Дочь времени
Обложка первого издания | |
Автор | Жозефина Тей |
---|---|
Язык | Английский |
Жанр | Мистический роман |
Издатель | Питер Дэвис |
Дата публикации | 1951 |
Тип носителя | Печать (в твердом и мягком переплете) |
Предшественник | Любить и быть мудрым |
С последующим | Поющие пески |
«Дочь времени» — детективный роман Жозефины Тей 1951 года , повествующий о расследовании современным полицейским предполагаемых преступлений английского короля Ричарда III . Это была последняя книга, опубликованная Тей при жизни незадолго до ее смерти. В 1990 году он был признан номером один в списке «100 лучших криминальных романов всех времен» , составленном Британской ассоциацией писателей-криминалистов . [ 1 ] В 1995 году он занял четвертое место в списке «100 лучших детективных романов всех времен» , составленном писателями-детективами Америки .
Краткое содержание сюжета
[ редактировать ]Инспектор Скотланд-Ярда Алан Грант (персонаж, который также появляется в пяти других романах того же автора) скучает, прикованный к постели в больнице со сломанной ногой. Марта Халлард, его подруга-актриса, предлагает ему развлечься исследованием исторических загадок. Она приносит ему несколько фотографий исторических персонажей, зная об интересе Гранта к человеческим лицам. Его заинтриговал портрет короля Ричарда III . Он гордится тем, что умеет прочитать характер человека по его внешности, а король Ричард кажется ему мягким, добрым и мудрым человеком. Почему все так уверены, что он был жестоким убийцей?
С помощью других друзей и знакомых Грант исследует жизнь Ричарда и дело принцев в Тауэре , проверяя свои теории на врачах и медсестрах, которые его лечат. Грант проводит недели, обдумывая историческую информацию и документы с помощью Брента Кэррадайна, симпатичного молодого американского исследователя, работающего в Британском музее . Используя логику своего детектива, он приходит к выводу, что утверждение о том, что Ричард является убийцей, является выдумкой тюдоровской пропаганды, как и популярный образ короля как чудовищного горбуна.
Темы и аргументы
[ редактировать ]В книге исследуется, как устроена история и как определенные версии событий широко принимаются за истину, несмотря на отсутствие доказательств и/или какой-либо логической правдоподобности. Грант начинает понимать, как создаются мифы и легенды, и как в данном случае победоносные Тюдоры позаботились о том, чтобы их версия истории возобладала.
Название романа взято из старой пословицы («Истина — дочь времени»), которую Тей цитирует в качестве эпиграфа к роману . Как и все афоризмы, эта пословица на протяжении веков прямо цитировалась, перефразировалась или дополнялась многими известными грамотными мыслителями, такими как Авл Геллий и Авраам Линкольн (прямые цитаты); Сэр Фрэнсис Бэкон (расширенная цитата: «Истина — дочь времени, а не власти». [ 2 ] ); и Фалес (перефраз: «Пришло время открыть или со временем откроет все, что скрыто»), и это лишь некоторые из них.
Роман также исследует и объединяет различные типы исторических произведений. В своих исследованиях Грант начинает с детских книг по истории, затем переходит к общепопулярным историческим произведениям и очень научной, но скучной «Конституционной истории Англии» Таннера. Он также читает Томаса Мора и « Историю короля Ричарда III» исторический роман « Роза Бешенства » Эвелин Пейн-Эллис о жизни матери Ричарда Сесили Невилл . И история Таннера, и роман не существуют; Было высказано предположение, что название последнего заимствовано из Гая Пейджета 1937 года. одноименной биографии [ 3 ]
Другими предполагаемыми историческими мифами, затронутыми автором, являются широко распространенная (но ложная) история о том, что войска открыли огонь по публике во время бунта Тонипанди 1910 года , традиционное изображение Бостонской резни , мученичества Маргарет Уилсон , а также жизни и смерти Мэри. , королева Шотландии . Грант использует термин «Тонипанди» для описания широко распространенных исторических мифов, таких как предполагаемые расстрелы во время беспорядков Тонипанди, и считает, что популярные рассказы о деятельности Ричарда попадают в эту категорию. Этот образ мыслей отражает неприязнь и недоверие к эмоциональным популярным повествованиям о предполагаемой исторической несправедливости, что также проявляется в других работах Тея. [ нужна ссылка ]
Доводы Гранта о невиновности Ричарда III
[ редактировать ]
В этом романе, как и в других своих произведениях, таких как «Дело о франшизе» и «Мисс Пим распоряжается» , Жозефина Тей частично опирается на физиогномику как средство определения первоначальной оценки характера человека. Первым стимулом Гранта к интеллектуальному расследованию того, действительно ли Ричард III жестоко убил в лондонском Тауэре двух главных наследников трона его умершего брата , стала его ранняя уверенность в том, что лицо Ричарда не могло быть лицом человека, который совершил бы такое низкое преступление. как хладнокровное убийство двух его молодых племянников. Однако это всего лишь первоначальное «внутреннее ощущение», первоначальная искра, которая заставляет Гранта хотеть больше узнать (и, таким образом, в конечном итоге исследовать и исследовать) истинный характер и биографию Ричарда III, а не какой-либо другой исторической личности, о которой он говорит. подруга Марта Халлард снабдила его изображениями (чтобы облегчить его прикованную к постели скуку).
Последующее полицейское расследование, которое Грант предпринимает на протяжении оставшейся части романа, чтобы найти некоторые косвенные доказательства того, что Ричард (или кто-либо другой) избавился от принцев, показывает, что никогда не было судебного акта , коронерского расследования или любого другого юридического расследования. разбирательство, которое одновременно обвинило – а тем более осудило – Ричарда III в любой нечестной игре против принцев в Тауэре . В нем также указывается, что никто не сообщал о пропавших без вести принцах до окончания битвы при Босворте , когда Ричард был мертв, а принцы теперь находились под стражей Генриха VII в Тауэре. Грант приходит к выводу, что Генри является гораздо более вероятным виновником двойного цареубийства, чем Ричард, когда вопрос «кто спровоцировал убийство принцев?» рассматривается с традиционной точки зрения раскрытия преступлений, включающей средства, мотив и возможности – в частности, мотив.
Аргументы Тея в поддержку Ричарда повторяют некоторые аргументы, приведенные в книге Клементса Маркхэма 1906 года «Ричард III: его жизнь и характер», рассмотренные в свете недавних исследований . [ 4 ]
Основные аргументы, представленные в книге в защиту короля Ричарда:
- Убийство молодых принцев не имело никакой политической выгоды для Ричарда III. После принятия Titulus Regius оба принца не представляли угрозы для Ричарда, когда он был коронован.
- Эти два принца представляли большую угрозу для Генриха VII, поскольку основания его притязаний Тюдоров на корону были значительно слабее, чем у них.
- Хотя Билль о достижениях был выдвинут Генрихом VII против Ричарда после битвы при Босворте, в нем не упоминалось об исчезновении принцев из Тауэра, что позволяет предположить, что в то время, когда Билль о достижениях был представлен парламенту, принцы еще не пропали без вести.
- Билль об аресте, который Генрих и поддерживавшие его магнаты впоследствии подали против покойного Ричарда, просто обвиняет его в общих чертах в «жестокости и тирании» во время его правления – в нем нет ни конкретных обвинений, ни даже упоминаний о предполагаемом соучастии Ричарда в исчезновение принцев или предполагаемая смерть.
- Мать принцев, Элизабет Вудвилл, осталась в по-настоящему хороших отношениях с Ричардом, когда он стал королем, а ее дочери регулярно принимали участие в светских мероприятиях при его дворе. Грант отмечает, что вряд ли такое поведение было поведением матери, которая верила или даже просто подозревала, что Ричард приказал убить обоих ее маленьких сыновей.
- Не существует современных зарегистрированных свидетельств того, что принцы пропали из Тауэра до того, как Генрих VII взял их под опеку. Только в этот момент слухи и спекулятивные обвинения начинают фиксироваться в исторических документах.
Грант и его американский коллега утверждают, что существует мало свидетельств сопротивления правлению Ричарда (игнорируя восстание Бэкингема ). Они допускают, что слухи о том, что он убил принцев, ходили еще при его жизни, но решают, что слухи имели мало распространения, и приписывают их Croyland Chronicle и лорду -канцлеру Франции и, в конечном итоге, сочувствовавшему Тюдорам Джону Мортону . Они также предполагают, что Мортон был фактическим автором биографии Ричарда Томаса Мора , предполагая, что неполная рукопись, найденная после смерти Мора, была незаконченной копией утраченного оригинала Мортона. Они приходят к выводу, что принцы, вероятно, оставались живы на протяжении всего правления Ричарда и позже были убиты Генрихом.
Литературное значение и критика
[ редактировать ]После публикации Энтони Баучер назвал книгу «одной из бессменных классиков детективного дела… одной из лучших не года, а всех времен». Дороти Б. Хьюз также похвалила это, сказав, что это «не только одна из самых важных загадок года, но и всех лет тайн». [ 5 ] Роман занимает первое место в списке 100 лучших криминальных романов всех времен по версии MWA версии CWA и четвертое место в списке 100 лучших детективных романов всех времен по .
Уинстон Черчилль заявил в своей «Истории англоязычных народов»: [ 6 ] его вера в виновность Ричарда в убийстве принцев, добавив: «Потребуется много гениальных книг, чтобы поднять этот вопрос до уровня исторического спора», вероятно, имея в виду роман Тея, опубликованный семью годами ранее. В бумагах сэра Алана Ласселлса есть ссылка на его разговор с Черчиллем о книге. [ 7 ]
Адаптации
[ редактировать ]Вышли в эфир две радиоадаптации. Впервые в 1952 году (сценарист не указан) и 25 декабря 1982 года в дневном театре BBC Radio 4 FM в постановке Невилла Теллера. [ 8 ]
Работает со связанными темами
[ редактировать ]- Гая М. Таунсенда «Доказать, что он злодей» — детективный роман о серии современных убийств, которые, судя по всему, связаны с Ричардом III. Герой, профессор истории, резко критикует аргументы Тей как «безнадежно непрофессиональные и ненадежные из-за ее «рабского» следования аргументам Клементса Маркхэма». [ 4 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Муди, Сьюзен , изд. (1990). Соратник Хэтчардов по преступлениям. Ассоциация писателей-криминалистов выбрала 100 лучших криминальных романов . Лондон: Хэтчардс. ISBN 0-904030-02-4 .
- ^ «Цитаты и цитаты из «Дочери времени»» . Thinkexist.com . Проверено 30 октября 2012 г.
- ^ Тоби Мэлоун, « Собака, Крыса, ... Кот, который расцарапает человека до смерти!»: «Ричард III Оливье и популярные культуры », Literature/Film Quarterly , Vol. 37, № 2
- ^ Jump up to: а б Р. Гордон Келли, «Жозефина Тей и другие: дело Ричарда III», в книге Рэя Б. Брауна, Лоуренса А. Крейзера-младшего и др. (ред.) Детектив как историк: история и искусство в художественной литературе по историческим преступлениям , том 1, Popular Press, 2000, стр.134.
- ^ Роузман, Милль и др. , детектив . Нью-Йорк: Overlook Press, 1971. ISBN 0-87951-041-2
- ^ Черчилль, История англоязычных народов, том 1, стр. 486.
- ^ Янус: Документы сэра Алана Ласселлса 1922–1977
- ^ Геномное радио Таймс
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Батлер, Памела Дж. «Тайна Жозефины Тей» . R3.org . Общество Ричарда III (Интернет-архив). Архивировано из оригинала 15 апреля 2011 года . Проверено 13 ноября 2013 г.
- Обзор , The Washington Post
- Дочь времени в Faded Page (Канада)
- Сайт, посвященный Жозефине Тей
- Британские романы 1951 года
- Британские детективные романы
- Британские детективные романы
- Романы о королевской власти
- Романы адаптированы для радиопрограмм
- Романы Жозефины Тей
- Культурные изображения Ричарда III Англии
- Культурные изображения Эдварда V
- Главный приз для победителей в области криминальной литературы
- Книги Питера Дэвиса
- Культурные изображения Генриха VII Англии