Мануэль де Сумайя
Мануэль де Сумайя или Мануэль де Сумайя (ок. 1678 – 21 декабря 1755) был, пожалуй, самым известным мексиканским композитором колониального периода в Новой Испании . Его музыка представляла собой вершину барокко в Новом Свете . Ему принадлежит честь быть первым человеком в Западном полушарии сочинившим оперу , на итальянском языке под названием «Партенопа» (ныне утерянная). Подобно Антонио Вивальди , Сумайя всю жизнь был активным римско-католическим священником .
Жизнь
[ редактировать ]Мануэль де Сумайя родился в Мехико около 1678 года и умер в Антекерре , Валле-де-Оахака , 21 декабря 1755 года. Точная дата его рождения окончательно не определена. Единственная достоверная информация состоит в том, что он был крещен 14 января 1680 года, как записано в записях о крещении, найденных в Книге крещений метисов, чернокожих и мулатов, а также в Книге крещений испанцев, находящихся в Архиве. Метрополитенской ризницы в Мехико.
Мануэль де Сумайя — мексиканский композитор и органист. Вероятно, он начал свою службу в соборе Мехико около 1690 года, быстро получив признание за свой потрясающий талант. Его имя впервые появилось в документе от 25 мая 1694 года, когда капитул собора предоставил финансовую помощь после преждевременной смерти его отца. Они организовали для него обучение органу у органиста Хосе де Идиакеса и композиции у композитора и маэстро де капилья Антонио де Саласар . [1]
Пьеса Сумайи «Родриго» в честь рождения наследного принца Луиса была исполнена 25 августа 1707 года, возможно, под его собственную музыку. В 1708 году он был назначен вторым органистом собора, а в 1710 году — временным маэстро де капилья , хотя он все еще изучал композицию. Он также был нанят вице-королем Фернандо де Аленкастром, 1-м герцогом Линаресом , в качестве композитора и переводчика. Линарес заказал оперу «Партенопа» , премьера которой состоялась в 1711 году. 20 июня 1714 года Сумайя был назначен главным органистом собора и назван maestro de capilla , когда Салазар вышел в отставку в 1715 году. Между 1734 и 1736 годами он добавил к собору дополнительных музыкантов. оркестр. [1]
В 1738 году Сумайя переехал в Оахаку , надеясь стать маэстро де капилья в соборе Оахаки , однако должность фактически не была вакантной. Сумайя стал личным капелланом архиепископа декана Томаса Монтаньо. 16 ноября 1742 года, несмотря на отсутствие подготовки и соответствующего опыта, он был назначен временным викарием соборного прихода. В конце концов, 11 января 1745 года Сумайя был назван маэстро де капилья. Сумайя расширил оркестр и стал наставником нескольких многообещающих музыкантов. [1]
Мануэль де Сумайя умер 21 декабря 1755 года в Оахаке, где проживал с 1738 года.
Стиль
[ редактировать ]Его работы – это многообразие его талантов и стилей. Он был мастером старого стиля Возрождения и нового стиля барокко.
Сумайя, выдающийся композитор Новой Испании XVIII века, продемонстрировал универсальность как в псевдоренессансной вокальной полифонии, так и в стилях барокко. В то время как его латинские песнопения и гимны часто содержали свободный имитационный контрапункт, его Alma Redemptoris mater творчески перефразировал простое пение, а его «Плачи по Великой субботе» включали тон испанского плача. Что отличает Сумайю, так это его смелое исследование гармоний, особенно использование увеличенных и уменьшенных аккордов, а также вторичных доминант. Его композиции в стиле барокко отличаются энергичной мотивной активностью, сложной инструментальной фигурой и живыми гармоническими прогрессиями. В Villancico Celebren в аккомпанементе появляются, казалось бы, скромные мотивы, постепенно сложным образом переплетающиеся, создавая ощущение непрерывного развития. [1]
В 1711 году новый вице-король Новой Испании дон Фернандо де Аленкастр Норонья-и-Сильва, герцог Линарес, поклонник итальянской оперы, поручил Сумайе перевести итальянские либретти и написать для них новую музыку. Либретто первой «Партенопы» сохранилось в Национальной библиотеке Мехико в Мехико , хотя музыка утеряна.
« Плач пророка Иеремии» представляет собой устаревшую нотную пьесу в григорианском стиле.
Сумайя написал очаровательно веселую «Соль-фа де Педро» («Сольфеджио Петра») в 1715 году во время экзаменов по отбору мастера капеллы в соборе Мехико.
Другое известное произведение Сумайи, Celebren Publiquen , демонстрирует его способность обращаться с полихоральным звучанием эпохи высокого барокко. Распределив хоровые ресурсы на два хора неравного размера, он скопировал стиль, который был популярен в испанской и мексиканской хоровых школах в начале 18 века. Богатые текстуры и инструментальное письмо отражают «современный» стиль Сумайи и находятся на противоположном конце спектра по сравнению с его анахроническими декорациями эпохи Возрождения.
Рецессионный ансамбль Сумайи Анжеликас Милисиас демонстрирует его способность великолепно сочетать барочный оркестр и хор для создания возвышенного и величественного произведения в честь Девы Марии . Интермедио Альбрисиаса Морталеса выполнено почти в том же стиле, что и Анжеликаса Милисиаса .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Рассел, Крейг Х. (2001). «Сумайя [Сумайя], Мануэль де». Grove Music Online (8-е изд.). Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.31064 . ISBN 978-1-56159-263-0 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Барвик, Стивен. Два хоровых сборника Мехико 1717 года . Карбондейл, Иллинойс: Издательство Университета Южного Иллинойса , 1982. ISBN 0-8093-1065-1
- Салдивар, Г. (1987). История музыки в Мексике . Герника.
- Стивенсон Р. (1952). Музыка в Мексике: исторический обзор . Кроуэлл.
- Стивенсон, Р. (1964). «Музыка собора Мехико: 1600–1750». Америка , 21(2), 111–135. дои : 10.2307/979056
- Стивенсон, Р. (1965). «Музыка в соборе Мексики: 1600–1750». Чилийский музыкальный журнал , 19 (92), 11–31.
- Сумайя, М. де, и Телло, А. (1994). Музыкальный архив собора Оахаки. Песни и рождественские гимны Мануэля де Сумайя. СЕНИДИМ.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1670-е годы рождения
- 1755 смертей
- Композиторы-классики XVIII века
- Музыканты-мужчины XVIII века
- Оперные композиторы-мужчины
- Мексиканские классические композиторы
- Мексиканские композиторы-классики мужского пола
- Мексиканские оперные композиторы
- Музыканты из Мехико
- Мексиканские композиторы эпохи барокко