Список произведений Сергея Рахманинова

Это полный список произведений Сергея Рахманинова (1873–1943).
Сочинения Рахманинова охватывают самые разные музыкальные формы и жанры. Родившийся в Новгороде , Россия , в 1873 году, он учился в Московской консерватории у Николая Зверева , Александра Силоти , Сергея Танеева и Антона Аренского , и там сочинил некоторые из своих самых известных произведений, в том числе первый фортепианный концерт (соч. 1) и Прелюдия до ♯ минор (соч. 3, № 2). Несмотря на то, что его сочинение было разбито на три разных опуса, он все же завершил важный набор из 24 прелюдий во всех мажорных и минорных тональностях . Его Симфония № 1 (соч. 13) была одним из его первых произведений в качестве «Свободного артиста» после окончания учебы, а впоследствии и его первой критической неудачей. Насмешки, которые он получил, привели его в депрессию . После прохождения терапии самовнушения он обрел уверенность и сочинил свой второй фортепианный концерт (соч. 18), который широко считается одним из лучших фортепианных концертов. В 1909 году он совершил свой первый концертный тур по Соединенным Штатам и сочинил свой Фортепианный концерт № 3 (соч. 30), отличавшийся структурной изобретательностью и технической сложностью. После этого, из-за эмиграции из России в 1917 году и насыщенной концертной карьеры, его композиторская деятельность сильно снизилась, и за этот период он написал всего шесть сочинений. Его последняя крупная работа, «Симфонические танцы» (соч. 45) была завершена в США в 1940 году.
Работы по музыкальной форме
[ редактировать ]Опус | Заголовок | Инструментарий | Дата завершения | Отрывок |
---|---|---|---|---|
Оркестр[ редактировать ] | ||||
Скерцо ре минор | Оркестр | 1887 | ||
Манфред | 1891 г., потерян | |||
Сюита ре минор | 1891 | |||
Молодёжная симфония , неоконченная | 1891 | |||
Князь Ростислав | 1891 | |||
7 | Скала | 1893 | ||
Два Дон Жуана эпизода | 1894 г., потерян | |||
12 | Богемный каприз | 1894 | ||
13 | Симфония № 1 | 1895 | ||
27 | Симфония № 2 | 1908 | ||
29 | Остров Мертвых | 1908 | ||
44 | Симфония № 3 | 1936 | ||
45 | Симфонические танцы | 1940 | ||
Камера[ редактировать ] | ||||
Романс ля минор | Скрипка и фортепиано | 1885 | ||
Струнный квартет №1 | Две скрипки , альт и виолончель | 1890? | ||
Ложь фа минор | Виолончель и фортепиано | 1890 | ||
Мелодия на тему Рахманинова | Скрипка или виолончель и фортепиано | 1890? | ||
Элегическое Трио №1 | Скрипка , виолончель и фортепиано | 1892 | ||
2 | Две пьесы (Прелюдия, Восточный танец ) | Виолончель и фортепиано | 1892 | |
6 | Салонные пьесы (Романс, Венгерский танец ) | Скрипка и фортепиано | 1893 | |
9 | Элегическое Трио № 2 | Фортепиано , скрипка и виолончель | 1893 г., переработка 1906 г. (изд. Бузи и Хоукса), 1913 г. (современное русское изд.) | |
Струнный квартет № 2 | Две скрипки , альт и виолончель | 1896? | ||
19 | Соната для виолончели | Виолончель и фортепиано | 1901 | ![]() |
Фортепиано и оркестр[ редактировать ] | ||||
Концерт до минор, проектируется | Фортепиано и оркестр | 1889 | ||
1 | Концерт для фортепиано с оркестром № 1 фа ♯ минор | 1891 г., переработка 1917 г. | ||
18 | Концерт для фортепиано с оркестром № 2 до минор | 1901 | ||
30 | Концерт для фортепиано с оркестром № 3 ре минор | 1909 | ![]() | |
40 | Концерт для фортепиано с оркестром № 4 соль минор | 1926 г., переработка 1941 г. | ||
43 | Рапсодия на тему Паганини | 1934 | ||
Только фортепиано[ редактировать ] | ||||
Учеба по фа ♯ мажор [ потеряно ] | Фортепиано | 1886? | ||
Песня без слов ре минор | 1887? | |||
Ленто ре минор | 1887? | |||
Четыре пьесы
|
1887 | |||
Три ноктюрна
|
1887/88 | |||
Пьеса (Канон) ми минор | 1891 | |||
Фуга ре минор | 1891 | |||
Прелюдия фа мажор | 1891 | |||
3 | Фэнтезийные произведения
|
1892 | ![]() | |
10 | Части гостиной
|
1894 | ||
Четыре импровизации (с Аренским , Глазуновым , Танеевым ) | 1896 | |||
16 | Шесть музыкальных моментов
|
1896 | ![]() | |
Фантазия соль минор | 1899 | |||
Фугетта фа мажор | 1899 | |||
22 | Вариации на тему Шопена | 1903 | ||
23 | Десять прелюдий
|
1903 | ![]() | |
28 | Соната для фортепиано № 1 | 1908 | ||
32 | Тринадцать прелюдий
|
1910 | ||
33 | Этюды-Картины
|
1911 | ![]() | |
36 | Соната для фортепиано № 2 | 1913 г., переработка 1931 г. | ||
39 | Этюды-Картины
|
1916 | ![]() | |
Четыре пьесы
|
1917 | |||
42 | Вариации на тему Корелли | 1931 | ||
Другое фортепиано[ редактировать ] | ||||
Две пьесы (Вальс, Романс) | Фортепиано - Шесть рук | 1891 | ||
Русская Рапсодия | Два фортепиано | 1891 | ||
5 | Сюита № 1 (или фантазийные картины для двух фортепиано) | Два фортепиано | 1893 | |
Романс соль мажор | Фортепианный дуэт | 1894? | ||
11 | Шесть пьес
|
Фортепианный дуэт | 1894 | |
17 | Люкс № 2 | Два фортепиано | 1901 | ![]() |
Итальянская полька | Фортепианный дуэт | 1906? | ||
Транскрипции[ редактировать ] | ||||
Транскрипция Чайковского : Манфреда . Симфония | Фортепианный дуэт | 1886 г., потерян | ||
Транскрипция Чайковского: Спящая красавица. | Фортепианный дуэт | 1891 | ||
Транскрипция Глазунова : Симфония № 6. | Фортепианный дуэт | 1896 | ||
Парафраз Бизе : Менуэт из «Арлезианки» | Фортепиано | 1900 г., переработка 1922 г. | ||
Транскрипция Франца Бера : Lachtäubchen , Op. 303 (опубликовано как Polka de WR ) | Фортепиано | 1911 | ||
Транскрипция Джона Стаффорда Смита : Звездно-полосатое знамя | Фортепиано | 1918 | ||
Каденция для Листа : Венгерская рапсодия № 2 | Фортепиано | 1919 | ||
Парафраз Крейслера : Страдания любви | Фортепиано | 1921 | ||
Парафраз Мусоргского : Гопак из «Сорочинской ярмарки» | Фортепиано | 1923 | ||
Парафраз Шуберта : Куда? (Д795/2) | Фортепиано | 1925 | ||
Парафраз Крейслера: Либесфрейд | Фортепиано | 1925 | ||
Парафраз Мусоргского : Гопак из «Сорочинской ярмарки» | Фортепиано и скрипка | 1926 | ||
Парафраз Римского-Корсакова : Полет шмеля. | Фортепиано | 1929 | ||
Парафраз Мендельсона : Скерцо из музыки к опере Шекспира « Сон в летнюю ночь» | Фортепиано | 1933 | ||
Парафраз Баха : части из Партиты № 3 ми мажор для скрипки без аккомпанемента (BWV 1006) | Фортепиано | 1933 или 1934 год | ||
Парафраз Чайковского: Колыбельная (Колыбельная песня Op.16, No.1) | Фортепиано | 1941 | ||
Оперы[ редактировать ] | ||||
Эсмеральда , прогноз | 1888 | |||
Алеко ( русский : Алеко ) | 1892 | |||
24 | The Miserly Knight ( Russian : Скупой рыцарь ) | 1904 | ||
25 | Francesca da Rimini ( Russian : Франческа да Римини ) | 1905 | ||
Саламбо , прогнозируется | 1906 | |||
Монна Ванна , незавершенный | 1908 | |||
Хоровые произведения[ редактировать ] | ||||
Боже мой | Шестичастный смешанный хор | 1890? | ||
Матерь Божия, Непрестанно Молящаяся : Хоровой концерт соль минор | Смешанный хор | 1893 | ||
Хор духов | Смешанный хор | 1894? | ||
Песня Соловья | Четырехголосный смешанный хор и фортепиано | 1894? | ||
15 | Шесть припевов для женских или детских голосов
|
Женский или детский хор | 1895 | |
Пантелей Целитель | Смешанный хор | 1899 | ||
20 | Весна , кантата | Баритон соло, хор и оркестр | 1902 | |
31 | Литургия святителя Иоанна Златоуста | хор | 1910 | |
35 | Колокола | Голосовые солисты, хор и оркестр | 1913 | |
37 | Всенощное бдение | Хор | 1915 | |
41 | Три русские песни | Хор и оркестр | 1927 | |
Сольный голос и фортепиано[ редактировать ] | ||||
«Опять ты волнуешься, сердце мое» | 1890 или 1893 год | |||
«У ворот святой обители» | 1890 | |||
Two monologues from Boris Godunov , opera by Mussorgsky | 1891? | |||
«Это было в апреле» | 1891 | |||
«Наступили сумерки» | 1891 | |||
4 | Шесть песен
|
1890–1893 | ![]() | |
«Песня разочарованных». | 1893? | |||
«Ты помнишь тот вечер?» | 1893? | |||
«Цветок умер» | 1893 | |||
8 | Шесть песен
|
1893 | ||
14 | Двенадцать песен
|
1896 | ||
«Ты икала?» | 1899 | |||
"Ночь" | 1900 | |||
21 | Двенадцать песен
|
1902 | ||
26 | Пятнадцать песен
|
1906 | ||
«Письмо Станиславскому». | 1908 | |||
34 | Четырнадцать песен
|
1912 | ![]() | |
"Вокализ" | 1915 [ 1 ] | |||
«Из Евангелия от Иоанна» | 1915 | |||
«Молитва» | 1916 | |||
«Все хочет петь» | 1916 | |||
38 | Шесть песен
|
1916 |
Хронологическая последовательность
[ редактировать ]Составленный | Опус | Заголовок | Инструментарий |
---|---|---|---|
1885 | Романс ля минор | скрипка и фортепиано | |
1886 | Транскрипция Чайковского: Симфония Манфреда | дуэт фортепиано | |
1886 | Обучение на F♯ мажоре | фортепиано | |
1887 | Ленто ре минор | фортепиано | |
1887 | Четыре пьесы: Романс, Прелюдия, Мелодия, Гавот. | фортепиано | |
1887 | Скерцо ре минор | оркестр | |
1888 | Три ноктюрна: Andante cantabile, Andante maestoso-Allegro assai, Andante. | фортепиано | |
1888 | Эсмеральда | опера | |
1889 | Концерт до минор | фортепиано и оркестр | |
1890 | Струнный квартет №1: Романс (Анданте Эспрессиво), Скерцо (Аллегро) | две скрипки, альт и виолончель | |
1890 | Ложь | виолончель и фортепиано | |
1890 | Мелодия на тему Рахманинова | скрипка/виолончель и фортепиано | |
1890–1 | 1 | Концерт для фортепиано с оркестром № 1 фа ♯ минор в редакции 1917 г. | концертное фортепиано |
1890–1 | Транскрипция Чайковского: Спящая красавица. | дуэт фортепиано | |
1890–1 | Две пьесы (Вальс, Романс) | фортепиано в шесть рук | |
1890 | «У ворот святой обители» | сольный голос и фортепиано | |
1890 | "Я ничего тебе не скажу" | сольный голос и фортепиано | |
1890 | Боже мой | шестичастный смешанный хор | |
1890–1 | Манфред, симфоническая поэма | оркестр | |
1891 | Фуга ре минор | фортепиано | |
1891 | Сюита ре минор | оркестр, фортепиано соло | |
1891 | Молодежная симфония | оркестр | |
1891 | Князь Ростислав, симфоническая поэма | оркестр | |
1891 | Two monologues from Boris Godunov , opera by Mussorgsky | сольный голос и фортепиано | |
1891 | «Это было в апреле» | сольный голос и фортепиано | |
1891 | «Наступили сумерки» | сольный голос и фортепиано | |
1891 | Прелюдия фа мажор | фортепиано | |
1891 | Симфоническая часть ре минор | оркестр | |
1891 | Русская Рапсодия | два фортепиано | |
1891–2 | 2 | Две пьесы (Прелюдия, Восточный танец) | виолончель и фортепиано |
1892 | Элегическое трио соль минор | скрипка, виолончель и фортепиано | |
1892 | Студент | опера | |
1892 | 3 | Пять кусочков фэнтези | фортепиано |
№ 1, Элегия ми ♭ минор | |||
№ 2, Прелюдия до ♯ минор | |||
Нет. 3, Мелодия ми мажор (переработка 1940 г.) | |||
№ 4, Полишинель | |||
№ 5, Серенада (переработка 1940 г.) | |||
1893 | «Опять ты волнуешься, сердце мое» | сольный голос и фортепиано | |
1893 | «Песня разочарованных». | сольный голос и фортепиано | |
1893 | «Ты помнишь тот вечер?» | сольный голос и фортепиано | |
1893 | «Цветок умер» | сольный голос и фортепиано | |
1893 | О Богородица, непрестанно молящаяся | смешанный хор | |
1893 | 4 | Шесть песен | сольный голос и фортепиано |
«О нет, я прошу тебя, не уходи!» | |||
"Утро" | |||
«В тишине тайной ночи» | |||
«Не пой, о прекрасная» | |||
«Жатва скорби» | |||
«Это было не так давно, мой друг» | |||
1893 | 5 | Сюита № 1 (или фантазийные картины) | два фортепиано |
1893 | 6 | Две салонные пьесы (Романс, Венгерский танец) | скрипка и фортепиано |
1893 | 7 | «Скала», симфоническая поэма | оркестр |
1893 | 8 | Шесть песен | |
«Водяная лилия» | |||
«Дитя мое, твоя красота — красота цветка» | |||
«Мысли, размышления» | |||
«Я влюбился до своей печали» | |||
"Мечта" | |||
«Молитва» | |||
1893 | 9 | Элегическое трио № 2 в редакции 1906 г. | фортепиано, скрипка и виолончель |
1893–4 | 10 | Семь предметов гостиной | фортепиано |
№ 1, Ноктюрн ля минор | |||
№ 2, Вальс ля мажор | |||
нет. 3, Баркарола соль минор | |||
№ 4, Мелодия ми минор | |||
№ 5, Юмореска соль мажор (переработка 1940 г.) | |||
№ 6, Романс фа минор | |||
Ага. 7, Мазурка ре ♭ мажор | |||
1894 | Хор духов | смешанный хор | |
1894 | Песня Соловья | четырехголосный смешанный хор и фортепиано | |
1894 | Романс соль мажор | дуэт фортепиано | |
1894 | 11 | Шесть пьес | дуэт фортепиано |
нет. 1, Баркарола | |||
№ 2, Шутка | |||
№ 3, Русская тема | |||
Нет. 4, Ложь | |||
№ 5, Романтика | |||
От 6. Слава | |||
1894 | Два эпизода Дон Жуана (планируется) [ 2 ] | оркестр | |
1894 | 12 | Богемный каприз | оркестр |
1895 | 13 | Симфония № 1 | оркестр |
1894–6 | 14 | Двенадцать песен | |
"Я жду тебя" | |||
«Маленький остров» | |||
«Как мимолетна радость любви» | |||
«Я был с ней» | |||
«Летние ночи» | |||
«Ты всеми любим» | |||
«Не верь мне, друг» | |||
«Ой, не горюй» | |||
«Она прекрасна, как полдень» | |||
«В моей душе» | |||
«Весенние потоки» | |||
«Пора!» | |||
1895–6 | 15 | Шесть припевов для женских или детских голосов | Женский или детский хор |
Будьте хвалимы | |||
Ночь | |||
Сосна | |||
Волны заснули | |||
Рабство | |||
Ангел | |||
1896 | Струнный квартет № 2: Аллегро Модерато, Анданте, очень выдержанное. | две скрипки, альт и виолончель | |
1896 | Четыре импровизации (с Аренским, Глазуновым, Танеевым) | фортепиано | |
1896 | 16 | Шесть музыкальных моментов | фортепиано |
№ 1 Андантино си ♭ минор | |||
№ 2 Аллегретто ми ♭ минор | |||
№ 3 Анданте кантабиле си минор | |||
№ 4 Престо ми минор | |||
№ 5 Адажио сустейн ре ♭ мажор | |||
№ 6 Маэстосо до мажор | |||
1896 | Транскрипция Глазунова: Симфония № 6 | дуэт фортепиано | |
1899 | Фантазия соль минор | фортепиано | |
1899 | Фугетта фа мажор | фортепиано | |
1899 | Пантелей Целитель | смешанный хор | |
1899 | «Ты икала?» | сольный голос и фортепиано | |
1900 | "Ночь" | сольный голос и фортепиано | |
1900 | Парафраз Бизе: Менуэт из «Арлезианки» в редакции 1922 года. | фортепиано | |
1900–1 | 17 | Люкс № 2 | два фортепиано |
1900–1 | 18 | Концерт для фортепиано с оркестром № 2 до минор | концертное фортепиано |
1901 | 19 | Соната для виолончели соль минор | виолончель и фортепиано |
1902 | 20 | Весенняя кантата | баритон соло, хор и оркестр |
1900–2 | 21 | Двенадцать песен | |
"Судьба" | |||
«У свежей могилы» | |||
«Сумерки» | |||
«Они ответили» | |||
"Сирень" | |||
«Отрывок из оперы Мюссе» | |||
"Как мирно" | |||
«О смерти коноплянки» | |||
"Мелодия" | |||
«Перед иконой» | |||
«Я не Пророк» | |||
"Как мне больно" | |||
1903 | 22 | Вариации на тему Шопена | фортепиано |
1901–3 | 23 | Десять прелюдий | фортепиано |
№ 1, фа ♯ минор | |||
№ 2, си ♭ мажор | |||
№ 3, ре минор | |||
№ 4, ре мажор | |||
№ 5, соль минор | |||
№ 6, ми ♭ мажор | |||
№ 7, до минор | |||
№ 8, ля ♭ мажор | |||
№ 9, ми ♭ минор | |||
№ 10, соль ♭ мажор | |||
1903–5 | 24 | Скупой рыцарь | опера |
1904–5 | 25 | Франческа из Римини | опера |
1906 | Саламбо (по прогнозу) | опера | |
1906 | Итальянская полька | дуэт фортепиано | |
1906 | 26 | Пятнадцать песен | |
«Звуков много» | |||
«Все было взято у меня» | |||
«Мы отдохнем» | |||
«Два прощания» | |||
«Давай уйдем, моя сладкая» | |||
«Христос воскрес» | |||
«Детям» | |||
«Проси о пощаде» | |||
«Я снова один» | |||
«У моего окна» | |||
"Фонтан" | |||
«Ночь печальна» | |||
«Вчера мы встретились» | |||
"Кольцо" | |||
«Все проходит» | |||
1906–7 | 27 | Симфония № 2 | оркестр |
1906–8 | Монна Ванна (незаконченный) | опера | |
1908 | 28 | Соната для фортепиано № 1 ре минор | фортепиано |
1908 | «Письмо Станиславскому». | ||
1909 | 29 | «Остров мертвых», симфоническая поэма | оркестр |
1909 | 30 | Концерт для фортепиано с оркестром № 3 ре минор | концертное фортепиано |
1910 | 31 | Литургия святителя Иоанна Златоуста | смешанный хор без сопровождения |
1910 | 32 | Тринадцать прелюдий | фортепиано |
№ 1, до мажор | |||
№ 2, си ♭ минор | |||
№ 3, ми мажор | |||
№ 4, ми минор | |||
№ 5, соль мажор | |||
№ 6, фа минор | |||
№ 7, фа мажор | |||
№ 8, ля минор | |||
№ 9 ля мажор | |||
№ 10, си минор | |||
№ 11, си мажор | |||
№ 12, соль ♯ минор | |||
№ 13, ре ♭ мажор | |||
1911 | Транскрипция Франца Бера : Lachtäubchen , Op. 303 (опубликовано как Polka de WR ) | фортепиано | |
1911 | 33 | Этюды-Картины | |
№ 1, фа минор | |||
№ 2, до мажор | |||
№ 3, до минор | |||
№ 4, ре минор | |||
№ 5, ми ♭ минор | |||
№ 6, ми ♭ мажор | |||
№ 7, соль минор | |||
№ 8, до ♯ минор | |||
1910–2 | 34 | Четырнадцать песен | |
"Муза" | |||
«В душе каждого из нас» | |||
"Шторм" | |||
«Мигрирующий ветер» | |||
«Арион» | |||
«Воскрешение Лазаря» | |||
«Этого не может быть» | |||
"Музыка" | |||
"Ты знал его" | |||
«Я помню тот день» | |||
"Вестник" | |||
«Какое счастье» | |||
«Диссонанс» | |||
1913 | 35 | Колокола | солисты, хор и оркестр |
1913 | 36 | Соната для фортепиано № 2 си-бемоль минор в редакции 1931 г. | фортепиано |
1915 | «Вокализ» (включен в соч. 34 под № 14) | сольный голос и фортепиано | |
1915 | «Из Евангелия от Иоанна» | сольный голос и фортепиано | |
1915 | 37 | Всенощное бдение | смешанный хор без сопровождения |
1916 | «Молитва» | сольный голос и фортепиано | |
1916 | «Все хочет петь» | сольный голос и фортепиано | |
1916 | 38 | Шесть песен | |
«Ночью в моем саду» | |||
"К ней" | |||
"Ромашки" | |||
"Крысолов" | |||
"Спать" | |||
«А-у!» | |||
1916 | 39 | Этюды-Картины | фортепиано |
№ 1, до минор | |||
№ 2, ля минор | |||
№ 3, фа ♯ минор | |||
№ 4, си минор | |||
№ 5, ми ♭ минор | |||
№ 6, ля минор | |||
№ 7, до минор | |||
№ 8, ре минор | |||
№ 9, ре мажор | |||
1917 | Четыре пьесы (Прелюдия ре минор, Фортепианная пьеса ля-бемоль мажор, Восточный эскиз, Фрагменты) | фортепиано | |
1918 | Парафраз Джона Стаффорда Смита: Звездно-полосатое знамя | фортепиано | |
1919 | Каденция для Листа: Венгерская рапсодия № 2 | фортепиано | |
1921 | Парафраз Крейслера: Страдания любви | фортепиано | |
1923 | Парафраз Мусоргского: Гопак из «Сорочинской ярмарки» | фортепиано | |
1925 | Парафраз Шуберта: Куда? (Д795/2) | фортепиано | |
1925 | Парафраз Крейслера: Либесфрейд | фортепиано | |
1926 | Парафраз Мусоргского: Гопак из «Сорочинской ярмарки» | фортепиано и скрипка | |
1926 | 40 | Концерт для фортепиано с оркестром № 4 соль минор в редакции 1941 г. | концертное фортепиано |
1927 | 41 | Три русские песни | хор и оркестр |
1929 | Парафраз Римского-Корсакова: Полет шмеля | фортепиано | |
1931 | 42 | Вариации на тему Корелли | фортепиано |
1933 | Парафраз Мендельсона: Скерцо из оперы «Сон в летнюю ночь» | фортепиано | |
1934 | Парафраз Баха: части из Партиты №3 ми мажор (BWV 1006) | фортепиано | |
1934 | 43 | Рапсодия на тему Паганини | фортепиано и оркестр |
1936 | 44 | Симфония № 3 | оркестр |
1940 | 45 | Симфонические танцы | оркестр |
1941 | Парафраз Чайковского: Колыбельная | фортепиано | |
Источники
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Рамер, Доминик (24 июня 2014 г.). «Без слов, но с предисловием – что нового в «Вокализе» Сергея Рахманинова » . www.henle.de/блог . Проверено 15 ноября 2022 г.
- ^ Мартин, Барри (5 июля 2017 г.). Рахманинов: композитор, пианист, дирижер . п. 104. ИСБН 9781351552424 .
Ссылки
[ редактировать ]- Бертенссон, Сергей; Джей Лейда (2001). Сергей Рахманинов: Вся жизнь в музыке . Блумингтон , Индиана : Университет Индианы . ISBN 0-253-21421-1 .
- Харрисон, Макс (2006). Рахманинов: Жизнь, творчество, записи . Лондон : Континуум . ISBN 0-8264-9312-2 .
- Норрис, Джеффри (1993). Великие музыканты: Рахманинов . Нью-Йорк : Книги Ширмера . ISBN 0-02-870685-4 .
- Рэндел, Дон М. (1999). Гарвардский краткий словарь музыки и музыкантов . Кембридж , Массачусетс : Издательство Гарвардского университета (Белкнап). ISBN 0-674-00978-9 .
- Серов, Виктор Ильич (1950). Рахманинов . Нью-Йорк , Нью-Йорк : Саймон и Шустер . OCLC 253711744 .