Jump to content

Опера была бы

Карикатура на исполнение оперы Генделя « Флавио » с участием трех самых известных певцов оперной серии своего времени: Сенезино слева, дивы Франчески Куццони в центре и любящего искусство кастрата Гаэтано Беренштадта справа.

Опера была бы ( Итальянское произношение: [ˈɔːpera ˈsɛːrja] ; множественное число: оперная серия ; обычно называемая dramma per musica или melodramma serio ) — итальянский музыкальный термин, обозначающий благородный и «серьёзный» стиль итальянской оперы , преобладавший в Европе с 1710-х годов примерно до 1770 года. Сам термин в то время использовался редко и лишь достиг широкое использование, когда опера-серия вышла из моды и стала рассматриваться как своего рода исторический жанр. Популярным конкурентом Opera seria была Opera Buffa , «комическая» опера, заимствованная из импровизационной комедии дель арте .

Итальянская опера-серия (неизменно по итальянским либретто ) ставилась не только в Италии , но почти по всей Европе и за ее пределами (см., например, «Опера в Латинской Америке» , «Опера на Кубе »). Среди основных центров Европы были придворные оперы, базирующиеся в Варшаве (с 1628 г.), Мюнхене (основан в 1653 г.), Лондоне (основан в 1662 г.), Вене (твердо основан в 1709 г.; первое оперное представление: Il pomo d'oro , 1668). , Дрезден (с 1719 года), а также другие немецкие резиденции , Санкт-Петербург (итальянская опера достигла России в 1731 году, первые оперные площадки последовали примерно в 1742 году ), Мадрид (см. Испанскую оперу ) и Лиссабон . Opera seria национальному жанру французской оперы (или трагедии в музыке была менее популярна во Франции, где предпочтение отдавалось ).

Среди признанных композиторов оперной серии были Антонио Кальдара , Алессандро Скарлатти , Джордж Фридрих Гендель , Антонио Вивальди , Никола Порпора , Леонардо Винчи , Иоганн Адольф Хассе , Леонардо Лео , Бальдассаре Галуппи , Франческо Фео , Джованни Баттиста Перголези и во второй половине 18 века. Кристоф Виллибальд Глюк , Никколо Йоммелли , Томмазо Траэтта , Йозеф Мысливечек , Йозеф Гайдн , Иоганн Христиан Бах , Карл Генрих Граун , Антонио Сальери , Антонио Саккини , Джузеппе Сарти , Никколо Пиччинни , Джованни Паизиелло , Доменико Чимароза и Вольфганг Амадей Моцарт . Безусловно, самым успешным либреттистом той эпохи был Метастазио , другими были Апостол Дзено , Бенедетто Памфили , Сильвио Стампилья , Антонио Сальви , Пьетро Париати , Пьетро Оттобони , Стефано Бенедетто Паллавичино , Никола Франческо Хайм , Доменико Лалли , Паоло Антонио Ролли , Джованни Клаудио Пасквини. Раньери де Кальзабиджи и Джованни Амброджо Мильявакка .

Структура

[ редактировать ]

Opera seria построена на традициях эпохи высокого барокко путем развития и использования да капо арии с ее формой A–B–A. Первый раздел представлял собой тему, второй – дополняющую, третий – повторение первого с украшением и проработкой музыки певцом. По мере развития жанра и увеличения длины арий типичная оперная серия содержала не более тридцати музыкальных частей. [1]

Типичная опера начинается с инструментальной увертюры из трех частей (быстро-медленно-быстро), а затем идет серия речитативов, содержащих диалоги, перемежающиеся ариями, выражающими эмоции персонажа, и этот образец нарушается лишь случайным дуэтом ведущей любовной пары. . Речитатив обычно был секко : то есть сопровождался только континуо (обычно клавесин , теорба и виолончель, иногда сопровождаемые дополнительными басовыми и аккордовыми инструментами). В моменты особенно бурной страсти секко заменялся речитативом строментато (или аккомпаньято ), где певца сопровождал весь корпус струнных. После исполнения арии в сопровождении струнных и гобоя (а иногда и валторн или флейт) персонаж обычно уходил со сцены, побуждая публику аплодировать. Это продолжалось три акта, а затем завершилось оптимистичным припевом, отмечающим ликующую кульминацию. Каждый из ведущих певцов ожидал свою долю арий разного настроения: грустных, гневных, героических или задумчивых.

Драматургия оперы-сериа развивалась в основном как ответ на французскую критику того, что часто считалось нечистым и развращающим либретто. В ответ расположенная в Риме Академия Аркадии стремилась вернуть итальянскую оперу к тому, что они считали неоклассическими принципами, подчиняясь классическим единствам драмы, определенным Аристотелем , и заменяя «аморальные» сюжеты, такие как сюжет Бузенелло для L'incoronazione. ди Поппеа , с высоконравственными повествованиями, целью которых было не только развлечение, но и наставление. Однако часто трагические финалы классической драмы отвергались из чувства приличия: ранние авторы либретто оперных серий, такие как Апостол Дзенон, считали, что добродетель должна быть вознаграждена и показана торжествующей, в то время как антагонисты должны были быть отправлены на путь раскаяния. . Спектакль и балет, столь распространенные во французской опере, были изгнаны. [1]

Эпоха Opera seria совпала с ростом известности кастратов , часто чрезвычайно одаренных певцов-мужчин, которые подверглись кастрации до полового созревания, чтобы сохранить высокий, мощный голос сопрано или альт, подкрепленный десятилетиями строгого музыкального обучения. Им были предложены героические мужские роли вместе с другим новым поколением оперных существ — примадонной . Появление этих звездных певцов с выдающимися техническими навыками побудило композиторов писать все более сложную вокальную музыку, и многие оперы того времени были написаны как средство передвижения для конкретных певцов. Из них самым известным, пожалуй, является Фаринелли , дебютом которого в 1722 году руководил Никола Порпора . Хотя Фаринелли не пел у Генделя, это пел его главный соперник Сенезино . [2]

Якопо Амигони : Певец Фаринелли с друзьями (среди которых Метастазио ), ок. 1752 ( Национальная галерея Виктории , Мельбурн)

Opera seria приобрела окончательную форму в начале 1720-х годов. Хотя Апостоло Зенон и Алессандро Скарлатти проложили путь, по-настоящему этот жанр получил свое развитие только благодаря Метастазио и более поздним композиторам. Карьера Метастазио началась с серенаты Gli orti esperidi («Сады Гесперид » ). Никола Порпора (много позже ставший учителем Гайдна ) положил произведение на музыку, и успех был настолько велик, что знаменитая римская примадонна , Марианна Булгарелли «Романина», разыскала Метастазио и взяла его на работу. ее протеже. Под ее крылом Метастазио создавал либретто за либретто, и они были быстро установлены величайшими композиторами Италии и Австрии, устанавливая транснациональный тон оперной серии : Didone abbandonata , Catone in Utica , Ezio , Alessandro nelle Indie , Semiramine riconosciuta , Siroe и Артасерс . После 1730 года поселился в Вене и написал еще либретто для императорского театра, вплоть до середины 1740-х годов: «Адриано в Сирии» , «Деметрио» , «Иссипиле [ де , «Демофонте» , «Олимпиада». , «Милосердие Тито» , «Ахилле в Сиро» , «Темистокл» , «Пастух» и то, что он считал своим лучшим либретто, «Аттилио Реголо [ де . Для либретто Метастазио и его подражатели обычно использовали драмы с участием классических персонажей античности, наделенных княжескими ценностями и нравственностью, борющихся с конфликтами между любовью, честью и долгом, элегантным и витиеватым языком, который мог быть исполнен одинаково хорошо как опера, так и не -музыкальная драма. С другой стороны, Гендель, работая далеко за пределами основного жанра, поставил для своей лондонской аудитории лишь несколько либретто «Метастазио», предпочитая большее разнообразие текстов.

В это время ведущими композиторами-метастазианцами были Хассе, Кальдара , Винчи, Порпора и Перголези . Обстановки Винчи Didone abbandonata и Artaserse получили высокую оценку за их речитатив stromento , и он сыграл решающую роль в установлении нового стиля мелодии. Хассе, напротив, предпочитал более сильный аккомпанемент и в то время считался более предприимчивым из двоих. Перголези отличался лиризмом. Главной задачей для всех было добиться разнообразия, отхода от шаблона речитативо секко и арии да капо . Помогли изменчивые настроения либретто Метастазио, а также новшества, внесенные композитором, такие как речитатив строменто или нарезка ритурнели . В этот период выбор тональностей для отражения определенных эмоций стал стандартизированным: ре минор стал ключом выбора для типичной «гневной» арии композитора , тогда как ре мажор для пышности и бравуры, соль минор для пасторального эффекта и ми-бемоль для патетического эффекта стали обычные варианты. [3]

Иллюстрация из партитуры Глюка издания 1764 года. « Орфея и Эвридики»

После пика популярности метастазианской модели в 1750-х годах она начала убывать. Новые тенденции, популяризированные такими композиторами, как Никколо Джоммелли и Томмазо Траэтта , начали просачиваться в оперу-серию . Итальянский образец чередующихся, резко контрастирующих речитативов и арий начал уступать место идеям французской оперной традиции. В произведениях Джоммелли, начиная с 1740 года, все больше отдавалось предпочтение сопровождающему речитативу и большему динамическому контрасту, а также более заметной роли оркестра при ограничении виртуозных вокальных проявлений. Траэтта вновь представил балет в своих операх и восстановил трагические, мелодраматические финалы классических драм. В его операх, особенно после 1760 года, хору также отводилась большая роль.

Кульминацией этих реформ стали оперы Кристофа Виллибальда Глюка . Начиная с «Орфея и Эвридики» (1762), Глюк резко сократил возможности вокальной виртуозности, предоставляемые певцам, отменил секко -речитатив (тем самым сильно сократив разграничение между арией и речитативом) и позаботился об объединении драмы, танца, музыки и музыки. и театральная практика в синтезе итальянской и французской традиций. Он продолжил свою реформу в Альцесте (1767 г.) и Париде-эд-Елене (1770 г.). Глюк уделял большое внимание оркестровке и значительно увеличил роль хора: он также сильно сократил выходные арии. Лабиринтные сюжеты, которыми была пронизана ранняя опера в стиле барокко, были устранены. В 1768 году, через год после «Альцесты » Глюка , Джоммелли и его либреттист Верази поставили «Фетонте» . Преобладают ансамбль и хор: обычное количество выходных арий сокращено вдвое. Однако по большей части эти тенденции не стали мейнстримом до 1790-х годов, и метастазианская модель продолжала доминировать. [4]

Антон Рааф , немецкий тенор, исполнивший заглавную партию в , Моцарта «Идоменее» здесь исполняющий героическую роль, ок. 1780 г.

Реформы Глюка сделали большинство композиторов оперных серий предыдущих десятилетий устаревшими. Карьеры Хассе, Джоммелли, Галуппи и Траэтты фактически завершились. На смену им пришла новая волна композиторов, таких как Вольфганг Амадей Моцарт , Йозеф Гайдн , Иоганн Христиан Бах , Карл Генрих Граун , Антонио Сальери (ученик Глюка), Антонио Саккини , Джузеппе Сарти , Никколо Пиччинни , Джованни Паизиелло и Доменико Чимароза . Популярность арии да капо начала угасать, ее сменило рондо. Оркестры росли в размерах, арии удлинялись, ансамбли становились более заметными, а речитатив облигато становился одновременно обычным и более сложным. Хотя на протяжении 1780-х годов либретти Метастазио все еще доминировали в репертуаре, новая группа венецианских либреттистов подтолкнула оперную серию в новом направлении. Творчество Гаэтано Сертора и окружавшей его группы окончательно сломило абсолютное господство певцов и дало опере-серии новый толчок к зрелищным и драматическим элементам романтической оперы XIX века. Трагический финал, сценическая смерть и цареубийство стали скорее нормой, чем исключением. К последнему десятилетию века Opera seria , как ее традиционно определяли, по существу мертва, и политические потрясения, спровоцированные Французской революцией, смели ее раз и навсегда. [5]

Социальный контекст

[ редактировать ]

За некоторыми исключениями, Opera seria была оперой двора , монархии и дворянства. Это не универсальная картина: Гендель в Лондоне сочинял не для двора, а для гораздо более социально разнообразной публики, а в Венецианской республике композиторы модифицировали свои оперы так, чтобы они соответствовали вкусам публики, а не придворных. Но по большей части опера-сериа была синонимом придворной оперы. Это влекло за собой ряд условий: двор и особенно монарх требовали, чтобы на сцене отражалось их собственное дворянство. Сюжетные линии Opera seria в значительной степени формируются по этому критерию: «Пастор» отображает славу Александра Великого , а «Милосердие Тито» делает то же самое для римского императора Тита . Властитель в зале наблюдал за своими коллегами из древнего мира и видел, как их великодушное самодержавие делало ему честь.

Этому эффекту способствовали многие аспекты постановки: во время спектаклей и зрительный зал, и сцена были освещены, а декорации почти точно отражали архитектуру дворца, в котором шла опера. Иногда связь между оперой и публикой была еще более тесной: серената Глюка «Il Parnaso confuso» впервые была исполнена в Вене с актерским составом, состоящим из членов королевской семьи. Однако с Французской революцией в Италии произошли серьезные политические потрясения, и по мере того, как были созданы новые, более эгалитарные республики и отпадали старые автократии, аркадские идеалы оперы сериа казались все более неуместными. Правители больше не были свободны от насильственной смерти, и под влиянием новых социальных идеалов иерархия певцов рухнула. Столь значительные социально-политические изменения означали, что Opera seria , столь тесно связанная с правящим классом, закончилась. [6]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б McClymonds & Heartz nd , раздел 1: «Драматургия»
  2. ^ Об этом разделе см. Orrey & Milnes 1987 , p. 72
  3. ^ McClymonds & Heartz nd , раздел 2, 1720–1740.
  4. ^ Общая ссылка на этот раздел: McClymonds & Heartz nd , раздел 3: «1740–1770».
  5. ^ Общая ссылка на этот раздел: McClymonds & Heartz nd , раздел 4: «1770–1780».
  6. ^ Общие ссылки на этот раздел: см. Orrey & Milnes 1987 , Глава 5, особенно стр. 67–84. О влиянии Французской революции на оперную серию см. McClymonds & Heartz nd , раздел 4.

Цитируемые источники

[ редактировать ]
  • МакКлимондс, Марита П.; Харц, Дэниел (nd). «Опера сериал». Гроув Музыка онлайн .
  • Орри, Лесли; Милнс, Родни (1987). Опера: краткая история . Мир искусства, Темза и Гудзон. ISBN  0-500-20217-6 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Браун, Дж. Письма о поэзии и музыке итальянской оперы . Лондон 1789 г., 2 1791.
  • Берт, Натаниэль. «Опера в Аркадии», The Musical Quarterly , xli (1955), стр. 145–70.
  • Дин, Уинтон Гендель и Opera Seria . Беркли, 1969 год.
  • Дент, Э. Дж. «Ансамбли и финалы в итальянской опере XVIII века», Антологии Международного музыкального общества xi (1909–10), 543–69, xii (1910–11), стр. 112–38.
  • Дент, Э.Дж. «Итальянская опера в восемнадцатом веке и ее влияние на музыку классического периода», Sammelbände der Internationalen Musikgesellschaft , xiv (1912–13), стр. 500.
  • Даунс, Э.О., «Неаполитанская традиция в опере», Международное музыковедческое общество: отчет Конгресса , viii, Нью-Йорк, 1961, i, стр. 277–84.
  • Фельдман, М. Опера и суверенитет: трансформация мифов в Италии восемнадцатого века , University of Chicago Press, 2007.
  • Харц, Дэниел . «Опера и периодизация музыки XVIII века», Международное музыковедческое общество: отчет конгресса , Любляна, 1967, стр. 160–68.
  • Ли, В. [В. Пэджет], Исследования восемнадцатого века в Италии , Лондон, 1880 г., 2 1907.
  • МакКлимондс, Марита П. «Роль Венеции в трансформации итальянской оперы Сериа в 1790-е годы», I vicini di Mozart : Venice 1987, стр. 221–40.
  • Робинсон, Майкл Ф. «Ария в Opera Seria, 1725–1780», Труды Королевской музыкальной ассоциации , lxxxviii (1961–2), стр. 107–116. 31–43.
  • Варрак, Джон и Уэст, Юэн. Оксфордский оперный словарь . 1992, ISBN   0-19-869164-5 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: bc60ab9927ef16fb4064034e26e1215b__1690325100
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/bc/5b/bc60ab9927ef16fb4064034e26e1215b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Opera seria - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)