Трехактная трагедия
![]() Иллюстрация американского издания в суперобложке. | |
Автор | Агата Кристи |
---|---|
Язык | Английский |
Ряд | Эркюль Пуаро |
Жанр | Криминальный роман , Театр-фантастика |
Издатель | Додд, Мид и компания |
Дата публикации | 1934 |
Место публикации | Великобритания Соединенные Штаты |
Тип носителя | Печать (в твердом и мягком переплете) |
Страницы | 279 (первое издание, в твердом переплете) |
ISBN | 0-00-615417-4 |
Предшественник | Убийство в Восточном экспрессе |
С последующим | Смерть в облаках |
Трагедия в трёх актах произведение — детективное британской писательницы Агаты Кристи , впервые опубликованное в США издательством Додд, Мид и компания в 1934 году под названием «Убийство в трёх актах». [ 1 ] [ 2 ] и в Великобритании Криминальным клубом Коллинза в январе 1935 года под первоначальным названием Кристи. [ 3 ] Издание для США продавалось по цене 2 доллара. [ 2 ] и издание для Великобритании по цене семь шиллингов шесть пенсов (7/6). [ 3 ] (приблизительно эквивалентно 46 долларам США в 2023 году и примерно 34 фунтам стерлингов в 2023 году соответственно).
В книге рассказывается об Эркюле Пуаро , которого поддерживает его друг г-н Саттертуэйт, и это единственная книга, в которой Саттертуэйт сотрудничает с Пуаро. Саттертуэйт ранее появлялся в рассказах о Харли Куин, в частности в рассказах, собранных в «Таинственном мистере Куине» (1930). Роман дважды экранизировали для телевидения: сначала в 1986 году как «Убийство в трёх действиях» , а затем в 2010 году как «Трагедия в трёх актах» .
Краткое содержание сюжета
[ редактировать ]Известный театральный актер сэр Чарльз Картрайт устраивает званый обед в Корнуолле у себя дома. Среди его гостей Эркюль Пуаро; психиатр сэр Бартоломью Стрэндж; Гермиона «Эгг» Литтон Гор и ее мать; Капитан Дакрес и его жена Синтия; драматург Мюриэл Уиллс; Друг Эгга Оливер Мандерс; г-н Саттертуэйт; и преподобный Бэббингтон и его жена. Когда преподобный Бэббингтон внезапно умирает после того, как выпил один из подаваемых коктейлей, Картрайт считает, что это было убийство, хотя Стрэндж не находит яда в своем стакане. Некоторое время спустя Пуаро находится в Монте-Карло и слышит новости от Саттертуэйта и Картрайта о том, что Стрэндж умер от отравления никотином после того, как выпил стакан портвейна , несмотря на то, что в стакане не было никаких следов. За исключением троих мужчин, гостями Стрэнджа являются те же самые, кто присутствовал на вечеринке Картрайта. И Саттертуэйт, и Картрайт возвращаются в Англию, чтобы расследовать убийства. Они узнают, что перед вечеринкой Стрэндж отослал своего обычного дворецкого на два месяца и что он вел себя странно, как будто чего-то ожидал. Нанятая им временная замена по имени Эллис с тех пор исчезла, а Саттертуэйт и Картрайт нашли в его комнате черновики писем с шантажом от Эллиса. Тело Бэббингтона вскоре эксгумировали, что свидетельствует о том, что он также умер от отравления никотином.
Картрайт, Саттертуэйт и Эгг расследуют смерти, и Пуаро присоединяется к ним в качестве консультанта. У каждого гостя есть возможный мотив или подозрительные обстоятельства смерти Стрэнджа, но нет никакой связи с Баббингтоном. Когда Уиллс дает интервью, она вспоминает, как заметила, как Мандерс уронил газетную вырезку с никотином, и что у Эллиса было родимое пятно на одной руке; позже она исчезает. Пуаро устраивает вечеринку, на которой демонстрирует, как убийца подменял отравленные очки, пока всеобщее внимание было приковано к жертве. Затем он получает телеграмму от миссис Де Рашбриджер, пациентки санатория Стрэнджа в Йоркшире , которая прибыла в день смерти Стрэнджа. Пуаро и Саттертуэйт идут ей навстречу, но обнаруживают, что она, в свою очередь, была убита. Узнав, что служанка Картрайта, мисс Милрей, спешно направляется в Корнуолл, Пуаро следует за ней, чтобы узнать, почему.
По возвращении Пуаро собирает Картрайта, Саттертуэйта и Эгга, в конечном итоге объявляя Картрайта убийцей. Картрайт хочет жениться на Эгге, но у него уже есть жена, которая живет в сумасшедшем доме. Поскольку он не мог развестись с ней по британским законам, он решил скрыть эту информацию, убив доктора Стрейнджа, своего старого друга и единственного, кто знал о браке. После вечеринки Картрайт в шутку убедил Стрэнджа позволить ему взять на себя роль дворецкого, а затем отравил его во время вечеринки. Он подбросил никотиновую дозу Мандерсу после того, как обманом заставил его оказаться в доме Стрэнджа. Он сфальсифицировал письма Эллиса с шантажом, а затем на следующий день отправился в Монте-Карло, чтобы установить свое алиби. Первое убийство было генеральной репетицией второго, чтобы проверить, можно ли незаметно подменить стакан, и жертва была выбрана случайным образом. Единственными безопасными гостями были Картрайт, Стрэндж, который не любил коктейли, и Эгг, которому Картрайт подарил безопасный стакан. Картрайт использовал миссис Де Рашбриджер как отвлекающий маневр, чтобы отвлечь внимание от поведения Стрэнджа по отношению к «Эллису», и убил ее, чтобы отвести подозрения и не дать ей раскрыть свое незнание дела.
Пуаро сообщает, что никотин произошел из брызг розы, дистиллированных Картрайтом в старой башне недалеко от его резиденции в Корнуолле; оборудование было найдено им, когда мисс Милрей пошла его уничтожить. Его подозрения в отношении Картрайта основывались на нескольких фактах: Картрайт, скорее всего, отравил коктейль, в его паспорте было указано, что он вернулся в Англию, чтобы сыграть Эллиса; Действия мисс Милрей были мотивированы тайной любовью к своему работодателю; Мисс Уиллс заметила сходство Картрайта с Эллисом, и Пуаро увез ее, чтобы защитить ее; и телеграмма, предположительно от миссис Де Рашбриджер, была адресована Пуаро, когда она ничего не знала о его причастности. Картрайт убегает, но Пуаро говорит, что он «выберет выход»: публичный суд или самоубийство.
(В некоторых американских изданиях Пуаро сообщает Картрайту, что врачи и полицейские ждут его в соседней комнате. Картрайт, не в силах поверить, что кто-то столь важный, как он сам, потерпел неудачу, пытается доказать, что Пуаро лжец, и его арестовывают, когда он открывает дверь.)
Потрясенное Яйцо подбирает Мандерс, о котором она изначально заботилась до появления Картрайта. После этого Саттертуэйт отмечает, насколько ужасно было то, что кто-то, включая его самого, мог выпить отравленный коктейль. Пуаро отмечает, что была еще более ужасающая возможность: «Это мог быть я».
Персонажи
[ редактировать ]- Эркюль Пуаро – известный бельгийский сыщик. Друг сэра Чарльза, участвовавший в расследовании дела после убийства доктора Стрэнджа.
- Сэр Чарльз Картрайт - известный театральный актер и помощник Пуаро в его расследованиях.
- Мистер Саттертуэйт – общительный и наблюдательный человек. Помогает в первоначальном расследовании дела от имени Пуаро.
- Преподобный Бэббингтон — первая жертва дела. Местный священник в Корнуолле, убит во время коктейльной вечеринки, организованной сэром Чарльзом.
- Доктор Бартоломью Стрэндж — вторая жертва дела. Невропатолог, давний друг сэра Чарльза и руководитель санатория недалеко от его дома в Йоркшире.
- Миссис Де Рашбриджер - третья жертва по этому делу. Пациент в санатории Стрэнджа, недавно прибывший в день убийства доктора Стрэнджа.
- Гермиона Литтон Гор — привлекательная, молодая, одинокая женщина, известная под прозвищем «Яйцо». Любовный интерес сэра Чарльза и один из его гостей на коктейльной вечеринке.
- Леди Мэри Литтон Гор — мать Гермионы и гостья на коктейльной вечеринке сэра Чарльза. Она ищет подходящего мужа для своей дочери и в настоящее время сталкивается с трудными финансовыми обстоятельствами.
- Капитан Дакрес — игрок и гость на коктейльной вечеринке сэра Чарльза.
- Синтия Дакрес — жена капитана Дакреса. Успешная портниха и гостья на коктейльной вечеринке сэра Чарльза.
- Анджела Сатклифф - известная актриса, гостья на коктейльной вечеринке сэра Чарльза.
- Миссис Бэббингтон — жена преподобного Бэббингтона. Один из гостей коктейльной вечеринки сэра Чарльза.
- Мюриэл Уиллс — драматург, также известный как Энтони Астор. Один из гостей коктейльной вечеринки сэра Чарльза.
- Оливер Мэндерс — молодой финансист, влюбленный в Гермиону. Один из гостей коктейльной вечеринки сэра Чарльза.
- Мисс Милрей — давняя служанка сэра Чарльза.
- Эллис — таинственный новый дворецкий в доме доктора Стрэнджа. Исчезает вскоре после смерти своего работодателя.
Литературное значение и прием
[ редактировать ]Литературное приложение к «Таймс» от 31 января 1935 года признало, что «очень немногие читатели догадаются об убийце до того, как Эркюль Пуаро раскроет тайну», но пожаловалось, что мотив убийцы «вредит очень хорошей истории». [ 4 ]
Исаак Андерсон в рецензии на книгу «Нью-Йорк Таймс» от 7 октября 1934 года сказал, что мотив был «самым необычным, если не сказать уникальным в анналах преступлений». Поскольку это роман Агаты Кристи, в котором Эркюль Пуаро играет главного героя, он совершенно нет нужды говорить, что это необычайно хорошее чтение». [ 5 ]
В The Observer от номере 6 января 1935 года «Торквемада» ( Эдвард Поуис Мазерс ) писала: «Ее дар — чистый гений: она умеет вести читателя за нос зигзагообразным путем по саду и бросать поводок именно тогда, когда она того пожелает». не «Трехактная трагедия» входит в число лучших детективных рассказов этого автора, но сказать, что она занимает второе место среди ее лучших, — это достаточная похвала. заблуждение, как обычно, превосходно; но, когда все выясняется, некоторые мелкие мотивы не совсем убедительны, несмотря на ее особый дар, как писатель, который, как ни странно, постепенно совершенствуется и взрослеет. -стилевое отношение к этому очаровательному и утонченному произведению». [ 6 ]
Милвард Кеннеди в The Guardian (29 января 1935 г.) начал свой обзор словами: «Год начался наиболее удовлетворительно. Трехактная трагедия миссис Кристи находится на ее лучшем уровне»; он резюмировал завязку сюжета, но затем добавил: «Слабым (но, возможно, неизбежным моментом) является исчезновение дворецкого; читателю, так сказать, дается слишком широкий намек. история гениальна и правдоподобна, персонажи (как всегда в случае с миссис Кристи) живы и живы. Пуаро не очень часто выходит на сцену, но когда он выходит, он в отличной форме». [ 7 ]
Роберт Барнард много позже заметил, что «[здесь] стратегия обмана - это стратегия, которая к этому моменту должна была быть знакома читателям Christie's. Возможно, это не один из лучших примеров трюка, потому что немногие из персонажей, кроме убийцы хорошо индивидуализированы. Социальный состав здесь более артистичен и утончен, чем обычно в Кристи». [ 8 ]
Ссылки в других работах
[ редактировать ]- Полковник Джонсон намекает на события этой истории в части 3, разделе V « Рождества Эркюля Пуаро» .
- Пуаро ссылается на события этого романа в «Убийствах ABC» (1936), когда он и Артур Гастингс воссоединяются после того, как не виделись в течение нескольких лет. Пуаро рассказывает Гастингсу о своих впечатлениях после выхода на пенсию. Он рассказывает, что недавно его самого чуть не «уничтожил» убийца, «не столько предприимчивый, сколько беспечный». [ 9 ]
Ссылки на другие истории
[ редактировать ]- В третьем акте пятой главы Пуаро рассказывает, что однажды у него случилась неудача в профессиональной карьере, случившаяся в Бельгии, намекая на рассказ « Шоколадная коробочка» .
- Во втором акте, главе 1, Пуаро намекает на «Таинственное дело в Стайлзе», разговаривая с Саттертуэйтом.
- В конце главы 3 акта 2 Саттертуэйт говорит сэру Чарльзу Картрайту, что он не первый раз расследует преступления. Он только начинает рассказывать о событиях повести « В «Колокольчиках и пестрых», как его прерывает сэр Чарльз и начинает рассказывать свою собственную историю.
- Во втором акте, главе 1, сэр Чарльз Картрайт обсуждает резервирование купе в «Голубом поезде», чтобы поехать из Франции в Англию. Это титульный поезд из другой загадки Пуаро, «Тайны синего поезда» , опубликованной в 1928 году.
История публикаций
[ редактировать ]
- 1934, Додд Мид и компания (Нью-Йорк), твердый переплет, 279 стр.
- 1935, Криминальный клуб Коллинза (Лондон), январь 1935 года, твердый переплет, 256 стр.
- 1945, Avon Books (Нью-Йорк), мягкая обложка, (Avon номер 61), 230 стр.
- 1957, Fontana Books (выходные данные HarperCollins ), мягкая обложка, 192 стр.
- 1961, Популярная библиотека (Нью-Йорк), мягкая обложка, 175 стр.
- 1964, Pan Books, мягкая обложка (номер Pan X275), 203 стр.
- 1972, издание собрания сочинений Greenway (Уильям Коллинз), твердый переплет, 253 стр., ISBN 0-00-231816-4
- 1973, издание собрания сочинений Greenway (Додд Мид), твердый переплет, 253 стр.
- 1975, издание Ulverscroft для крупной печати, твердый переплет, 351 стр., ISBN 0-85456-326-1
- 2006, Факсимиле Пуаро (факсимиле первого издания Великобритании 1935 года), HarperCollins, 6 ноября 2006 г., твердый переплет ISBN 0-00-723441-4
Недавно были выпущены две версии аудиокниги.
- В 2003 году компания BBC Audiobooks выпустила полное чтение Эндрю Сакса.
- В 2012 году HarperAudio выпустила полное чтение Хью Фрейзера.
Настоящей первой публикацией романа стала его публикация в газете Saturday Evening Post шестью частями с 9 июня (том 206, номер 50) по 14 июля 1934 года (том 207, номер 2) под названием « Убийство в трёх действиях » с иллюстрациями Джона Ла. Гатта. Этот роман — один из двух, которые существенно отличаются в американских изданиях (второе — «Движущийся палец »), как в твердом, так и в мягкой обложке. Американское издание « Трехактной трагедии» меняет мотив убийцы, но не настолько существенно, чтобы требовать корректировки в других главах романа. [ нужна ссылка ]
В 1935 году роман стал первым произведением Christie's, проданным тиражом 10 000 экземпляров за первый год. [ 10 ]
Адаптации
[ редактировать ]Телевидение
[ редактировать ]В 1986 году был снят телефильм под названием « Убийство в трёх действиях в главных ролях » с Питером Устиновым и Тони Кертисом , в котором действие было перенесено в Акапулько, заменен персонаж Саттертуэйта на Гастингса , а Чарльз Картрайт стал американской кинозвездой.
Адаптация с Дэвидом Суше для «Пуаро» Агаты Кристи была выпущена в качестве первого эпизода 12 сезона в 2010 году с Мартином Шоу в роли сэра Чарльза Картрайта, Артом Маликом в роли сэра Бартоломью Стрэнджа, Кимберли Никсон в роли Эгга Литтона Гора и Томом Уиздомом в роли Оливера Мандерса. Режиссером этого проекта также стала Эшли Пирс, ранее снявшая «Встречу со смертью» и «Мертвая миссис МакГинти» для сериала ITV. В адаптации был исключен персонаж Саттертуэйта и изменен ряд деталей, но в целом она соответствовала сюжету романа.
Роман также был адаптирован как эпизод французского телесериала 2018 года Les Petits Meurtres d'Agatha Christie .
Радио
[ редактировать ]с была сделана радиопродукция для BBC Radio 4 В 2002 году Джоном Моффаттом в роли Пуаро, Майклом Кокрейном в роли сэра Чарльза, Джорджем Коулом в роли Саттертуэйта, Бет Чалмерс в роли Гермионы Литтон Гор (Эгг), героини, и Клайвом Меррисоном в роли сэра Бартоломью. [ 11 ]
Спектакль транслировался в пяти еженедельных выпусках на BBC Radio 4 и в основном остается верным роману, с внесенными лишь очень небольшими изменениями. Сэр Чарльз отправляется на юг Франции, чтобы сбежать от Эгг, первоначально полагая, что она влюблена в Оливера Мандерса, после поцелуя на ночь между двумя персонажами. В конце истории, как только Пуаро раскрыл мотив и доказательства первой жены, сэр Чарльз выбегает из комнаты, чтобы «выбрать выход». Подразумевается, что он выбирает более быстрый вариант самоубийства. Затем Мандерс забирает потрясенное и эмоциональное Яйцо домой, оставляя Пуаро и Саттертуэйта размышлять о том, что они могли стать жертвами ядовитого коктейля на вечеринке сэра Чарльза.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Джон Купер и Б.А. Пайк. Детективная фантастика - путеводитель для коллекционера (Scholar Press, новое издание 1994 г.; ISBN 0-85967-991-8 ), стр. 82, 86
- ^ Jump up to: а б Американская дань уважения Агате Кристи
- ^ Jump up to: а б Крис Пирс, Ральф Спурриер и Джейми Стерджен, Криминальный клуб Коллинза – Контрольный список первых изданий (Dragonby Press, изд. марта 1999 г.), стр. 15
- ↑ Литературное приложение к The Times , 31 января 1935 г. (стр. 63)
- ^ Книжное обозрение New York Times , 7 октября 1934 г. (стр. 20)
- ↑ The Observer , 6 января 1935 г. (стр. 7)
- ↑ The Guardian , 29 января 1935 г., стр. 7
- ^ Барнард, Роберт, Талант обманывать: оценка Агаты Кристи (Fontana Books, издание 1990 г., ISBN 0-00-637474-3 ), с. 207
- ^ Кристи, Агата (1963). Убийства по каналу ABC . Нью-Йорк: Карманные книги. стр. 14 . ISBN 0-671-46477-9 .
- ^ «100 фактов об Агате Кристи» . Официальный сайт Агаты Кристи . 10 сентября 2020 г. Проверено 1 января 2021 г.
- ^ «Трехактная трагедия: Пуаро» . Радио Би-би-си 4 . Проверено 19 августа 2015 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Трехактная трагедия на официальном сайте Агаты Кристи
- Трехактная трагедия на новом официальном сайте Агаты Кристи
- Убийство в трех действиях (1986) на IMDb
- Трагедия в трех актах (2010) на IMDb
- Романы Эркюля Пуаро
- Британские романы 1934 года
- Работы первоначально опубликованы в The Saturday Evening Post.
- Романы, впервые изданные серийно.
- Книги Додда, Мида и компании
- Британские романы экранизированы
- Британские романы адаптированы для телешоу
- Театр-фантастика
- Действие романов происходит в Корнуолле
- Романы, действие которых происходит в Монако
- Действие романов происходит в Йоркшире