Шотландская передача полномочий
Эта статья является частью серии, посвященной Политика Соединенного Королевства на |
Политика Шотландии |
---|
Деволюция — это процесс, в ходе которого центральный британский парламент предоставляет административные полномочия (за исключением принципиально зарезервированных вопросов) переданному шотландскому парламенту . [1] [2] [3] До наступления передачи полномочий некоторые выступали за создание шотландского парламента в составе Соединенного Королевства , тогда как другие с тех пор выступали за полную независимость . Народ Шотландии впервые получил возможность проголосовать на референдуме по предложениям о передаче полномочий в 1979 году, и, хотя большинство проголосовавших проголосовали «за», закон о референдуме также требовал, чтобы 40% избирателей проголосовали «за» за эти планы. было принято, но этого не произошло. Возможность второго референдума в 1997 году , на этот раз по сильному предложению, привела к подавляющей победе «да», что привело к принятию Закона о Шотландии 1998 года и созданию шотландского парламента в 1999 году.
Шотландским избирателям была предоставлена возможность проголосовать «за» за полную независимость на референдуме 2014 года . Пытаясь убедить шотландцев остаться в Союзе, основные партии Великобритании пообещали передать Шотландии дополнительные полномочия после референдума. Голосование «против» преобладало (независимость была отклонена), а предвыборное обещание передачи полномочий привело к созданию Комиссии Смита и, в конечном итоге, принятию Закона о Шотландии 2016 года .
История
[ редактировать ]1707 по 1999 год
[ редактировать ]Согласившись принять Акт о союзе с Англией , парламент Шотландии 25 марта 1707 года «закрылся». Новое Соединенное Королевство Великобритании [4] [5] возник 1 мая 1707 года с единым парламентом Великобритании , который объединил парламентские органы и округа Англии и Шотландии в новый законодательный орган, расположенный в Лондоне. [6] [7] Пост государственного секретаря Шотландии существовал после 1707 года до восстания якобитов в 1745 году . После этого ответственность за Шотландию лежала в первую очередь на должности государственного секретаря Северного департамента , которую обычно выполнял лорд-адвокат . Государственные секретари были реорганизованы в 1782 году, и теперь их обязанности перешли к государственному секретарю Министерства внутренних дел .
Административная передача (1885 г.)
[ редактировать ]В 1885 году было создано шотландское управление и пост секретаря Шотландии . заседал министр Шотландии С 1892 года в кабинете министров , но эта должность не была официально признана полноправным членом кабинета министров Соединенного Королевства до тех пор, пока должность секретаря Шотландии не была повышена до полного ранга государственного секретаря Шотландии в 1926 году. .
Законопроект правительства Шотландии 1913 г.
[ редактировать ]В мае 1913 года Палата общин приняла во втором чтении законопроект о правительстве Шотландии 1913 года (также известный как законопроект о шотландском самоуправлении) 204 голосами против 159. Законопроект был поддержан либералами и против него выступили юнионисты . [8] Дальнейшего развития дело не получило из-за начала Первой мировой войны.
Шотландская ассоциация заветов (1940-е и 1950-е годы)
[ редактировать ]Ассоциация Шотландского Завета была беспартийной политической организацией, которая стремилась создать автономную Шотландскую Ассамблею . Ее сформировал Джон Маккормик, который покинул Шотландскую национальную партию в 1942 году, когда они решили поддержать полную независимость Шотландии, а не передачу полномочий, как это было их позицией.
Ассоциация была ответственна за создание Шотландского соглашения , которое собрало два миллиона подписей в поддержку передачи полномочий. Члены организации также несут ответственность за удаление Камня Судьбы из Вестминстерского аббатства в 1950 году, что привлекло широкую огласку в пользу шотландского самоуправления .
Отчет Килбрандона (1973)
[ редактировать ]Референдум о передаче полномочий 1979 г.
[ редактировать ]Референдум в Шотландии 1979 года после принятия закона, был референдумом призванным решить, получила ли достаточную поддержку Закон о Шотландии 1978 года , который должен был создать совещательную ассамблею Шотландии. Закон требовал, чтобы для того, чтобы закон не был отменен, по крайней мере 40% избирателей должны проголосовать «за» на референдуме. В результате референдума было получено узкое большинство голосов «да» , но не удалось достичь требуемых 40%.
Референдум о передаче полномочий 1997 г.
[ редактировать ]Референдум о передаче полномочий в Шотландии 1997 года представлял собой предварительный референдум по вопросу о том, была ли поддержка создания шотландского парламента в Соединенном Королевстве и была ли поддержка такого парламента, чтобы иметь различные полномочия по налогообложению. В ответ на явное большинство, проголосовавшее за оба предложения, парламент Соединенного Королевства принял Закон о Шотландии 1998 года , создав шотландский парламент и шотландскую исполнительную власть .
Закон о Шотландии 1998 г.
[ редактировать ]Закон был представлен лейбористским правительством в 1998 году после референдума 1997 года. Он создал шотландский парламент , определив порядок членов шотландского парламента . избрания [9] внесение некоторых положений о внутренней работе Парламента [10] (хотя многие вопросы оставлено на усмотрение самого парламента) и определение процесса рассмотрения и принятия парламентом законопроектов, которые становятся актами шотландского парламента после получения королевской санкции . [11] Закон конкретно утверждает сохранение полномочий парламента Великобритании принимать законы в отношении Шотландии. [12]
Закон передает все полномочия, за исключением вопросов, определенных в качестве зарезервированных. [13] Он также определяет список законодательных актов, которые не могут быть изменены или отменены Парламентом. [14] который включает Закон о правах человека 1998 года и многие положения самого Закона Шотландии. Даже действуя в пределах своей законодательной компетенции, Закон дополнительно ограничивает полномочия Парламента, запрещая ему действовать способом, несовместимым с Европейской конвенцией по правам человека или законодательством Европейского сообщества . [15] Те же ограничения применяются к действиям исполнительной власти Шотландии. [16]
Парламент Шотландии создан в мае 1999 г.
[ редактировать ]Парламент Шотландии впервые собрался 12 мая 1999 года и начал свою первую сессию с Шотландской национальной партии члена Винни Юинг, заявившей, что «Шотландский парламент, прекративший работу 25 марта 1707 года, настоящим созывается вновь». [17]
Открытие нового здания шотландского парламента (2004 г.)
[ редактировать ]Строительство здания парламента Шотландии началось в июне 1999 года, а первые дебаты в новом здании состоялись во вторник, 7 сентября 2004 года. Официальное открытие королевой состоялось 9 октября 2004 года. [18] Энрик Мираллес , испанский архитектор, спроектировавший здание, умер до его завершения. [19]
С 1999 года до открытия нового здания в 2004 году залы комитетов и дискуссионная палата шотландского парламента размещались в Зале Генеральной Ассамблеи Церкви Шотландии, расположенном на Кургане в Эдинбурге. [20] Офисные и административные помещения для поддержки Парламента были предоставлены в зданиях, арендованных у городского совета Эдинбурга . [20] Новое здание шотландского парламента объединило эти различные элементы в один специально построенный парламентский комплекс, в котором размещаются 129 депутатов парламента и более 1000 сотрудников и государственных служащих . [21]
Целью здания является создание поэтического союза между шотландским пейзажем , его людьми , его культурой и городом Эдинбургом. Этот подход принес зданию парламента множество наград, включая премию Стирлинга 2005 года , и его описывают как «проявление силы». искусства, ремесел и качества, не имеющего аналогов за последние 100 лет британской архитектуры». [22] [23]
Передача полномочий над шотландскими железными дорогами (2005 г.)
[ редактировать ]В результате положений законопроекта о железных дорогах полномочия были переданы от Министерства транспорта исполнительной власти Шотландии. Тогдашний первый министр Джек МакКоннелл описал этот шаг как «...самую значительную передачу новых полномочий шотландским министрам с 1999 года». ." [24]
Исполнительная власть Шотландии становится правительством Шотландии (2007 г.)
[ редактировать ]Исполнительная власть Шотландии была создана в соответствии со статьей 44 Закона о Шотландии 1998 года . [25] После выборов в парламент Шотландии в 2007 году переименовала исполнительную власть Шотландии в правительство Шотландии новая администрация Шотландской национальной партии . [26] Другие изменения, произошедшие в это время, включали разработку Национальной системы эффективности деятельности и крупную реструктуризацию, в результате которой генеральным директорам было поручено отвечать за достижение стратегических целей правительства. Эти изменения были описаны как развитие формы стратегического государства. [27] Использование нового названия в Вестминстерском законодательстве было обновлено статьей 12 Закона о Шотландии 2012 года .
Комиссия Кальмана (2007)
[ редактировать ]Комиссия Калмана была создана по предложению, принятому шотландским парламентом 6 декабря 2007 года. [28] В его круг полномочий входит: «Пересмотреть положения Закона о Шотландии 1998 года в свете опыта и рекомендовать любые изменения в нынешние конституционные механизмы, которые позволили бы шотландскому парламенту лучше служить народу Шотландии , что улучшило бы финансовое положение». подотчетность шотландского парламента, и это будет продолжать обеспечивать положение Шотландии в Соединенном Королевстве». [29] Однако были высказаны опасения, что его окончательный отчет не будет иметь «особой легитимности», поскольку он был смещен в сторону сохранения статус-кво. [30]
Передача полномочий по вопросам планирования и охраны природы на море (2008 г.)
[ редактировать ]В 2008 году было достигнуто соглашение о передаче ответственности за все вопросы планирования и охраны природы на море на расстоянии до 200 миль от шотландского побережья правительству Шотландии . Это изменение имеет последствия для морской индустрии , ветровой и волновой энергетики и, в меньшей степени, для рыболовства, хотя ответственность за квоты на вылов рыбы остается вопросом Европейского Союза , а лицензирование и выдача разрешений на добычу нефти и газа остается зарезервированным вопросом. [31]
Референдум о независимости
[ редактировать ]В августе 2009 года Шотландская национальная партия объявила, что законопроект о референдуме будет включен в пакет законопроектов, которые будут обсуждаться в парламенте в 2009–2010 годах, с намерением провести референдум по вопросам независимости Шотландии в ноябре 2010 года. Законопроект не был принят. из-за статуса ШНП как администрации меньшинства , а также из-за первоначального противодействия законопроекту со стороны всех других основных партий в шотландском парламенте . [32] [33]
После выборов в парламент Шотландии в 2011 году ШНП получила большинство в парламенте и снова выдвинула законопроект о референдуме о независимости. Правительство Шотландии также предположило, что полная финансовая автономия Шотландии (известная как «дево-макс») может быть альтернативным вариантом голосования. Переговоры по Эдинбургскому соглашению (2012 г.) привели к тому, что правительство Великобритании приняло закон, предоставляющий шотландскому парламенту полномочия по проведению референдума. Однако вариант «дево-макс» не был включен, поскольку Эдинбургское соглашение предусматривало, что референдум должен представлять собой четкий бинарный выбор между независимостью или существующими механизмами передачи полномочий. Закон о референдуме о независимости Шотландии (франшизе) 2013 года был принят шотландским парламентом, и началась агитационная кампания. За два дня до проведения референдума, когда выборы были очень близкими, лидеры трех основных политических партий Великобритании дали «Клятву» - публичное обещание передать «обширные новые полномочия» шотландскому парламенту, если независимость будет отклонена. Они также согласились с графиком передачи полномочий, предложенным Гордон Браун .
После активной кампании с обеих сторон 18 сентября 2014 года состоялось голосование. Независимость была отклонена с перевесом в 45% за и 55% против.
Комиссия Смита
[ редактировать ]На следующий день после референдума Дэвид Кэмерон объявил о создании Комиссии Смита для «созыва межпартийных переговоров» относительно «рекомендаций по дальнейшей передаче полномочий шотландскому парламенту». Два месяца спустя, 27 ноября 2014 года, комиссия опубликовала свои рекомендации, которые включали предоставление шотландскому парламенту полных полномочий устанавливать ставки и диапазоны подоходного налога, увеличение полномочий по заимствованию, а также обширный список других прав и полномочий.
Закон о Шотландии 2016 г.
[ редактировать ]На основании рекомендаций Комиссии Смита Закон о Шотландии 2016 года был принят парламентом и получил королевскую санкцию 23 марта 2016 года. [34] Закон внес поправки в Закон о Шотландии 1998 года и передал Шотландии дополнительные полномочия, в первую очередь: [35]
- Возможность вносить поправки в разделы Закона о Шотландии 1998 года , которые касаются деятельности шотландского парламента и шотландского правительства в Соединенном Королевстве, включая контроль над его избирательной системой (при условии большинства в две трети голосов в парламенте для любых предлагаемых изменений).
- Законодательный контроль над такими областями, как добыча нефти и газа на суше , франчайзинг на железнодорожном транспорте , защита интересов потребителей и консультирование, среди прочего, путем передачи полномочий в отношении этих областей шотландскому парламенту и шотландским министрам.
- Управление наследием короны (в соответствии с Законом о наследстве шотландской короны 2019 г. ) и британской транспортной полицией в Шотландии.
- Контроль над некоторыми и устранимыми налогами, включая сборы с авиапассажиров.
- Полный контроль над подоходным налогом в Шотландии, включая ставки подоходного налога и диапазоны доходов, не связанных с сбережениями и дивидендами.
Закон признал шотландский парламент и шотландское правительство постоянными среди конституционных механизмов Великобритании, при этом для отмены любого из них требуется проведение референдума.
Предлагаемая дальнейшая передача
[ редактировать ]Предложения SNP
[ редактировать ]В апреле 2015 года SNP опубликовала манифест, в котором выразила стремление к дальнейшей передаче полномочий, чем это было намечено Комиссией Смита , с передачей корпоративного налога, взносов национального страхования (NIC) и системы социального обеспечения. Полная финансовая автономия также была среднесрочной целью. [36] В следующем месяце первый министр Никола Стерджен добавила, что она будет уделять приоритетное внимание передаче «политики занятости, включая минимальную заработную плату, социальное обеспечение, налоги на бизнес, национальное страхование и политику равенства». [37]
В июле 2015 года министры SNP призвали передать вещание Шотландии. [38] Конгресс профсоюзов Шотландии (STUC) также предложил Комиссии Смита передать вещание Шотландии. [39] Опрос общественного мнения, проведенный организацией What Scotland в 2014 году, показал, что 54% поддерживают, а 30% - против. [40]
Манифест Шотландской национальной партии на всеобщих выборах 2019 года призывал к передаче следующих функций:
- Закон о злоупотреблении наркотиками, позволяющий Шотландии использовать «полный спектр эффективных мер общественного здравоохранения» для борьбы с наркозависимостью.
- миграционные полномочия для системы, которая «работает» для шотландской экономики и общества
- закон о занятости, призванный «защитить права работников, увеличить прожиточный минимум и положить конец возрастной дискриминации в отношении установленного законом прожиточного минимума»
- передача налоговых полномочий
- полномочия по защите прав потребителей
- большая децентрализация регулирования азартных игр
- Гендерный баланс шотландского парламента, включая квоты [41] [42]
В декабре 2022 года министр занятости SNP Ричард Локхед призвал к полной передаче заменяющего финансирования ЕС (Фонда общего процветания Великобритании), чтобы позволить «финансированию поступать в регионы и сообщества в соответствии с общей шотландской политикой». [43]
В апреле 2023 года Шотландская национальная партия призвала к передаче энергетических полномочий. Шотландский парламент контролирует правила планирования, которые могут повлиять на возобновляемые источники энергии, но большинство энергетических полномочий остается за Вестминстером. [44]
В октябре 2023 года депутат от Шотландской национальной партии Дэвид Линден внес законопроект о передаче закона о занятости в шотландский парламент. Шотландская национальная партия (SNP) не ожидала, что законопроект будет принят, желая «разоблачить» позицию лейбористов по этому вопросу. [45] В том же месяце SNP также призвала к передаче налога на наследство. [46]
Трудовые предложения
[ редактировать ]Кейр Стармер, лидер Лейбористской партии Великобритании, выступает за реформирование Великобритании и пообещал сделать это «быстро», если будет избрано лейбористское правительство Великобритании. [47] Стармер также поручил Гордону Брауну, бывшему премьер-министру Великобритании, возглавить «Конституционную комиссию», которая будет сформирована в случае прихода к власти Лейбористской партии Великобритании. [48] Гордон Браун предложил федерализм как жизнеспособный вариант после Брексита, и, по словам члена парламента от Консервативной партии Адама Томпкинса, Гордон Браун хочет «реформированной Британии, нового федерального урегулирования и дополнительных полномочий для усиленного Холируда». [49] [50]
В 2017 году Браун предложил следующее:
- Передача вопросов, ранее регулируемых ЕС; сельское хозяйство, рыболовство, экологическое регулирование, сферы занятости и энергетики
- Контроль над европейскими структурными и инвестиционными фондами стоимостью 800 миллионов фунтов стерлингов.
- Региональная политика государственной помощи
- Передача ставок НДС
- Способность заключать договоры с другими странами в переданных территориях [51]
Однако в отчете лейбористской партии «Новая Британия» в декабре 2022 года было указано следующее:
- Способность шотландского парламента заключать соглашения с международными органами по переданным вопросам
- Передача управления центром занятости
- Новая законодательная формулировка конвенции Сьюэла , которая должна иметь обязательную юридическую силу и обеспечивать такую же конституционную кодификацию, как штаты и провинции в федеративных странах.
- «Положение о солидарности», согласно которому гарантируется обязательство всех правительств Великобритании работать вместе.
- Создание Совета Наций и регионов взамен «неблагополучных» совместных министерских комитетов.
- Вторая палата парламента, реформирующая Палату лордов и действующая как Ассамблея наций и регионов. [52]
Изменения, принятые парламентом Великобритании
[ редактировать ]Стремясь защитить внутренний рынок Великобритании после Брексита и избежать торговых расхождений или проблем с перемещением товаров внутри Великобритании, британское правительство выдвинуло в парламент Закон о внутреннем рынке Соединенного Королевства 2020 года . В Шотландии закон был осужден как оскорбление передачи полномочий правящей Шотландской национальной партией , однако был поддержан шотландскими консерваторами и различными предприятиями и организациями в Шотландии. [53] Закон также может привести к тому, что регулирование службы в одной части Великобритании будет признано на всей территории Великобритании. Закон позволяет министрам Великобритании тратить средства на переданную политику без одобрения переданного парламента. [54]
В декабре 2022 года законопроект о реформе признания гендера . парламент Шотландии принял [55] В январе 2023 года министр Шотландии Алистер Джек использовал полномочия, включенные в раздел 35 Закона о Шотландии 1998 года, чтобы помешать законопроекту получить королевское одобрение и стать законом. [56]
См. также
[ редактировать ]- Шотландское исследование социальных отношений
- Конституционный съезд Шотландии
- Конституционный статус Оркнейских, Шетландских и Западных островов
- Передача полномочий в Соединенном Королевстве
- Валлийская передача полномочий
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Браун, Гордон ; Харви, Кристофер (1979). Путеводитель для избирателей по Шотландской ассамблее (PDF) . ООО "Студиоскоп" [ постоянная мертвая ссылка ]
- Неизведанная территория: история передачи власти Шотландии 1999–2009 гг. , Хэмиш Макдонелл (2009)
- Политическая система Шотландии после передачи полномочий: от новой политики к новому правительству Шотландии Пола Кэрни (2011)
- Н. Ллойд-Джонс, « Либерализм, шотландский национализм и кризис самоуправления, около 1886–1893 гг. », «English Historical Review» (август 2014 г.)
- Джеймс Уилки, Комитет Шотландия-ООН и его роль в получении передачи полномочий Шотландии .
- История шотландского парламента: объяснение первых двух десятилетий под редакцией Джерри Хасана (2019)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Передача полномочий | правительство и политика | Британника» . Британская энциклопедия . Проверено 15 октября 2022 г.
- ^ «Передача власти Шотландии, Уэльсу и Северной Ирландии» . GOV.UK. 8 мая 2019 года . Проверено 15 октября 2022 г.
- ^ «Деволюция: что это такое и как она работает в Великобритании?» . Новости Би-би-си. 24 марта 2021 г. Проверено 15 октября 2022 г.
- ↑ Добро пожаловать . Архивировано 15 октября 2008 г. на сайте Wayback Machine Parliament.uk, по состоянию на 7 октября 2008 г.
- ^ Акт Союза 1707 г. , статья 2.
- ^ «Акт об унии | Великобритания [1707] | Британника» . Британская энциклопедия . Проверено 15 октября 2022 г.
- ^ «Акт о союзе между Англией и Шотландией» . Историческая Великобритания . Проверено 15 октября 2022 г.
- ^ «Законопроект о правительстве Шотландии. (Хансард, 30 мая 1913 г.)» . Парламентские дебаты (Хансард) . 30 мая 1913 года . Проверено 7 сентября 2015 г.
- ^ Разделы с 1 по 18.
- ^ Разделы с 19 по 27, с 39 по 43.
- ^ Разделы 28–36.
- ^ Раздел 28 (7).
- ^ Приложение 5.
- ^ Приложение 4
- ^ Раздел 29 (2) (d).
- ^ Раздел 57 (2).
- ^ «12 мая 1999 года: Винни Юинг вновь созывает шотландский парламент» . Новости Би-би-си . Проверено 3 марта 2013 г.
- ^ «Открытие Холируда» . Шотландский парламент. Архивировано из оригинала 4 мая 2006 года . Проверено 29 октября 2006 г.
- ^ «Умер архитектор шотландского парламента» . Новости BBC Шотландии. 3 июля 2000 года . Проверено 29 октября 2006 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Парламент Шотландии начнет свою жизнь в зале Генеральной Ассамблеи» . Шотландский офис. 20 марта 1998 года . Проверено 27 октября 2006 г.
- ^ Кэтрин Слессор (ноябрь 2004 г.). «Отважная Шотландия: действующий как в замысле, так и в исполнении, долгожданный новый парламент Шотландии поможет молодому институту созреть и развиваться» . Обзор архитектуры . Проверено 4 января 2007 г.
- ^ Чарльз Дженкс (январь 2005 г.). «Парад идентичности: Мираллес и шотландский парламент: На архитектурных территориях здания парламента EMBT/RMJM» . Архитектура сегодня № 154 стр. 32–44. Архивировано из оригинала 9 октября 2007 года . Проверено 7 января 2007 г.
- ^ Сенай Бозтас (23 января 2005 г.). «Холируд не имеет аналогов за 100 лет архитектуры» . Воскресный вестник . Проверено 10 января 2007 г.
- ↑ Руководитель поглощения железной дороги за 325 миллионов фунтов стерлингов BBC News, 18 января 2005 г.
- ^ «Закон о Шотландии 1998 года, раздел 44» . законодательство.gov.uk .
- ↑ Scottish Executive переименовывает себя , BBC News , 3 сентября 2007 г.
- ^ Эллиотт, Ян К. (18 мая 2020 г.). «Реализация стратегического государства в условиях маленькой страны — случай «шотландского подхода» » . Государственные деньги и управление . 40 (4): 285–293. дои : 10.1080/09540962.2020.1714206 . S2CID 159062210 – через Тейлора и Фрэнсиса+NEJM.
- ^ Парламент Шотландии - Официальный отчет. Архивировано 9 августа 2008 г. в Wayback Machine.
- ^ «Начался обзор передачи полномочий профсоюзам» . Холируд . 25 марта 2008 г. Архивировано из оригинала 1 декабря 2008 г.
- ↑ Доказательства Калмана «были подделаны» в Шотландии в воскресенье, 30 ноября 2008 г.
- ↑ Шотландия передала роль морского планирования BBC News, 27 ноября 2008 г.
- ^ «Законопроект о референдуме» . Официальный сайт: О программе > Программа правительства > 2009–10 > Краткое изложение законопроектов > Законопроект о референдуме . Правительство Шотландии . 2 сентября 2009 г. Архивировано из оригинала 7 июня 2011 г. Проверено 10 сентября 2009 г.
- ^ Маклауд, Ангус (3 сентября 2009 г.). «Салмонд продвигает законопроект о референдуме» . Таймс . Лондон. Архивировано из оригинала 31 мая 2010 года . Проверено 10 сентября 2009 г.
- ^ Офис Шотландии и член парламента достопочтенного Дэвида Манделла (23 марта 2016 г.). «Закон о Шотландии 2016 года получил королевскую санкцию» . Правительство Великобритании . Проверено 13 мая 2016 г.
- ^ «Холируд одобряет законопроект о передаче полномочий Шотландии» . Новости Би-би-си. 16 марта 2016 года . Проверено 31 марта 2016 г.
- ^ «Полная финансовая автономия отложена? Планы SNP по дальнейшей передаче Шотландии» . Институт финансовых исследований . Проверено 2 ноября 2023 г.
- ^ Дикки, Мюре (13 мая 2015 г.). «Никола Стерджен призывает к дальнейшим переговорам о передаче полномочий» . Файнэншл Таймс . Проверено 2 ноября 2023 г.
- ^ Макдонелл, Хэмиш (2 ноября 2023 г.). «Националисты добиваются власти над BBC в Шотландии» . ISSN 0140-0460 . Проверено 2 ноября 2023 г.
- ^ «Можно ли передать вещание Шотландии?» . Медиа@ЛШЭ . 10 ноября 2014 года . Проверено 2 ноября 2023 г.
- ^ «Считаете ли вы, что новые полномочия, переданные шотландскому парламенту, должны включать контроль над политикой вещания?» . Что думает Шотландия . Проверено 2 ноября 2023 г.
- ^ «СИЛЬНЕЕ ДЛЯ ШОТЛАНДИИ» (PDF) .
- ^ «Манифест SNP призывает к передаче Закона о злоупотреблении наркотиками» . Фармацевтический журнал . 28 ноября 2019 года . Проверено 2 ноября 2023 г.
- ^ «Дефицит финансирования замены ЕС на 60%» . www.gov.scot . Проверено 2 ноября 2023 г.
- ^ «SNP призывает передать энергетические полномочия Холируду» . Национальный . 25 апреля 2023 г. Проверено 2 ноября 2023 г.
- ^ «Шотландские депутаты от лейбористской партии уклоняются от голосования по вопросу о передаче полномочий Шотландии» . Yahoo Новости . 17 октября 2023 г. Проверено 2 ноября 2023 г.
- ^ Брюин, Флорис де (20 октября 2023 г.). «SNP призывает к передаче налога на наследство, поскольку Тори обдумывают его сокращение» . Телеграф . ISSN 0307-1235 . Проверено 2 ноября 2023 г.
- ^ «Лейбористы реформируют Союз «быстро» и без референдума после прихода к власти, - говорит Стармер» . Нация.Cymru . 29 января 2022 г. Проверено 10 марта 2022 г.
- ^ «Стармер: Гордон Браун возглавит комиссию по «решению будущего профсоюза» » . Вестник Шотландии . 29 сентября 2021 г. Проверено 10 марта 2022 г.
- ^ Браун, Гордон (28 марта 2017 г.). «Брексит — это возможность создать федеративное Соединенное Королевство» . Файнэншл Таймс . Проверено 10 марта 2022 г.
- ^ Дикки, Дуглас (2 марта 2022 г.). «Шотландские юнионисты предупредили, что борьба с Indyref на тему «федерализма» приведет к победе Натс» . Скоттишдейлиэкспресс . Проверено 10 марта 2022 г.
- ^ «Гордон Браун призывает к федерализму, чтобы определить будущее Шотландии» . 2017.
- ^ Папа, Конор (5 декабря 2022 г.). «Новая Британия: обновление нашей демократии и восстановление нашей экономики» . Лейбористская партия . Проверено 1 ноября 2023 г.
- ^ «Внутренний рынок Великобритании «критически важен» для шотландского сельского хозяйства, заявляет профсоюз» . Farminguk.com . Проверено 15 октября 2022 г.
- ^ «После Брексита: Закон о внутреннем рынке Великобритании и передача полномочий» . Правительство Шотландии . Проверено 6 февраля 2022 г.
- ^ «Почему законопроект о реформе признания пола в Шотландии вызывает споры?» . Небесные новости . Проверено 1 ноября 2023 г.
- ^ «Правительство Шотландии проигрывает попытку отложить рассмотрение гендерной реформы» . Новости Би-би-си . 4 августа 2023 г. Проверено 1 ноября 2023 г.