Детектив-любитель
Детектив -любитель , а иногда и детектив-джентльмен , — это тип вымышленного персонажа. Он (или она) долгое время был основным персонажем криминальной литературы , особенно в детективных романах и рассказах, действие которых происходит в Соединенном Королевстве в Золотой век . Героями этих приключений часто являются представители британского дворянства или джентльмены по поведению . Иногда их противопоставляют профессиональным полицейским детективам из рабочего класса . [1]
К джентльменским детективам относятся любители , частные детективы и профессиональные полицейские . Они всегда хорошо образованы, часто имеют необычные или эксцентричные хобби и обычно находятся в своей естественной среде обитания — английском загородном доме . Этот архетип британского детектива контрастирует с более « крутым » аналогом из американской криминальной фантастики.
Ранние примеры
[ редактировать ]Джентльмены-детективы появились на ранней стадии современной детективной фантастики, которая началась в конце 19 века.
К. Огюст Дюпен , созданный Эдгаром Алланом По , широко считается первым художественным детективом в английской литературе . [2] Он появился в трех рассказах, написанных в 1840-х годах: « Убийства на улице Морг » (1841), « Тайна Мари Роже » (1842) и « Похищенное письмо » (1844).
По создал Дюпена до того, как было придумано слово «детектив» , но положил начало многим общим элементам детективной фантастики: Дюпен имеет некоторые общие черты с более поздним джентльменом-детективом. Он был «… первым важным вымышленным детективом и образцом практически для всех последующих расследователей церебральных преступлений». [3] В частности, Дороти Л. Сэйерс отметила, что « Шерлок Холмс во многом копировал себя Дюпена (По), заменяя кокаин светом свечей под аккомпанемент махорки и игры на скрипке». [4]
Дюпен француз, а не англичанин, но, вероятно, джентльмен . Он происходит из некогда богатой семьи, но «из-за множества неблагоприятных событий» оказался в более скромных условиях. Он совершенно любитель и довольствуется только самым необходимым для жизни. [5] Он живет в Париже со своим близким другом, анонимным рассказчиком рассказов. Как и намного более поздний лорд Питер Уимзи (см. ниже), Дюпен является библиофилом и встретил своего друга-рассказчика, когда оба искали «один и тот же редкий и очень замечательный том» в малоизвестной библиотеке . [6] В качестве хобби Дюпен «увлекается» загадками, головоломками и иероглифами . [7] Дюпен также носит французский титул кавалера . [2] это означает, что он рыцарь Почетного легиона .
Классический британский детектив-джентльмен появляется вскоре после «Дюпена» По. Джентльмен-любитель — главный герой «Лунного камня» (1868), знаменитого эпистолярного романа, который считается первым настоящим детективным романом на английском языке . Ее автор Уилки Коллинз был юристом и близким другом Чарльза Диккенса . Коллинз также использовал одаренных любителей в своем более раннем детективном романе « Женщина в белом» (1859).
В «Лунном камне» Рэйчел Вериндер — единственный ребенок богатой аристократической вдовы. На восемнадцатилетие ей завещают огромный бриллиант; Той ночью этот «лунный камень» украден из загородного дома ее матери, леди Вериндер. После того, как местная полиция сбита с толку, бегун с Боу-стрит по имени сержант Кафф вызывается . Сержант Кафф благороден и опытен, но он не джентльмен и не может сломать сдержанность Рэйчел в отношении того, что явно является внутренней работой .
Тайна в конечном итоге раскрыта Франклином Блейком, одаренным любителем и определенно дворянином . Социальная разница между двумя детективами Коллинза хорошо показана в их отношениях с семьей Вериндер: сержант Кафф становится большим другом стюарда (главного слуги) леди Вериндер, тогда как Франклин Блейк в конце концов женится на Рэйчел, ее дочери.
Шерлок Холмс
[ редактировать ]Самый известный из всех вымышленных детективов, Шерлок Холмс, также может считаться джентльменом, по крайней мере, по происхождению. Холмс был изобретением шотландского писателя и врача сэра Артура Конан Дойля . Он появился в четырех романах и пятидесяти шести рассказах , все из которых, кроме четырех, рассказаны его соратником, известным доктором Ватсоном . Эти произведения охватывают в художественной литературе период примерно с 1878 по 1907 год, последний случай приходится на 1914 год. Оба персонажа также появляются во многих стилизациях .
Холмс – блестящий лондонский консультант детектив- . В их дебюте (роман 1887 года « Этюд в багровых тонах ») он говорит Ватсону, что это занятие уникально (каким оно и было на тот момент). Будучи военным врачом в отставке, доктор Ватсон гораздо ближе к стереотипному английскому джентльмену, чем Холмс, но при этом не имеет никаких социальных сомнений по поводу начала своего долгого сотрудничества с детективом. В лучших традициях дворянства Холмс показывает себя физически храбрым и умело владеющим кулаками, мечом и пистолетом. Подобно более раннему Дюпену и более позднему лорду Питеру Уимзи (см. ниже), Холмс также является компетентным криптоаналитиком (например, «Танцующие человечки» , 1903).
Конан Дойл никогда не рассказывал подробно о семье Холмса, но его герой, по-видимому, родился в 1854 году (по оценкам « Его последнего поклона» , 1917 год). У него также есть эксцентричный старший брат Майкрофт Холмс , высокопоставленный государственный служащий и член клуба «Диоген» . В качестве еще одного косвенного доказательства того, что Холмс — образованный джентльмен, Конан Дойл указывает, что Холмс свободно говорит на латыни ( «Этюд в багровых тонах» , 1887), и по мере продолжения сериала его речь изобилует ссылками на Библию , Шекспира и даже Гете . Холмс ранее учился в университете, где начал свою охоту как любитель ( «Глория Скотт» , 1893 г., и «Ритуал Масгрейва» , 1893 г.). Сам скрипач, Холмс любит музыку ( «Союз рыжих» , 1890), иногда до эксцентричности; в «Планах Брюса-Партингтона» что «Холмс погрузился в монографию, которую он предпринял по поводу полифонических песнопений Лассуса (1912) Уотсон сообщает , ».
Холмс и Ватсон часто изображались в традиционной джентльменской одежде на иллюстрациях, созданных в Лондоне Сидни Пэджетом , чьи иллюстрации сопровождали рассказы о Шерлоке Холмсе в журнале The Strand Magazine . Хотя Пейджету приписывают изображение Холмса в шляпе охотника на оленей и плаще Инвернесса, Пейджет изображал Холмса в этой одежде только в ситуациях, которые в то время считались уместными, например, когда Холмс работал в сельской местности или путешествовал по сельской местности. [8]
Примеры Золотого века
[ редактировать ]Известными авторами детективов Золотого века детективной литературы были в основном британцы и в основном женщины, в том числе четыре «королевы преступлений» ( Марджери Аллингем , Агата Кристи , Нгайо Марш и Дороти Л. Сэйерс ). Все они произвели по крайней мере одного джентльмена-детектива. Их книги с участием этих персонажей обычно все еще издаются.
- Эркюль Пуаро впервые появился в 1920 году в Агаты Кристи первой книге «Таинственное дело в Стайлсе» . Он пользовался огромной популярностью в «Золотой век», став самым известным сыщиком со времен Шерлока Холмса. Он появился в 33 романах, одной пьесе и более чем 50 рассказах, опубликованных в период с 1920 по 1975 год и действие которых происходит в ту же эпоху. Пуаро ранее был начальником полиции Брюсселя, пока «Великая война» (Первая мировая война) не вынудила его уехать в Англию. Именно там он встретил своего давнего друга Артура Гастингса , сопровождавшего его во многих делах. За свою карьеру он раскрыл множество дел по всей Европе, время от времени беря на себя дела для британского правительства и секретной службы, в том числе предотвратив попытку похищения британского премьер-министра. Пуаро действует как довольно обычный детектив, в зависимости от логики, которая представлена двумя общими фразами, которые он использует: использование « маленьких серых клеток » и «порядок и метод». Пуаро иногда помогает его секретарь мисс Фелисити Лемон. и друг, главный инспектор Скотланд -Ярда Джепп . Пуаро выглядит невысоким, достойным мужчиной. Его голова имеет форму яйца, с жесткими военными усами. Его наряд состоит из костюма-тройки , карманных часов , гетр , лакированных туфель и пары пенсне . Он также носит булавку на лацкане «Tussie-mussie», которую он получил в подарок в «Таинственном происшествии в Стайлз» .
- Лорд Питер Уимзи был творением Дороти Л. Сэйерс . Уимзи — архетип британских джентльменов-детективов. По общему мнению, он родился в 1890 году и впервые появился в книге «Чье тело?» (1923), первый из 11 хронологических романов и нескольких сборников рассказов. Уимзи — сыщик-любитель и, несомненно, английский джентльмен. Он изысканный, аристократичный, богатый и младший брат герцога. Уимзи чрезвычайно умен, хотя обычно пытается это скрыть. Как показано в «Have His Carcase» (1932), Уимзи — компетентный криптоаналитик , как и более ранние Дюпен и Шерлок Холмс. Опять же, как и Холмс, Уимзи физически храбр (несмотря на то, что он физически мал) и хорошо владеет кулаками (« Облака свидетелей» , 1926). Уимзи весьма эксцентричен в манерах; это наиболее очевидно в первых пяти романах. По мере того, как Сэйерс продвигается в работе и стареет Уимзи, он значительно совершенствуется и смягчается. В 45 лет он женится на Гарриет Вейн , писательнице детективов. По словам Барбары Рейнольдс, ее друга и биографа, [9] Сэйерс заметил, что лорд Питер начинал как смесь Фреда Астера и Берти Вустера . Она утверждала, что разработала Харриет с «хриплым голосом и темноглазыми глазами», чтобы положить конец лорду Питеру посредством брака. Вейн фигурирует еще в двух романах ( «Have His Carcase» , 1932 и «Gaudy Night », 1935), прежде чем согласиться выйти замуж за Уимзи. В ходе написания этих романов Сэйерс дала лорду Питеру и Гарриет столько жизни, что ей так и не удалось, как она выразилась, «увидеть, как лорд Питер уходит со сцены». В эссе одного из ее соперников по «Золотому веку», Нгаио Марша (см. Ниже), Сэйерс обвиняется в том, что он «влюбился» в Уимзи. [10]
- Альберт Кэмпион впервые появился в 1929 году и был создан Марджери Аллингем как пародия на лорда Питера Уимзи. [11] Альберт Кэмпион — предположительно псевдоним человека, родившегося в 1900 году в известной британской аристократической семье. Он получил образование в школе Тотэма и (вымышленном) колледже Св. Игнатиуса в Кембридже (согласно мини-биографии, включенной в «Сладкую опасность» , 1933). Гениальный, находчивый и хорошо образованный, в свои 20 лет он взял себе имя Кэмпион и начал жизнь как авантюрист и детектив. По мере продвижения работы Аллингема Кэмпион установил свою личность. Впервые он появился в качестве второстепенного персонажа в «Преступление в Блэк-Дадли» (1929) приключенческой истории с участием банды преступников, а затем появился еще в 17 романах и более чем 20 рассказах .
- Родерик Аллейн впервые появился в 1934 году. [12] создание новозеландца , Нгаио Марша который тогда жил в Лондоне. [10] Аллейн фигурировал в хронологической серии из 32 детективных романов, которая закончилась только в 1982 году. Он, очевидно, родился около 1893 года, учился в Итоне, окончил Оксфорд примерно в 1915 году, три года служил в армии во время Первой мировой войны , а затем провел год (1919-1920) на британской дипломатической службе . В конце концов он присоединился к столичной полиции в качестве констебля примерно в 1920 или 1921 году. Когда сериал начинается, [12] Аллейну около 40 лет, и он уже является старшим детективом-инспектором уголовного розыска Ярда Скотланд- . По ходу сериала Аллейн женится, у него рождается сын, и в конечном итоге он достигает звания старшего суперинтенданта . Аллейн - очень профессиональный полицейский, но в социальном плане он очень похож на Уимзи. Оба, по общему мнению, получили образование в Итоне и Оксфорде (поскольку разница между ними составляла всего три года или около того, они, возможно, должны были знать друг друга). Оба детектива в конечном итоге женятся на бывшем подозреваемом в убийстве и заводят детей. Как изображено Маршем, семья Аллейн похожа на семью, созданную Сэйерс для ее Уимзи, в том, что у Аллейн есть титулованный старший брат, который, однако, гораздо менее великий (просто баронет, а не герцог ). Как и Уимзи, титулованный брат Аллейна менее умен и более консервативен, чем его более известный младший брат. Мать Аллейна, леди Аллейн, по манерам очень похожа на мать Уимзи, вдовствующую герцогиню Денверскую. Обе дамы приветливы, умны и всячески поддерживают (а возможно, и предпочитают) своих младших сыновей. Одно заметное различие между вымышленными биографиями Аллейна и Уимзи, которые примерно одного возраста, заключается в их предполагаемой военной службе во время Первой мировой войны. Армейская служба Аллейна замалчивается и никогда не обсуждается, тогда как выдающаяся служба Уимзи в Западный фронт нанес ему моральную травму на всю жизнь. Другое отличие состоит в том, что Уимзи сознательно культивирует свои аристократические эксцентричности ( среди прочего , он носит монокль , наслаждается своим оксфордским акцентом и коллекционирует инкунабулы ), тогда как Аллейн вовсе не эксцентричен и преуменьшает свое происхождение из высшего класса.
- Мисс Марпл — одно из двух величайших детективных творений Агаты Кристи , самой известной из всех писательниц «Золотого века». Мисс Марпл — дружелюбная пожилая старая дева, впервые появившаяся в 1927 году. Ее детективные подвиги во многом основаны на ее глубоких знаниях о человеческой природе, полученных (как она утверждает) в результате внимательного наблюдения за жизнью в ее маленькой деревне. Дочь священнослужителя, она не принадлежит к аристократии или помещичьему дворянству, но чувствует себя среди них вполне как дома. Мисс Марпл, вероятно, была бы рада назвать себя джентльменкой . Кристи сама происходила из высшего сословия: она выросла в большом доме со слугами, с отцом, достаточно богатым, чтобы не работать, с частным образованием и множеством вечеринок в загородных домах до Первой мировой войны. [13] В своей автобиографии Кристи заявила, что частично создала мисс Марпл на основе своей бабушки и ее друзей.
- Мистер Саттертуэйт — один из менее известных детективов-любителей Кристи. Этот очаровательный пожилой джентльмен появляется только в «Таинственном мистере Куине» (1930) и «Трагедии в трех актах» (1934). Он физически мал, высокообразован, заядлый сноб, питающий пристрастие к герцогиням, и к тому же богат. Напротив, самый известный детектив Кристи ( Эркюль Пуаро ) — иностранец и, таким образом, находится за пределами английской классовой системы. Пуаро в полной мере использует эту тонкость, не в последнюю очередь в «Трагедии в трех актах» , в которой он ловит серийного убийцу с помощью мистера Саттертуэйта.
- Арсен Люпен , французский « джентльмен-вор », дебютировавший в 1905 году, с таким же успехом может считаться джентльменом-сыщиком.
Современные примеры
[ редактировать ]Некоторые современные вымышленные персонажи можно считать примерами джентльменов-детективов. Подобно Аллейну, но в отличие от более ранних одаренных любителей, таких как Уимзи , Кэмпион или мисс Марпл , некоторые современные «джентльмены-детективы» являются профессиональными полицейскими.
Адам Дэлглиш , создание полиции Джеймса , впервые появился в 1962 году. Он процветает в столичной полиции , несмотря на то, что он определенно дворянин , где такое происхождение может быть недостатком. Как и более ранняя мисс Марпл , Дэлглиш — ребенок англиканского священника. Он в некотором роде затворник и, что более эксцентрично, успешный поэт.
Корморан Страйк , главный герой серии детективных романов британской писательницы Дж. К. Роулинг романов , издаваемых с 2013 года под псевдонимом Роберт Гэлбрейт, а также телевизионных адаптаций BBC . Частный детектив, Страйк получил богемное воспитание, будучи внебрачным ребенком суперзвезды рок-н-ролла и поклонницы , а также ветераном- Королевской военной полиции следователем Специального следственного отдела . Однако он получил образование в Оксфорде (хотя и ушел, не получив ученой степени) и имел ряд романов с аристократическими или богатыми женщинами.
Инспектор Морс , герой работ Колина Декстера , впервые появился в 1975 году. Он работает в Оксфорде и имеет (или был) карьерный рост: он выиграл стипендию для обучения в Оксфорде, но впоследствии потерпел неудачу. Как Аллейн и Уимзи, Морс до того, как пойти в полицию, служил в британской армии, но, в отличие от них, он служил не офицером престижного полка, а унтер-офицером Королевской военной полиции. Снобизм Морса является скорее интеллектуальным, чем вопросом воспитания или социальных преимуществ.
Детектив-инспектор Линли , впервые представленный в 1988 году, является еще одним поистине аристократическим сотрудником полиции, графом. Большая часть сюжета романов Элизабет Джордж вращается вокруг его рабочих отношений с детектив-сержантом Барбарой Хейверс , происходящей из низшего сословия. Оба проявляют большую лояльность друг к другу, чем к официальным правилам и принятому отношению к своему относительному положению, и оба способны на самоотверженные действия благородства .
Кармен Изабелла Сандиего , «Величайшая ворка в мире», впервые была представлена в 1985 году. Первоначально она была самой умной и выдающейся женщиной-детективом ACME Crimenet с безупречным послужным списком в раскрытых делах. Ей так стало скучно, что она сменила карьеру на воровку и стала начальником шпионской сети и генеральным директором VILE, и все это только ради вызова.
Профессор Лейтон из серии видеоигр, названной в его честь. Впервые он появился в 2007 году. Он профессор археологии, который решает различные головоломки вместе со своим молодым учеником Люком Тритоном.
Горо Акэти из серии видеоигр Atlus Persona . Акэти известен как детектив-принц Токио, который, кажется, раскрывает различные преступления, и его обожают всякий раз, когда он появляется на телевидении. В 5 он упоминается как второе пришествие принца-детектива, отсылка к Наото Широгане из 4 .
Детектив-инспектор Александра «Алекс» Дрейк (урожденная Прайс) , воспитанная и шикарная главная героиня сериала «Пепел к праху» (2007–2009, упомянута в «Жизни на Марсе» в 2006 году). [14] Д.И. Дрейк, осиротевшая дочь адвоката и адвоката, с подросткового возраста воспитывалась партнером своих родителей после того, как она стала свидетельницей их насильственной смерти и едва избежала быть убитой вместе с ними. Она училась в хорошей школе и изучала психологию, прежде чем поступить на службу в столичную полицию и быстро подняться по служебной лестнице. Выстрел в голову в 2007 году отправляет ее обратно во времени, в 1981 год, за три месяца до убийства ее родителей, и помещает ее в компанию сравнительно неандертальских детективов, переселившихся с Севера годом ранее.
Детектив-сержант Мейкпис, леди Гарриет «Гарри» Мейкпис , один из двух одноименных персонажей Демпси и Мейкпис (1985–1988). Хорошо образованная дочь лорда Уинфилда, леди Харриет, назначается вооруженным сержантом-детективом в [вымышленную] специализированную оперативную группу столичной полиции , SI 10, и оказывается в партнерстве (и подчинении) с полиции Нью-Йорка лейтенантом из рабочего класса Джеймсом. Демпси, который находится в продленной аренде в Метрополитене.
Бенуа Блан , детектив, изображенный в фильме « Достать ножи» и его продолжении «Стеклянный лук» , описанный одним из персонажей фильма как «Последний из джентльменов-сыщиков». он использует уникальную технику интерпретации информации, которую он называет « Радугой гравитации» У него характерный южный акцент, и для раскрытия преступлений . Несмотря на то, что он не британец, он сочетает в себе все характеристики традиционного джентльменского детектива.
Скулдуггери Плезант , настоящий джентльмен-детектив и один из главных героев одноимённой серии книг. У него интересный вид, учитывая, что он скелет, чем он и пользуется в полной мере. Вместе со своей напарницей Валькирией Каин и некоторой магией Скулдуггери раскрывает потрясающие мир преступления.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ совершенно нерегулярно (6 мая 2013 г.). «Джентльмены и игроки: полиция и любители детективной фантастики | совершенно необычно» . Совершенно нерегулярный.wordpress.com . Проверено 2 января 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б Сильверман, Кеннет (1991). Эдгар А. По: скорбные и бесконечные воспоминания . Нью-Йорк: Харпер Многолетник. ISBN 0-06-092331-8 .
- ^ К. Штайнбруннер и О. Пенцлер (главные редакторы). Энциклопедия тайн и обнаружений , 1976. Нью-Йорк: Прентис-Холл: стр. 137.
- ^ Дороти Л. Сэйерс (1929). Введение (отредактированное) к сборнику преступлений Робина В. Винкса (редактор) (1980). Детективная фантастика: сборник критических очерков. Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис Холл: стр. 58.
- ^ Сташауэр, Дэниел. Прекрасная девушка-сигара . Нью-Йорк: PenguinBooks, 2006: 20. ISBN 0-525-94981-X
- ^ Кратч, Джозеф Вуд. Эдгар Аллан По: Исследование гения . Альфред А. Кнопф, Inc., 1926: 108.
- ^ Розенхайм, Шон Джеймс. Криптографическое воображение: тайное письмо от Эдгара По в Интернет . Балтимор: Издательство Университета Джонса Хопкинса, 1997: 21. ISBN 978-0-8018-5332-6
- ^ Хузино, Тереза (26 декабря 2011 г.). «Создавая Шерлока: Влияние Сидни Пэджета» . Тор . Макмиллан . Проверено 13 сентября 2019 г.
- ^ Барбара Рейнольдс (1993). Дороти Л. Сэйерс: Ее жизнь и душа . Лондон: Ходдер и Стоутон. п. 361.
- ^ Перейти обратно: а б Грин, Дуглас Г. (редактор) (1995). Аллейн и другие: сборник рассказов Нгайо Марша . Международная полигоника. ISBN 1-55882-028-0 . (твердый переплет 1989 г., издание), ISBN 978-1-55882-050-0 .
{{cite book}}
:|author=
имеет общее имя ( справка ) - ^ « Великие детективы: Альберт Кэмпион», Майк Рипли, журнал Strand . Архивировано из оригинала 24 декабря 2003 г. Проверено 10 ноября 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б Марш, Нгаио (1934). Мужчина лежал мертвым . Великобритания: Коллинз. ISBN 0-00-615591-Х . (Фонтана, 1960, издание)
- ^ Кристи, Агата (1977). Автобиография . Коллинз. ISBN 0-00-216012-9 .
- ↑ Проснувшись в 2008 году, Сэм Тайлер записывает свои записи на микрокассеты и просит подчиненного отправить запись в отдел психологической службы. Он объясняет, что офицер изучает таких же коллег, как он, переживших травмирующие события, и что разговор с ней оказал на него большое очищающее воздействие. Его расшифрованные записи читает дочь Алекса Молли во время вступительных титров фильма « Пепел к пеплу» , после чего Алекс и Молли кратко обсуждают книги, которые Алекс пишет о психологически травмированных полицейских в целом и Сэме Тайлере в частности.