Сергей Рахманинов
Сергей Рахманинов | |
---|---|
![]() Рахманинов в 1921 году | |
Рожденный | 1 апреля [ OS 20 марта] 1873 г. |
Умер | 28 марта 1943 г. Beverly Hills, California, U.S. | (69 лет)
Works | List of compositions |
Signature | |
![]() |
Сергей Васильевич Рахманинов [а] [б] (1 апреля [ OS 20 марта] 1873 — 28 марта 1943) — русский композитор , виртуоз пианист- и дирижёр . Рахманинов широко считается одним из лучших пианистов своего времени и как композитор одним из последних великих представителей романтизма в русской классической музыке . Ранние влияния Чайковского , Римского-Корсакова и других русских композиторов уступили место глубоко личному языку, отличающемуся песенным мелодизмом , выразительностью , плотными контрапунктическими фактурами и богатыми оркестровыми красками. [4] Фортепиано занимает видное место в композиционном творчестве Рахманинова, и он использовал свои навыки исполнителя, чтобы полностью изучить выразительные и технические возможности инструмента.
Рахманинов родился в музыкальной семье и начал учиться игре на фортепиано в четыре года. Он изучал фортепиано и композицию в Московской консерватории , которую окончил в 1892 году, написав уже несколько сочинений. В 1897 году, после провальной премьеры Симфонии № 1 , Рахманинов впал в четырехлетнюю депрессию и мало сочинял, пока поддерживающая терапия не позволила ему завершить свой хорошо принятый Фортепианный концерт № 2 в 1901 году. Рахманинов впоследствии стал дирижером. из Большого театра в 1904–1906 годах и переехал в Дрезден , Германия, в 1906 году. Позже он отправился в свой первый тур по Соединенным Штатам в качестве пианиста в 1909 году.
After the Russian Revolution, Rachmaninoff and his family left Russia permanently, settling in New York in 1918. Following this, he spent most of his time touring as a pianist through the US and Europe, from 1932 onwards spending his summers at his villa in Switzerland. During this time, Rachmaninoff's primary occupation was performing, and his compositional output decreased significantly, completing just six works after leaving Russia. By 1942, his declining health led him to move to Beverly Hills, California, where he died from melanoma in 1943.
Life and career[edit]
1873 – 1885: Ancestry and early years[edit]

Rachmaninoff was born on 1 April [O.S. 20 March] 1873 into a family of Russian aristocracy in the Russian Empire.[c] The family tradition claims descent from a legendary Vasily, nicknamed "Rachman", a supposed grandson of Stephen III of Moldavia.[5][6] Rachmaninoff's family had strong musical and military leanings. His paternal grandfather, Arkady Alexandrovich, was a musician who had taken lessons from Irish composer John Field.[5][7] His father, Vasily Arkadievich Rachmaninoff (1841–1916), was a retired army officer and amateur pianist who married Lyubov Petrovna Butakova (1853–1929), the daughter of a wealthy army general who gave him five estates as part of her dowry. The couple had three sons: Vladimir, Sergei and Arkady and three daughters; Yelena, Sofia and Barbara; Sergei being their third child.[8][9][10][11]
Rachmaninoff was born in the family estate in the village of Semyonovo, near Staraya Russa, Novgorod Governorate. His birth was registered in the Semyonovo church book.[9] After Sergei turned four, the family moved to another house in Oneg estate, about 110 miles (180 km) north of Semyonovo, and the Semyonovo estate was sold in 1879 by Rachmaninoff's father. Young Sergei Rachmaninoff was raised in Oneg estate from age four until aged nine, and he mistakenly cited it as his birthplace in his adult life.[12] Rachmaninoff began piano and music lessons organized by his mother at age four.[12] She noticed his ability to reproduce passages from memory without a wrong note. Upon hearing news of the boy's gift, Arkady suggested she hire Anna Ornatskaya, a teacher and recent graduate of the Saint Petersburg Conservatory, to live with the family and begin formal teaching. Rachmaninoff dedicated his famous romance for voice and piano "Spring Waters" from 12 Romances, Op. 14, to Ornatskaya.[8]
Rachmaninoff's father, who wanted him to be trained by the Page Corps and then join the military, had to sell the five estates one by one to pay his debts due to his financial incompetence and therefore could not afford an expensive military career for him.[13][14] His older brother Vladimir was sent to an ordinary military college.[11] The last estate in Oneg was auctioned off in 1882,[10] and the family moved to a small flat in Saint Petersburg.[15] In 1883, Ornatskaya arranged for Rachmaninoff, now 10, to study music at the Saint Petersburg Conservatory. Later that year, his sister Sofia died at the age of 13 of diphtheria, and his father left the family for Moscow.[16] His maternal grandmother Sofia Litvikova Butakova, a widow of general Butakov, stepped in to help raise the children, took care of household expenses[11] and with particular focus on their religious life, regularly taking Rachmaninoff to Russian Orthodox Church services where he first encountered liturgical chants and church bells, two features he would incorporate in his compositions.[17]

In 1885, Rachmaninoff suffered a further loss when his sister Yelena died at age 18 of pernicious anaemia.[18] She was an important musical influence on Rachmaninoff and had introduced him to the works of Pyotr Ilyich Tchaikovsky.[19] As a respite, his grandmother took him to a farm retreat by the Volkhov River.[20] At the Conservatory, however, he had adopted a relaxed attitude, played truant, failed his general education classes and purposely altered his report cards.[21] Rachmaninoff performed at events held at the Moscow Conservatory during this time, including those attended by the Grand Duke Konstantin and other notable figures. However, upon his failing his spring exams, Ornatskaya notified his mother that his admission to further education might be revoked.[20] His mother then consulted with Alexander Siloti, her nephew and an accomplished pianist and student of Franz Liszt. He recommended transferring Rachmaninoff to the Moscow Conservatory to receive lessons from his former teacher, the more strict Nikolai Zverev,[22] which lasted until 1888.[23]
1885 – 1894: Moscow Conservatory and first compositions[edit]
In the autumn of 1885, Rachmaninoff moved in with Zverev and stayed for almost four years, during which he befriended fellow pupil Alexander Scriabin.[24] After two years of tuition, the fifteen year old Rachmaninoff was awarded a Rubinstein scholarship,[25] and graduated from the lower division of the Conservatory to become a pupil of Siloti in advanced piano, Sergei Taneyev in counterpoint, and Anton Arensky in free composition.[26][27] In 1889, a rift formed between Rachmaninoff and Zverev, now his adviser, after Zverev turned down the composer's request for assistance in renting a piano and greater privacy to compose.[28][29] Zverev, who believed composition was a waste for talented pianists, refused to speak to Rachmaninoff for some time and organised for him to live with his uncle and aunt Satin and their family in Moscow.[30] Rachmaninoff then found his first romance in Vera, the youngest daughter of the neighbouring Skalon family, but her mother objected and forbade Rachmaninoff to write to her, leaving him to correspond with her older sister Natalia.[31] It is from these letters that many of Rachmaninoff's earliest compositions can be traced.[22]

Rachmaninoff spent his summer break in 1890 with the Satins at Ivanovka, their private country estate near Tambov, to which the composer would return many times until 1917.[32] The peaceful and bucolic surroundings became a source of inspiration for the composer who completed many compositions while at the estate, including his Op. 1, Piano Concerto No. 1, which he completed in July 1891, and dedicated to Siloti.[33][34] Also that year, Rachmaninoff completed the one-movement Youth Symphony and the symphonic poem Prince Rostislav.[35] Siloti left the Moscow Conservatory after the academic year ended in 1891 and Rachmaninoff asked to take his final piano exams a year early to avoid being assigned a different teacher. Despite little faith from Siloti and Conservatory director Vasily Safonov as he had just three weeks' preparation, Rachmaninoff received assistance from a recent graduate who was familiar with the tests, and passed each one with honours in July 1891. Three days later, he passed his annual theory and composition exams.[36] His progress was unexpectedly halted in the latter half of 1891 when he contracted a severe case of malaria during his summer break at Ivanovka.[37][38]
During his final year at the Conservatory, Rachmaninoff performed his first independent concert, where he premiered his Trio élégiaque No. 1 in January 1892, followed by a performance of the first movement of his Piano Concerto No. 1 two months later.[39][40] His request to take his final theory and composition exams a year early was also granted, for which he wrote Aleko, a one-act opera based on the narrative poem The Gypsies by Alexander Pushkin, in seventeen days.[41][34] It premiered in May 1892 at the Bolshoi Theatre; Tchaikovsky attended and praised Rachmaninoff for his work.[42] Rachmaninoff believed it was "sure to fail", but the production was so successful the theatre agreed to produce it starring singer Feodor Chaliapin, who would go on to become a lifelong friend.[43][22] Aleko earned Rachmaninoff the highest mark at the Conservatory and a Great Gold Medal, a distinction only previously awarded to Taneyev and Arseny Koreshchenko.[22] Zverev, a member of the exam committee, gave the composer his gold watch, thus ending years of estrangement.[44] On 29 May 1892, the Conservatory issued Rachmaninoff a diploma which allowed him to officially style himself as a "Free Artist".[45]
Upon graduating, Rachmaninoff continued to compose and signed a 500-ruble publishing contract with Gutheil, under which Aleko, Two Pieces (Op. 2) and Six Songs (Op. 4) were among the first published.[44] The composer had previously earned 15 rubles a month in giving piano lessons.[46] He spent the summer of 1892 on the estate of Ivan Konavalov, a rich landowner in the Kostroma Oblast, and moved back with the Satins in the Arbat District.[47] Delays in getting paid by Gutheil saw Rachmaninoff seeking other sources of income which led to an engagement at the Moscow Electrical Exhibition in September 1892, his public debut as a pianist, where he premiered his landmark Prelude in C-sharp minor from his five-part piano composition piece Morceaux de fantaisie (Op. 3). He was paid 50 rubles for his appearance.[48][44] It was well received and became one of his most popular and enduring pieces.[49][50] In 1893, he completed his tone poem The Rock, which he dedicated to Rimsky-Korsakov.[51]
In 1893, Rachmaninoff spent a productive summer with friends at an estate in Kharkiv Oblast where he composed several pieces, including Fantaisie-Tableaux (aka Suite No. 1, Op. 5) and Morceaux de salon (Op. 10).[52][53] In September, he published Six Songs (Op. 8), a group of songs set to translations by Aleksey Pleshcheyev of Ukrainian and German poems.[54] Rachmaninoff returned to Moscow, where Tchaikovsky agreed to conduct The Rock for an upcoming European tour. During his subsequent trip to Kyiv to conduct performances of Aleko, he learned of Tchaikovsky's death from cholera.[55] The news left Rachmaninoff stunned; later that day, he started work on his Trio élégiaque No. 2 for piano, violin and cello as a tribute, which he completed within a month.[56][57] The music's aura of gloom reveals the depth and sincerity of Rachmaninoff's grief for his idol.[58] The piece debuted at the first concert devoted to Rachmaninoff's compositions on 31 January 1894.[57]
1894 – 1900: Symphony No. 1, depression, and conducting debut[edit]
Rachmaninoff entered a decline following Tchaikovsky's death. He lacked the inspiration to compose, and the management of the Grand Theatre had lost interest in showcasing Aleko and dropped it from the program.[59] To earn more money, Rachmaninoff returned to giving piano lessons—which he hated[60]—and in late 1895, agreed to a three-month tour across Russia with a program shared by Italian violinist Teresina Tua. The tour was not enjoyable for the composer and he quit before it ended, thus sacrificing his performance fees. In a more desperate plea for money, Rachmaninoff pawned his gold watch given to him by Zverev.[61] In September 1895, before the tour started, Rachmaninoff completed his Symphony No. 1 (Op. 13), a work conceived in January and based on chants he had heard in Russian Orthodox church services.[61] Rachmaninoff had worked so hard on it that he could not return to composition until he heard the piece performed.[62] This lasted until October 1896, when "a rather large sum of money" that did not belong to Rachmaninoff and was in his possession, was stolen during a train journey and he had to work to recoup the losses. Among the pieces composed were Six Choruses (Op. 15) and Six moments musicaux (Op. 16), his final completed composition for several months.[63]

Rachmaninoff's fortunes took a turn following the premiere of his Symphony No. 1 on 28 March 1897 in one of a long-running series of Russian Symphony Concerts devoted to Russian music. The piece was brutally panned by critic and nationalist composer César Cui, who likened it to a depiction of the seven plagues of Egypt, suggesting it would be admired by the "inmates" of a music conservatory in Hell.[64] The deficiencies of the performance, conducted by Alexander Glazunov, were not commented on by other critics,[58] but according to a memoir from Alexander Ossovsky, a close friend of Rachmaninoff, Glazunov made poor use of rehearsal time, and the concert's program itself, which contained two other premières, was also a factor. Other witnesses, including Rachmaninoff's wife, suggested that Glazunov, an alcoholic, may have been drunk.[65][66][67] Following the reaction to his first symphony, Rachmaninoff wrote in May 1897 that "I'm not at all affected" by its lack of success or critical reaction, but felt "deeply distressed and heavily depressed by the fact that my Symphony ... did not please me at all after its first rehearsal".[68] He thought its performance was poor, particularly Glazunov's contribution.[66] The piece was not performed for the rest of Rachmaninoff's life, but he revised it into a four-hand piano arrangement in 1898.[69]
Rachmaninoff fell into a depression that lasted for three years, during which he had writer's block and composed almost nothing. He described this time as "Like the man who had suffered a stroke and for a long time had lost the use of his head and hands".[69] He made a living by giving piano lessons.[70] A stroke of good fortune came from Savva Mamontov, a Russian industrialist and founder of the Moscow Private Russian Opera, who offered Rachmaninoff the post of assistant conductor for the 1897–98 season. The cash-strapped composer accepted, conducting Samson and Delilah by Camille Saint-Saëns as his first opera on 12 October 1897.[71] By the end of February 1899, Rachmaninoff attempted composition and completed two short piano pieces, Morceau de Fantaisie and Fughetta in F major. Two months later, he travelled to London for the first time to perform and conduct, earning positive reviews.[72] In late 1899, however, his depression worsened following an unproductive summer; he composed one song, "Fate", which later became one of his Twelve Songs (Op. 21), and left compositions for a proposed return visit to London unfulfilled.[73] In an attempt to revive his desire to compose, his aunt arranged for the writer Leo Tolstoy, whom Rachmaninoff greatly admired, to have the composer visit his home and receive words of encouragement. The visit was unsuccessful, doing nothing to help him compose with the fluency he had before.[74][75]
1900 – 1906: Recovery, emergence, and conducting[edit]

By 1900, Rachmaninoff had become so self-critical that, despite numerous attempts, composing had become near impossible. His aunt then suggested professional help, having received successful treatment from a family friend, physician and amateur musician Nikolai Dahl, to which Rachmaninoff agreed without resistance.[76] Between January and April 1900, Rachmaninoff underwent hypnotherapy and supportive therapy sessions with Dahl on a daily basis,[77] specifically structured to improve his sleep patterns, mood, and appetite and reignite his desire to compose. That summer, Rachmaninoff felt that "new musical ideas began to stir" and successfully resumed composition.[78] His first fully completed work, the Piano Concerto No. 2, was finished in April 1901; it is dedicated to Dahl. After the second and third movement premiered in December 1900 with Rachmaninoff as the soloist, the entire piece was first performed in 1901 and was enthusiastically received.[79] The piece earned the composer a Glinka Award, the first of five awarded to him throughout his life, and a 500-ruble prize in 1904.[80]
Amid his professional career success, Rachmaninoff married Natalia Satina on 12 May 1902 after a three-year engagement.[81] Because they were first cousins, the marriage was forbidden under a Canon law imposed by the Russian Orthodox Church; in addition, Rachmaninoff was not a regular church attendee and avoided confession, two things a priest would have had to confirm that he did in signing a marriage certificate.[82] To circumvent the church's opposition, the couple used their military background and organised a small ceremony in a chapel in a Moscow suburb army barracks with Siloti and the cellist Anatoliy Brandukov as best men.[83][84] They received the smaller of two houses at the Ivanovka estate as a present and went on a three-month honeymoon across Europe.[81] Upon their return, they settled in Moscow, where Rachmaninoff resumed work as a music teacher at St. Catherine's Women's College and the Elizabeth Institute.[85] By February 1903 he had completed his largest piano composition of his career at the time, the Variations on a Theme of Chopin (Op. 22).[85] On 14 May 1903, the couple's first daughter, Irina Sergeyevna Rachmaninova, was born.[86] During their summer break at Ivanovka, the family was struck with illness.[87]

In 1904, in a career change, Rachmaninoff agreed to become the conductor at the Bolshoi Theatre for two seasons. He earned a mixed reputation during his time at the post, enforcing strict discipline and demanding high standards of performance.[88] Influenced by Richard Wagner, he pioneered the modern arrangement of the orchestra players in the pit and the modern custom of standing while conducting. He also worked with each soloist on their part, even accompanying them on the piano.[89] The theatre staged the premiere of his operas The Miserly Knight and Francesca da Rimini.[90]
In the course of his second season as conductor, Rachmaninoff lost interest in his post. The social and political unrest surrounding the 1905 Revolution was beginning to affect the performers and theatre staff, who staged protests and demands for improved wages and conditions. Rachmaninoff remained largely uninterested in the politics surrounding him and the revolutionary spirit had made working conditions increasingly difficult.[91] In February 1906, after conducting 50 performances in the first season and 39 in the second, Rachmaninoff handed in his resignation.[92] He then took his family on an extended tour around Italy with the hope of completing new works, but illness struck his wife and daughter, and they returned to Ivanovka.[93] Money soon became an issue following Rachmaninoff's resignation from his posts at St. Catherine's and Elizabeth schools, leaving him only the option of composing.[94]
1906 – 1917: Move to Dresden and first US tour[edit]
Increasingly unhappy with the political turmoil in Russia and in need of seclusion from his lively social life to be able to compose, Rachmaninoff with his family left Moscow for Dresden, Germany, in November 1906.[95] The city had become a favourite of both Rachmaninoff and Natalia, and they stayed there until 1909, only returning to Russia for their summer breaks at Ivanovka.[96] In Paris, during the summer of 1907, he saw a black and white reproduction of The Isle of the Dead by Arnold Böcklin, which served as the inspiration for his orchestral work of the same name, Op. 29.[97] Despite occasional periods of depression, apathy, and little faith in any of his work,[98] Rachmaninoff started on his Symphony No. 2 (Op. 27) in 1906, twelve years after the disastrous premiere of his first.[99] While writing it, Rachmaninoff and the family returned to Russia, but the composer detoured to Paris to take part in Sergei Diaghilev's season of Russian concerts in May 1907. His performance as the soloist in his Piano Concerto No. 2 with an encore of his Prelude in C-sharp minor was a triumphant success.[100] Rachmaninoff regained his sense of self-worth following the enthusiastic reaction to the premiere of his Symphony No. 2 in early 1908, which earned him his second Glinka Award and 1,000 roubles.[101]

While in Dresden, Rachmaninoff agreed to perform and conduct in the United States as part of the 1909–10 concert season with conductor Max Fiedler and the Boston Symphony Orchestra.[102] He spent time during breaks at Ivanovka finishing a new piece specially for the visit, his Piano Concerto No. 3, Op. 30, which he dedicated to Josef Hofmann.[103] The tour saw the composer make 26 performances, 19 as pianist and 7 as conductor, which marked his first recitals without another performer in the program. His first appearance was at Smith College in Northampton, Massachusetts for a recital on 4 November 1909. The second performance of Piano Concerto No. 3 by the New York Symphony Orchestra was conducted by Gustav Mahler in New York City with the composer as soloist, an experience he personally treasured.[104][105] Though the tour increased the composer's popularity in America, he declined subsequent offers due to the length of time away from Russia and his family.[106]
Upon his return home in February 1910, Rachmaninoff became vice president of the Imperial Russian Musical Society (IRMS), whose president was a member of the royal family.[107] Later in 1910, Rachmaninoff completed his choral work Liturgy of St. John Chrysostom, Op. 31, but it was banned from performance as it did not follow the format of a typical liturgical church service.[108] For two seasons between 1911 and 1913, Rachmaninoff was appointed permanent conductor of the Philharmonic Society of Moscow; he helped raise its profile and increase audience numbers and receipts.[109] In 1912, Rachmaninoff left the IRMS when he learned that a musician in an administrative post was dismissed for being Jewish.[110]
Soon after his resignation, an exhausted Rachmaninoff sought time for composition and took his family on holiday to Switzerland. They left after one month for Rome for a visit that became a particularly tranquil and influential period for the composer, who lived alone in a small apartment on Piazza di Spagna while his family stayed at a boardinghouse.[111][112] While there he received an anonymous letter that contained a Russian translation of Edgar Allan Poe's poem The Bells by Konstantin Balmont, which affected him greatly, and he began work on his choral symphony of the same title, Op. 35, based on it.[113] By 1912, Rachmninoff's second daughter Tatiana was born, and his contemporaneous period of composition ended abruptly when both Rachmaninoff's daughters contracted serious cases of typhoid and were treated in Berlin due to their father's greater trust in German doctors. After six weeks, the Rachmaninoffs returned to their Moscow flat.[114] The composer conducted The Bells at its premiere in Saint Petersburg in late 1913.[115]
In January 1914, Rachmaninoff began a concert tour of England which was enthusiastically received.[115] He was too afraid to travel alone following the death of Raoul Pugno of an unexpected heart attack in his hotel room which left the composer wary of a similar fate.[114] Following the outbreak of the First World War later that year, his position of Inspector of Music at Nobility High School for Girls put him in the group of government servants which prevented him from joining the army, yet the composer made regular charitable donations for the war effort.[116] In 1915, Rachmaninoff completed his second major choral work, All-Night Vigil (Op. 37).[117] It was received so warmly at its Moscow premiere in aid of war relief that four subsequent performances were quickly scheduled.[118]
Alexander Scriabin's death in April 1915 was a tragedy for Rachmaninoff, who went on a piano recital tour devoted to his friend's compositions to raise funds for Scriabin's financially stricken widow.[119] It marked his first public performances of works other than his own.[120] During a vacation in Finland that summer, Rachmaninoff learned of Taneyev's death, a loss which affected him greatly.[121] By year's end he had finished his 14 Romances, Op. 34, whose final section, Vocalise, became one of his most popular pieces.[122]
1917 – 1925: Leaving Russia, emigration to the US, and concert pianist[edit]
On the day the February 1917 Revolution began in Saint Petersburg, Rachmaninoff performed a piano recital in Moscow in aid of wounded Russian soldiers who had fought in the war.[123] He returned to Ivanovka two months later, finding it in chaos after a group of Social Revolutionary Party members seized it as their own communal property.[124] Despite having invested most of his earnings on the estate, Rachmaninoff left the property after three weeks, vowing never to return.[125] It was soon confiscated by the communist authorities and became derelict.[126] In June 1917, Rachmaninoff asked Siloti to produce visas for him and his family so they could leave Russia, but Siloti was unable to help. After a break with his family in the more peaceful Crimea, Rachmaninoff's concert performance in Yalta on 5 September 1917 was to be his last in Russia. Upon returning to Moscow, the political tension surrounding the October Revolution found the composer keeping his family safe indoors and being involved in a collective at his apartment building where he attended committee meetings and kept guard at night. He completed revisions to his Piano Concerto No. 1 among gunshots and rallies outside.[127][128]
Amidst such turmoil, Rachmaninoff received an unexpected offer to perform ten piano recitals across Scandinavia, which he immediately accepted, using it as an excuse to obtain permits so he and his family could leave the country.[129] On 22 December 1917, they left Saint Petersburg by train to the Finnish border, from where they travelled through Finland on an open sled and train to Helsinki. Carrying what they could pack into their small suitcases, Rachmaninoff brought some sketches of compositions and scores to the first act of his unfinished opera Monna Vanna and Rimsky-Korsakov's opera The Golden Cockerel. They arrived in Stockholm, Sweden, on 24 December.[130] In January 1918, they relocated to Copenhagen, Denmark, and, with the help of friend and composer Nikolai Struve (1875–1920), settled on the ground floor of a house.[131] In debt and in need of money, the 44-year-old Rachmaninoff chose performing as his main source of income, as a career solely in composition was too restrictive.[132] His piano repertoire was small, which prompted the start of regular practice of his technique and learning new pieces to play. Rachmaninoff toured between February and October 1918.[133][134]
During the Scandinavian tour, Rachmaninoff received three offers from the US: to become the conductor of the Cincinnati Symphony Orchestra for two years, to conduct 110 concerts in 30 weeks for the Boston Symphony Orchestra, and to give 25 piano recitals.[134] He was worried about such a commitment in an unfamiliar country and had few good memories from his debut tour in 1909, so he declined all three. Not long after his decision, Rachmaninoff considered the United States financially advantageous as he could not support his family through composition alone. Unable to afford the travel fees, he was sent an advance loan for the journey by Russian banker and fellow emigre Alexander Kamenka.[134] Money was also received from friends and admirers; pianist Ignaz Friedman contributed $2,000.[132] On 1 November 1918, the Rachmaninoffs boarded the SS Bergensfjord in Oslo, Norway, bound for New York City, arriving eleven days later. News of the composer's arrival spread, causing a crowd of musicians, artists, and fans to gather outside The Sherry-Netherland hotel, where he was staying.[134]
Rachmaninoff quickly dealt with business, hiring pianist Dagmar de Corval Rybner as his secretary, interpreter, and aide in dealing with American life.[135] He reunited with Josef Hofmann, who informed several concert managers that the composer was available and suggested he choose Charles Ellis as his booking agent. Ellis organised 36 performances for Rachmaninoff for the upcoming 1918–1919 concert season; the first, a piano recital, took place on 8 December at Providence, Rhode Island. Rachmaninoff, still in recovery from a case of the Spanish flu, included his arrangement of "The Star-Spangled Banner" in the program.[136][137] Before the tour he had received offers from numerous piano manufacturers to tour with their instruments; he chose Steinway, the only one that did not offer him money. Steinway's association with Rachmaninoff continued for the rest of his life.[138][139]

After the first tour ended in April 1919, Rachmaninoff took his family on a break to San Francisco. He recuperated and prepared for the upcoming season, a cycle that he would adopt for most of his remaining life. As a touring performer Rachmaninoff became financially secure without much difficulty, and the family lived an upper middle class life with servants, a chef, and chauffeur.[140] They recreated the atmosphere of Ivanovka in their New York City apartment by entertaining Russian guests, employing Russians, and continuing to observe Russian customs.[141] Despite the ability to speak some English, Rachmaninoff had his correspondence translated into Russian.[142] He enjoyed some personal luxuries, including quality tailored suits and the latest models of cars.[140]
In 1920, Rachmaninoff signed a recording contract with the Victor Talking Machine Company which earned him some much needed income and began his longtime association with RCA.[138] During a family holiday in Goshen, New York, that summer he learned of Struve's accidental death, prompting Rachmaninoff to strengthen the ties he had with those still in Russia by arranging with his bank to send regular money and food parcels to his family, friends, students, and those in need.[143][144] Early 1921 saw Rachmaninoff apply for documentation to visit Russia, the only time he would do so after leaving the country, but progress ceased when he underwent surgery for pain in his right temple. The operation failed to relieve his symptoms and relief only came after having dental work years later.[143] After leaving hospital, he purchased an apartment on 33 Riverside Drive on the Upper West Side of Manhattan, overlooking the Hudson River.[143]
Rachmaninoff's first visit to Europe since emigrating occurred in May 1922, with concerts in London.[145] This was followed by the Rachmaninoffs and the Satins reuniting in Dresden, after which the composer prepared for a hectic 1922–1923 concert season of 71 performances in five months.[146] For a while, he rented a railway carriage that was fitted with a piano and belongings to save time with suitcases.[147] In 1924, Rachmaninoff declined an invitation to become conductor of the Boston Symphony Orchestra.[132] In the following year, after the death of the husband of his daughter Irina who was with child at that time (later the grand-daughter would be named Sophie Volkonsky), Rachmaninoff founded TAIR (Tatiana and Irina), a Paris publishing company named after his daughters that specialised in works by himself and other Russian composers.[148]
1926 – 1942: Touring, final compositions, and Villa Senar[edit]
Rachmaninoff's life as a touring performer, and the demanding schedules that came with it, caused his compositional output to slow significantly. In the 24 years between his arrival in the US and his death, he completed just six new pieces, revised some of his earlier works, and wrote piano transcriptions for his live repertoire.[149] He admitted that by leaving Russia, "I left behind my desire to compose: losing my country, I lost myself also".[150] In 1926, having concentrated on touring for the past eight years, he took a year off and completed the Piano Concerto No. 4, which he had started in 1917, and Three Russian Songs, which he dedicated to Leopold Stokowski.[151][152]
Rachmaninoff sought the company of fellow Russian musicians and befriended pianist Vladimir Horowitz in 1928.[153] The men remained supportive of each other's work, each making a point of attending concerts given by the other,[154] and Horowitz remained a champion of Rachmaninoff's works and in particular his Piano Concerto No. 3.[155] In 1930, in a rare occurrence, Rachmaninoff allowed Italian composer Ottorino Respighi to orchestrate pieces from his Études-Tableaux, Op. 33 (1911) and the Études-Tableaux, Op. 39 (1917), giving Respighi the inspirations behind the compositions.[156] By December 1931, his daughter was engaged to marry Boris Conus, with a second grandchild Alexander Conus born later to the couple.[157] In 1931, Rachmaninoff and several others signed an article in The New York Times that criticised the cultural policies of the Soviet Union.[158] The composer's music suffered a boycott in the Soviet Union as a result from the backlash in the Soviet press, lasting until 1933.[145]
From 1929 to 1931, Rachmaninoff spent his summers in France at Clairefontaine-en-Yvelines near Rambouillet, meeting with fellow Russian émigrés and his daughters. By 1930, his desire to compose had returned and he sought a new location to write new pieces. He bought a plot of land near Hertenstein on the banks of Lake Lucerne, Switzerland, and oversaw the construction of his home which he named Villa Senar after the first two letters of his and his wife's name, adding the "r" from the family name.[145][159] Rachmaninoff spent his summers at Villa Senar until 1939, often with his daughters and grandchildren, with whom he would drive his motorboat on Lake Lucerne, one of his favourite activities.[159] In the comfort of his own home, Rachmaninoff completed Rhapsody on a Theme of Paganini in 1934 and the Symphony No. 3 in 1936.
In October 1932, Rachmaninoff began a demanding concert season that consisted of 50 performances. The tour marked the fortieth anniversary of his debut as a pianist, for which several of his Russian friends now living in America sent him a scroll and wreath in celebration.[160] The frail economic situation in the US resulted in the composer performing to smaller audiences, and he lost money in his investments and shares. The European leg of this tour in 1933 saw Rachmaninoff celebrate his sixtieth birthday among fellow musicians and friends, after which he retreated to Villa Senar for the summer.[160] In May 1934, Rachmaninoff underwent a minor operation and two years later, he retreated to Aix-les-Bains in France to improve his arthritis.[161] During a visit to Villa Senar in 1937, Rachmaninoff entered talks with choreographer Michel Fokine about a ballet based on Niccolò Paganini that was to feature his rhapsody. It premiered in London in 1939 with the composer's daughters in attendance.[162] In 1938, Rachmaninoff performed his Piano Concerto No. 2 at a charity jubilee concert at London's Royal Albert Hall to celebrate Henry Wood, founder of the Promenade concerts and an admirer of Rachmaninoff's who wanted him to be the show's only soloist. Rachmaninoff agreed, so long the performance was not broadcast on the radio due to his aversion to the medium.[163]
The 1939–40 concert season saw Rachmaninoff perform fewer concerts than usual, totalling 43 appearances that were mostly in the US. The tour continued with dates across England, after which Rachmaninoff visited his daughter Tatyana in Paris followed by a return to Villa Senar. He was unable to perform for a while after slipping on the floor at the villa and injuring himself.[164] He recovered enough to perform at the Lucerne International Music Festival on 11 August 1939. It was to be his final concert in Europe. With World War II imminent, he returned to Paris two days later, where he, his wife, and two daughters were together for the last time before the composer left Europe on 23 August.[165][166] With financial help from Rachmaninoff, Ivan Ilyin was able to pay the bail and settle in Switzerland. Rachmaninoff would support the Soviet Union's war effort against Nazi Germany from mid-1941 onwards, donating receipts from many of his concerts for the benefit of the Red Army.[167]
Upon his return to the US, Rachmaninoff performed with the Philadelphia Orchestra in New York City with conductor Eugene Ormandy on 26 November and 3 December 1939, as part of the orchestra's special series of concerts dedicated to the composer in celebration of the thirtieth anniversary of his US debut.[168] The final concert on 10 December saw Rachmaninoff conduct his Symphony No. 3 and The Bells, marking his first conducting performance since 1917.[169] The concert season left Rachmaninoff tired, and he spent the summer resting from minor surgery at Orchard's Point, an estate near Huntington, New York on Long Island.[170] During this period Rachmaninoff completed his final composition, the Symphonic Dances, Op. 45, which was premiered by Ormandy and the Philadelphia Orchestra in January 1941, with Rachmaninoff in attendance.[168] In December 1939, Rachmaninoff began an extensive recording period which lasted until February 1942 and included his Piano Concerto Nos. 1 and 3 and Symphony No. 3 at the Philadelphia Academy of Music.[169]
1942 – 1943: Illness, move to California, and death[edit]

В начале 1942 года врач посоветовал Рахманинову переехать в более теплый климат, чтобы поправить здоровье после склероза , люмбаго , невралгии , высокого кровяного давления и головных болей. [171] After completing his final studio recording sessions during this time in February,[172] a move to Long Island fell through after the composer and his wife expressed a greater interest in California, and initially settled in a leased home on Tower Road in Beverly Hills in May.[171][168] In June they purchased a home at 610 North Elm Drive in Beverly Hills, living close to Horowitz who would often visit and perform piano duets with Rachmaninoff.[173][165] Позже, в 1942 году, Рахманинов пригласил Игоря Стравинского на ужин, и они поделились своими переживаниями по поводу раздираемой войной России и своих детей во Франции. [174] [175]

Вскоре после выступления в Hollywood Bowl в июле 1942 года Рахманинов страдал от прострелов и усталости. Он сообщил своему врачу Александру Голицыну, что предстоящий концертный сезон 1942–43 годов будет для него последним, чтобы посвятить свое время композиции. [176] [168] Гастроли начались 12 октября 1942 года и, несмотря на ухудшение здоровья, композитор получил множество положительных отзывов критиков. [168] Рахманинов и его жена Наталья были среди 220 человек, которые стали натурализованными американскими гражданами на церемонии, состоявшейся в Нью-Йорке 1 февраля 1943 года. [152] [177] Позже в том же месяце он пожаловался на постоянный кашель и боли в спине; врач поставил ему диагноз плеврит и посоветовал более теплый климат помочь ему выздороветь. Рахманинов решил продолжить гастроли, но во время поездки во Флориду почувствовал себя настолько плохо, что оставшиеся концерты были отменены, и он вернулся в Калифорнию на поезде, где машина скорой помощи отвезла его в больницу. Именно тогда у Рахманинова обнаружили агрессивную форму меланомы . Жена отвезла Рахманинова домой, где он воссоединился со своей дочерью Ириной. [178] Его последние выступления в качестве солиста концерта, сыгравшие Первый фортепианный концерт Бетховена и его Рапсодию на тему Паганини , состоялись 11 и 12 февраля с Чикагским симфоническим оркестром под управлением Ганса Ланге . [179] а 17 февраля в Университете Теннесси в Ноксвилле, штат Теннесси , он дал свой последний сольный концерт в качестве пианиста. [180] [181] [182]

В последнюю неделю марта 1943 года здоровье Рахманинова резко ухудшилось. Он потерял аппетит, испытывал постоянные боли в руках и боках, и ему становилось все труднее дышать. 26 марта композитор потерял сознание и скончался через два дня в своем доме в Беверли-Хиллз в возрасте 69 лет. [183] Послание с приветствиями от нескольких московских композиторов пришло слишком поздно, чтобы Рахманинов успел его прочитать. [183] Его отпевание состоялось в Русской православной церкви Святой Богородицы на улице Михельторена в Силвер-Лейк . [184] В своем завещании Рахманинов желал быть похороненным на Новодевичьем кладбище в Москве, где были похоронены Скрябин, Танеев и Чехов , но его американское гражданство сделало это невозможным. [185] Вместо этого он был похоронен на кладбище Кенсико в Валгалле, штат Нью-Йорк . [186]
После смерти Рахманинова поэтесса Мариетта Шагинян опубликовала пятнадцать писем, которыми они обменялись во время первого контакта в феврале 1912 года и последней встречи в июле 1917 года. [187] Характер их отношений граничил с романтическим, но был преимущественно интеллектуальным и эмоциональным. Шагинян и поэзия, которой она поделилась с Рахманиновым, были названы источником вдохновения для его «Шести песен», соч. 38. [188]
Музыка [ править ]
Влияния [ править ]
Основное влияние на Рахманинова как композитора оказал Чайковский . Это влияние можно увидеть в ранних сочинениях Рахманинова, например, в его «Юношеской симфонии» , напоминающей поздние симфонии Чайковского, разделах его симфонической поэмы « Князь Ростислав» , подражающей «Буре» и «Ромео и Джульетте» , и его юношеских «Трех ноктюрнах» , третьем из которых содержит аккордовую часть, очень похожую на вступление Первого фортепианного концерта Чайковского . [189] Его первая опера «Алеко» демонстрирует влияние Чайковского как в ее гармониях, так и в аллюзиях и отсылках к Евгению Онегину . [190] Чайковский также оказал особое влияние на мелодическое письмо Рахманинова, хотя музыковед Стивен Уолш описывает мелодии Рахманинова как лишенные диапазона и длины, как у Чайковского. [191]
влияние Антона Аренского , который пять лет преподавал Рахманинову, пока тот учился в Московской консерватории. В ранних сочинениях композитора заметно [192] [189] Это влияние можно увидеть, например, в его симфонической поэме « Князь Ростислав» , посвященной Аренскому, а ряд сочинений студенческих лет, возможно, был написан в качестве упражнений для его учителя. [189] По словам биографа Барри Мартина, «очевидно русский характер» и «чайковский лиризм» музыки Аренского были элементами, которые также были частью композиционного стиля Рахманинова. [193] Сергей Танеев , преподаватель Рахманинова по контрапункту в Московской консерватории, также оказал влияние на его ранние сочинения. [189] и Рахманинов приносил свои сочинения Танееву, чтобы получить его одобрение вплоть до 1915 года, года, когда Танеев умер. [194] В его более позднем стиле влияние Римского-Корсакова можно увидеть во все более хроматических гармониях и более тонкой оркестровке в композициях Рахманинова, начиная с его Третьего фортепианного концерта. [195]
Работает [ править ]

Рахманинов написал пять произведений для фортепиано с оркестром: четыре концерта — № 1 фа-диез минор , соч. 1 (1891, переработка 1917), № 2 до минор , соч. 18 (1900–01), № 3 ре минор , соч. 30 (1909) и № 4 соль минор , соч. 40 (1926, переработка 1928 и 1941 гг.) — и «Рапсодия на тему Паганини» . Из концертов наиболее популярны Второй и Третий. [196]
Рахманинов также написал ряд произведений только для оркестра. Три симфонии: № 1 ре минор , соч. 13 (1895), № 2 ми минор , соч. 27 (1907) и № 3 ля минор , соч. 44 (1935–36). Расположенные в хронологическом порядке, симфонии представляют собой три отдельные фазы его композиционного развития. «Второй» стал самым популярным из трех с момента своего первого исполнения. Среди других оркестровых произведений Рахманинова — его «Симфонические танцы» (соч. 45), его последнее крупное сочинение, а также четыре симфонические поэмы : «Князь Ростислав» , «Скала» (соч. 7), «Богемский каприс» (соч. 12) и «Остров». Мертвый (соч. 29).
Поскольку Рахманинов был опытным пианистом, большая часть его композиционных произведений состоит из произведений для фортепиано соло. Они включают 24 прелюдии, охватывающие все 24 мажорные и минорные тональности ; Прелюдия до-диез минор (соч. 3, № 2 ) из «Морка фантазии» (соч. 3); десять прелюдий в соч. 23 ; и тринадцать в соч. 32 . Особенно сложны два комплекта «Этюдов-табло» , соч. 33 и 39 , которые очень требовательны к изучению картинок . Стилистически, соч. 33 отсылает к прелюдиям, а соч. 39 показывает влияние Скрябина и Прокофьева . Есть также « Шесть музыкальных моментов» (соч. 16), « Вариации на тему Шопена» (соч. 22) и « Вариации на тему Корелли» (соч. 42). Он написал две фортепианные сонаты , обе масштабные и виртуозные по своим техническим требованиям. Рахманинов также сочинил произведения для двух фортепиано в четыре руки, в том числе две сюиты (первая с подзаголовком «Фантазия-таблицы» ), версию « Симфонических танцев» (соч. 45) и аранжировку до-диез минорной прелюдии, а также «Русская рапсодия» и аранжировал свою Первую симфонию (внизу) для фортепиано в четыре руки. Обе эти работы были опубликованы посмертно.
Рахманинов написал два крупных а капелла хоровых произведения — Литургию святителя Иоанна Златоуста и Всенощное бдение (известное также как Вечерня ). Это была пятая часть «Всенощного бдения» , которую Рахманинов попросил спеть на своих похоронах. Другие хоровые произведения включают хоровую симфонию « » Колокола ; кантата « Весна» ; Три русские песни ; и ранний Концерт для хора (а капелла).
Он написал три одноактные оперы: «Алеко» (1892), «Скупой рыцарь» (1903) и «Франческа да Римини» (1904). Он основал еще три, в частности, «Монну Ванна» , основанную на произведении Мориса Метерлинка ; авторские права на это были распространены на композитора Феврие , [197] и, хотя ограничение не распространялось на Россию, Рахманинов отказался от проекта после завершения первого акта по партитуре для фортепиано в 1908 году. [д] «Алеко» регулярно исполняется, он был полностью записан и снят на видео как минимум восемь раз. Скупой рыцарь придерживается «маленькой трагедии» Пушкина. «Франческа да Римини» была названа композитором «симфонической оперой» из-за длинных интермедий. [198]
Рахманинов, как и многие русские композиторы своего времени, писал сравнительно мало камерной музыки. [199] Его произведения в этом жанре включают два фортепианных трио, оба из которых называются Trio Elégiaque ( второе из которых является данью уважения Чайковскому), Сонату для виолончели и Салонное салонное произведение для скрипки и фортепиано.
Рахманинов сочинил в общей сложности 83 песни ( романсы по-русски) для голоса и фортепиано, все из которых были написаны до того, как он навсегда покинул Россию в 1917 году. [200] [201] Большинство его песен было положено на тексты русских писателей и поэтов-романтиков. [200] такие как Александр Пушкин , Михаил Лермонтов , Афанасий Фет , Антон Чехов и Алексей Толстой и другие. Его самая популярная песня — бессловесный Vocalise , который он позже аранжировал для оркестра. [202]
Композиционный стиль [ править ]
Стиль Рахманинова изначально находился под влиянием Чайковского . Однако к середине 1890-х годов его композиции стали приобретать более индивидуальный тон. Его Первая симфония имеет много оригинальных черт. Его жестокие жесты и бескомпромиссная сила выражения были беспрецедентны в русской музыке того времени. Его гибкие ритмы , широкий лиризм и строгая экономия тематического материала - все это черты, которые он сохранил и усовершенствовал в последующих работах. После плохого приема симфонии и трех лет бездействия индивидуальный стиль Рахманинова значительно развился. Он стал склоняться к широко лирическим, часто страстным мелодиям. Его оркестровка стала тоньше и разнообразнее, текстуры тщательно контрастировали. В целом его письмо стало более кратким. [203]
Особенно важно использование Рахманиновым необычно широко расположенных аккордов для колоколообразных звуков: это происходит во многих произведениях, особенно в хоровой симфонии « Колокола » , Втором фортепианном концерте, этюде -таблице ми -бемоль мажор (соч. 33, № .7 ) и Прелюдия си минор (соч. 32, № 10 ). «Недостаточно сказать, что церковные колокола Новгорода, Петербурга и Москвы оказали влияние на Рахманинова и занимают видное место в его музыке. Это самоочевидно. Удивительно разнообразие звуков колоколов, широта структурных и других функций. они исполняют». [204] Он также любил русские православные песнопения. Наиболее заметно он использовал их в своих Вечернях , но многие его мелодии нашли свое начало в этих песнопениях. Вступительная мелодия Первой симфонии заимствована из песнопений. (С другой стороны, вступительная мелодия Третьего фортепианного концерта не заимствована из песнопений; когда его спросили, Рахманинов ответил, что «она [написала] сама себя».) [205] [206]

Часто используемые мотивы Рахманинова включают Dies irae , часто просто фрагменты первой фразы. Рахманинов прекрасно владел контрапунктом и фугальным письмом благодаря занятиям у Танеева. Упомянутое выше появление Dies irae во Второй симфонии (1907) — лишь небольшой пример этого. Очень характерен для его письма хроматический контрапункт. Этот талант сочетался с уверенностью в писательстве как в больших, так и в малых формах. Третий фортепианный концерт особенно демонстрирует структурную изобретательность, в то время как каждая из прелюдий превращается из крошечного мелодического или ритмического фрагмента в напряженную, мощно вызывающую воспоминания миниатюру, кристаллизующую определенное настроение или чувство, используя при этом сложность текстуры, ритмическую гибкость и острую хроматику. гармония. [207]
Его композиционный стиль начал меняться еще до того, как Октябрьская революция лишила его родины. Гармоническое « письмо в Колоколах» было написано в 1913 году, но опубликовано не было до 1920 года. Возможно, это произошло из-за того, что главный издатель Рахманинова, Гутейль, умер в 1914 году, а каталог Гутейля был приобретен Сержем Кусевицким . [208] Оно стало таким же продвинутым, как и любое из произведений Рахманинова, написанных в России, отчасти потому, что мелодический материал имеет гармонический аспект, возникающий из его хроматического орнамента . [209] Дальнейшие изменения очевидны в переработанном Первом фортепианном концерте , который он закончил незадолго до отъезда из России, а также в соч. 38 песен и соч. 39 Этюдов-таблиц . В обеих этих композициях Рахманинова заботила не столько чистая мелодия, сколько колорит. Его околоимпрессионистический стиль прекрасно сочетался с текстами поэтов -символистов . [210] Оп. 39 «Этюды-табло» — одни из самых требовательных произведений, которые он написал для любого носителя, как технически, так и в том смысле, что игрок должен увидеть за пределами любых технических проблем значительный спектр эмоций, а затем объединить все эти аспекты. [211]
Друг композитора Владимир Уилшоу заметил, что это композиционное изменение продолжалось и в начале 1930-х годов, с разницей между иногда очень экстравертной Op. 39 «Этюдов-табло» (композитор во время одного исполнения порвал струну на фортепиано) и « Вариации на тему Корелли» (соч. 42, 1931). Вариации демонстрируют еще большую фактурную четкость, чем в Op. 38 песен в сочетании с более резким использованием хроматической гармонии и новой ритмической остротой. Это характерно для всех его поздних произведений — Фортепианный концерт № 4 (соч. 40, 1926) написан в более эмоционально-интровертном стиле, с большей ясностью фактуры. Тем не менее, некоторые из его самых красивых (ностальгических и меланхолических) мелодий встречаются в Третьей симфонии , Рапсодии на тему Паганини и Симфонических танцах . [210]
Музыкальный теоретик и музыковед Йозеф Яссер еще в 1951 году обнаружил прогрессивные тенденции в сочинениях Рахманинова. Он обнаружил использование Рахманиновым внутритонального хроматизма , который заметно контрастирует с межтональным хроматизмом Рихарда Вагнера и разительно контрастирует с экстратональным хроматизмом более радикальных композиторов двадцатого века, таких как Арнольд Шенберг . Яссер постулировал, что переменное, тонкое, но безошибочное характерное использование этого внутритонального хроматизма пронизывает музыку Рахманинова. [212]
и наследие Репутация


Репутация Рахманинова как композитора вызвала множество мнений, прежде чем его музыка получила устойчивое признание во всем мире. В издании « Словаря музыки и музыкантов Гроува» 1954 года музыка Рахманинова печально известна как «монотонная по текстуре… состоящая в основном из искусственных и фонтанирующих мелодий» и предсказывается, что его популярный успех «вряд ли продлится долго». [213] [214] На это Гарольд К. Шенберг в своей книге «Жизнеописания великих композиторов» ответил: «Это одно из самых возмутительно снобистских и даже глупых утверждений, которые когда-либо можно было найти в произведении, которое должно быть объективным ориентиром». [213]
консерватория Рахманинова в Париже, а также улицы в Великом Новгороде (близком к месту его рождения) и Тамбове Именем композитора названа . В 1986 году Московская консерватория посвятила Рахманинову концертный зал в своем помещении, обозначив зрительный зал на 252 места «Рахманиновский зал», а в 1999 году «Памятник Сергею Рахманинову» в Москве был установлен . Отдельный памятник Рахманинову был открыт в Великом Новгороде, недалеко от места его рождения, 14 июня 2009 года. В мюзикле Дэйва Маллоя «Прелюдии» 2015 года Рахманинова изображена борьба с депрессией и писательским кризисом.
Статуя с надписью «Рахманинов: Последний концерт», спроектированная и созданная Виктором Бокаревым, стоит в парке Всемирной выставки в Ноксвилле, штат Теннесси, как дань уважения композитору. В Александрии, штат Вирджиния, в 2019 году широкий резонанс получил концерт Рахманинова в исполнении Александрийского симфонического оркестра. Перед выступлением перед выступлением перед выступлением слушателей выступила правнучка Рахманинова, Натали Ванамакер Хавьер, которая присоединилась к исследователю Рахманинова Фрэнсису Крочиате и специалисту по музыке Библиотеки Конгресса Кейт Риверс в группе дискуссий о композиторе и его вкладе. [215]
Пианист [ править ]
Рахманинов входил в число лучших пианистов своего времени. [216] наряду с Леопольдом Годовским , Игнацем Фридманом , Морисом Розенталем , Йозефом Левином , Ферруччо Бузони и Йозефом Хофманном , он прославился обладанием чистой и виртуозной техникой. Его игра отличалась точностью, ритмическим драйвом, заметным использованием стаккато и способностью сохранять ясность при игре произведений со сложной текстурой. Рахманинов применил эти качества в музыке Шопена , в том числе в Сонате для фортепиано си-бемоль минор . Репертуар Рахманинова, за исключением его собственных произведений, состоял в основном из стандартных виртуозных произведений XIX века плюс музыка , Бетховена , Бородина , Дебюсси , , , Грига , Листа Мендельсона , Моцарта , Шуберта Баха Шумана и Чайковского . [217]
Два произведения, которые Рахманинов выделил на концертах Антона Рубинштейна и получил похвалу , стали краеугольными камнями его собственных сольных программ. Бетховена Это были «Апассионата» Шопена и Соната «Траурный марш» . Возможно, он основывал свою интерпретацию сонаты Шопена на интерпретации Рубинштейна. Биограф Рахманинова Барри Мартин указывает на сходство между письменными отчетами интерпретации Рубинштейна и аудиозаписью произведения Рахманиновым. [218]
Технический [ править ]
У Рахманинова были большие руки, [219] с помощью которого он мог легко маневрировать в самых сложных хордальных конфигурациях. Его техника левой руки была необычайно мощной. Его игра отличалась четкостью : там, где игра других пианистов становилась размытой из-за чрезмерного использования педали или недостатков техники пальцев, текстуры Рахманинова всегда были кристально чистыми. Только Йозеф Хофманн и Йозеф Левин разделяли с ним такую ясность. [220] Образцом для такого рода игры для всех троих был Антон Рубинштейн: Гофман был учеником Рубинштейна, [221] Рахманинову, услышав его знаменитую серию исторических концертов в Москве во время учебы у Зверева, [222] и Левину, слушая его и играя с ним.
Тон [ править ]

О тоне Рахманинова Артур Рубинштейн писал:
Я всегда находился под чарами его великолепного и неповторимого тона, который мог заставить меня забыть мое беспокойство по поводу его слишком быстро бегающих пальцев и его преувеличенных рубато . Всегда было непреодолимое чувственное обаяние, мало чем отличающееся от Крейслера . [223]
К этому тону добавлялось качество вокала, мало чем отличающееся от того, что приписывалось игре Шопена. Обладая обширным оперным опытом, Рахманинов был большим поклонником прекрасного пения. Как показывают его записи, он обладал потрясающей способностью заставить музыкальную линию петь, независимо от того, насколько длинны ноты или насколько сложна поддерживающая текстура, при этом большинство его интерпретаций приобретали повествовательный характер. В рассказах, которые он рассказывал на клавиатуре, звучало несколько голосов — полифонический диалог, не в последнюю очередь с точки зрения динамики. Его запись 1940 года транскрипции песни "Daisies" очень хорошо передает это качество. На записи отдельные музыкальные нити вступают как бы из разных человеческих голосов в красноречивой беседе. Эта способность возникла благодаря исключительной независимости пальцев и рук. [224]
Интерпретации [ править ]

Независимо от музыки, Рахманинов всегда тщательно планировал свои выступления. Свои интерпретации он основывал на теории, согласно которой у каждого музыкального произведения есть «кульминация». Независимо от того, где находилась эта точка и в какой динамике этого произведения, исполнитель должен был знать, как подойти к ней с абсолютным расчетом и точностью; в противном случае вся конструкция детали может рассыпаться, и деталь может стать разобщенной. Этой практике он научился у русского баса Федора Шаляпина , своего верного друга. [217] Парадоксально, но Рахманинов часто звучал так, будто импровизировал, хотя на самом деле это не так. Хотя его интерпретации представляли собой мозаику мельчайших деталей, когда эти мозаики складывались воедино в исполнении, они могли, в зависимости от темпа исполняемого произведения, пролетать с огромной скоростью, создавая впечатление мгновенной мысли. [225]
Одним из преимуществ Рахманинова в этом процессе построения перед большинством его современников было то, что он подходил к исполняемым им произведениям с точки зрения композитора, а не интерпретатора. Он считал, что «интерпретация требует некоторого творческого инстинкта. Если вы композитор, у вас есть близость с другими композиторами. Вы можете вступить в контакт с их воображением, зная кое-что об их проблемах и их идеалах. Вы можете придать их произведениям цвет . Для меня самое главное в моих интерпретациях — цвет . Итак, вы делаете музыку живой. Без цвета она мертва». [226] Тем не менее, Рахманинов также обладал гораздо лучшим чувством структуры, чем многие из его современников, таких как Гофман, или большинство пианистов предыдущего поколения, судя по их соответствующим записям. [224]
Запись, демонстрирующая подход Рахманинова, - это Листа Второй полонез , записанный в 1925 году. Перси Грейнджер , находившийся под влиянием композитора и специалиста по Листу Ферруччо Бузони , сам записал то же произведение несколькими годами ранее. Игра Рахманинова гораздо более напряжена и сконцентрирована, чем игра Грейнджера. Энергия и монументальная концепция русских существенно отличаются от более тонкого восприятия австралийцев. Текстуры Грейнджера сложны. Рахманинов показывает, что филигрань важна для структуры произведения, а не просто декоративна. [227]
руки и Размер предположения медицинские
Наряду с музыкальными способностями Рахманинов обладал физическими способностями, которые сделали его хорошим пианистом, в том числе большими руками с гигантской растяжкой пальцев. Сирил Смит отметил, что Рахманинов мог играть двенадцатую часть , левой рукой играя до, ми-бемоль, соль, до и соль, а правая рука могла играть ноты до (индекс), ми (большой палец), соль, до и ми. [228] [229]
Размер его руки, а также значительный рост, стройное телосложение, длинные конечности, узкая голова, выступающие уши и тонкий нос привели к предположению, что у него мог быть синдром Марфана , наследственное заболевание соединительной ткани . Этот синдром мог быть причиной нескольких незначительных недугов, от которых он страдал всю свою жизнь, включая боли в спине, артрит, напряжение глаз и синяки на кончиках пальцев. [230] Однако в статье в Журнале Королевского медицинского общества указывалось, что у Рахманинова не было многих типичных признаков синдрома Марфана, и вместо этого предполагалось, что у него могла быть акромегалия , что, как предполагалось в статье, возможно, и объясняло это. из-за скованности рук, которую Рахманинов испытывал, и из-за повторяющихся периодов депрессии, которые он испытывал на протяжении всей своей жизни, и, возможно, даже это могло быть связано с его меланомой. [231]
Записи [ править ]
По прибытии в Америку плохое финансовое положение Рахманинова побудило его в 1919 году записать избранные фортепианные пьесы для Edison Records на их пластинках « Diamond Disc » по ограниченному контракту на десять выпущенных сторон. [232] Рахманинов чувствовал, что его выступления различаются по качеству, и просил окончательного одобрения перед коммерческим выпуском. Эдисон согласился, но все равно выпустил несколько дублей - необычная практика, которая была стандартной на Edison Records. Рахманинов и Edison Records были довольны выпущенными дисками и хотели записать больше, но Эдисон отказался, заявив, что десяти сторон достаточно. Это, помимо технических проблем с записями и отсутствия музыкального вкуса у Эдисона, привело к недовольству Рахманинова компанией, и как только его контракт закончился, он покинул Edison Records. [233]

В 1920 году Рахманинов подписал контракт с компанией Victor Talking Machine (позже RCA Victor ). [234] В отличие от Эдисона, компания была рада выполнить его просьбу и с гордостью рекламировала Рахманинова как одного из своих выдающихся исполнителей. Он продолжал записываться для Виктора до 1942 года, когда Американская федерация музыкантов наложила запрет на запись для своих членов в ходе забастовки из-за выплат гонорара . Рахманинов умер в марте 1943 года, более чем за полтора года до того, как RCA Victor договорилась с профсоюзом и возобновила коммерческую звукозаписывающую деятельность.
Внешний звук | |
---|---|
![]() |
Когда Рахманинов записывал свои произведения, он стремился к совершенству, часто перезаписывая их, пока не был удовлетворен. [235] [236] Особенно известны его исполнения «Карнавала» Шопена Шумана и Сонаты № 2 для фортепиано , а также многих более коротких пьес. Он записал все четыре своих фортепианных концерта с Филадельфийским оркестром ; первый, третий и четвертый концерты были записаны с Юджином Орманди в 1939–41 годах, а также две версии второго концерта с Леопольдом Стоковским в 1924 и 1929 годах. [237] Он также сделал запись Рапсодии на тему Паганини вскоре после ее первого исполнения (1934) с Филадельфийцами под управлением Стоковского, в дополнение к трем записям, которые он сделал в качестве дирижера с Филадельфийским оркестром , играя свою собственную Третью симфонию , свою симфоническую симфонию. стихотворение «Остров мертвых » и его оркестровка «Вокализа» . [237] [и]
Рахманинов также записал ряд фортепианных роллов на воспроизводящем фортепиано Американской фортепианной компании (Ampico) , выпустив в общей сложности 35 фортепианных роллов с 1919 по 1929 год, 12 из которых были его собственных сочинений. [238] [239] Он начал записывать ролики для Ampico в марте 1919 года по предложению своего друга Фрица Крейслера и продолжал делать это время от времени примерно до февраля 1929 года, хотя его последний ролик, Скерцо № 2 Шопена , не был опубликован до октября. 1933 год. [240] [241] Из произведений, для которых он написал фортепианные барабаны, 29 он также сделал граммофонные записи, и это свидетельствует о последовательности интерпретации Рахманинова. [238] Кроме того, также сохранился неопубликованный фортепианный ролик второй части его Второго фортепианного концерта, что может указывать на то, что Рахманинов делал и другие ролики. [238]
Дирижер [ править ]
Помимо нескольких представлений, в том числе двух опер «Алеко» в 1893 году, Рахманинов впервые начал дирижировать в 1897 году и выступал в качестве дирижера каждый год до 1914 года. [242] Покинув Россию навсегда в 1917 году, Рахманинов отдал приоритет выступлениям в качестве пианиста, а не дирижерству, до конца своей жизни дав лишь семь сольных концертов в качестве дирижера. [243]
Рахманинов отличался сдержанностью в дирижировании, а также «простой и неотесанной» манерой жестикулировать в сторону оркестра. [244] По словам Александра Гольденвейзера , его выступления как дирижера были гораздо строже и менее ритмически свободны, чем игры на фортепиано. [245] По оценке Николая Метнера , он был «величайшим русским дирижером». [246]
Помимо своих собственных произведений, Рахманинов дирижировал репертуаром прежде всего других русских композиторов, таких как Бородин , Глазунов , Глинка , Лядов , Мусоргский , Римский-Корсаков и Чайковский , а также других композиторов, таких как Григ и Лист . [247] За пределами России Рахманинов дирижировал почти исключительно собственными произведениями. [248]
Ссылки [ править ]
Примечания [ править ]
- ↑ В этом имени, которое соответствует восточнославянским обычаям именования , отчество — Васильевич , а фамилия — Рахманинов . «Сергей Рахманинов» — это написание, которое он использовал, живя в Соединенных Штатах с 1918 года до своей смерти. Библиотека Конгресса стандартизировала это использование. [1] Его имя также обычно пишется Рахманинов или Рахманинов .
- ^ Великобритания : / ræxˈmænɪnɒf xˈ - ænɪ - off / in rakh MAN - , [2] США : / ɑːxˈmɑːnɪnɔːf, -nɒf/ rahkh-MAH-nin-awf, -offrɑː [3] Russian : Сергей Васильевич Рахманинов , romanized : Sergey Vasilyevich Rachmaninov , IPA: [sʲɪrˈɡʲej vɐˈsʲilʲjɪvʲɪtɕ rɐxˈmanʲɪnəf] ; Сергѣй Васильевичъ Рахманиновъ in Russian pre-revolutionary script.
- ↑ Хотя Библиотека Конгресса указывает дату рождения Рахманинова 1 апреля, [1] дата его рождения указана на как 2 апреля [ OS его могиле 21 марта] 1873 года , а сам он отпраздновал дату своего рождения 2 апреля.
- ↑ Этот номер позже был оркестрован Игорем Букетовым в 1984 году и исполнен в США.
- ↑ Вся коллекция записей Рахманинова была переиздана в 1992 году RCA Victor в наборе из 10 компакт-дисков под названием «Сергей Рахманинов – Полные записи» (RCA Victor Gold Seal 09026-61265-2).
Цитаты [ править ]
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Авторитетное дело о Рахманинове, Сергее, 1873–1943» . Библиотека Конгресса США. 21 ноября 1980 года . Проверено 2 апреля 2016 г.
- ^ «Рахманинов» . Словарь английского языка Коллинза . ХарперКоллинз . Проверено 14 июня 2021 г.
- ^ "Рахманинов" . Полный словарь Random House Webster .
- ^ Норрис 2001b , с. 707 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Харрисон 2006 , с. 5 .
- ^ Unbegaun & Uspenskiĭ 1989 , p. 108 .
- ^ Мартин 1990 , с. 35 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Сильвестр 2014 , с. 3 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Харрисон 2006 , с. 6 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Серофф 1950 , с. 5 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Рисеманн, Оскар фон (1934). Воспоминания Рахманинова, рассказанные Оскару фон Рисеману . Перевод Резерфорда, Долли. Компания Macmillan, Нью-Йорк. стр. 32, 33, 38, 43. ISBN. 978-0-83695-232-2 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Сильвестр 2014 , с. 2 .
- ^ Харрисон 2006 , стр. 7–8 .
- ^ Сильвестр 2014 , стр. 3–4 .
- ^ Риземанн 1934 , с. 29 .
- ^ Харрисон 2006 , с. 9 .
- ^ Риземанн 1934 , стр. 33–34 .
- ^ Бертенссон и Лейда 1956 , с. 7 .
- ^ Мартин 1990 , с. 11 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Харрисон 2006 , с. 11 .
- ^ Бертенссон и Лейда 1956 , с. 5 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Бертенссон и Лейда 1956 , с. 46 .
- ^ Сильвестр 2014 , стр. 6–7 .
- ^ Харрисон 2006 , с. 15 .
- ^ Харрисон 2006 , с. 14 .
- ^ Серофф 1950 , с. 27 .
- ^ Норрис 2002 , с. 1025 .
- ^ Серофф 1950 , с. 33 .
- ^ Скотт 2011 , с. 25 .
- ^ Серофф 1950 , с. 35 .
- ^ Харрисон 2006 , с. 27 .
- ^ Харрисон 2006 , с. 26 .
- ^ Мартин 1990 , с. 48 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Сильвестр 2014 , с. 8 .
- ^ Харрисон 2006 , стр. 33–35 .
- ^ Харрисон 2006 , с. 30 .
- ^ Серофф 1950 , с. 41 .
- ^ Риземанн 1934 , с. 75 .
- ^ Норрис 2001a , с. 11–12 .
- ^ Скотт 2011 , с. 34 .
- ^ Лайл 1939 , с. 75 .
- ^ Лайл 1939 , стр. 83–85 .
- ^ Харрисон 2006 , стр. 84–85 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Каннингем 2001 , с. 3 .
- ^ Харрисон 2006 , с. 43 .
- ^ Лайл 1939 , с. 82 .
- ^ Харрисон 2006 , с. 47 .
- ^ Лайл 1939 , с. 86 .
- ^ Мартин 1990 , с. 69 .
- ^ Скотт 2011 , с. 37 .
- ^ Бертенссон и Лейда 1956 , с. 406 .
- ^ Сильвестр 2014 , с. 30 .
- ^ Трелфолл и Норрис 1982 , с. 45.
- ^ Бертенссон и Лейда 1956 , с. 61 .
- ^ Бертенссон и Лейда 1956 , с. 62 .
- ^ Лайл 1939 , с. 91 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Бертенссон и Лейда 1956 , с. 63 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Норрис 2001b , с. 709 .
- ^ Лайл 1939 , с. 92 .
- ^ Лайл 1939 , с. 93 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Бертенссон и Лейда 1956 , с. 67 .
- ^ Бертенссон и Лейда 1956 , с. 69 .
- ^ Бертенссон и Лейда 1956 , с. 70 .
- ^ Скотт 2011 , с. 48 .
- ^ Харрисон 2006 , с. 77 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Норрис 2001а , с. 23 .
- ^ Пигготт 1974 , с. 24 .
- ^ Бертенссон и Лейда 1956 , с. 73 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Бертенссон и Лейда 1956 , с. 74 .
- ^ Бертенссон и Лейда 1956 , с. 76 .
- ^ Бертенссон и Лейда 1956 , с. 77 .
- ^ Бертенссон и Лейда 1956 , с. 84 , 87 .
- ^ Бертенссон и Лейда 1956 , с. 88 .
- ^ Харрисон 2006 , стр. 88–89 .
- ^ Риземанн 1934 , с. 111 .
- ^ Бертенссон и Лейда 1956 , с. 89 , 90 .
- ^ Мартин 1990 , с. 124 .
- ^ Бертенссон и Лейда 1956 , с. 90 .
- ^ Бертенссон и Лейда 1956 , с. 90 , 95 .
- ^ Риземанн 1934 , с. 242 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Харрисон 2006 , с. 103 .
- ^ Бертенссон и Лейда 1956 , с. 97 .
- ^ Сильвестр 2014 , с. 94 .
- ^ Лайл 1939 , с. 115 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Харрисон 2006 , с. 110 .
- ^ Бертенссон и Лейда 1956 , с. 101 .
- ^ Харрисон 2006 , с. 113 .
- ^ Харрисон 2006 , стр. 113–114 .
- ^ Серофф 1950 , с. 90 .
- ^ Бертенссон и Лейда 1956 , с. 102 .
- ^ Серофф 1950 , стр. 92–93 , 96 .
- ^ Харрисон 2006 , с. 114 .
- ^ Харрисон 2006 , с. 127 .
- ^ Серофф 1950 , стр. 92–93 , 96 , 107 .
- ^ Лайл 1939 , стр. 128–129 .
- ^ Серофф 1950 , с. 108 .
- ^ Бертенссон и Лейда 1956 , с. 156 .
- ^ Серофф 1950 , с. 112 , 114 .
- ^ Серофф 1950 , с. 115 .
- ^ Серофф 1950 , стр. 118–119 .
- ^ Харрисон 2006 , стр. 148–149 .
- ^ Лайл 1939 , стр. 135 , 142 .
- ^ Лайл 1939 , с. 138 .
- ^ Лайл 1939 , стр. 140–141 .
- ^ Харрисон 2006 , с. 160 .
- ^ Харрисон 2006 , с. 162 .
- ^ Лайл 1939 , с. 143 .
- ^ Лайл 1939 , с. 146 .
- ^ Риземанн 1934 , с. 166 .
- ^ Бертенссон и Лейда 1956 , с. 179 .
- ^ Серофф 1950 , с. 172 .
- ^ Лайл 1939 , стр. 149–150 .
- ^ Серофф 1950 , стр. 172–173 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Серофф 1950 , стр. 174–175 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Лайл 1939 , стр. 152–153 .
- ^ Лайл 1939 , с. 154 .
- ^ Скотт 2011 , с. 103 .
- ^ Скотт 2011 , с. 104 .
- ^ Скотт 2011 , с. 111 .
- ^ Серофф 1950 , с. 178 .
- ^ Скотт 2011 , с. 113 .
- ^ Лайл 1939 , с. 147 .
- ^ Скотт 2011 , с. 117 .
- ^ Сильвестр 2014 , с. 257 .
- ^ Норрис 2001a , с. 51 .
- ^ Скотт 2011 , с. 118 .
- ^ Норрис 2001a , с. 52 .
- ^ Лайл 1939 , с. 162 .
- ^ Скотт 2011 , с. 119 .
- ^ Бертенссон и Лейда 1956 , с. 210 .
- ^ Норрис 2001a , с. 53 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Вермейер 2004 , с. 88.
- ^ Скотт 2011 , с. 120 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Норрис 2001а , с. 54 .
- ^ Норрис 2001a , с. 55 .
- ^ Харрисон 2006 , с. 220 .
- ^ Мартин 1990 , стр. 292–293.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Норрис 2001а , с. 56 .
- ^ Скотт 2011 , с. 122 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Вермейер 2004 , стр. 89–90.
- ^ Норрис 2001b , с. 711 .
- ^ Вермейер 2004 , с. 89.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Харрисон 2006 , стр. 233–234 .
- ^ Норрис 2001a , с. 57 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Вермейер 2004 , с. 126.
- ^ Скотт 2011 , с. 130 .
- ^ Норрис 2001a , с. 58 .
- ^ Каннингем 2001 , стр. 5–6 .
- ^ Вермейер 2004 , с. 102.
- ^ Мартин 1990 , с. 26 .
- ^ Вермейер 2004 , с. 103, 126.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Каннингем 2001 , с. 6 .
- ^ Пласкин 1983 , с. 107 .
- ^ «О волшебнике Горовице, который скоро вернется» [ постоянная мертвая ссылка ] , The Milwaukee Journal , 18 апреля 1943 г., стр. 66.
- ^ Пласкин 1983 , с. 185 .
- ^ Бертенссон и Лейда 1956 , с. 262 .
- ^ Рахманинов . Паганинские публикации. Страница 115.
- ^ Бертенссон и Лейда 1956 , с. 271 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Серофф 1950 , с. 208 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Норрис 2001а , с. 67 .
- ^ Норрис 2001a , с. 69 .
- ^ Норрис 2001a , с. 70 .
- ^ Норрис 2001a , с. 71 .
- ^ Бертенссон и Лейда 1956 , стр. 348–349 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Норрис 2001а , с. 72 .
- ^ Харрисон 2006 , с. 322 .
- ^ Серофф 1950 , с. 225 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Норрис 2001а , с. 73 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Харрисон 2006 , с. 323 .
- ^ Харрисон 2006 , стр. 323 , 330 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Робинсон 2007 , с. 129 .
- ^ Харрисон 2006 , с. 340 .
- ^ Харрисон 2006 , с. 343 .
- ^ Вермейер 2004 , стр. 111–112.
- ^ Скотт 2011 , с. 197 .
- ^ Харрисон 2006 , с. 344 .
- ^ Канната 1999 , с. 24.
- ^ Серофф 1950 , стр. 230–231 .
- ^ Скотт 2011 , с. 199 .
- ^ Норрис 2001a , с. 75 .
- ^ Норрис 2001b , с. 713 .
- ^ Мартин 1990 , с. 354.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Серофф 1950 , стр. 230–232 .
- ^ Робинсон 2007 , с. 130 .
- ^ Вермейер 2004 , с. 113.
- ^ Норрис 2001a , с. 76 .
- ^ Бертенссон и Лейда 1956 , с. 176 .
- ^ Симпсон 1984 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Норрис 1983 , с. 603.
- ^ Фрей 2022 , стр. 104, 113–116.
- ^ Уолш 1973 , с. 15.
- ^ Мартин 1990 , с. 9.
- ^ Мартин 1990 , с. 10.
- ^ Мартин 1990 , с. 11.
- ^ Мартин 1990 , с. 31.
- ^ О'Коннелл 1941 , с. 380.
- ^ Мэйс 2002 , с. 195 .
- ^ «Прелюдия к поцелую: «Франческа да Римини» Рахманинова» . bachtrack.com . Проверено 20 июня 2024 г.
- ^ Норрис 2001a , с. 122 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Норрис 2001а , с. 138 .
- ^ Сильвестр 2014 , с. xii , xiv .
- ^ Харрисон 2006 , с. 184 .
- ^ Норрис 2001b , стр. 714–715 .
- ^ Каррутерс 2006 , с. 49.
- ^ Бертенссон и Лейда 1956 , с. 158 .
- ^ Ясир 1969 , с. 325.
- ^ Норрис 2001b , с. 715 .
- ^ Харрисон 2006 , с. 191 .
- ^ Харрисон 2006 , стр. 190–191 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Норрис 2001b , с. 716 .
- ^ Харрисон 2006 , с. 207 .
- ^ Ясир 1951 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Шенберг 1997 , с. 520 .
- ^ Мартин 1990 , с. 16 .
- ^ Эбботт, Эйлин (11 апреля 2019 г.). «Все о Рахманинове | Александрия Таймс | Александрия, Вирджиния» . Александрия Таймс . Проверено 30 января 2020 г.
- ^ Шенберг 1997 , с. 522 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Норрис 2001b , с. 714 .
- ^ Мартин 1990 , стр. 368, 403–406.
- ^ Домбровский и др. 2021 , стр. 3.
- ^ Шенберг 1988 , с. 317 .
- ^ Шенберг 1987 , с. 384 .
- ^ Риземанн 1934 , стр. 49–52 .
- ^ Рубинштейн 1980 , с. 468 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Харрисон 2006 , с. 270 .
- ^ Харрисон 2006 , с. 268 .
- ^ Мейн 1936 .
- ^ Харрисон 2006 , с. 251 .
- ^ Норрис 2001a , с. 77 .
- ^ Янг 1986 , с. 1624 .
- ^ Янг 1986 , с. 1625–1626 гг .
- ^ Рамачандран и Аронсон 2006 .
- ^ Мартин 1990 , с. 439.
- ^ Мартин 1990 , с. 439–440.
- ^ Мартин 1990 , с. 440.
- ^ Буркхолдер 2007 , с. 844.
- ^ Харрисон 2006 , стр. 231–232 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Бертенссон и Лейда 1956 , стр. 421–422 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Мартин 1990 , с. 499.
- ^ Харрисон 2006 , с. 223 .
- ^ Мартин 1990 , стр. 498–499, 505.
- ^ Обенчейн 1987 , с. 29.
- ^ Мартин 1990 , стр. 509–10, 519.
- ^ Мартин 1990 , с. 522.
- ^ Мартин 1990 , с. 516–517.
- ^ Мартин 1990 , стр. 518–519.
- ^ Мартин 1990 , с. 523.
- ^ Мартин 1990 , стр. 526–531.
- ^ Мартин 1990 , с. 519.
Источники [ править ]
Книги [ править ]
- Бертенссон, Сергей; Лейда, Джей (1956). Сергей Рахманинов – Вся жизнь в музыке . Нью-Йорк: Издательство Нью-Йоркского университета. ISBN 978-0-814-70044-0 .
- Канната, Дэвид Батлер (1999). Рахманинов и Симфония . Инсбрук: Издательство исследований. ISBN 978-3-706-51240-4 .
- Каннингем, Роберт Э. (2001). Сергей Рахманинов: Биобиблиография . Санта-Барбара: Издательская группа Greenwood. ISBN 978-0-313-30907-6 .
- Фрей, Эмили (2022). «Отголоски Чайковского, рыдания Шаляпина: Алеко, Рахманинов и современник». В Буллоке, Филип Росс (ред.). Рахманинов и его мир . Чикаго: Издательство Чикагского университета. стр. 101–138. ISBN 978-0-226-82374-4 .
- Харрисон, Макс (2006). Рахманинов: Жизнь, творчество, записи . Лондон: Издательство Блумсбери. ISBN 978-0-826-49312-5 .
- Лайл, Уотсон (1939). Рахманинов: Биография . Лондон: Книготорговец Уильяма Ривза. ISBN 978-0-404-13003-9 .
- Мэйс, Фрэнсис (2002). История русской музыки: от Камаринской до Бабьего Яра . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-21815-4 .
- Мартин, Барри (1990). Рахманинов: композитор, пианист, дирижер . Олдершот: Scolar Press. ISBN 978-0-859-67809-4 .
- Норрис, Джеффри (2001a). Рахманинов . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-198-16488-3 .
- Норрис, Джеффри (2001b). «Рахманинов, Серж» . В Сэди, Стэнли (ред.). Словарь музыки и музыкантов New Grove . Лондон: Макмиллан. стр. 707–718. ISBN 978-0-333-23111-1 .
- Норрис, Джеффри (2002). «Рахманинов, Сергей» . В Лэтэме, Элисон (ред.). Оксфордский спутник музыки . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 1025–1026. ISBN 978-0-198-66212-9 . OCLC 59376677 .
- О'Коннелл, Чарльз (1941) [1935]. Книга Виктора Симфонии (переработанная редакция). Нью-Йорк: Саймон и Шустер.
- Обенчейн, Элейн (1987). Полный каталог Ampico, воспроизводящих фортепианные ролики . Нью-Йорк: Вестал Пресс. ISBN 0-911572-62-7 . OCLC 314284925 .
- Пигготт, Патрик (1974). Оркестровая музыка Рахманинова . Сиэтл: Вашингтонский университет Press. ISBN 978-0-295-95308-3 .
- Пласкин, Гленн (1983). Горовиц: Биография . Нью-Йорк: Уильям Морроу и компания. ISBN 978-0-688-01616-6 .
- Риземанн, Оскар фон (1934). Воспоминания Рахманинова, рассказанные Оскару фон Риземану . Нью-Йорк: Макмиллан. ISBN 978-0-83695-232-2 .
- Робинсон, Харлоу (2007). Русские в Голливуде, Русские Голливуда: Биография образа . Ливан: Университетское издательство Новой Англии. ISBN 978-1-555-53686-2 .
- Рубинштейн, Артур (1980). Мои многолетние . Нью-Йорк: Кнопф. ISBN 0-394-42253-8 .
- Шенберг, Гарольд К. (1987). Великие пианисты (2-е изд.). Нью-Йорк: Саймон и Шустер. ISBN 978-0-393-03857-6 .
- Шенберг, Гарольд К. (1988). Виртуозы: великие исполнители классической музыки от Паганини до Паваротти . Нью-Йорк: Винтажные книги. ISBN 978-0-394-75532-8 .
- Шенберг, Гарольд К. (1997). Жизнь великих композиторов (3-е изд.). Нью-Йорк: WW Нортон. ISBN 978-0-349-10972-5 .
- Скотт, Майкл (2011). Рахманинов . Челтнем: Историческая пресса. ISBN 978-0-7524-7242-3 .
- Серов, Виктор Ильич (1950). Рахманинов: Биография . Нью-Йорк: Саймон и Шустер. ISBN 978-0-836-98034-9 .
- Сильвестр, Ричард Д. (2014). Полное собрание песен Рахманинова: Сопровождение с текстами и переводами . Блумингтон: Издательство Университета Индианы. ISBN 978-0-2530-1259-3 .
- Трелфолл, Роберт; Норрис, Джеффри (1982). Каталог сочинений Рахманинова . Лондон: Сколар Пресс. ISBN 978-0-859-67617-5 .
- Unbegaun, Boris Ottokar ; Uspenskiĭ, Boris Andreevich (1989). Русские фамилии (in Russian). Moscow: Progress Publisher. ISBN 978-5-01-001045-4 . OCLC 21065596 .
- Вермайер, Андреас (2004). Рахманинов . Лондон: Издательство Haus. ISBN 978-1-904341-50-5 .
Журналы [ править ]
- Буркхолдер, Дж. Питер (2007). «Обзор Кембриджской истории музыки двадцатого века». Примечания . 63 (4): 844–848. дои : 10.1353/not.2007.0058 . ISSN 0027-4380 . JSTOR 4487887 . S2CID 162372816 .
- Каррутерс, Глен (2006). «(Пере)оценка музыки Рахманинова: противоречия и заблуждения». Музыкальные времена . 147 (1896): 44–50. дои : 10.2307/25434403 . JSTOR 25434403 .
- Домбровский, КП; Станкевич-Йузвицкая, Х; Ковальчик, А; Врублевски, Дж; Чишек, Б (2021). «Морфология сесамовидных костей клавишников» . Фолиа Морфологическая . 80 (2): 410–414. дои : 10.5603/FM.a2020.0066 . ISSN 1644-3284 . ПМИД 32639576 . S2CID 220412829 .
- Мейн, Бэзил (октябрь 1936 г.). «Беседы с Рахманиновым». Музыкальное мнение . 60 : 14–15.
- Норрис, Джеффри (1983). «Ученичество Рахманинова». Музыкальные времена . 124 (1688): 602–603, 605. doi : 10.2307/961696 . JSTOR 961696 .
- Рамачандран, Манодж; Аронсон, Джеффри К. (2006). «Диагноз искусства: размах рук Рахманинова» . Журнал Королевского медицинского общества . 99 (10): 529–530. дои : 10.1177/014107680609901015 . ПМК 1592053 . ПМИД 17066567 .
- Симпсон, Энн (1984). «Дорогой Ре: взгляд на шесть песен опуса 38 Рахманинова». Музыкальный симпозиум колледжа . 24 (1): 97–106. JSTOR 40374219 .
- Уолш, Стивен (1973). «Сергей Рахманинов 1873 – 1943». Темп . 105 (105): 12–21. дои : 10.1017/S004029820005748X . JSTOR 942978 . S2CID 145455154 .
- Ясир, Джозеф (1951). «Прогрессивные тенденции в музыке Рахманинова». Темп . 22 (22): 11–25. JSTOR 943073 .
- Ясир, Джозеф (1969). «Вступительная тема Третьего фортепианного концерта Рахманинова и его литургический прототип». Музыкальный ежеквартальный журнал . ЛВ (3): 313–328. дои : 10.1093/mq/LV.3.313 . JSTOR 741003 .
- Янг, DAB (1986). «Синдром Рахманинова и Марфана» . Британский медицинский журнал . 293 (6562): 1624–1626. дои : 10.1136/bmj.293.6562.1624 . ПМЦ 1351877 . ПМИД 3101945 .
Дальнейшее чтение [ править ]
- Мэддокс, Фиона (2023). Прощай, Россия: Рахманинов в изгнании . Лондон: Фабер и Фабер . ISBN 978-0-571-37113-6 .
Внешние ссылки [ править ]



Выступления и записи
- Дневник выступлений Сергея Рахманинова
- Полный список выступлений Рахманинова в качестве дирижера в Wayback Machine (архивировано 27 октября 2009 г.)
- Записи Сергея Рахманинова в Дискографии американских исторических записей .
Музыкальные партитуры
- Работы Сергея Рахманинова в Project Gutenberg
- Работы Сергея Рахманинова или о нем в Internet Archive
- Бесплатные партитуры (на итальянском языке)
- Бесплатные партитуры Сергея Рахманинова в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- Бесплатные партитуры Сергея Рахманинова в Хоровой публичной библиотеке (ChoralWiki)
Другой
- Сергей Рахманинов
- 1873 рождения
- 1943 смертей
- Русские композиторы-романтики
- Классические композиторы церковной музыки
- Композиторы для фортепиано
- Композиторы-классики XIX века
- Композиторы-классики XX века
- Классические пианисты XIX века
- Классические пианисты 20 века
- Русские классические пианисты-мужчины
- Дирижеры XIX века (музыка)
- Русские дирижеры ХХ века (музыка)
- Русские музыканты-мужчины ХХ века
- Российские мужчины-дирижеры (музыка)
- Композиторы Российской Империи.
- Пианисты Российской Империи.
- Российские оперные композиторы-мужчины
- Выпускники Московской консерватории.
- Выпускники Санкт-Петербургской консерватории.
- Ученики Николая Зверева
- Ученики Сергея Танеева
- Жители Старорусского уезда.
- Музыканты из Манхэттена
- Люди из Верхнего Вест-Сайда
- Смертность от меланомы в Калифорнии
- Похороны на кладбище Кенсико
- Эмигранты из Российской империи в США
- Православные христиане из Российской империи
- Почетные члены Королевского филармонического общества.
- Золотые медалисты Королевского филармонического общества
- Артисты Виктор Рекордс
- Артисты Edison Records