Jump to content

Детективная фантастика

Детектив-консультант Шерлок Холмс осматривает ботинки подозреваемого на иллюстрации к рассказу 1891 года « Тайна долины Боскомб ».

Детективная литература — это поджанр криминальной и детективной литературы , в котором следователь или детектив — будь то профессионал, любитель или пенсионер — расследует преступление, часто убийство . Детективный жанр зародился примерно в то же время, что и спекулятивная фантастика и другие жанровые произведения, в середине девятнадцатого века, и остается чрезвычайно популярным, особенно в романах. [1] Некоторые из самых известных героев детективной литературы включают К. Огюста Дюпена , Шерлока Холмса и Эркюля Пуаро . Детские рассказы о «Мальчиках Харди» , «Нэнси Дрю » и «Детях товарного вагона» также печатались в течение нескольких десятилетий.

История [ править ]

Древний [ править ]

Некоторые ученые, такие как Р. Х. Пфайффер, предположили, что некоторые древние и религиозные тексты имеют сходство с тем, что позже будет названо детективной фантастикой. В ветхозаветной истории о Сусанне и старейшинах ( протестантская Библия помещает эту историю в апокрифы ) рассказ двух свидетелей опровергается, когда Даниил подвергает их перекрестному допросу. В ответ автор Джулиан Саймонс заявил, что «те, кто ищет фрагменты открытий в Библии и Геродоте, ищут только загадки» и что эти загадки не являются детективными историями. [2] В пьесе «Царь Эдип Софокла древнегреческого драматурга Эдип » расследует нераскрытое убийство царя Лая и после допроса различных свидетелей обнаруживает правду о том, что виновником является он сам. Хотя «расследование Эдипа основано на сверхъестественных, дорациональных методах, которые очевидны в большинстве повествований о преступлениях до развития мысли Просвещения в семнадцатом и восемнадцатом веках», это повествование обладает «всеми центральными характеристиками и формальными элементами детектива». история, включающая в себя тайну убийства, замкнутый круг подозреваемых и постепенное раскрытие скрытого прошлого». [3]

Ранний арабский язык [ править ]

«Тысяча и одна ночь» содержит несколько самых ранних детективных рассказов, предвосхищающих современную детективную фантастику. [4] Самым старым известным примером детективного рассказа была « Три яблока », одна из сказок, рассказанных Шахерезадой в «Тысяче и одной ночи » (« Тысячи и одной ночи »). В этой истории рыбак обнаруживает у реки Тигр который затем продает аббасидскому халифу тяжелый запертый сундук , Харуну ар-Рашиду . Когда Харун взламывает сундук, он обнаруживает тело молодой женщины, разрезанное на куски. Затем Харун приказывает своему Джафару визирю ибн Яхье раскрыть преступление и найти убийцу в течение трех дней или казнить, если он не выполнит свое задание. [5] Интрига создается за счет множества поворотов сюжета , которые происходят по мере развития истории. [6] Благодаря этим характеристикам его можно считать архетипом детективной фантастики. [7] Он предполагает использование обратной хронологии в современной детективной литературе, где история начинается с преступления, а затем представляет постепенную реконструкцию прошлого. [4]

Основное отличие Джафара («Три яблока») от более поздних вымышленных детективов, таких как Шерлок Холмс и Эркюль Пуаро , заключается в том, что у Джафара нет желания раскрывать дело. Детективная . тайна раскрывается, когда сам убийца признался в своем преступлении [8] Это, в свою очередь, приводит к другому заданию, в котором Джафар должен найти виновного, спровоцировавшего убийство, в течение трех дней, иначе он будет казнен. Джафару снова не удается найти виновного в установленный срок, но по воле случая он обнаруживает ключевой предмет. В конце концов ему удается раскрыть дело посредством рассуждений, чтобы предотвратить собственную казнь. [9]

С другой стороны, две другие истории « Тысячи и одной ночи », «Купец и вор» и «Али Ходжа», содержат двух самых ранних вымышленных детективов , которые раскрывают улики и представляют доказательства, чтобы поймать или осудить преступника, известного аудитории, с история разворачивается в обычной хронологии и преступник уже известен зрителю. Последний включает в себя кульминацию , когда главный герой детектива Али Ходжа представляет показания свидетелей-экспертов . в суде [4]

Ранний китайский [ править ]

Гунъаньская фантастика ( 公案小说 , буквально: «материалы суда публичного права») — ранний жанр китайской детективной фантастики.

Некоторые известные истории включают династии Юань рассказ «Меловой круг» (кит. ), династии Мин сборник рассказов Бао Гун Ань (кит. 公案 XVIII века ) и Ди Гун Ань (кит. 狄公 ). сборник рассказов. Последний был переведен на английский язык как «Знаменитые дела судьи Ди» голландским китаистом Робертом Ван Гуликом , который затем использовал стиль и персонажей для написания оригинальной серии «Судья Ди» .

Героем/детективом этих романов обычно был традиционный судья или подобное должностное лицо, основанное на исторических персонажах, таких как судья Бао ( Бао Цинтянь ) или судья Ди ( Ди Жэньцзе ). Хотя исторические персонажи, возможно, жили в более ранний период (например, во времена династий Сун или Тан ), большинство историй написано в более поздний период династий Мин или Цин .

Эти романы отличаются от западной традиции по нескольким пунктам, описанным Ван Гуликом: [10]

  • Детектив — это местный судья, который обычно одновременно участвует в нескольких несвязанных между собой делах;
  • Преступник представлен в самом начале истории, его преступление и причины тщательно объяснены, таким образом, представляя собой перевернутый детектив, а не «загадку»;
  • В историях есть сверхъестественный элемент: призраки рассказывают людям об их смерти и даже обвиняют преступника;
  • Рассказы наполнены экскурсами в философию, полными текстами официальных документов и многим другим, в результате чего образуются длинные книги; и
  • В романах, как правило, присутствует огромное количество персонажей, обычно их сотни, и все они описаны с учетом их отношения к различным главным действующим лицам истории.

Ван Гулик выбрал Ди Гонг Ан для перевода, потому что, по его мнению, он был ближе к западному литературному стилю и с большей вероятностью понравится некитайским читателям.

Ряд произведений Гонг Ана могли быть утеряны или уничтожены во время литературной инквизиции и войн в древнем Китае. [11] В традиционной китайской культуре этот жанр не был престижным и поэтому считался менее достойным сохранения, чем произведения философии или поэзии. В основном встречаются неполные тома дел; например, экземпляр « Ди Гонг Ан» был найден в магазине подержанных книг в Токио, Япония. [ нужна ссылка ]

Ранний вестерн

Эдгар Аллан По (1809–1849)

Одним из самых ранних примеров детективной литературы в западной литературе является Вольтера » « Задиг (1748), в котором главный герой совершает аналитические подвиги. [12] Вещи как они есть; или «Приключения Калеба Уильямса» (1794) Уильяма Годвина изображают закон как защищающий убийцу и уничтожающий невиновных. [13] Томаса Скиннера Стерра Анонимный роман «Ричмонд, или истории из жизни офицера с Боу-стрит» был опубликован в Лондоне в 1827 году; датский криминальный рассказ Вейлбай» Ректор Стина Стенсена Блихера « был написан в 1829 году; а норвежский криминальный роман Мордет паа Маскинбиггер Рульфсен («Убийство машиниста Рульфсена») Морита Хансена был опубликован в декабре 1839 года.

« Fräulein von Scuderi » — рассказ Э.Т.А. Хоффмана 1819 года , в котором мадемуазель де Скудери доказывает невиновность любимой подозреваемой полиции в убийстве ювелира. Эту историю иногда называют первым детективным рассказом, оказавшим прямое влияние на произведение Эдгара Аллана По « Убийства на улице Морг » (1841). [14] Также предполагается, что возможное влияние на По оказал рассказ «Тайная камера», опубликованный в сентябре 1837 года Уильямом Эвансом Бертоном . Было высказано предположение, что эта история могла быть известна По, который работал на Бертона в 1839 году. [15] История рассказывалась о лондонском полицейском, который разгадывает тайну похищенной девушки. Вымышленный детектив Бертона полагался на практические методы, такие как упорная работа ногами, знание преступного мира и тайное наблюдение, а не на блеск воображения или интеллекта.

Английское жанровое истеблишмент [ править ]

Считается, что развитие детективной литературы в англоязычной литературе началось в 1841 году с публикации произведения По «Убийства на улице Морг». [12] с участием «первого вымышленного сыщика, эксцентричного и блестящего К. Огюста Дюпена ». Когда персонаж впервые появился, слово «детектив» еще не использовалось в английском языке; однако имя персонажа «Дюпен» произошло от английского слова dupe или обман. [16] По разработал «формулу сюжета, которая с тех пор пользуется успехом, плюс-минус несколько смещающихся переменных». [17] Затем По написал следующие рассказы Огюста Дюпена: « Тайна Марии Роже » в 1842 году и « Похищенное письмо » в 1844 году.

По называл свои рассказы «рассказами о рассуждениях ». [12] В таких историях основной задачей сюжета является установление истины, а обычным средством достижения истины является сложный и загадочный процесс, сочетающий в себе интуитивную логику, проницательное наблюдение и проницательный вывод. «Ранние детективные истории, как правило, следовали за главным героем расследования от первой сцены до последней, что делало распутывание дела практическим, а не эмоциональным». [17] «Тайна Мари Роже» особенно интересна, потому что это едва вымышленный рассказ, основанный на теории По о том, что случилось с реальной Мэри Сесилией Роджерс .

Уильям Рассел (1806–1876) был одним из первых английских авторов, написавших вымышленные «полицейские мемуары». [18] в период с 1849 по 1852 год он публиковал нерегулярную серию рассказов (под псевдонимом «Уотерс») в «Эдинбургском журнале» Чемберса. Несанкционированные сборники его рассказов были опубликованы в Нью-Йорке в 1852 и 1853 годах под названием «Воспоминания полицейского» . [19] Затем двенадцать рассказов были объединены в сборник под названием « Воспоминания детектива-полицейского» , опубликованный в Лондоне в 1856 году. [20]

Чарльз Диккенс (1812–1870). Фотография 1858 года.

Литературный критик Кэтрин Росс Никерсон приписывает Луизе Мэй Олкотт создание второго старейшего произведения современной детективной фантастики после рассказов По о Дюпене - триллера 1865 года «ВВ, или Заговоры и контрсюжеты». Рассказ, анонимно опубликованный Олкоттом, рассказывает о шотландском аристократе, который пытается доказать, что загадочная женщина убила его невесту и кузину. Детектив по этому делу, Антуан Дюпре, представляет собой пародию на Огюста Дюпена, который меньше озабочен раскрытием преступления, чем поиском способа раскрыть разгадку с драматическим эффектом. Росс Никерсон отмечает, что многие из американских писателей, экспериментировавших с установленными По правилами жанра, были женщинами, создавшими поджанр отечественного детектива, который процветал на протяжении нескольких поколений. В их число вошли Метты Фуллер Виктор два детективных романа «Мертвое письмо» (1867) и «Цифра восемь» (1869). [21] «Мертвое письмо» примечательно как первое полнометражное произведение американской криминальной фантастики. [22]

Эмиль Габорио был пионером жанра детективной фантастики во Франции. В «Месье Лекоке» (1868) главный герой умеет маскироваться, что является ключевой характеристикой детективов. [23] Считается, что сочинение Габорио содержит первый пример того, как детектив тщательно осматривает место преступления в поисках улик. [24]

Еще одним ранним примером детективного романа является сюжет романа «Холодный дом » (1853) Чарльза Диккенса . Однажды поздно вечером коварный адвокат Талкингхорн убит в своем офисе, а расследованием преступления занимается инспектор столичной полиции Бакет. В ту ночь на лестнице, ведущей в офис Талкингхорна, появилось множество персонажей, некоторые из них были замаскированы, и инспектор Баккет должен проникнуть в эти тайны, чтобы идентифицировать убийцу. Диккенс также оставил незаконченным после своей смерти роман « Тайна Эдвина Друда» . [25] [26]

Уилки Коллинз (1824–1889)

Протеже Диккенса Уилки Коллинзу (1824–1889), которого иногда называют «дедушкой английской детективной литературы», приписывают первый великий детективный роман « Женщина в белом» . Т.С. Элиот назвал роман Коллинза «Лунный камень » (1868) «первым, самым длинным и лучшим из современных английских детективных романов… в жанре, изобретенном Коллинзом, а не По». [27] а Дороти Л. Сэйерс назвала его «вероятно, лучшим детективным рассказом, когда-либо написанным». [28] «Лунный камень» содержит ряд идей, заложивших в жанре несколько классических черт детектива ХХ века:

Артур Конан Дойл (1859–1930)

Хотя «Лунный камень» обычно считают первым детективным романом, на эту честь есть и другие претенденты. Ряд критиков предполагают, что менее известная « Тайна Ноттинг-Хилла» (1862–1863 гг.), написанная псевдонимом «Чарльз Феликс» (позже идентифицированный как Чарльз Уоррен Адамс [29] [30] ), предшествовало этому несколько лет и впервые использовало методы, которые впоследствии определили жанр. [29] [31]

Литературные критики Крис Уиллис и Кейт Уотсон считают Мэри Элизабет Брэддон первую книгу , еще более раннюю «След змеи» (1861), первым британским детективным романом. [32] В «Следе змеи » «изображается новаторский детектив, мистер Питерс, который принадлежит к низшему классу и немой, и которого поначалу игнорируют как текст, так и его персонажи». [32] Более поздняя и наиболее запомнившаяся работа Брэддона «Аврора Флойд» (напечатана в форме романа 1863 года, но выпущена в сериале в 1862–1863 годах). [33] ), также есть убедительный детектив в лице детектива Гримстоуна из Скотланд-Ярда.

Тома Тейлора Мелодрама «Человек с отпускным билетом» — экранизация романа «Леонард» Эдуарда Брисбара и Эжена Нюса. [34] появился в 1863 году, представив детектива Хокшоу . Короче говоря, трудно установить, кто первым написал англоязычный детективный роман, поскольку тему исследовали одновременно разные авторы.

Анна Кэтрин Грин в своем дебютном романе 1878 года «Дело Ливенворта» и других произведениях популяризировала этот жанр среди читателей среднего класса и помогла придать жанру его классическую форму, а также разработала концепцию детективного сериала. [21] [35]

В 1887 году Артур Конан Дойл создал Шерлока Холмса , возможно, самого известного из всех вымышленных детективов. Хотя Шерлок Холмс не первый вымышленный детектив (на него повлияли Дюпен Габорио По и Лекок ), его имя стало синонимом этой роли. Конан Дойл заявил, что персонаж Холмса был вдохновлен доктором Джозефом Беллом , у которого Дойл работал клерком в Эдинбургском королевском лазарете . Как и Холмс, Белл был известен тем, что делал важные выводы из самых незначительных наблюдений. [36] Блестящий лондонский «детектив-консультант», проживающий по адресу Бейкер-стрит, 221Б , Холмс известен своим интеллектуальным мастерством и умелым использованием проницательного наблюдения , дедуктивного рассуждения и судебно-медицинских навыков для решения сложных дел . Конан Дойл написал четыре романа и пятьдесят шесть рассказов с участием Холмса, и все истории, кроме четырех, рассказаны другом, помощником и биографом Холмса, доктором Джоном Х. Ватсоном .

Золотого века Романы

Агата Кристи (1890–1976)
Мика Валтари (1908–1979), более известный своими историческими романами , также писал криминальные романы, такие как «Инспектор Палмус» . [37]

Период между Первой и Второй мировыми войнами (1920-е и 1930-е годы) обычно называют Золотым веком детективной фантастики . [38] В этот период появился ряд очень популярных писателей, в том числе в основном британских, но также и значительная часть американских и новозеландских писателей. Писатели-женщины составляли большую часть известных писателей Золотого века. Агата Кристи , Дороти Л. Сэйерс , Жозефина Тей , Марджери Аллингем и Нгайо Марш были особенно известными писательницами того времени. [38] За исключением Марша (новозеландца), все они были британцами.

Различные условности детективного жанра были стандартизированы во время Золотого века, а в 1929 году некоторые из них были систематизированы английским католическим священником и автором детективных рассказов Рональдом Ноксом в его «Декалоге» правил детективной литературы. Одним из его правил было избегать сверхъестественных элементов, чтобы основное внимание оставалось на самой тайне. [38] Нокс утверждал, что детективный рассказ «должен иметь своим главным интересом разгадку тайны; тайны, элементы которой ясно представлены читателю на ранней стадии разбирательства и чья природа такова, что вызывает любопытство, любопытство». что приносит удовлетворение в конце». [39] Другой распространенный обычай в детективных рассказах Золотого века заключался в том, что посторонний - иногда наемный следователь или полицейский, но часто одаренный любитель - расследовал убийство, совершенное в закрытой среде одним из ограниченного числа подозреваемых.

Самым распространенным поджанром детективного романа стал детектив (или детектив, сокращенно от «кто это сделал?»). В этом поджанре можно проявить большую изобретательность, рассказав о преступлении, обычно убийстве, и последующем расследовании. Эта цель заключалась в том, чтобы скрыть личность преступника от читателя до конца книги, когда будут раскрыты и метод, и преступник. По мнению ученых Кэрол Кисмарик и Марвина Хейфермана , «золотой век детективной фантастики начался с того, что высококлассные детективы-любители выслеживали убийц, скрывающихся в розариях, проселочных переулках и живописных деревнях. Многие традиции жанра детективной фантастики развивались в В эту эпоху многочисленные писатели — от артистов-популистов до уважаемых поэтов — пробовали свои силы в написании детективных историй». [17]

Джон Диксон Карр , который также писал как Картер Диксон, использовал в своих произведениях подход «головоломки», который характеризовался включением сложной головоломки, которую читатель должен попытаться разгадать. Он создавал гениальные и, казалось бы, невозможные сюжеты и считается мастером « тайны запертой комнаты ». Две самые известные работы Карра — «Дело о постоянных самоубийствах» (1941) и «Пустой человек» (1935). [40] Другой автор, Сесил Стрит , который также писал как Джон Роуд, писал о детективе докторе Пристли , который специализировался на сложных технических устройствах. В Соединенных Штатах поджанр детективного сериала был принят и расширен Рексом Стаутом и Эллери Куином , а также другими. Акцент на формальных правилах во время Золотого века привел к созданию великих произведений, хотя и с очень стандартизированной формой. Наиболее успешные романы этого времени отличались «оригинальным и захватывающим сюжетом; различие в написании, яркое ощущение места, запоминающийся и убедительный герой и способность вовлечь читателя в свой уютный и очень индивидуальный мир». [38]

Агата Кристи [ править ]

Агата Кристи не только самая известная писательница Золотого века, но и считается одним из самых известных авторов всех жанров всех времен. На момент своей смерти в 1976 году «она была самым продаваемым писателем в истории». [39]

Многие из самых популярных книг Золотого века были написаны Агатой Кристи. Она выпустила длинную серию книг с участием таких детективных персонажей, как Эркюль Пуаро и мисс Марпл , среди других. Ее успех объясняется тем, что ее истории основываются на сложных головоломках, «в сочетании со стереотипными персонажами и живописной обстановкой среднего класса». [39] Среди самых известных работ Кристи — «Убийство в Восточном экспрессе» (1934), «Смерть на Ниле» (1937), «Три слепые мыши» (1950) и «И никого не стало» (1939).

По стране [ править ]

Китай [ править ]

Китая Через золотой век криминальной фантастики (1900–1949), переводы западной классики и детективные произведения коренных народов Китая. [41] циркулировал внутри страны.

Чэн Сяоцин впервые познакомился с очень популярными рассказами сэра Артура Конан Дойля , будучи подростком. В последующие годы он сыграл важную роль в переводе их сначала на классический, а затем и на народный китайский язык . Переведенные Чэн Сяоцином произведения Конан Дойля познакомили Китай с новым типом повествовательного стиля. В переводившихся западных детективах часто подчеркивались «индивидуальность, равенство и важность знаний». [42] апеллируя к Китаю, что пришло время открыть глаза на остальной мир.

Этот стиль положил начало интересу Китая к популярной криминальной фантастике и побудил Чэн Сяоцина написать свой собственный криминальный роман «Шерлок в Шанхае» . [43] В конце 1910-х годов Ченг начал писать детективную фантастику, вдохновленную стилем Конан Дойля, с Бао в роли рассказчика, похожего на Ватсона; редкий случай такого прямого заимствования из зарубежной художественной литературы. [43] Прославленный как «Восточный Шерлок Холмс», [41] дуэт Хо Сан и Бао Лан становятся аналогами персонажей Дойла Шерлока Холмса и доктора Ватсона .

Иран [ править ]

«Садик Мамкули, Шерлок Холмс из Ирана, Шериф Исфахана» — первый крупный детектив на персидском языке , написанный Казимом Мустааном аль-Султаном (Хуши Дариан). Впервые она была опубликована в 1925 году. Биографические сведения об авторе книги не велись более 70 лет, пока не были идентифицированы после переиздания книги в 2017 году. [44]

Япония [ править ]

Эдогава Рампо — первый крупный японский современный писатель-детектив и основатель Клуба детективных историй в Японии . [45] Рампо был поклонником западных писателей-детективов. Свою известность он приобрел в начале 1920-х годов, когда стал привносить в жанр множество причудливых, эротических и даже фантастических элементов. Частично это связано с социальной напряженностью перед Второй мировой войной . [46] В 1957 году Сейчо Мацумото получил премию японских детективных писателей за рассказ «Лицо» ( kao ). Последующие работы «Лица» и Мацумото положили начало «социальной школе» (社会派 shakai ha ) внутри жанра, которая подчеркивала социальный реализм , описывала преступления в обычной обстановке и задавала мотивы в более широком контексте социальной несправедливости и политической коррупции. [46] С 1980-х годов « новая ортодоксальная школа » (新本格派 син хонкаку ха появилась ). Это требует восстановления классических правил детективной литературы и использования большего количества саморефлексивных элементов. Среди известных авторов этого движения Соджи Симада , Юкито Аяцудзи , Ринтаро Норизуки , Алиса Арисугава , Каору Китамура и Таку Ашибе .

Индия [ править ]

Коттаям Пушпанатх , плодовитый писатель. [47] воплотил в жизнь множество ярких персонажей и загадок. Пушпанатх несколько лет преподавал историю, прежде чем стал полноценным писателем. [47] В последних 1960-х годах состоялся его литературный дебют вместе с Чуванной Манушян . [48] Пушпанатх является автором более 350 детективных романов. [49]

Пакистан [ править ]

Ибн-э-Сафи — самый популярный на языке урдо . писатель-детектив [50] Он начал писать свои знаменитые «Джасуси Дунья» из серии шпионские рассказы в 1952 году вместе с полковником Фариди и капитаном. Хамид в роли главных героев.В 1955 году он начал писать шпионские романы серии «Имран» с Али Имраном в роли начальника секретной службы X2 и его товарищей.После его смерти многие другие писатели приняли образ Али Имрана и написали шпионские романы.

Еще одним популярным писателем шпионских романов был Иштиак Ахмад, написавший серию шпионских романов «Инспектор Джамшид», «Инспектор Камран Мирза» и брат Шуки.

Россия [ править ]

Истории о грабителях и сыщиках издревле были очень популярны на Руси. Знаменитым героем XVIII века был Иван Осипов (1718 – после 1756) по прозвищу Иван Каин. Среди других примеров ранних русских детективов: «Горькая судьба» (1789) М.Д. Чулкова (1743–1792), [51] «Перстень на пальце» (1831) Евгения Баратынского , «Белое привидение» (1834) Михаила Загоскина , «Преступление и наказание» (1866) и «Братья Карамазовы » (1880) Федора Достоевского . [52] Детективная фантастика в современной русской литературе с четкими детективными сюжетами началась с «Луча смерти Гарина» (1926–1927) и «Черного золота» (1931) Алексея Николаевича Толстого , «Беспорядка» Мариетты Шагинян , «Записок следователя» Льва Шейнина . [53] Борис Акунин – известный российский писатель исторического детектива в современной России.

США [ править ]

В Соединенных Штатах детективная фантастика возникла в 1960-х годах и приобрела известность в последующие десятилетия как способ для авторов донести истории о различных субкультурах до широкой аудитории. Один ученый написал о детективных романах Тони Хиллермана , действие которых происходит среди индейского населения Нью-Мексико : «Многие американские читатели, вероятно, получили больше понимания традиционной культуры навахо из его детективных рассказов, чем из любых других недавних книг». [54] Другими известными писателями, которые исследовали региональные и этнические сообщества в своих детективных романах, являются Гарри Кемельман , чья серия «Рабби Смолл» была создана в консервативной еврейской общине Массачусетса ; Уолтер Мосли , чьи книги «Легкий Роулинз» разворачиваются в афроамериканском сообществе Лос-Анджелеса 1950-х годов ; и Сара Парецки , чьи книги В.И. Варшавского исследовали различные субкультуры Чикаго .

Поджанры [ править ]

Вкрутую [ править ]

Мартин Хьюитт, созданный британским писателем Артуром Моррисоном в 1894 году, является одним из первых примеров современного стиля вымышленного частного детектива . Этот персонаж описывается как « детектив- обычный человек , призванный бросить вызов детективу-супермену, которого представлял Холмс». [55]

К концу 1920-х годов Аль Капоне и американская мафия внушали не только страх, но и пробудили у широкой публики интерес к американскому преступному миру . Популярные журналы криминального чтива, такие как Black Mask, извлекли из этого выгоду, поскольку такие авторы, как Кэррол Джон Дейли, публиковали жестокие истории, в которых основное внимание уделялось хаосу и несправедливости вокруг преступников, а не обстоятельствам преступления. Очень часто никакой настоящей тайны даже не существовало: книги просто вращались вокруг отправления правосудия тем, кто заслуживал жестокого обращения, которое описывалось в явных деталях». [17] Общая тема, которую изобразили эти писатели, отражала «меняющееся лицо самой Америки». [55]

В 1930-е годы жанр частного сыщика был полностью принят американскими писателями. Одним из основных авторов этого стиля был Дэшил Хэммет со своим знаменитым персонажем частного детектива Сэмом Спейдом . [56] Его стиль криминальной фантастики стал известен как « крутой », жанр, который «обычно имеет дело с преступной деятельностью в современной городской среде, мире разрозненных знаков и анонимных незнакомцев». [56] «Эти истории, рассказанные резким, а иногда и элегантным языком бесстрастными глазами новых героев-детективов, были американским феноменом». [17]

В конце 1930-х годов Рэймонд Чендлер обновил форму с помощью своего частного детектива Филипа Марлоу , который придал детективу более интимный голос, чем более отстраненный стиль «отчета оперативника» в рассказах Хэммета о континентальных операциях . [57] Рассказы Чендлера были известны тем, что они отсылали к американскому преступному миру, включая темные переулки и крутых головорезов, богатых женщин и влиятельных мужчин. О персонаже Филипа Марлоу было снято несколько художественных и телефильмов. Джеймс Хэдли Чейз написал несколько романов с частными глазами в качестве главных героев, в том числе «Реквием блондинки» (1945), «Положи ее среди лилий» (1950) и «Разбери сам» (1950). Герои этих романов — типичные частные сыщики, очень похожие на или заимствующие его . произведения Рэймонда Чендлера [58]

Росс Макдональд , псевдоним Кеннета Миллара , снова обновил форму своим детективом Лью Арчером . Арчер, как и вымышленные герои Хэммета, был оператором, о прошлом которого почти ничего не известно. «Поверните Арчера боком, и он исчезнет», — написал один рецензент. Критики высоко оценили использование Макдональдом психологии и его прозу, полную образов . Как и другие «крутые» писатели, Макдональд стремился создать впечатление реализма в своих произведениях посредством насилия, секса и конфронтации. Фильм 1966 года «Харпер» в главной роли с Полом Ньюманом был основан на первом рассказе Лью Арчера «Движущаяся мишень» (1949). Ньюман повторил роль в «Тонущем пруду» в 1976 году.

Майкл Коллинз , псевдоним Денниса Линдса, обычно считается автором, который привел эту форму в современную эпоху. Как и Хэммет, Чендлер и Макдональд, главным героем Коллинза был частный сыщик Дэн Форчун. Однако рассказы Коллинза также включали в себя элемент социологической рефлексии, исследуя значение места его персонажей в обществе и влияние общества на людей. Его книги, полные комментариев и отрывочной прозы, были более интимными, чем книги его предшественников, и драматизировали то, что преступление может произойти в собственной гостиной.

«Крутой» роман был областью, в которой доминировали мужчины, и в которой авторы-женщины редко находили публикацию до тех пор, пока Марсия Мюллер , Сара Парецки и Сью Графтон не были наконец опубликованы в конце 1970-х - начале 1980-х годов. Детективы каждого автора, тоже женщины, были умными, физическими и умели постоять за себя. [59] Их признание и успех побудили издателей искать других авторов-женщин.

Перевернутый [ править ]

Перевернутый детективный рассказ , также известный как « как найти », представляет собой об убийстве структуру детективного романа , в которой совершение преступления показано или описано в начале. [60] обычно включая личность преступника. [61] Затем история описывает попытку детектива разгадать тайну. Также могут быть второстепенные загадки, например, почему было совершено преступление, и они объясняются или решаются по ходу повествования. Этот формат представляет собой инверсию более типичного « детективного расследования », в котором виновник преступления не раскрывается до кульминации истории.

Полиция процессуальная [ править ]

Во многих детективных рассказах являются полицейские главными героями . Эти истории могут принимать самые разные формы, но многие авторы пытаются реалистично изобразить повседневную деятельность группы полицейских, которые часто одновременно работают над несколькими делами. Некоторые из этих историй являются детективами; в других случаях преступник хорошо известен, и детектив должен собрать достаточно доказательств, чтобы предъявить ему обвинение в преступлении.

В 1940-х годах полицейские процедуры превратились в новый стиль детективной литературы. В отличие от героев Кристи, Чендлера и Спиллейна, полицейский детектив был подвержен ошибкам и был ограничен правилами и положениями. Как пишет Гэри Хуаслейден в «Местах для мертвых тел» , «не все клиенты были ненасытными красотками , и неизменно существовала жизнь вне работы». Детектив в полицейском процессе делает то же, что и полицейские, чтобы поймать преступника. Среди выдающихся писателей этого жанра — Эд МакБейн , П.Д. Джеймс и Бартоломью Гилл . [60]

Историческая тайна [ править ]

Эстонский писатель Индрек Харгла известен своим «Мельхиор-аптекарь» сериалом , действие которого происходит в средневековом Таллинне и по которому также были сняты фильмы.

Действие исторической тайны разворачивается в период времени, который считается историческим с точки зрения автора, а центральный сюжет включает в себя раскрытие тайны или преступления (обычно убийства). Хотя произведения, сочетающие эти жанры, существуют, по крайней мере, с начала 20 века, многие отдают должное Эллиса Питерса » «Хроникам Кадфаэля (1977–1994) за популяризацию того, что впоследствии стало известно как историческая загадка. [62] [63]

Вариацией на эту тему является « Жозефины Тей » Дочь времени . В нем инспектор Скотленд-Ярда Алан Грант, считающий себя хорошим знатоком лиц, с удивлением обнаруживает, что то, что он считает портретом чувствительного человека, на самом деле является портретом Ричарда III , который убил детей своего брата, чтобы стать королем. История подробно описывает его попытку докопаться до исторической правды о том, является ли Ричард III злодеем, которым его выставила история. Роман занял первое место в списке 100 лучших криминальных романов всех времен по версии Ассоциации писателей-криминалистов Великобритании. [64] и четвертое место в списке 100 лучших детективных романов американских писателей-детективов всех времен. [65]

Уютная тайна [ править ]

Уютная детективная история началась в конце 20-го века как новое изобретение детективного романа Золотого века ; в этих романах обычно избегают насилия и напряжения, и в них часто фигурируют женщины-детективы-любители. Современные уютные загадки часто, хотя и не обязательно, юмористичны и тематичны. Вариации поджанра включают, среди прочего, кулинарную тайну, тайну животных и тайну лоскутного шитья.

В уютных загадках минимальное насилие, секс и социальная значимость; решение, достигаемое интеллектом или интуицией, а не полицейской процедурой, с восстановлением порядка в конечном итоге; благородные персонажи; и обстановка в закрытом сообществе. В число писателей входят Агата Кристи , Дороти Л. Сэйерс и Элизабет Дейли . [60]

Тайна серийного убийцы [ править ]

Тайну серийного убийцы можно рассматривать как разновидность полицейской процедуры. Есть ранние детективные романы, в которых полицейские силы пытаются бороться с типом преступника, известного в 1920-х годах как маньяк-убийца, например, несколько ранних романов Филипа Макдональда и Эллери Квина «Многохвостый кот» . Однако такого рода истории стали гораздо более популярными после появления термина «серийный убийца» в 1970-х годах и публикации « Молчания ягнят» в 1988 году. В этих историях часто показаны действия многих сотрудников полиции или правительства. агентство в своих усилиях по задержанию убийцы, который выбирает жертв по каким-то непонятным причинам. Они также часто гораздо более жестокие и тревожные, чем другие загадки.

Юридический триллер [ править ]

Юридический триллер, или судебный роман, также имеет отношение к детективной фантастике. Сама система правосудия всегда является важной частью этих произведений, иногда выступая почти как один из персонажей. [66] Таким образом, правовая система обеспечивает основу для юридического триллера в той же степени, в какой система современной полицейской работы обеспечивает полицейскую процессуальную основу . Юридический триллер обычно начинается с судебного разбирательства после закрытия расследования, которое часто приводит к новому взгляду на расследование и к результату, отличному от того, который первоначально планировался следователями. В юридическом триллере судебные разбирательства играют очень активную, если не сказать решающую роль в доведении дела до окончательного решения. Эрл Стэнли Гарднер популяризировал судебный роман в 20 веке своей серией о Перри Мейсоне . Среди современных авторов юридических триллеров Майкл Коннелли , Линда Файрстейн , Джон Гришэм , Джон Лескроарт , Пол Левин , Лиза Скоттолайн и Скотт Туроу .

Тайна запертой комнаты [ править ]

Тайна запертой комнаты — это поджанр детективной литературы, в котором преступление (почти всегда убийство ) совершается при обстоятельствах, при которых преступнику казалось невозможным совершить преступление и/или избежать обнаружения при входе и выходе из помещения. место преступления. Жанр зародился в 19 веке. » Эдгара Аллана По « Убийство на улице Морг (1841) считается первой загадкой запертой комнаты; с тех пор эту схему использовали другие авторы. Рассматриваемое преступление обычно связано с местом преступления без указания того, как злоумышленник мог войти или выйти, т. е. с запертой комнатой. Следуя другим традициям классической детективной литературы, читателю обычно представляют загадку и все подсказки , и ему предлагается разгадать тайну до того, как решение будет раскрыто в драматической кульминации .

Оккультизм [ править ]

Оккультная детективная литература — это поджанр детективной литературы, который сочетает в себе образы детективной литературы и сверхъестественной литературы ужасов . В отличие от традиционного детектива , оккультный детектив используется в делах, связанных с призраками , демонами , проклятиями , магией , монстрами и другими сверхъестественными элементами. Некоторые оккультные детективы изображаются знающими магию, экстрасенсами или обладателями других паранормальных способностей.

«Кто-то» [ править ]

Детектив (разговорный вариант слов « или детектив Кто [был] это сделал?» или «Кто это сделал?») — сложная, сюжетно-ориентированная разновидность детективного рассказа, в которой зрителю предоставляется возможность участвовать в тот же процесс дедукции, что и главный герой на протяжении всего расследования преступления. Читателю или зрителю предоставляются подсказки, по которым можно установить личность преступника, прежде чем история представит само разоблачение в своей кульминации . «Детективы» процветали в так называемый « золотой век » детективной литературы, между 1920 и 1950 годами, когда они были преобладающим способом написания детективов.

Современная критика [ править ]

Сохраняя тайны истории [ править ]

Даже если они этого не хотят, рекламщики, рецензенты, ученые и поклонники иногда раскрывают детали или части сюжета, а иногда — например, в случае с Микки Спиллейна романом «Я, присяжные» — даже решение. После титров Билли Уайлдера фильма «Свидетель обвинения » кинозрителей просят ни с кем не рассказывать о сюжете, чтобы будущие зрители также смогли в полной мере насладиться разгадкой тайны.

Правдоподобие и совпадение [ править ]

В сериалах о детективах-любителях их частые столкновения с преступлениями часто проверяют пределы правдоподобия. Персонаж мисс Марпл появляется в двенадцати романах и двадцати рассказах. [67] Уильям Л. Де Андреа описал родной город Марпла, тихую маленькую деревню Сент-Мэри-Мид , как «устроивший зрелище человеческой развращенности, с которым могут соперничать только Содом и Гоморра ». [68] Точно так же телевизионная героиня Джессика Флетчер из «Она написала убийство» сталкивалась с телами, куда бы она ни пошла, но особенно в ее маленьком родном городке Кэбот-Коув , штат Мэн ; По оценкам New York Times , к концу 12-летнего сериала было убито почти 2% жителей города. [69] Возможно, будет более убедительно, если полицейские, судебно-медицинские эксперты главными героями серии криминальных романов станут или аналогичные специалисты.

Телесериал «Монах» часто высмеивал эту неправдоподобную частоту. Главного героя, Адриана Монка , часто обвиняют в том, что он является «приманкой на неудачу» и «магнитом для убийств» из-за того, что поблизости от него часто происходят убийства. [70]

Подобную же и Когоро Мори из манги «Детектив Конан» репутацию заработал . Хотя Мори на самом деле является частным детективом со своим собственным агентством, полиция никогда намеренно не консультируется с ним, когда он спотыкается с одного места преступления на другое.

Роль и законность совпадений часто становились темой горячих споров с тех пор, как Рональд А. Нокс категорически заявил, что «никакая случайность никогда не должна помогать сыщику» (Заповедь № 6 в его «Декалоге»). [71]

Эффекты технологий [ править ]

Технологический прогресс также сделал многие сюжеты неправдоподобными и устаревшими. Например, преобладание мобильных телефонов , пейджеров и КПК существенно изменило ранее опасные ситуации, в которых традиционно могли оказаться следователи. [72]

Одной из тактик, которая вообще избегает вопросов технологий, является жанр исторического детектива . Поскольку глобальная взаимосвязанность затрудняет достижение законного напряжения, некоторые писатели, в том числе Элизабет Питерс , П.С. Доэрти , Стивен Сэйлор и Линдси Дэвис , избегают фабрикации запутанных сюжетов, чтобы создать напряжение, вместо этого предпочитая поместить своих героев в какой-то прошлый период. Такая стратегия вынуждает главного героя полагаться на более изобретательные средства расследования, поскольку ему не хватает технологических инструментов, доступных современным детективам.

И наоборот, некоторые детективные произведения используют сетевые компьютерные технологии и связаны с киберпреступностью , как, например, «Демон» серия романов Дэниела Суареса .

заповеди Детективные

Некоторые авторы попытались составить своего рода список «детективных заповедей» для потенциальных авторов этого жанра.

Согласно «Двадцати правилам написания детективных рассказов», написанным Ван Дайном в 1928 году: «Детективный рассказ — это своего рода интеллектуальная игра. Это больше — это спортивное мероприятие. И для написания детективных рассказов существуют вполне определенные законы. — возможно, неписаные, но, тем не менее, обязательные; и каждый уважаемый и уважающий себя сочинитель литературных детективов соответствует им. Таким образом, это своего рода кредо, частично основанное на практике всех великих авторов детективов. отчасти по подсказкам внутренней совести честного автора». [73] Рональд Нокс написал сборник « Десять заповедей» или «Декалог» в 1929 году. [71] см. статью о Золотом веке детективной фантастики .

Авторы криминальной фантастики сходятся во мнении, что существует определенный набор правил, которые необходимо применять, чтобы роман действительно считался частью жанра детективной фантастики. Как отмечается во «Введении в анализ криминальной фантастики», [74] Криминальная литература за последние 100 лет обычно содержала следующие ключевые правила детективного романа:

  • Преступление, чаще всего убийство, совершается в начале повествования.
  • Есть множество подозреваемых с разными мотивами.
  • Центральный персонаж формально или неформально выступает в роли детектива.
  • Детектив собирает доказательства о преступлении и его жертве
  • Обычно детектив опрашивает подозреваемых, а также свидетелей.
  • Детектив разгадывает тайну и указывает на настоящего преступника
  • Обычно этого преступника сейчас арестовывают или наказывают иным образом.

детективы художественные Влиятельные

Шерлок Холмс [ править ]

Шерлок Холмс — британский вымышленный детектив, созданный сэром Артуром Конан Дойлем . После первого появления в «Этюде в багровых тонах» рассказы о Шерлоке Холмсе не имели немедленного успеха. Однако после публикации в журнале «Стрэнд» в 1891 году детектив приобрел несомненную популярность. [75] После успеха Шерлока Холмса многие авторы детективов подражали структуре Конан Дойля в своих детективных рассказах и включали аспекты личности Шерлока Холмса в свои детективы.

Сериал «Шерлок Холмс» — пожалуй, самая популярная форма детективной фантастики. Конан Дойл попытался убить персонажа после двадцати трех рассказов, но по многочисленным просьбам он продолжил писать рассказы с участием этого персонажа. Популярность Шерлока Холмса выходит за рамки письменной среды. [76] Например, сериал «Шерлок», созданный BBC , приобрел очень большое количество поклонников после первого выхода в эфир в 2010 году, что вызвало новый интерес к персонажу у широкой публики. Из-за популярности Холмса Конан Дойля часто считали «таким же известным, как королева Виктория ». [75]

Эркюль Пуаро [ править ]

Эркюль Пуаро — вымышленный бельгийский частный детектив, созданный Агатой Кристи . Как один из самых известных и долгоживущих персонажей Кристи, Пуаро появился в 33 романах, одной пьесе (« Черный кофе ») и более чем 50 рассказах, опубликованных в период с 1920 по 1975 год. Эркюль Пуаро впервые появился в «Таинственном происшествии в Стайлсе » , опубликованном в 1920 году и умер в книге «Занавес» , опубликованной в 1975 году, которая является последней работой Агаты Кристи. 6 августа 1975 года газета «Нью-Йорк Таймс» опубликовала некролог о смерти Пуаро с обложкой недавно опубликованного романа на первой полосе. [77] [78]

К. Огюст Дюпен [ править ]

Ле Шевалье К. Огюст Дюпен — вымышленный персонаж, созданный Эдгаром Алланом По . Дюпен впервые появился в произведении По « Убийства на улице Морг » (1841), которое многие считают первым детективным рассказом. Он снова появляется в « Тайне Марии Роже » (1842 г.) и « Похищенном письме » (1844 г.).

К. Огюст Дюпен обычно считается прототипом многих вымышленных детективов, созданных позже, в том числе «Шерлока Холмса» Артура Конан Дойля и «Эркюля Пуаро» Кристи Агаты . Конан Дойл однажды написал: «Каждый [детективный рассказ По] представляет собой корень, из которого развилась целая литература... Где был детективный рассказ до тех пор, пока По не вдохнул в него дыхание жизни?»

Эллери Куин [ править ]

Эллери Куин — вымышленный детектив, созданный американскими писателями Манфредом Беннингтоном Ли и Фредериком Дэннеем , а также совместный псевдоним кузенов Дэннея и Ли. Впервые он появился в «Тайне римской шляпы» (1929) и снялся в более чем 30 романах и нескольких сборниках рассказов. В 1930-е и большую часть 1940-х годов Эллери Куин был, пожалуй, самым известным американским детективом-вымышленником. [79]

Детективные дебюты песни и лебединые

Многие детективы появляются более чем в одном романе или рассказе. Вот список нескольких дебютных историй и финальных появлений.

Детектив Автор Дебют Окончательный внешний вид
Мисир Али Хумаюн Ахмед Деви Джахан Намибе Андхар
Родерик Элли Профессионал Марш Мужчина лежал мертвым Свет сгущается
Лью Арчер Росс Макдональд Движущаяся цель Синий Молот
Бёмкеш Бакши Шарадинду Бандиопадхьяй Сатьянвеши Бишупал Бадх
Алан Бэнкс Питер Робинсон Вид на виселицу
Парашор Барма Премендра Митра Гоенда Коби Парашар Ганада О Дуи Дошор Мамабабу О Парашар
Том Барнаби Кэролайн Грэм Убийства в Бэджерс-Дрифт Призрак в машине
Дж. П. Бомонт Дж. А. Джэнс Пока не будет доказана вина
Мартин Бек Май Шёвалл и Пер Валёэ Розанна Террористы
Бимал Хемендра Кумар Рой Джахер Дхан
Анита Блейк Лорел К. Гамильтон Виновные удовольствия
Секстон Блейк Гарри Блит , Джордж Хэмилтон Тид , Эдви Сирлз Брукс Пропавший миллионер
Гарри Босх Майкл Коннелли Черное Эхо
Джоанна Брэди Дж. А. Джэнс Пустынная жара
Джексон Броди Кейт Аткинсон Истории болезни
Отец Браун ГК Честертон « Голубой крест » «Маска Мидаса»
Брат Кадфаэль Эллис Питерс Болезненный привкус костей Покаяние брата Кадфаэля
Джек Кэффери Мо Хайдер Бердман Волк
Винсент Кальвино Кристофер Дж. Мур Дом духов
Альберт Кэмпион Марджери Аллингем Преступление в Блэк-Дадли Читатели мыслей (последний рассказ, завершенный Аллингемом)
Сокол мистера Кэмпиона (последний рассказ завершен Филипом Янгманом Картером )
(Продолжение серии написано Майком Рипли )
Джорджия Кантини Грация Верасани Куда ты идешь, детка?
Ник и Нора Чарльз Дэшил Хэмметт Тонкий человек
Цао Чен Сяолун Цю Смерть красной героини
Элвис Коул Роберт Крейс Плащ обезьяны
Куинн Колсон Эйс Аткинс Рейнджер
Континентальная операция Дэшил Хэмметт Поджог Плюс Проклятие Дайна
Лорд Эдвард Коринт и Верити Браун Дэвид Робертс Сладкий яд Сладкая печаль
Джерри Корнелиус Майкл Муркок Финальная программа
Доктор Фил Д'Амато Пол Левинсон «Дело о защите хронологии»
Гарри Д'Амур Клайв Баркер «Последняя иллюзия»
Адам Дэлглиш ПД Джеймс Закрой ей лицо Частный пациент
Эндрю Далзил и Питер Паско Реджинальд Хилл Клубная женщина Полуночная фуга
Питер Декер Фэй Келлерман Ритуальная ванна
Алекс Делавэр Джонатан Келлерман Когда ветка ломается
Гарри Девлин Мартин Эдвардс Все одинокие люди
Питер Даймонд Питер Лавси Последний детектив
Гарри Дрезден Джим Батчер Штормовой фронт
Нэнси Дрю Кэролайн Кин Тайна старых часов
Огюст Дюпен Эдгар Аллан По Убийства на улице Морг Украденное письмо
Маркус Дидиус Фалько Линдси Дэвис Серебряные свиньи
Фелуда Сатьяджит Рэй Фелудар Гоендагири Робертсон — Руби
Эраст Фандорин Борис Акунин Зимняя королева
Кейт Фэнслер Аманда Кросс В последнем анализе Край гибели
Доктор Гидеон Фелл Джон Диксон Карр Ведьмин уголок Тьма Луны
Сэр Джон Филдинг и Джереми Проктор Брюс Александр Слепое правосудие
Текумсе Фокс Рекс Стаут Двойник за смерть Разбитая ваза
Рей Фуруя Гошо Аояма Детектив Конан
Дирк Джентли (Свлад Челли) Дуглас Адамс Холистическое детективное агентство Дирка Джентли Долгое темное чаепитие души (последняя завершенная работа)
Лосось сомнения (незаконченный)
Ганеш Готе HRF Китинг Идеальное убийство Небольшое дело для инспектора Гота?
Джордж Гидеон Джон Кризи День Гедеона Гидеонс Драйв
Гордиан Искатель Стивен Сэйлор Римская кровь
Сагуру Хакуба Гошо Аояма Волшебный Кайто
Майк Хаммер Микки Спиллейн Я, Жюри Черная аллея (последняя история, завершенная Спиллейном)
(Серия продолжается на основе незаконченных рукописей Спиллейна, завершенных Максом Алланом Коллинзом )
Харди Бойз ( писатели-призраки ) Сокровище Башни
Хэйджи Хаттори Гошо Аояма Детектив Конан
Тони Хилл Вэл МакДермид Русалки поют
Нил Хокадей Томас Адкок Море зелени Гриф-стрит
Шерлок Холмс Сэр Артур Конан Дойл Этюд в багровых тонах Приключение в старом месте Шоскомба
Джаянта Хемендра Кумар Рой Джаянтер Кирти
Арт Келлер Дон Уинслоу Сила собаки
Крейг Кеннеди Артур Б. Рив Тихая пуля Звезды кричат ​​об убийстве
Сэмми Киз Венделин Ван Драанен Сэмми Киз и гостиничный вор
Кикира Бимал Кар Капаликера Эхоно Аче Экти Фото Чурир Рахасья
Шиничи Кудо / Конан Эдогава Гошо Аояма Детектив Конан  
Джейк Ласситер Пол Левин «Говорить за мертвых»
Чарльз Латимер Эрик Эмблер Маска Димитрия (также известная как гроб Димитрия ) Заговор с интеркомом
Джо Липхорн Тони Хиллерман Благословенный путь
Нельсон Ли Максвелл Скотт Секрет мертвеца Уолдо, Разрушитель банд
Инспектор Лунд Вилли Корсари Тайна Лунной сонаты ( Тайна Лунной сонаты ) Игра со смертью ( Игра со смертью )
Томас Линли и Барбара Хэверс Элизабет Джордж Великое избавление
Джон Мэдден Ренни Эйрт Река Тьмы
Жюль Мегрэ Жорж Сименон Странная история Петра Латыша Мегрэ и месье Шарль
Филип Марлоу Рэймонд Чендлер Большой сон Воспроизведение
Мисс Марпл Агата Кристи Убийство в доме священника Спящее убийство
Даррен Мэтьюз Аттика Локк Синяя птица, Синяя птица
Трэвис МакГи Джон Д. Макдональд Глубокое синее прощание Одинокий серебряный дождь
сэр Генри Мерривейл Картер Диксон Убийства Чумного суда Кубок Кавалера
Кинси Милхоун Сью Графтон «А» означает Алиби «Y» — вчерашний день
Киёси Митарай Соджи Симада Убийства по токийскому зодиаку Финальная презентация
Когоро Мори Гошо Аояма Детектив Конан
Инспектор Морс Колин Декстер Последний автобус в Вудсток День раскаяния
Четверг Следующий Джаспер Ффорде Дело Эйра
Гидеон Оливер Аарон Элкинс Братство страха
Джимми Перес Энн Кливс Ворон Черный
Стефани Плам Джанет Эванович Один за деньги
Эркюль Пуаро Агата Кристи Таинственное дело в Стайлз Занавес
Эллери Куин Эллери Куин Тайна римской шляпы Прекрасное и уединенное место
Джек Ричер Ли Чайлд Убийственный этаж
Драгоценный Рамотсве Александр Макколл Смит Женское детективное агентство №1
Джон Ребус Ян Рэнкин Узлы и кресты
Дэйв Робишо Джеймс Ли Берк Неоновый дождь
Крити Рой Нихар Ранджан Гупта Кало Бхрамар Авагунтита
Линкольн Райм Джеффри Дивер Собиратель костей
Хо Санг Чэнь Сяоцин Тень в свете лампы
Мэтью Скаддер Лоуренс Блок Грехи отцов
Масуми Сера Гошо Аояма Детектив Конан
Дэн Шеперд Стивен Лезер Истинные цвета
Мисс Сильвер Патрисия Вентворт Серая Маска Девушка в подвале
Артур Симпсон Эрик Эмблер Свет дня Грязная история
Раввин Дэвид Смолл Гарри Кемельман Пятница: раввин поздно спал В тот день раввин покинул город
Сэм Спейд Дэшил Хэмметт Мальтийский сокол Они могут повесить тебя только один раз
Спенсер Роберт Б. Паркер Рукопись Годвульфа Sixkill (последний роман, завершенный Паркером)
(Продолжение серии написано Эйсом Аткинсом )
Вера Стэнхоуп Энн Кливс Ловушка для ворон
Корморан Страйк Джоан Роулинг (под псевдонимом Роберт Гэлбрейт) Зов кукушки
Тинтин Эрже Тинтин в Стране Советов Тинтин и Пикаро (последняя завершенная работа)
Тинтин и Альф-Арт (незаконченный)
Томми и Таппенс (Томас и Пруденс Бересфорд) Агата Кристи Тайный противник Плакаты судьбы
Филип Трент ЕС Бентли Последнее дело Трента Трент вмешивается
Курт Валландер Хеннинг Манкелл Безликие убийцы Беспокойный человек
V.I. Warshawski Сара Парецки Только возмещение
Уильям Уорвик Джеффри Арчер Ничего не рискованное
Реджинальд Уэксфорд Рут Ренделл От Дуна со смертью Ничейный соловей
Лорд Питер Уимзи Дороти Л. Сэйерс Чей Тело? Медовый месяц Басмана (последний роман, завершенный Сэйерсом)
«Толбойс» (последний рассказ, написанный Сэйерсом)
Покойный ученый (последний рассказ, завершенный Джилл Пэтон Уолш )
Ниро Вульф Рекс Стаут Фер-де-Ланс Семейное дело (последний роман, завершенный Стаутом)
(Продолжение серии написано Робертом Голдсборо )
Манабу Юкава Кейго Хигасино Тантей Галилей (он же Детектив Галилей )

Книги [ править ]

  • Кровавое убийство: от детектива к криминальному роману - история Джулиана Саймонса ISBN   0571094651
  • Стейси Гиллис и Филиппа Гейтс (редакторы), Сам дьявол: злодейство в детективной фантастике и кино, Гринвуд, 2001. ISBN   0313316554
  • Манихейские следователи: постколониальное и культурное перечитывание рассказов о Шерлоке Холмсе и Бёмкеше Бакши Пинаки Роя, Нью-Дели: Саруп и сыновья, 2008, ISBN   978-8176258494
  • Книги-убийцы Джин Свонсон и Дина Джеймса, Berkley Prime Crime, издание 1998 г., Penguin Putnam Inc., Нью-Йорк ISBN   0425162184
  • Восхитительное убийство: Социальная история криминальной истории Эрнеста Манделя , 1985. Univ. Миннесота Пресс. [ ISBN отсутствует ]
  • Война Клиффорда: Поле битвы мятлика Дж. Денисон Рид ISBN   978-1737164029

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Майкл, Кокс (1992). Викторианские сказки о тайнах и открытиях: Оксфордская антология . Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0192123084 .
  2. ^ Скаггс, Джон (2005). Криминальная фантастика (Новая критическая идиома) . Рутледж. п. 8 . ISBN  978-0415318259 .
  3. ^ Скаггс, Джон (2005). Криминальная фантастика (Новая критическая идиома) . Рутледж. стр. 9–11 . ISBN  978-0415318259 .
  4. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Герхарди, Миа И. (1963). Искусство рассказывать истории . Архив Брилла . стр. 169–170.
  5. ^ Пино, Дэвид (1992), Техники рассказывания историй в «Тысячи и одной ночи» , Brill Publishers , стр. 86–91, ISBN  978-90-04-09530-4
  6. ^ Пино, Дэвид (1992), Техники рассказывания историй в «Тысячи и одной ночи» , Brill Publishers , стр. 93, 95, 97, ISBN  978-90-04-09530-4
  7. ^ Пино, Дэвид (1992), Техники рассказывания историй в «Тысячи и одной ночи» , Brill Publishers , стр. 91, ISBN  978-90-04-09530-4
  8. ^ Пино, Дэвид (1992), Техники рассказывания историй в «Тысячи и одной ночи» , Brill Publishers , стр. 91–92, ISBN  978-90-04-09530-4
  9. ^ Пино, Дэвид (1992), Техники рассказывания историй в «Тысячи и одной ночи» , Brill Publishers , стр. 96–97, ISBN  978-90-04-09530-4
  10. ^ Гулик, Ван (1976). Знаменитые дела судьи Ди . Дуврские публикации. стр. 1–237 . ISBN  978-0486233376 .
  11. ^ Кояма, Марк (11 февраля 2015 г.). «Литературная инквизиция: преследование интеллектуалов и накопление человеческого капитала в Китае» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 18 февраля 2015 г.
  12. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Сильверман, Кеннет (1991), Эдгар А. По: Скорбные и бесконечные воспоминания (изд. в мягкой обложке), Нью-Йорк: Harper Perennial, стр. 171 , ISBN  978-0-06-092331-0
  13. ^ Клиффорд, Гей (1977). « 1 Калеб Уильямс и Франкенштейн : рассказы от первого лица и «вещи как они есть» » . Жанр (10): 601–617. Архивировано из оригинала 3 ноября 2014 г. Проверено 10 декабря 2013 г.
  14. ^ Букер, Кристофер (2004). Семь основных сюжетов . Академик Блумсбери. п. 507 . ISBN  978-0826480378 .
  15. ^ Симс, Майкл (2011). Мертвый свидетель: Сборник викторианских детективных рассказов для знатоков . Книги Уокера. стр. 2–3. ISBN  978-0802779182 .
  16. ^ «История детективной фантастики: литературные истоки» . www.librarypoint.org . Архивировано из оригинала 01 апреля 2018 г. Проверено 29 марта 2018 г.
  17. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Кисмарик, Кэрол и Хейферман, Марвин. Загадочная история Нэнси Дрю и братьев Харди . Нью-Йорк: Саймон и Шустер, 1998. с. 56. ISBN   0-684-84689-6
  18. ^ Сондерс, Сэмюэл (2018). « « Без необходимости совать нос в чужие секреты »: криминальное писание, частные пространства и мемуары полиции середины викторианской эпохи» . Закон, преступность и история . 1 . Архивировано из оригинала 29 августа 2022 года . Проверено 4 мая 2021 г.
  19. ^ «Информация об авторе: Уильям Рассел» . В циркулирующей библиотеке: база данных викторианской художественной литературы . Архивировано из оригинала 4 мая 2021 года . Проверено 4 мая 2021 г.
  20. ^ «Таинственные воды» . Охотник за книгами в Safari . 4 июня 2015 г. Архивировано из оригинала 4 мая 2021 г. Проверено 4 мая 2021 г.
  21. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Росс Никерсон, Кэтрин (2010). «4: Женщины-писатели до 1960 года». В Кэтрин Росс Никерсон (ред.). Кембриджский спутник американской криминальной фантастики . Издательство Кембриджского университета. стр. 29–41. ISBN  978-0-521-13606-8 .
  22. ^ Орсо, Миранда (2002). «Виктор, Метта Виктория Фуллер» . Архивировано из оригинала 15 мая 2013 г. Проверено 4 ноября 2013 г.
  23. ^ Боннуа, Р: Эмиль Габорио или Наиссанс дю Роман Полисиер , Париж: Librairie Philosophique J Vrin, 1985, стр. 198
  24. ^ Ганнинг, Том (2005). «Детективы с рысьими глазами и теневые бандиты: визуальность и затмение во французских детективных рассказах и фильмах до Первой мировой войны». Йельские французские исследования (108): 74–88. дои : 10.2307/4149299 . JSTOR   4149299 .
  25. ^ Кейт Диккенс Перуджини (1906), « Эдвин Друд и последние дни Чарльза Диккенса», журнал Pall Mall , Vol. 37.
  26. ^ Дубберке, Рэй (1989). Диккенс, Друд и детективы . Тодд и Ханивелл. ISBN  978-0899628264 .
  27. ^ Дэвид, Дейдра (2013). Кембриджский компаньон викторианского романа . Издательство Кембриджского университета. п. 179. ИСБН  978-0521182157 .
  28. ^ Холл, Шэрон К. (1979). Литературная критика XX века . п. 531. Мичиганский университет.
  29. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Пол Коллинз . «Дело первого детективного романиста». Архивировано 16 июня 2022 г. в Wayback Machine , в печати как «До Геркулеса или Шерлока был Ральф», New York Times Book Review , 7 января 2011 г., стр. 46
  30. ^ Баклер, Уильям Э. (1952). «Один раз в неделю при Сэмюэле Лукасе, 1859–65». ПМЛА . 67 (7): 924–941. дои : 10.2307/459949 . JSTOR   459949 .
  31. ^ Саймонс, Джулиан (1974). Кровавое убийство: от детектива к криминальному роману: история . Пингвин Букс Лтд. 51. ИСБН  978-0140037944 .
  32. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Уотсон, Кейт (2012). Женщины, пишущие криминальную фантастику, 1860–1880: четырнадцать американских, британских и австралийских авторов . Джефферсон, Северная Каролина: McFarland & Company, Inc. 46. ​​ИСБН  978-0-7864-6782-2 .
  33. ^ «Бродвью Пресс: «Аврора Флойд» » . www.broadviewpress.com . Бродвью Пресс. Архивировано из оригинала 28 февраля 2014 года . Проверено 27 февраля 2014 г.
  34. ^ «Человек с билетом на отпуск» в Dictionary Central http://www.dictionarycentral.com/definition/the-ticket-of-leave-man.html. Архивировано 12 декабря 2013 г. в Wayback Machine . Доступ 2013.12.10.
  35. ^ Грондал, Пол (15 января 1995 г.). «Секрет долголетия? Элементарно, для Холмса, пока Мастер счастливо пасет пчел в сельской местности Сассекса, его поклонники каждое 6 января чествуют его день рождения» . «Таймс Юнион» . Колония, Нью-Йорк: Джордж Рэндольф Херст III . Проверено 8 января 2013 г.
  36. ^ Лисетт, Эндрю (2007), Человек, который создал Шерлока Холмса: жизнь и времена сэра Артура Конан Дойля , Free Press, стр. 53–54, 190 , ISBN  978-0-7432-7523-1
  37. ^ «Кто убил госпожу Скроф? - Bonnier Rights Finland» . Архивировано из оригинала 26 октября 2020 г. Проверено 1 августа 2020 г.
  38. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д «Полиция Джеймс: Кто убил золотой век преступности?» . Зритель . 14 декабря 2013 г. Архивировано из оригинала 30 марта 2018 г. Проверено 29 марта 2018 г.
  39. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Бернталь, JC (2016). Квиринг Агата Кристи: возвращение к золотому веку детективной фантастики . Спрингер. стр. 1–24. ISBN  978-3-319-33533-9 .
  40. ^ МакКинти, Адриан (29 января 2014 г.). «10 главных загадок запертой комнаты» . Хранитель . Архивировано из оригинала 24 апреля 2017 г. Проверено 29 марта 2018 г.
  41. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кинкли, Джеффри С. (2000). Китайское правосудие, художественная литература: право и литература в современном Китае . Издательство Стэнфордского университета. ISBN  978-0804734431 .
  42. ^ Пин, Чжан (13 октября 2005 г.). «Шерлок Холмс в Китае» . Перспективы . 13 (2): 106–114. дои : 10.1080/09076760508668979 . ISSN   0907-676X . S2CID   144094471 .
  43. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ченг, Сяоцин (2007). Шерлок в Шанхае: истории преступлений и раскрытий . Перевод Вонга, Тимоти К. Гонолулу: Гавайский университет Press. ISBN  978-0824864286 . OCLC   256676525 .
  44. ^ Гянджеви, Махди. Сарнаххайи тази аз халик авалин история римской политики ададабиаят фарси, ибна, 2019
  45. ^ «Первый детективный рассказ в Японии был опубликован в 1889 году» . Авторы Красного круга . 15 апреля 2021 г. Архивировано из оригинала 11 августа 2020 г.
  46. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Манджи, Гонда (1 апреля 1993 г.). «Криминальная фантастика с социальным сознанием». Японский ежеквартальный журнал . 40 (2): 157. ПроКвест   1304283380 .
  47. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Скончался малаяламский писатель-фантаст Коттаям Пушпанатх» . Новый Индийский экспресс . 2 мая 2018 г. Проверено 26 сентября 2023 г.
  48. ^ «Скончался писатель-детектив Коттаям Пушпанатх» . 2 мая 2018 г. Проверено 26 сентября 2023 г.
  49. ^ «Коттаям Пушпанатх мертв» . Индус . 2 мая 2018 года. Архивировано из оригинала 20 июля 2020 года . Проверено 26 сентября 2023 г.
  50. ^ Алам, Махтаб (26 июля 2020 г.). «Вспоминая Ибн-э-Сафи, книги которого стали бестселлерами спустя 40 лет после его смерти» . Проволока . Архивировано из оригинала 10 января 2022 года . Проверено 10 января 2022 г.
  51. ^ "Откуда есть пошёл детектив русский...", Константин Ситников, from "Наука и жизнь", 2011, № 6
  52. ^ "Поэтика детектива", Пётр Моисеев, Moscow: Высшая школа экономики, 2017
  53. ^ "Советский приключенческий детектив первой половины XX века", Булычева Вера Павловна, from "Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки", 2014, p. 2
  54. ^ «Канонизация, современная литература и детективная история» , Джон Г. Кавелти, из «Теории и практики классической детективной фантастики» , Джером Деламатер и др., Университет Хофстра, 1997, стр. 8
  55. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Рзепка, Чарльз Дж. (2005). Детективная фантастика . Политика. ISBN   978-0745629421 .
  56. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мессент, П. (2006). Введение: От частного сыщика к полицейским процессам – логика современной криминальной фантастики
  57. ^ Бил, Уэсли (2014). «Филип Марлоу, семьянин». Колледжская литература . 2014 (2): 11–28. дои : 10.1353/лит.2014.0021 .
  58. ^ Пристед, Биргитте Бек (2013). «Нуар гласности: советские и постсоветские публикации и рецепции Джеймса Хэдли Чейза». История книги . 16 (1): 329–363. дои : 10.1353/bh.2013.0000 . S2CID   162401996 .
  59. ^ Нора, Мартин (1996). «В бизнесе верить женским историям»: феминизм через детективную литературу (Сара Парецки, Сью Графтон) (Диссертация). Университет Уилфрида Лорье. Архивировано из оригинала 25 апреля 2012 г. Проверено 4 октября 2011 г.
  60. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Хван, Эми. «LibGuides: детективная фантастика и кино: жанры детективной и криминальной фантастики» . libguides.enc.edu . Архивировано из оригинала 20 марта 2018 г. Проверено 19 марта 2018 г.
  61. ^ Словарь литературных тем и мотивов . Сеньёре, Жан-Шарль. Нью-Йорк: Гринвуд Пресс. 1988. ISBN  978-0313263965 . ОСЛК   15696167 . {{cite book}}: CS1 maint: другие ( ссылка )
  62. ^ Ривкин, Дэвид Б. младший (27 февраля 2010 г.). «Исторические детективные романы» . Уолл Стрит Джорнал . ISSN   0099-9660 . Архивировано из оригинала 20 марта 2018 г. Проверено 19 марта 2018 г.
  63. ^ «Тайны истории» . ИздательствоWeekly.com . Архивировано из оригинала 25 января 2020 г. Проверено 19 марта 2018 г.
  64. ^ «Книжные награды: 100 лучших криминальных романов всех времен - Ассоциация писателей-криминалистов Великобритании» . Библиотечная вещь . Архивировано из оригинала 06 февраля 2021 г. Проверено 1 февраля 2021 г.
  65. ^ «100 лучших детективных романов американских писателей-детективов всех времен» . Библиотечная вещь . Архивировано из оригинала 20 декабря 2020 г. Проверено 1 февраля 2021 г.
  66. ^ Зауэрберг, Ларс Оле (2016). Юридический триллер от Гарднера до Гришэма: увидимся в суде! . Лондон. стр. 1–12. дои : 10.1057/978-1-137-40730-6_1 . ISBN  978-1-137-40730-6 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  67. ^ «Мисс Марпл — Персонажи» . www.agathachristie.com . Проверено 15 декабря 2023 г.
  68. ^ ДеАндреа, Уильям Л. (1994). Таинственная энциклопедия: всеобъемлющее руководство по искусству обнаружения в печати, кино, радио и телевидении (1-е изд.). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Общий справочник Прентис-Холла. ISBN  978-0-671-85025-8 .
  69. ^ Бэррон, Джеймс (14 апреля 1996 г.). «Кто? Эта толпа моложе 40 лет» . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 . Архивировано из оригинала 29 января 2018 г. Проверено 29 марта 2018 г.
  70. ^ «Это сделал дворецкий: страсть к детективным романам» . mondayeveningclub.blogspot.ca . 28 февраля 2009 г. Архивировано из оригинала 22 марта 2018 г. Проверено 22 марта 2018 г.
  71. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Декалог отца Нокса: Десять правил детективной фантастики (золотого века)» . www.thrillingdetective.com . Архивировано из оригинала 01 апреля 2018 г. Проверено 22 марта 2018 г.
  72. ^ «Став Шерез: криминальная фантастика и технологии – Dead Good» . Мертвое добро . 29 января 2017 г. Архивировано из оригинала 22 марта 2018 г. Проверено 22 марта 2018 г.
  73. ^ «Двадцать правил написания детективных рассказов (1928) С. С. Ван Дайна» . Gaslight.mtroyal.ca. Архивировано из оригинала 13 января 2013 г. Проверено 14 февраля 2013 г.
  74. ^ Милда, Даните (2011). Введение в анализ криминальной литературы: удобное руководство . Университет Витаутаса Великого. ISBN  9789955126980 . Архивировано из оригинала 22 марта 2018 г. Проверено 22 марта 2018 г.
  75. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Армстронг, Дженнифер Кейшин. «Как Шерлок Холмс изменил мир» . Архивировано из оригинала 17 февраля 2018 г. Проверено 22 марта 2018 г.
  76. ^ Натан, Ричард (18 декабря 2020 г.). «Сверхвлиятельные люди: два британских вымышленных викторианца, изменившие Японию» . Авторы Красного круга . Архивировано из оригинала 18 декабря 2020 г. Проверено 15 апреля 2021 г.
  77. ^ «Агата Кристи: Персонажи – Пуаро» . 12 апреля 2010 г. Архивировано из оригинала 12 апреля 2010 г. Проверено 29 марта 2018 г.
  78. ^ Ласк, Томас (6 августа 1975 г.). «Эркюль Пуаро мертв; знаменитый бельгийский сыщик» . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 . Архивировано из оригинала 07.11.2017 . Проверено 21 марта 2018 г.
  79. ^ Герберт, Розмари (2003). Whodunit?: Кто есть кто в написании детективов и детективов . Издательство Оксфордского университета. п. 161. ИСБН  978-0-19-515761-1 .

Дальнейшее чтение [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6544ff4015e7ac9ec9410f63841860f4__1716109260
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/65/f4/6544ff4015e7ac9ec9410f63841860f4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Detective fiction - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)