Три русские песни, соч. 41 (Рахманинов)
Три русские песни , соч. 41 ( Три песни русских ) для хора и оркестра (также называемые «Три русские народные песни ») были написаны Сергеем Рахманиновым в 1926 году. Это последнее из трёх произведений Рахманинова для хора и оркестра, остальные — кантата «Весна». , соч. 20 (1902) и хоровая симфония «Колокола» , соч. 35 (1913). На выполнение работы уходит около 15 минут.
Тематическим материалом для произведения послужили три традиционные народные песни:
- Через речку, речку ( Через речку ; Через реку, быстрая река), Moderato — песня, которую Рахманинов, вероятно, впервые услышал в гастролирующей оперной студии МХАТ примерно за год до этого. [ 1 ]
- Ах ты, Ванька ( Akh ty, Vanka ; Ah, You Vanka! You Devil-May-Care Fellow), Largo , had been sung to him by Feodor Chaliapin
- Белилицы, румяницы, вы мои ( Belilitsy, rumyanitsy, vy moi ; You, My Fairness, My Rosy Cheeks), Allegro moderato , was a favourite of Nadezhda Plevitskaya . [ 2 ]
« Три русские песни» были посвящены Леопольду Стоковскому , который дирижировал первым выступлением в Филадельфии 18 марта 1927 года с Филадельфийским оркестром и хором Торонто Мендельсона . [ 3 ] В программе также состоялась мировая премьера Четвертого фортепианного концерта Рахманинова с композитором в качестве солиста. « Три русские песни» были встречены критиками благосклонно, концерт — в меньшей степени. [ 4 ] Пара работ была повторена 19 марта и представлена в Нью-Йорке 22 марта с аналогичной критической реакцией. [ 2 ]
Песни написаны только для альтов и басов , и поют они в основном в унисон. Оркестровка довольно обширная, хотя все инструменты редко играют одновременно: пикколо, 2 флейты, 2 гобоя, английский рожок, 2 кларнета, бас-кларнет, 2 фагота, контрафагот, 4 валторны, 3 трубы, 2 тромбона, бас-тромбон, туба, ударные, арфа, фортепиано и струнные.
Кажется вероятным, что хор на первых трех выступлениях был дополнен местными русскими православными священниками, которые могли достичь басовых нот, требуемых Рахманиновым. Дирижер Игорь Букетов вспоминал, что на репетициях он присутствовал одиннадцатилетним мальчиком в компании своего отца, священника и друга Рахманинова. Композитор попросил старшего Букетова воспользоваться услугами некоторых из его собратьев-священников, владеющих глубоким басом.
Букетов также сообщает, что Стоковский взял финальную песню слишком быстро, по мнению Рахманинова, но его не удалось убедить подчиниться указаниям композитора. Когда несколько лет спустя Букетов сам запрограммировал это произведение в качестве хорового дирижера в Джульярдской школе , он обратился к Рахманинову за советом относительно точного темпа, который он предполагал. [ 5 ]
«Три русские песни» записывались несколько раз, в том числе самим Леопольдом Стоковским, Игорем Букетовым, Шарлем Дютуа и Евгением Светлановым . Музыка также легла в основу балета . [ 6 ]