Хоровой концерт

The choral concerto ( Russian : хоровой концерт , romanized : khorovoy kontsert , Ukrainian : Хоровий концерт , romanized : khoroviy kontsert ), occasionally known as vocal concerto [ нужна ссылка ] или церковный концерт [ нужна ссылка ] ) — жанр духовной музыки , возникший в Российской империи в середине XVII века и остававшийся популярным до начала XIX века. [ 1 ] Хоровые концерты — это короткие композиции для голосов без сопровождения , обычно состоящие из нескольких отдельных частей с редкими сольными интерлюдиями. [ 2 ] Текст композиций обычно выбирался из псалмов и других библейских текстов, а иногда и из праздничных сцен . Хоровые концерты предназначались для богослужебного использования; их пели в тот момент Божественной литургии , когда священнослужители принимали Святое Причастие , перед Причастием верующих . [ 2 ]
Несмотря на свое название, они не обязательно должны соответствовать концертному стилю западной классической музыки . Произведения были чрезвычайно разнообразны по стилю и включали в себя такие разнообразные элементы, как народная музыка , популярная песня, танец и маршевая музыка ; [ 3 ] эта адаптивность способствовала долговечности и популярности хорового концерта как жанра. [ 4 ]
Фон
[ редактировать ]Восточно-христианская литургическая музыка имеет древние византийские корни, с особым упором на песнопения . Такие традиции, как русский знаменный распев , украинский киевский распев и карпато-русинское простопиние , уникальны в христианском мире и являются отличительной чертой русской, украинской и карпато-русинской литургической музыки. [ 5 ]
Священные песнопения и полифонию (многочастное пение), встречающуюся во многих народных и светских музыкальных произведениях, было трудно совместить. [ 6 ] Восточные церкви со временем ослабили ограничения на исполнение полифонического пения, и в семнадцатом веке начала развиваться многочастная церковная музыка. Однако запрет Греческой православной церкви на использование музыкальных инструментов в церкви остался в силе. [ 3 ] Этот запрет был вызван желанием остаться верным древней византийской традиции пения а капелла.
В долгом восемнадцатом веке , [ 1 ] Православная церковная музыка в Российской империи пережила период вестернизации ; этому способствовало почти повсеместное распространение итальянской музыки, [ 7 ] как и передача полифонического пения из католической Польши и Литвы православным христианам и византийским католикам в Украине и России. [ 5 ] Популярность этой музыки, а также широкое распространение полифонической церковной музыки привели к почти полному прекращению использования традиционного песнопения.
Рост национализма способствовал более глубокому интересу к народной музыке как с идеологической, так и с эстетической точки зрения. В восемнадцатом веке народные мелодии были включены в так называемые «высокие жанры», такие как симфонии , кантаты , оратории и оперы-серии . Однако стремление создать высокий « паралитургический » жанр, сравнимый с западноевропейскими мессами , реквиемами и страстями , осталось нереализованным. [ 3 ]
Разработка
[ редактировать ]Жанр хоровых концертов развился в результате запрета на использование инструментов, возникновения полифонии как высшей формы вокальной музыки, почти упадка традиционного распева и требований российского императорского двора к « высокому искусству » в священная музыка. Сочетая популярные духовные песни с элементами западной классической музыки, полифония стала уникальной формой, «не имеющей замены или альтернативы». [ 8 ] Хотя оно развивалось в России, из-за присутствия итальянских, а также придворных композиторов, получивших итальянское образование, полифонию и хоровой концерт также называли «полностью западными ... в отличие от характера предыдущей русской музыки». [ 5 ]
Композиторы
[ редактировать ]Хоровые концерты впервые приобрели популярность в 1760-е годы, в эпоху русского Просвещения . [ 9 ] Максим Березовский был первым выдающимся композитором этого жанра, включив в репертуар не менее 18 концертов. Среди других композиторов был Степан Дегтярев , четыре концерта которого исполняются до сих пор. [ 10 ] Artemy Vedel composed many choral concertos, the best known being Na rekakh Vavilonskikh (" By the waters of Babylon ").
Наиболее плодовитым автором хоровых концертов был Дмитрий Бортнянский , получивший образование в Италии . Он сочинил 35 концертов для одиночного припева, 10 концертов для двойного припева и 14 «концертоподобных» постановок Тайбе Бога Хвалим (той самой молитвы, называемой на Западе « Те Деум »). [ 11 ] Петр Ильич Чайковский , которому в 1881 году было поручено редактировать обширное творчество Бортнянского, с сожалением спросил: «О, этот Бортнянский! Почему он так много написал?!» [ 12 ] Бортнянский сочинял на протяжении 1780-х и 1790-х годов, став мастером гибкого жанра. [ 4 ] Его последние концерты, написанные в 1810-х годах, совпали с упадком чрезвычайной популярности этого жанра. [ 13 ]
После смерти Бортнянского пожертвования в эту область были ограничены. Алексей Львов написал 5 хоровых концертов, ни один из которых сегодня не известен. Однако несколько постных текстов он поставил в манере, связавшей стиль Бортнянского с ранней романтической чувствительностью. [ 14 ] Александр Архангельский сочинил 20 концертов в подобном «эмоционально наполненном стиле».
Павел Чесноков , Александр Кастальский , Александр Гречанинов , Максимилиан Штейнберг и Сергей Рахманинов были среди многих композиторов позднего царского и раннего советского времени, которые продолжили традицию хоровых концертов. Под их мощностью форма расширилась в выразительности и пропорциях. [ 15 ]
Поздние хоровые концерты
[ редактировать ]Ряд более поздних русских композиторов отдавали дань уважения старинному стилю хоровых концертов. Предоставляется выбранный список.
- 1911: Страстная неделя Павла Гречанинова
- 1921–1926: Страстная неделя Штейнберга Максимилиана .
- 1970: Lebyodushka , Vadim Salmanov . Won the state Glinka Prize. [ 16 ]
- 1973: Concerto in Memory of Alexander Yurlov , Georgy Sviridov . [ 17 ]
- 1984–85: Концерт для смешанного хора , Альфред Шнитке . Исполняется на тексты из Армянского молитвенника святителя Григория Нарека . [ 18 ]
- 1990: Покаянный псалом , Владимир Тарнопольский . На основе католической тематики. [ 19 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Рицарев 2006 , с. 10.
- ^ Перейти обратно: а б Morozan 2013 , p. 436.
- ^ Перейти обратно: а б с Рицарев 2012 , с. 41.
- ^ Перейти обратно: а б Рицарев 2006 , с. 160.
- ^ Перейти обратно: а б с Frolova-Walker 2004 , p. 123.
- ^ Ритзарев 2006 , с. 23.
- ^ Ритзарев 2012 , стр. 40–41.
- ^ Ритзарев 2006 , с. 7.
- ^ Ритзарев 2006 , с. 79.
- ^ Morozan 2013 , p. 147.
- ^ Morozan 2013 , p. 437.
- ^ Сильвестр 2002 , стр. 151.
- ^ Ритзарев 2006 , с. 304.
- ^ Morozan 2013 , pp. 437–438.
- ^ Morozan 2013 , pp. 438–440.
- ^ Рэндел 1996 , с. 780.
- ^ Унгер 2010 , стр. 426.
- ^ Холопова 1997 , с. 139.
- ^ Ценова 1997 , с. 258.
Ссылки
[ редактировать ]- Фролова-Уокер, Марина (2004). «Музыка для души?». Во Франклине, Саймон ; Виддис, Эмма (ред.). Национальная идентичность в русской культуре: Введение . ISBN 9780521024297 .
- Холопова, Валентина (1997). «Лабиринты творчества Романа Леденёва». У Валерии Ценовой (ред.). Андеграундная музыка бывшего СССР . ISBN 9783718658213 .
- Морозан, Владимир (2013). «Русский хоровой репертуар». В Ди Грации, Донна М. (ред.). Хоровая музыка XIX века . ISBN 9781136294099 .
- Рэндел, Дон М. (1996). Гарвардский биографический словарь музыки . Издательство Гарвардского университета. ISBN 9780674372993 .
- Рицарева, Марина (2006). Русская музыка XVIII века . ISBN 9780754634669 .
- Рицарева, Марина (2012). «Между Полем и Салоном». В Шейнберге, Эсти (ред.). Музыкальная семиотика: сеть значений . ISBN 9781409411024 .
- Шрок, Деннис (2009). Хоровой репертуар . ISBN 9780199886876 .
- Сильвестр, Ричард Д. (2002). Полное собрание песен Чайковского: Сопровождение с текстами и переводами . ISBN 0253216761 .
- Ценова, Валерия (1997). «Культурология» Владимира Тарнопольского». Ценова Валерия (ред.). Андеграундная музыка бывшего СССР . ISBN 9783718658213 .
- Унгер, Мелвин П. (2010). Исторический словарь хоровой музыки . ISBN 9780810873926 .