Якобитизм
Якобитизм | |
---|---|
Шотландский гэльский : якобиты Ирландцы : якобиты, Джеймсианцы. | |
Лидеры |
|
Military leaders | |
Dates of operation | 1688–1780s |
Active regions | British Isles |
Ideology |
|
Allies |
|
Opponents |
|
Battles and wars |
Якобитизм [с] было политическим движением, выступавшим за восстановление старшей линии Дома Стюартов на британском престоле . Название происходит от имени Джеймса II Англии , которое переводится на латыни как Якобус . Когда Джеймс отправился в изгнание после Славной революции ноября 1688 года , Парламент Англии решил, что он отказался от английского трона , который они предложили его протестантской дочери Марии II Английской и ее мужу Вильгельму III . [1] В апреле Шотландская конвенция постановила, что Джеймс «лишился» трона Шотландии своими действиями, перечисленными в Статьях жалоб. [2]
Таким образом, революция создала принцип договора между монархом и народом, нарушение которого означало, что монарх мог быть смещен. Якобиты утверждали, что монархи были назначены Богом или божественным правом и не могли быть смещены, что делало режим после 1688 года нелегитимным. Хотя это было наиболее последовательное различие, якобитизм представлял собой сложную смесь идей, против многих из которых выступали сами Стюарты. В Ирландии Джеймс поддерживал терпимость к католицизму , но выступал против других требований, таких как ирландская автономия и отмена земельных поселений 17-го века. В 1745 году столкновения между принцем Чарльзом и шотландскими якобитами по поводу Союза 1707 года и божественного права были центральными во внутренних конфликтах, которые положили конец якобитизму как жизнеспособному движению.
Outside Ireland, Jacobitism was strongest in the western Scottish Highlands, Perthshire and Aberdeenshire, and areas of Northern England with a high proportion of Catholics such as western Lancashire, Northumberland and County Durham.[3] Sympathisers were also present in parts of Wales, the West Midlands and South West England, to some degree overlapping with areas that were strongly Royalist during the Wars of the Three Kingdoms. The movement had an international dimension; several European powers sponsored the Jacobites as an extension of larger conflicts, while many Jacobite exiles served in foreign armies.
In addition to the 1689–1691 Williamite War in Ireland and the Jacobite rising of 1689 in Scotland, there were serious revolts in 1715, 1719 and 1745; abortive French-backed invasion attempts in 1708 and 1744; and several unsuccessful plots. While the 1745 rising briefly threatened the Hanoverian monarchy and forced the recall of British troops from Continental Europe, its collapse and withdrawal of French support in 1748 ended Jacobitism as a serious political movement.
Political background[edit]
Jacobite ideology originated with James VI and I, first monarch of England, Scotland and Ireland in 1603. Its basis was divine right, which claimed his authority came from God, and the crown's descent by indefeasible hereditary right: James and his supporters emphasised his right to the throne by blood to forestall controversy over his appointment by Elizabeth I as her successor.[4] Personal rule by the monarch eliminated the need for Parliaments, and required political and religious union, concepts widely unpopular in all three kingdoms.[5]
"Divine right" also clashed with Catholic allegiance to the Pope and with Protestant nonconformists, since both argued there was an authority above the king.[6] The 17th-century belief that 'true religion' and 'good government' were one and the same meant disputes in one area fed into the other; Millenarianism and belief in the imminence of the Second Coming meant many Protestants viewed such issues as urgent and real.[7]
As the first step towards union, James began standardising religious practices between the churches of England, Scotland and Ireland. After his death in 1625, this was continued by his son Charles I, who lacked his political sensitivity; by the late 1630s, instituting Personal Rule in 1629, enforcing Laudian reforms on the Church of England, and ruling without Parliament led to a political crisis.[8] Similar measures in Scotland caused the 1639–1640 Bishops' Wars, and installation of a Covenanter government.[9]
Organised by a small group of Catholic nobility, the October 1641 Irish Rebellion was the cumulative effect of land confiscation, loss of political control, anti-Catholic measures and economic decline. The Rebellion was intended as a bloodless coup, but its leaders quickly lost control, leading to atrocities on both sides.[10] In May, a Covenanter army landed in Ulster to support Scots settlers. Although Charles and Parliament both supported raising an army to suppress the Rebellion, neither trusted the other with its control; these tensions ultimately led to the outbreak of the First English Civil War in August 1642.[11]
In 1642, the Catholic Confederacy representing the Irish insurgents proclaimed allegiance to Charles, but the Stuarts were an unreliable ally, since concessions in Ireland cost them Protestant support in all three kingdoms. In addition, the Adventurers' Act, approved by Charles in March 1642, funded suppression of the revolt by confiscating land from Irish Catholics, much of it owned by members of the Confederacy.[12] The result was a three-way contest between the Confederacy, Royalist forces under the Protestant Duke of Ormond, and a Covenanter-led army in Ulster. The latter were increasingly at odds with the English government; after Charles' execution in January 1649, Ormond combined these factions to resist the 1649-to-1652 Cromwellian conquest of Ireland.[13]
Charles II repudiated his alliance with the Confederacy, in return for Scottish support in the Third English Civil War, and Ormond went into exile in 1650. Defeat in 1652 led to the mass confiscation of Catholic and Royalist land, and its re-distribution among English Parliamentary soldiers and Protestant settlers.[14] The three kingdoms were combined into the Commonwealth of England, regaining their separate status when the monarchy was restored in 1660.[15]
Charles's reign was dominated by the expansionist policies of Louis XIV of France, seen as a threat to Protestant Europe. When his brother and heir James announced his conversion to Catholicism in 1677, an attempt was made to bar him from the English throne.[16] Nevertheless, he became king in February 1685 with widespread support in England and Scotland; a Catholic monarch was preferable to excluding the 'natural heir', and rebellions by Protestant dissidents quickly suppressed. It was also viewed as temporary; James was 52, his second marriage was childless after 11 years, and his Protestant daughter Mary was heir.[17]
His religion made James popular among Irish Catholics, whose position had not improved under his brother. By 1685, Catholic land ownership had fallen to 22%, versus 90% in 1600, and after 1673, a series of proclamations deprived them of the right to bear arms or hold public office.[18] The Catholic Richard Talbot, 1st Earl of Tyrconnell, was appointed Lord Deputy of Ireland in 1687, and began building a Catholic establishment that could survive James. Fearing a short reign, Tyrconnell moved at a speed that destabilised all three kingdoms.[19]
James dismissed the English and Scottish Parliaments when they refused to approve his measures of religious tolerance, which he enforced using the Royal Prerogative. Doing so threatened to re-open disputes over religion, reward those who rebelled in 1685 and undermine his own supporters. It also ignored the impact of the 1685 Edict of Fontainebleau, which revoked tolerance for French Protestants and created an estimated 400,000 refugees, 40,000 of whom settled in London.[20] Two events turned discontent into rebellion, the first being the birth of James's son on 10 June 1688, which created the prospect of a Catholic dynasty. The second was James' prosecution of the Seven Bishops, which seemed to go beyond tolerance for Catholicism and actively attack the Church of England; their acquittal on 30 June caused widespread rejoicing throughout England and Scotland, and destroyed James's political authority.[21]
In 1685, many feared civil war if James were bypassed; by 1688, even the Earl of Sunderland, his chief minister, felt only his removal could prevent it. Sunderland secretly co-ordinated an Invitation to William, assuring Mary and her husband, and James's cousin, William of Orange of English support for armed intervention. William landed in Brixham on 5 November with 14,000 men; as he advanced, James's army deserted and he went into exile on 23 December.[22] In February 1689, the English Parliament appointed William and Mary joint monarchs of England, while the Scots followed suit in March.[23]
Most of Ireland was still controlled by Tyrconnell, where James landed on 12 March 1689 with 6,000 French troops. The 1689-to-1691 Williamite War in Ireland highlighted two recurring trends; for James and his successors, the main prize was England, with Ireland and Scotland secondary to that, while the primary French objective was to absorb British resources, not necessarily restore the Stuarts.[24] Elections in May 1689 produced the first Irish Parliament with a Catholic majority since 1613. It repealed the Cromwellian land seizures, confiscated land from Williamites, and proclaimed Ireland a 'distinct kingdom from England', measures annulled after defeat in 1691.[25]
A Jacobite rising in Scotland achieved some initial success but was ultimately suppressed. Several days after the Irish Jacobites were defeated at The Battle of the Boyne in July 1690, victory at Beachy Head gave the French temporary control of the English Channel. James returned to France to urge an immediate invasion of England, but the Anglo-Dutch fleet soon regained maritime supremacy, and the opportunity was lost.[26]
The Irish Jacobites and their French allies were finally defeated at the battle of Aughrim in 1691, and the Treaty of Limerick ended the war in Ireland; future risings on behalf of the exiled Stuarts were confined to England and Scotland. The Act of Settlement 1701 barred Catholics from the English throne, and when Anne became the last Stuart monarch in 1702, her heir was her Protestant cousin Sophia of Hanover, not her Catholic half-brother James. Ireland retained a separate Parliament until 1800, but the 1707 Union combined England and Scotland into the Kingdom of Great Britain. Anne viewed this as the unified Protestant kingdom which her predecessors had failed to achieve.[27]
The exiled Stuarts continued to agitate for a return to power, based on the support they retained within the three kingdoms of England, Scotland and Ireland.[28][29][30] Doing so required external help, most consistently supplied by France, while Spain backed the 1719 Rising. While talks were also held at different times with Sweden, Prussia, and Russia, these never produced concrete results. Although the Stuarts were useful as a lever, their foreign backers generally had little interest in their restoration.[31]
Ideology[edit]
Historian Frank McLynn identifies seven primary drivers in Jacobitism, noting that while the movement contained "sincere men [..] who aimed solely to restore the Stuarts", it "provided a source of legitimacy for political dissent of all kinds".[32] Establishing the ideology of active participants is complicated by the fact that "by and large, those who wrote most did not act, and those who acted wrote little, if anything."[33] Later historians have characterised Jacobitism in a variety of ways, including as a revolutionary extension of anti-court ideology; an aristocratic reaction against a growth in executive power; feudal opposition to the growth of capitalism; or as a product of nationalist feeling in Scotland and Ireland.[34]
Основные идеологические принципы якобитизма опирались на политическую теологию, разделяемую , не присягающими за присягой англиканцами Высшей церкви , такими как семья Ханкорн и шотландские епископалы . [35] Это были, во-первых, божественные права королей , их ответственность перед Богом, а не перед человеком или парламентом; во-вторых, что монархия была божественным учреждением; в-третьих, переход короны по неотъемлемому наследственному праву, которое не могло быть отменено или аннулировано; и, наконец, библейское предписание пассивного послушания и непротивления, даже по отношению к монархам, которых отдельный подданный мог не одобрять. [36] [37]
Якобитские пропагандисты утверждали, что такая санкционированная Богом власть была главной моральной защитой общества, в то время как ее отсутствие приводило к партийным раздорам. Они утверждали, что революция 1688 года позволила корыстным меньшинствам, таким как виги, религиозные инакомыслящие и иностранцы, взять под контроль государство и угнетать простых людей. [38] Однако взгляды на «правильный» баланс прав и обязанностей между монархом и подданным различались, и якобиты пытались провести различие между «произвольной» и «абсолютной» властью. не присяжный заседателем Ирландской церкви Священник Чарльз Лесли, , был, пожалуй, самым крайним теоретиком божественного права, но даже он утверждал, что монарх был связан «своей клятвой перед Богом, а также своим обещанием своему народу» и «законами справедливости и чести». ". [39] Другой распространенной темой в якобитских брошюрах был намек на то, что экономические или другие потрясения на Британских островах были наказанием за изгнание назначенного Богом монарха, хотя после 1710 года авторы брошюр вместо этого начали обвинять «злобную» вигов политическую партию в изгнании Стюартов, а не нация коллективно. [40]
Такие настроения не всегда последовательно поддерживались внутри якобитской общины или ограничивались только якобитами: [41] Многие виги и духовенство англиканской церкви также утверждали, что преемственность после 1688 года была «предопределена Богом». [36] [42] После Акта об урегулировании якобитские пропагандисты преуменьшили значение чисто легитимистских элементов в своих трудах, и к 1745 году активное продвижение наследственных и неотъемлемых прав было ограничено в основном несколькими членами шотландской епископальной церкви, такими как лорды Питслиго и Балмерино . [43]
Вместо этого они начали сосредотачиваться на популистских темах, таких как противодействие постоянной армии, коррупция на выборах и социальная несправедливость. [44] К 1750-м годам сам Карл пообещал проводить трехгодичные парламенты, расформировать армию и юридические гарантии свободы прессы . [45] Такая тактика расширяла их привлекательность, но также несла в себе риски, поскольку правительство всегда могло подорвать ее, готовое пойти на аналогичные уступки. [46] Постоянное внимание Стюартов к Англии и восстановлению единого британского престола привело к напряженности в отношениях с их более широкими сторонниками в 1745 году, когда основной целью большинства шотландских якобитов было положить конец Союзу 1707 года. Это означало, что после победы при Престонпансе в сентябре они предпочли вести переговоры, а не вторгаться в Англию, как хотел Чарльз. [47]
В более общем плане якобитские теоретики отражали более широкое консервативное течение в мысли Просвещения, апеллируя к тем, кого привлекало монархическое решение проблемы воспринимаемого современного упадка. [48] Популистские песни и трактаты представляли Стюартов как способных исправить широкий спектр недугов и восстановить социальную гармонию, а также противопоставляли голландских и ганноверских «иностранцев» человеку, который даже в изгнании продолжал потреблять английскую говядину и пиво. [49] Хотя широкий спектр тем, принятых якобитскими памфлетистами и агентами, был особенно рассчитан на тори, он периодически привлекал недовольных вигов и бывших радикалов. Такие «виги-якобиты» высоко ценились изгнанным двором, хотя многие считали Якова II потенциально слабым королем, от которого легко было бы добиться уступок в случае реставрации. [50]
в трех якобитов королевствах Сторонники
Ирландия [ править ]
Роль якобитизма в политической истории Ирландии обсуждается; некоторые утверждают, что это было широкое народное движение и основная движущая сила ирландского католического национализма в период с 1688 по 1795 год. [51] Другие видят в нем часть «панбританского движения, основанного на конфессиональной и династической лояльности», сильно отличающегося от ирландского национализма XIX века. [52] Историк Винсент Морли описывает ирландский якобитизм как особую идеологию в рамках более широкого движения, которая «подчеркивала милетское происхождение Стюартов, их лояльность католицизму и статус Ирландии как королевства с собственной короной». [53] В первой половине XVIII века якобитизм был «основной приверженностью политически сознательных католиков». [54]
Поддержка Джеймса ирландскими католиками основывалась на его религии и предполагала готовность выполнить их требования. В 1685 году гэльский поэт Даибхи О Брюадер отпраздновал свое вступление на престол как обеспечение господства католицизма и ирландского языка. Расширение армии Тирконнеллом за счет создания католических полков было одобрено Диармуидом МакКартейем, поскольку оно позволило коренному ирландцу «Тадгу» вооружиться и утвердить свое господство над «Джоном», английским протестантом. [55] И наоборот, большинство ирландских протестантов считали его политику направленной на «полное разрушение интересов протестантов и интересов Англии в Ирландии». [56] Это ограничило протестантский якобитизм «священнослужителями-доктринерами, недовольными землевладельцами-консерваторами и новообращенными католиками», которые выступали против католицизма, но по-прежнему считали изгнание Джеймса незаконным. [57] Несколько служителей Ирландской церкви отказались присягать новому режиму и стали не присяжными заседателями , самым известным из которых был пропагандист Чарльз Лесли . [58]
Поскольку возвращение Англии было его главной целью, Джеймс рассматривал Ирландию как стратегический тупик, но Людовик XIV из Франции утверждал, что это лучшее место для начала войны, поскольку администрация контролировалась Тирконнеллом, а его дело популярно среди большинства католического населения. [59] Джеймс высадился в Кинсейле в марте 1689 года и в мае созвал первый с 1666 года парламент Ирландии , в первую очередь добиваясь сбора налогов для финансирования военных действий. Тирконнелл обеспечил преимущественно католический электорат и кандидатов, издав уставы новых районов , допустив католиков в городские корпорации и исключив «нелояльных членов». [60] Поскольку во многих северных районах выборы не проводились, в Палате общин Ирландии не хватало 70 членов, а 224 из 230 депутатов были католиками. [61]
Известный ирландским историкам XIX века как « Парламент патриотов », он открылся провозглашением Джеймса законным королем и осуждением «предательских подданных», свергнувших его. Среди ирландских якобитов существовали разногласия по вопросу о возвращении всех католических земель, конфискованных в 1652 году после завоевания Ирландии Кромвелем . Большинство ирландской Палаты общин хотели Кромвельский Акт об урегулировании 1652 года полностью отменить с возвращением права собственности к тому, которое действовало в 1641 году. Против этого выступило меньшинство внутри католической элиты, которое извлекло выгоду из Акта об урегулировании 1662 года , группа, в которую входили сам Джеймс, Тирконнелл и другие члены ирландской Палаты лордов . Вместо этого они предложили вернуть тем, кто был лишен собственности в 1650-х годах, половину своих поместий и выплатить компенсацию за оставшуюся часть. [62] Однако, поскольку Палата общин подавляющим большинством высказалась за полное восстановление, Тирконнелл убедил лордов одобрить законопроект. [63]
Более серьезными были разногласия между парламентом и Джеймсом, который сопротивлялся любым мерам, которые могли бы «не удовлетворить его протестантских подданных» в Англии и Шотландии. [63] Это противоречило требованиям ирландского парламента, который, помимо восстановления земель, включал терпимость к католицизму и ирландской автономии. [64] Французский дипломат заметил, что у Джеймса «слишком английское сердце, чтобы сделать что-либо, что могло бы рассердить англичан». Поэтому он сопротивлялся мерам, которые могли бы «не удовлетворить его протестантских подданных» в Англии и Шотландии, жалуясь, что «он попал в руки людей, которые готовы втолкнуть ему в глотку много тяжелых вещей». [63] Когда стало ясно, что парламент будет голосовать за военные налоги только в том случае, если он выполнит их минимальные требования, Джеймс неохотно дал свое согласие на земельный законопроект Тирконнелла и принял законопроект о лишении прав , конфисковав поместья у 2000, в основном протестантских «повстанцев». [65] Хотя он также одобрил резолюцию парламента о том, что Ирландия является «отдельным королевством» и законы, принятые в Англии, там не применяются, он отказался отменить Закон Пойнингса , который требовал одобрения ирландского законодательства английским парламентом. [66]
Несмотря на свой католицизм, Джеймс рассматривал протестантскую церковь Ирландии как важную часть своей поддержки; он настаивал на сохранении его юридического превосходства, хотя соглашался, что землевладельцам придется платить десятину только духовенству своей собственной религии. [65] Однако ценой этих уступок стало в значительной степени устранение протестантского элемента из ирландского якобитизма, который впоследствии стал почти полностью католической идеологией. После 1690 года ирландские якобиты также разделились на «партию мира» Тирконнелла, которая продолжала искать решение путем переговоров, и «партию войны» во главе с Патриком Сарсфилдом, которая выступала за борьбу до конца. [67]
Джеймс покинул Ирландию после поражения при Бойне в 1690 году, приказав своим сторонникам «перейти на себя». [68] Это привело к тому, что некоторые стали изображать его как «Шеймуса чака», «Джеймса дерьма», который покинул своих верных последователей. [69] Однако гэльский ученый Брендан О'Буачалла утверждает, что его репутация впоследствии восстановилась как «законного короля... которому суждено вернуться», а ирландские якобитские писатели из высшего сословия, такие как Чарльз О'Келли и Николас Планкетт, обвинили «коррумпированных английских и шотландских советников» в его очевидном дезертирство. [70]
После 1691 года меры, принятые парламентом 1689 года, были отменены, уголовные законы запрещали католикам участвовать в общественной жизни, а Закон о достижениях использовался для оправдания дальнейших конфискаций земель. 12 000 солдат-якобитов отправились в изгнание в диаспору, известную как « Полет диких гусей» , большинство из которых позже были включены во Французско-Ирландскую бригаду . Ежегодно во французскую и испанскую армии набиралось около 1000 человек, многие из которых проявляли «ощутимую приверженность делу Стюартов». [71] Элементы французско-ирландской бригады участвовали в восстании шотландских якобитов в 1745 году.
Поэты на ирландском языке, особенно в Мюнстере , продолжали отстаивать это дело после смерти Джеймса; в 1715 году Эоин О Калланайн описал своего сына Джеймса Фрэнсиса Эдварда Стюарта как « taoiseach na nGaoidheal » или «вождя гэлов». [72] Как и в Англии, на протяжении 1720-х годов день рождения Джеймса 10 июня отмечался празднованиями в Дублине и таких городах, как Килкенни и Голуэй . Они часто сопровождались беспорядками, что считалось доказательством народных симпатий к якобитам. [73] Другие утверждают, что беспорядки были обычным явлением в городских районах XVIII века, и рассматривают их как «серию ритуальных столкновений». [74]
Некоторые историки утверждают , что в сочетании с якобитской риторикой и символизмом среди рапперов и бандитов это свидетельствует о продолжающейся народной поддержке реставрации Стюартов. [75] Другие, однако, утверждают, что трудно понять, «в какой степени риторический якобитизм отражал поддержку Стюартов, а не недовольство статус-кво». [76] Тем не менее, опасения по поводу возрождения католического якобитизма среди правящего протестантского меньшинства означали, что антикатолические уголовные законы оставались в силе на протяжении большей части восемнадцатого века. [77]
Ни в 1715, ни в 1745 году не было ирландского восстания, сопровождавшего восстания в Англии и Шотландии; Одно из предположений - после 1691 года, когда по разным причинам ирландские якобиты обратились к европейским союзникам, а не полагались на внутреннее восстание. [69] Начиная с 1720-х годов многие католики были готовы присягнуть на верность ганноверскому режиму, но не принесли клятву отречения , которая требовала отказа от власти Папы, а также Стюартов. [78] После фактического упадка дела якобитов в 1750-х годах многие католические дворяне отказались от поддержки Стюартов. Вместо этого они создали такие организации, как Католическая конвенция , которая работала в рамках существующего государства для удовлетворения жалоб католиков. [79] Когда Чарльз умер в 1788 году, ирландские националисты искали альтернативных освободителей, среди которых была Первая французская республика , Наполеон Бонапарт и Дэниел О'Коннелл . [80]
Англия и Уэльс [ править ]
Часть серии «Политика » |
Торизм |
---|
В Англии и Уэльсе якобитизм часто ассоциировался с тори , многие из которых поддерживали право Джеймса на престол во время кризиса исключения. Идеология тори подразумевала, что ни «время, ни статутное право [...] не могут смягчить грех узурпации». [81] в то время как общие темы божественного права и священного королевского сана тори и якобитов могли стать альтернативой вигским концепциям «свободы и собственности». [82] Меньшая часть ученых, в том числе Эвелин Круикшэнкс , утверждала, что до конца 1750-х годов Тори были крипто-якобитской партией; другие утверждали, что якобитизм был «ветвью торизма». [83] Однако превосходство англиканской церкви также занимало центральное место в идеологии тори, и Джеймс потерял их поддержку, когда его политика, казалось, угрожала этому первенству. Акт об урегулировании 1701 года, исключающий католиков с английского престола, был принят администрацией тори; для подавляющего большинства католицизм Стюартов был непреодолимым барьером для активной поддержки, в то время как доктрина непротивления тори также отговаривала их от поддержки изгнанников против правящего монарха. [84]
Большую часть периода с 1690 по 1714 год парламент либо контролировался тори, либо поровну разделялся с вигами; когда Георг I сменил Анну, большинство надеялось примириться с новым режимом. Граф Мар , возглавивший восстание 1715 года, заметил: «Якобитизм, которым они раньше клеймили тори, теперь, я полагаю, находится на открытом воздухе». [85] Однако Джордж обвинил правительство консерваторов 1710–1714 годов в Утрехтском мире , который, по его мнению, нанес ущерб его родному штату Ганновер . Его изоляция бывших министров-консерваторов, таких как лорд Болингброк и граф Мар, привела их сначала к оппозиции, а затем к изгнанию. Их исключение из власти между 1714 и 1742 годами привело к тому, что многие тори продолжали поддерживать контакты с якобитским двором, который они рассматривали как потенциальный инструмент для изменения существующего правительства или давления на него. [86]
В 1715 году были скоординированные празднования 29 мая, Дня Реставрации , и 10 июня, дня рождения Джеймса Стюарта, особенно в таких городах, где доминировали тори, таких как Бристоль , Оксфорд , Манчестер и Норвич , хотя во время Восстания 1715 года они оставались тихими. В 1730-х годах многие демонстрации «якобитов» в Уэльсе и других местах были вызваны местной напряженностью, особенно враждебностью к методизму , и сопровождались нападениями на нонконформистские часовни. [87] Большинство английских участников в 1715 году были выходцами из традиционно католических районов северо-запада, таких как Ланкашир . [88] К 1720 году в Англии и Уэльсе их было менее 115 000, и большинство из них остались верными в 1745 году, включая герцога Норфолка , главу английской католической общины, приговоренного к смертной казни за свою роль в 1715 году, но помилованного. [89] Несмотря на это, симпатии были сложными; Агент Норфолка Эндрю Блад присоединился к Манчестерскому полку , а позже нанял другого бывшего офицера, Джона Сандерсона, в качестве своего конного мастера. [90] Английские католики продолжали оказывать изгнанникам финансовую поддержку вплоть до 1770-х годов. [91]
В 1689 году около 2% духовенства англиканской церкви отказались принести присягу на верность Уильяму и Марии; В одном списке в общей сложности 584 священнослужителя, школьных учителей и преподавателей университетов не являются присяжными заседателями . [92] Это почти наверняка занижает их численность, поскольку многие сочувствующие остались в англиканской церкви, но не присяжные были непропорционально представлены в восстаниях и бунтах якобитов и дали много «мучеников». К концу 1720-х годов споры по поводу доктрины и смерть ее создателей превратили церковь в горстку разрозненных общин, но некоторые из казненных в 1745 году были выходцами из Манчестера, последнего значительного собрания в Англии. [93]
квакеров Лидер Уильям Пенн был видным нонконформистом, поддерживающим Джеймса, хотя это было основано на их личных отношениях и не пережило его низложения. Еще одним элементом английского якобитизма была горстка недовольных радикалов, для которых изгнанные Стюарты представляли собой потенциальную альтернативу истеблишменту вигов. Примером был Джон Мэтьюз, якобитский печатник, казненный в 1719 году; его брошюра Vox Populi vox Dei подчеркивала Локка теорию общественного договора , доктрину, которую поддержали бы очень немногие Тори того периода. [44]
Шотландия [ править ]
Шотландский якобитизм имел более широкие и обширные корни, чем в Англии. 20 000 шотландцев сражались на стороне якобитов в 1715 году по сравнению с 11 000, которые присоединились к правительственной армии, и составляли большинство из 9 000–14 000, служивших в 1745 году. [94] Одной из причин было сохранение феодализма в некоторых сельских районах Шотландии, где арендаторов можно было заставить предоставить своим домовладельцам военную службу. Многие члены клана Хайленд , входившие в состав якобитских армий, были воспитаны таким образом: во всех трех крупных восстаниях основная часть рядовых поставлялась небольшим количеством северо-западных кланов, лидеры которых присоединились к восстанию. [95]
Несмотря на это, многие якобиты были протестантскими жителями равнин, а не католиками, говорящими на гэльском языке, о которых легенды говорят. [96] К 1745 году менее 1% шотландцев были католиками, за исключением крайнего северо-запада и нескольких благородных семей. [97] Большинство рядовых, а также многие якобитские лидеры принадлежали к протестантским епископальным общинам. [98] На протяжении 17 века тесная связь между шотландской политикой и религией означала, что смена режима сопровождалась изгнанием проигравших из церкви. В 1690 году более 200 священнослужителей потеряли свои должности, в основном в Абердиншире и Банфшире , сильно епископальной области с 1620-х годов. В 1745 году около 25% рекрутов якобитов были выходцами из этой части страны. [99]
Епископализм был популярен среди социальных консерваторов, поскольку он подчеркивал неотъемлемое наследственное право, абсолютное послушание и подразумевал свержение старшей линии Стюартов как нарушение естественного порядка. [100] Церковь продолжала молиться за Стюартов до 1788 года, хотя многие отказались присягнуть ганноверцам в 1714 году. [101] Однако даже в 1690 году значительное меньшинство приспособилось к новому режиму, и это число значительно возросло после основания Шотландской епископальной церкви в 1712 году. [102]
Епископальные служители, такие как профессор Джеймс Гарден из Абердина, представили Союз 1707 года как одно из череды бедствий, постигших Шотландию, спровоцированных «грехами [...] восстания, несправедливости, угнетения, раскола и лжесвидетельства». [103] Оппозиция была усилена мерами, введенными парламентом Великобритании после 1707 года , включая Закон о государственной измене 1708 года , постановление 1711 года, запрещающее шотландским пэрам с английскими или британскими пэрами занимать свои места в Палате лордов , а также повышение налогов. [104] Несмотря на свои предпочтения, Стюарты пытались обратиться к этой группе; в 1745 году Чарльз издал декларации о роспуске «мнимого Союза», несмотря на опасения, что это оттолкнет его английских сторонников. [105]
Однако оппозиция постсоюзному законодательству не ограничивалась якобитами. Многие пресвитериане выступали против создания Епископальной церкви в 1712 году и других мер послаблений, тогда как самые жестокие налоговые бунты произошли в Глазго , городе, известном своей антипатией к Стюартам. [106] Как и в Англии, некоторые возражали не столько против Союза, сколько против Ганноверской связи; Лорд Джордж Мюррей , старший якобитский командир в 1745 году, был юнионистом, который неоднократно не соглашался с Чарльзом, но выступал против «войн [...] из-за курфюрстов Ганновера». [107]
Сообщество [ править ]
В то время как якобитские агенты продолжали свои попытки завербовать недовольных, наиболее преданные якобиты часто были связаны относительно небольшими семейными сетями, особенно в Шотландии; Деятельность якобитов в таких областях, как Пертшир и Абердиншир, была сосредоточена на ограниченном числе влиятельных семей, активно участвовавших в 1715 и 1745 годах. [108]
Некоторые из самых влиятельных семей землевладельцев сохранили свою лояльность к истеблишменту, но сохранили традиции верности Стюартам, позволяя младшим сыновьям участвовать в активном якобитизме; В 1745 году многие считали Льюиса Гордона доверенным лицом своего брата, герцога Гордона . [109] Многие лидеры якобитов были тесно связаны друг с другом и с изгнанным сообществом браком или кровью. Это побудило некоторых историков, в частности Брюса Ленмана, охарактеризовать восстания якобитов как поддержанные Францией попытки государственного переворота , предпринятые небольшой сетью, состоящей из элиты, хотя эта точка зрения не является общепринятой. [110]
Семейные традиции симпатий к якобитам были подкреплены такими предметами, как стеклянная посуда с надписями или кольца со скрытыми символами, хотя многие из тех, что сохранились, на самом деле являются неоякобитскими творениями XIX века. Другие семейные реликвии содержали упоминания о казненных якобитских мучениках, к которым движение сохранило необычный уровень почитания. [111] Ткань тартан , широко принятая якобитской армией в 1745 году, использовалась в портретной живописи как символ симпатий Стюарту еще до Восстания. За пределами элитных социальных кругов якобитская община распространяла пропагандистские и символические предметы через сеть клубов, продавцов печатных изданий и разносчиков, ориентированных на провинциальную знать и средний класс. В 1745 году принц Чарльз заказал памятные медали и миниатюрные изображения для тайного распространения. [112]
Среди наиболее заметных элементов якобитского сообщества были питейные клубы, основанные в начале 18 века, такие как «Шотландский бакс-клуб» или «Цикл белой розы», возглавляемый валлийским тори сэром Уоткином Уильямсом-Винном . [113] Среди других были «Морские сержанты», в основном состоящие из дворян Южного Уэльса, или «Независимые выборщики Вестминстера» во главе с из Гламорганшира адвокатом Дэвидом Морганом , казненным за свою роль в 1745 году. [114] За исключением Моргана, подавляющее большинство их членов не принимало участия в восстании 1745 года; Позже Чарльз сказал: «Я сделаю для валлийских якобитов то, что они сделали для меня. Я выпью их здоровье». [115]
День дубового яблока 29 мая был посвящен памяти Карла II и стал поводом для проявления сочувствия Стюарту, как и «День белой розы», день рождения старого самозванца 10 июня. [116] Символы обычно использовались якобитами, поскольку за их использование нельзя было привлечь к ответственности; наиболее распространенной из них была Белая роза Йорка , принятая после 1688 года по неясным причинам. Было предложено различное происхождение, в том числе его использование в качестве древнего шотландского королевского устройства, его связь с Яковом II как герцогом Йоркским или Карл I, названный «Белым королем». [117] Якобитские воинские части часто использовали простые белые штандарты или кокарды , а зеленые ленты были еще одним признанным символом Стюартов, несмотря на их связь с Клубом зеленых лент вигов . [118]
после года Упадок 1745
Несмотря на то, что по возвращении в Париж его встретили как героя, за кулисами прием Чарльза был более сдержанным. Д'Эгий , неофициальный французский посланник к якобитам, был невысокого мнения о нем и других высокопоставленных якобитах, назвав Лохгарри «бандитом» и предположив, что Джордж Мюррей был британским шпионом. Со своей стороны, шотландцы были разочарованы отсутствием значимой поддержки со стороны Англии и Франции, несмотря на постоянные заверения обеих сторон. [119] События также подчеркнули реальность того, что продолжающееся повстанческое движение на низком уровне было гораздо более рентабельным для французов, чем восстановление, форма войны, потенциально разрушительная для местного населения. [д] Обнаружив расхождение между целями Шотландии, Франции и Стюартов, а также отсутствие поддержки в Англии, Восстание 1745 года положило конец якобитизму как жизнеспособной политической альтернативе в Англии и Шотландии. [44]
Британские власти приняли ряд мер, призванных предотвратить использование Шотландского нагорья для нового восстания. Были построены новые форты, военных дорог наконец завершена сеть , и Уильям Рой провел первое комплексное исследование Хайленда. [120] Большая часть власти, которой обладали вожди Хайленда, проистекала из их способности требовать военной службы от членов своего клана, и даже до 1745 года клановая система находилась в состоянии серьезного стресса из-за меняющихся экономических условий; Закон о наследуемых юрисдикциях устранил такой феодальный контроль со стороны вождей горцев. [121] Это было гораздо более значимым, чем более известный Акт о проскрипции , который объявил вне закона одежду горцев, если она не используется на военной службе: его последствия обсуждаются, и закон был отменен в 1782 году. [121]
Еще в 1745 году французы боролись с издержками войны за австрийское наследство , а в июне 1746 года они начали мирные переговоры с Великобританией в Бреде . Победы во Фландрии в 1747 и 1748 годах фактически ухудшили их положение, вовлекая ранее нейтральную Голландскую республику , на судоходство которой они полагались, чтобы избежать британской морской блокады. [122] К 1748 году из-за нехватки продовольствия среди французского населения мир стал срочной необходимостью, но британцы отказались подписать Экс-ла-Шапельский договор, пока Карл оставался во Франции. После того, как он проигнорировал просьбу уйти, французы потеряли терпение; в декабре 1748 года он был ненадолго заключен в тюрьму, а затем депортирован. [123]
В июне 1747 года его брат Генри стал католическим священником; учитывая, что у Чарльза не было законного наследника, их отец Джеймс воспринял это как молчаливое признание того, что делу якобитов пришел конец. Чарльз продолжал изучать варианты восстания в Англии, включая его обращение в англиканство - предложение, которое возмутило его отца Джеймса, когда оно предлагалось ранее. [124] Он «тайно» посетил Лондон в 1750 году, чтобы встретиться со сторонниками, и был принят в церковь «Не присяжный» . [125] Однако об упадке якобитизма свидетельствует тот факт, что король Георг II и его правительство были хорошо осведомлены о присутствии Карла и не предприняли никаких действий, чтобы вмешаться. Английские якобиты ясно дали понять, что они ничего не сделают без иностранной поддержки, что, несмотря на попытки Карла обратиться к Фридриху II Прусскому, казалось маловероятным. [126]
Заговор с целью поимки или убийства Георга II, возглавляемый Александром Мюрреем из Элибанка , был раскрыт правительству Аластером Руадом Макдоннеллом , или «Шпионом Пиклем», но не раньше, чем Чарльз послал двух изгнанников в качестве агентов. Одним из них был Арчибальд Кэмерон , ответственный за набор в полк Камерона в 1745 году, который предположительно был предан членами своего клана и казнен 7 июня 1753 года. [127] В споре 1754 года с английскими заговорщиками пьяный и все более отчаявшийся Чарльз пригрозил опубликовать их имена за то, что они «предали» его; большинство оставшихся сочувствующих англичанам теперь покинули это дело. [128]
Во время Семилетней войны в 1759 году Шарль встретил Шуазеля , тогдашнего главного министра Франции , чтобы обсудить новое вторжение , но Шуазель назвал его «выведенным из строя пьянством». [129] Французы отказались от дела якобитов, а британские сторонники прекратили предоставлять средства; Чарльз, вернувшийся в католицизм, теперь полагался на папство в финансировании своего образа жизни. признание Папы Однако после смерти отца Карла в 1766 году ганноверцы получили фактическое . [130] Несмотря на призывы Генриха, Климент XIII отказался признать своего брата Карлом III; Карл умер от инсульта в Риме в январе 1788 года разочарованным и озлобленным человеком. [131]
После смерти Чарльза шотландские католики присягнули Ганноверскому дому и через два года решили молиться за короля Георга по имени. Притязания Стюартов перешли к Генриху, ныне кардиналу, который называл себя королем Англии Генрихом IX. он столкнулся с финансовыми трудностями После того, как во время Французской революции предоставил ему стипендию , Георг III . Однако его отказ отказаться от своих претензий на звание «Генриха IX» помешал полному примирению с Ганноверским домом. [132]
Во время ирландского восстания 1798 года , возглавляемого Объединёнными ирландцами при поддержке Франции, Директория предложила сделать Генриха королем ирландцев . [133] [134] Они надеялись, что это привлечет поддержку ирландцев-католиков и приведет к созданию стабильного профранцузского государства-сателлита. Вулф Тон недолговечная Ирландская республика . , протестантский республиканский лидер, отверг это предложение, и вместо этого была провозглашена [134]
После смерти Генриха в 1807 году претензии якобитов перешли к тем, кто был исключен Актом об урегулировании 1701 года. С 1807 по 1840 год им владел Дом Савойи , затем Дом Габсбургов-Лотарингий до 1919 года, а нынешним наследником якобитов является Франц, герцог Баварский , из Дома Виттельсбахов . Однако ни он, ни кто-либо из его предшественников с 1807 года не отстаивали своих требований. Генри, Чарльз и Джеймс увековечены в памятнике королевским Стюартам в Ватикане. [ нужна ссылка ]
Анализ [ править ]
Традиционная вигская историография рассматривала якобитизм как маргинальное явление на пути к современной парламентской демократии, считая, что, потерпев поражение, он никогда не смог бы победить. [135] Представляя «доиндустриальный патернализм» и «мистический лоялизм» в противовес дальновидному индивидуализму, эта концепция якобитизма была подкреплена стереотипом Маколея о типичном «тори-якобитском оруженосце» как «фанатичном, невежественном, пьяном обывателе». [135]
Более поздние исследования, такие как анализ Дж. К. Кларка , предполагают, что якобитизм вместо этого можно рассматривать как часть «глубокой вены социального и политического консерватизма, проходящей через всю британскую историю», утверждая, что поселение вигов не было таким стабильным, как это изображалось. [136] Дальнейший интерес к исследованиям якобитов был вызван, в частности, переоценкой националистических устремлений шотландских якобитов, подчеркивающих их место как часть существующей политической идеи.
возрождение Романтическое
По мере того как политическая опасность якобитизма отступала, это движение все чаще рассматривалось как романтический символ прошлого, особенно последнего восстания. Реликвии и сувениры 1745 года были сохранены, а сам Карл праздновал это «все более эмоционально». Эта тенденция увековечивания памяти была подкреплена публикацией в 1830-х годах отрывков из «Лиона в трауре» Роберта Форбса (1708–1775), сборника исходных материалов и интервью с якобитскими участниками восстания 1745 года. [137]
Историография XIX века часто представляла шотландских якобитов как людей, движимых в первую очередь романтической привязанностью к Стюартам, а не реальностью людей с разными мотивами. Это соответствовало викторианскому изображению горцев как «боевой расы», отличавшейся традицией «неуместного лояльности» с тех пор, как она была передана британской короне. [138] Участие лоулендского и северо-восточного дворянства уделялось меньше внимания, в то время как его советники-ирландцы-якобиты были представлены как в значительной степени негативно влиявшие на Карла в 1745 году. [ нужна ссылка ]
Вальтер Скотт, автор «Уэверли» , рассказа о восстании 1745 года, сочетал романтический взгляд на якобитизм с оценкой практических преимуществ Союза. В 1822 году он устроил зрелище заново изобретенных шотландских традиций для визита короля Георга IV в Шотландию . Демонстрация тартана оказалась чрезвычайно популярной, а одежда Хайленда, ранее ассоциировавшаяся с восстанием и беспорядками, стала эмблемой шотландской национальной идентичности . Некоторым потомкам тех, кто был захвачен за восстание, были восстановлены их титулы в 1824 году, а дискриминационные законы против католиков были отменены в 1829 году. Поскольку политический якобитизм теперь благополучно ограничился «более ранней эпохой», место их окончательного поражения при Каллодене, которое до сих пор в значительной степени игнорировалось, начало разрушаться. праздновать. [139]
В этот период в Шотландии появилось множество якобитских народных песен; ряд примеров был собран коллегой Скотта Джеймсом Хоггом в его «Якобитских реликвиях» , в том числе несколько, которые он, вероятно, сочинил сам. Шотландские поэты девятнадцатого века, такие как Алисия Энн Споттисвуд и Каролина Нэрн, леди Нэрн (чья « Бонни Чарли » остается популярной) добавили дополнительные примеры. Однако относительно немногие из сохранившихся песен на самом деле датируются временем восстаний; одной из самых известных является ирландская песня « Mo Ghile Mear », которая, хотя и является более поздней композицией, основана на современной лирике «Buan ar Buairt Gach Ló» Шона Клараха Мак Домнайла . [ нужна ссылка ]
Неоякобитское возрождение
В конце 1880-х и начале 1890-х годов произошло краткое возрождение политического якобитизма. [140] Был сформирован ряд якобитских клубов и обществ, начиная с Ордена Белой Розы, основанного Бертрамом Эшбернемом в 1886 году. [ нужна ссылка ] В 1890 году Герберт Вивиан и Руарид Эрскин основали еженедельную газету «Вихрь» , которая поддерживала политические взгляды якобитов. [ мертвая ссылка ] Вивиан, Эрскин и Мелвилл Генри Массю сформировали Легитимистскую якобитскую лигу Великобритании и Ирландии в 1891 году, которая просуществовала несколько лет. Вивиан четыре раза баллотировался в парламент на якобитской платформе, хотя каждый раз ему не удавалось быть избранным. [141] Возрождение в значительной степени подошло к концу с Первой мировой войной , и различные общества того времени теперь представлены Королевским обществом Стюартов .
Претенденты на престолы Англии, Шотландии, Ирландии и Франции [ править ]
- Яков II и VII (6 февраля 1685 г. - 16 сентября 1701 г.).
- Яков III и VIII (16 сентября 1701 — 1 января 1766), Джеймс Фрэнсис Эдвард Стюарт, также известный как Шевалье Святого Георгия , Король над водой или Старый Самозванец . (Сын Джеймса II)
- Карл III (1 января 1766 — 31 января 1788), Чарльз Эдвард Стюарт, также известный как Бонни Принц Чарли , Молодой Кавалер или Молодой Самозванец . (Сын Джеймса III)
- Генрих IX и I (31 января 1788 — 13 июля 1807), Генрих Бенедикт Стюарт, также известный как король-кардинал . (Сын Джеймса III)
После смерти Генриха ни один из наследников якобитов не претендовал на английский или шотландский престол. Франц, герцог Баварии (род. 1933), прямой потомок Карла I , является нынешним законным наследником дома Стюартов. Было высказано предположение, что отмена Акта об урегулировании 1701 года могла бы позволить ему претендовать на трон, хотя он не выразил в этом никакой заинтересованности. [142]
См. также [ править ]
Пояснительные сноски [ править ]
- ^ «Старый самозванец»
- ^ «Молодой претендент»
- ^ Шотландский гэльский : Джеймс , [ˈʃeːməs̪əxəs̪] ; Ирландцы : якобит , Симусачас ; последователи известны как якобиты
- ↑ Кратко изложено в отчете британской разведки от 1755 года: «... не в интересах Франции, чтобы Дом Стюартов когда-либо был восстановлен, поскольку это только объединило бы три королевства против них; у Англии не было бы внешней [угрозы] помнить и [...] не допускать, чтобы кто-либо из его потомков (Стюартов) предпринимал какие-либо попытки против Свободы или Религии народа».
Цитаты [ править ]
- ^ Харрис 2007 , стр. 271–272.
- ^ Барнс 1973 , стр. 310–312.
- ^ Гуч 1995 , с. 13.
- ^ Голдсуорси 2001 , стр. 78–79.
- ^ Стивен 2010 , с. 49.
- ^ Райан 1975 , стр. 122–124.
- ^ Джейкоб 1976 , стр. 335–341.
- ^ Кеньон и Олмейер 1998 , стр. 12.
- ^ Кеньон и Олмейер 1998 , стр. 16.
- ^ Ленихан 2001a , стр. 20–23.
- ^ Кеньон и Олмейер 1998 , стр. 31.
- ^ Манганьелло 2004 , с. 10.
- ^ Ленихан 2001b , стр. 11–14.
- ^ Ленихан 2014 , стр. 140–142.
- ^ Уорден 2010 , стр. 63–68.
- ^ Харрис 1993b , стр. 581–590.
- ^ Миллер 1978 , стр. 124–125.
- ^ МакГрат 1996 , стр. 27–28.
- ^ Харрис 1993 , стр. 123–127.
- ^ Шпильвогель 1980 , с. 410.
- ^ Харрис 2007 , стр. 235–236.
- ^ Харрис 2007 , стр. 3–5.
- ^ Трус 1980 , с. 460.
- ^ Маккей 1983 , стр. 138–140.
- ^ Ленихан 2014 , стр. 174–179.
- ^ Линн 1999 , с. 215.
- ^ Сомерсет 2012 , стр. 532–535.
- ^ «Яковиты и Союз» . Создание Союза . Би-би-си. Архивировано из оригинала 27 июня 2020 года . Проверено 18 августа 2020 г.
- ^ Из Ciardha 2000 , с. 21.
- ^ «Якобитские восстания: хронология» . Историческая Великобритания . Архивировано из оригинала 23 августа 2020 года . Проверено 18 августа 2020 г.
- ^ Уиллс 2001 , стр. 57–58.
- ^ Маклинн 1982 , с. 99.
- ^ Ленман 1980 , с. 36.
- ^ Маклинн 1982 , стр. 98–99.
- ^ Сечи 1994 , стр. 92.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Браун 2002 , с. 47.
- ^ Кларк 1985 , с. 89.
- ^ Моно 1993 , с. 92.
- ^ Моно 1993 , с. 18.
- ^ Моно 1993 , с. 28.
- ^ Эрскин-Хилл 1982 , с. 55.
- ^ Гибсон 2012 , с. 12.
- ^ Маклинн 1982 , с. 109.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Колли 1985 , с. 28.
- ^ Сечи 1994 , стр. 38.
- ^ Колли 1985 , с. 29.
- ^ Езда 2016 , с. 199.
- ^ Моно 1993 , с. 81.
- ^ Сечи 1994 , стр. 36.
- ^ Сечи 1994 , стр. 60.
- ^ Ó Ciardha 2000 , стр. 21, 30.
- ^ Коннолли 2014 , стр. 27–42.
- ^ Морели 2016 , с. 333.
- ^ Коннолли 1992 , стр. 233–249.
- ^ Ó Ciardha 2000 , стр. 77–79.
- ^ Ленихан 2008 , с. 175.
- ^ Из Ciardha 2000 , с. 89.
- ^ Дойл 1997 , стр. 29–30.
- ^ Миллер 1978 , стр. 220–221.
- ^ Гиллен 2016 , с. 52.
- ^ Дойл 1997 , с. 30.
- ^ Ленихан 2008 , с. 178.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Ленихан 2014 , с. 136.
- ^ Харрис 2007 , с. 445.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ленихан 2014 , с. 177.
- ^ Муди, Мартин и Бирн 2009 , с. 490.
- ^ Симмс 1952 , стр. 309–312.
- ^ Ленихан 2008 , с. 183.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Из Ciardha 2000 , с. 84.
- ^ Из Ciardha 2000 , с. 85.
- ^ Ленихан 2014 , с. 199.
- ^ Морли 2007 , с. 194.
- ^ Ленихан 2014 , с. 244.
- ^ Гарнхэм 2002 , стр. 81–82.
- ^ Из Ciardha 2000 , с. 144.
- ^ Гиллен 2016 , с. 59.
- ^ Из Ciardha 2000 , с. 374.
- ^ Коннолли 2003 , стр. 64–65.
- ^ Грэм 2002 , с. 51.
- ^ Морли 2007 , стр. 198–201.
- ^ Сечи 1994 , стр. 64.
- ^ Браун 2002 , с. 62.
- ^ Маклинн 1985 , с. 81.
- ^ Маклинн 1982 , с. 98.
- ^ Колли 1985 , с. 26.
- ^ Маклинн 1982 , с. 107.
- ^ Роджерс 1982 , стр. 70–88.
- ^ Оутс 2016 , стр. 97–98.
- ^ Йейтс 2014 , стр. 37–38.
- ^ Моно 1993 , с. 134.
- ^ Сечи 1994 , стр. 18–19.
- ^ Овертон 1902 , стр. 467–496.
- ^ Сечи 1994 , стр. 19.
- ^ Сечи 1994 , стр. 77.
- ^ Макканн 1963 , с. 20.
- ^ Питток 1998 , с. 135.
- ^ Гамильтон 1963 , с. 4.
- ^ Сечи 1994 , стр. 67.
- ^ Питток 1998 , с. 99.
- ^ Макиннес 2007 , с. 235.
- ^ Стронг 2002 , с. 15.
- ^ Сечи 1994 , стр. 19–20.
- ^ Шоу 1999 , с. 89.
- ^ Сечи 1994 , стр. 72.
- ^ Питток 1998 , с. 26.
- ^ Езда 2016 , с. 337.
- ^ Маклинн 1982 , стр. 109–110.
- ^ Сечи и Санки 2001 , стр. 95–96.
- ^ Ленман 1980 , с. 255.
- ^ Ленман 1980 , с. 256.
- ^ Сечи 1994 , стр. 36–37.
- ^ Моно 1993 , стр. 81–82.
- ^ Лорд 2004 , с. 40.
- ^ Езда 2016 , с. 378.
- ^ Питток 1997 , с. 107.
- ^ Моно 1993 , с. 210.
- ^ Питток 1998 , стр. 72–73.
- ^ Роджерс 1982 , с. 25.
- ^ Маклинн 1985 , стр. 177–181.
- ^ Сеймур 1980 , стр. 4–9.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кэмпси 2017 .
- ^ Блэк 1999 , стр. 97–100.
- ↑ Верховая езда, 2016 , стр. 496–497.
- ^ Корпорация 2011 , с. 334.
- ^ Робб 2013 .
- ^ Питток 1998 , с. 123.
- ^ Ленман 1980 , с. 27.
- ^ Моно 1993 , с. 345.
- ^ Циммерман 2003 , с. 273.
- ^ Гамильтон 2015 , стр. 57–58.
- ^ Питток 2004 .
- ^ Джонс 1998 , с. 161.
- ^ Питток 2006 , с. 210.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Астон 2002 , с. 222.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Сечи 1994 , стр. 5.
- ^ Сечи 1994 , стр. 6.
- ^ Питток 1998 , с. 137.
- ^ Питток 2009 , с. 143.
- ^ Питток 2009 , с. 146.
- ^ Питток 2014 , с. ?.
- ^ «Вакансия в Стерлинг-Бургсе». Данди Ивнинг Телеграф . 29 апреля 1908 г.
- ^ Аллейн и де Кеттвилль 2008 .
Источники [ править ]
- Аллейн, Ричард; де Кеттвиль, Гарри (7 апреля 2008 г.). «Отмена закона может сделать Франца Герцога фон Баварию новым королем Англии и Шотландии» . «Дейли телеграф» . Лондон. Архивировано из оригинала 23 июня 2011 года . Проверено 19 мая 2011 г.
- Астон, Найджел (2002). Христианство и революционная Европа, 1750–1830 гг . Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0521465922 .
- Барнс, Роберт П. (1973). «Утрата шотландского престола Яковом VII». Альбион: Ежеквартальный журнал, посвященный британским исследованиям . 5 (4): 299–313. дои : 10.2307/4048254 . JSTOR 4048254 .
- Блэк, Джереми (1999). От Людовика XIV до Наполеона: судьба великой державы . Рутледж . ISBN 978-1857289343 .
- Браун, Ричард (2002). Церковь и государство в современной Британии 1700–1850 гг . Рутледж. [ ISBN отсутствует ]
- Кэмпси, Элисон (31 октября 2017 г.). «Разрушитель мифов: действительно ли тартан был запрещен после Каллодена?» . Шотландец . Архивировано из оригинала 21 ноября 2017 года . Проверено 7 ноября 2018 г.
- Чемберс, Лиам (2018). Бинаско, Маттео (ред.). Рим и ирландская миссия дома в ирландском католицизме в Атлантическом мире, 1622–1908 гг . Пэлгрейв Пресс. ISBN 978-3319959740 .
- Чартерис, Эван (1907). Краткий отчет о делах Шотландии . Эдинбург: Дэвид Дуглас.
- Кларк, JCD (1985). Английское общество, 1688–1832: идеология, социальная структура и политическая практика во время древнего режима . Издательство Кембриджского университета. ISBN 0521309220 .
- Колли, Линда (1985). Вопреки олигархии: партия тори 1714–60 . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0521313117 .
- Коннолли, Шон (1992). Религия, закон и власть: создание протестантской Ирландии, 1660–1760 гг . Кларендон Пресс. ISBN 978-0198201182 .
- Коннолли, Шон (2014). Патриотизм и национализм в Оксфордском справочнике по современной ирландской истории . Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0199549344 .
- Коннолли, Шон (2003). «Якобиты, белые мальчики и республиканцы: разновидности недовольства в Ирландии восемнадцатого века». Ирландия восемнадцатого века / Iris an Dá Chultúr . 18 : 63–79. дои : 10.3828/eci.2003.7 . JSTOR 30070994 . S2CID 164907232 .
- Корп, Эдвард (2011). Стюарты в Италии, 1719–1766 гг . Издательство Кембриджского университета. [ ISBN отсутствует ]
- Трус, Барри (1980). Эпоха Стюартов 1603–1714 гг . Лонгман. ISBN 978-0582488335 .
- Крукшенкс, Лаучлин Александр (2008). Акт Союза: смерть или отсрочка для Хайленда? . Уэслианский университет. OCLC 705142720 .
- Дойл, Томас (1997). «Якобитизм, католицизм и ирландская протестантская элита, 1700–1710». Ирландия восемнадцатого века / Iris an Dá Chultúr . 12 :28–59. дои : 10.3828/eci.1997.4 . JSTOR 30071383 . S2CID 256147597 .
- Эрскин-Хилл, Х. (1982). «Литература и дело якобитов: существовала ли риторика якобитизма?». В Круикшенксе, Э. (ред.). Идеология и заговор: аспекты якобитизма, 1689–1759 гг . Эдинбург: Дж. Дональд.
- Гарнхэм, Нил (2002). Кларк, Питер (ред.). Полиция и общественный порядок в Дублине XVIII века в двух столицах: Лондоне и Дублине, 1500–1840 гг . Британская академия. ISBN 978-0197262474 .
- Гибсон, Уильям (2012). Англиканская церковь 1688–1832: Единство и согласие . Рутледж. [ ISBN отсутствует ]
- Гиллен, Ультан (2016). Господство Ирландии, 1660–1800 в Принстонской истории современной Ирландии . Издательство Принстонского университета . ISBN 978-0691154060 .
- Голдсуорси, Джеффри (2001). Суверенитет парламента: история и философия . Издательство Оксфордского университета.
- Гуч, Лео (1995). Отчаянная фракция?: Якобиты Северо-Восточной Англии, 1688–1745 гг . Университет Халла Пресс. ISBN 978-0859586368 .
- Грэм, Брайан, изд. (2002). В поисках Ирландии: культурная география . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-1134749188 .
- Гамильтон, Дуглас Дж. (2015). Якобитизм, Просвещение и империя, 1680–1820 гг . Рутледж. ISBN 978-1317318194 .
- Гамильтон, Генри (1963). Экономическая история Шотландии в восемнадцатом веке . Кларендон Пресс.
- Харрис, Тим (2007). Революция; Великий кризис британской монархии 1685–1720 гг . Пингвин. ISBN 978-0141016528 .
- Харрис, Тим (1993). Политика при Поздних Стюартах: партийный конфликт в разделенном обществе, 1660–1715 гг . Лонгман. ISBN 978-0582040823 .
- Харрис, Тим (1993b). «Поворот вечеринки? Или виги и тори уходят от Скотта бесплатно». Альбион: Ежеквартальный журнал, посвященный британским исследованиям . 25 (4): 581–590. дои : 10.2307/4051311 . JSTOR 4051311 .
- Хейс, Ричард (1949). «Ирландия и якобитизм». Исследования: Ежеквартальный обзор Ирландии . 38 (149).
- Джейкоб, Маргарет К. (1976). «Милленаризм и наука в конце семнадцатого века». Журнал истории идей . 7 (32): 335–341. дои : 10.2307/2708829 . JSTOR 2708829 .
- Джеймс, Фрэнсис Годвин (1979). «Ирландская церковь в начале 18 века». Исторический журнал протестантской епископальной церкви . 48 (4): 433–451. JSTOR 42973720 .
- Джонс, Кристофер М.С. (1998). Антонио Канова и политика патронажа в революционной и наполеоновской Европе . Издательство Калифорнийского университета . ISBN 978-0520212015 .
- Кеньон, Джон; Олмейер, Джейн, ред. (1998). Гражданские войны: военная история Англии, Шотландии и Ирландии, 1638–1660 гг . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0198662228 .
- Ленихан, Падрейг (2001a). Конфедеративные католики в войне 1641–1649 гг . Издательство Коркского университета . ISBN 978-1859182444 .
- Ленихан, Падрейг (2001b). "Введение". В Ленихане, Падрейг (ред.). Завоевание и сопротивление: война в Ирландии семнадцатого века . Брилл. ISBN 978-9004117433 .
- Ленихан, Падрейг (2008). Укрепление завоевания: Ирландия 1603–1727 (изд. 2016 г.). Рутледж. ISBN 978-1138140639 .
- Ленихан, Падрейг (2014). Последний кавалер: Ричард Тэлбот (1631–91) . Университетский колледж Дублина Press. ISBN 978-1906359836 .
- Ленман, Брюс (1980). Якобитские восстания в Британии 1689–1746 гг . Издательство Метуэн . ISBN 978-0413396501 .
- Лорд, Эвелин (2004). Секретная армия Стюарта: Скрытая история английских якобитов . Пирсон. ISBN 978-0582772564 .
- Линн, Джон (1999). Войны Людовика XIV, 1667–1714 гг. (Современные войны в перспективе) . Лонгман. ISBN 978-0582056299 .
- Макиннес, Аллан (2007). «Якобитизм в Шотландии: эпизодическая причина или национальное движение?». Шотландский исторический обзор . 86 (222): 225–252. дои : 10.3366/шр.2007.86.2.225 . S2CID 154561509 .
- Манганьелло, Стивен (2004). Краткая энциклопедия революций и войн Англии, Шотландии и Ирландии, 1639–1660 гг . Пугало Пресс. [ ISBN отсутствует ]
- Макканн, Джин Э. (1963). Организация якобитской армии . Докторская диссертация Эдинбургского университета. hdl : 1842/9381 . OCLC 646764870 .
- Маккормик, Тед (2014). Реставрационная Ирландия, 1660–1688 гг.; в Оксфордском справочнике по современной ирландской истории . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0198768210 .
- МакГрат, Чарльз Ивар (1996). «Обеспечение протестантских интересов: истоки и цели уголовных законов 1695 года». Ирландские исторические исследования . 30 (117): 25–46. дои : 10.1017/S0021121400012566 . hdl : 10197/9696 . JSTOR 30008727 . S2CID 159743855 .
- Маккей, Дерек (1983). Возвышение великих держав 1648–1815 гг . Рутледж. ISBN 978-0582485549 .
- Маклинн, Фрэнк (1982). «Проблемы и мотивы якобитского восстания 1745 года». Восемнадцатый век . 23 (2): 97–133. JSTOR 41467263 .
- Маклинн, Фрэнк (1985). Якобиты . Рутледж. [ ISBN отсутствует ]
- Миллер, Джон (1978). Джеймс II; Исследование королевской власти . Ментуэн. ISBN 978-0413652904 .
- Митчелл, Альберт (1937). «Неприсяжные; 1688–1805». Церковник . 51 (2).
- Моно, Пол (1993). Якобитизм и английский народ, 1688–1788 гг . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0521447935 .
- Муди, Том; Мартин, Фрэнк; Бирн, Ф.Дж. (2009). Новая история Ирландии: Том III: Ирландия раннего Нового времени, 1534–1691 гг . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0198202424 .
- Морли, Винсент (2007). «Продолжение недовольства в Ирландии восемнадцатого века». Ирландия восемнадцатого века / Iris an Dá Chultúr . 22 .
- Морели, Винсент (2016). Ирландский язык в Принстонской истории современной Ирландии . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0691154060 .
- Ó Ciardha, Имонн (2000). Ирландия и дело якобитов, 1685–1766: роковая привязанность . Пресса Четырех Судов . ISBN 978-1851825349 .
- Оутс, Джонатан (2016). Последняя битва на английской земле, Престон, 1715 год . Рутледж. [ ISBN отсутствует ]
- Овертон, Дж. Х. (1902). Неприсяжные: их жизнь, принципы и сочинения (изд. 2018 г.). Вентворт Пресс. ISBN 978-0530237336 .
- Пэрриш, Дэвид (2017). Якобитизм и антиякобитизм в британском атлантическом мире, 1688–1727 гг . Королевское историческое общество. ISBN 978-0861933419 .
- Паркер, Джеффри (2002). Империя, война и вера в Европе раннего Нового времени (изд. 2003 г.). Пингвин. ISBN 978-0140297898 .
- Питток, Мюррей (1998). Якобитизм . Пэлгрейв Макмиллан . ISBN 978-0333667989 .
- Питток, Мюррей (1997). Изобретая и сопротивляясь Британии . Пэлгрейв Макмиллан. [ ISBN отсутствует ]
- Питток, Мюррей (2004). «Джонсон, Босуэлл и их окружение». В Кеймере, Томасе; Ми, Джон (ред.). Кембриджский спутник английской литературы с 1740 по 1830 год . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 157–172. ISBN 978-0521007573 .
- Питток, Мюррей (2006). Поэзия и якобитская политика в Великобритании и Ирландии восемнадцатого века . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0521030274 .
- Питток, Мюррей (2009). Миф о якобитских кланах: Якобитская армия в 1745 году . Издательство Эдинбургского университета . ISBN 978-0748627561 .
- Питток, Мюррей (2014). Спектр упадка (Возрождение Рутледжа): Литература 1890-х годов . Рутледж. ISBN 978-1138799127 .
- Планк, Джеффри (2005). Восстание и дикость: восстание якобитов 1745 года и Британская империя . Издательство Пенсильванского университета . ISBN 978-0812238983 .
- Верховая езда, Жаклин (2016). Якобиты: новая история 45-го восстания . Блумсбери. ISBN 978-1408819128 .
- Робб, Стивен (2013). «Гордон, Роберт (1703–1779)». Оксфордский национальный биографический словарь (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/ref:odnb/105934 . (Требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании .)
- Роджерс, Николас (1998). Толпы, культура и политика в грузинской Британии . Издательство Оксфордского университета. [ ISBN отсутствует ]
- Роджерс, Николас (1982). Бунт и народный якобитизм в ранней ганноверской Англии, в «Идеологии и заговоре: аспекты якобитизма», 1689–1759 . John Donald Publishers Ltd. ISBN 978-0859760843 .
- Райан, Конор (1975). «Религия и государство в Ирландии семнадцатого века». Архив Хиберникум . 33 : 122–132. дои : 10.2307/25487416 . JSTOR 25487416 .
- Сеймур, Вашингтон (1980). История артиллерийской службы . Доусон. ISBN 978-0712909792 .
- Симмс, Дж. Г. (1952). «Тактика мира Уильяма, 1690–1691». Ирландские исторические исследования . 8 (32): 303–323. дои : 10.1017/S0021121400027528 . JSTOR 30006194 . S2CID 164073726 .
- Шоу, Джон С. (1999). Политическая история Шотландии восемнадцатого века . Макмиллан. [ ISBN отсутствует ]
- Смит, Ханна (2013). Грузинская монархия: политика и культура, 1714–60 . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0521828765 .
- Сомерсет, Энн (2012). королева Анна; Политика страстей . ХарперКоллинз. ISBN 978-0007203765 .
- Шпильфогель, Джексон Дж (1980). Западная цивилизация . Издательство Уодсворт. ISBN 1285436407 .
- Стивен, Джеффри (январь 2010 г.). «Шотландский национализм и Стюарт-юнионизм». Журнал британских исследований . 49 (1, шотландский специальный выпуск). дои : 10.1086/644534 . S2CID 144730991 .
- Стронг, Роуэн (2002). Епископализм в Шотландии девятнадцатого века: религиозные ответы на модернизирующееся общество . Издательство Оксфордского университета. [ ISBN отсутствует ]
- Сечи, Дэниел (1994). Якобиты: Британия и Европа, 1688–1788 (первое изд.). Издательство Манчестерского университета . ISBN 978-0719037740 .
- Сечи, Дэниел; Санки, Маргарет (ноябрь 2001 г.). «Элитная культура и упадок шотландского якобитизма 1716–1745». Прошлое и настоящее (173): 90–128. дои : 10.1093/прошлое/173.1.90 . JSTOR 3600841 .
- Уиллс, Ребекка (2001). Якобиты и Россия, 1715–1750 гг . Tuckwell Press Ltd. ISBN 978-1862321427 .
- Уорден, Блэр (2010). «Оливер Кромвель и протекторат». Труды Королевского исторического общества . 20 (6): 57–83. дои : 10.1017/S0080440110000058 . JSTOR 41432386 . S2CID 159710210 .
- Йейтс, Найджел (2014). Британия восемнадцатого века: религия и политика 1714–1815 гг . Рутледж. [ ISBN отсутствует ]
- Циммерман, Дорон (2003). Якобитское движение в Шотландии и в изгнании, 1749–1759 гг . Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 978-1403912916 .
Внешние ссылки [ править ]
- BBC - Интерактивная хронология британской истории. Архивировано 9 сентября 2007 года в Wayback Machine.
- Всеобщая история Хайленда. Архивировано 12 мая 2019 года в Wayback Machine.
- Библиотека Университета Гвельфа, архивные и специальные коллекции, имеет более 500 якобитских брошюр, историй и литературы в разделе редких книг, представленном в библиотеке UG: Архивные и специальные коллекции - якобитские брошюры.
- Асканий; или Юный искатель приключений