Детективная фантастика
Детективная литература — это поджанр криминальной и детективной литературы , в котором следователь или детектив — будь то профессионал, любитель или пенсионер — расследует преступление, часто убийство . Детективный жанр зародился примерно в то же время, что и спекулятивная фантастика и другие жанровые произведения, в середине девятнадцатого века, и остается чрезвычайно популярным, особенно в романах. [1] Некоторые из самых известных героев детективной литературы включают К. Огюста Дюпена , Шерлока Холмса и Эркюля Пуаро . Детские рассказы о «Мальчиках Харди» , «Нэнси Дрю » и «Детях товарного вагона» также печатались в течение нескольких десятилетий.
История [ править ]
Древний [ править ]
Некоторые ученые, такие как Р. Х. Пфайффер, предположили, что некоторые древние и религиозные тексты имеют сходство с тем, что позже будет названо детективной фантастикой. В ветхозаветной истории о Сусанне и старейшинах ( протестантская Библия помещает эту историю в апокрифы ) рассказ двух свидетелей опровергается, когда Даниил подвергает их перекрестному допросу. В ответ автор Джулиан Саймонс заявил, что «те, кто ищет фрагменты открытий в Библии и Геродоте, ищут только загадки» и что эти загадки не являются детективными историями. [2] В пьесе «Царь Эдип Софокла древнегреческого драматурга Эдип » расследует нераскрытое убийство царя Лая и после допроса различных свидетелей обнаруживает правду о том, что виновником является он сам. Хотя «расследование Эдипа основано на сверхъестественных, дорациональных методах, которые очевидны в большинстве повествований о преступлениях до развития мысли Просвещения в семнадцатом и восемнадцатом веках», это повествование обладает «всеми центральными характеристиками и формальными элементами детектива». история, включающая в себя тайну убийства, замкнутый круг подозреваемых и постепенное раскрытие скрытого прошлого». [3]
Ранний арабский язык [ править ]
«Тысяча и одна ночь» содержит несколько самых ранних детективных рассказов, предвосхищающих современную детективную фантастику. [4] Самым старым известным примером детективного рассказа была « Три яблока », одна из сказок, рассказанных Шахерезадой в «Тысяче и одной ночи » (« Тысячи и одной ночи »). В этой истории рыбак обнаруживает у реки Тигр который затем продает аббасидскому халифу тяжелый запертый сундук , Харуну ар-Рашиду . Когда Харун взламывает сундук, он обнаруживает тело молодой женщины, разрезанное на куски. Затем Харун приказывает своему Джафару визирю ибн Яхье раскрыть преступление и найти убийцу в течение трех дней или казнить, если он не выполнит свое задание. [5] Интрига создается за счет множества поворотов сюжета , которые происходят по мере развития истории. [6] Благодаря этим характеристикам его можно считать архетипом детективной фантастики. [7] Он предполагает использование обратной хронологии в современной детективной литературе, где история начинается с преступления, а затем представляет постепенную реконструкцию прошлого. [4]
Основное отличие Джафара («Три яблока») от более поздних вымышленных детективов, таких как Шерлок Холмс и Эркюль Пуаро , заключается в том, что у Джафара нет желания раскрывать дело. Детективная . тайна раскрывается, когда сам убийца признался в своем преступлении [8] Это, в свою очередь, приводит к другому заданию, в котором Джафар должен найти виновного, спровоцировавшего убийство, в течение трех дней, иначе он будет казнен. Джафару снова не удается найти виновного в установленный срок, но по воле случая он обнаруживает ключевой предмет. В конце концов ему удается раскрыть дело посредством рассуждений, чтобы предотвратить собственную казнь. [9]
С другой стороны, две другие истории « Тысячи и одной ночи », «Купец и вор» и «Али Ходжа», содержат двух самых ранних вымышленных детективов , которые раскрывают улики и представляют доказательства, чтобы поймать или осудить преступника, известного аудитории, с история разворачивается в обычной хронологии и преступник уже известен зрителю. Последний включает в себя кульминацию , когда главный герой детектива Али Ходжа представляет показания свидетелей-экспертов . в суде [4]
Ранний китайский [ править ]
Гунъаньская фантастика ( 公案小说 , буквально: «материалы суда публичного права») — ранний жанр китайской детективной фантастики.
Некоторые известные истории включают династии Юань рассказ «Меловой круг» (кит. 灰 闌 記 ), династии Мин сборник рассказов Бао Гун Ань (кит. 包 公公案 XVIII века ) и Ди Гун Ань (кит. 狄狄公 案 ). сборник рассказов. Последний был переведен на английский язык как «Знаменитые дела судьи Ди» голландским китаистом Робертом Ван Гуликом , который затем использовал стиль и персонажей для написания оригинальной серии «Судья Ди» .
Героем/детективом этих романов обычно был традиционный судья или подобное должностное лицо, основанное на исторических персонажах, таких как судья Бао ( Бао Цинтянь ) или судья Ди ( Ди Жэньцзе ). Хотя исторические персонажи, возможно, жили в более ранний период (например, во времена династий Сун или Тан ), большинство историй написано в более поздний период династий Мин или Цин .
Эти романы отличаются от западной традиции по нескольким пунктам, описанным Ван Гуликом: [10]
- Детектив — это местный судья, который обычно одновременно участвует в нескольких несвязанных между собой делах;
- Преступник представлен в самом начале истории, его преступление и причины тщательно объяснены, таким образом, представляя собой перевернутый детектив, а не «загадку»;
- В историях есть сверхъестественный элемент: призраки рассказывают людям об их смерти и даже обвиняют преступника;
- Рассказы наполнены экскурсами в философию, полными текстами официальных документов и многим другим, в результате чего образуются длинные книги; и
- В романах, как правило, присутствует огромное количество персонажей, обычно их сотни, и все они описаны с учетом их отношения к различным главным действующим лицам истории.
Ван Гулик выбрал Ди Гонг Ан для перевода, потому что, по его мнению, он был ближе к западному литературному стилю и с большей вероятностью понравится некитайским читателям.
Ряд произведений Гонг Ана могли быть утеряны или уничтожены во время литературной инквизиции и войн в древнем Китае. [11] В традиционной китайской культуре этот жанр не был престижным и поэтому считался менее достойным сохранения, чем произведения философии или поэзии. В основном встречаются неполные тома дел; например, экземпляр « Ди Гонг Ан» был найден в магазине подержанных книг в Токио, Япония. [ нужна ссылка ]
Ранний вестерн
Одним из самых ранних примеров детективной литературы в западной литературе является Вольтера » « Задиг (1748), в котором главный герой совершает аналитические подвиги. [12] Вещи как они есть; или «Приключения Калеба Уильямса» (1794) Уильяма Годвина изображают закон как защищающий убийцу и уничтожающий невиновных. [13] Томаса Скиннера Стерра Анонимный роман «Ричмонд, или истории из жизни офицера с Боу-стрит» был опубликован в Лондоне в 1827 году; датский криминальный рассказ Вейлбай» Ректор Стина Стенсена Блихера « был написан в 1829 году; а норвежский криминальный роман Мордет паа Маскинбиггер Рульфсен («Убийство машиниста Рульфсена») Морита Хансена был опубликован в декабре 1839 года.
« Fräulein von Scuderi » — рассказ Э.Т.А. Хоффмана 1819 года , в котором мадемуазель де Скудери доказывает невиновность любимой подозреваемой полиции в убийстве ювелира. Эту историю иногда называют первым детективным рассказом, оказавшим прямое влияние на произведение Эдгара Аллана По « Убийства на улице Морг » (1841). [14] Также предполагается, что возможное влияние на По оказал рассказ «Тайная камера», опубликованный в сентябре 1837 года Уильямом Эвансом Бертоном . Было высказано предположение, что эта история могла быть известна По, который работал на Бертона в 1839 году. [15] История рассказывалась о лондонском полицейском, который разгадывает тайну похищенной девушки. Вымышленный детектив Бертона полагался на практические методы, такие как упорная работа ногами, знание преступного мира и тайное наблюдение, а не на блеск воображения или интеллекта.
Английское жанровое истеблишмент [ править ]
Считается, что развитие детективной литературы в англоязычной литературе началось в 1841 году с публикации произведения По «Убийства на улице Морг». [12] с участием «первого вымышленного сыщика, эксцентричного и блестящего К. Огюста Дюпена ». Когда персонаж впервые появился, слово «детектив» еще не использовалось в английском языке; однако имя персонажа «Дюпен» произошло от английского слова dupe или обман. [16] По разработал «формулу сюжета, которая с тех пор пользуется успехом, плюс-минус несколько смещающихся переменных». [17] Затем По написал следующие рассказы Огюста Дюпена: « Тайна Марии Роже » в 1842 году и « Похищенное письмо » в 1844 году.
По называл свои рассказы «рассказами о рассуждениях ». [12] В таких историях основной задачей сюжета является установление истины, а обычным средством достижения истины является сложный и загадочный процесс, сочетающий в себе интуитивную логику, проницательное наблюдение и проницательный вывод. «Ранние детективные истории, как правило, следовали за главным героем расследования от первой сцены до последней, что делало распутывание дела практическим, а не эмоциональным». [17] «Тайна Мари Роже» особенно интересна, потому что это едва вымышленный рассказ, основанный на теории По о том, что случилось с реальной Мэри Сесилией Роджерс .
Уильям Рассел (1806–1876) был одним из первых английских авторов, написавших вымышленные «полицейские мемуары». [18] в период с 1849 по 1852 год он публиковал нерегулярную серию рассказов (под псевдонимом «Уотерс») в «Эдинбургском журнале» Чемберса. Несанкционированные сборники его рассказов были опубликованы в Нью-Йорке в 1852 и 1853 годах под названием «Воспоминания полицейского» . [19] Затем двенадцать рассказов были объединены в сборник под названием « Воспоминания детектива-полицейского» , опубликованный в Лондоне в 1856 году. [20]
Литературный критик Кэтрин Росс Никерсон приписывает Луизе Мэй Олкотт создание второго старейшего произведения современной детективной фантастики после рассказов По о Дюпене - триллера 1865 года «ВВ, или Заговоры и контрсюжеты». Рассказ, анонимно опубликованный Олкоттом, рассказывает о шотландском аристократе, который пытается доказать, что загадочная женщина убила его невесту и кузину. Детектив по этому делу, Антуан Дюпре, представляет собой пародию на Огюста Дюпена, который меньше озабочен раскрытием преступления, чем поиском способа раскрыть разгадку с драматическим эффектом. Росс Никерсон отмечает, что многие из американских писателей, экспериментировавших с установленными По правилами жанра, были женщинами, создавшими поджанр отечественного детектива, который процветал на протяжении нескольких поколений. В их число вошли Метты Фуллер Виктор два детективных романа «Мертвое письмо» (1867) и «Цифра восемь» (1869). [21] «Мертвое письмо» примечательно как первое полнометражное произведение американской криминальной фантастики. [22]
Эмиль Габорио был пионером жанра детективной фантастики во Франции. В «Месье Лекоке» (1868) главный герой умеет маскироваться, что является ключевой характеристикой детективов. [23] Считается, что сочинение Габорио содержит первый пример того, как детектив тщательно осматривает место преступления в поисках улик. [24]
Еще одним ранним примером детективного романа является сюжет романа «Холодный дом » (1853) Чарльза Диккенса . Однажды поздно вечером коварный адвокат Талкингхорн убит в своем офисе, а расследованием преступления занимается инспектор столичной полиции Бакет. В ту ночь на лестнице, ведущей в офис Талкингхорна, появилось множество персонажей, некоторые из них были замаскированы, и инспектор Баккет должен проникнуть в эти тайны, чтобы идентифицировать убийцу. Диккенс также оставил незаконченным после своей смерти роман « Тайна Эдвина Друда» . [25] [26]
Протеже Диккенса Уилки Коллинзу (1824–1889), которого иногда называют «дедушкой английской детективной литературы», приписывают первый великий детективный роман « Женщина в белом» . Т.С. Элиот назвал роман Коллинза «Лунный камень » (1868) «первым, самым длинным и лучшим из современных английских детективных романов… в жанре, изобретенном Коллинзом, а не По». [27] а Дороти Л. Сэйерс назвала его «вероятно, лучшим детективным рассказом, когда-либо написанным». [28] «Лунный камень» содержит ряд идей, заложивших в жанре несколько классических черт детектива ХХ века:
- английского загородного дома Ограбление
- « Внутренняя работа »
- отвлекающий маневр
- Знаменитый, опытный, профессиональный следователь
- Неумелая местная полиция
- Детективные расследования
- Большое количество ложных подозреваемых
- «Наименее вероятный подозреваемый»
- Элементарное убийство в " запертой комнате "
- Реконструкция преступления
- Последний поворот в сюжете
Хотя «Лунный камень» обычно считают первым детективным романом, на эту честь есть и другие претенденты. Ряд критиков предполагают, что менее известная « Тайна Ноттинг-Хилла» (1862–1863 гг.), написанная псевдонимом «Чарльз Феликс» (позже идентифицированный как Чарльз Уоррен Адамс [29] [30] ), предшествовало этому несколько лет и впервые использовало методы, которые впоследствии определили жанр. [29] [31]
Литературные критики Крис Уиллис и Кейт Уотсон считают Мэри Элизабет Брэддон первую книгу , еще более раннюю «След змеи» (1861), первым британским детективным романом. [32] В «Следе змеи » «изображается новаторский детектив, мистер Питерс, который принадлежит к низшему классу и немой, и которого поначалу игнорируют как текст, так и его персонажи». [32] Более поздняя и наиболее запомнившаяся работа Брэддона «Аврора Флойд» (напечатана в форме романа 1863 года, но выпущена в сериале в 1862–1863 годах). [33] ), также есть убедительный детектив в лице детектива Гримстоуна из Скотланд-Ярда.
Тома Тейлора Мелодрама «Человек с отпускным билетом» — экранизация романа «Леонард» Эдуарда Брисбара и Эжена Нюса. [34] появился в 1863 году, представив детектива Хокшоу . Короче говоря, трудно установить, кто первым написал англоязычный детективный роман, поскольку тему исследовали одновременно разные авторы.
Анна Кэтрин Грин в своем дебютном романе 1878 года «Дело Ливенворта» и других произведениях популяризировала этот жанр среди читателей среднего класса и помогла придать жанру его классическую форму, а также разработала концепцию детективного сериала. [21] [35]
В 1887 году Артур Конан Дойл создал Шерлока Холмса , возможно, самого известного из всех вымышленных детективов. Хотя Шерлок Холмс не первый вымышленный детектив (на него повлияли Дюпен Габорио По и Лекок ), его имя стало синонимом этой роли. Конан Дойл заявил, что персонаж Холмса был вдохновлен доктором Джозефом Беллом , у которого Дойл работал клерком в Эдинбургском королевском лазарете . Как и Холмс, Белл был известен тем, что делал важные выводы из самых незначительных наблюдений. [36] Блестящий лондонский «детектив-консультант», проживающий по адресу Бейкер-стрит, 221Б , Холмс известен своим интеллектуальным мастерством и умелым использованием проницательного наблюдения , дедуктивного рассуждения и судебно-медицинских навыков для решения сложных дел . Конан Дойл написал четыре романа и пятьдесят шесть рассказов с участием Холмса, и все истории, кроме четырех, рассказаны другом, помощником и биографом Холмса, доктором Джоном Х. Ватсоном .
Золотого века Романы
Период между Первой и Второй мировыми войнами (1920-е и 1930-е годы) обычно называют Золотым веком детективной фантастики . [38] В этот период появился ряд очень популярных писателей, в том числе в основном британских, но также и значительная часть американских и новозеландских писателей. Писатели-женщины составляли большую часть известных писателей Золотого века. Агата Кристи , Дороти Л. Сэйерс , Жозефина Тей , Марджери Аллингем и Нгайо Марш были особенно известными писательницами того времени. [38] За исключением Марша (новозеландца), все они были британцами.
Различные условности детективного жанра были стандартизированы во время Золотого века, а в 1929 году некоторые из них были систематизированы английским католическим священником и автором детективных рассказов Рональдом Ноксом в его «Декалоге» правил детективной литературы. Одним из его правил было избегать сверхъестественных элементов, чтобы основное внимание оставалось на самой тайне. [38] Нокс утверждал, что детективный рассказ «должен иметь своим главным интересом разгадку тайны; тайны, элементы которой ясно представлены читателю на ранней стадии разбирательства и чья природа такова, что вызывает любопытство, любопытство». что приносит удовлетворение в конце». [39] Другой распространенный обычай в детективных рассказах Золотого века заключался в том, что посторонний - иногда наемный следователь или полицейский, но часто одаренный любитель - расследовал убийство, совершенное в закрытой среде одним из ограниченного числа подозреваемых.
Самым распространенным поджанром детективного романа стал детектив (или детектив, сокращенно от «кто это сделал?»). В этом поджанре можно проявить большую изобретательность, рассказав о преступлении, обычно убийстве, и последующем расследовании. Эта цель заключалась в том, чтобы скрыть личность преступника от читателя до конца книги, когда будут раскрыты и метод, и преступник. По мнению ученых Кэрол Кисмарик и Марвина Хейфермана , «золотой век детективной фантастики начался с того, что высококлассные детективы-любители выслеживали убийц, скрывающихся в розариях, проселочных переулках и живописных деревнях. Многие традиции жанра детективной фантастики развивались в В эту эпоху многочисленные писатели — от артистов-популистов до уважаемых поэтов — пробовали свои силы в написании детективных историй». [17]
Джон Диксон Карр , который также писал как Картер Диксон, использовал в своих произведениях подход «головоломки», который характеризовался включением сложной головоломки, которую читатель должен попытаться разгадать. Он создавал гениальные и, казалось бы, невозможные сюжеты и считается мастером « тайны запертой комнаты ». Две самые известные работы Карра — «Дело о постоянных самоубийствах» (1941) и «Пустой человек» (1935). [40] Другой автор, Сесил Стрит , который также писал как Джон Роуд, писал о детективе докторе Пристли , который специализировался на сложных технических устройствах. В Соединенных Штатах поджанр детективного сериала был принят и расширен Рексом Стаутом и Эллери Куином , а также другими. Акцент на формальных правилах во время Золотого века привел к созданию великих произведений, хотя и с очень стандартизированной формой. Наиболее успешные романы этого времени отличались «оригинальным и захватывающим сюжетом; различие в написании, яркое ощущение места, запоминающийся и убедительный герой и способность вовлечь читателя в свой уютный и очень индивидуальный мир». [38]
Агата Кристи [ править ]
Агата Кристи не только самая известная писательница Золотого века, но и считается одним из самых известных авторов всех жанров всех времен. На момент своей смерти в 1976 году «она была самым продаваемым писателем в истории». [39]
Многие из самых популярных книг Золотого века были написаны Агатой Кристи. Она выпустила длинную серию книг с участием таких детективных персонажей, как Эркюль Пуаро и мисс Марпл , среди других. Ее успех объясняется тем, что ее истории основываются на сложных головоломках, «в сочетании со стереотипными персонажами и живописной обстановкой среднего класса». [39] Среди самых известных работ Кристи — «Убийство в Восточном экспрессе» (1934), «Смерть на Ниле» (1937), «Три слепые мыши» (1950) и «И никого не стало» (1939).
По стране [ править ]
Китай [ править ]
Китая Через золотой век криминальной фантастики (1900–1949), переводы западной классики и детективные произведения коренных народов Китая. [41] циркулировал внутри страны.
Чэн Сяоцин впервые познакомился с очень популярными рассказами сэра Артура Конан Дойля , будучи подростком. В последующие годы он сыграл важную роль в переводе их сначала на классический, а затем и на народный китайский язык . Переведенные Чэн Сяоцином произведения Конан Дойля познакомили Китай с новым типом повествовательного стиля. В переводившихся западных детективах часто подчеркивались «индивидуальность, равенство и важность знаний». [42] апеллируя к Китаю, что пришло время открыть глаза на остальной мир.
Этот стиль положил начало интересу Китая к популярной криминальной фантастике и побудил Чэн Сяоцина написать свой собственный криминальный роман «Шерлок в Шанхае» . [43] В конце 1910-х годов Ченг начал писать детективную фантастику, вдохновленную стилем Конан Дойля, с Бао в роли рассказчика, похожего на Ватсона; редкий случай такого прямого заимствования из зарубежной художественной литературы. [43] Прославленный как «Восточный Шерлок Холмс», [41] дуэт Хо Сан и Бао Лан становятся аналогами персонажей Дойла Шерлока Холмса и доктора Ватсона .
Иран [ править ]
«Садик Мамкули, Шерлок Холмс из Ирана, Шериф Исфахана» — первый крупный детектив на персидском языке , написанный Казимом Мустааном аль-Султаном (Хуши Дариан). Впервые она была опубликована в 1925 году. Биографические сведения об авторе книги не велись более 70 лет, пока не были идентифицированы после переиздания книги в 2017 году. [44]
Япония [ править ]
Эдогава Рампо — первый крупный японский современный писатель-детектив и основатель Клуба детективных историй в Японии . [45] Рампо был поклонником западных писателей-детективов. Свою известность он приобрел в начале 1920-х годов, когда стал привносить в жанр множество причудливых, эротических и даже фантастических элементов. Частично это связано с социальной напряженностью перед Второй мировой войной . [46] В 1957 году Сейчо Мацумото получил премию японских детективных писателей за рассказ «Лицо» ( 顔 kao ). Последующие работы «Лица» и Мацумото положили начало «социальной школе» (社会派 shakai ha ) внутри жанра, которая подчеркивала социальный реализм , описывала преступления в обычной обстановке и задавала мотивы в более широком контексте социальной несправедливости и политической коррупции. [46] С 1980-х годов « новая ортодоксальная школа » (新本格派 син хонкаку ха появилась ). Это требует восстановления классических правил детективной литературы и использования большего количества саморефлексивных элементов. Среди известных авторов этого движения Соджи Симада , Юкито Аяцудзи , Ринтаро Норизуки , Алиса Арисугава , Каору Китамура и Таку Ашибе .
Индия [ править ]
Коттаям Пушпанатх , плодовитый писатель. [47] воплотил в жизнь множество ярких персонажей и загадок. Пушпанатх несколько лет преподавал историю, прежде чем стал полноценным писателем. [47] В последних 1960-х годах состоялся его литературный дебют вместе с Чуванной Манушян . [48] Пушпанатх является автором более 350 детективных романов. [49]
Пакистан [ править ]
Ибн-э-Сафи — самый популярный на языке урдо . писатель-детектив [50] Он начал писать свои знаменитые «Джасуси Дунья» из серии шпионские рассказы в 1952 году вместе с полковником Фариди и капитаном. Хамид в роли главных героев.В 1955 году он начал писать шпионские романы серии «Имран» с Али Имраном в роли начальника секретной службы X2 и его товарищей.После его смерти многие другие писатели приняли образ Али Имрана и написали шпионские романы.
Еще одним популярным писателем шпионских романов был Иштиак Ахмад, написавший серию шпионских романов «Инспектор Джамшид», «Инспектор Камран Мирза» и брат Шуки.
Россия [ править ]
Истории о грабителях и сыщиках издревле были очень популярны на Руси. Знаменитым героем XVIII века был Иван Осипов (1718 – после 1756) по прозвищу Иван Каин. Среди других примеров ранних русских детективов: «Горькая судьба» (1789) М.Д. Чулкова (1743–1792), [51] «Перстень на пальце» (1831) Евгения Баратынского , «Белое привидение» (1834) Михаила Загоскина , «Преступление и наказание» (1866) и «Братья Карамазовы » (1880) Федора Достоевского . [52] Детективная фантастика в современной русской литературе с четкими детективными сюжетами началась с «Луча смерти Гарина» (1926–1927) и «Черного золота» (1931) Алексея Николаевича Толстого , «Беспорядка» Мариетты Шагинян , «Записок следователя» Льва Шейнина . [53] Борис Акунин – известный российский писатель исторического детектива в современной России.
США [ править ]
В Соединенных Штатах детективная фантастика возникла в 1960-х годах и приобрела известность в последующие десятилетия как способ для авторов донести истории о различных субкультурах до широкой аудитории. Один ученый написал о детективных романах Тони Хиллермана , действие которых происходит среди индейского населения Нью-Мексико : «Многие американские читатели, вероятно, получили больше понимания традиционной культуры навахо из его детективных рассказов, чем из любых других недавних книг». [54] Другими известными писателями, которые исследовали региональные и этнические сообщества в своих детективных романах, являются Гарри Кемельман , чья серия «Рабби Смолл» была создана в консервативной еврейской общине Массачусетса ; Уолтер Мосли , чьи книги «Легкий Роулинз» разворачиваются в афроамериканском сообществе Лос-Анджелеса 1950-х годов ; и Сара Парецки , чьи книги В.И. Варшавского исследовали различные субкультуры Чикаго .
Поджанры [ править ]
Вкрутую [ править ]
Мартин Хьюитт, созданный британским писателем Артуром Моррисоном в 1894 году, является одним из первых примеров современного стиля вымышленного частного детектива . Этот персонаж описывается как « детектив- обычный человек , призванный бросить вызов детективу-супермену, которого представлял Холмс». [55]
К концу 1920-х годов Аль Капоне и американская мафия внушали не только страх, но и пробудили у широкой публики интерес к американскому преступному миру . Популярные журналы криминального чтива, такие как Black Mask, извлекли из этого выгоду, поскольку такие авторы, как Кэррол Джон Дейли, публиковали жестокие истории, в которых основное внимание уделялось хаосу и несправедливости вокруг преступников, а не обстоятельствам преступления. Очень часто никакой настоящей тайны даже не существовало: книги просто вращались вокруг отправления правосудия тем, кто заслуживал жестокого обращения, которое описывалось в явных деталях». [17] Общая тема, которую изобразили эти писатели, отражала «меняющееся лицо самой Америки». [55]
В 1930-е годы жанр частного сыщика был полностью принят американскими писателями. Одним из основных авторов этого стиля был Дэшил Хэммет со своим знаменитым персонажем частного детектива Сэмом Спейдом . [56] Его стиль криминальной фантастики стал известен как « крутой », жанр, который «обычно имеет дело с преступной деятельностью в современной городской среде, мире разрозненных знаков и анонимных незнакомцев». [56] «Эти истории, рассказанные резким, а иногда и элегантным языком бесстрастными глазами новых героев-детективов, были американским феноменом». [17]
В конце 1930-х годов Рэймонд Чендлер обновил форму с помощью своего частного детектива Филипа Марлоу , который придал детективу более интимный голос, чем более отстраненный стиль «отчета оперативника» в рассказах Хэммета о континентальных операциях . [57] Рассказы Чендлера были известны тем, что они отсылали к американскому преступному миру, включая темные переулки и крутых головорезов, богатых женщин и влиятельных мужчин. О персонаже Филипа Марлоу было снято несколько художественных и телефильмов. Джеймс Хэдли Чейз написал несколько романов с частными глазами в качестве главных героев, в том числе «Реквием блондинки» (1945), «Положи ее среди лилий» (1950) и «Разбери сам» (1950). Герои этих романов — типичные частные сыщики, очень похожие на или заимствующие его . произведения Рэймонда Чендлера [58]
Росс Макдональд , псевдоним Кеннета Миллара , снова обновил форму своим детективом Лью Арчером . Арчер, как и вымышленные герои Хэммета, был оператором, о прошлом которого почти ничего не известно. «Поверните Арчера боком, и он исчезнет», — написал один рецензент. Критики высоко оценили использование Макдональдом психологии и его прозу, полную образов . Как и другие «крутые» писатели, Макдональд стремился создать впечатление реализма в своих произведениях посредством насилия, секса и конфронтации. Фильм 1966 года «Харпер» в главной роли с Полом Ньюманом был основан на первом рассказе Лью Арчера «Движущаяся мишень» (1949). Ньюман повторил роль в «Тонущем пруду» в 1976 году.
Майкл Коллинз , псевдоним Денниса Линдса, обычно считается автором, который привел эту форму в современную эпоху. Как и Хэммет, Чендлер и Макдональд, главным героем Коллинза был частный сыщик Дэн Форчун. Однако рассказы Коллинза также включали в себя элемент социологической рефлексии, исследуя значение места его персонажей в обществе и влияние общества на людей. Его книги, полные комментариев и отрывочной прозы, были более интимными, чем книги его предшественников, и драматизировали то, что преступление может произойти в собственной гостиной.
«Крутой» роман был областью, в которой доминировали мужчины, и в которой авторы-женщины редко находили публикацию до тех пор, пока Марсия Мюллер , Сара Парецки и Сью Графтон не были наконец опубликованы в конце 1970-х - начале 1980-х годов. Детективы каждого автора, тоже женщины, были умными, физическими и умели постоять за себя. [59] Их признание и успех побудили издателей искать других авторов-женщин.
Перевернутый [ править ]
Перевернутый детективный рассказ , также известный как « как найти », представляет собой об убийстве структуру детективного романа , в которой совершение преступления показано или описано в начале. [60] обычно включая личность преступника. [61] Затем история описывает попытку детектива разгадать тайну. Также могут быть второстепенные загадки, например, почему было совершено преступление, и они объясняются или решаются по ходу повествования. Этот формат представляет собой инверсию более типичного « детективного расследования », в котором виновник преступления не раскрывается до кульминации истории.
Полиция процессуальная [ править ]
Во многих детективных рассказах являются полицейские главными героями . Эти истории могут принимать самые разные формы, но многие авторы пытаются реалистично изобразить повседневную деятельность группы полицейских, которые часто одновременно работают над несколькими делами. Некоторые из этих историй являются детективами; в других случаях преступник хорошо известен, и детектив должен собрать достаточно доказательств, чтобы предъявить ему обвинение в преступлении.
В 1940-х годах полицейские процедуры превратились в новый стиль детективной литературы. В отличие от героев Кристи, Чендлера и Спиллейна, полицейский детектив был подвержен ошибкам и был ограничен правилами и положениями. Как пишет Гэри Хуаслейден в «Местах для мертвых тел» , «не все клиенты были ненасытными красотками , и неизменно существовала жизнь вне работы». Детектив в полицейском процессе делает то же, что и полицейские, чтобы поймать преступника. Среди выдающихся писателей этого жанра — Эд МакБейн , П.Д. Джеймс и Бартоломью Гилл . [60]
Историческая тайна [ править ]
Действие исторической тайны разворачивается в период времени, который считается историческим с точки зрения автора, а центральный сюжет включает в себя раскрытие тайны или преступления (обычно убийства). Хотя произведения, сочетающие эти жанры, существуют, по крайней мере, с начала 20 века, многие отдают должное Эллиса Питерса » «Хроникам Кадфаэля (1977–1994) за популяризацию того, что впоследствии стало известно как историческая загадка. [62] [63]
Вариацией на эту тему является « Жозефины Тей » Дочь времени . В нем инспектор Скотленд-Ярда Алан Грант, считающий себя хорошим знатоком лиц, с удивлением обнаруживает, что то, что он считает портретом чувствительного человека, на самом деле является портретом Ричарда III , который убил детей своего брата, чтобы стать королем. История подробно описывает его попытку докопаться до исторической правды о том, является ли Ричард III злодеем, которым его выставила история. Роман занял первое место в списке 100 лучших криминальных романов всех времен по версии Ассоциации писателей-криминалистов Великобритании. [64] и четвертое место в списке 100 лучших детективных романов американских писателей-детективов всех времен. [65]
Уютная тайна [ править ]
Уютная детективная история началась в конце 20-го века как новое изобретение детективного романа Золотого века ; в этих романах обычно избегают насилия и напряжения, и в них часто фигурируют женщины-детективы-любители. Современные уютные загадки часто, хотя и не обязательно, юмористичны и тематичны. Вариации поджанра включают, среди прочего, кулинарную тайну, тайну животных и тайну лоскутного шитья.
В уютных загадках минимальное насилие, секс и социальная значимость; решение, достигаемое интеллектом или интуицией, а не полицейской процедурой, с восстановлением порядка в конечном итоге; благородные персонажи; и обстановка в закрытом сообществе. В число писателей входят Агата Кристи , Дороти Л. Сэйерс и Элизабет Дейли . [60]
Тайна серийного убийцы [ править ]
Тайну серийного убийцы можно рассматривать как разновидность полицейской процедуры. Есть ранние детективные романы, в которых полицейские силы пытаются бороться с типом преступника, известного в 1920-х годах как маньяк-убийца, например, несколько ранних романов Филипа Макдональда и Эллери Квина «Многохвостый кот» . Однако такого рода истории стали гораздо более популярными после появления термина «серийный убийца» в 1970-х годах и публикации « Молчания ягнят» в 1988 году. В этих историях часто показаны действия многих сотрудников полиции или правительства. агентство в своих усилиях по задержанию убийцы, который выбирает жертв по каким-то непонятным причинам. Они также часто гораздо более жестокие и тревожные, чем другие загадки.
Юридический триллер [ править ]
Юридический триллер, или судебный роман, также имеет отношение к детективной фантастике. Сама система правосудия всегда является важной частью этих произведений, иногда выступая почти как один из персонажей. [66] Таким образом, правовая система обеспечивает основу для юридического триллера в той же степени, в какой система современной полицейской работы обеспечивает полицейскую процессуальную основу . Юридический триллер обычно начинается с судебного разбирательства после закрытия расследования, которое часто приводит к новому взгляду на расследование и к результату, отличному от того, который первоначально планировался следователями. В юридическом триллере судебные разбирательства играют очень активную, если не сказать решающую роль в доведении дела до окончательного решения. Эрл Стэнли Гарднер популяризировал судебный роман в 20 веке своей серией о Перри Мейсоне . Среди современных авторов юридических триллеров Майкл Коннелли , Линда Файрстейн , Джон Гришэм , Джон Лескроарт , Пол Левин , Лиза Скоттолайн и Скотт Туроу .
Тайна запертой комнаты [ править ]
Тайна запертой комнаты — это поджанр детективной литературы, в котором преступление (почти всегда убийство ) совершается при обстоятельствах, при которых преступнику казалось невозможным совершить преступление и/или избежать обнаружения при входе и выходе из помещения. место преступления. Жанр зародился в 19 веке. » Эдгара Аллана По « Убийство на улице Морг (1841) считается первой загадкой запертой комнаты; с тех пор эту схему использовали другие авторы. Рассматриваемое преступление обычно связано с местом преступления без указания того, как злоумышленник мог войти или выйти, т. е. с запертой комнатой. Следуя другим традициям классической детективной литературы, читателю обычно представляют загадку и все подсказки , и ему предлагается разгадать тайну до того, как решение будет раскрыто в драматической кульминации .
Оккультизм [ править ]
Оккультная детективная литература — это поджанр детективной литературы, который сочетает в себе образы детективной литературы и сверхъестественной литературы ужасов . В отличие от традиционного детектива , оккультный детектив используется в делах, связанных с призраками , демонами , проклятиями , магией , монстрами и другими сверхъестественными элементами. Некоторые оккультные детективы изображаются знающими магию, экстрасенсами или обладателями других паранормальных способностей.
«Кто-то» [ править ]
Детектив (разговорный вариант слов « или детектив Кто [был] это сделал?» или «Кто это сделал?») — сложная, сюжетно-ориентированная разновидность детективного рассказа, в которой зрителю предоставляется возможность участвовать в тот же процесс дедукции, что и главный герой на протяжении всего расследования преступления. Читателю или зрителю предоставляются подсказки, по которым можно установить личность преступника, прежде чем история представит само разоблачение в своей кульминации . «Детективы» процветали в так называемый « золотой век » детективной литературы, между 1920 и 1950 годами, когда они были преобладающим способом написания детективов.
Современная критика [ править ]
Сохраняя тайны истории [ править ]
Даже если они этого не хотят, рекламщики, рецензенты, ученые и поклонники иногда раскрывают детали или части сюжета, а иногда — например, в случае с Микки Спиллейна романом «Я, присяжные» — даже решение. После титров Билли Уайлдера фильма «Свидетель обвинения » кинозрителей просят ни с кем не рассказывать о сюжете, чтобы будущие зрители также смогли в полной мере насладиться разгадкой тайны.
Правдоподобие и совпадение [ править ]
В сериалах о детективах-любителях их частые столкновения с преступлениями часто проверяют пределы правдоподобия. Персонаж мисс Марпл появляется в двенадцати романах и двадцати рассказах. [67] Уильям Л. Де Андреа описал родной город Марпла, тихую маленькую деревню Сент-Мэри-Мид , как «устроивший зрелище человеческой развращенности, с которым могут соперничать только Содом и Гоморра ». [68] Точно так же телевизионная героиня Джессика Флетчер из «Она написала убийство» сталкивалась с телами, куда бы она ни пошла, но особенно в ее маленьком родном городке Кэбот-Коув , штат Мэн ; По оценкам New York Times , к концу 12-летнего сериала было убито почти 2% жителей города. [69] Возможно, будет более убедительно, если полицейские, судебно-медицинские эксперты главными героями серии криминальных романов станут или аналогичные специалисты.
Телесериал «Монах» часто высмеивал эту неправдоподобную частоту. Главного героя, Адриана Монка , часто обвиняют в том, что он является «приманкой на неудачу» и «магнитом для убийств» из-за того, что поблизости от него часто происходят убийства. [70]
Подобную же и Когоро Мори из манги «Детектив Конан» репутацию заработал . Хотя Мори на самом деле является частным детективом со своим собственным агентством, полиция никогда намеренно не консультируется с ним, когда он спотыкается с одного места преступления на другое.
Роль и законность совпадений часто становились темой горячих споров с тех пор, как Рональд А. Нокс категорически заявил, что «никакая случайность никогда не должна помогать сыщику» (Заповедь № 6 в его «Декалоге»). [71]
Эффекты технологий [ править ]
Технологический прогресс также сделал многие сюжеты неправдоподобными и устаревшими. Например, преобладание мобильных телефонов , пейджеров и КПК существенно изменило ранее опасные ситуации, в которых традиционно могли оказаться следователи. [72]
Одной из тактик, которая вообще избегает вопросов технологий, является жанр исторического детектива . Поскольку глобальная взаимосвязанность затрудняет достижение законного напряжения, некоторые писатели, в том числе Элизабет Питерс , П.С. Доэрти , Стивен Сэйлор и Линдси Дэвис , избегают фабрикации запутанных сюжетов, чтобы создать напряжение, вместо этого предпочитая поместить своих героев в какой-то прошлый период. Такая стратегия вынуждает главного героя полагаться на более изобретательные средства расследования, поскольку ему не хватает технологических инструментов, доступных современным детективам.
И наоборот, некоторые детективные произведения используют сетевые компьютерные технологии и связаны с киберпреступностью , как, например, «Демон» серия романов Дэниела Суареса .
заповеди Детективные
Некоторые авторы попытались составить своего рода список «детективных заповедей» для потенциальных авторов этого жанра.
Согласно «Двадцати правилам написания детективных рассказов», написанным Ван Дайном в 1928 году: «Детективный рассказ — это своего рода интеллектуальная игра. Это больше — это спортивное мероприятие. И для написания детективных рассказов существуют вполне определенные законы. — возможно, неписаные, но, тем не менее, обязательные; и каждый уважаемый и уважающий себя сочинитель литературных детективов соответствует им. Таким образом, это своего рода кредо, частично основанное на практике всех великих авторов детективов. отчасти по подсказкам внутренней совести честного автора». [73] Рональд Нокс написал сборник « Десять заповедей» или «Декалог» в 1929 году. [71] см. статью о Золотом веке детективной фантастики .
Авторы криминальной фантастики сходятся во мнении, что существует определенный набор правил, которые необходимо применять, чтобы роман действительно считался частью жанра детективной фантастики. Как отмечается во «Введении в анализ криминальной фантастики», [74] Криминальная литература за последние 100 лет обычно содержала следующие ключевые правила детективного романа:
- Преступление, чаще всего убийство, совершается в начале повествования.
- Есть множество подозреваемых с разными мотивами.
- Центральный персонаж формально или неформально выступает в роли детектива.
- Детектив собирает доказательства о преступлении и его жертве
- Обычно детектив опрашивает подозреваемых, а также свидетелей.
- Детектив разгадывает тайну и указывает на настоящего преступника
- Обычно этого преступника сейчас арестовывают или наказывают иным образом.
детективы художественные Влиятельные
Шерлок Холмс [ править ]
Шерлок Холмс — британский вымышленный детектив, созданный сэром Артуром Конан Дойлем . После первого появления в «Этюде в багровых тонах» рассказы о Шерлоке Холмсе не имели немедленного успеха. Однако после публикации в журнале «Стрэнд» в 1891 году детектив приобрел несомненную популярность. [75] После успеха Шерлока Холмса многие авторы детективов подражали структуре Конан Дойля в своих детективных рассказах и включали аспекты личности Шерлока Холмса в свои детективы.
Сериал «Шерлок Холмс» — пожалуй, самая популярная форма детективной фантастики. Конан Дойл попытался убить персонажа после двадцати трех рассказов, но по многочисленным просьбам он продолжил писать рассказы с участием этого персонажа. Популярность Шерлока Холмса выходит за рамки письменной среды. [76] Например, сериал «Шерлок», созданный BBC , приобрел очень большое количество поклонников после первого выхода в эфир в 2010 году, что вызвало новый интерес к персонажу у широкой публики. Из-за популярности Холмса Конан Дойля часто считали «таким же известным, как королева Виктория ». [75]
Эркюль Пуаро [ править ]
Эркюль Пуаро — вымышленный бельгийский частный детектив, созданный Агатой Кристи . Как один из самых известных и долгоживущих персонажей Кристи, Пуаро появился в 33 романах, одной пьесе (« Черный кофе ») и более чем 50 рассказах, опубликованных в период с 1920 по 1975 год. Эркюль Пуаро впервые появился в «Таинственном происшествии в Стайлсе » , опубликованном в 1920 году и умер в книге «Занавес» , опубликованной в 1975 году, которая является последней работой Агаты Кристи. 6 августа 1975 года газета «Нью-Йорк Таймс» опубликовала некролог о смерти Пуаро с обложкой недавно опубликованного романа на первой полосе. [77] [78]
К. Огюст Дюпен [ править ]
Ле Шевалье К. Огюст Дюпен — вымышленный персонаж, созданный Эдгаром Алланом По . Дюпен впервые появился в произведении По « Убийства на улице Морг » (1841), которое многие считают первым детективным рассказом. Он снова появляется в « Тайне Марии Роже » (1842 г.) и « Похищенном письме » (1844 г.).
К. Огюст Дюпен обычно считается прототипом многих вымышленных детективов, созданных позже, в том числе «Шерлока Холмса» Артура Конан Дойля и «Эркюля Пуаро» Кристи Агаты . Конан Дойл однажды написал: «Каждый [детективный рассказ По] представляет собой корень, из которого развилась целая литература... Где был детективный рассказ до тех пор, пока По не вдохнул в него дыхание жизни?»
Эллери Куин [ править ]
Эллери Куин — вымышленный детектив, созданный американскими писателями Манфредом Беннингтоном Ли и Фредериком Дэннеем , а также совместный псевдоним кузенов Дэннея и Ли. Впервые он появился в «Тайне римской шляпы» (1929) и снялся в более чем 30 романах и нескольких сборниках рассказов. В 1930-е и большую часть 1940-х годов Эллери Куин был, пожалуй, самым известным американским детективом-вымышленником. [79]
Детективные дебюты песни и лебединые
Многие детективы появляются более чем в одном романе или рассказе. Вот список нескольких дебютных историй и финальных появлений.
Книги [ править ]
- Кровавое убийство: от детектива к криминальному роману - история Джулиана Саймонса ISBN 0571094651
- Стейси Гиллис и Филиппа Гейтс (редакторы), Сам дьявол: злодейство в детективной фантастике и кино, Гринвуд, 2001. ISBN 0313316554
- Манихейские следователи: постколониальное и культурное перечитывание рассказов о Шерлоке Холмсе и Бёмкеше Бакши Пинаки Роя, Нью-Дели: Саруп и сыновья, 2008, ISBN 978-8176258494
- Книги-убийцы Джин Свонсон и Дина Джеймса, Berkley Prime Crime, издание 1998 г., Penguin Putnam Inc., Нью-Йорк ISBN 0425162184
- Восхитительное убийство: Социальная история криминальной истории Эрнеста Манделя , 1985. Univ. Миннесота Пресс. [ ISBN отсутствует ]
- Война Клиффорда: Поле битвы мятлика Дж. Денисон Рид ISBN 978-1737164029
См. также [ править ]
- Замкнутый круг подозреваемых
- Список загадочных двойных титулов Эйса
- Список отдельных названий серии загадочных писем Ace
- Список одиночных названий загадочных цифровых серий Ace
- Список писателей-криминалистов
- Список авторов детективной фантастики
- Список женских детективных персонажей
- Мафия
- Мистический фильм
Ссылки [ править ]
- ^ Майкл, Кокс (1992). Викторианские сказки о тайнах и открытиях: Оксфордская антология . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0192123084 .
- ^ Скаггс, Джон (2005). Криминальная фантастика (Новая критическая идиома) . Рутледж. п. 8 . ISBN 978-0415318259 .
- ^ Скаггс, Джон (2005). Криминальная фантастика (Новая критическая идиома) . Рутледж. стр. 9–11 . ISBN 978-0415318259 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Герхарди, Миа И. (1963). Искусство рассказывать истории . Архив Брилла . стр. 169–170.
- ^ Пино, Дэвид (1992), Техники рассказывания историй в «Тысячи и одной ночи» , Brill Publishers , стр. 86–91, ISBN 978-90-04-09530-4
- ^ Пино, Дэвид (1992), Техники рассказывания историй в «Тысячи и одной ночи» , Brill Publishers , стр. 93, 95, 97, ISBN 978-90-04-09530-4
- ^ Пино, Дэвид (1992), Техники рассказывания историй в «Тысячи и одной ночи» , Brill Publishers , стр. 91, ISBN 978-90-04-09530-4
- ^ Пино, Дэвид (1992), Техники рассказывания историй в «Тысячи и одной ночи» , Brill Publishers , стр. 91–92, ISBN 978-90-04-09530-4
- ^ Пино, Дэвид (1992), Техники рассказывания историй в «Тысячи и одной ночи» , Brill Publishers , стр. 96–97, ISBN 978-90-04-09530-4
- ^ Гулик, Ван (1976). Знаменитые дела судьи Ди . Дуврские публикации. стр. 1–237 . ISBN 978-0486233376 .
- ^ Кояма, Марк (11 февраля 2015 г.). «Литературная инквизиция: преследование интеллектуалов и накопление человеческого капитала в Китае» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 18 февраля 2015 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Сильверман, Кеннет (1991), Эдгар А. По: Скорбные и бесконечные воспоминания (изд. в мягкой обложке), Нью-Йорк: Harper Perennial, стр. 171 , ISBN 978-0-06-092331-0
- ^ Клиффорд, Гей (1977). « 1 Калеб Уильямс и Франкенштейн : рассказы от первого лица и «вещи как они есть» » . Жанр (10): 601–617. Архивировано из оригинала 3 ноября 2014 г. Проверено 10 декабря 2013 г.
- ^ Букер, Кристофер (2004). Семь основных сюжетов . Академик Блумсбери. п. 507 . ISBN 978-0826480378 .
- ^ Симс, Майкл (2011). Мертвый свидетель: Сборник викторианских детективных рассказов для знатоков . Книги Уокера. стр. 2–3. ISBN 978-0802779182 .
- ^ «История детективной фантастики: литературные истоки» . www.librarypoint.org . Архивировано из оригинала 01 апреля 2018 г. Проверено 29 марта 2018 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Кисмарик, Кэрол и Хейферман, Марвин. Загадочная история Нэнси Дрю и братьев Харди . Нью-Йорк: Саймон и Шустер, 1998. с. 56. ISBN 0-684-84689-6
- ^ Сондерс, Сэмюэл (2018). « « Без необходимости совать нос в чужие секреты »: криминальное писание, частные пространства и мемуары полиции середины викторианской эпохи» . Закон, преступность и история . 1 . Архивировано из оригинала 29 августа 2022 года . Проверено 4 мая 2021 г.
- ^ «Информация об авторе: Уильям Рассел» . В циркулирующей библиотеке: база данных викторианской художественной литературы . Архивировано из оригинала 4 мая 2021 года . Проверено 4 мая 2021 г.
- ^ «Таинственные воды» . Охотник за книгами в Safari . 4 июня 2015 г. Архивировано из оригинала 4 мая 2021 г. Проверено 4 мая 2021 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Росс Никерсон, Кэтрин (2010). «4: Женщины-писатели до 1960 года». В Кэтрин Росс Никерсон (ред.). Кембриджский спутник американской криминальной фантастики . Издательство Кембриджского университета. стр. 29–41. ISBN 978-0-521-13606-8 .
- ^ Орсо, Миранда (2002). «Виктор, Метта Виктория Фуллер» . Архивировано из оригинала 15 мая 2013 г. Проверено 4 ноября 2013 г.
- ^ Боннуа, Р: Эмиль Габорио или Наиссанс дю Роман Полисиер , Париж: Librairie Philosophique J Vrin, 1985, стр. 198
- ^ Ганнинг, Том (2005). «Детективы с рысьими глазами и теневые бандиты: визуальность и затмение во французских детективных рассказах и фильмах до Первой мировой войны». Йельские французские исследования (108): 74–88. дои : 10.2307/4149299 . JSTOR 4149299 .
- ^ Кейт Диккенс Перуджини (1906), « Эдвин Друд и последние дни Чарльза Диккенса», журнал Pall Mall , Vol. 37.
- ^ Дубберке, Рэй (1989). Диккенс, Друд и детективы . Тодд и Ханивелл. ISBN 978-0899628264 .
- ^ Дэвид, Дейдра (2013). Кембриджский компаньон викторианского романа . Издательство Кембриджского университета. п. 179. ИСБН 978-0521182157 .
- ^ Холл, Шэрон К. (1979). Литературная критика XX века . п. 531. Мичиганский университет.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Пол Коллинз . «Дело первого детективного романиста». Архивировано 16 июня 2022 г. в Wayback Machine , в печати как «До Геркулеса или Шерлока был Ральф», New York Times Book Review , 7 января 2011 г., стр. 46
- ^ Баклер, Уильям Э. (1952). «Один раз в неделю при Сэмюэле Лукасе, 1859–65». ПМЛА . 67 (7): 924–941. дои : 10.2307/459949 . JSTOR 459949 .
- ^ Саймонс, Джулиан (1974). Кровавое убийство: от детектива к криминальному роману: история . Пингвин Букс Лтд. 51. ИСБН 978-0140037944 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Уотсон, Кейт (2012). Женщины, пишущие криминальную фантастику, 1860–1880: четырнадцать американских, британских и австралийских авторов . Джефферсон, Северная Каролина: McFarland & Company, Inc. 46. ИСБН 978-0-7864-6782-2 .
- ^ «Бродвью Пресс: «Аврора Флойд» » . www.broadviewpress.com . Бродвью Пресс. Архивировано из оригинала 28 февраля 2014 года . Проверено 27 февраля 2014 г.
- ^ «Человек с билетом на отпуск» в Dictionary Central http://www.dictionarycentral.com/definition/the-ticket-of-leave-man.html. Архивировано 12 декабря 2013 г. в Wayback Machine . Доступ 2013.12.10.
- ^ Грондал, Пол (15 января 1995 г.). «Секрет долголетия? Элементарно, для Холмса, пока Мастер счастливо пасет пчел в сельской местности Сассекса, его поклонники каждое 6 января чествуют его день рождения» . «Таймс Юнион» . Колония, Нью-Йорк: Джордж Рэндольф Херст III . Проверено 8 января 2013 г.
- ^ Лисетт, Эндрю (2007), Человек, который создал Шерлока Холмса: жизнь и времена сэра Артура Конан Дойля , Free Press, стр. 53–54, 190 , ISBN 978-0-7432-7523-1
- ^ «Кто убил госпожу Скроф? - Bonnier Rights Finland» . Архивировано из оригинала 26 октября 2020 г. Проверено 1 августа 2020 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д «Полиция Джеймс: Кто убил золотой век преступности?» . Зритель . 14 декабря 2013 г. Архивировано из оригинала 30 марта 2018 г. Проверено 29 марта 2018 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Бернталь, JC (2016). Квиринг Агата Кристи: возвращение к золотому веку детективной фантастики . Спрингер. стр. 1–24. ISBN 978-3-319-33533-9 .
- ^ МакКинти, Адриан (29 января 2014 г.). «10 главных загадок запертой комнаты» . Хранитель . Архивировано из оригинала 24 апреля 2017 г. Проверено 29 марта 2018 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кинкли, Джеффри С. (2000). Китайское правосудие, художественная литература: право и литература в современном Китае . Издательство Стэнфордского университета. ISBN 978-0804734431 .
- ^ Пин, Чжан (13 октября 2005 г.). «Шерлок Холмс в Китае» . Перспективы . 13 (2): 106–114. дои : 10.1080/09076760508668979 . ISSN 0907-676X . S2CID 144094471 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ченг, Сяоцин (2007). Шерлок в Шанхае: истории преступлений и раскрытий . Перевод Вонга, Тимоти К. Гонолулу: Гавайский университет Press. ISBN 978-0824864286 . OCLC 256676525 .
- ^ Гянджеви, Махди. Сарнаххайи тази аз халик авалин история римской политики ададабиаят фарси, ибна, 2019
- ^ «Первый детективный рассказ в Японии был опубликован в 1889 году» . Авторы Красного круга . 15 апреля 2021 г. Архивировано из оригинала 11 августа 2020 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Манджи, Гонда (1 апреля 1993 г.). «Криминальная фантастика с социальным сознанием». Японский ежеквартальный журнал . 40 (2): 157. ПроКвест 1304283380 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Скончался малаяламский писатель-фантаст Коттаям Пушпанатх» . Новый Индийский экспресс . 2 мая 2018 г. Проверено 26 сентября 2023 г.
- ^ «Скончался писатель-детектив Коттаям Пушпанатх» . 2 мая 2018 г. Проверено 26 сентября 2023 г.
- ^ «Коттаям Пушпанатх мертв» . Индус . 2 мая 2018 года. Архивировано из оригинала 20 июля 2020 года . Проверено 26 сентября 2023 г.
- ^ Алам, Махтаб (26 июля 2020 г.). «Вспоминая Ибн-э-Сафи, книги которого стали бестселлерами спустя 40 лет после его смерти» . Проволока . Архивировано из оригинала 10 января 2022 года . Проверено 10 января 2022 г.
- ^ "Откуда есть пошёл детектив русский...", Константин Ситников, from "Наука и жизнь", 2011, № 6
- ^ "Поэтика детектива", Пётр Моисеев, Moscow: Высшая школа экономики, 2017
- ^ "Советский приключенческий детектив первой половины XX века", Булычева Вера Павловна, from "Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки", 2014, p. 2
- ^ «Канонизация, современная литература и детективная история» , Джон Г. Кавелти, из «Теории и практики классической детективной фантастики» , Джером Деламатер и др., Университет Хофстра, 1997, стр. 8
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Рзепка, Чарльз Дж. (2005). Детективная фантастика . Политика. ISBN 978-0745629421 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мессент, П. (2006). Введение: От частного сыщика к полицейским процессам – логика современной криминальной фантастики
- ^ Бил, Уэсли (2014). «Филип Марлоу, семьянин». Колледжская литература . 2014 (2): 11–28. дои : 10.1353/лит.2014.0021 .
- ^ Пристед, Биргитте Бек (2013). «Нуар гласности: советские и постсоветские публикации и рецепции Джеймса Хэдли Чейза». История книги . 16 (1): 329–363. дои : 10.1353/bh.2013.0000 . S2CID 162401996 .
- ^ Нора, Мартин (1996). «В бизнесе верить женским историям»: феминизм через детективную литературу (Сара Парецки, Сью Графтон) (Диссертация). Университет Уилфрида Лорье. Архивировано из оригинала 25 апреля 2012 г. Проверено 4 октября 2011 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Хван, Эми. «LibGuides: детективная фантастика и кино: жанры детективной и криминальной фантастики» . libguides.enc.edu . Архивировано из оригинала 20 марта 2018 г. Проверено 19 марта 2018 г.
- ^ Словарь литературных тем и мотивов . Сеньёре, Жан-Шарль. Нью-Йорк: Гринвуд Пресс. 1988. ISBN 978-0313263965 . ОСЛК 15696167 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Ривкин, Дэвид Б. младший (27 февраля 2010 г.). «Исторические детективные романы» . Уолл Стрит Джорнал . ISSN 0099-9660 . Архивировано из оригинала 20 марта 2018 г. Проверено 19 марта 2018 г.
- ^ «Тайны истории» . ИздательствоWeekly.com . Архивировано из оригинала 25 января 2020 г. Проверено 19 марта 2018 г.
- ^ «Книжные награды: 100 лучших криминальных романов всех времен - Ассоциация писателей-криминалистов Великобритании» . Библиотечная вещь . Архивировано из оригинала 06 февраля 2021 г. Проверено 1 февраля 2021 г.
- ^ «100 лучших детективных романов американских писателей-детективов всех времен» . Библиотечная вещь . Архивировано из оригинала 20 декабря 2020 г. Проверено 1 февраля 2021 г.
- ^ Зауэрберг, Ларс Оле (2016). Юридический триллер от Гарднера до Гришэма: увидимся в суде! . Лондон. стр. 1–12. дои : 10.1057/978-1-137-40730-6_1 . ISBN 978-1-137-40730-6 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ «Мисс Марпл — Персонажи» . www.agathachristie.com . Проверено 15 декабря 2023 г.
- ^ ДеАндреа, Уильям Л. (1994). Таинственная энциклопедия: всеобъемлющее руководство по искусству обнаружения в печати, кино, радио и телевидении (1-е изд.). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Общий справочник Прентис-Холла. ISBN 978-0-671-85025-8 .
- ^ Бэррон, Джеймс (14 апреля 1996 г.). «Кто? Эта толпа моложе 40 лет» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Архивировано из оригинала 29 января 2018 г. Проверено 29 марта 2018 г.
- ^ «Это сделал дворецкий: страсть к детективным романам» . mondayeveningclub.blogspot.ca . 28 февраля 2009 г. Архивировано из оригинала 22 марта 2018 г. Проверено 22 марта 2018 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Декалог отца Нокса: Десять правил детективной фантастики (золотого века)» . www.thrillingdetective.com . Архивировано из оригинала 01 апреля 2018 г. Проверено 22 марта 2018 г.
- ^ «Став Шерез: криминальная фантастика и технологии – Dead Good» . Мертвое добро . 29 января 2017 г. Архивировано из оригинала 22 марта 2018 г. Проверено 22 марта 2018 г.
- ^ «Двадцать правил написания детективных рассказов (1928) С. С. Ван Дайна» . Gaslight.mtroyal.ca. Архивировано из оригинала 13 января 2013 г. Проверено 14 февраля 2013 г.
- ^ Милда, Даните (2011). Введение в анализ криминальной литературы: удобное руководство . Университет Витаутаса Великого. ISBN 9789955126980 . Архивировано из оригинала 22 марта 2018 г. Проверено 22 марта 2018 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Армстронг, Дженнифер Кейшин. «Как Шерлок Холмс изменил мир» . Архивировано из оригинала 17 февраля 2018 г. Проверено 22 марта 2018 г.
- ^ Натан, Ричард (18 декабря 2020 г.). «Сверхвлиятельные люди: два британских вымышленных викторианца, изменившие Японию» . Авторы Красного круга . Архивировано из оригинала 18 декабря 2020 г. Проверено 15 апреля 2021 г.
- ^ «Агата Кристи: Персонажи – Пуаро» . 12 апреля 2010 г. Архивировано из оригинала 12 апреля 2010 г. Проверено 29 марта 2018 г.
- ^ Ласк, Томас (6 августа 1975 г.). «Эркюль Пуаро мертв; знаменитый бельгийский сыщик» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Архивировано из оригинала 07.11.2017 . Проверено 21 марта 2018 г.
- ^ Герберт, Розмари (2003). Whodunit?: Кто есть кто в написании детективов и детективов . Издательство Оксфордского университета. п. 161. ИСБН 978-0-19-515761-1 .
Дальнейшее чтение [ править ]
- Витчи, Н.С. (2002), Следы золота: природные ресурсы Калифорнии и претензии на реализм в западноамериканской литературе , Таскалуса: University of Alabama Press., ISBN 978-0-8173-1117-9
- Выставка детективной фантастики. Архивировано 20 февраля 2020 г. в Wayback Machine , Университета Монаша. Библиотека