Цареубийство
![]() | Примеры и перспективы в этой статье касаются главным образом Соединенного Королевства и не отражают мировую точку зрения на этот вопрос . ( Июль 2022 г. ) |
Из серии «Политика». |
Монархия |
---|
![]() |
![]() |
Цареубийство — это преднамеренное убийство монарха или суверена государства , которое часто связано с узурпацией власти . Цареубийца также может быть ответственным за убийство. Слово происходит от латинских корней regis и cida ( cidium ), что означает «монарх» и «убийца» соответственно.

В британской традиции это относится к судебной казни короля после суда , отражая исторический прецедент суда и казни Карла I в Англии . Концепция цареубийства также исследовалась в средствах массовой информации и искусстве через такие произведения, как «Макбет» ( короля убийство Макбетом Дункана ).
История
[ редактировать ]В западном христианстве цареубийство было гораздо более распространено до 1200/1300 годов. [1] Сверре Багге насчитывает 20 случаев цареубийства между 1200 и 1800 годами, а это означает, что 6% монархов были убиты своими подданными. [1] Он насчитывает 94 случая цареубийства между 600 и 1200, а это означает, что 21,8% монархов были убиты своими подданными. [1] Он утверждает, что наиболее вероятная причина снижения числа цареубийств заключается в том, что были установлены четкие правила престолонаследия, которые затруднили смещение законных наследников престола и сделали это только так, чтобы у ближайшего наследника (и их сторонников) был мотив убить монарха. [1]
Есть свидетельства того, что цареубийство и способность государств сохранять или даже расширять свои территории имеют отрицательную корреляцию: во-первых, насилие со стороны элиты препятствовало развитию территориального потенциала государства , а убийство правителей также напрямую приводило к более вероятной потере территорий. И, во-вторых, можно предположить, что потенциал государства, отраженный в его территориальном потенциале, оказывает сдерживающее воздействие на межличностное насилие . Это соответствовало бы мнению Пинкера (2011). [2] считают, что современный государственный потенциал ведет к снижению насилия, как межличностного, так и в условиях военного конфликта . [3]
Британия
[ редактировать ]До Тюдоров периода английские короли были убиты в тюрьме (например, Эдуард II и Эдуард V ) или убиты в бою своими подданными (например, Ричард III ), но ни одну из этих смертей обычно не называют цареубийством.
Казнь Марии, королевы Шотландии
[ редактировать ]Слово «цареубийство», похоже, вошло в популярное употребление среди континентальных католиков , когда папа Сикст V возобновил папскую буллу об отлучении от церкви «коронованной цареубийцы» королевы Елизаветы I. [4] за, среди прочего, казнь Марии, королевы Шотландии , в 1587 году, хотя она отреклась от шотландской короны примерно 20 годами ранее. [5] Первоначально Елизавета была отлучена от церкви Папой Пием V в Регнансе в Эксельсисе за обращение Англии в протестантизм после правления Марии I Английской .
Казнь Карла I Англии.
[ редактировать ]После Первой гражданской войны в Англии король Карл I был пленником парламентариев . Парламентарии попытались договориться с ним о компромиссе, но он твердо придерживался своей точки зрения, что он является королем по божественному праву , и пытался тайно собрать армию для борьбы против них. Лидерам парламентариев стало очевидно, что они не могут вести с ним переговоры об урегулировании и не могут доверять ему в том, что он удержится от поднятия против них армии; они неохотно пришли к выводу, что его придется казнить. 13 декабря 1648 года Палата общин прервала переговоры с королем. Двумя днями позже Совет офицеров армии новой модели проголосовал за перевод короля с острова Уайт , где он находился в плену, в Виндзор, «чтобы как можно скорее отдать его под суд». [6] В середине декабря король был переведен из Виндзора в Сент-Джеймский дворец Вестминстере в . Палата общин большого парламента приняла законопроект о создании Высокого суда для суда над Карлом I за государственную измену «от имени народа Англии». С точки зрения роялистов и после реставрации этот законопроект не был законным, поскольку Палата лордов отказалась его принять, и он, как и ожидалось, не получил королевского одобрения . Однако парламентские лидеры и армия, несмотря ни на что, продолжили судебный процесс.
На суде в Высоком суде в субботу, 20 января 1649 года, в Вестминстер-холле Чарльз спросил: «Я хотел бы знать, какой властью я призван сюда. Я хотел бы знать, какой властью, я имею в виду законный». [7] Учитывая исторические проблемы, обе стороны опирались на удивительно технические юридические основания. Чарльз не оспаривал тот факт, что парламент в целом обладал некоторыми судебными полномочиями, но он утверждал, что Палата общин сама по себе не может кого-либо судить, и поэтому отказался выступать в судебном порядке. В то время по английскому законодательству , если заключенный отказывался признать свою вину, с ним обращались так же, как с тем, кто признал себя виновным. С тех пор ситуация изменилась; отказ признать себя теперь интерпретируется как признание себя невиновным. [8]
Чарльз был признан виновным в субботу, 27 января 1649 года, и его смертный приговор подписали пятьдесят девять членов комиссии . Чтобы продемонстрировать свое согласие со смертным приговором, все присутствовавшие члены комиссии поднялись на ноги. [9]

В день своей казни, 30 января 1649 года, Карл оделся в две рубашки, чтобы не дрожать от холода, чтобы не сказали, что он дрожал от страха. Его казнь была отложена на несколько часов, чтобы Палата общин могла принять чрезвычайный законопроект, объявляющий преступлением провозглашение нового короля и объявляющий представителей народа, Палату общин, источником всей справедливой власти. . Затем Чарльза провели через окно Банкетного зала дворца Уайтхолл на открытый эшафот, где его обезглавили. [10] Он простил тех, кто вынес ему приговор, и дал указания своим врагам научиться «знать свой долг перед Богом, королем, то есть моими преемниками, и народом». [11] Затем он произнес краткую речь, в которой изложил свои неизменные взгляды на отношения между монархией и подданными монарха, закончив словами «Я мученик народа». [12] Его голова была оторвана от тела одним ударом.
Неделю спустя Рамп, заседая в Палате общин, принял законопроект об отмене монархии. Ярые роялисты отказались принять его на том основании, что вакантной короны быть не может. Другие отказались, поскольку, поскольку законопроект не был принят Палатой лордов и не получил королевской санкции , он не мог стать парламентским актом.
Декларация Бреды 11 лет спустя проложила путь к восстановлению монархии в 1660 году. На момент восстановления тридцать один из пятидесяти девяти комиссаров, подписавших смертный приговор, был жив. Парламент с согласия нового короля Карла II принял Закон о возмещении ущерба и забвении , дающий общее помилование тем, кто совершил преступления во время гражданской войны и междуцарствия, но цареубийцы были среди тех, кто был исключен из него. Некоторые сбежали. Некоторые, такие как Дэниел Благрейв , бежали в континентальную Европу, в то время как другие, такие как Джон Диксвелл , Эдвард Уолли и Уильям Гофф, бежали в Нью-Хейвен, штат Коннектикут . Цареубийцы, которых удалось найти и арестовать, предстали перед судом. Шестеро были признаны виновными и постигли участь повешенных , вытянутых и четвертованных : Томас Харрисон , Джон Джонс , Адриан Скроуп , Джон Кэрью , Томас Скот и Грегори Клемент . Капитан гвардии на суде Дэниел Экстелл , который призвал своих людей запереть короля, когда он пытался выступить в свою защиту, влиятельный проповедник, Хью Питерс и ведущий обвинитель на суде Джон Кук были казнены аналогичным образом. Полковник Фрэнсис Хакер , подписавший приказ палачу короля и командовавший охраной вокруг эшафота и на суде, был повешен. Обеспокоенность королевских министров негативным влиянием этих публичных пыток и казней на настроения населения привела к тому, что оставшиеся цареубийцы были заменены тюремным заключением. [13]
Некоторые цареубийцы, такие как Ричард Инголдсби и Филип Най , были условно помилованы, а еще 19 отбыли пожизненное заключение. Тела цареубийц Кромвеля , Брэдшоу и Иретона , похороненные в Вестминстерском аббатстве , были извлечены из земли и повешены, вытащены и четвертованы в ходе посмертной казни . В 1662 году еще трое цареубийц, Джон Окей , Джон Баркстед и Майлз Корбет , также были повешены, вытащены и четвертованы. Судебные чиновники, судившие Карла I, те, кто преследовал его по закону, и те, кто подписал ему смертный приговор , с момента восстановления были известны как цареубийцы.
В парламентских архивах Вестминстерского дворца в Лондоне хранится оригинал смертного приговора Карлу I.
Британия, 1760–1850 гг.
[ редактировать ]Некоторые люди в период 1760–1850 годов в Англии и Великобритании, которых подозревали, арестовывали и, возможно, наказывали за попытку нанести смертельный вред правящему монарху, что иногда воспринималось как попытка «цареубийства», похоже, не имели имел намерение фактически убить короля или королеву. [14] По словам Пула (2000), действия и высказывания таких английских деятелей, как Николсон, Ферт, Сазерленд, Хэдфилд, Коллинз, Оксфорд, Фрэнсис и Бин, каждый из которых пытался привлечь внимание монарха по каким-либо вопросам, «чаще указывают на физическое протест после опыта крайнего разочарования в результате безрезультатного процесса подачи петиций». [14] Другие, кто действительно пытался убить правителя, сделали это не для того, чтобы заменить монархию республикой, а потому, что они надеялись, что их преемник станет лучшим правителем и сможет решить определенные проблемы, которые, по мнению потенциальных убийц, , нынешний государь не смог должным образом действовать дальше. [14] По мнению британского радикального оратора Джона Телуолла (1764–1834), цареубийство было просто средством замены неприемлемого монарха лучшим. [15]
Франция
[ редактировать ]25 июня 1836 года француз по имени Алибо попытался убить « июльского монарха » Луи-Филиппа I, застрелив его. [16] На суде Алибо возложил на короля ответственность за экономический крах своей семьи, сравнил себя с Марком Юнием Брутом (наиболее известным среди убийц Юлия Цезаря ) и заявил: «Цареубийство — это право всех людей, отстраненных от каких-либо прав». справедливость, а не то, что они берут в свои руки». [17] Его казнили на гильотине. [18]
Мексика
[ редактировать ]Отдельные казни двух мексиканских императоров в XIX веке были осуществлены республиканцами.
После упразднения империи Первой Мексиканской Августин I был сначала сослан, а 11 мая 1823 года бывший император сел на борт британского корабля «Роулинз», направлявшегося в Ливорно, Италия (тогда входившего в состав Великого герцогства Тоскана), в сопровождении своей жены. , дети и несколько слуг. После того, как консервативные политические фракции в Мексике наконец убедили Августина I вернуться, и, не подозревая о последствиях закона, направленного исключительно против него, он был взят в плен генералом, которого сам простил как император. Он был расстрелян 19 июля 1824 года. Последствия его казни были встречены мексиканскими роялистами с негодованием . Чувства тех, кто был в ужасе от казни, выразил романист Энрике де Олаварриа-и-Феррари в «Эль кадальсо де Падилья»: «Совершилось темное преступление, за которое нас, несомненно, будут называть отцеубийцами ».
Позже, после падения Второй Мексиканской империи , в которой правил Максимилиан I Мексиканский — член Дома Габсбургов , который ранее правил Мексикой как Новой Испанией с 16 по 18 век — республиканские силы Бенито Хуареса , с помощью США и диверсией полковника Мигеля Лопеса, схватил и казнил его 19 июня 1867 года. Последними словами императора Максимилиана были: «…Пусть моя кровь, которая вот-вот прольется, положит конец кровопролитию, которое произошло на моей новой родине. Да здравствует Мексика! Да здравствует его независимость!».
Португалия
[ редактировать ]Ирак
[ редактировать ]14 июля 1958 года по меньшей мере четыре члена правящей хашимитской семьи (включая короля и наследного принца) Королевства Ирак были убиты революционерами Националистической офицерской организации под командованием Абдула Салама Арифа .
Италия
[ редактировать ]Король Умберто I был убит [19] итало-американского анархиста Гаэтано Бреши вечером 29 июля 1900 года в Монце . Бреши заявил, что хочет отомстить за людей, убитых в Милане во время резни в Бава Беккарис .
Узурпация
[ редактировать ]
Цареубийство имеет особый резонанс в концепции божественного права королей , согласно которой монархи считались по решению Бога обладателями божественно помазанной власти управлять. Таким образом, нападение на короля со стороны одного из его подданных было воспринято как прямой вызов монарху, его божественному праву на управление и, следовательно, воле Бога.
Библейский Давид отказался причинить вред царю Саулу, потому что он был помазанником Господним, хотя Саул и искал его жизни; и когда Саул в конце концов был убит в битве и кто-то сообщил Давиду, что он помог убить Саула, Давид предал этого человека смерти, хотя Саул был его врагом, потому что он поднял руки на помазанника Господня. Большое влияние из этой истории имеют христианские представления о неприкосновенности личности монарха. Диармайт мак Сербайль , король Тары (упомянутый выше), был убит Аэдом Дубом мак Суибни в 565 году. Согласно Адомнану из «Жизни святого Колумбы» Ионы, Аед Дуб мак Суибни получил Божье наказание за это преступление, будучи пронзенным вероломным копье много лет спустя, а затем упал со своего корабля в озеро и утонул. [20]
Даже после исчезновения божественного права королей и появления конституционных монархий этот термин продолжал и продолжает использоваться для описания убийства короля.
Во Франции судебное наказание цареубийц (то есть тех, кто убил или пытался убить короля) было особенно суровым, даже с учетом суровой судебной практики дореволюционной Франции . Как и многих преступников, цареубийцу пытали , чтобы заставить назвать имена своих сообщников. Однако сам метод казни представлял собой форму пытки. Вот описание смерти Робера-Франсуа Дамьена , попытавшегося убить Людовика XV :
Сначала его пытали раскаленными клещами; его рука, державшая нож, использованный при покушении на убийство, была обожжена серой; в раны ему заливали расплавленный воск, свинец и кипящее масло. Затем к его рукам и ногам привязали лошадей для его расчленения. Суставы Дэмьена не сломались; через несколько часов представители парламента приказали палачу и его помощникам перерезать суставы Дэмьена. Затем Дэмьена расчленили под аплодисменты толпы. Его сундук, видимо, еще живой, затем сожгли на костре.
В книге «Надзирать и наказывать » французский философ Мишель Фуко приводит этот случай с Дамьеном Цареубийцей как пример несоразмерного наказания в эпоху, предшествовавшую « Веку разума ». Классическая школа криминологии утверждает, что наказание «должно соответствовать преступлению» и, следовательно, должно быть соразмерным, а не чрезмерным. Этот подход был подделан Гилбертом и Салливаном , когда Микадо пел: « Моя цель возвышенна, я достигну ее вовремя, чтобы наказание соответствовало преступлению ». [21]
Как и более ранние казни за цареубийц:
- рука, покушавшаяся на убийство, сожжена
- цареубийца расчленен заживо
Как в деле Франсуа Равайяка, так и в деле Дэмьена, в судебных документах преступники упоминаются как отцеубийство , а не как цареубийство, что позволяет сделать вывод, что по божественному праву король также считался «Отцом страны».
См. также
[ редактировать ]- Убийство
- Список цареубийц
- Пятые монархисты увидели в свержении Карла I божественный знак второго пришествия Иисуса.
- Общество короля Карла Мученика
- Монархомахи
- Братоубийство (убийство брата)
- Матероубийство (убийство матери)
- Отцеубийство (убийство отца)
- Сороубийство (убийство сестры)
- Тираноубийство (убийство тирана)
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Багге, Сверре (2019). «Упадок цареубийства и подъем европейской монархии от Каролингов до раннего Нового времени» . Frühmittelalterliche Studien (на немецком языке). 53 (1): 151–189. doi : 10.1515/fmst-2019-005 . ISSN 1613-0812 . S2CID 203606658 .
- ^ Пинкер, С. (2011). Лучшие ангелы нашей природы: снижение уровня насилия в истории и его причины . Пингвин Великобритания.
- ^ Батен, Йорг; Кейвуд, Томас; Вамсер, Георг. «Территориальная государственность и элитное насилие с 6 по 19 века». Европейский журнал политической экономии .
- ^ да Мальяно, Памфило (1867). Житие святого Франциска Ассизского и очерк францисканского ордена . Нью-Йорк: П. О'Ши. п. 631 .
- ^ Эмма Гуди (3 февраля 2016 г.). «Мария, королева Шотландии (годы правления 1542–1567)» . Королевская семья . Проверено 25 августа 2020 г.
- ^ Кирби 1999 , с. 8, сноска 9, цитируется: Wedgewood 1964 , p. 44
- ^ Кирби 1999 , стр. 10, 13, сноски 12 и 17. «Запись судебного процесса также появляется в Полном собрании государственных судебных процессов Коббетта , том IV, охватывающий 1640–1649 годы, опубликованном в Лондоне в 1809 году. стр. 995».
- ^ Кирби 1999 , с. 14.
- ^ Спенсер, Чарльз (11 сентября 2014 г.). Убийцы короля: люди, осмелившиеся казнить Карла I. А&С Черный. ISBN 978-1-4088-5171-5 .
- ^ Пестана, Карла Гардина (2004). Английская Атлантика в эпоху революции, 1640–1661 гг . Кембридж, Массачусетс и Лондон, Англия: Издательство Гарвардского университета. п. 88.
- ^ Кирби 1999 , с. 21 § «После суда» § 4
- ^ Кирби 1999 , с. 21, сноски 12 и 35. «Запись судебного процесса также появляется в « Полном собрании государственных судебных процессов» Коббетта , том IV, охватывающий 1640–1649 годы, опубликованном в Лондоне в 1809 году. стр. 1132».
- ^ страница 19 «История сегодня», февраль 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с К 2000 году , с. 212.
- ^ К 2000 году , с. 14.
- ^ К 2000 году , с. 15.
- ^ К 2000 году , стр. 15-16.
- ^ К 2000 году , с. 16.
- ^ Лакер, Уолтер (1977). История терроризма . Издатели транзакций.
- ^ Адомнан Ионский. Жизнь святого Колумбы. Книги о пингвинах, 1995 г.
- ^ «Микадо» У. С. Гилберта и Артура Салливана . gsarchive.net . Архивировано из оригинала 2 октября 2017 года . Проверено 29 апреля 2018 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Вступительная речь Карла I на суде , Конституционное общество, заархивировано из оригинала 10 мая 2012 г.
- Кирби, Майкл (22 января 1999 г.), Суд над королем Карлом I - определяющий момент для наших конституционных свобод (PDF) , Канберра: Высокий суд Австралии (конференция Англо-австралийской ассоциации юристов, Лондон), заархивировано (PDF) из оригинал от 12 февраля 2014 г.
- Пул, Стив (2000), Политика цареубийства в Англии, 1760–1850: проблемные темы , Манчестер: Издательство Манчестерского университета, ISBN 978-0-7190-5035-0
- Веджвуд, CV (июнь 1964 г.), Гроб для короля Карла: Суд над Карлом I (первое издание), Penguin
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Дэвид Лагомарсино, Чарльз Т. Вуд (редактор) Суд над Карлом I: Паб документальной истории: Дартмутский колледж, (1989), ISBN 0-87451-499-1
- Джеффри Робертсон. Краткая информация о тираноубийстве , Паб: Random House, (2005), ISBN 0-7011-7602-4
- Закон об отмене должности короля, 17 марта 1649 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с цареубийствами, на Викискладе?
Работы, связанные с «Живым веком Литтелла» / Том 145 / Выпуск 1872 / Цареубийцы этого века в Wikisource
Словарное определение цареубийства в Викисловаре