Олимпийские игры
«Олимпиада» — оперное либретто в трех действиях Метастазио, первоначально написанное для оперной постановки Антонио Кальдара в 1733 году. Сюжет Метастазио отдаленно опирается на повествование «Суд над женихами», представленное в шестой книге « Истории Геродота » , в которой ранее был основой Апостоло Зенона либретто Gli inganni felici (1695). История, действие которой происходит в Древней Греции во время Олимпийских игр , повествует о любовном соперничестве и действиях персонажей, чтобы завоевать любимого человека. История заканчивается объявлением о двух браках.
Фон
[ редактировать ]дворе Метастазио, как императорскому придворному поэту при венском , было поручено написать либретто, чтобы отпраздновать день рождения императрицы Елизаветы Кристины Брауншвейг-Вольфенбюттельской в 1733 году. Сочинить музыку было поручено придворному композитору Кальдаре. Либретто сразу привлекло внимание, и вскоре постановки были показаны по всей Европе. Сам Метастазио сообщил Саверио Маттеи , что «Олимпиаду» «ставили и повторяли во всех театрах Европы». Метастазио Действительно, он стоит в одном ряду с Demofoonte и Didone abandonata , которые по популярности превосходили только Artaserse и Алессандро nell'Indie . Популярность «Олимпиады», возможно, впоследствии послужила толчком к созданию «Ниттети » Метастазио , драмы-близнеца в нескольких отношениях.
Краткое содержание
[ редактировать ]- Место: Древняя Греция
- Время: Во время Олимпийских игр.
Акт 1
[ редактировать ]Мегакл прибывает в Сикион как раз вовремя, чтобы принять участие в Олимпийских играх под именем Ликида, друга, который однажды спас ему жизнь. Мегакл не знал, что Ликид влюблен в Аристею, руку которой победителю игр должен предложить ее отец, царь Клисфен. Ликид, когда-то обрученный с критской принцессой Аргене, не знает, что Мегакл и Аристея уже любят друг друга, и впоследствии рассказывает своему другу о призе. Аристея и Мегакл нежно приветствуют друг друга, но теперь Мегакл чувствует себя связанным своим обещанием соревноваться как Ликид. Тем временем Аргена прибывает в Олимпию под видом пастушки, чтобы вернуть Ликидаса.
Акт 2
[ редактировать ]Мегакл побеждает в играх, признается Аристее в правде и уходит с разбитым сердцем. Когда Ликид приходит забрать ее, Аристея упрекает его, как и замаскированная Аргена, к его большому разочарованию. Аминта, наставник Ликида, сообщает, что Мегакл утопился, а царь Клисфен, узнав об обмане, изгоняет Ликида.
Акт 3
[ редактировать ]Аргена спасает отчаявшуюся Аристею от самоубийства, Мегакла спасает рыбак, а Ликидас обдумывает убийство царя. Аристея умоляет Ликидаса о милосердии, и Аргена предлагает себя вместо него; в доказательство того, что она принцесса, она показывает Клисфену цепочку, подаренную ей Ликидом. Он признает, что оно принадлежит его сыну, брошенному в младенчестве, чтобы предотвратить пророчество о том, что он убьет своего отца. Восстановленный Ликид принимает Аргену, оставляя сестру Мегаклу.
Другие настройки либретто
[ редактировать ]Более 60 эпохи барокко и классической музыки композиторов использовали либретто в своих декорациях. Первым композитором, повторно использовавшим либретто, был Антонио Вивальди в Венеции в 1734 году. За ним последовала знаменитая версия Джованни Баттисты Перголези в 1735 году. Хотя первоначальная постановка Перголези для Рима не сразу имела успех, количество последующих постановок и сохранившихся рукописей особенно связал свое имя с этой драмой. В 1748 году Бальдассаре Галуппи с оглушительным успехом состоялась премьера версии в Милане , и сейчас эта опера считается его самой успешной оперой-серией . В 1765 году Томас Арне , который «все еще питал надежду на успех в итальянской опере», убедил директоров Королевского театра в Лондоне поставить собственную постановку оперы, что, однако, оказалось полным провалом. [ 1 ] Либретто послужило также источником одного из Йозефа Мысливечка (1778, Неаполь). лучших драматических произведений [ 2 ] и популярный успех Антонио Саккини в Падуе в 1763 году. » Иоганна Непомука Пуассла « Der Wettkampf zu Olympia, oder Die Freunde (1815) был первым немецкоязычным постановкой, и его версия время от времени возрождалась в течение девятнадцатого века.
Моцарт дважды ставил последнюю арию Клисфена: сначала для Алоизии Вебер (KV. 294), а затем для абонементного концерта Людвига Фишера (K 512). Бетховен поставил дуэт «Ne' giorni tuoi felici» для тенора, сопрано и оркестра в 1802–1803 годах (WoO 93).
Список примечательных настроек
[ редактировать ]Ниже приводится список наиболее известных опер, в которых впоследствии использовалось либретто Метастазио, в хронологическом порядке первого исполнения:
- Антонио Кальдара , Олимпиада , Вена , 1733 год.
- Антонио Вивальди , «Олимпиада» , Венеция , театр Сант-Анджело , 1734 г.
- Джованни Баттиста Перголези , Олимпиада , Рим , 1735 г.
- Леонардо Лео , Олимпиада , Неаполь , 1737 год.
- Бальдассаре Галуппи , Олимпийские игры , Милан , 1748 год.
- Давид Перес , Олимпиада , Лиссабон , 1753 год.
- Иоганн Адольф Хассе , Олимпиада , Дрезден , 1756 г.
- Томмазо Траэтта , Олимпиада , Верона , 1758 г.
- Никколо Джоммелли , Олимпиада , Штутгарт , 1761 год.
- Никколо Пиччинни , Олимпиада , Рим, 1761 год.
- Винченцо Манфредини , «Олимпиада» , Москва , 1762 год.
- Антонио Саккини , Олимпиада , Падуя , 1763 год.
- Флориан Леопольд Гассманн , Олимпиада , Вена , 1764 г.
- Томас Арне , Олимпиада , Лондон, 1765 год.
- Джузеппе Сарти , Олимпиада , Флоренция , 1778 год.
- Йозеф Мысливечек , «Олимпиада» , Неаполь, театр Сан-Карло, 4 ноября 1778 г.
- Луиджи Керубини , «Олимпиада» , Венеция , 1783 год.
- Доменико Чимароза , Олимпиада . Виченца , 10 июля 1784 года
- Джованни Паизиелло , «Олимпиада» , Неаполь, театр Сан-Карло, 20 января 1786 г.
- Иоганн Фридрих Райхардт , Олимпиада , Берлин, Кгл, 2 октября 1791 г.
- Гаэтано Доницетти , Олимпиада , (1817, неполная)
Записи
[ редактировать ]- Вивальди : Олимпиада (Вивальди) , запись на компакт-диске - Ринальдо Алессандрини (Дирижер) - Итальянский концерт - В ролях: Сара Мингардо (Лисида), Роберта Инверницци (Мегакл), Соня Прина (Аристея), Марианна Куликова (Арджине), Лаура Джордано (Аминта), Риккардо Новаро (Клистене), Серджио Форести (Алькандро) - Naïve Records , Вивальди Версия
- Перголези : Олимпийские игры (Перголези) :
- запись на компакт-диске - 2010 г., Инсбрук (исторические инструменты) - Алессандро Де Марчи (дирижер), Academia Montis Regalis - В ролях: Джеффри Фрэнсис, Рафаэлла Миланези, Анн-Бет Солванг, Дженнифер Ривера , Ольга Пасишник - Deutsche Harmonia Mundi Cat 88697807712.
- запись на видеоDVD – 2011 Театр Валерия Морикони, Ези – Алессандро Де Марки (дирижер), Academia Montis Regalis, Мондави; Итало Нунциата (режиссер-постановщик) – В ролях: Рауль Хименес (Клистене), Любовь Петрова (Аристея), Йецабель Ариас Фернандес (Аргене), Дженнифер Ривера (Лисида), София Соловий (Мегачие), Антонио Лозано (Аминта), Милена Сторти (Алькандро) ) – Arthaus Musik Cat 101 650 (DVD).
- Галуппи : L'Olimpiade (Галуппи) , премьерная запись на видео DVD - 2006 Театр Малибран , Венеция - Андреа Маркон (дирижер), Венецианский барочный оркестр, Доминик Пуланж (режиссер-постановщик) - В ролях: Марк Такер, Рут Розик, Роберта Инверницци, Ромина Бас , Франциска Готвальд - Динамический кот 33545.
- Чимароза : L'Olimpiade (Чимароза) - запись на компакт-диск - Королевская опера Версаля - Кристоф Руссе (дирижер), Les Talens Lyriques - Матильда Оршайдт, Алекс Банфилд , Майте Бомон, Мари Лис, Росио Перес, Джош Ловелл - Шато очков Версаль CHAV143.2 [ 3 ]
- Мысливечек : L'Olimpiade (Мисливечек) - концертная запись на компакт-диске - 2012 Teatro Comunale di Bologna - Оливер фон Донаньи (дирижер) - В ролях: Первин Чакар , Ясуши Ватанабе , Эрика Танака, Мария Тереза Лева, Карло Вистоли, Салтан Ахметова, Паскуале Сирколи - Бонджованни ГБ 2469/70-2
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
- ^ Тодд Гилман, Театральная карьера Томаса Арне , Крэнбери, University of Delaware Press, 2012, стр. 430, ISBN 9781611494365 .
- ↑ Подробное сравнение популярной арии Мысливечека «Se cerca, se dice» с постановками других композиторов 18-го века приведено в книге Дэниела Э. Фримена «Музыкальная постановка арии «Se cerca, se dice» из « Олимпиады » Метастазио» . «На небесах не терпит обмана: Вокруг Деметрия Мысливечка, «Богема» под редакцией Мариатересы . Деллаборра (Лукка: Libreria Musicale Italiana, 2011), 113–36.
- ↑ Двойной компакт-диск планируется выпустить 10 мая 2024 года.
Источники
- Джордж Лумис, «Олимпийцы Метастатио», Opera (Лондон), Vol. 63, № 5, май 2012 г., стр. 541–545.