Романтизм в Шотландии
История Шотландии |
---|
![]() ![]() |
![]() |
Романтизм в Шотландии был художественным, литературным и интеллектуальным движением, которое развивалось между концом восемнадцатого и началом девятнадцатого веков. Это было частью более широкого европейского романтического движения , которое было частично реакцией на эпоху Просвещения , подчеркивая индивидуальные, национальные и эмоциональные реакции, выходя за рамки Возрождения и классицизма моделей , особенно в ностальгию по Средневековью . Концепция отдельного национального шотландского романтизма была впервые сформулирована критиками Яном Дунканом и Мюрреем Питтоком на конференции «Шотландский романтизм в мировой литературе», состоявшейся в Калифорнийском университете в Беркли в 2006 году, а также в книге последнего « Шотландский и ирландский романтизм» (2008), в которой приводились доводы в пользу национального шотландского романтизма. Романтизм, основанный на представлениях об особой национальной публичной сфере и дифференцированной смене литературных жанров; использование шотландского языка; создание героической национальной истории посредством оссианской или шотландской «таксономии славы» и проявления особого национального самосознания в диаспоре. [1] [2]
В искусстве романтизм проявился в литературе и драматургии в принятии мифического барда Оссиана , исследовании национальной поэзии в творчестве Роберта Бернса и в исторических романах Вальтера Скотта . Скотт также оказал большое влияние на развитие национальной шотландской драмы. Искусство находилось под сильным влиянием Оссиана и нового взгляда на Хайленд как место дикого и драматического ландшафта. Скотт глубоко повлиял на архитектуру, перестроив дом Абботсфорд в начале девятнадцатого века, что положило начало буму возрождения шотландских баронов . В музыке Бернс участвовал в попытке создать канон шотландской песни, что привело к взаимному обогащению шотландской и континентальной классической музыки, при этом романтическая музыка стала доминирующей в Шотландии в двадцатом веке.
В интеллектуальном отношении Скотт и такие деятели, как Томас Карлейль, сыграли свою роль в развитии историографии и идеи исторического воображения. Романтизм также повлиял на науку, особенно на науки о жизни, геологию, оптику и астрономию, что дало Шотландии выдающееся положение в этих областях, которое продолжалось до конца девятнадцатого века. В шотландской философии доминировал шотландский реализм здравого смысла , который разделял некоторые характеристики с романтизмом и оказал большое влияние на развитие трансцендентализма . Скотт также сыграл важную роль в определении шотландской и британской политики, помогая создать романтизированный взгляд на Шотландию и Хайленд, который фундаментально изменил шотландскую национальную идентичность.
Романтизм как движение начал угасать в 1830-х годах, но продолжал существенно влиять на такие области, как музыка, до начала двадцатого века. Это также оказало длительное влияние на природу шотландской идентичности и восприятие Шотландии за пределами страны.
Определения
[ редактировать ]Романтизм был сложным художественным, литературным и интеллектуальным движением, зародившимся во второй половине восемнадцатого века в Западной Европе и набравшим силу во время и после промышленной и французской революций . [3] Частично это было восстание против политических норм эпохи Просвещения , рационализировавших природу, и наиболее сильно воплотившееся в изобразительном искусстве, музыке и литературе. [3] но существенно повлиял на историографию, [4] философия [5] и естественные науки . [6] Однако в Шотландии утверждалось, что романтизм продемонстрировал определенную преемственность с некоторыми ключевыми темами мысли Просвещения. [7]
Романтизм рассматривался как «возрождение жизни и мысли Средневековья», выходящий за рамки моделей рационализма и классицизма, чтобы возвысить средневековье, а также элементы искусства и повествования, воспринимаемые как подлинно средневековые, в попытке выйти за рамки роста населения. , разрастание городов и индустриализм, охватывающий экзотику, незнакомое и далекое. [8] Это также связано с политическими революциями, начиная с тех, что произошли в Америке и Франции , и движениями за независимость, особенно в Польше , Испании и Греции . Часто считается, что оно включает в себя эмоциональное утверждение себя и индивидуального опыта наряду с ощущением бесконечного, трансцендентного и возвышенного . В искусстве упор делался на воображение, пейзаж и духовное соответствие с природой. описала его Маргарет Дрэббл как «бесконечный бунт против классической формы, консервативной морали, авторитарного правительства, личной неискренности и человеческой умеренности». [9]
Литература и драматургия
[ редактировать ]
Хотя после союза с Англией в 1707 году Шотландия все чаще принимала английский язык и более широкие культурные нормы, ее литература приобрела отчетливую национальную идентичность и стала пользоваться международной репутацией. Аллан Рамзи (1684–1758) заложил основы пробуждения интереса к старой шотландской литературе, а также возглавил тенденцию к пасторальной поэзии, помогая развивать строфу Хабби как поэтическую форму . [10] Джеймс Макферсон (1736–96) был первым шотландским поэтом, получившим международную репутацию. Утверждая, что нашел стихи, написанные древним бардом Оссианом , он опубликовал переводы, которые приобрели международную популярность, будучи провозглашены кельтским эквивалентом классического эпоса . «Фингал» , написанный в 1762 году, был быстро переведен на многие европейские языки, и его оценка природной красоты и трактовка древней легенды больше, чем какое-либо отдельное произведение, приписали начало романтическому движению в европейской, и особенно в немецкой литературе, через его влияние на Иоганна Готфрида фон Гердера и Иоганна Вольфганга фон Гете . [11] Его также популяризировали во Франции такие фигуры, как Наполеон . [12] В конце концов стало ясно, что стихи были не прямыми переводами с гэльского языка, а цветочными адаптациями, сделанными с учетом эстетических ожиданий его аудитории. [13]
Роберт Бернс (1759–96) и Вальтер Скотт (1771–1832) находились под сильным влиянием цикла Оссиана. Бернс, эйрширский поэт и автор текстов, широко известен как национальный поэт Шотландии и оказал большое влияние на романтическое движение. Его стихотворение (и песня) « Auld Lang Syne » часто исполняется в Хогманай (последний день года), а « Scots Wha Hae » долгое время служила неофициальным национальным гимном страны. [14] Скотт начинал как поэт, а также собирал и публиковал шотландские баллады. Его первое прозаическое произведение «Уэверли» 1814 года часто называют первым историческим романом. [15] Он положил начало весьма успешной карьере благодаря другим историческим романам, таким как «Роб Рой» (1817 г.), «Сердце Мидлотиана» (1818 г.) и «Айвенго» (1820 г.). Скотт, вероятно, сделал больше, чем любой другой деятель, для определения и популяризации шотландской культурной самобытности девятнадцатого века. [16] Среди других крупных литературных деятелей, связанных с романтизмом, — поэты и романисты Джеймс Хогг (1770–1835), Аллан Каннингем (1784–1842) и Джон Галт (1779–1839). [17]
В Шотландии также располагались два самых важных литературных журнала той эпохи: The Edinburgh Review (основанный в 1802 году) и Blackwood's Magazine (основанный в 1817 году), которые существенно повлияли на развитие британской литературы и драмы в эпоху романтизма. [18] [19] Ян Дункан и Алекс Бенчимол предполагают, что такие публикации, как романы Скотта и эти журналы, были частью очень динамичного шотландского романтизма, который к началу девятнадцатого века привел к тому, что Эдинбург стал культурной столицей Британии и стал центральным элементом более широкого формирования «Национализм Британских островов». [20]

Шотландская «национальная драма» возникла в начале 1800-х годов, когда на шотландской сцене стали доминировать пьесы на специфически шотландские темы. Театры были разочарованы Шотландской церковью и опасениями перед собраниями якобитов. В конце восемнадцатого века многие пьесы были написаны и исполнены небольшими любительскими труппами, но не были опубликованы, и поэтому большинство из них были утеряны. К концу века появились « тайные драмы », в первую очередь предназначенные для чтения, а не для исполнения, включая работы Скотта, Хогга, Галта и Джоанны Бэйли (1762–1851), часто под влиянием балладной традиции и готического романтизма. [21]
Шотландская национальная драма, возникшая в начале девятнадцатого века, носила во многом исторический характер и основывалась на адаптациях романов Скотта «Уэверли». [21] Существующий репертуар пьес на шотландскую тематику включал «Макбет» Шекспира (около 1605 г.), Фридриха Шиллера » «Марию Стюарт (1800 г.), Джона Хоума » «Дугласа Рамзи (1756 г.) и «Кроткий пастырь» (1725 г.), причем два последних из них были наиболее популярные пьесы среди любительских коллективов. Балеты на шотландские темы включали «Жокей и Дженни» и «Любовь в горах» . [22] Скотт живо интересовался драмой и стал акционером Королевского театра в Эдинбурге . [23] Тематический фильм Бэйли « Семейная легенда Хайленда» был впервые поставлен в Эдинбурге в 1810 году с помощью Скотта как часть целенаправленной попытки стимулировать национальную шотландскую драму. [24] Скотт также написал пять пьес, из которых «Халлидон Хилл» (1822 г.) и «Кросс Макдаффа» (1822 г.) представляли собой патриотические истории Шотландии. [23] Адаптации романов Уэверли, впервые представленные в основном в небольших театрах, а не в более крупных Патентных театрах , включали «Леди в озере» (1817 г.), «Сердце Мидлотиана» (1819 г.) (описанное специально как «романтическая пьеса» из-за ее первого исполнения). ) и Роба Роя , которые за этот период дали более 1000 выступлений в Шотландии. Также для сцены были адаптированы «Гай Мэннеринг» , «Невеста Ламмермура» и «Аббат» . Эти очень популярные пьесы привели к расширению социального диапазона и размера театральной аудитории и помогли сформировать театральную практику в Шотландии до конца столетия. [22]
Искусство
[ редактировать ]
Сам цикл Оссиана стал общей темой для шотландских художников, а работы на его темы создавали такие деятели, как Александр Рансиман (1736–85) и Дэвид Аллан (1744–96). [25] [26] В этот период произошел сдвиг в отношении к Хайленду и горным ландшафтам в целом: от рассмотрения их как враждебных, пустых регионов, населенных отсталыми и маргинальными людьми, к интерпретации их как эстетически приятных образцов природы, населенных суровыми примитивами, которых теперь изображали в драматической форме. [27] Созданная перед его отъездом в Италию серия из четырех картин Джейкоба Мора (1740–93) «Водопад Клайда» (1771–73) была описана историком искусства Дунканом Макмилланом как «своего рода природный национальный памятник». «и рассматривается как ранняя работа по развитию романтического восприятия шотландского пейзажа. [27] Рансиман был, вероятно, первым художником, нарисовавшим шотландские пейзажи акварелью в более романтическом стиле, возникшем к концу восемнадцатого века. [28]
Эффект романтизма также можно увидеть в работах художников конца восемнадцатого и начала девятнадцатого веков, таких как Генри Реберн (1756–1823), Александр Нэсмит (1758–1840) и Джон Нокс (1778–1845). Реберн был самым значительным художником того периода, всю свою карьеру продолжавшим свою карьеру в Шотландии. Он родился в Эдинбурге и вернулся туда после поездки в Италию в 1786 году. Он наиболее известен своими интимными портретами ведущих деятелей шотландской жизни, выходящими за рамки аристократии и заканчивающимися юристами, врачами, профессорами, писателями и министрами. [29] добавив к традиции Рейнольдса элементы романтизма. [30] Он стал рыцарем в 1822 году и королевским лиммером и художником Шотландии в 1823 году. [29] Нэсмит посетил Италию и работал в Лондоне, но большую часть своей карьеры вернулся в свой родной Эдинбург. Он создал работы в самых разных формах, в том числе портрет поэта-романтика Роберта Бернса, на котором он изображен на драматическом шотландском фоне, но его больше всего помнят за его пейзажи, и его считают «основателем шотландской пейзажной традиции». [31] Творчество Нокса продолжило тему пейзажа, напрямую связав ее с романтическими произведениями Скотта. [32] и он также был одним из первых художников, изобразивших городской пейзаж Глазго. [33]
Архитектура
[ редактировать ]Готическое возрождение в архитектуре рассматривалось как выражение романтизма, и, по словам Элвина Джексона , шотландский баронский стиль был «каледонским прочтением готики». [34] Некоторые из самых ранних свидетельств возрождения готической архитектуры происходят из Шотландии. Замок Инверари , построенный в 1746 году при участии Уильяма Адама, включает башенки в традиционный дом в палладианском стиле . Дома его сына Роберта Адама, построенные в этом стиле, включают Меллерстейн и Веддерберн в Бервикшире и Сетон-Хаус в Восточном Лотиане. Эта тенденция наиболее отчетливо видна в замке Калзин в Эйршире, реконструированном Робертом в 1777 году. [35]

Важным для повторного принятия шотландского барона в начале девятнадцатого века был Эбботсфорд-хаус , резиденция Скотта. Перестроенный для него в 1816 году, он стал образцом возрождения стиля. Общие черты, заимствованные из домов шестнадцатого и семнадцатого веков, включали зубчатые ворота, ступенчатые фронтоны , остроконечные башенки и машины . Этот стиль был популярен по всей Шотландии и применялся во многих относительно скромных жилищах такими архитекторами, как Уильям Берн (1789–1870), Дэвид Брайс (1803–1876), [36] Эдвард Блор (1787–1879), Эдвард Калверт (ок. 1847–1914) и Роберт Стодарт Лоример (1864–1929). Примеры в городском контексте включают здание Кокберн-стрит в Эдинбурге (1850-е годы), а также Национальный памятник Уоллесу в Стерлинге (1859–1869). [37] Перестройка замка Балморал в баронский дворец и его использование королевой Викторией в качестве королевской резиденции в 1855–1858 годах подтвердили популярность этого стиля. [38]
В церковной архитектуре был принят стиль, аналогичный развитому в Англии. Важными фигурами в этом движении были Фредерик Томас Пилкингтон (1832–1898), который разработал новый стиль церковного строительства, который соответствовал модной высокой готике , но адаптировал его для нужд богослужения Свободной церкви Шотландии . Примеры включают церковь Барклая Вьюфорта в Эдинбурге (1862–1864 гг.). [39] Роберт Роуанд Андерсон (1834–1921), который перед возвращением в Эдинбург обучался в офисе Джорджа Гилберта Скотта в Лондоне, работал в основном над небольшими церквями в стиле «Первоострый» (или ранний английский), который характерен для бывших помощников Скотта. К 1880 году его практика заключалась в проектировании некоторых из самых престижных общественных и частных зданий в Шотландии, таких как Шотландская национальная портретная галерея ; Купол Старого колледжа, медицинский факультет и Макьюэн-холл Эдинбургского университета ; Центральный отель на Центральном вокзале Глазго ; Католическая апостольская церковь в Эдинбурге; и Дом Маунт-Стюарт на острове Бьют. [40]
Музыка
[ редактировать ]
Одной из характеристик романтизма было сознательное создание произведений националистического музыкального искусства . В Шотландии эта форма доминировала с конца восемнадцатого века до начала двадцатого века. [41] В 1790-х годах Роберт Бернс предпринял попытку создать корпус шотландской национальной песни, опираясь на работы антикваров и музыковедов, таких как Уильям Титлер , Джеймс Битти и Джозеф Ритсон . [42] Работая с музыкальным гравером и продавцом Джеймсом Джонсоном, он внес около трети будущих песен в коллекцию, известную как Шотландский музыкальный музей , выпущенную между 1787 и 1803 годами в шести томах. [43] Бернс сотрудничал с Джорджем Томсоном в «Избранном сборнике оригинальных шотландских мелодий» , изданном с 1793 по 1818 год, в котором были адаптированы шотландские народные песни с «классическими» аранжировками. Томпсон был вдохновлен прослушиванием шотландских песен, исполненных гостями итальянских кастратов на концертах Святой Сесилии в Эдинбурге. Он собирал шотландские песни и получал музыкальные аранжировки от лучших европейских композиторов, среди которых были Йозеф Гайдн и Людвиг ван Бетховен . Бернс занимался редактированием текстов. Избранный сборник оригинальных шотландских мелодий был опубликован в пяти томах между 1799 и 1818 годами. Он помог сделать шотландские песни частью европейской классической музыки. [44] в то время как работы Томпсона привнесли в шотландскую классическую музыку элементы романтизма, такие как гармонии, основанные на гармониях Бетховена. [41] В сборе и публикации шотландских песен также участвовал Скотт, чьим первым литературным произведением стала книга «Менестрели шотландской границы» , опубликованная в трех томах (1802–03). Этот сборник впервые привлек внимание международной аудитории к его творчеству, а некоторые из его текстов были положены на музыку Шубертом , который также создал сеттинг Оссиана. [45]
Пожалуй, самым влиятельным композитором первой половины девятнадцатого века был немец Феликс Мендельсон , посетивший Великобританию десять раз, в общей сложности на двадцать месяцев, начиная с 1829 года. Шотландия вдохновила его на два самых известных произведения, увертюру « Пещера Фингала» (также известная как « Гебридская увертюра» ) и Шотландская симфония (Симфония № 3). Во время своего последнего визита в Англию в 1847 году он дирижировал своим собственным Шотландским симфоническим оркестром с филармоническим оркестром перед королевой Викторией и принцем Альбертом . [46] Макс Брух (1838–1920) сочинил « Шотландскую фантазию » (1880) для скрипки с оркестром, которая включает аранжировку мелодии «Hey Tuttie Tatie», наиболее известной благодаря использованию в песне Scots Wha Hae . Бернса [47]
К концу девятнадцатого века в Шотландии фактически существовала национальная школа оркестровой и оперной музыки. Среди основных композиторов были Александр Маккензи (1847–1935), Уильям Уоллес (1860–1940), Лермонт Дрисдейл (1866–1909), Хэмиш Макканн (1868–1916) и Джон МакИвен (1868–1948). [41] Маккензи, учившаяся в Германии и Италии и смешавшая шотландские темы с немецким романтизмом, [48] наиболее известен своими тремя шотландскими рапсодиями (1879–80, 1911), Пиброхом для скрипки с оркестром (1889) и Шотландским концертом для фортепиано (1897), все они включают шотландские темы и народные мелодии. [41] Работа Уоллеса включала увертюру « Похвала шотландской поэзии» (1894); его новаторская симфоническая поэма о своем тезке, средневековом националисте Уильяме Уоллесе 1305–1905 гг. Н. Э. (1905); и кантата «Резня Макферсона» (1910). [49] Работы Драйсдейла часто затрагивали шотландские темы, включая увертюру «Тэм О'Шантер» (1890), кантату «Келпи» (1891), тональную поэму «Пограничный роман» (1904) и кантату «Тамлейн» (1905). [50] Увертюра Макканна «Земля гор и потоп» (1887), его «Шесть шотландских танцев» (1896), его оперы «Джинни Динс» (1894) и «Дэйрмид» (1897) и хоровые произведения на шотландские темы. [41] были описаны IGC Hutchison как музыкальный эквивалент Абботсфорда и Балморала. [51] Более откровенно национальные произведения МакИвена включают «Грей Галлоуэй» (1908), « Симфонию Солуэя» (1911) и «Принц Чарли , Шотландская рапсодия» (1924). [41]
Историография
[ редактировать ]
В отличие от историй Просвещения, которые рассматривались как попытка извлечь общие уроки о человечестве из истории, немецкий философ Иоганн Готфрид фон Гердер в своих «Идеи о философии и истории человечества» (1784) изложил концепцию Volksgeist , уникальный национальный дух, который способствовал историческим переменам. В результате ключевым элементом влияния романтизма на интеллектуальную жизнь стало создание национальных историй. [52] Природа и существование национальной шотландской историографии обсуждаются историками. Те авторы, которые считают, что такая национальная история действительно существовала в этот период, указывают, что ее можно найти вне производства крупных исторических повествований, в произведениях антиквара и художественной литературы. [53]
Важным элементом возникновения шотландской национальной истории был интерес к антиквариату: такие деятели, как Джон Пинкертон (1758–1826), собирали такие источники, как баллады, монеты, медали, песни и артефакты. [54] Историки эпохи Просвещения имели тенденцию реагировать со смущением на историю Шотландии, особенно на феодализм Средневековья и религиозную нетерпимость Реформации. Напротив, многие историки начала девятнадцатого века реабилитировали эти территории как пригодные для серьезного изучения. [55] Юриста и антиквара Космо Иннеса , написавшего работы о Шотландии в средние века (1860 г.) и «Очерки ранней шотландской истории» (1861 г.), сравнивают с новаторской историей Георга Генриха Перца , одного из первых писателей, сопоставивших основные исторические очерки немецкой истории. [56] Патрика Фрейзера Титлера Девятитомная история Шотландии (1828–1843 гг.), Особенность его сочувственного взгляда на Марию, королеву Шотландии , привела к сравнениям с Леопольдом фон Ранке , считающимся отцом современной научной исторической литературы. [56] Титлер вместе со Скоттом был соучредителем Баннатинского общества в 1823 году, что способствовало дальнейшему развитию исторических исследований в Шотландии. [57] Томаса Маккри Биографии (1797–1875) Джона Нокса и Эндрю Мелвилла , деятелей, обычно подвергавшихся нападкам в эпоху Просвещения, помогли реабилитировать их репутацию. [58] (1886–91), проведенное У.Ф. Скином Трехчастное исследование кельтской Шотландии (1809–1892 гг.) , было первым серьезным исследованием региона и способствовало возникновению шотландского кельтского возрождения . [58] Вопросы расы стали важными: Пинкертон, Джеймс Сиббалд (1745–1803) и Джон Джеймисон (1758–1839) присоединились к теории пиктоготики, которая постулировала германское происхождение пиктов и шотландского языка. [54]

Среди наиболее значительных интеллектуальных деятелей, связанных с романтизмом, был Томас Карлейль (1795–1881), родившийся в Шотландии, а затем житель Лондона. произведений немецких романтиков, таких как Шиллер и Гете . Он был в значительной степени ответственен за доведение до сведения британской аудитории [59] Эссеист и историк, он изобрел фразу «поклонение героям», расточая в основном некритические похвалы сильным лидерам, таким как Оливер Кромвель , Фридрих Великий и Наполеон. [60] Его книга «Французская революция: история» (1837 г.) драматизировала тяжелое положение французской аристократии, но подчеркивала неизбежность истории как силы. [61] С французским историком Жюлем Мишле его связывают с использованием «исторического воображения». [62] В романтической историографии это привело к тенденции подчеркивать чувства и идентификацию, предлагая читателям сочувствовать историческим персонажам и даже представлять себе взаимодействие с ними. [63] В отличие от многих континентальных историков-романтиков, Карлейль оставался в значительной степени пессимистичным в отношении человеческой природы и событий. Он считал, что история — это форма пророчества, которое может раскрыть закономерности будущего. В конце девятнадцатого века он стал одним из многих викторианских писателей-мудрецов и социальных комментаторов. [64]
Писатели-романтики часто выступали против эмпиризма исторических писаний эпохи Просвещения, выдвигая фигуру «поэта-историка», который выступал посредником между источниками истории и читателем, используя понимание для создания чего-то большего, чем просто хроники фактов. По этой причине историки-романтики, такие как Тьерри, считали Вальтера Скотта, который приложил значительные усилия для открытия новых документов и источников для своих романов, авторитетом в исторической литературе. [65] Скотта сейчас считают прежде всего писателем, но он также написал девятитомную биографию Наполеона. [66] и был описан как «выдающаяся фигура романтической историографии в трансатлантическом и европейском контексте», оказавшая глубокое влияние на то, как история, особенно история Шотландии, понималась и писалась. [67] Среди историков, признавших его влияние, были Шатобриан , Маколей и Ранке. [68]
Наука
[ редактировать ]
Считается, что романтизм также влияет на научные исследования. Романтическое отношение к науке варьировалось: от недоверия к научной деятельности до одобрения немеханической науки, отвергающей математизированное и абстрактное теоретизирование, связанное с Ньютоном. Основные направления континентальной науки, связанные с романтизмом, включают натурфилософию , разработанную Фридрихом Шеллингом (1775–1854), которая сосредоточивалась на необходимости воссоединения человека с природой, [69] и гумбольдтовская наука , основанная на работах Александра фон Гумбольдта (1769–1859). По определению Сьюзан Кэннон, эта форма исследования делает акцент на наблюдении, точных научных инструментах и новых концептуальных инструментах; игнорировал границы между различными дисциплинами; и делал упор на работу на природе, а не в искусственной лаборатории. [70] Отдавая предпочтение наблюдению над расчетами, ученых-романтиков часто привлекали области, где исследования, а не расчеты и теории, были наиболее важными, особенно науки о жизни, геология, оптика и астрономия. [71]
Джеймс Аллард определяет истоки шотландской «романтической медицины» в работах деятелей Просвещения, особенно братьев Уильяма (1718–83) и Джона Хантера (1728–93), которые были соответственно ведущими анатомом и хирургом своего времени и в роли Эдинбурга как крупного центра медицинского обучения и исследований. [72] Ключевые фигуры, на которых повлияли работы Охотников и романтизм, включают Джона Брауна (1735–88), Томаса Беддоса (1760–1808) и Джона Барклая (1758–1826). Браун утверждал в Elementa Medicinae (1780), что жизнь — это важнейшая «жизненная энергия» или «возбудимость», и что болезнь — это либо чрезмерное, либо уменьшенное перераспределение нормальной интенсивности человеческого органа, что стало известно как брунонианство . Эта работа оказала большое влияние, особенно в Германии, на развитие натурфилософии. [73] Эта работа была переведена и отредактирована Беддосом, еще одним выпускником Эдинбурга, чья собственная работа « Гигейя, или Очерки морали и медицины » (1807 г.) расширила эти идеи. [72] Следуя этому примеру, Барклай в издании Британской энциклопедии 1810 года определил физиологию как отрасль медицины, наиболее близкую к метафизике . [74] Также важную роль сыграли братья Джон (1763–1820) и Чарльз Белл (1774–1842), добившиеся значительных успехов в изучении сосудистой и нервной систем соответственно. [75] [76]

Эдинбургский университет также был основным поставщиком хирургов для королевского флота, и Роберт Джеймсон (1774–1854), профессор естественной истории в Эдинбурге, гарантировал, что большое количество из них были хирургами-натуралистами, которые играли жизненно важную роль в гумбольдтовском учении. и имперское предприятие по исследованию природы во всем мире. [70] [77] В их число входил Роберт Браун (1773–1858), одна из главных фигур в ранних исследованиях Австралии. Его более позднее использование микроскопа совпало с тем, что отмечали немецкие исследователи натурфилософии, и ему приписывают открытие клеточного ядра и первое наблюдение броуновского движения . [78] Чарльза Лайеля Работу «Принципы геологии » (1830 г.) часто считают основой современной геологии. Она была обязана науке Гумбольдта тем, что она настаивала на измерении природы. [79] и, по словам Ноя Херингмана, сохраняет большую часть «риторики возвышенного», характерной для романтического отношения к пейзажу. [80]
Романтическое мышление было также очевидно в трудах Хью Миллера , каменщика и геолога, который следовал традиции натурфилософии, утверждая, что природа была предопределенным развитием человечества. [81] Издатель, историк, антиквар и ученый Роберт Чемберс (1802–1871) стал другом Скотта, написав его биографию после смерти автора. Чемберс также стал геологом, проводя исследования в Скандинавии и Канаде. Его самой влиятельной работой была анонимно опубликованная работа «Остатки естественной истории творения» (1844 г.), которая представляла собой наиболее полный письменный аргумент в пользу эволюции до работ Чарльза Дарвина (1809–1882 гг.). [82] На его работу сильно повлияла трансцендентальная анатомия , которая, опираясь на Гете и Лоренца Окена (1779–1851), [83] искал идеальные закономерности и структуру в природе [84] и пионерами в Шотландии были такие деятели, как Роберт Нокс (1791–1862). [85]
Дэвид Брюстер (1781–1868), физик, математик и астроном, провел ключевую работу в области оптики, где он обеспечил компромисс между исследованиями Гете, вдохновленными натурфилософией, и системой Ньютона, которую Гете критиковал. [86] Его работа будет важна в более поздних биологических и геологических исследованиях. [87] и астрологические открытия. Тщательные измерения в Южной Африке позволили Томасу Хендерсону (1798–1844) провести наблюдения, которые позволили ему первым вычислить расстояние до Альфы Центавра , прежде чем вернуться в Эдинбург и стать первым королевским астрономом Шотландии с 1834 года. [88] Находившаяся под влиянием Гумбольдта и получившая от него большую похвалу, находилась Мэри Сомервилль (1780–1872), математик, географ, физик, астроном и одна из немногих женщин, получивших признание в науке того периода. [89] Большой вклад в «магнитный крестовый поход», объявленный Гумбольдтом, внес астроном шотландского происхождения Джон Ламонт (1805–1879), руководитель обсерватории в Мюнхене, когда он обнаружил десятилетний период (десятилетний цикл) в магнитном поле Земли. поле. [90]
Политика
[ редактировать ]
После восстаний якобитов , движения за восстановление на троне Стюарта, короля Англии Якова II , британское правительство приняло ряд законов, которые пытались ускорить процесс разрушения клановой системы. Меры включали запрет на ношение оружия, ношение тартана и ограничения на деятельность Епископальной церкви. Большая часть законов была отменена к концу восемнадцатого века, когда угроза якобитов утихла.
Вскоре после этого произошел процесс реабилитации горской культуры. Тартан уже был принят в горные полки британской армии, к которым бедные горцы вступали в большое количество до конца наполеоновских войн в 1815 году, но к девятнадцатому веку простые жители региона в значительной степени отказались от него. В 1820-х годах тартан и килт были приняты представителями социальной элиты не только в Шотландии, но и по всей Европе. [91] [92] Международное увлечение тартаном и идеализацией романтизированного Хайленда было вызвано циклом Оссиана. [93] [94] и в дальнейшем популяризировался работами Скотта. Его «постановка» королевского визита короля Георга IV в Шотландию в 1822 году и ношение королем тартана привели к массовому росту спроса на килты и тартаны, который не мог быть удовлетворен шотландской льняной промышленностью. В этот период во многом определились отдельные клановые тартаны, которые стали главным символом шотландской идентичности. [95] Этот «хайлендизм», благодаря которому вся Шотландия отождествлялась с культурой Хайленда, был закреплен интересом королевы Виктории к стране, принятием ею Балморала в качестве главного королевского убежища и ее интересом к «тартанству». [92]
Романтизация Хайленда и внедрение якобитизма в основную культуру рассматривались как разрядка потенциальной угрозы Союзу с Англией, Ганноверским домом и доминирующим правительством вигов . [96] Во многих странах романтизм сыграл важную роль в возникновении радикальных движений за независимость посредством развития национальной идентичности. Том Нэрн утверждает, что романтизм в Шотландии не развивался так, как это наблюдается в других странах Европы, в результате чего осталась «безродная» интеллигенция, которая переехала в Англию или другое место и, таким образом, не породила культурного национализма, который можно было бы передать зарождающемуся рабочему классу. [97] Грэм Мортон и Линдси Патерсон утверждают, что отсутствие вмешательства британского государства в гражданское общество означало, что у среднего класса не было причин возражать против союза. [97] Ацуко Итидзё утверждает, что национальную идентичность нельзя приравнивать к движению за независимость. [98] Мортон предполагает, что шотландский национализм существовал, но выражался в терминах «юнионистского национализма». [53] Форма политического радикализма сохранялась внутри шотландского романтизма, проявляясь в таких событиях, как основание «Друзей народа» в 1792 году и в 1853 году Национальной ассоциации защиты шотландских прав . [99] которая по сути представляла собой федерацию романтиков, радикальных церковников и административных реформаторов. [100] Однако шотландская идентичность не была направлена в национализм до двадцатого века. [99]
Философия
[ редактировать ]
Доминирующая школа философии в Шотландии в конце восемнадцатого и первой половине девятнадцатого века известна как реализм здравого смысла. Он утверждал, что существуют определенные концепции, такие как наше существование, существование твердых объектов и некоторые базовые моральные «основные принципы», которые присущи нашему облику и из которых должны быть выведены все последующие аргументы и системы морали. Его можно рассматривать как попытку примирить новые научные разработки эпохи Просвещения с религиозными верованиями. [101] Истоки этих аргументов лежат в реакции на скептицизм , который стал доминирующим в эпоху Просвещения, особенно на скептицизм, сформулированный шотландским философом Дэвидом Юмом (1711–1776). Это направление мышления было впервые сформулировано Томасом Ридом (1710–1796) в его «Исследовании человеческого разума на основе принципов здравого смысла» (1764). [102] Его популяризировали в Шотландии такие деятели, как Дугалд Стюарт (1753–1828), а в Англии — Джеймс Битти. Среди учеников Стюарта были Вальтер Скотт, Уолтер Чемберс и Томас Браун. [103] и эта ветвь мысли позже оказала большое влияние на Чарльза Дарвина. [104] Уильям Гамильтон (1788–1856) попытался объединить подход Рида с философией Канта. [105]
Реализм здравого смысла не только доминировал в шотландской мысли, но и оказал большое влияние во Франции. [106] США, Германия и другие страны. Виктор Кузен (1792–1867) был самым важным сторонником во Франции, став министром образования и включив философию в учебную программу. [103] В Германии упор на тщательное наблюдение повлиял на идеи Гумбольдта о науке и стал основным фактором в развитии немецкого идеализма . [107] Джеймс Маккош (1811–1894) принес реализм здравого смысла прямо из Шотландии в Северную Америку в 1868 году, когда он стал президентом Принстонского университета , который вскоре стал оплотом движения. Ной Портер (1811–1892) преподавал реализм здравого смысла поколениям студентов Йельского университета . [103] В результате это оказало большое влияние на развитие одного из самых важных ответвлений романтизма в Новой Англии, трансцендентализма , особенно в творчестве Ральфа Уолдо Эмерсона (1803–82). [103]
Отклонить
[ редактировать ]
В литературе часто считается, что романтизм закончился в 1830-х годах. [108] [109] с несколькими комментаторами, такими как Маргарет Дрэббл , описывающими, что это закончилось к 1848 году. [9] Романтизм продолжался гораздо дольше в некоторых местах и областях деятельности, особенно в музыке, где он датируется периодом с 1820 по 1910 годы. [110] Смерть Скотта в 1832 году рассматривалась как ознаменование конца великого романтического поколения. [111] и с этого момента шотландская литература и культура в целом потеряли часть своей международной известности. Репутация Скотта как писателя также пошла на упадок в конце девятнадцатого века и восстановилась только в двадцатом. [112] Экономические и социальные изменения, особенно улучшение связи, вызванное появлением железных дорог, снизили способность Эдинбурга функционировать в качестве культурной столицы, альтернативной Лондону, поскольку его издательская индустрия переехала в Лондон. [113] Отсутствие возможностей в политике и литературе привело к тому, что многие талантливые шотландцы уехали в Англию и другие страны. Сентиментальная Кейлярда традиция Дж. М. Барри и Джорджа Макдональда , тех, кто продолжал заниматься шотландскими темами в конце девятнадцатого века, рассматривалась Томом Нэрном как «субромантичная». [114]
В искусстве традиция шотландской пейзажной живописи продолжалась и в конце девятнадцатого века, но романтизм уступил место таким влияниям, как французский импрессионизм , постимпрессионизм и, в конечном итоге, модернизм . [115] Шотландский баронский стиль продолжал оставаться популярным до конца девятнадцатого века, когда начали доминировать другие стили. [116] Хотя романтизм сохранялся в музыке гораздо дольше, чем почти во всех областях, он вышел из моды в двадцатом веке, а антиромантические течения в Британии фактически похоронили викторианскую и эдвардианскую музыку, написанную не Эдвардом Элгаром или Артуром Салливаном . [49] Идея исторического воображения была заменена эмпиризмом, основанным на источниках, которого отстаивал Ранке. [117] Маринель Эш отметила, что после смерти Скотта национальная история Шотландии потеряла свой импульс, и шотландские литераторы перестали писать истории Шотландии. Колин Кидд заметил изменение отношения к исторической литературе и предполагает, что это было одной из причин отсутствия развития политического национализма. [53] В науке быстрое расширение знаний усилило тенденцию к специализации и профессионализму, а также упадок эрудитов, «литераторов» и любителей, которые доминировали в романтической науке. [118] Реализм здравого смысла начал приходить в упадок в Великобритании перед лицом английского эмпиризма, изложенного Джоном Стюартом Миллем в его «Исследовании философии сэра Уильяма Гамильтона» (1865). [119]
Влияние
[ редактировать ]
Шотландия может заявить, что положила начало романтическому движению благодаря таким писателям, как Макферсон и Бернс. [120] Скотт стал фигурой международной известности и влияния, чье виртуальное изобретение исторического романа подхватили писатели всего мира, в том числе Александр Дюма и Оноре де Бальзак во Франции, Лев Толстой в России и Алессандро Манцони в Италии. [121] Традиция шотландской пейзажной живописи значительно повлияла на искусство в Великобритании и других странах благодаря таким фигурам, как Дж. М. У. Тернер , который принял участие в зарождающемся шотландском «гранд-туре». [122] Шотландский баронский стиль оказал влияние на здания в Англии и был перенесен шотландцами в Северную Америку. [123] Австралия [124] и Новая Зеландия. [125] В музыке ранние усилия таких людей, как Бернс, Скотт и Томпсон, помогли внедрить шотландскую музыку в европейскую, особенно немецкую, классическую музыку, а более поздние вклады таких композиторов, как МакКуун, были частью шотландского вклада в возрождение британского интереса к классической музыке. в конце девятнадцатого века. [126]
Идея истории как силы и романтическая концепция революции оказали большое влияние на трансценденталистов, таких как Эмерсон, а через них и на американскую литературу в целом. [61] Романтическая наука сохранила известность и репутацию, которые Шотландия начала приобретать в эпоху Просвещения, и помогла развитию многих новых областей исследований, включая геологию и биологию. По словам Роберта Д. Пьюрингтона, «некоторым девятнадцатый век кажется веком шотландской науки». [127] В политическом отношении первоначальная функция романтизма, которую преследовали Скотт и другие, помогла разрядить некоторую напряженность, созданную местом Шотландии в Союзе, но также помогла обеспечить выживание общей и особой шотландской национальной идентичности, которая сыграет важную роль в Шотландская жизнь и стали важным фактором в шотландской политике со второй половины двадцатого века. [128] Внешне современные образы Шотландии во всем мире, ее ландшафт, культура, наука и искусство по-прежнему во многом определяются теми, которые созданы и популяризированы романтизмом. [129]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Питток, Мюррей (2008). Шотландский и ирландский романтизм . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 7. ISBN 9780199232796 .
- ^ «Переосмысление романтизма: шотландский вопрос | Гуманитарный центр Таунсенда» . Townsendcenter.berkeley.edu . Проверено 30 июля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б А. Чендлер, Мечта о порядке: средневековый идеал в английской литературе девятнадцатого века (Лондон: Тейлор и Фрэнсис, 1971), с. 4.
- ^ Дэвид Левин, История как романтическое искусство: Бэнкрофт, Прескотт и Паркман (1967).
- ^ С. Свифт, Романтизм, литература и философия: выразительная рациональность в Руссо, Канте, Уолстонкрафте и современной теории (Continuum International Publishing Group, 2006), ISBN 0826486444 .
- ^ Эштон Николс, «Рычащие аллигаторы и горящие тигры: поэзия и наука от Уильяма Бартрама до Чарльза Дарвина», Proceedings of the American Philosophical Society 2005 149 (3): 304–315
- ^ Питток, Мюррей (2008). Шотландский и ирландский романтизм . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
- ^ Р.Р. Агравал, Средневековое возрождение и его влияние на романтическое движение (Абхинав, 1990), с. 1.
- ^ Jump up to: а б М. Драббл, Оксфордский справочник по английской литературе (Оксфорд: Oxford University Press, пятое изд., 1985), стр. 842–3.
- ^ Дж. Бьюкен, Переполненный гениями (Лондон: Harper Collins, 2003), ISBN 0-06-055888-1 , с. 311.
- ^ Дж. Бьюкен, Переполненный гениями (Лондон: Harper Collins, 2003), ISBN 0-06-055888-1 , с. 163.
- ^ Х. Гаскилл, Прием Оссиана в Европе (Continuum, 2004), ISBN 0826461352 , с. 140.
- ^ Д. Томсон, Гэльские источники «Оссиана» Макферсона (Абердин: Оливер и Бойд, 1952).
- ^ Л. Макилванни, «Хью Блэр, Роберт Бернс и изобретение шотландской литературы», Жизнь восемнадцатого века , том. 29 (2), весна 2005 г., стр. 25–46.
- ^ К.С. Уеттер, Понимание жанра и средневекового романа (Олдершот: Эшгейт, 2008), ISBN 0-7546-6142-3 , с. 28.
- ^ Н. Дэвидсон, Истоки шотландской государственности (Pluto Press, 2008), ISBN 0-7453-1608-5 , с. 136.
- ^ А. Маундер, FOF-компаньон британского рассказа (Infobase Publishing, 2007), ISBN 0816074968 , с. 374.
- ^ А. Джаррелс, «Ассоциации, уважающие прошлое»: Просвещение и романтический историзм», в Дж. П. Кланчере, Краткий спутник эпохи романтизма (Оксфорд: John Wiley & Sons, 2009), ISBN 0631233555 , с. 60.
- ^ А. Бенчимол, редактор, Интеллектуальная политика и культурный конфликт в период романтизма: шотландские виги, английские радикалы и создание британской публичной сферы (Олдершот: Эшгейт, 2010), ISBN 0754664465 , с. 210.
- ^ А. Бенчимол, редактор, Интеллектуальная политика и культурный конфликт в период романтизма: шотландские виги, английские радикалы и создание британской публичной сферы (Олдершот: Эшгейт, 2010), ISBN 0754664465 , с. 209.
- ^ Jump up to: а б И. Браун, Эдинбургская история шотландской литературы: Просвещение, Британия и империя (1707–1918) (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2007), ISBN 0748624813 , стр. 229–30.
- ^ Jump up to: а б И. Браун, Эдинбургская история шотландской литературы: Просвещение, Британия и империя (1707–1918) (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2007), ISBN 0748624813 , с. 231.
- ^ Jump up to: а б И. Браун, Эдинбургская история шотландской литературы: Просвещение, Британия и империя (1707–1918) (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2007), ISBN 0748624813 , стр. 185–6.
- ^ М. О'Халлоран, «Национальный дискурс или раздор? Трансформации семейной легенды Бэйля, Скотта и Хогга», в SR. Алкер и Х. Ф. Нельсон, редакторы, Джеймс Хогг и литературный рынок: шотландский романтизм и автор из рабочего класса (Олдершот: Ashgate Publishing, Ltd., 2009), ISBN 0754665690 , с. 43.
- ^ И. Чилверс, изд., Оксфордский словарь искусств и художников (Оксфорд: Oxford University Press, четвертое изд., 2009 г.), ISBN 019953294X , с. 554.
- ^ Биографический словарь Хоутона Миффлина (Houghton Mifflin Harcourt, 2003), ISBN 061825210X , стр. 34–5.
- ^ Jump up to: а б CWJ Withers, География, наука и национальная идентичность: Шотландия с 1520 года (Кембридж: Cambridge University Press, 2001), ISBN 0521642027 , стр. 151–3.
- ^ EK Waterhouse, Живопись в Великобритании, 1530–1790 (издательство Йельского университета, пятое изд., 1994), ISBN 0300058330 , с. 293.
- ^ Jump up to: а б Д. Кэмпбелл, Эдинбург: культурная и литературная история (Signal Books, 2003), ISBN 1902669738 , стр. 142–3.
- ^ CC Ochterbeck', изд., Зеленый гид Мишлен: издание для Великобритании (Мишлен, 5-е изд., 2007 г.), ISBN 1906261083 , с. 84.
- ^ И. Чилверс, изд., Оксфордский словарь искусств и художников (Оксфорд: Oxford University Press, четвертое изд., 2009 г.), ISBN 019953294X , с. 433.
- ^ Р. Дж. Хилл, Изображение Шотландии через романы Уэверли: Вальтер Скотт и истоки викторианского иллюстрированного романа (Олдершот: Эшгейт, 2010), ISBN 0754668061 , с. 104.
- ^ Д. Кемп, Удовольствия и сокровища Британии: спутник взыскательного путешественника (Дундурн, 1992), ISBN 1550021591 , с. 401.
- ^ А. Джексон, Два союза: Ирландия, Шотландия и выживание Соединенного Королевства, 1707–2007 (Оксфорд: Oxford University Press, 2011), ISBN 019959399X , с. 152.
- ^ И.Д. Уайт и К.А. Уайт, Меняющийся шотландский пейзаж, 1500–1800 (Лондон: Тейлор и Фрэнсис, 1991), ISBN 0415029929 , с. 100.
- ^ Л. Халл, Средневековые замки Великобритании (Лондон: Гринвуд, 2006), ISBN 0275984141 , с. 154.
- ^ М. Глендиннинг, Р. Макиннес и А. МакКечни, История шотландской архитектуры: от эпохи Возрождения до наших дней (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2002), ISBN 978-0-7486-0849-2 , стр. 276–85.
- ^ Генри-Рассел Хичкок, Архитектура: девятнадцатый и двадцатый века (издательство Йельского университета, четвертое изд., 1989), ISBN 0300053207 , с. 146.
- ^ Г. Стэмп, «Викторианская церковь: пресвитерианская архитектура в Шотландии девятнадцатого века», в изд. К. Брукса, Викторианская церковь: архитектура и общество (Манчестер: Manchester University Press, 1995), ISBN 0719040205 , стр. 108–10.
- ^ М. Глендиннинг, Р. Макиннес и А. МакКечни, История шотландской архитектуры: от эпохи Возрождения до наших дней (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1996), ISBN 0-7486-0849-4 , с. 552.
- ^ Jump up to: а б с д и ж М. Гардинер, Современная шотландская культура (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2005), ISBN 0748620273 , стр. 195–6.
- ^ Х. Матерсон, «Роберт Бернс и национальная песня», в Д. Даффе и К. Джонсе, ред., Шотландия, Ирландия и романтическая эстетика (Associated University Presse, 2007), ISBN 0838756182 , с. 77.
- ^ Дональд А. Лоу, изд., Песни Роберта Бернса (Лондон: Routledge, 1993), ISBN 0203991117 , с. 1054.
- ^ Д. А. Лоу, изд., Песни Роберта Бернса (Лондон: Routledge, 1993), ISBN 0203991117 , стр. 16–18.
- ^ А.Э. Халл, Музыка; Классика, романтика и современность (Ayer Publishing, 1927), ISBN 0836958039 , с. 99.
- ^ Д. Конвей , «Короткий, темный и похожий на еврея»: Феликс Мендельсон в Великобритании», Еврейский ежегодник (2009), изд. С. Массил, с. XVIII.
- ^ Саймон П. Киф , изд., Кембриджский компаньон концерта (Кембридж: Cambridge University Press, 2005), ISBN 052183483X , с. 130.
- ^ «Александр Маккензи» Шотландские композиторы: Земля с музыкой , получено 11 мая 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Дж. Стивенсон, «Уильям Уоллес» , Allmusic , получено 11 мая 2011 г.
- ^ "Лирмонт-Дрисдейл" Шотландские композиторы: Земля с музыкой , получено 11 мая 2012 г.
- ^ IGC Хатчисон, «Мастерская Империи: Девятнадцатый век» в книге Дж. Вормальда, изд., Шотландия: История (Оксфорд: Oxford University Press, 2005), ISBN 0191622435 , с. 197.
- ^ Г. Дж. Уильямс, изд., Истории театра: Введение (Лондон: Тейлор и Фрэнсис, 2-е изд., 2010), ISBN 0415462231 , с. 274.
- ^ Jump up to: а б с А. Ичиджо, Шотландский национализм и идея Европы: концепции Европы и нации (Лондон: Routledge, 2004), ISBN 0714655910 , стр. 3–4.
- ^ Jump up to: а б К. Кидд, Подрывая прошлое Шотландии: шотландские историки-виги и создание англо-британской идентичности 1689–1830 (Кембридж: Cambridge University Press, 2003), ISBN 0521520193 , с. 251.
- ^ TM Devine и J. Wormald, Введение , в TM Devine и J. Wormald, Оксфордский справочник по современной истории Шотландии (Оксфорд: Oxford University Press, 2012), ISBN 0199563691 , стр. 2–3.
- ^ Jump up to: а б М. Бентли, «Форма и образец в британском историческом сочинении, 1815–1945», в С. Макинтайре, Дж. Майгуашке и А. Поке, ред., « Оксфордская история исторического письма: Том 4: 1800–1945» (Оксфорд: Оксфордский университет). Пресс, 2012), ISBN 0199533091 , с. 206.
- ^ М. Сантини, Стимул любительской науки: обсуждение и редактирование средневековых романов в Великобритании конца восемнадцатого и девятнадцатого веков (Питер Ланг, 2009), ISBN 3034303289 , с. 195.
- ^ Jump up to: а б И. Браун, Эдинбургская история шотландской литературы: Просвещение, Британия и империя (1707–1918) (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2007), ISBN 0748624813 , с. 9.
- ^ М. Камминг, Энциклопедия Карлайла (Fairleigh Dickinson University Press, 2004), стр. 200 и 223.
- ^ Г.В. Стокинг, Романтические мотивы: очерки антропологической чувствительности (University of Wisconsin Press, 1996), ISBN 0299123642 , с. 132.
- ^ Jump up to: а б М. Анеско, А. Лэдд, Дж. Р. Филлипс, Романтизм и трансцендентализм (Издательство Информационная база, 2006), ISBN 1438118562 , стр. 7–9.
- ^ Т. Эльзессер, Веймарское кино и после: историческое воображение Германии (Лондон: Routledge, 2000), ISBN 041501235X , с. 195.
- ^ П. А. Вестовер, Путешествие на встречу с мертвыми 1750–1860: исследование литературного туризма и некромантизма (ProQuest, 2007), ISBN 0549497250 , с. 101.
- ^ Крис Ванден Босше, редактор, Сочинения Томаса Карлайла, Исторические очерки (Калифорнийский университет Press, 2002), ISBN 0520220617 , стр. xxii–xxiii.
- ^ С. Евдокимова, Историческое воображение Пушкина (Yale University Press, 1999), ISBN 0300070233 , стр. 33–4.
- ^ К. Харви, Шотландия, Краткая история (Оксфорд: Oxford University Press), ISBN 0192100548 , с. 148.
- ^ ET Bannet и S. Manning, Трансатлантические литературные исследования, 1660–1830 (Кембридж: Cambridge University Press, 2011), ISBN 1107001579 , с. 265.
- ^ Х. Бен-Исраэль, Английские историки о Французской революции (Кембридж: Cambridge University Press, 2002), ISBN 0521522234 , с. 122.
- ^ М. Босси и С. Поджи, ред., Романтизм в науке: наука в Европе, 1790–1840 (Springer, 2010), ISBN 9048142849 , с. 31.
- ^ Jump up to: а б Дж. Л. Хейлброн, Оксфордский справочник по истории современной науки (Оксфорд: Oxford University Press, 2003), ISBN 0195112296 , с. 386.
- ^ МЫ Бернс, Наука в эпоху Просвещения: энциклопедия (ABC-CLIO, 2003), ISBN 1576078868 , с. XVIII.
- ^ Jump up to: а б Дж. Р. Аллард, «Медицина», в книгах Дж. Фафлака и Дж. М. Райта, ред., «Справочник по исследованиям романтизма» (Оксфорд: John Wiley & Sons, 2012), ISBN 1444356011 , стр. 379–80.
- ^ Д. Бертольд-Бонд, Теория безумия Гегеля (Suny, 1995), ISBN 0791425053 , с. 13.
- ^ Х. Де Алмейда, Романтическая медицина и Джон Китс (Оксфорд: Oxford University Press, 1991), ISBN 0195063074 , с. 68.
- ^ Х. Де Алмейда, Романтическая медицина и Джон Китс (Оксфорд: Oxford University Press, 1991), ISBN 0195063074 , с. 3.
- ^ HM Dingwall, История шотландской медицины: темы и влияния (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2003), ISBN 0748608656 , с. 3.
- ^ Дж. Браун, «Наука империи: британская биогеография до Дарвина», Revue d'histoire des Sciences , vol. 45 (1992), с. 457.
- ^ Х. Де Алмейда, Романтическая медицина и Джон Китс (Оксфорд: Oxford University Press, 1991), ISBN 0195063074 , с. 323.
- ^ С.Ф. Кэннон, Наука в культуре: ранний викторианский период (Нью-Йорк: Публикации по истории науки, 1978), стр. 83.
- ^ Н. Херингман, Романтические скалы, эстетическая геология (Cornell University Press, 2004), ISBN 0801441277 , с. xiv.
- ^ А. Каннингем, Н. Джардин, Романтизм и науки (Кембридж: Cambridge University Press, 1990), ISBN 0521356857 , с. 136.
- ^ Р. Г. Олсон и Р. Олсон, Наука и религия, 1450–1900: От Коперника до Дарвина (JHU Press, 2006), ISBN 0801884004 , с. 187.
- ^ А. Бейтс, Анатомия Роберта Нокса: убийство, безумная наука и медицинское регулирование в Эдинбурге девятнадцатого века (Sussex Academic Press, 2010), ISBN 1845193814 , с. 23.
- ^ Дж. Макларрен Колдуэлл, Литература и медицина в Великобритании девятнадцатого века: от Мэри Шелли до Джорджа Элиота (Кембридж: Cambridge University Press, 2004), ISBN 0521843340 , с. 14.
- ^ А. Каннингем и Н. Джардин, Романтизм и науки (Кембридж: Cambridge University Press, 1990), ISBN 0521356857 , стр. 134–5.
- ^ Ф. Бервик, Проклятие Ньютона: теория цвета Гете и романтическое восприятие (Вальтер де Грюйтер, 1986), ISBN 0899252079 , с. 34.
- ^ Д. А. Янг, Разум превыше магмы: история магматической петрологии (Princeton University Press, 2003), ISBN 0691102791 , с. 145.
- ^ Р. Хатчинс, Обсерватории Британского университета, 1772–1939 (Олдершот: Эшгейт, 2008), ISBN 0754632504 , с. 180.
- ^ К.А. Нили, Мэри Сомервилл: наука, просвещение и женский разум (Кембридж: издательство Кембриджского университета, 2001), ISBN 0-521-62672-2 , с. 230.
- ^ М.Т. Брюк, Женщины в ранней британской и ирландской астрономии: звезды и спутники (Springer, 2009), ISBN 9048124727 , с. 102.
- ^ Дж. Л. Робертс, Якобитские войны: Шотландия и военные кампании 1715 и 1745 годов (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2002), ISBN 1902930290 , стр. 193–5.
- ^ Jump up to: а б М. Сиверс, «Миф о Хайленде как изобретенная традиция XVIII и XIX веков и его значение для имиджа Шотландии» (GRIN Verlag, 2007), ISBN 3638816516 , стр. 22–5.
- ^ П. Морер, Шотландия и Франция в эпоху Просвещения (Bucknell University Press, 2004), ISBN 0838755267 , стр. 75–6.
- ^ В. Фергюсон, Самобытность шотландской нации: исторический поиск (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1998), ISBN 0748610715 , с. 227.
- ^ Северная Каролина Милн, Шотландская культура и традиции (Paragon Publishing, 2010), ISBN 1899820795 , с. 138.
- ^ Ф. Маклинн, Якобиты (Лондон: Тейлор и Фрэнсис, 1988), ISBN 0415002672 , с. 211.
- ^ Jump up to: а б А. Ичиджо, Шотландский национализм и идея Европы: концепции Европы и нации (Лондон: Routledge, 2004), ISBN 0714655910 , стр. 35–6.
- ^ А. Ичидзё, Шотландский национализм и идея Европы: концепции Европы и нации (Лондон: Routledge, 2004), ISBN 0714655910 , с. 37.
- ^ Jump up to: а б Н. Дэвидсон, Истоки шотландской государственности (Pluto Press, 2008), ISBN 0-7453-1608-5 , с. 187.
- ^ Д. Хэмптон, Религия и политическая культура в Великобритании и Ирландии: от славной революции до упадка империи (Кембридж: Cambridge University Press, 1996), ISBN 0521479258 , с. 69.
- ^ Пол К. Гутьяр, Чарльз Ходж: Хранитель американского православия (Оксфорд: Oxford University Press, 2011), ISBN 0199740429 , с. 39.
- ^ Э. Дж. Уилсон и П. Х. Рейл, Энциклопедия Просвещения (Infobase Publishing, 2-е изд., 2004 г.), ISBN 0816053359 , стр. 499–501.
- ^ Jump up to: а б с д Б.В. Редекоп, «Влияние Рида в Великобритании, Германии, Франции и Америке», в Т. Кунео и Р. ван Вуденберге, ред., The Cambridge Companion to Thomas Reid (Кембридж: Cambridge University Press, 2004), ISBN 0521012082 , стр. 313–40.
- ^ К. Лоринг Брейс, Эволюция с антропологической точки зрения (Rowman & Littlefield, 2000), ISBN 0742502635 , с. 51.
- ^ Дж. Скорупски, Кембриджский компаньон Милля (Кембридж: издательство Кембриджского университета, 1998), ISBN 0521422116 , с. 143.
- ^ А. Хук, «Французский вкус к шотландской романтической литературе», в Д. Доусоне и П. Морере, ред., Шотландия и Франция в эпоху Просвещения (Bucknell University Press, 2004), ISBN 0838755267 , с. 93.
- ^ М. Кюн, Шотландский здравый смысл в Германии, 1768–1800: вклад в историю критической философии (МакГилл-Куинс, 1987), ISBN 0773510095 , стр. 144 и 166.
- ^ П. Поплавски, Английская литература в контексте (Кембридж: Cambridge University Press, 2008), ISBN 0521839920 , с. 306.
- ^ Дж. П. Кланчер, Краткий спутник эпохи романтизма (Оксфорд: John Wiley & Sons, 2009), ISBN 0631233555 , с. 1.
- ^ М. Хинсон, Антология романтической фортепианной музыки (Alfred Music Publishing, 2002), ISBN 0739024094 , с. 4.
- ^ GE Пол Гиллеспи, Романтическая драма (Джон Бенджаминс, 1994), ISBN 1556196008 , с. 32.
- ^ И. Дункан, «Вальтер Скотт» в DS Kastan, Оксфордская энциклопедия британской литературы, том 1 (Оксфорд: Oxford University Press, 2006), ISBN 0195169212 , с. 462.
- ^ И. Дункан, Тень Скотта: Роман в романтическом Эдинбурге (Princeton University Press, 2007), ISBN 0691043833 , с. 306.
- ^ А. Блейки, Шотландское воображение и современная память (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2010), ISBN 0748617868 , стр. 111–12.
- ^ Ф. Фаул, «Модели вкуса: шотландские коллекционеры и формирование культурной идентичности в конце девятнадцатого века», в книге Ф. Каллена, Дж. Моррисона, ред., « Общее наследие: очерки ирландского и шотландского искусства и британской визуальной культуры». Искусство и визуальная культура с 1750 года, Новые чтения (Олдершот: Ashgate Publishing, Ltd., 2005), ISBN 0754606449 , стр. 181–2.
- ^ Дж. Гиффорд, Перт и Кинросс (издательство Йельского университета, 2007), ISBN 0300109229 , с. 83.
- ^ Т. С. Мартин, Зеленая история: будущее прошлого (University Press of America, 2000), ISBN 0761816100 , с. 85.
- ^ А. Уолтон Литц, Модернизм и новая критика (Кембридж: Cambridge University Press, 2000), ISBN 0521300126 , с. 378.
- ^ Уолтер А. Элвелл, изд., Евангелический богословский словарь (Baker Academic, 2-е изд., 2001 г.), ISBN 0801020751 , с. 1079.
- ^ Г. Каррутерс и А. Равезин «Введение: роман о кельте», в Г. Каррутерсе и А. Ровесе, ред., « Английский романтизм и кельтский мир» (Кембридж: Cambridge University Press, 2003), ISBN 052181085X , с. 6.
- ^ П. Мелвилл Логан, О. Джордж, С. Хегеман и Э. Кристал, Энциклопедия романа, Том 1 (Оксфорд: John Wiley & Sons, 2011), ISBN 1405161841 , с. 384.
- ^ FM Сас, Шотландцы на западе Северной Америки, 1790–1917 (Университет Оклахомы Press, 2000), ISBN 0806132531 , с. 136.
- ^ Б. Маршалл и К. Джонстон, Франция и Америка: культура, политика и история: многопрофильная энциклопедия, том 2 (ABC-CLIO, 2005), ISBN 1851094113 .
- ^ Доктор медицины Прентис, Шотландцы в Австралии (UNSW Press, 2008), ISBN 1921410213 , с. 166.
- ^ «Замок Ларнака» , Энциклопедия Новой Зеландии , получено 9 января 2008 г.
- ^ В. Апель, Гарвардский музыкальный словарь (издательство Гарвардского университета, 2-е изд., 1969), ISBN 0674375017 , с. 760.
- ^ Роберт Д. Пуррингтон, Физика в девятнадцатом веке (издательство Университета Рутгерса, 1997), ISBN 0813524423 , с. 14.
- ^ Н. Дэвидсон, Истоки шотландской государственности (Pluto Press, 2000), ISBN 0745316085 , стр. 162–3 и 200-1.
- ^ Дж. Джек и А. М. Фиппс, Туризм и межкультурный обмен: почему туризм имеет значение (Channel View Publications, 2005), ISBN 1845410173 , с. 147.