Jump to content

Хоровой концерт

Дмитрий Бортнянский (1751-1825) был самым плодовитым автором хоровых концертов.

The choral concerto ( Russian : хоровой концерт , romanized khorovoy kontsert , Ukrainian : Хоровий концерт , romanized khoroviy kontsert ), occasionally known as vocal concerto [ нужна ссылка ] или церковный концерт [ нужна ссылка ] ) — жанр духовной музыки , возникший в Российской империи в середине XVII века и остававшийся популярным до начала XIX века. [ 1 ] Хоровые концерты — это короткие композиции для голосов без сопровождения , обычно состоящие из нескольких отдельных частей с редкими сольными интерлюдиями. [ 2 ] Текст композиций обычно выбирался из псалмов и других библейских текстов, а иногда и из праздничных сцен . Хоровые концерты предназначались для богослужебного использования; их пели в тот момент Божественной литургии , когда священнослужители принимали Святое Причастие , перед Причастием верующих . [ 2 ]

Несмотря на свое название, они не обязательно должны соответствовать концертному стилю западной классической музыки . Произведения были чрезвычайно разнообразны по стилю и включали в себя такие разнообразные элементы, как народная музыка , популярная песня, танец и маршевая музыка ; [ 3 ] эта адаптивность способствовала долговечности и популярности хорового концерта как жанра. [ 4 ]

Восточно-христианская литургическая музыка имеет древние византийские корни, с особым упором на песнопения . Такие традиции, как русский знаменный распев , украинский киевский распев и карпато-русинское простопиние , уникальны в христианском мире и являются отличительной чертой русской, украинской и карпато-русинской литургической музыки. [ 5 ]

Священные песнопения и полифонию (многочастное пение), встречающуюся во многих народных и светских музыкальных произведениях, было трудно совместить. [ 6 ] Восточные церкви со временем ослабили ограничения на исполнение полифонического пения, и в семнадцатом веке начала развиваться многочастная церковная музыка. Однако запрет Греческой православной церкви на использование музыкальных инструментов в церкви остался в силе. [ 3 ] Этот запрет был вызван желанием остаться верным древней византийской традиции пения а капелла.

В долгом восемнадцатом веке , [ 1 ] Православная церковная музыка в Российской империи пережила период вестернизации ; этому способствовало почти повсеместное распространение итальянской музыки, [ 7 ] как и передача полифонического пения из католической Польши и Литвы православным христианам и византийским католикам в Украине и России. [ 5 ] Популярность этой музыки, а также широкое распространение полифонической церковной музыки привели к почти полному прекращению использования традиционного песнопения.

Рост национализма способствовал более глубокому интересу к народной музыке как с идеологической, так и с эстетической точки зрения. В восемнадцатом веке народные мелодии были включены в так называемые «высокие жанры», такие как симфонии , кантаты , оратории и оперы-серии . Однако стремление создать высокий « паралитургический » жанр, сравнимый с западноевропейскими мессами , реквиемами и страстями , осталось нереализованным. [ 3 ]

Разработка

[ редактировать ]

Жанр хоровых концертов развился в результате запрета на использование инструментов, возникновения полифонии как высшей формы вокальной музыки, почти упадка традиционного распева и требований российского императорского двора к « высокому искусству » в священная музыка. Сочетая популярные духовные песни с элементами западной классической музыки, полифония стала уникальной формой, «не имеющей замены или альтернативы». [ 8 ] Хотя оно развивалось в России, из-за присутствия итальянских, а также придворных композиторов, получивших итальянское образование, полифонию и хоровой концерт также называли «полностью западными ... в отличие от характера предыдущей русской музыки». [ 5 ]

Композиторы

[ редактировать ]

Хоровые концерты впервые приобрели популярность в 1760-е годы, в эпоху русского Просвещения . [ 9 ] Максим Березовский был первым выдающимся композитором этого жанра, включив в репертуар не менее 18 концертов. Среди других композиторов был Степан Дегтярев , четыре концерта которого исполняются до сих пор. [ 10 ] Artemy Vedel composed many choral concertos, the best known being Na rekakh Vavilonskikh (" By the waters of Babylon ").

Наиболее плодовитым автором хоровых концертов был Дмитрий Бортнянский , получивший образование в Италии . Он сочинил 35 концертов для одиночного припева, 10 концертов для двойного припева и 14 «концертоподобных» постановок Тайбе Бога Хвалим (той самой молитвы, называемой на Западе « Те Деум »). [ 11 ] Петр Ильич Чайковский , которому в 1881 году было поручено редактировать обширное творчество Бортнянского, с сожалением спросил: «О, этот Бортнянский! Почему он так много написал?!» [ 12 ] Бортнянский сочинял на протяжении 1780-х и 1790-х годов, став мастером гибкого жанра. [ 4 ] Его последние концерты, написанные в 1810-х годах, совпали с упадком чрезвычайной популярности этого жанра. [ 13 ]

После смерти Бортнянского пожертвования в эту область были ограничены. Алексей Львов написал 5 хоровых концертов, ни один из которых сегодня не известен. Однако несколько постных текстов он поставил в манере, связавшей стиль Бортнянского с ранней романтической чувствительностью. [ 14 ] Александр Архангельский сочинил 20 концертов в подобном «эмоционально наполненном стиле».

Павел Чесноков , Александр Кастальский , Александр Гречанинов , Максимилиан Штейнберг и Сергей Рахманинов были среди многих композиторов позднего царского и раннего советского времени, которые продолжили традицию хоровых концертов. Под их мощностью форма расширилась в выразительности и пропорциях. [ 15 ]

Поздние хоровые концерты

[ редактировать ]

Ряд более поздних русских композиторов отдавали дань уважения старинному стилю хоровых концертов. Предоставляется выбранный список.

Примечания

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1e315c326420f4f215363db0f58f92f5__1693533780
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1e/f5/1e315c326420f4f215363db0f58f92f5.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Choral concerto - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)