Jump to content

Арлекин

(Перенаправлено из Арлекино )

Классический внешний вид стандартного персонажа Арлекина в комедии дель арте 1670-х годов, дополненный баттом или « фарсом », волшебной палочкой, используемой персонажем для изменения декораций пьесы ( Морис Санд , 1860). [1] )

Арлекин ( / ˈ h ɑːr l ə k w ɪ n / , итал. : Arlecchino , Итальянский: [arlekˈkiːno] ; Ломбард : Арлекин , Ломбард: [арлеки] ) — самый известный из комических персонажей-слуг ( Дзанни ) из итальянской комедии дель арте , связанный с городом Бергамо . Традиционно считается, что эту роль представил итальянский актер и менеджер Зан Ганасса в конце 16 века. [2] был окончательно популяризирован итальянским актером Тристано Мартинелли в Париже в 1584–1585 годах. [3] и стал стандартным персонажем после смерти Мартинелли в 1630 году.

Арлекин отличается клетчатым костюмом. Его роль - беззаботный, ловкий и проницательный слуга , часто действующий, чтобы помешать планам своего хозяина, и преследующий свой собственный любовный интерес, Коломбина , с остроумием и находчивостью, часто конкурируя с более суровым и меланхоличным Пьеро . Позже он превращается в прототип романтического героя . Арлекин унаследовал свою физическую ловкость и ловкость , а также свое имя от озорного « дьявольского » персонажа из средневековых страстей .

Персонаж Арлекина впервые появился в Бергамо, Италия, в начале 17 века и занял центральное место в производном жанре Арлекинады , разработанном в начале 18 века Джоном Ричем . [4] По мере развития арлекинады в английской драматической жанровой пантомиме Арлекин обычно выступал в паре с персонажем Клоуном . Разработанный Джозефом Гримальди около 1800 года, Клоун стал озорным и жестоким контрастом для более утонченного Арлекина, который стал более романтическим персонажем. Самыми влиятельными образами персонажа Арлекина в викторианской Англии были Уильям Пейн и его сыновья , братья Пейн , последние действовали в 1860-х и 1870-х годах.

Происхождение имени

[ редактировать ]

Имя Арлекин взято от имени озорного «дьявола» или «демона» в популярных французских пьесах «Страсти» . Оно происходит от старофранцузского термина herlequin , hellequin , впервые засвидетельствованного в XI веке летописцем Ордериком Виталисом , который рассказывает историю о монахе, которого преследовал отряд демонов, когда он бродил по побережью Нормандии (Франция) в ночь. [5] [6] Этих демонов возглавлял гигант в маске с дубинкой, и они были известны как семья герлекина (var. familia herlethingi ). Эта средневековая французская версия германской Дикой Охоты , Mesnée d'Hellequin , была связана с английской фигурой Herla cyning («король-хозяин»; немецкий: Erlkönig ). [7] Хеллекин изображался как чернолицый посланник дьявола, бродящий по сельской местности с группой демонов, преследующий проклятые души злых людей в Ад. Внешний вид Хеллекина объясняет традиционные цвета красно-черной маски Арлекина. [8] [9] Происхождение имени также можно отнести к рыцарю 9-го века, Эллекину Булонскому, который погиб в борьбе с норманнами и создал легенду о дьяволах. [10] В песнях XXI и XXII « Данте » Ада есть черт по имени Аличино. [5] [11] Сходство между дьяволом в «Аде» Данте и Арлекино более чем косметическое. Шуточные выходки чертей в вышеупомянутых выходках отражают некоторые карнавальные аспекты. [11]

Первое известное появление на сцене «Эллекина» датировано 1262 годом, это персонаж дьявола в маске и капюшоне в «Же да ла Фейльер» Адама де ла Галля , и он стал стандартным персонажем во французских страстных пьесах. [12]

Сцена из комедии дель арте , разыгранной во Франции перед знатной публикой в ​​1571 или 1572 году (Музей Байе ). Панталоне находится спереди и в центре, а чуть правее и немного позади - Арлекин в пестром костюме, «самой старой известной версии костюма Арлекина». [13] [14]

Переосмысление стандартного персонажа «дьявола» как персонажа Занни из комедии дель арте произошло в 16 веке во Франции. [15] Зан Ганасса , чья труппа впервые упоминается в Мантуе в конце 1560-х годов, является одним из первых известных актеров, исполнявших эту роль. [4] хотя существует «мало веских доказательств, подтверждающих [это]». [16] Ганасса выступал во Франции в 1571 году, и если он действительно играл там роль, он оставил поле открытым для другого актера, который мог бы взять на себя эту роль, когда в 1574 году он навсегда увез свою труппу в Испанию. [17]

Среди самых ранних изображений персонажа — фламандская картина ( ок. 1571–1572 ) в музее Байе. [13] [14] и несколько гравюр на дереве, вероятно, датируемых 1580-ми годами в коллекции Фоссар, обнаруженных Агне Бейер в 1920-х годах среди некаталогизированных предметов в Национальном музее в Стокгольме . [18]

Костюм Арлекина Тристано Мартинелли , изображенный в его «Риторических композициях» , 1601 год.

Тристано Мартинелли - первый актер, о котором точно известно, что он использовал имя «Арлекин» (или «Арлекин») из французского фольклора и адаптировал его для комической роли Secondo Занни, и он, вероятно, впервые исполнил эту роль во Франции в (или незадолго до этого) 1584 г., и только позже он привез персонажа в Италию, где он стал известен как Арлекино. [19] Пестрый костюм иногда приписывают Мартинелли, который носил льняной костюм с разноцветными заплатками и заячьим хвостом на кепке, указывающим на трусость. Арлекин Мартинелли также имел черную кожаную полумаску , усы и острую бороду. Он добился большого успеха, даже играл при дворе и стал фаворитом французского Генриха IV , к которому обращался с дерзкими монологами ( Compositions de Rhetorique de Mr. Don Arlequin , 1601). [20] Большой успех Мартинелли способствовал увековечению его интерпретации роли Дзанни вместе с именем его персонажа после его смерти в 1630 году, среди прочего, Николо Зекка , действовавшим ок. 1630 г. в Болонье, а также в Турине и Мантуе . [21]

Этот персонаж также исполнялся в Париже в « Итальянской комедии» на итальянском языке Джамбаттиста Андреини и Анджело Костантини ( ок. 1654–1729 ) и на французском языке в роли Арлекина в 1660-х годах Домиником Бьянколелли. [ это ] (1636–1688), который объединил типы Занни, «сделав свой Арлекино остроумным, аккуратным и беглым с каркающим голосом, который стал таким же традиционным, как пронзительный крик Панча ». [4] Итальянцы были изгнаны из Франции в 1697 году за высмеивание короля Людовика XIV второй жены , мадам де Ментенон . [22] но вернулся в 1716 году (после его смерти), когда Томмазо Антонио Вичентини («Томасин», 1682–1739). в роли прославился [23] Ромбовидная форма нашивок возникла путем адаптации Бьянколелли к парижской моде 17 века.

Характеристики и драматическая функция

[ редактировать ]
Арлекин в Театре пантомимы в садах Тиволи в Копенгагене , Дания.

Физическость

[ редактировать ]

Основным аспектом Арлекино была его физическая ловкость. [5] [8] [24] Он был очень ловок и исполнял акробатические трюки, которые зрители ожидали увидеть. Персонаж никогда не будет выполнять простое действие, если добавление колеса , сальто или переворота оживит движение. [10]

В отличие от «первого» Занни Арлекин практически не принимает участия в развитии сюжета. Перед ним стоит более трудная задача — поддерживать ровный ритм комедии в целом. Поэтому он всегда в движении, очень подвижен и более акробатичен, чем любой другой Маск.

Орелия, Джакомо [25]

Ранние характеристики Арлекино изображают персонажа как «второго» слугу Занни из северной Италии с парадоксальными качествами тупого дурака и умного обманщика. [5] [11] Арлекино иногда называют демонстрацией глупости в метатеатральной попытке создать хаос в пьесе. [11] Физически Арлекино описывается как одетый в костюм, покрытый неровными заплатками, шляпу с кроличьим или лисьим хвостом и красно-черную маску. [5] Саму маску можно отличить по карбункулам на лбу, маленьким глазам, курносому носу, впалым щекам и иногда густым бровям с растительностью на лице. [5] Арлекино часто изображают с деревянным мечом, висящим на кожаном поясе. [5] а иногда держит маротт (скипетр дурака). [26] Помимо акробатики, Арлекино также известен несколькими специфическими чертами, такими как:

  • Выглядеть горбатым без искусственной подкладки
  • Умение быстро съедать большое количество пищи
  • Используя свой деревянный меч, как веер.
  • Пародия на бельканто

и ряд других техник. [5]

Одним из главных отличий комедии дель арте является использование региональных языков. [11] Речь Арлекино развивалась вместе с персонажем. Первоначально говорящий на бергамском диалекте ломбардского языка , персонаж принял смесь французского, ломбардского и итальянского диалектов, когда персонаж стал более привычным во Франции, чтобы помочь исполнителям соединиться с простыми массами. [5] [11]

Драматическая функция

[ редактировать ]

Различные труппы и актеры меняли его поведение в соответствии со стилем, личными предпочтениями или даже конкретным сценарием . Обычно его изображают слугой иннаморато или старца , что сильно вредит планам его хозяина. Арлекин часто испытывал любовный интерес к Коломбине или в старых пьесах к любой из субреток , и его жажда к ней заменялась только его желанием еды и страхом перед своим хозяином. Время от времени Арлекин преследовал иннаморату, хотя и редко с успехом, как в «Рекейле Фоссаре » 16 века, где он показан пытающимся добиться расположения Донны Люсии для себя, маскируясь под иностранного дворянина. Он также известен тем, что пытается завоевать для себя любую женщину, если случайно сталкивается с кем-то еще, пытающимся добиться ее, перебивая или высмеивая нового конкурента. Его сексуальный аппетит по существу немедленен и может быть применен к любой проходящей мимо женщине. [27]

Между 16 и 17 веками Арлекин приобрел некоторую функцию политически осведомленного персонажа. В «Итальянской комедии» Арлекин пародировал французские трагедии, а также комментировал текущие события. [5]

Варианты

[ редактировать ]
Арлекин , 1888–1890, Поль Сезанн.

Дюшартр перечисляет следующие варианты роли Арлекина:

Тривелино или Тривелин . Говорят, что имя означает «Таттердемалион». Одна из старейших версий Арлекина, датируемая 15 веком. Костюм почти идентичен костюму Арлекина, но имел вариацию 17 века, где треугольные нашивки были заменены лунами, звездами, кругами и треугольниками. Во Франции XVIII века Тривелино отличался от Арлекина. Они появились вместе в ряде комедий Пьера де Мариво, в том числе в «Иль де эклавов» . [28]

Труффа, Труффальдин или Труффальдино . Популярные персонажи у Гоцци и Гольдони, но, как говорят, лучше всего их использовать для импровизации. К 18 веку Бергамаск представлял собой карикатуру. [28]

Гуаццетто . В семнадцатом веке на множестве анонимных гравюр изображен Гуаццетто бесшабашный, похожий на Арлекина. Он носит лисью кисть, большой трехъярусный воротник, широкие бриджи и свободную куртку, туго завязанную ремнем. Он также носит шейный платок, накинутый на плечи, как небольшой плащ. Маска Гуаццетто отличается крючковатым носом и усами. Его бита имеет форму меча, напоминающего ятаган. [28] [29]

Закканьино . Персонаж, датируемый 15 веком.

Багатино . Жонглер.

Педролино или Пьеротто . Слуга или камердинер, одетый преимущественно в белое, работа Джованни Пеллезини. [28]

Знаменитые Арлекины

[ редактировать ]
Марчелло Моретти (1910–61). Фотография Амлето Сартори. [30]

16 век [25]

17 век [31]

18 век [31]

  • Пьер Франческо Бьянколелли
  • Томмазо Визентини
  • Карло Бертинацци

19 век

20 век [31]

  • Марчелло Моретти

21 век [31]

  • Бен-Джамин Ньюэм «Виртуоз Занни» (Театральная труппа «Дураки в прогрессе»)


Братья Пейн - Гарри (слева) в роли Клоуна и Фред в роли Арлекина , ок. 1875 г.

Английская арлекинада и пантомима

[ редактировать ]

Персонаж Арлекина приехал в Англию в начале 17 века и занял центральное место в производном жанре Арлекинады , разработанном в начале 18 века актером-менеджером театра Линкольн Филдс Джоном Ричем , сыгравшим эту роль под именем Лун. [4] Он превратил Арлекина в озорного волшебника, которому легко удалось уклониться от Панталона и его слуг, чтобы добиться расположения Колумбины. Арлекин использовал свою волшебную биту или «фарс», чтобы превратить сцену из пантомимы в арлекинаду и волшебным образом изменить настройки в различных местах во время сцены погони. [32] [33] По мере развития части английской пантомимы «Арлекинада» Арлекина обычно использовали в паре с персонажем Клоуном .

Два события 1800 года, оба с участием Джозефа Гримальди , сильно изменили персонажей пантомимы. [34] Гримальди сыграл Клоуна в Чарльза Дибдина пантомиме 1800 года «Питер Уилкинс: или Арлекин в летающем мире» в театре Сэдлерс-Уэллс . [35] [36] Для этой сложной постановки Дибдин и Гримальди представили новый дизайн костюмов. Костюм клоуна был «ярко красочным… украшенным крупными ромбами и кругами, бахромой с кистями и рюшами», вместо невзрачного наряда слуги, который использовался на протяжении столетия. Спектакль имел успех, а новый дизайн костюмов был скопирован другими в Лондоне. [36] Позже в том же году в Королевском театре на Друри-Лейн в «Амулете Арлекина»; или «Магия Моны». Арлекин был модифицирован, чтобы стать «романтичным и подвижным, а не озорным», оставив озорного и жестокого Клоуна Гримальди «бесспорным агентом» хаоса и фоном для более утонченного Арлекина, который сохранил и развил стилизованные танцевальные позы в 19 веке. . [37] Самой влиятельной парой, игравшей Арлекина и Клоуна в викторианской Англии, были братья Пейн , действовавшие в 1860-х и 1870-х годах. [38] который внес свой вклад в развитие фарса 20-го века. [ нужна ссылка ]

[ редактировать ]

Представления или персонажи, основанные на Арлекино в современной популярной культуре, включают Харли Куинн , персонажа американских комиксов, первоначально служившего помощником Джокера , и Арлекина, марионетку из театра Карабаса Барабаса в советском детском фильме и романе, который был основан на нем. далее, Приключения Буратино . В число изображений персонажа в видеоиграх входят Валет из Genshin Impact , Четвертый из одиннадцати Предвестников Фатуи и Отец Дома Очага, Арлекино , Король Загадок из Lies of P и Арлекино из Call of Duty: Modern Warfare III , Солдат французской армии из комедии делла морте .

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Александр Мансо, гравер. Песок 1860, по с. 80. Архивировано 21 мая 2024 года в Wayback Machine .
  2. ^ Дюшартр 1929, с. 82; Лоуренс Сенелик в Banham 1995, «Арлекин», с. 472; Рудлин и Крик 2001, стр. 12–13.
  3. ^ Эндрюс 2008, с. liv, примечания 32, со ссылкой на Ферроне, Хенке и Гамбелли.
  4. ^ Jump up to: а б с д Лоуренс Сенелик в Banham 1995, «Арлекин», с. 472.
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Ореглия, 1968, стр. 56–70.
  6. ^ Книга церковной истории VIII, глава 17
  7. ^ Мартин Рюлеманн, Etymologie des wortes harlequin und verwandter wörter (1912).См. также Норманд Р. Картье, «Разочарованный горбун: исследование игры в фелье» , Librairie Droz, 1971, с. 132. Архивировано 21 мая 2024 года в Wayback Machine .
  8. ^ Jump up to: а б Грэнтэм, Б., Игра в комедию, Учебное пособие по техникам работы в комедии , (Nick Hern Books), Лондон, 2000 г.
  9. ^ Жан-Клод Шмитт (1999). Призраки в средние века: живые и мертвые в средневековом обществе . Издательство Чикагского университета. ISBN  978-0-226-73888-8 .
  10. ^ Jump up to: а б Орегия 1968, с. 56.
  11. ^ Jump up to: а б с д и ж Скудери, Антонио (2000). «Возвращение к Арлекино: следы демона от карнавала до Крамера и мистера Бина». Исследования истории театра . 20 : 143–155.
  12. ^ Леа 1934, с. 75.
  13. ^ Jump up to: а б Стерлинг 1943, с. 20; Дюшартр 1929, с. 84.
  14. ^ Jump up to: а б Katritzky 2006, стр. 140–143. Архивировано 21 мая 2024 года в Wayback Machine , подтверждает, что датировка картины общепринята; п. 236. Архивировано 21 мая 2024 года в Wayback Machine : «...эта фигура до сих пор широко распространена как изображение Арлекина или Зана Ганассы , хотя часто с оговорками».
  15. ^ Рудлин 1994, с. 76.
  16. ^ Рудлин и Крик 2001, с. 12.
  17. ^ Рудлин и Крик 2001, стр. 7–13. Эти авторы предполагают, что Ганасса, возможно, отказался от роли в Испании, поскольку, очевидно, он набрал слишком большой вес, чтобы выполнять необходимые акробатические трюки.
  18. ^ Катрицкий 2006, стр. 107–108; Бейер и Дюшартр 1928.
  19. ^ Леа 1934, стр. 79–84; Катрицкий 2006, стр. 102–104; Эндрюс 2008, стр. xxvi–xxvii.
  20. ^ Морис Чарни (редактор), Комедия: географический и исторический путеводитель , Greenwood Publishing Group, 2005, стр. 239. Архивировано 21 мая 2024 года в Wayback Machine .
  21. ^ Бони, Филиппо де' (1852). Биография художников или словарь жизни и творчества живописцев, скульпторов, резчиков, типографов и музыкантов всех народов, процветавших с самых отдаленных времен до наших дней. Второе издание . Венеция; Googlebooks: у Андреа Сантини и Фиглио. п. п. 1103 .
  22. ^ Дональд Рой в Banham 1995, "Итальянская комедия", стр. 233–234.
  23. ^ Лоуренс Сенелик в Banham 1995, "Вичентини", с. 867.
  24. ^ Рудлин 1994, с. 78.
  25. ^ Jump up to: а б Орегия 1968, с. 58.
  26. ^ «Маротт» . Всемирная энциклопедия кукольного искусства . 30 августа 2016 года . Проверено 10 мая 2023 г.
  27. ^ Рудлин 1994, с. 79.
  28. ^ Jump up to: а б с д Орегия 1968, с. 65.
  29. ^ Дюшартр 1929, стр. 159–160.
  30. ^ Орелия 1968, с. 139.
  31. ^ Jump up to: а б с д Орегия 1968, с. 59.
  32. ^ Майер, Дэвид . «Британская пантомима». Архивировано 21 мая 2024 г. в Wayback Machine , Оксфордская энциклопедия театра и перформанса , Oxford University Press, 2003 г., по состоянию на 21 октября 2011 г. (требуется подписка).
  33. ^ Диркс, Филлис Т. «Рич, Джон (1692–1761)» , Оксфордский национальный биографический словарь , Oxford University Press, 2004; онлайн-издание, май 2011 г., по состоянию на 21 октября 2011 г.
  34. ^ Майер III, Дэвид (1969). Арлекин в своей стихии . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. п. 3.
  35. ^ Невилл, стр. 6–7.
  36. ^ Jump up to: а б МакКоннелл Стотт, стр. 95–100.
  37. ^ МакКоннелл Стотт, с. 109
  38. ^ Рис, Теренс (1964). Теспис – Загадка Гилберта и Салливана . Лондон: Книжный магазин Университета Диллона. п. 16. ОСЛК   650490931 .

Библиография

[ редактировать ]
  • Эндрюс, Ричард (2008). Комедия дель арте Фламино Скала: перевод и анализ 30 сценариев . Лэнхэм, Мэриленд: The Scarecrow Press. ISBN   9780810862074 .
  • Бэнхэм, Мартин, редактор (1995). Кембриджский путеводитель по театру (новое издание). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN   9780521434379 .
  • Бейер, Агне; Дюшартр, Пьер-Луи (1928). Сборник нескольких фрагментов первых итальянских комедий, поставленных во Франции во времена правления Генриха III. Коллекция, предположительно принадлежащая Фоссарду, хранится в Национальном музее в Стокгольме . Париж: Дюшартр и Ван Бюггенхудт. OCLC   963462417 .
  • Дюшартр, Пьер-Луи (1929; Дуврское переиздание 1966). Итальянская комедия . Лондон: Джордж Г. Харрап и компания, Ltd. ISBN   0486216799 .
  • Ферроне, Сиро (2006). Арлекин. Жизнь и приключения актера Тристано Мартинелли . Бари: Латерац. ISBN   9788842078685 .
  • Гамбелли, Делия (1993). Арлекин в Париже . Рим: Бульцони. ISBN   9788871195803 .
  • Хенке, Роберт (2002). Перформанс и литература в комедии дель арте . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. ISBN   9780521172387 .
  • Катрицкий, Массачусетс (2006). Искусство комедии: исследование комедии дель арте, 1560-1620 гг., с особым упором на визуальные записи . Амстердам и Нью-Йорк: Родопи Б.В. ISBN   9789042017986 .
  • Леа, К.М. (1934). Итальянская популярная комедия: исследование Commedia dell'arte, 1560–1620, с особым упором на английскую сцену . 2 тома. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
  • МакКоннелл Стотт, Эндрю (2009). Пантомима из жизни Джозефа Гримальди . Эдинбург:Canongate Books Ltd. ISBN   9781847677617 .
  • Невилл, Джайлз (1980). Происшествия из жизни Джозефа Гримальди . Лондон: Джонатан Кейп Лтд. ISBN   0224018698 .
  • Ореглия, Джакомо (1968). Комедия дель арте . Нью-Йорк: Хилл и Ван. стр. 55–70. ISBN   9780809005451 .
  • Рудлин, Джон (1994). Комедия дель Арте, Справочник актера . Лондон: Рутледж. ISBN   9780415047708 .
  • Рудлин, Джон; Крик, Олли (2001). Комедия дель арте: Справочник для трупп . Лондон: Рутледж. ISBN   9780415204088 .
  • Санд, Морис (1860). Маски и шуты. Итальянская комедия , т. 1. Париж: Мишель Леви Фрер. Копия заархивирована 21 мая 2024 года в Wayback Machine в Google Книгах.
  • Скудери, Антонио. «Возвращение к Арлекино: следы демона от карнавала до Крамера и мистера Бина». Исследования по истории театра , вып. 20, 2000 г., стр. 143–155.
  • Стерлинг, Чарльз (1943). «Ранние картины комедии дель арте во Франции». Бюллетень Метрополитен-музея , Новая сер., т. 2, вып. 1 (лето 1943 г.). JSTOR   3257039 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 19479a2a712186053231dfb48763f6fd__1717127160
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/19/fd/19479a2a712186053231dfb48763f6fd.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Harlequin - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)