Этюды-таблицы , соч.

Этюды -табло («этюдные картинки»), соч. 33 — первый из двух наборов фортепианных этюдов, написанных Сергеем Рахманиновым . Они были задуманы как «картинки», по сути, «музыкальные воспоминания о внешних визуальных стимулах». Но Рахманинов не раскрыл, что вдохновляло каждого из них, заявив: «Я не верю в художника, который раскрывает слишком много своих образов. Пусть [слушатель] нарисует для себя то, что он больше всего предлагает». [ 1 ] Однако он охотно поделился источниками некоторых из этих этюдов с итальянским композитором Отторино Респиги, когда Респиги оркестровал их в 1930 году.
История
[ редактировать ]Рахманинов сочинил соч. 33 Этюды-табло в его имении Ивановка в Тамбове , Россия, в период с августа по сентябрь 1911 года, через год после завершения второго набора прелюдий , соч. 32. Хотя соч. 33 «Этюды-табло» имеют некоторые стилистические особенности с прелюдиями, но на самом деле они не очень похожи. Рахманинов концентрируется на установлении четко определенных настроений и развитии музыкальных тем в прелюдиях. В прелюдиях есть и академический аспект, поскольку он написал 24 из них, по одному в каждой из 24 мажорных и минорных тональностей .
Биограф Рахманинова Макс Харрисон называет « Этюды-таблицы» «исследованиями [музыкальной] композиции»; исследуя различные темы, они «исследуют трансформацию довольно специфической атмосферы чувств посредством текстуры и звучности фортепиано. Таким образом, они менее предсказуемы, чем прелюдии, и в композиционном отношении знаменуют собой прогресс» в технике. [ 2 ]
Первоначально Рахманинов написал девять пьес для соч. 33, но в 1914 году было опубликовано только шесть. Один этюд ля минор впоследствии был переработан и использован в соч. 39 комплектов ; два других появились посмертно, и теперь в них обычно играют вместе с остальными шестью. Совместное исполнение этих восьми этюдов можно рассматривать как противоречащее замыслу композитора, поскольку шесть первоначально опубликованных этюдов объединены посредством «мелодико-клеточных связей» почти так же, как в « Роберта Шумана » Симфонических этюдах . [ 3 ]
В отличие от простоты первых четырех этюдов, №№ 5–8 более виртуозны в подходе к клавирному письму, требуют нестандартного положения рук, широких прыжков пальцев и значительной технической силы от исполнителя. Кроме того, «индивидуальное настроение и страстный характер каждого произведения» создают музыкальные проблемы, которые не позволяют исполнить его тем, у кого нет сильной физической техники. [ 3 ]
Нумерация и символ
[ редактировать ]В 1911 году Рахманинов написал девять этюдов-картин в своем имении Ивановка. Шесть из них, оригинальные №№ 1–2 и 6–9, были опубликованы в том же году. [ 4 ] Оригинальный № 4 утерян; произведение было переработано и опубликовано как соч. 39, № 6 . [ 4 ] Оригинальные номера 3 и 5 были опубликованы посмертно в составе соч. 33. [ 4 ] Произведения 1911 года, вероятно, лучше всего идентифицируются по маркировке темпа и тональностям. Они пронумерованы Международным проектом библиотеки музыкальных партитур (IMSLP) следующим образом: [ 5 ] оставив в стороне пьесу, которая теперь является частью соч. 39:
- Аллегро нон танто фа минор
- Это исследование носит боевой характер . Рахманинов восхищался музыкой Фредерика Шопена , и между музыкой двух композиторов часто можно провести параллели. Это исследование напоминает Этюд соч. 25, № 4 Шопена.
- Аллегро до мажор
- Этому этюду свойственны выраженный лиризм и очень выразительная мелодика. Обратите внимание на сходство с Прелюдией Рахманинова op. 32 нет. 12 , который был написан годом ранее, в 1910 году.
- Могила до минор (опубликовано посмертно)
- Это исследование было повторно использовано в Ларго Рахманинова Четвертого концерта , завершенном в 1926 году.
- Moderato ре минор (опубликовано посмертно, первоначально № 5)
- Это исследование похоже на Прелюдию op. 23 № 3, написанная Рахманиновым в 1903 году, как по тону, так и по характеру. Это простой марш, который перерастает в произведение поразительной контрапунктической сложности.
- Non allegro — Престо ми ♭ минор (опубликовано как № 3, первоначально № 6)
- Это исследование входит в число самых сложных для игры произведений. Правая рука постоянно бегает по всей клавиатуре с многочисленными скачками октав и хроматическими гаммами. Обратите внимание на некоторое сходство с Прелюдией op. 28 № 16 и Исследование Op. 25 № 6 Шопена. В России это произведение прозвали «Снежная буря» .
- Allegro con fuoco ми ♭ мажор (опубликовано под номером 4, первоначально под номером 7)
- Данное исследование имеет прежде всего военный аспект. Этюд завершается особенно виртуозной кодой . благодаря ее радостному, буйному характеру она получила прозвище «Ярмарка». По словам Рахманинова в переписке с Отторино Респиги ,
- Moderato соль минор (опубликовано как № 5, первоначально № 8)
- Этот этюд аналогичен финалу Первой баллады соль минор Шопена.
- Могила до ♯ минор (опубликовано под номером 6, первоначально под номером 9)
- Этот этюд представляет собой громоподобную пьесу с резкими колебаниями между минором и мажором, а также бравурную демонстрацию в конце, включающую гармонические провалы и повороты, хроматические пробежки, огромные прыжки левой рукой и контрмелодию, возникающую, очевидно, из ниоткуда. Этот этюд был одним из трех в этом опусе, записанных на студии «Мелодия» Святославом Рихтером , два других — Moderato ре минор и Non allegro — Presto ми ♭ минор.
Распоряжения
[ редактировать ]В 1929 году дирижер и музыкальный издатель Серж Кусевицкий спросил, выберет ли Рахманинов группу этюдов-картин итальянского композитора Отторино Респиги для оркестровки . Заказанные оркестровки будут опубликованы фирмой Кусевицкого, а Кусевицкий проведет их премьеру с Бостонским симфоническим оркестром . Рахманинов согласился и выбрал пять этюдов из соч. 33 и соч. 39. Респиги изменил порядок этюдов, но в остальном остался верен замыслу композитора. Он дал каждому этюду отдельное название, исходя из программных подсказок, которые дал ему Рахманинов:
- La foire (Ярмарка) - (соч. 33, № 6 (7))
- La mer et les mouettes (Море и чайки) - (соч. 39, № 2)
- La chaperon rouge et le loup (Красная Шапочка и Волк) - (соч. 39, № 6)
- Траурный марш (Траурный марш) – (соч. 39, № 7)
- Марш (Март) - (соч. 39, № 9)
Записи
[ редактировать ]- Полные этюды-таблицы Михаэля Понти , Идиля Бирета (1997), Рустема Хайрудинова (2007), Николая Луганского (1992), Бруно Влахека (2020), Николаса Ангелича , Джона Огдона и Владимира Ашкенази
- Существует популярная запись, включающая первоначально вырезанные номера соч. 33 Владимира Овчинникова на лейбле EMI Classics.
- BBC Radio 3 выбрало запись Рустема Хайрудинова (Chandos Records) как лучшую версию Полных этюдов-таблиц в своей программе Building a Library .
- Хесус Лопес-Кобос и Симфонический оркестр Цинциннати записали оркестровки Респиги для лейбла Telarc .
- Сам Рахманинов записал соч. 33, № 2 и 7 (6) (электрическая запись).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бертенссон, Сергей и Джей Лейда. Сергей Рахманинов: Вся жизнь в музыке . Нью-Йорк: Издательство Нью-Йоркского университета, 1956.
- ^ Харрисон, Макс. Рахманинов: Жизнь, творчество, записи . Лондон: Группа издательств Continuum International, 2005.
- ^ Jump up to: а б Мэтью-Уокер, Роберт. Рахманинов: его жизнь и времена . Лондон; Нью-Йорк: Омнибус Пресс, 1984.
- ^ Jump up to: а б с Норрис, Джеффри . Рахманинов Серж: Сочинения . Гроув Музыка онлайн . Издательство Оксфордского университета. По состоянию на сентябрь 2014 г. (требуется подписка)
- ^ "Этюды-картины, Op.33 (Рахманинов, Сергей)" , Музыкальная библиотека IMSLP Петруччи.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Этюды-таблицы , соч. 33 : Партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур.