Возвышенное (литературное)
в Под возвышенным литературе подразумевается использование языка и описаний, которые возбуждают чувства читателя до степени, превосходящей обычные пределы способностей этого человека. [1]
Источник
[ редактировать ]Самый ранний текст о возвышенном был написан где-то в первом или третьем веке нашей эры греческим писателем (псевдо-) Лонгином в его труде «О возвышенном» ( Περὶ ὕψους , Perì hypsous ). Лонгин определяет литературное возвышенное как «превосходство языка», «выражение великого духа» и способность вызывать «экстаз» у читателей. [2] Лонгин считает, что целью писателя должно быть создание формы экстаза.
«Возвышенность относится к определенному типу возвышенного языка, который поражает слушателя могучей и непреодолимой силой молнии. Возвышенный отрывок можно слушать снова и снова с одинаковым удовольствием».
Лонгин дополнительно определяет идеальную аудиторию возвышенного, которую необходимо совершенствовать и культивировать . По мнению Лонгина, только такая публика способна судить об относительной возвышенности произведения. Такое отношение можно рассматривать как изначально аристократическое , учитывая, что аудитория, которую желает Лонгин, должна быть свободна от низких и вульгарных мыслей, которые обычно сопровождают деревенский труд. Он стал центральным элементом неоклассицизма и оставался практически неоспоримым до эпохи романтизма .
Николя Буало-Депрео ввел возвышенное в современный критический дискурс в предисловии к своему переводу «Лонгина: Traite du Sublime de Longin» (1674). Литературная концепция возвышенного возникла в семнадцатом веке в результате ее использования в алхимии . [3] и приобрело значение в восемнадцатом веке. Его развитие в этот период показано в работе Джеймса Битти « Моральные и критические диссертации» , в которой исследуется происхождение этого термина. [4] Возвышенное также связано с года 1757 трактатом Эдмунда Берка , хотя оно имеет более ранние корни. Идея возвышенного была подхвачена Иммануилом Кантом и поэтами-романтиками , в том числе Уильямом Вордсвортом и Сэмюэлем Тейлором Кольриджем .
Берк
[ редактировать ]Хотя этой книге предшествовал «Очерк о возвышенном» Джона Бэйли 1747 года , большинство ученых указывают на Эдмунда Бёрка « Философское исследование происхождения наших идей о возвышенном и прекрасном» (1757) как на знаковый трактат о возвышенном. Он описывает, как взаимодействие человека с физическим миром влияет на формулирование идеалов, связанных с красотой и искусством. [5] Берк определил возвышенное в этом тексте как «все, что способно каким-либо образом возбуждать идеи боли и опасности… Все, что в любом случае ужасно, или знакомо с ужасными объектами, или действует аналогично ужасу». Берк считал, что возвышенное — это то, что может вызвать ужас у публики, поскольку ужас и боль — самые сильные эмоции. Однако он также считал, что этой эмоции присуще «удовольствие». Все великое, бесконечное или неясное могло быть объектом ужаса и возвышенного, поскольку в них присутствовал элемент неизведанного. Берк находит немало примеров ужаса и возвышенного в » Джона Мильтона , «Потерянном рае в котором образы Смерти и Сатаны считаются возвышенными. [6] Берк также провел философское различие между возвышенным и прекрасным. Он заявил, что последнее включает в себя те, которые хорошо сформированы и эстетически привлекательны, в то время как возвышенное обладает силой принуждать и разрушать. [5]
Кант
[ редактировать ]Иммануил Кант в своей «Критике суждения» (1790) дополнительно разъясняет определение Бёрка возвышенного, в основном в отличие от прекрасного. Он говорит, что прекрасное в природе не поддается количественному измерению, а сосредоточено только в цвете, форме, поверхности и т. д. предмета. Следовательно, прекрасное следует «расценивать как представление неопределенного понятия понимания». Однако, по мнению Канта, возвышенное более бесконечно и может быть найдено даже в объекте, не имеющем формы. Возвышенное следует рассматривать как «представление неопределенного понятия разума». По сути, Кант утверждает, что красота — это временный ответ понимания, но возвышенное выходит за рамки эстетики и переходит в область разума. В то время как Берк утверждает, что возвышенное возникает из-за объекта, вызывающего ужас, Кант говорит, что объект может быть устрашающим и, следовательно, возвышенным, при этом смотрящий на самом деле не боится его . Однако в кантовском определении возвышенного есть нечто большее. Он утверждает, что возвышенное само по себе настолько велико, что все, что по сравнению с ним, обязательно должно считаться малым. И поэтому важным аспектом возвышенного является работа воображения по постижению чего-то столь великого, что кажется немыслимым; таким образом, одним из главных аспектов возвышенного является способность человеческого разума распознавать его. Кант превращает возвышенное из устрашающего объекта природы в нечто неразрывно связанное с рациональным разумом и, следовательно, с моралью. [7]
Литературное возвышенное, как и философское, эстетическое возвышенное, неразрывно связано с природой, но, как и большинство литературных терминов, возвышенное развивалось вместе с литературой. Все больше авторов стали связывать естественное возвышенное с внутренней эмоцией ужаса. Авторы начали рассматривать возвышенное с присущими ему противоречиями (боль и удовольствие, ужас и трепет) как отражение меняющегося политического и культурного климата того времени. Они начали включать в свои литературные произведения больше аспектов возвышенного, чтобы выразить свои внутренние конфликты. Таким образом, возвышенное особенно привлекало романтиков.
В английской романтической поэзии
[ редактировать ]Увлечение возвышенным в романтизме впервые началось с ландшафтного дизайна; однако вскоре поэты-романтики тоже начали экспериментировать с этим. Но новшества, доведенные до совершенства в ландшафтном дизайне, также воплотились в поэзию того времени. Таким образом, то, что Кристиан Хиршфельд написал в своей » « Теории садоводства , 1779–1780, можно применить и к литературному миру. Что касается возвышенного, Хиршфельд утверждает, что человек видит свой потенциал в величии природы и в ее безграничных пейзажах. Он также считал, что это относится как к свободе человека, так и к ее отсутствию, и переход от ограничения к свободе приводит к внутреннему возвышению. Таким образом, возвышенное становится интериоризированным, и «физическое величие [превращается] в духовное величие». Хиршфельд далее считал, что возвышенное природы становится символом внутренней реальности человека. [8]
Поэтому английские романтики начали рассматривать возвышенное как «царство опыта за пределами измеримого», которое находится за пределами рационального мышления и возникает главным образом из ужасов и внушающих трепет природных явлений. [9] : А54 Другие согласились с определением Канта возвышенного: оно во многом связано с рациональным мышлением и восприятием человечества. Но все романтики сходились во мнении, что возвышенное нужно изучать и созерцать. И при этом романтики усвоили свои мысли о возвышенном и попытались его понять. Хотя этот момент, возможно, был мимолетным, романтики верили, что можно найти просветление в возвышенном.
Каждый из романтиков имел несколько разную трактовку возвышенного.
Уильям Вордсворт
[ редактировать ]Уильям Вордсворт — романтик, известный прежде всего своей работой с возвышенным. Многие ученые фактически считают идею возвышенного Вордсворта эталоном романтического возвышенного. В своем эссе о возвышенном Вордсворт говорит, что «разум [пытается] ухватить то, к чему он может приблизиться, но чего он неспособен достичь». [10] Пытаясь «ухватить» эту возвышенную идею, разум теряет сознание, и дух способен постичь возвышенное — но это лишь временно. Вордсворт выражает эмоции, которые это вызывает, в своем стихотворении « Линии, сложенные в нескольких милях над Тинтернским аббатством» :
Аспект более возвышенный; это благословенное настроение,
В котором бремя тайны
В котором тяжелая и утомительная тяжесть
Из всего этого непостижимого мира,
Освещается (37-41). [9] : 258
Здесь Вордсворт выражает, что в настроении возвышенного снимается бремя мира. Во многих из этих случаев Вордсворт находит возвышенное в Природе. Он находит трепет в прекрасных формах природы, но он также находит ужас. Вордсворт переживает оба аспекта возвышенного. Однако он выходит за рамки определения литературного возвышенного, данного Бёрком или Кантом, поскольку его конечная цель — найти Просветление внутри возвышенного.
Сэмюэл Тейлор Кольридж
[ редактировать ]Сэмюэл Тейлор Кольридж был поэтом, критиком и ученым, и его очень интересовало возвышенное, особенно в отличие от прекрасного. Кольридж лучше всего аргументирует свою точку зрения, когда говорит, что:
Я встречаю, нахожу Прекрасное – но даю, вношу или, вернее, приписываю Возвышенное. Ни один объект чувств не является возвышенным сам по себе; но лишь в той мере, в какой я считаю его символом какой-то Идеи. Круг сам по себе красивая фигура; оно становится возвышенным, когда я созерцаю вечность под этим образом. [11] : 21
Следовательно, говорящий должен размышлять не только о самом объекте; оно возвышенно в своем более широком контексте. Взгляды Кольриджа на возвышенное уникальны, поскольку Кольридж считал, что Природа бывает возвышенной лишь изредка, то есть только в небе, море и пустыне, потому что это единственные объекты в природе, которые безграничны. » Кольриджа По этой причине « Иней о древнем мореплавателе часто считают возвышенным, хотя это одно из немногих произведений, в которых Кольридж выражает мир природы как возвышенный. В большинстве других работ Кольриджа он фокусируется на «метафизическом возвышенном», которое находится «в промежутке» мира (земля и море, небо и море и т. д.). Но Кольридж не требовал ощущения ужаса или трепета в поле зрения, скорее, он сосредоточился на элементе бесконечности. [11] : 89–90
Более поздние аспекты
[ редактировать ]Так называемые романтики «второго поколения» также использовали возвышенное, но, поскольку ранние романтики имели разные интерпретации литературного возвышенного, то же самое делали Перси Биши Шелли , лорд Байрон и Джон Китс . Во многих случаях они отражали стремление к Просвещению, которое демонстрировал их предшественник, но они также были склонны ближе придерживаться определения возвышенного, данного Лонгином и Кантом. Они были склонны сосредотачиваться на ужасе возвышенного и экстазе, который там обнаруживается. [11] : 145
Длительный эффект
[ редактировать ]Литературное величие романтической поэзии оставило неизгладимое впечатление на писателей на протяжении нескольких поколений. Викторианцы , возможно, не использовали термин «возвышенное», но подобное эмоциональное состояние можно найти в их произведениях. Ирландский поэт Уильям Батлер Йейтс использовал аналогичное понятие «трагической радости». [12] Зигмунд Фрейд взял литературное возвышенное и исследовал стоящую за ним психику, что привело к тому, что он назвал «сублимацией» . [13] Среди других авторов, которые использовали возвышенное после периода романтизма, были Чарльз Диккенс , Уильям Батлер Йейтс и многие другие. возвышенное также описывается как ключ к пониманию концепции чувства чуда . В научно-фантастической литературе [14] и в связи с Кеннета Берка . риторической эстетической теорией формы [15]
В раннем модернистском дискурсе городской пейзаж стал важным предметом возвышенного. Возвышение небоскребов и крупных городов стало центром внимания писателей, и, хотя они сосредоточили внимание на некоторых природных аспектах, определение возвышенного несколько изменилось. Кристоф Ден Тандт говорит, что «момент возвышенного ужаса всегда в некоторой степени является социальной конструкцией ». [16] Ден Тандт фокусируется на политике возвышенного и проблеме легитимности, обсуждая, является ли городской ландшафт формой реальности, поскольку город нельзя рассматривать как единый природный замысел. Скорее, человек сделал его аспекты объектом неопределенности и, следовательно, ужаса и возвышенного. [16]
Кроме того, феминистское движение использовало в литературе собственное определение возвышенного. Барбара Клэр Фриман считает, что так называемое «женское» возвышенное не пытается доминировать и овладеть чувством ужаса, как это делает «мужское» или «доминирующее» возвышенное. Вместо этого они принимают чувство восторга и пытаются вникнуть в его «метафизические» тайны и аспекты. Фримен считает, что приручение возвышенного, которое обычно ассоциируется с женственностью, не является единственным аспектом (а часто даже не встречается) в женской литературе. [17]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кардин, Мэтт (2017). Литература ужасов через историю: Энциклопедия историй, которые говорят о наших самых глубоких страхах, Том 1 . Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO. п. 782. ИСБН 978-1-4408-4201-6 .
- ^ «Государственный департамент английского языка — «The Sublime» » .
- ^ Файнштейн, Сэнди. (Ноябрь 2016 г.) « Дьявольское возвышение Милтона », Ben Jonson Journal , Vol. 5 № 1, стр. 149–166, ISSN 1079–3453.
- ^ Баттерсби, Кристина (2007). Возвышенное, ужас и человеческие различия . Оксфордшир: Рутледж. п. 105. ИСБН 978-1-134-75379-6 .
- ^ Jump up to: а б Берк, Эдмунд (2012). Философское исследование происхождения наших представлений о возвышенном и прекрасном . Минеола, Нью-Йорк: Dover Publications. п. 145. ИСБН 978-0-486-46166-3 .
- ^ Берк, Эдмунд. Философское исследование происхождения наших представлений о возвышенном и прекрасном. пер. Авраам Миллс. Нью-Йорк: Издательство Harper & Brothers, 1856, стр. 51.
- ^ Кант, Иммануил. Критика суждения. пер. Джеймс Крид Мередит. Забытые книги, 2008, с. 68-75.
- ^ Мортенсен, Клаус П. Время незабвенного существования: Вордсворт и Возвышенное, 1787-1805. Дания: Museum Tusculanum Press, 1998, с. 36.
- ^ Jump up to: а б Гринблатт, Стивен, Эд. Антология английской поэзии Нортона . Нью-Йорк: WW Norton & Company, 2006.
- ^ Бреннан, Мэтью. Вордсворт, Тернер и романтический пейзаж. Камден Хаус, 1987, стр.52.
- ^ Jump up to: а б с Твитчелл, Джеймс Б. Романтические горизонты: аспекты возвышенного в английской поэзии и живописи, 1770–1850. Университет Миссури Пресс: Колумбия, 1983.
- ^ Рамазани, Джахан Р. «Йейтс: трагическая радость и возвышенное». Ассоциация современного языка. 104.2 (1989): 163–164
- ^ Истон, Селия А. Фрейд. Предыстория и термины . в SUNY Geneseo
- ^ Робу, Корнел «Ключ к научной фантастике: возвышенное». Foundation 42 (весна 1988 г.), с. 21–37.
- ^ Слейтер, Джаррон. «Ожидания экзальтации: формальная возвышенность как пролегомен безграничного будущего стиля. В книге «Стиль и будущее исследований композиции» , под редакцией Пола Батлера, Брайана Рэя и Стар Медзериан Вангури. Логан, Юта: Издательство Университета штата Юта, 2020. стр. 147-159.
- ^ Jump up to: а б Ден Тандт, Кристоф. Городское возвышенное в американском литературном натурализме University of Illinois Press, 1998, с. 4–8
- ^ Фриман, Барбара Клэр. Женское возвышенное: гендер и избыток в женской художественной литературе. Калифорнийский университет Press, 1995, с. 1–4
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Клюис, Роберт, изд. Возвышенный Читатель . Лондон: Bloomsbury Academic, 2019.
- Доран, Роберт. Теория возвышенного от Лонгина до Канта . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 2015.
- Стонум, Гэри Ли. Дикинсон Возвышенный . Издательство Университета Висконсина, 1990.
- Вейскель, Томас. Романтическое возвышенное: исследования структуры и психологии трансцендентности . Издательство Университета Джонса Хопкинса, 1986.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- The Sublime , дискуссия на BBC Radio 4 с Джанет Тодд, Энни Яновиц и Питером де Болла ( В наше время , 12 февраля 2004 г.)