBN   978-1-85459-871-4 .
  • Джордан, Питер (2013). Венецианские истоки комедии дель арте . Рутледж. ISBN  978-1-136-48824-5 .
  • Катрицкий, Массачусетс (2019). «Стефанело Ботара и Зан Ганасса: текстовые и визуальные записи дуэта музыкальной комедии дель арте, в Иберии раннего Нового времени и за ее пределами». Музыка в искусстве: Международный журнал музыкальной иконографии . 44 (1–2): 97–118. ISSN   1522-7464 .
  • Пуппа, Паоло История итальянского театра . Ред. Джозеф Фаррелл. Издательство Кембриджского университета. 2006. ISBN   0-521-80265-2 .
  • Санд, Морис (1860). Маски и шуты: (Итальянская комедия) (на французском языке). Иллюстрировано Морисом Сандом. Париж: Мишель Леви Фрер . Проверено 22 октября 2013 г.
  • Смит, Уинифред (1912). Комедия дель Арте: исследование популярной итальянской комедии . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета . Проверено 10 июля 2009 г. Джон Рудлин «Комедия дель арте» .
  • Тавиани, Фердинандо и Маротти, Ферруччо, и Ромеи, Джованна. Комедия дель арте и общество барокко М. Бульцони, Рим: 1969.
  • Тавиани, Фердинандо и М. Скино (1982). Секрет комедии дель арте .
  • Тессари, Р. (1969). Комедия дель арте в XVII веке.
  • Тессари, Р. (1981). Комедия дель арте: маска и тень .
  • Тони, Кишави. Teaching Commedia dell'arte (2010), пошаговое пособие для театрального ансамбля и преподавателя драмы. [2] ISBN   978-0-646-53217-2 .
  • Просто Маскарад – типы используемых масок
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 116adb7dfa687c3492ecbf8e1160eec2__1723770960
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/11/c2/116adb7dfa687c3492ecbf8e1160eec2.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Commedia dell'arte - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)