Антонио Вивальди
Антонио Вивальди | |
---|---|
Рожденный | |
Умер | 28 июля 1741 г. | (63 года)
Подпись | |
Антонио Лучио Вивальди [n 2] (4 марта 1678 — 28 июля 1741) — итальянский композитор, скрипач- виртуоз и импресарио барокко музыки . [4] Наряду с Иоганном Себастьяном Бахом и Георгом Фридрихом Генделем , Вивальди входит в число величайших композиторов эпохи барокко , и его влияние при его жизни было широко распространено по всей Европе, породив множество подражателей и поклонников. Он был пионером многих разработок в области оркестровки , скрипичной техники и программной музыки . [5] Он объединил возникающую форму концерта в широко принятую и идиому, которой следуют.
Вивальди написал множество инструментальных концертов для скрипки и множества других музыкальных инструментов , а также духовные хоровые произведения и более пятидесяти опер . Его самая известная работа — серия скрипичных концертов, известная как «Времена года» . Многие из его композиций были написаны для женского музыкального ансамбля больницы Ospedale della Pietà , приюта для брошенных детей. Вивальди начал учиться на священника в 15 лет и был рукоположен в 25, но получил разрешение больше не служить публичные мессы из-за проблем со здоровьем. [6] Вивальди также имел некоторый успех в дорогостоящих постановках своих опер в Венеции , Мантуе и Вене . После встречи с императором Карлом VI Вивальди переехал в Вену, надеясь на королевскую поддержку. Однако император умер вскоре после приезда Вивальди, а сам Вивальди умер в нищете менее чем через год.
После почти двух столетий упадка музыкальная репутация Вивальди возродилась в начале 20 века, когда его творчеству было посвящено множество научных исследований. Многие из композиций Вивальди, которые когда-то считались утерянными, были открыты заново – некоторые совсем недавно, в 2015 году. [7] Его музыка остается широко популярной и по сей день и регулярно звучит во всем мире.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Рождение и происхождение
[ редактировать ]Антонио Лучио Вивальди родился 4 марта 1678 года в Венеции , тогдашней столице Венецианской республики . [8] Он был сыном Джованни Баттисты Вивальди и Камиллы Каличчио, как записано в реестре Сан-Джованни-ин-Брагора . [9]
Его сразу после его рождения в своем доме крестила акушерка , причина чего привела к спекуляциям. Скорее всего, это было сделано из-за его слабого здоровья. Ходят ложные слухи, что землетрясение . в тот день в городе произошло [10] Этот слух, возможно, возник из-за землетрясения, произошедшего в Венеции 17 апреля 1688 года. [11] Церемонии крещения , которые были пропущены, были проведены два месяца спустя. [12]
У Вивальди было пять известных братьев и сестер: Бонавентура Томазо, Маргарита Габриэла, Сесилия Мария, Франческо Гаэтано и Занетта Анна. [13] Здоровье Вивальди было проблематичным. Один из его симптомов, strettezza di petto («теснение в груди»), был интерпретирован как форма астмы . [12] Это не мешало ему учиться играть на скрипке, сочинять музыку или участвовать в музыкальной деятельности. [12] хотя это мешало ему играть на духовых инструментах.
Молодость
[ редактировать ]Его отец, Джованни Баттиста, прежде чем стать профессиональным скрипачом, был парикмахером и был одним из основателей Sovvegno dei musicisti di Santa Cecilia , ассоциации музыкантов. [14] Он научил Антонио играть на скрипке, а затем совершил поездку по Венеции, играя на скрипке со своим маленьким сыном. Антонио, вероятно, обучали в раннем возрасте, судя по обширным музыкальным знаниям, которые он приобрел к 24 годам, когда начал работать в Ospedale della Pietà . [15]
Президентом соввеньо был Джованни Легренци , композитор раннего барокко и маэстро ди капелла в базилике Святого Марка . Не исключено, что Легренци дал юному Антонио первые уроки композиции. Отец Вивальди, возможно, сам был композитором: в 1689 году оперу под названием La Fedelta sfortunata — под этим именем отец Вивальди присоединился к Sovvegno di Santa Cecilia. Джованни Баттиста Росси написал [16] В 1691 году, в тринадцатилетнем возрасте, Вивальди написал раннее литургическое произведение – Laetatus sum ( RV Anh 31).
В 1693 году, в пятнадцатилетнем возрасте, он начал учиться на священника . [17] Он был рукоположен в 1703 году в возрасте 25 лет и вскоре получил прозвище il Prete Rosso , «Красный священник»; [18] Россо по-итальянски означает «рыжий» и имел в виду цвет его волос, семейную черту. [n 3]
Карьера
[ редактировать ]Больница Пьета
[ редактировать ]Хотя Вивальди наиболее известен как композитор, его также считали выдающимся техническим скрипачом. Немецкий архитектор Иоганн Фридрих Арманд фон Уффенбах называл Вивальди «знаменитым композитором и скрипачом» и отмечал в своем дневнике, что «Вивальди превосходно играл сольный аккомпанемент, а в заключение добавил свободную фантазию [импровизированную каденцию], которая совершенно поразила мне, потому что вряд ли кто-нибудь когда-либо играл или будет играть подобным образом». [20] [21] В сентябре 1703 года Вивальди (24 года) стал maestro di violino (мастером игры на скрипке) в приюте под названием Pio Ospedale della Pietà (Благочестивая больница милосердия) в Венеции; хотя его талант скрипача, вероятно, обеспечил ему эту работу, вскоре он стал там успешным учителем музыки. [5]
В течение следующих тридцати лет он написал большинство своих основных произведений, работая в больнице. [22] В Венеции было четыре подобных учреждения; их цель заключалась в том, чтобы дать приют и образование детям, которые были брошены или осиротели или чьи семьи не могли их поддержать. Они финансировались за счет средств, предоставленных республикой. [23] Мальчики освоили ремесло и были вынуждены уйти, когда им исполнилось пятнадцать лет. Девочки получили музыкальное образование, а самые талантливые из них остались и стали участницами знаменитого оркестра и хора больницы.
Вскоре после назначения Вивальди сироты начали пользоваться признанием и уважением и за рубежом. Для них Вивальди писал концерты, кантаты и духовную вокальную музыку. [24] Эти духовные произведения, которых насчитывается более 60, разнообразны: они включали в себя сольные мотеты и масштабные хоровые произведения для солистов, двойного хора и оркестра. [25] преподавателя игры на скрипке была добавлена должность преподавателя игры на английском альте . В 1704 году к его обязанностям [26] Должность маэстро ди коро , которую в свое время занимал Вивальди, требовала много времени и труда. Ему приходилось к каждому празднику сочинять ораторию или концерт и обучать сирот не только теории музыки, но и игре на определенных инструментах. [27]
Его отношения с советом директоров больницы часто были натянутыми. Совету приходилось каждый год голосовать по поводу того, следует ли сохранять учителя. Голосование за Вивальди редко было единогласным и в 1709 году было 7 против 6. [28] В 1711 году, после года работы музыкантом-фрилансером, он был отозван больницей единогласно; очевидно, что за год его отсутствия правление осознало важность его роли. [28] Он стал ответственным за всю музыкальную деятельность заведения. [29] когда в 1716 году его повысили до маэстро де концерти (музыкального руководителя). [30] и отвечает за сочинение двух новых концертов каждый месяц. [31]
В 1705 году первый сборник ( Коннор Кассара ) его произведений опубликовал Джузеппе Сала. [32] Его Opus 1 представляет собой сборник из 12 сонат для двух скрипок и бассо континуо в традиционном стиле. [26] В 1709 году появился второй сборник из 12 сонат для скрипки и бассо континуо (Опус 2). [33] Настоящий прорыв как композитора произошел с его первым сборником из 12 концертов для одной, двух и четырех скрипок со струнами, L'estro Armonico (Opus 3), который был опубликован в Амстердаме в 1711 году Этьеном Роже . [34] и посвящен великому принцу Тосканы Фердинанду . Принц спонсировал многих музыкантов, в том числе Алессандро Скарлатти и Георга Фридриха Генделя . Он сам был музыкантом, и Вивальди, вероятно, встретил его в Венеции. [35] L'estro Armonico имел оглушительный успех по всей Европе. За ним в 1714 году последовал «Страваганца» (опус 4), сборник концертов для скрипки соло и струнных. [36] и посвящен старому ученику Вивальди, венецианскому дворянину Веттору Долфину. [37]
В феврале 1711 года Вивальди и его отец отправились в Брешию , где его постановка Stabat Mater ( RV 621 ) исполнялась в рамках религиозного праздника. Произведение словно написано на скорую руку: струнные партии просты, музыка первых трёх частей повторяется в трёх последующих, не весь текст задан. Тем не менее, возможно, отчасти из-за вынужденной существенности музыки, произведение считается одним из его ранних шедевров.
Несмотря на его частые путешествия с 1718 года, больница платила ему 2 пайетки за то, чтобы он писал два концерта в месяц для оркестра и репетировал с ними не менее пяти раз в Венеции. Записи приюта показывают, что в период с 1723 по 1733 год ему заплатили за 140 концертов.
Оперный импресарио
[ редактировать ]В Венеции начала XVIII века опера была самым популярным музыкальным развлечением. Это оказалось наиболее прибыльным для Вивальди. За внимание публики боролись несколько театров. Вивальди начал свою карьеру оперного композитора в качестве второстепенного: его первая опера «Оттон на вилле» (RV 729) была исполнена не в Венеции, а в театре Гарцери в Виченце в 1713 году. [38] В следующем году Вивальди стал импресарио театра Сан-Анджело его опера «Орландо финто-паццо в Венеции, где была исполнена » (RV 727). Работа не пришлась по вкусу публике, и через пару недель она закрылась, заменившись повторением другой работы, уже данной в прошлом году. [35]
В 1715 году он подарил Нероне Фатто Чезаре (RV 724, ныне утерян) музыку семи разных композиторов, лидером которых он был. Опера содержала одиннадцать арий и имела успех. В конце сезона Вивальди планировал поставить оперу собственного сочинения « Арсильда, Регина ди Понто» (RV 700), но государственный цензор заблокировал спектакль. Главная героиня Арсильда влюбляется в другую женщину, Лизею, которая притворяется мужчиной. [35] В следующем году Вивальди добился того, чтобы цензор принял оперу, и она имела оглушительный успех.
В этот период Пьета заказала несколько литургических работ. Наиболее важными были две оратории . Мойсес Деус Фараонис (RV 643) теперь потерян. Второй, «Триумфатор Юдифи» (RV 644), празднует победу Венецианской республики над турками и возвращение острова Корфу . Написанная в 1716 году, она является одним из его священных шедевров. Все одиннадцать певческих партий исполнили девочки детского дома, как женские, так и мужские роли. Многие арии включают партии для сольных инструментов — блокфлейт, гобоев, альтов д'амур и мандолин, — что демонстрирует диапазон талантов девушек. [39]
Также в 1716 году Вивальди написал и поставил еще две оперы: «L'incoronazione di Dario» (RV 719) и «La Costanza trionfante degli amori e degli odi» (RV 706). Последний был настолько популярен, что был исполнен два года спустя, отредактирован и переименован в Artabano re dei Parti (RV 701, ныне утерян). Она также была исполнена в Праге в 1732 году. В последующие годы Вивальди написал несколько опер, которые шли по всей Италии .
Его прогрессивный оперный стиль вызвал у него некоторые проблемы с более консервативными музыкантами, такими как Бенедетто Марчелло , мировой судья и музыкант-любитель, написавший брошюру, осуждающую Вивальди и его оперы. Брошюра « Il teatro alla moda » нападает на композитора, хотя прямо о нем не упоминается. На обложке изображена лодка («Сан-Анджело»), на левом конце которой стоит маленький ангел в шляпе священника и играет на скрипке. Семья Марчелло претендовала на право собственности на Театр Сан-Анджело, и с руководством велась долгая судебная тяжба за его реституцию, но безуспешно. В неясном тексте под гравюрой упоминаются несуществующие места и имена: например, АЛЬДИВИВА — анаграмма «А. Вивальди».
В письме, написанном Вивальди своему покровителю маркизе Бентивольо в 1737 году, он ссылается на свои «94 оперы». Было обнаружено всего около 50 опер Вивальди, а других документов об остальных операх не существует. Хотя Вивальди мог преувеличивать, вполне вероятно, что в своей двойной роли композитора и импресарио он мог либо написать, либо быть ответственным за постановку целых 94 опер – учитывая, что его карьера к тому времени охватывала почти 25 лет. . [40] Хотя Вивальди, безусловно, написал в свое время много опер, он никогда не достиг известности других великих композиторов, таких как Алессандро Скарлатти , Иоганн Адольф Хассе , Леонардо Лео и Бальдассаре Галуппи , о чем свидетельствует его неспособность поддерживать постановку в течение длительного периода времени. время в любом крупном оперном театре. [41]
Мантуя и четыре сезона
[ редактировать ]В 1717 или 1718 году Вивальди была предложена новая престижная должность маэстро ди капелла при дворе принца Филиппа Гессен-Дармштадтского , губернатора Мантуи , на северо-западе Италии. [42] Он переехал туда на три года и поставил несколько опер, в том числе «Тито Манлио» (RV 738). В 1721 году он был в Милане, где представил пасторальную драму «Сильвия» (RV 734); девять арий из него сохранились. В следующем году он снова посетил Милан с ораторией L'adorazione delli tre re magi al bambino Gesù (RV 645, ныне утеряна). В 1722 году он переехал в Рим, где представил новый стиль своих опер. Новый Папа Бенедикт XIII пригласил Вивальди играть у него. В 1725 году Вивальди вернулся в Венецию, где за тот же год поставил четыре оперы.
В этот период Вивальди написал « Времена года» , четыре скрипичных концерта, которые придают музыкальное выражение временам года. Композиция, вероятно, одна из самых известных. Хотя три концерта полностью оригинальны, первый, «Весна», заимствует мотивы из Симфонии в первом акте современной оперы Вивальди «Джустино» . Вдохновением для концертов, вероятно, послужила сельская местность вокруг Мантуи. Они произвели революцию в музыкальной концепции: в них Вивальди изобразил текущие ручьи, поющих птиц (разных видов, каждая из которых имеет свои особенности), лающих собак, жужжащих комаров, плачущих пастухов, бурю, пьяных танцоров, тихие ночи, охотничьи отряды обоих народов. точка зрения охотников и добычи, замерзшие пейзажи, дети, катающиеся на коньках, и согревающие зимние костры. Каждый концерт связан с сонетом , возможно, Вивальди, описывающим сцены, изображенные в музыке. Они были опубликованы как первые четыре концерта в сборнике из двенадцати. Испытание гармонии и изобретения , Опус 8, опубликовано в Амстердаме Мишелем-Шарлем Ле Сеном в 1725 году.
Во время пребывания в Мантуе Вивальди познакомился с начинающей молодой певицей Анной Тессьери Джиро , которая станет его ученицей, протеже и любимой примадонной . [43] Анна вместе со своей старшей сводной сестрой Паолиной переехала к Вивальди и регулярно сопровождала его во многих путешествиях. Были предположения относительно характера отношений Вивальди и Джиро, но не существует никаких доказательств, указывающих на что-либо, кроме дружбы и профессионального сотрудничества. Фактически, Вивальди категорически отрицал какие-либо романтические отношения с Джиро в письме своему покровителю Бентивольо от 16 ноября 1737 года. [44]
Поздний период
[ редактировать ]На пике своей карьеры Вивальди получал заказы от европейской знати и королевской семьи, среди которых были:
- Серената , (кантата) Gloria e Imeneo (RV 687), заказанная в 1725 году послом Франции в Венеции в честь свадьбы Людовика XV когда Вивальди было 48 лет.
- Серената RV 694), написанная в 1726 году, премьера которой ( La Sena festeggiante также состоялась во французском посольстве, в честь рождения французских королевских принцесс Генриетты и Луизы-Элизабет .
- Опус 9 Вивальди, La cetra , посвящённый императору Карлу VI . В 1728 году Вивальди встретился с императором, когда тот находился в Триесте, чтобы наблюдать за строительством нового порта. Карл VI настолько восхищался музыкой Красного Священника, что, как говорят, за одну встречу с композитором он поговорил больше, чем со своими министрами за более чем два года. титул Он подарил Вивальди рыцарский , золотую медаль и приглашение в Вену. Вивальди подарил Карлу рукописную копию La cetra , сборника концертов, почти полностью отличавшегося от одноименного сборника, опубликованного как Опус 9. Печать, вероятно, задерживалась, что вынудило Вивальди собрать импровизированный сборник для императора.
- Его опера «Фарнас» (RV 711) была представлена в 1730 году; [n 4] он получил шесть возрождений. [41] Некоторые из его более поздних опер были созданы в сотрудничестве с двумя крупнейшими писателями Италии того времени. В сопровождении своего отца Вивальди отправился в Вену и Прагу в 1730 году.
- «Олимпиада» и «Катон в Утике» были написаны Пьетро Метастазио , крупным представителем аркадского движения и придворным поэтом в Вене. «Гризельда» была переписана молодым Карло Гольдони на основе более раннего либретто Апостоло Дзенона .
Как и многие композиторы того времени, Вивальди в последние годы жизни столкнулся с финансовыми трудностями. Его сочинения уже не пользовались таким большим уважением, как когда-то в Венеции; изменение музыкальных вкусов быстро сделало их устаревшими. В ответ Вивальди решил продать значительное количество своих рукописей по ничтожным ценам, чтобы профинансировать свою миграцию в Вену . [45] Причины отъезда Вивальди из Венеции неясны, но вполне вероятно, что после успеха встречи с императором Карлом VI он пожелал занять должность композитора при императорском дворе. По пути в Вену Вивальди мог остановиться в Граце, чтобы увидеть Анну Жиро. [46]
Смерть
[ редактировать ]Вивальди, вероятно, переехал в Вену, чтобы ставить оперы, тем более что он поселился недалеко от Кернтнертортеатра . Вскоре после прибытия в Вену умер Карл VI, в результате чего композитор остался без императорского покровительства и постоянного источника дохода. Вскоре после этого Вивальди обеднел. [№ 6] [48] и в ночь с 27 на 28 июля 1741 г. в возрасте 63 лет [№ 7] он умер от «внутренней инфекции » в доме, принадлежавшем вдове венского шорника.
состоялись похороны Вивальда 28 июля в соборе Святого Стефана . Вопреки распространенному преданию, молодой Йозеф Гайдн , находившийся в то время в хоре собора, не имел никакого отношения к его похоронам, поскольку по этому случаю не исполнялось никакой музыки. [49] На похоронах присутствовали шесть несущих гроб и шесть мальчиков из хора ( Куттенбубен ), что обошлось в «среднюю» стоимость в 19 флоринов и 45 крейцеров . Был предоставлен только Kleingeläut (маленький звон колоколов), самый низкий класс, по цене 2 флорина и 36 крейцеров . [50]
Вивальди был похоронен в простой могиле на могильнике, принадлежавшем фонду государственной больницы – кладбище Бюргершпиталь-Готтезакер, рядом с церковью Святого Карла , церковью в стиле барокко на территории, которая сейчас является частью территории Венского технического университета. . [51] Кладбище существовало до 1807 года. Дом, где он жил в Вене, с тех пор разрушен; отель Sacher На части участка построен . В обоих местах установлены мемориальные доски, а также «звезда» Вивальди на Венской музыкальной площади и памятник на Рузвельтплац.
Известно, что сохранились только два, а возможно, и три оригинальных портрета Вивальди: гравюра, набросок тушью и картина маслом. Гравюра, которая легла в основу нескольких копий, созданных позже другими художниками, была сделана в 1725 году Франсуа Мореллоном де Ла Кейвом для первого издания « Il cimento dell'armonia e dell'inventione » и изображает Вивальди, держащего ноты. [52] Эскиз тушью, карикатура , был сделан Гецци в 1723 году и изображает голову и плечи Вивальди в профиль. Он существует в двух версиях: первая запись, хранящаяся в библиотеке Ватикана , и гораздо менее известная, немного более подробная копия, недавно обнаруженная в Москве. [53] Картина маслом, которую можно увидеть в Международном музее и музыкальной библиотеке Болоньи , написана анонимным художником и, как полагают, изображает Вивальди из-за ее сильного сходства с гравюрой Ла Пещеры. [54]
При жизни Вивальди был популярен во многих странах Европы, включая Францию, но после его смерти его популярность пошла на убыль. После окончания периода барокко опубликованные концерты Вивальди стали относительно неизвестными и по большей части игнорировались. Даже его самая известная работа «Времена года » в оригинальном издании была неизвестна в классический и романтический периоды. Творчество Вивальди было заново открыто в 20 веке.
Работает
[ редактировать ]Композиция Вивальди идентифицируется номером RV , который указывает на ее место в «Ryom-Verzeichnis» или «Répertoire des oeuvres d'Antonio Vivaldi», каталоге, созданном в 20 веке музыковедом Питером Рёмом .
Le quattro stagioni («Времена года») 1723 года — его самая известная работа. Первые четыре из 12 концертов под названием Il cimento dell'armonia e dell'inventione («Соревнование между гармонией и изобретением») изображают настроения и сцены каждого из четырех времен года. Это произведение было описано как выдающийся образец программной музыки до XIX века . [55] Другие известные наборы из 12 скрипичных концертов Вивальди включают La stravaganza («Эксцентричность»), L'estro Armonico («Гармоническое вдохновение») и La cetra («Лира»).
Вивальди написал более 500 концертов. Около 350 из них предназначены для сольного инструмента и струнных, из них 230 — для скрипки; остальные предназначены для фагота , виолончели , гобоя , флейты , альта д'амур , блокфлейты , лютни или мандолины . Около сорока концертов для двух инструментов и струнных и около тридцати — для трех и более инструментов и струнных.
Помимо примерно 46 опер, Вивальди сочинил большое количество духовной хоровой музыки, такой как « Глория» , RV 589; Ниси Доминус , RV 608; Magnificat , RV 610 и Stabet Mater , RV 621. «Глория», RV 589 остается одним из наиболее популярных священных произведений Вивальди. Другие произведения включают симфонии , около 90 сонат и камерную музыку.
Некоторые сонаты для флейты, опубликованные как Il Pastor Fido , были ошибочно приписаны Вивальди, но были написаны Николя Шедевилем .
Каталоги работ Вивальди
[ редактировать ]Произведения Вивальди привлекли внимание к каталогизации, подобающей крупному композитору. Научная работа, направленная на повышение точности и разнообразия исполнений Вивальди, также способствовала новым открытиям, которые сделали старые каталоги неполными. упоминаются некоторые более ранние каталоги Произведения, находящиеся в обращении сегодня, могут быть пронумерованы в нескольких разных системах ( здесь ).
Поскольку просто последовательные номера Complete Edition (CE) не отражали отдельные произведения (номера Opus), в которые были сгруппированы композиции, номера, присвоенные Антонио Фанной, часто использовались вместе с номерами CE. Комбинированная нумерация Complete Edition (CE)/Fanna была особенно распространена в работах итальянских групп, возглавлявших возрождение Вивальди в середине 20-го века, таких как Gli Accademici di Milano под руководством Пьеро Санти. Например, Концерт для фагота си ♭ мажор, «La Notte», RV 501, стал CE 12, F. VIII,1.
Несмотря на неловкость необходимости наложения номеров Фанны на номер полного издания для значимой группировки творчества Вивальди, эти числа вытеснили старые номера Пинчерле , поскольку (повторное) открытие большего количества рукописей сделало старые каталоги устаревшими.
Эту работу по каталогизации проводил Итальянский институт Антонио Вивальди, где Джан Франческо Малипьеро был одновременно директором и редактором опубликованных партитур (Edizioni G. Ricordi). Его работа основывалась на работе Антонио Фанна, венецианского бизнесмена и основателя Института, и, таким образом, стала мостом к доминирующему сегодня научному каталогу.
Композиции Вивальди сегодня идентифицируются по номеру RV , номеру, присвоенному датским музыковедом Питером Риомом в произведениях, опубликованных в основном в 1970-х годах, таких как «Ryom-Verzeichnis» или «Répertoire des oeuvres d'Antonio Vivaldi». Как и предыдущее Полное издание, RV обычно не присваивает свои отдельные последовательные номера «соседним» произведениям, которые занимают один из отдельных номеров опусов композитора. Его цель как современного каталога — индексировать рукописи и источники, подтверждающие существование и природу всех известных произведений. [n 8]
Стиль и влияние
[ редактировать ]Немецкий ученый Вальтер Кольнедер усмотрел влияние стиля Легренци в раннем литургическом произведении Вивальди «Laetatus sum» ( RV Anh 31), написанном в 1691 году в возрасте тринадцати лет.
Вивальди также находился под влиянием композитора Арканджело Корелли . [56]
Иоганн Себастьян Бах находился под глубоким влиянием концертов и арий Вивальди (вспомнившихся в его «Страстях по Иоанну» , «Страстях по Матфею» и кантатах ). Бах переписал шесть концертов Вивальди для сольной клавиатуры, еще три для органа и один для четырех клавесинов, струнных и бассо континуо (BWV 1065) на основе концерта для четырех скрипок, двух альтов, виолончели и бассо континуо ( RV 580). ). [5] [57]
Наследие
[ редактировать ]В начале 20 века Концерт до мажор Фрица Крейслера в стиле Вивальди (который он выдавал за оригинальное произведение Вивальди) помог возродить репутацию Вивальди. Концерт до мажор Крейслера побудил французского ученого Марка Пиншерле начать академическое исследование творчества Вивальди. Многие рукописи Вивальди были заново открыты и приобретены библиотекой Туринского национального университета благодаря щедрой поддержке туринских бизнесменов Роберто Фоа и Филиппо Джордано в память об их сыновьях. Это привело к возобновлению интереса к Вивальди, в частности, со стороны Марио Ринальди, Альфредо Казеллы , Эзры Паунда , Ольги Радж , Десмонда Чута , Артуро Тосканини , Арнольда Шеринга и Луи Кауфмана , которые сыграли важную роль в возрождении Вивальди на протяжении 20-го века. век.
В 1926 году в монастыре в Пьемонте исследователи обнаружили четырнадцать переплетенных томов произведений Вивальди (позже выяснилось, что их было пятнадцать), которые ранее считались утерянными во время наполеоновских войн . Некоторые недостающие тома нумерованного комплекта были обнаружены в коллекциях потомков великого герцога Дураццо, приобретших монастырский комплекс в XVIII веке. В томах вошло 300 концертов, 19 опер и более 100 вокально-инструментальных произведений. [58]
Возрождению неопубликованных произведений Вивальди в 20 веке во многом способствовали известные усилия Альфредо Казеллы , который в 1939 году организовал историческую Неделю Вивальди, на которой были возрождены вновь открытые «Глория» (RV 589) и «Олимпиада». Со времен Второй мировой войны сочинения Вивальди пользовались большим успехом. Исторически обоснованные исполнения , часто на «оригинальных инструментах», еще больше увеличили известность Вивальди.
Недавние повторные открытия произведений Вивальди включают два варианта псалма : Псалом 127 , Nisi Dominus RV 803 (в восьми частях); и Псалом 110 , Dixit Dominus RV 807 (в одиннадцати частях). Они были выявлены в 2003 и 2005 годах соответственно австралийским ученым Дженис Стокигт. Ученый Вивальди Майкл Талбот описал RV 807 как «возможно, лучшее неоперное произведение, вышедшее из-под пера Вивальди, появившееся с ... 1920-х годов». [59]
В феврале 2002 года музыковед Штеффен Восс обнаружил 70% музыки к опере «Мотесума» (RV 723) в архивах Sing-Akademie zu Berlin . описал его Долгое время считавшееся утраченным, голландский музыковед Кес Влаардингербрук как «самое важное открытие Вивальди за 75 лет». [60] Одна из первых опер, действие которой было поставлено в Америке, ее версии были поставлены в Дюссельдорфе в 2005 году и в Лонг-Бич в 2009 году. [61] [62]
Опера Вивальди 1730 года «Аргиппо» (RV 697), которая также считалась утерянной, была заново открыта в 2006 году клавесинистом и дирижером Ондржеем Мацеком, чей оркестр Hofmusici исполнил это произведение в Пражском Граде 3 мая 2008 года — его первое исполнение с 1730 года.
Современные изображения жизни Вивальди включают радиоспектакль 2005 года , поставленный по заказу ABC Radio National и написанный Шоном Райли . Спектакль , получивший название «Ангел и красный священник» , позже был адаптирован для сцены и представлен на Фестивале искусств в Аделаиде . [63] Среди фильмов о Вивальди: «Красная Венеция» (1989), совместная итало-французская постановка под руководством Этьена Перье ; Антонио Вивальди, принц в Венеции (2006), совместная итало-французская постановка под руководством Жана-Луи Гильерму ; [64] и «Вивальди, Красный священник» (2009), итальянский фильм, созданный и снятый Лианой Марабини и во многом основанный на жизни Вивальди как священника и композитора.
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Согласно Тэлботу 2011 , с. 148: «Принято считать, что анонимный портрет маслом в Museo Internazionale e Biblioteca della Musica di Bologna принадлежит Вивальди и может быть связан с гравюрой Мореллона в Ла Пещере , которая, по-видимому, является его модифицированным зеркальным отражением».
- ^ Великобритания : / v ɪ ˈ v æ l d i / , США : / v ɪ ˈ v ɑː l d i , - ˈ v ɔː l -/ .; [1] [2] [3] Итальянский: [anˈtɔːnjo ˈluːtʃo viˈvaldi] На венецианском языке его имя идентично, за исключением того, что второе имя пишется Лусио с буквой Ł .
- ↑ В 1704 году, через год после рукоположения, он получил разрешение от служения мессы , скорее всего, по причине плохого здоровья. Вивальди служил мессу в качестве священника всего несколько раз и, похоже, отказался от литургических обязанностей, хотя и оставался членом священника. Это мысль [ кем? ] что это также связано с его привычкой сочинять музыку во время служения мессы. О том, что он оставался преданным своему призванию, свидетельствует запись в венских записях о его смерти, которая гласит: «Антонио Вивальди, светский священник». [19]
- ^ Связи Вивальди с музыкальной жизнью в Праге и его связь с Антонио Дензио , импресарио театра Спорка в Праге, подробно описаны в Дэниеле Э. Фримане, Оперный театр графа Франца Антона фон Спорка в Праге (Стуйвесант, Нью-Йорк: Pendragon Press, 1992).
- ↑ Известны только три сохранившихся изображения Вивальди, сделанные при его жизни: эта карикатура, гравюра на дереве Ла Кейва и анонимный портрет композитора и его скрипки, написанный маслом. Словарь музыки и музыкантов Гроува [ нужна полная цитата ] оспаривал подлинность последнего портрета.
- ↑ Лэндон приводит это утверждение и, кроме того, цитирует сообщение о смерти Вивальди, дошедшее до Венеции в Commemorali Gradenigo : «Аббат Антонио Вивальди, несравненный виртуоз игры на скрипке, известный как Красный Священник, очень уважаемый за свои сочинения и концерты, который заработал больше за свою жизнь он заработал более 50 000 дукатов, но его беспорядочная расточительность заставила его умереть нищим в Вене». [47]
- ↑ Талбот (стр. 69) называет 27-е число днем смерти. Формичетти 2006 , с. 194 сообщают, что он умер ночью, и его смерть была первой зарегистрированной на следующий день. Хеллер 1997 , с. В № 263 говорится: «Смерть композитора отмечена в официальном отчете коронера и в книге учета погребений прихода собора Святого Стефана как произошедшая 28 июля 1741 года». Но так называемый Totenbeschauprotokoll не является надежным источником, поскольку дата может относиться к моменту внесения записи, а не к фактическому времени смерти.
- ^ Эти несколько систем нумерации имеют перекрестные ссылки на classic.net .
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Уэллс, Джон К. (2008). Словарь произношения Лонгмана (3-е изд.). Лонгман. ISBN 978-1-4058-8118-0 .
- ^ Роуч, Питер (2011). Кембриджский словарь английского произношения (18-е изд.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-15253-2 .
- ^ «Вивальди, Антонио» (США) и «Вивальди, Антонио» . Lexico Британский словарь английского языка . Издательство Оксфордского университета . Архивировано из оригинала 5 ноября 2021 года.
- ^ Талбот, Портер и Кнапп, 2022 , § «Введение».
- ^ Jump up to: а б с Талбот и Локки 2020 .
- ^ «Итальянский композитор Вивальди был также католическим священником» . 9 ноября 2018 г.
- ^ Новые открытия Вивальди . Ансамбль Скарамучча . Проверено 27 октября 2023 г.
- ^ Талбот 1978 , с. 207.
- ^ Лэндон 1996 , с. 15.
- ^ Кольнедер 1982 , стр. 46.
- ^ Белый 2013 , с. 11.
- ^ Jump up to: а б с Талбот 1978 , с. 39.
- ^ Талбот 1978 , с. 37.
- ^ Талбот 1978 , с. 36.
- ^ Хеллер 1997 , с. 41.
- ^ Хеллер 1997 , с. 40.
- ^ Лэндон 1996 , с. 16.
- ^ Пинчерле 1957 , с. 16.
- ^ Хеллер 1997 .
- ^ Лэндон 1996 , с. 49.
- ↑ Путешествуя по Италии, он отметил в своем дневнике по случаю оперного представления в театре Сант-Анджело весной 1715 года:... под конец Вивальди сыграл соло аккомпанемента,...что меня весьма шокировало,...потому что его пальцы доходили лишь на соломинку до бриджа, так что для смычка не было места, и это на все 4 струны с фугами и невероятной скоростью, он всех этим поразил – https://wiener-urtext.com/en/antonio-vivaldi .
- ^ Хеллер 1997 , с. 51.
- ^ Пинчерле 1957 , с. 18.
- ^ Хеллер 1997 , с. 77.
- ^ Хеллер 1997 , с. 78.
- ^ Jump up to: а б Лэндон 1996 , с. 26.
- ^ Пинчерле 1957 , с. 24.
- ^ Jump up to: а б Талбот 1978 , с. 48.
- ^ Хеллер 1997 , с. 54.
- ^ Талбот 1978 , с. 59.
- ^ Хьюз, Джервас (1961). «Знаменитые композиторы» . Архивировано из оригинала 1 июля 2023 года . Проверено 1 июля 2023 г.
в 1716 году маэстро концертов отвечал за сочинение двух новых концертов каждый месяц.
- ^ Пинчерле 1957 , с. 38.
- ^ Лэндон 1996 , с. 31.
- ^ Лэндон 1996 , с. 42.
- ^ Jump up to: а б с Талбот 1978 , с. 54.
- ^ Талбот 1978 , с. 58.
- ^ Талбот 1978 , с. 71.
- ^ Хеллер 1997 , с. 98.
- ^ Лэндон 1996 , с. 52.
- ^ Хеллер 1997 , с. 97.
- ^ Jump up to: а б Хеллер 1997 , с. 114.
- ^ Талбот 1978 , с. 64.
- ^ Талбот 1978 , с. 66.
- ^ Талбот 1978 , с. 67.
- ^ Кольнедер 1982 , стр. 179.
- ^ Кольнедер 1982 , стр. 180.
- ^ Лэндон 1996 , с. 166.
- ^ Пинчерле 1957 , с. 53.
- ^ Лоренц, Майкл (9 июня 2014 г.). «Гайдн поет на панихиде Вивальди: неистребимый миф» . michaelorenz.blogspot.com .
- ^ Кендалл, Алан (1979). Вивальди . Лондон: Книги Пантеры . п. 173. ИСБН 0586050655 .
- ^ «Карлскирхе Вена» .
- ^ Талбот 2011 , стр. 147–148.
- ^ Талбот 2011 , с. 87.
- ^ Талбот 2011 , с. 148.
- ^ Джерард Шварц, Музыкальная речь - Сборник великих произведений: Вивальди (CVP, Inc., 1995), 13.
- ^ Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия . Том. 7 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 143.
- ^ Вольф и Эмери 2001 .
- ^ Биография Антонио Вивальди, написанная Александром Кузнецовым и Луизой Томас, буклет, прикрепленный к компакт-диску «Лучшее из Вивальди», опубликованному и записанному Madacy Entertainment Group Inc, Сен-Лоран, Квебек, Канада.
- ^ Майкл Талбот, аннотации к компакт-диску Вивальди: Dixit Dominus , Körnerscher Sing-Verein Dresden (Дрезденский инструментальный концерт), Питер Копп, Deutsche Grammophon 2006, каталожный номер 4776145
- ^ Райдинг, Алан (13 июня 2005 г.). «Потерянная опера Вивальди наконец-то объединяет музыку и слова» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 2 января 2024 г.
- ↑ Апторп, Ширли (22 сентября 2005 г.). « «Мотесумы» После победы в суде состоится премьера Вивальди в Дюссельдорфе» , Bloomberg News . Проверено 14 марта 2015 г.
- ↑ Нг, Дэвид (22 марта 2009 г.). «Мотесума Вивальди: потерян, найден, восстановлен, переосмыслен» , Los Angeles Times . Проверено 2 января 2023 г.
- ^ «Ангел и Красный Священник Шона Райли» . Трансляция . Австралийская радиовещательная корпорация Radio National . 15 июня 2011 года . Проверено 4 июля 2011 г.
- ^ Антонио Вивальди, принц Венеции на IMDb
Источники
[ редактировать ]- Формичетти, Джанфранко (2006). Венеция и священник со скрипкой. Жизнь Антонио Вивальди [ Венеция и священник со скрипкой. Жизнь Антонио Вивальди ] (на итальянском языке). Милан: Бомпиани . ISBN 88-452-5640-5 .
- Хеллер, Карл (1997) [1991]. Антонио Вивальди: Красный священник Венеции . Перевод Маринелли, Дэвид. Помптон-Плейнс: Amadeus Press . ISBN 1-57467-015-8 .
- Кёльнедер, Уолтер (1982). Антонио Вивальди: Документы его жизни и творчества . Амстердам: Верлаг Генрихсхофена. ISBN 3-7959-0338-6 .
- Лэндон, Х.К. Роббинс (1996) [1993]. Вивальди: Голос барокко . Чикаго: Издательство Чикагского университета . ISBN 0-226-46842-9 .
- Пинчерле, Марк (1957). Вивальди: гений барокко . Нью-Йорк: WW Norton & Company .
- Талбот, Майкл (1978). Вивальди . Лондон: Дж. М. Дент .
- Талбот, Майкл (2011). Компендиум Вивальди . Вудбридж: Boydell Press .
- Талбот, Майкл (2020) [2001]. «Вивальди, Антонио» . В Локки, Николас (ред.). Гроув Музыка онлайн . Отредактировано Николасом Локки. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.40120 . ISBN 978-1-56159-263-0 . (требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании )
- Талбот, Майкл ; Портер, Уильям В.; Кнапп, Раймонд Л. (24 июля 2022 г.). «Антонио Вивальди | Биография, сочинения и факты» . Британская энциклопедия . Чикаго: Британская энциклопедия, Inc. Дата обращения 1 октября 2022 г.
- Уайт, Микки (2013). Антонио Вивальди Жизнь в документах . Флоренция: Редактор Лео С. Ольшки .
- Вольф, Кристоф ; Эмери, Уолтер (20 января 2001 г.). «Бах, Иоганн Себастьян». Grove Music Online (8-е изд.). Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.6002278195 . ISBN 978-1-56159-263-0 . (требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании )
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Лейн Пул, Реджинальд (1900). . В Гроуве, Джордж (ред.). Словарь музыки и музыкантов . Том. 4.5. Лондон: Макмиллан и компания . стр. 317–318.
- Ромейн, Андре. Скрытые гармонии: Тайная жизнь Антонио Вивальди , 2007 г. ISBN 978-0-9554100-1-7
- Селфридж-Филд, Элеонора (1994). Венецианская инструментальная музыка от Габриэли до Вивальди . Нью-Йорк, Dover Publications. ISBN 0-486-28151-5 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Бесплатные партитуры Антонио Вивальди в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- Бесплатные партитуры Антонио Вивальди в Хоровой публичной библиотеке (ChoralWiki)
- В проекте Mutopia есть композиции Антонио Вивальди.
- «Открытие Вивальди» . Радио Би-би-си 3 .
- Антонио Вивальди на IMDb
- Антонио Вивальди
- 1678 рождений
- 1741 смертей
- Итальянские композиторы XVIII века.
- Итальянские музыканты-мужчины XVIII века
- Итальянские римско-католические священники XVIII века
- Католические литургические композиторы
- Композиторы для виолончели
- Композиторы для скрипки
- Итальянские композиторы эпохи барокко
- Итальянские классические виолончелисты
- Итальянские классические композиторы церковной музыки
- Итальянские классические скрипачи
- Итальянские эмигранты в Австрии
- Итальянские импресарио
- Итальянские классические скрипачи-мужчины
- Итальянские оперные композиторы-мужчины
- Итальянские оперные композиторы
- Музыканты из Венеции
- Композиторы оратории
- Духовенство Венецианской республики