Дэвид Перес
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( декабрь 2010 г. ) |

Давиде Перес (1711 – 30 октября 1778) был итальянским оперным композитором, родившимся в Неаполе в семье итальянцев, а затем с 1752 года постоянным придворным композитором в Лиссабоне. [ 1 ] Он поставил в Лиссабоне три оперы на либретто «Метастазио» с огромным успехом в 1753, 1754 и 1755 годах. [ 2 ] После лиссабонского землетрясения 1755 года Перес переключился от оперы в основном к церковной музыке. [ 3 ]
Ранние годы
[ редактировать ]Перес родился в Неаполе в семье Джованни Переса и Розалины Серрари, неаполитанцев. [ 4 ] В возрасте 11 лет он стал студентом Консерватории Сан-Мария-ди-Лорето в Неаполе, где оставался до 1733 года, изучая контрапункт у Франческо Манчини , пение и игру на клавишных у Джованни Венециано и игру на скрипке у Франческо Барбеллы .
По окончании учебы Перес сразу же поступил на службу к сицилийскому принцу д'Арагоне Населли. С 1734 года его первые известные произведения, латинские кантаты Ilium Palladio astu Subducto Expugnatum и Palladium, исполнялись в Палермском Колледжио делла Сосьета ди Джезу на торжествах, посвященных лаврам. В последующие годы он активно работал как в Палермо, так и в Неаполе, поскольку его покровителем стал камергер недавно коронованного короля Карла I. Его первая опера, La nemica amante , была написана ко дню рождения короля 4 ноября 1735 года и представлена в сады неаполитанского королевского дворца, а затем и театра Сан-Бартоломео. В посвящении либретто импресарио театра Анджело Карасале назвал Переса и Перголези «dei buoni virtuosi di questa città». В отличие от оперы Перголези, которую тогда считали неудачной, опера Переса имела большой успех, и его ранняя карьера позволила ему в 1738 году получить должность вице-маэстро ди капелла в Палатинской капелле Палермо, церкви Св. Петра в королевском дворце. становиться маэстро в следующем году после смерти его бывшего титулатора Пьетро Пуццуоло.
Зрелость
[ редактировать ]В начале 1740-х годов Перес прочно зарекомендовал себя как зрелый мастер. Опера, которую он сочинил для римского театра д'Алиберт на карнавале 1740 года, не была представлена из-за внезапной смерти папы Климента XII , но по возвращении Переса в Неаполь он поставил оперу-буффа, I travestimenti amorosi и серенату L. «Amorpittore» для двора и опера-серия «Сироэ » для театра Сан-Карло. Позже пели Каффарелли и Манцуоли.
Опера в Палермо была непростым делом, и до 1745 года большинство сочинений Переса как мастера капеллы представляли собой кантаты или серенаты и церковную музыку, включая в 1742 году постановку Страсти оратории Метастазио « Джезу-Кристо» . Кроме того, он сочинил церковную музыку для Неаполя и две оперы для сезона Дженовезского карнавала 1744 года. После марта 1748 года Пересу был предоставлен отпуск, и он больше не вернулся в Палермо, хотя он продолжал получать половину своей палермской зарплаты до самой смерти. Затем он быстро ставил свои оперы в Неаполе, Риме, Флоренции, Венеции, Милане, Турине и Вене. В феврале 1749 года Перес соревновался с Никколо Джоммелли на публичном экзамене на должность мастера капеллы в Ватикане. Влияние кардинала Альбани и кардинала Пассионеи обеспечило Джоммелли это назначение, хотя Перес был любимцем музыкантов (Джироламо Чити, мастер другой папской капеллы, Св. Иоанна в Латеране, заметил, что Перес «сочиняет, поет и играет как ангел» и «значительно превосходит Джоммелли в основах, пении и игре. Однако он воображаемый ипохондрик»).
Карьера в Португалии
[ редактировать ]В 1752 году король Португалии Хосе I пригласил Переса стать местре капеллы и учителем музыки королевских принцесс, и эту должность он занимал до своей смерти. Ежегодная стипендия в размере 2 000 000 долларов (два contos de réis ) в сочетании с отличными музыкальными и театральными ресурсами португальского двора, несомненно, повлияли на его решение остаться в Лиссабоне. Амбициями недавно коронованного португальского короля было отойти от музыкальной политики своего отца, почти исключительно занимавшегося церковной музыкой, и предоставить итальянской опере центральное место при дворе. Роскошная сценическая обработка была правилом, и оперы Переса ставили такие известные художники, как Берарди, Дорно, Буте и Галли-Бибьена. Не менее важными были великие певцы, выступавшие при португальском дворе, в том числе Рааф, Элиси, Манцуоли, Джиззиелло и Каффарелли.
Ужасное землетрясение , разрушившее Лиссабон 1 ноября 1755 года, навсегда изменило деятельность Переса. Опера ду Тежу была разрушена через шесть месяцев после открытия, а суд покинул театры. В следующие семь лет опер не ставилось, и после этого в менее зрелищной форме. За последние 23 года своей жизни Перес написал всего три новых оперы. Вместо этого он сочинил огромное количество церковной музыки, охватывающей почти все ритуалы и практики двух главных музыкальных капелл Лиссабона, Королевской и Патриарской семинарии. Он никогда не покидал Португалию, поэтому его международное признание постепенно уменьшалось. Тем не менее, Гербер отмечал, что с 1766 года сочинения Переса были известны и востребованы в Германии и что в 1790 году он был «одним из самых знаменитых и любимых композиторов среди итальянских мастеров... одним из последних композиторов, сохранявших строгость контрапункта». . Дж. К. Краузе назвал Хассе , Переса и Паизиелло удовлетворительными моделями. В 1774 году Перес был единодушно принят членом Лондонской палаты. Академия древней музыки , и у него было единственное напечатанное при жизни полномасштабное произведение — « Маттутино де Морти» (его третье издание «Офиса мертвых »), опубликованное там Бремнером. Его музыка, особенно религиозная, широко копировалась в Италии. Последние четыре года своей жизни Перес страдал от хронического заболевания и в конце концов потерял зрение, но продолжал сочинять. В 1778 году его ученица, ныне королева Португалии Мария I , сделала его кавалером Ордена Христа ; когда он умер в Лиссабоне, она заказала пышные похороны за счет Короны.
Оперы
[ редактировать ]Перес написал более 44 драматических произведений в период с 1735 по 1777 год, 22 оперы в период с 1744 по 1755 год, в период, когда он почти полностью сосредоточился на этом жанре. Отрывки из «Арминио» , «La Didone abbandonata» , «Эцио » , «Фарначе» , «Солимано» и «Вологезо» были опубликованы в Лондоне Джоном Уолшем , и по крайней мере 24 из них существуют в рукописях.
В оперной серии, написанной до 1752 года, Перес часто был связан с формами метастазианской оперы . Il Siroe , Andromaca и Alessandro nell'Indie (версия 1744 года) являются яркими примерами: последовательно используются 20 или более полных арий да капо (более половины которых сопровождаются только струнными), с от одного до четырех аккомпанементных речитативов, обычно один дуэт, небрежная трехчастная симфония и простой хоровой финал для солистов. Арии обычно пишутся на концертной идиоме в стиле барокко, с экстравагантной росписью слов в оркестре и обширными вокальными бравурными пассажами. Придерживаясь предписания Метастазио об определении персонажа как суммы драматических разворотов, каждая ария обычно изображает один аффект, за некоторыми исключениями: Артасерс и Алессандро содержат комплекс сцен, состоящих из связанных арий и сопровождаемых речитативов. [ 5 ]
С приходом Демофонте в 1752 году, когда Перес начал свое длительное пребывание в Лиссабоне, монументальная идиома пришла в упадок, а сентиментальный стиль приобрел все большее значение, что привело к ясности текстуры, большей симметрии фраз, частым ритмическим мотивам и акценту на патетике. Формальные модификации включают частое отсутствие ритурнелей, усеченных арий да капо , от пяти до девяти сопровождаемых речитативов и нескольких небольших ансамблей. Оперы Переса 1750-х годов часто демонстрируют оркестровое мастерство, превосходящее мастерство современной итальянской оперной школы, включая черты, которые в 1740-х годах он мог использовать только в своей церковной музыке. Струнные состоят из трех-пяти частей, духовые часто используются для сольных пассажей, меньше удвоений вокальных партий и увеличения концертных пассажей. Среди лучших примеров этой более поздней манеры — Олимпиада , Демофонте , Иперместра и Алессандро нелль'Инди (версия 1755 года).
Деметрио (версия 1766 года) представляет собой переходную эстетику, в которой Перес объединил модифицированную драматургию в стиле барокко с более современным музыкальным стилем: он исключил 14 текстов арий Metastasio, использовал восемь сопровождаемых речитативов и два дуэта для моментов личных размышлений и придала арии да капо больше музыкальной и драматической последовательности. Солимано (1768) — его признанный шедевр. Он содержит 14 dal segno арий , одну каватину и шесть сопровождаемых речитативов, объем и порядок исполнения которых исключительны; несколько раз отдельные номера объединяются в масштабные сценические комплексы. Кречмар (1919) утверждал, что Солимано «относится к категории шедевров... богатство изобретений и чувств, оригинальность средств и форм — в нем есть все, что делает искусство великим» и «если все оперные композиторы Неаполитанского не было бы необходимости Если бы школа была в его духе, в Глюке ».
Список опер
[ редактировать ]- «Любовник Немики» (либреттист неизвестен), музыкальная драма (4 ноября 1735, Неаполь, Королевский дворец)
- Переодевание любви (Антонио Паломба), музыкальная комедия (10 июля 1740 г., Неаполь, Королевский дворец)
- Сироэ ( Пьетро Метастазио ) (4 ноября 1740 г., Неаполь, Театр Сан-Карло)
- Деметрио (Пьетро Метастазио) (13 июня 1741, Палермо, Театр С. Чечилия)
- Алессандро нелль'Инди (Пьетро Метастазио), (Карнавал 1744, Генуя, Театр Фальконе)
- Меропа ( Апостоло Дзенон ) (1744, Генуя, Театр Фальконе)
- Леучиппо ( Джованни Клаудио Пасквини ), пасторальная басня (1744, Палермо, Театр С. Чечилия)
- «Любовная ошибка» (Антонио Паломба), музыкальная комедия (Карнавал 1745, Палермо, Театр Сан-Люсия)
- L'amor fra congionti , комедия (Карнавал 1746, Палермо, Театр Сан-Люсия)
- Артаксеркс (Пьетро Метастазио) (осень 1747, Флоренция, Театр делла Пергола)
- Признанная Семирамида» (Пьетро Метастазио) (3 февраля 1749, Рим, Театр Альберто)
- «Милосердие Тита » (Пьетро Метастазио) (1749, Неаполь, театр Сан-Карло )
- Андромеда (1750, Вена, Придворный театр)
- Вологезо (Апостол Дзенон) (1750, Вена, Придворный театр)
- Эцио (Пьетро Метастазио) (26 декабря 1750, Милан, Реджио Дукале)
- Иль Фарначе (Апостол Дзенон, переработка Антонио Мария Луккини?) (Карнавал 1751 г., Турин, Реал Театро)
- Покинутая Дидона (Пьетро Метастазио) (1751, Генуя)
- Зенобия ( Пьетро Метастазио) (осень 1751 г., Милан, Регио Герцогский театр)
- Демофонт ) (Пьетро Метастазио) (осень 1752 г., Лиссабон, Придворный театр
- Олимпийские игры (Пьетро Метастазио) (весна 1753 г., Лиссабон, Придворный театр)
- Китайский герой (Пьетро Метастазио) (6 июня 1753, Лиссабон, Придворный театр)
- Адриан в Сирии (Пьетро Метастазио) (Карнавал 1754 г., Лиссабон, Сальватерра)
- Гиперместра (Пьетро Метастазио) (31 марта 1754, Лиссабон, Театр Реал Корте)
- Король-пастух (Пьетро Метастазио) (весна 1756 г., Кремона)
- Сулейман (Textdichter unbekannt), 3 действия (31 марта 1758, Лиссабон, Театр де ла Ажуда)
- Арминио (Антонио Сальви), Пастиччио (1760, Лондон, Королевский театр )
- Креуса в Дельфо ( Гаэтано Мартинелли ), музыкальная драма в 2-х действиях (Карнавал, 1774, Лиссабон, Сальватерра)
- Приписывается Астарто (1743 г., Палермо); Медея (1744, Палермо); Очарованный остров (1746 г., Палермо)
Церковная музыка
[ редактировать ]Два длительных периода работы Переса в течение его жизни дали ему огромные возможности писать для церкви, а религиозная музыка представляет собой самую большую и сложную часть его творчества. Флоримо сообщает, что в начале своей карьеры он «обогатил своими сочинениями» Палатинскую капеллу Палермо, но есть много произведений, написанных и для Неаполя. В Лиссабоне глубокая религиозность его ученицы, королевской принцессы Марии и его собственная, в сочетании с направлениями музыкальной политики двора заставили его в течение последних 23 лет своей жизни сосредоточиться на церковной музыке для королевских капелл. Его первая месса датирована февралем 1736 года, и в большинстве его ранних произведений очень широко и тщательно используются оркестровые и хоровые ресурсы. Например, месса, датированная 24 февраля 1740 года, написана для двух хоров (финальная «cum Sancto Spiritu» представляет собой десятиголосную фугу ), полные струнные, разделенные в некоторых частях на два оркестра, деревянные духовые инструменты (без кларнетов), валторны и трубы. попарно. Он демонстрирует очень детальное оркестровое письмо: приглушенные струнные, Seconda Corda содержит пассажи для скрипок, множество оркестровых крещендо и диминуэндо, сольные партии для деревянных духовых инструментов и альта. В этот период Перес трактовал сольные голоса так же, как оперные арии, большинство разделов фуг или фугато имеют очень симметричные записи тем, а пьесы в так называемом стиле antico консервативны по гармонии и обозначениям.
В отличие от опер, не существует определенной даты, когда можно увидеть изменение стиля поздней церковной музыки Переса. Однако постановка последних лет его жизни в Лиссабоне сильно отличается от его ранних работ. Оркестровое письмо оставалось таким же подробным, как и раньше, но таких инструментов, как блокфлейты и лютни, больше не найти. Меньше используются отдельные секции для сольных голосов. Большинство произведений теперь являются концертными, то есть один или несколько солистов выходят из хора на короткие отрывки, создавая тем самым многочисленные отчетливые вокальные текстуры. Ярким отличием является техника контрапункта , которая, будучи еще строгой, стала красноречивой и сентиментальной. Сейчас в произведениях редко встречаются отдельные части в современном стиле и в архаическом контрапункте. В его более позднем стиле музыкальное исполнение слов приобрело пиетистский подтекст. В разделах свободно чередуются полифоническое и аккордовое письмо; гармония постоянно совершенствуется; хроматизм используется свободно. Однако в этом стиле предпочтение отдается разнообразию, а не связности, поскольку во всех произведениях нет регулярного тематического повторения.
Критики восемнадцатого века часто ставили Переса в один ряд с Хассе и Джоммелли. Чарльз Берни находил «оригинальный дух и элегантность во всех своих произведениях». Комментарии девятнадцатого и двадцатого веков, основанные по большей части на очень небольшом количестве более ранних опер, в целом принижали это суждение. Более полное рассмотрение его произведений подтверждает тот авторитет, который приписывали ему современники. Хотя он по сути был переходной фигурой в опере восемнадцатого века, он, тем не менее, был одним из величайших композиторов оперы-сериа. Однако именно в своих более поздних сочинениях для церкви Перес имел наилучшую возможность развить свой стиль. Это один из лучших сборников музыки для римско-католических ритуалов восемнадцатого века.
Список церковной музыки
[ редактировать ]- Доттори, Маурисио. Список церковной музыки Дэвида Переса на сайте www.geocities.com/perez_davide в Wayback Machine (архивировано 27 октября 2009 г.)
Дискография
[ редактировать ]- Mattutino de' morti Давиде Переса, Хора и консорта Гислиери , Джулио Пранди, Инверницци, Витале (Sony International - Deutsche Harmonia Mundi), 2014.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Краткая история оперы : Том 1 Дональд Джей Граут - 1947: «Давиде Перес (1711-1778) родился в Неаполе в семье испанцев. После карьеры в Неаполе ...»; Авторефераты диссертации: Университетские микрофильмы гуманитарных и социальных наук - 1967 г. Оперы Дэвида Переса (Заказ № 67-11039) Пол Джозеф Джексон, доктор философии Стэнфордского университета, 1967 г.: «В своей жизни Дэвид Перес (1711-1778) последовательно назван в честь величайших мастеров оперной серии восемнадцатого века».
- ^ Ануарио : Тома 2–4 Тулейнского университета. Межамериканский институт музыкальных исследований, JSTOR (Организация) - 1966: «Давиде Перес (1711-1778), постоянный придворный композитор в Лиссабоне с 1752 года, написал музыку для трех опер «Метастазио», премьера которых состоялась в Лиссабоне с огромным успехом в 1753 году. 1754 и 1755 годы – Didone abbandonata, Artaserse, ...»
- ^ Церковная музыка Давиде Переса и Никколо Джоммелли - страница 66 Маурисио Доттори: «После землетрясения 1755 года Перес взял на себя менее публичную роль, чем раньше, его жизнь стала более сдержанной»
- ↑ Фамилия Перес испанского происхождения даже сегодня довольно распространена в бывшем Королевстве Обеих Сицилий.
- ^ Блихманн, Диана (2019). «Водные символы в декорациях Алессандро Нелл'Инди : исследование Индии португальцами и политическая пропаганда в Лиссабонской королевской придворной опере в 1755 году». Музыка в искусстве: Международный журнал музыкальной иконографии . 44 (1–2): 139–168. ISSN 1522-7464 .
- К. Берни: Всеобщая история музыки с древнейших времен до наших дней (Лондон, 1776–89).
- С.М. Верчелли: На похоронах архимейтера музыки Давида Переса (Лиссабон, 1779 г.)
- С. Бертини: Историко-критический словарь музыкальных писателей и знаменитейших художников всех древних и современных народов , т. III (Палермо, 1815 г.)
- Ф. Флоримо: Музыкальная школа Неаполя и ее консерватории (Неаполь, 1880–83).
- Х. Кречмар: «Из итальянского периода Германии», JbMP , viii (1901), 45.
- Р. Эйтнер: Биографически-библиографический исходный лексикон (Лейпциг, 1900-4).
- Х. Кречмар: История оперы (Лейпциг, 1919)
- У. Прота-Джурлео: Неаполитанские музыканты при дворе Португалии (Неаполь, 1923 г.)
- Э. Соареш: Давид Перес: Субсидии на биографию знаменитого мастера камерной музыки Д. Хосе (Лиссабон, 1935)
- Прота Джурлео: MGG , X, полковник. 1038-42 (1962)
- Пи Джей Джексон: Оперы Дэвида Переса (дисс., Стэнфордский университет, 1967)
- MC де Брито: Опера в Португалии восемнадцатого века (Кембридж, 1989)
- У. К. Холмс, Наблюдаемая опера: взгляды флорентийского импресарио в начале восемнадцатого века (Чикаго, 1993)
- Н. Маккавино, Николо: «Музыкальные рукописи восемнадцатого века из Музыкального архива Крешимано», в Il canto dell'aquila. Кальтаджироне: Центр музыкальных исследований Юга, 1990, стр. 66–101.
- С. Сильви: Давиде Перес и итальянизм в Лиссабоне Д. Хосе I. Критическое издание мотета Amore Jesu gaudeo . Дипломная диссертация по истории музыки, Витербо: Университет Тушии, 1996–7.
- Р. Пагано: «Герб и лира: аристократы и музыка в Палермо прошлых веков», в Джакомо Франческо Милано и роль аристократии в покровительстве музыкальной деятельности в 18 веке, Материалы Международной исследовательской конференции. (Полистена - Сан-Джорджо Морджето, 12-14 октября 1999 г.), под редакцией Гаэтано Питаррези, Реджо-ди-Калабрия, Ларуффа Эдиторе 2001, стр. 255–279.
- А.Тедеско: «Часовня испанских военных Богоматери Соледад Палермской», там же, стр. 199–254.
- М. Доттори: «Перес, Дэвид», Нью-Гроув II (2000).
- М. Доттори: Церковная музыка Давида Переса и Никколо Джоммелли . Куритиба: DeArtes, 2008. [1]
Недавно целый номер прекрасного сицилийского журнала музыкальных культур Avidi Lumi был посвящен Давиде Пересу. Изданный Театром Массимо в Палермо, он содержит следующие статьи и их английские переводы, а также первую запись его музыки, ораторского искусства Il martirio di San Bartolomeo :
- Роберто Пагано, «Дэвид Перес в музыкальном контексте Палермо середины восемнадцатого века», стр. 7–15.
- Мануэль Карлос де Брито, «Аспекты португальского периода Давида Переса», стр. 16–23.
- Мигель Анхель Марин, «Судьба Переса в Испании: циркуляция воздуха», стр. 24–33.
- Анна Тедеско, «Давид Перес, маэстро ди капелла в Палермо», стр. 34–45.
- Динко Фабрис , «Распространение Переса через музыкальные издания», стр. 46–51.
- Маурисио Доттори, «Сакральная музыка Давида Переса: постановочные и стилистические вопросы», стр. 68–75.
- Николо Маккавино, «Мученичество Сан-Бартоломео, оратория «Сагро» для четырех голосов г-на Давида Переса: Рим 1749», стр. 76–85.
- Руй Виейра Нери, «Давид Перес в Португалии. Свидетельства иностранных путешественников», стр. 86–102.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Симфония in D# a 8 voci - продолжающаяся совместная транскрипция на платформе Wiki-score партитуры этой симфонии Давиде Переса.
- Живое исполнение Mattutino de' Morti (Офис мертвых) хора и супруги Гислиери на Утрехтском фестивале Oudemuziek 2013.
- 1711 рождений
- 1778 смертей
- Итальянские композиторы XVIII века.
- Итальянские музыканты-мужчины XVIII века
- Итальянские композиторы классического периода
- Итальянские композиторы эпохи барокко
- Итальянские оперные композиторы
- Итальянские эмигранты в Португалии
- Итальянские оперные композиторы-мужчины
- Композиторы из Неаполя