Jump to content

Джованни Баттиста Перголези

Две карикатуры Пьера Леоне Гецци
(«единственные сохранившиеся подлинные портреты») [1]
«Перголезский композитор, приехавший в Рим 20 мая 1734 года»
( Британский музей )
«Синьор Перголезе, неаполитанский композитор, который действительно умен и умер в Неаполе 7 февраля 1736 года, у него сильно пострадала левая нога, из-за чего он хромал)». [4]
( Апостольская библиотека Ватикана )
Два карикатурных эскиза Пьера Леоне Гецци (последний, очевидно, заимствован из первого) — «единственные два дошедших до нас подлинных портрета музыканта. Выраженные черты лица весьма далеки от последующих идеализаций: выраженное уродство [2] также показана левая нога, признак вероятного предшествующего полиомиелита [...]». [3]

Джованни Баттиста Драги (англ. Итальянский: [dʒovanni batista ˈdraːɡi] ; 4 января 1710 г. - 16 или 17 марта 1736 г.), обычно называемый Джованни Баттиста Перголези ( Итальянский: [perɡoleːzi; -eːsi] ), итальянский композитор, скрипач и органист в стиле барокко , ведущий представитель барокко; его считают одним из величайших итальянских музыкантов первой половины XVIII века и одним из важнейших представителей неаполитанской школы.

Несмотря на свою короткую жизнь и несколько лет деятельности (он умер от туберкулеза в 26 лет), ему удалось создать произведения высокой художественной ценности и исторического значения, среди которых мы помним La serva Padrona ( «Служанка, ставшая любовницей ») высочайшее значение для развития и распространения оперы -буффа в Европе имела «Олимпиада» , считающаяся одним из шедевров оперы -серии первой половины восемнадцатого века, [5] и Stabat Mater , среди самых важных произведений духовной музыки всех времен. [6] [7] [8]

Биография

[ редактировать ]
Перголези

Родившийся в Джези на территории нынешней провинции Анкона (но тогда входившей в состав Папской области ), ему обычно давали прозвище «Перголези», демоним, обозначающий на итальянском языке жителей Перголы , Марке, места рождения его предков. Он изучал музыку в Ези у местного музыканта Франческо Санти, а затем отправился в Неаполь в 1725 году, где учился, у Гаэтано Греко и Франческо Фео среди прочего, . Покинув консерваторию в 1731 году, он приобрел известность, исполнив ораторию в двух частях La fenice sul rogo, o vero La morte di San Giuseppe [ it ] («Феникс на костре, или Смерть святого Иосифа»), и священная драма в трех действиях: Li prodigi della divina grazia nella Converte e morte di san Guglielmo duca d'Aquitania («Чудеса божественной благодати в обращении и смерти святого Вильгельма, герцога Аквитанского»). Большую часть своей короткой жизни он провёл, работая на аристократических покровителей, таких как Фердинандо Колонна , принц Стильяно, и Доменико Марцио Карафа , герцог Маддалони.

Перголези был одним из самых важных ранних композиторов оперы-буффа (комической оперы). Его опера-серия , Il prigiionier superbo , содержала двухактное buffa intermezzo , La servapadrona ( «Служанка-госпожа» , 28 августа 1733 года), которое само по себе стало очень популярным произведением. Когда она была исполнена в Париже в 1752 году, она спровоцировала так называемый Querelle des Bouffons («ссора комических актеров») между сторонниками серьезной французской оперы, таких как Жан-Батист Люлли и Жан-Филипп Рамо , и сторонниками новой оперы. Итальянская комическая опера. Во время этой ссоры, разделившей музыкальное сообщество Парижа на два года, Перголези считался образцом итальянского стиля.

Среди других оперных произведений Перголези - его первая опера-серия La Salustia (1732), Lo frate 'nnamorato ( Влюбленный брат , 1732, на текст на неаполитанском языке ), L'Olimpiade (январь 1735) и Il Flaminio (1735, к тексту на неаполитанском языке). Премьеры всех его опер состоялись в Неаполе, за исключением «Олимпиады» , которая впервые была показана в Риме .

Перголези также написал духовную музыку, в том числе мессу фа мажор и три Salve Regina постановки . Постный гимн «Бог милосердия и сострадания» священника -редемпториста Эдмунда Воана чаще всего настраивают на мелодию, адаптированную Перголези. [9] это его Stabat Mater Однако (1736) для сопрано , альта , струнного оркестра и бассо континуо , которое является его самым известным священным произведением. Он был заказан Confraternita dei Cavalieri di San Luigi di Palazzo, который проводил ежегодную медитацию Страстной пятницы в честь Девы Марии. Произведение Перголези заменило произведение, написанное Алессандро Скарлатти в 1724 году, но которое уже воспринималось как «старомодное», настолько быстро изменились общественные вкусы. Несмотря на классический масштаб, начальная часть сеттинга демонстрирует мастерство Перголези в итальянском барочном стиле durezze e ligature , характеризующемся многочисленными приостановками над более быстрой, слитной басовой партией. Произведение оставалось популярным, став самым часто печатаемым музыкальным произведением XVIII века. [10] и был аранжирован рядом других композиторов, в том числе Иоганном Себастьяном Бахом , который реоркестрировал и адаптировал его для немарианского текста в своей кантате Tilge, Höchster, meine Sünden ( «Искорени мои грехи, Высочайший »), BWV 1083.

Перголези написал ряд светских инструментальных произведений, в том числе скрипичную сонату и скрипичный концерт . С тех пор выяснилось, что значительное количество инструментальных и духовных произведений, когда-то приписывавшихся Перголези, было неверно атрибуировано. Многие красочные анекдоты, рассказанные биографом Перголези XIX века Франческо Флоримо , позже оказались мистификациями .

Перголези умер 16 или 17 марта 1736 года в возрасте 26 лет в Поццуоли от туберкулеза и был похоронен во францисканском монастыре через день.

Перголези был героем итальянского биографического фильма 1932 года «Перголези» . Режиссером выступил Гвидо Бриньоне, а Элио Штайнер роль композитора исполнил .

Легенда и посмертная слава

[ редактировать ]
Предполагаемый портрет Перголези, подаренный музыковедом Франческо Флоримо Неаполитанской консерватории в 1874 году. [11]

Если при жизни, несмотря на многочисленные награды, слава Перголези почти исключительно ограничивалась неаполитанской и римской музыкальной средой, то неудивительно, что эта фигура композитора, умершего очень молодым с творческой притчей всего за пять лет и все же способного оставить несколько незабываемых композиций, смог повлиять на поэтов и художников, которые в XIX веке переосмыслили эту фигуру в романтическом ключе.

Как писал историк и путешественник Чарльз Берни :

…с того момента, как стало известно о его смерти, вся Италия проявила острое желание услышать и обладать его произведениями.

Действительно, миф, родившийся по всей Европе вокруг его жизни и творчества после его смерти, представляет собой исключительное явление в истории музыки. Моцарт испытает подобное явление после своей смерти. Так, ему приписывают более трехсот произведений, из которых только около тридцати признаны современной критикой подлинными сочинениями Перголези, что свидетельствует о репутации композитора.

Однако уже в середине XVIII века Перголези стал гораздо более известен, чем был при жизни: как уже говорилось, многочисленные отпечатки его сочинений стали распространяться по Европе. Через несколько лет после смерти Перголези исполнение в Париже в 1752 году оперы «Служанка-падрона» итальянской комической оперной труппы положило начало знаменитому Querelle des Bouffons между защитниками французской музыки и сторонниками оперы -буффа . В частности, для Жан-Жака Руссо свежесть и изящество его музыки были ослепительной демонстрацией превосходства итальянской оперы над французской лирической трагедией . Французский композитор Андре Гретри сказал:

Перголези родился, и правда стала известна!

Прежде всего, нехватка реальной информации о его жизни и творчестве была благодатной почвой для расцвета всевозможных творческих анекдотов. Закралось сомнение, что его трагический конец был вызван не естественными причинами, а отравлением музыкантами, завидовавшими его таланту. [12] Ему приписывали аполлоническую красоту и многочисленные трагические любови.

Из-за этой необычайной посмертной славы каталог его произведений имел непредсказуемую судьбу: в XVIII и XIX веках в Европе распространилась практика публикации под его именем в целях спекуляции любой партитуры, имеющей музыкальный стиль неаполитанского школа. появилось более пятисот композиций К концу XIX века в неофициальном каталоге его произведений . Современные исследования сократили количество сочинений Перголези до менее чем пятидесяти, и из них только двадцать восемь являются произведениями, отцовство которых считается достоверным.

Памятник Джованни Баттисте Перголези в Йези

До сих пор существуют серьезные сомнения в атрибуции различных произведений, даже среди самых известных, таких как Salve Regina фа минор . Несколько музыкальных и пластиночных изданий увековечивают эту неуверенность в авторстве различных сочинений, публикуя от его имени произведения, наверняка написанные другими авторами, такие как арии Set tu m'ami (определенно написанные музыковедом Алессандро Паризотти во второй половине XIX века). века и включенный в один из его сборников барочных арий под именем Перголези) и Tre giorni son che Nina (приписывается Винченцо Легренцио Чампи ) или Магнификат ре мажор, сочиненный его учителем Франческо Дуранте .

Ситуацию крайней неопределенности, которая отличает каталог произведений Перголези, можно легко описать на примере «Пульчинеллы» Игоря Стравинского : написанной в 1920 году как дань стилю композитора из Джези, новейшие музыкальные критики установили, что Для этой композиции использована 21 пьеса, целых 11 приписываются другим авторам (в основном Доменико Галло ), две имеют сомнительную атрибуцию и только восемь (в основном взятые из его опер) могут быть приписаны Перголези.

Работы Перголези на экране

[ редактировать ]

Перголези «Salve Regina» - яркое исполнение в фильме «Фаринелли» (1994), в котором Фаринелли также исполняет Stabat Mater Dolorosa в единственном дуэте. Перголези Первая и последняя части Stabat Mater были использованы в саундтреке к фильму «Иисус Монреальский» (Jésus de Montréal) (1989); пятая часть («Quis est homo») использовалась в саундтреке к фильму « Чувство снега Смиллы» (1997); последняя часть также использовалась в фильме «Амадей» (1984) и в фильме «Зеркало » (1975) Андрея Тарковского . фильму «Кактус» (1986) австралийского режиссера Пола Кокса » Перголези . также используется «Stabat Mater В саундтреке к [13] Ничто не осталось недосказанным В документальном фильме 2016 года « » о Глории Вандербильт и Андерсоне Купере Перголези использовалась последняя часть («Quando Corpus / Amen») из Stabat Mater .

Работает

[ редактировать ]

Стандартный каталог работ Перголези был составлен Марвином Пеймером в 1977 году, в котором каждому предмету был присвоен уникальный номер P, так что, например, широко известный Stabat Mater - P.77. [14]

Духовная музыка

[ редактировать ]

Оркестровая музыка

[ редактировать ]
  • Симфония си-бемоль мажор
  • Симфония ре мажор
  • Симфония фа мажор
  • Симфония соль мажор, P.35
  • Симфония соль минор, P.24c
  • Концерт для флейты соль мажор, P.33 (очень сомнительно)
  • Концерт для флейты и 2-х скрипок ре мажор
  • Концерт для флейты и 2-х скрипок соль мажор
  • Концерт для 2-х клавесинов с оркестром
  • Концерт для скрипки си-бемоль мажор
  • 6 Concerti Armonici для 4-х скрипок, альта и континуо, долгое время приписывавшиеся Перголези, но на самом деле Вассенаер

Клавиатура работает

[ редактировать ]
  • Соната для клавесина ля мажор, P.1
  • Соната для клавесина ре мажор
  • Органная соната фа мажор
  • Органная соната соль мажор

Камерные работы

[ редактировать ]
  • Трио-соната соль мажор, P.12
  • Трио-соната соль минор
  • Неописанное Андантино, для скрипки и фортепиано
  • Соната для скрипки соль мажор
  • Соната №1 соль мажор, для 2-х скрипок
  • Симфония фа мажор, для виолончели и континуо

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Тоскани, Клаудио (2015). «ПЕРГОЛЕЗИ, Иоанн Креститель» . Биографический словарь итальянцев (на итальянском языке). Рим: Институт итальянской энциклопедии . Том 82 . Проверено 10 августа 2023 г.
  2. ^ По-итальянски « anchilosi » (анкилоз), в техническом смысле не используется.
  3. ^ Дорси, Фабрицио; Рауса, Джузеппе (2000). История итальянской оперы (на итальянском языке). Турин: Бруно Мондадори. стр. 126–127. ISBN  88-424-9408-9 .
  4. ^ Карроццо, Марио; Чимагалли, Кристина (2001). История западной музыки (на итальянском языке). Том II: От барокко к венскому классицизму . Рим: Армандо. п. 326. ИСБН  9788860811066 .
  5. ^ «... одна из лучших оперных серий начала восемнадцатого века»: Дональд Джей Граут и Гермин Вайгель Уильямс, Краткая история оперы (quarta edizione), Нью-Йорк, Columbia University Press, 2003, стр. 229, ISBN   978-0-231-11958-0 .
  6. ^ Уилл, Ричард (2004). «Stabat Mater Перголези и политика женской добродетели» (PDF) . Музыкальный ежеквартальный журнал . 87 (3): 570–614. дои : 10.1093/musqtl/gdh021 . Архивировано из оригинала (PDF) 5 июня 2010 года . Проверено 18 января 2023 г.
  7. ^ Стейнберг, Майкл (2006). Хоровые шедевры: Путеводитель для слушателя . Издательство Оксфордского университета, США. п. 115. ИСБН  9780198029212 .
  8. ^ Брук, Барри С. (1983). Перголези: исследования, публикации и выступления . Современное состояние исследований Перголези и его времени. 18–19 ноября 1983 г., Ези, Италия. ISBN  9780918728791 .
  9. ^ «Католическое отступление» . catholicretreats.net . Проверено 16 июня 2019 г.
  10. ^ Хак, Хельмут и Монсон, Дейл Э. " «Перголези, Иоанн Креститель». Grove Music Online (8-е изд.). Издательство Оксфордского университета . 2001. doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.S21325 . ISBN  978-1-56159-263-0 . «. Словарь музыки и музыкантов New Grove . Издательство Оксфордского университета.
  11. ^ Этот портрет недавно иногда приписывали Доменико Антонио Ваккаро (например, Де Симоне, Роберто (2010). Бодуэн, Мариано; Манкузи, Франко (ред.). Посвящение Джован Баттисте Перголези 1710–2010 гг . Неаполь: Гримальди. п. 6. ISBN  978-88-89879-62-7 0 ), что фактически датирует его временем Перголези. Однако до сих пор эта атрибуция не была распространена на сайте Неаполитанского музея-консерватории , где хранится картина, и, как портрет Перголези, она вряд ли совместима с двумя карикатурами Гецци, которые, несомненно, являются подлинными.
  12. ^ Биографии и портреты выдающихся людей Пичено, опубликованные графом Антонио Герколани. 1839, с. 169
  13. ^ «Кактус (1986) – Полное описание» . Классические фильмы Тернера . Проверено 21 июля 2015 г.
  14. ^ Джованни Баттиста Перголези, 1710–1736: тематический каталог Opera Omnia с приложением со списком пропущенных композиций . Марвин Э. Пеймер (Нью-Йорк: Pendragon Press, 1977).
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2e581483872d0c64c2f90a053618a76e__1722355260
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/2e/6e/2e581483872d0c64c2f90a053618a76e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Giovanni Battista Pergolesi - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)