Чарльз Берни
Чарльз Берни (7 апреля 1726 — 12 апреля 1814) — английский историк музыки , композитор и музыкант. Он был отцом писателей Фрэнсис Бёрни и Сары Бёрни , исследователя Джеймса Бёрни и Чарльза Бёрни , классика и дарителя книг Британскому музею . Он был близким другом и сторонником Йозефа Гайдна и других композиторов.
Ранняя жизнь и карьера
[ редактировать ]Чарльз Берни родился на Рэйвен-стрит, Шрусбери , четвертый из шести детей Джеймса Макберни (1678–1749), музыканта, танцора и художника-портретиста, и его второй жены Энн ( урожденной Купер, ок. 1690–1775 ). В детстве его и его брата Ричарда (1723–1792) по неизвестным причинам отправили на попечение «Бала медсестер» в соседнем Кондовере , где они жили до 1739 года. Он начал формальное образование в школе Шрусбери в 1737 году, а позже был отправлен в В 1739 году поступил в Королевскую школу в Честере , где тогда жил и работал его отец. Его первым учителем музыки был мистер Бейкер, органист собора. [1] и ученик Джона Блоу . Вернувшись в Шрусбери в возрасте 15 лет, Берни в течение трех лет продолжал свое музыкальное обучение под руководством своего сводного брата Джеймса Берни, органиста церкви Святой Марии , а затем был отправлен в Лондон в качестве ученика Томаса Арне на три года. [2]
Бёрни написал музыку для оперы Томсона «Альфред» , которая была поставлена в театре Друри-Лейн 30 марта 1745 года. В 1749 году он был назначен органистом церкви Святого Диониса Бэкчерча на Фенчерч-стрит с зарплатой 30 фунтов стерлингов в год. Согласно журналу голосования, он получил этот пост против шести других кандидатов с голосами 50 против 4. Он также был приглашен играть на клавесине в «Новых концертах», недавно организованных в King's Arms, Корнхилл. Ради своего здоровья в 1751 году он отправился в Линн Реджис в Норфолке , где был избран органистом с годовым окладом в 100 фунтов стерлингов. Он прожил там девять лет. В это время у него появилась идея написать всеобщую историю музыки. Его Ода ко Дню святой Сесилии была исполнена в саду Ранела в 1759 году. В 1760 году он вернулся в Лондон здоровым и с молодой семьей. Его старшая дочь Эстер, восьмилетняя девочка, удивила публику своими достижениями в качестве клавесинистки. Концерты для клавесина, опубликованные Бёрни вскоре после его возвращения в Лондон, вызвали большое восхищение. В 1766 году он произвел в «Друри-Лейн» — перевод и адаптация Жан-Жака Руссо оперы «Девин из деревни » под названием «Хитрый человек» .
Семья и общественная жизнь
[ редактировать ]В 1749 году, работая органистом и клавесинистом в Лондоне, Чарльз женился на Эстер Слип (ок. 1725–1762). У пары было шестеро детей: Эстер или Хетти, которая позже стала миссис Берни, выйдя замуж за своего кузена Чарльза Руссо Берни. [3] исследователь Джеймс Берни , знаменитая писательница Фрэнсис Берни (часто называемая Фанни), корреспондентка Сьюзен (Сьюзи) , [4] Шарлотта (позже миссис Фрэнсис) и Чарльз Берни , классик и директор школы.
Как ярко описывает Фанни, семья вращалась в оживленном культурном кругу Лондона, в который входили художник-портретист сэр Джошуа Рейнольдс , лексикограф Сэмюэл Джонсон , драматург Ричард Бринсли Шеридан , композиторы Гарриет Уэйнрайт и Джозеф Гайдн , эссеист Эдмунд Берк и член парламента от Саутуорка Генри Трал , чья жена Эстер Трал была близкой подругой Фанни.
Первая жена Чарльза Эстер умерла в 1761 году. В 1767 году он женился во второй раз на Элизабет Аллен (миссис Стивен Аллен) из Линна . От этого союза у него родились сын Ричард Томас и дочь Сара Харриет Бёрни , ставшие писательницей.
Более поздняя карьера
[ редактировать ]удостоил 23 июня 1769 года Оксфордский университет Бёрни степеней бакалавра и доктора музыки, и была исполнена его собственная работа. Он состоял из гимна с увертюрой, соло, речитативами и припевами в сопровождении инструментов, а также вокального гимна в восьми частях, который не исполнялся. В 1769 году он опубликовал «Очерк истории основных комет, появившихся после 1742 года» . Среди своих разнообразных профессиональных увлечений Бёрни никогда не упускал из виду свой главный проект — « Историю музыки» . Он решил поехать за границу и собрать материалы, которые нельзя было найти в Великобритании. Он покинул Лондон в июне 1770 года, имея с собой многочисленные рекомендательные письма, и побывал в Париже, Женеве , Турине , Милане , Падуе , Венеции , Болонье (где он встретил Вольфганга Амадея Моцарта и его отца ), Флоренции , Риме и Неаполе . Результаты его наблюдений были опубликованы в хорошо принятой книге « Современное состояние музыки во Франции и Италии» (1771). В июле 1772 года Бёрни снова посетил континент для дальнейших исследований и по возвращении в Лондон опубликовал отчет о своем путешествии под названием Современное состояние музыки в Германии, Нидерландах и Соединенных провинциях (1773 г.). В 1773 году он был избран членом Королевского общества .
Бёрни В 1776 году вышел первый том (в ин-кварто) давно запланированной «Истории музыки» . [5] В 1782 году Берни опубликовал свой второй том; а в 1789 г. — третий и четвертый. «История музыки» в целом была хорошо принята, хотя и подверглась критике со стороны Форкеля в Германии и бывшего испанского иезуита Рекено, который в своей работе «Saggj sul Ristabilimento dell' Arte Armonica de' Greci e Romani Canton» (Парма, 1798) подверг критике рассказ Бёрни о древнегреческую музыку и называл его lo scompigliato Берни (сбитый с толку Бёрни). Четвертый том посвящен зарождению и развитию оперы и музыкальной сцены в Англии во времена Бёрни. [6] Первый тур Бёрни был переведен на немецкий язык Кристофом Даниэлем Эбелингом и напечатан в Гамбурге в 1772 году. Его второй тур, переведенный на немецкий язык Иоганном Иоахимом Кристофом Боде , был опубликован в Гамбурге в 1773 году. Голландский перевод его второго турне с примечаниями Дж. В. Люстиг, органист из Гронингена , был опубликован там в 1786 году. « Диссертация о музыке древних » в первом томе «Истории Бёрни» была переведена на немецкий язык Иоганном Иоахимом Эшенбургом и напечатана в Лейпциге в 1781 году. Бёрни получил большую помощь. из первых двух томов падре Мартини очень ученой « Storia della Musica» (Болонья, 1757–1770).
В 1774 году он написал «План музыкальной школы» . В 1779 году он написал для Королевского общества отчет о молодом Уильяме Кротче , чей замечательный музыкальный талант привлек в то время столько внимания. В 1784 году он опубликовал с титульным листом на итальянском языке музыку, ежегодно исполняемую в часовне Папы в Риме во время Страстной недели . В 1785 году он опубликовал в пользу Музыкального фонда отчет о первых поминках Георга Фридриха Генделя в Вестминстерском аббатстве в предыдущем году, с описанием жизни Генделя. В 1796 году он опубликовал «Воспоминания и письма Метастазио» .
Ближе к концу своей жизни Бёрни заплатили 1000 фунтов стерлингов за публикацию в «Циклопедии» Риса всех музыкальных статей, не относящихся к отделу естественной философии и математики. [8] Последние были написаны Джоном Фейри- старшим и младшим . Бёрни Вклад в «Рис» включал много нового материала, которого не было в его более ранних работах, особенно о тогдашней лондонской музыкальной сцене. [9] В 1783 году, благодаря казначейскому влиянию своего друга Эдмунда Берка , он был назначен органистом часовни больницы Челси . Он переехал туда с улицы Святого Мартина и Лестер-сквер и оставался там до конца своей жизни. Он написал и опубликовал сонет в честь Йозефа Гайдна, с которым он переписывался на протяжении двух своих поездок в Лондон, и его восхищение Генделем сильно повлияло на решение Гайдна по возвращении в Вену сосредоточиться на оратории, которая в конечном итоге превратилась в « Создание . В 1810 году он стал членом Института Франции и назначен корреспондентом по классу изящных искусств. С 1806 года и до своей смерти он получал пенсию в размере 300 фунтов стерлингов, предоставленную Чарльзом Джеймсом Фоксом . Он умер в колледже Челси 12 апреля 1814 года и был похоронен на кладбище колледжа. установлена табличка В его память в Вестминстерском аббатстве .
Библиотека Бёрни была продана на аукционе Джоном Уайтом из Вестминстера, начиная с 8 августа 1814 года. [10]
Сходства и счета
[ редактировать ]Портрет Берни был написан Рейнольдсом в 1781 году для Генри Трейла библиотеки . Его бюст был вырезан Ноллекенсом в 1805 году. Он также появляется в картине Джеймса Барри «Темза» (также известной как «Триумф мореплавания »), написанной в 1791 году для Королевского общества искусств . У него был широкий круг знакомств среди выдающихся художников и литераторов своего времени. Одно время он думал написать жизнь своего друга Сэмюэля Джонсона , но ушел в отставку перед толпой биографов, ринувшейся на это поприще.
Старший сын Берни, Джеймс Берни , был выдающимся офицером Королевского флота , который умер контр-адмиралом в 1821 году, сопровождая капитана Кука в его последних двух плаваниях. Его вторым сыном был преподобный Чарльз Бёрни , крупный спонсор книг Британского музея, а второй дочерью была Фрэнсис или Фанни, писательница, позже мадам Д'Арбле . Ее опубликованный дневник и письма содержат множество мелких и интересных подробностей общественной и частной жизни ее отца, его друзей и современников, включая его первоначальное противодействие ее браку с французским беженцем Александром Д'Арбле в 1793 году и повторному браку ее сестры Шарлотты с памфлетист и биржевой спекулянт Ральф Брум в 1798 году. [11] Житие Берни было составлено мадам Д'Арбле и опубликовано в 1832 году, но его постоянно критиковали за восхваление. [12] Его дочь от второго брака Сара Берни также была писательницей. В ее письмах содержится интересная, менее лестная информация о ее отце. Хотя Сара заботилась о нем в старости, их личные отношения оставались плохими. [13]
Культурные ссылки
[ редактировать ]Сэмюэл Джонсон черпал вдохновение из «Современного состояния музыки во Франции и Италии » (1771 г.), по словам более поздних авторов: «Доктор Бёрни опубликовал отчет о своем туре… который был чрезвычайно хорошо принят и признан лучшими судьями очень хорошим. Модель для путешественников, которые были склонны описывать то, что они видели или наблюдали, которую доктор Джонсон якобы подражал ей в своем собственном «Путешествии по Гебридским островам», говоря: «Мне попал «Музыкальный тур в глаза этой умной собаки Берни » . " [14]
Бёрни появляется в рассказе Лилиан де ла Торре (Лиллиан Буэно МакКью, 1902–1993), американской писательницы исторических детективов, под названием «Виотти Страдивари», который является частью ее серии, в которой Сэмюэл Джонсон играет «детектора» (детектива). В истории рассказывается о вымышленной встрече Бёрни, его дочери Фанни , Джованни Баттисты Виотти и его Страдивари , а также Григория Григорьевича Орлова вместе с Джонсоном и Джеймсом Босуэллом в связи с кражей и возвращением бриллианта Орлова . [15]
Композиции
[ редактировать ]- «Хитрый человек» — экранизация Жан-Жака Руссо оперы «Девен из деревни» (1766–67).
- Шесть сонат для клавесина (1761)
- Две сонаты для клавесина или фортепиано с аккомпанементом для скрипки и виолончели; 2 комплекта (1769 и 1772 гг.)
- Сонаты для двух скрипок и баса, соч. 4 (1759)
- Шесть уроков игры на клавесине
- Шесть дуэтов для двух немецких флейт.
- Три концерта для клавесина.
- Шесть пьес для корнета с вступлением и фугой для органа
- Шесть концертов для скрипки и др. в восьми частях, соч. 5 ( ок. 1760 г. )
- Две сонаты для фортепиано, скрипки и виолончели.
- Четыре сонаты или дуэта для двух исполнителей на одном фортепиано или клавесине (1777)
- Гимны и т. д.
- 6 песен, сочиненных для храма Аполлона, книга 1, соч. 2 ( ок. 1750 г. )
- Я буду любить Тебя, Господи, сила моя (Псалом XVIII), соло, хор, оркестр, упражнение DMus (1769)
- XII. Канцонетти для двух голосов в Каноне на стихи Абате Метастазио ( ок. 1790 )
- Прелюдии, фуги и интерлюдии; для Органа. В алфавитном порядке расположены все клавиши, которые наиболее точно настроены на этот инструмент, и напечатано в карманном формате для удобства молодых органистов, для использования которых эта книга специально рассчитана и опубликована Часом. Берни, Массачусетс: Д.
Документы Бёрни
[ редактировать ]После его смерти в 1814 году дочь Бёрни Фрэнсис уничтожила многие рукописи, в том числе его дневники, а также стерла отрывки из других. [16] Библиотека Берни была продана на аукционе в Лондоне компанией Leigh & Sotheby 9 июня 1814 года (и восемь последующих дней); копия каталога продажи хранится в библиотеке Кембриджского университета (полочная марка Munby.c.163(7)). Сохранившиеся документы широко разбросаны: в коллекции Осборна в Йельском университете, в коллекции Берга в Нью-Йоркской публичной библиотеке, в Британской библиотеке и Бодлианской библиотеке в Оксфорде, а также в небольших государственных и частных коллекциях. (См. Roger Lonsdale , Dr Charles Burney, a Literary Biography , Oxford, 1965, стр. 495–497.) Центр Берни при Университете Макгилла, Монреаль, Канада, уже давно публикует документы семьи Берни, в том числе документы Чарльза и его дочери. , Фрэнсис (Фанни Берни).
Письма доктора Чарльза Берни (1751–1814). Главный редактор: Питер Сабор.
Научное издание «Письм доктора Чарльза Берни» публикуется в шести томах издательством Oxford University Press:
- Том 1 1751–1784 гг. Под редакцией Альваро Рибейро, SJ, ISBN 0-19-812687-5
- Том 2 1785–1793 (готовится к печати) под редакцией Лорны Кларк.
- Том 3 1794–1800 (готовится к печати) под редакцией Стюарта Кука
- Том 4 1801–1806 гг. (готовится к печати) под редакцией Стюарта Кука
- Том 5 1807–1809 (готовится к печати) под редакцией Нэнси Джонсон.
- Том 5 1810–1814 гг. (готовится к печати) под редакцией Питера Сабора
См. также
[ редактировать ]- Боже, храни Франциска Императора - перевод стихов Берни
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Запись ODNB для Берни [1] .
- ↑ Подробное генеалогическое древо семьи Берни с конца 17 по конец 19 века появляется в «Журналах и письмах Фанни Берни (мадам Д'Арбле)» . Том. I. Под редакцией Джойс Хемлоу и др. (Оксфорд: ОУП, 1972), opp. п. lxix.
- ^ PH Highfill, KA Burnim и EA Langhans, Биографический словарь актеров, актрис, музыкантов, танцоров, менеджеров и другого сценического персонала в Лондоне, 1660–1800 , 12 томов (Southern Illinois University Press, Carbondale и Edwardsville, 1973), II : Белфорт — Визанду, стр. 427–28 (Google).
- ^ Оллесон, Филип (6 октября 2016 г.). «Филлипс [урожденная Берни], Сюзанна Элизабет [Сьюзен] (1755–1800), писательница» . Оксфордский национальный биографический словарь (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/ref:odnb/109741 . ISBN 978-0-19-861412-8 . Проверено 24 июля 2022 г. (Требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании .)
- ^ Фрэнк Мерсер Берни» выпустил современное издание « Истории в 1935 году (переиздано в 1957 году). Это издание сейчас использует большинство ученых.
- ^ Берни, Чарльз (31 октября 2010 г.). Всеобщая история музыки . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9781108016421 .
- ^ «Литературная вечеринка у сэра Джошуа Рейнольдса , Д. Джорджа Томпсона, опубликованная Оуэном Бейли по мотивам Джеймса Уильяма Эдмунда Дойла, опубликованная 1 октября 1851 года».
- ^ Риса Циклопедии « Тексты и таблички » . Проверено 12 июля 2020 г.
- ^ Скоулз, Перси А. (1948). Великий доктор Берни . стр. Том 2, стр. 184–201.
- ^ Каталог Музыкальной библиотеки Чарльза Берни, проданный в Лондоне 8 августа 1814 года , под редакцией А. Хаятта Кинга. Аукционные каталоги музыки 2 (Амстердам: Фриц Кнуф, 1973). ISBN 9789060272619 .
- ^ Журналы и письма... , Том. IV, Вест-Хамбл 1797–1801, стр. 116–25 и далее.
- ^ «Этот отчет искажен частыми неточностями и попыткой Фанни, несомненно, вызванной чрезмерно рьяным чувством долга, изобразить своего отца в лучшем свете. Почти с момента публикации «Мемуары доктора Бёрни» были отклонены . как фактический отчет, особенно Джоном Уилсоном Крокером в Ежеквартальном обзоре 1833 года (стр. 97–125)». Запись Джона Вагстаффа на ОДНБ о Чарльзе Берни. Другой обзор появился в The Harmonicon (Лондон: Longman и др., 1832), Vol. 10, с. 216.
- ^ Лорна Дж. Кларк, изд.: Письма Сары Харриет Берни . (Афины, Джорджия: Издательство Университета Джорджии). ISBN 0-8203-1746-2 .
- ^ В. Пиннок (1832 г.). «Мемуары доктора Берни» . Гармоникон.
- ^ Ламберт, Брюс (19 сентября 1993 г.). «Лилиан де ла Торре, 91 год, автор загадок британской истории» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Введение в Сальву Климу, Гарри Бауэрса и Керри С. Гранта, Мемуары доктора Чарльза Берни, 1726–1869 , University of Nebraska Press, 1988.
свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Берни, Чарльз ». Британская энциклопедия (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета.
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится вХронологический список источников
[ редактировать ]Многие из следующих отсылок относятся к музыкальным статьям Бёрни в «Циклопедии» Риса (1802–1819).
- П.А. Скоулз, Пуритане и старинная музыка в Англии и Новой Англии , OUP, 1934. Время от времени делает ссылки на статьи Бёрни в Rees.
- П. А. Скоулз, The Oxford Companion to Music , 1938 (и более поздние издания), часто цитирует статьи Берни Риса и включает некоторые иллюстрации из этой работы.
- П.А. Скоулз, «Новое исследование жизни и творчества доктора Берни», Труды 67-й сессии Музыкальной ассоциации , 1940–1941, стр. 1–30. На стр. 24–25 есть раздел «Берни - энциклопедист».
- П. А. Скоулз, Великий доктор Бёрни , 1948, Vol. 2, стр. 184–201, Глава LVIII, «Достоинства и причуды семидесятилетнего энциклопедиста». Ссылки и цитаты из статей Берни в Rees.
- П.А. Скоулз, Музыкальные туры доктора Бёрни по Европе , 2 тома, OUP, 1959. Ссылки и цитаты из статей Бёрни в Rees.
- CB Олдман, «Доктор Берни и Моцарт», Моцарт Ярбух 1962/63 . (1964), стр. 73–81, включает выдержки из статей Берни Риса о Моцарте.
- Роджер Лонсдейл, доктор Чарльз Берни: литературная биография Берни и Риса , OUP 1965, стр. 407–431, глава X, « Циклопедия ».
- Роджер Лонсдейл, «Музыкальный словарь доктора Берни», Musicology Australia , Vol. 5, № 1, стр. 159–171, 1979. Отчет о статьях Риса Бёрни с критикой их обсуждения Скоулзом.
- Джейми Крой Касслер, «Музыкальная наука в Британии: Каталог сочинений, лекций и изобретений» , 2 тома, Гарланд, 1979. И Берни, и Фэри-старший часто появляются в указателе. и музыка Риса Циклопедия обсуждаются на стр. 1200–1204.
- Керри С. Грант, доктор Берни как критик и историк музыки . UMI Research Press, Анн-Арбор, Мичиган, 1983. Частые ссылки и некоторые цитаты из статей Берни в Rees.
- Слава Клима, Гэри Бауэрс и Керри С. Грант, Мемуары доктора Чарльза Берни, 1726–1769 , University of Nebraska Press. Линкольн и Лондон, 1988. Частые ссылки и цитаты из статей Бёрни в Rees.
- А. П. Вулрич, Циклопедия доктора Бёрни и Риса , Письмо Бёрни , Vol. 23, № 1, весна, 2017, стр. 1–2 и 10–11. Обсуждает музыкальный вклад Бёрни в Cyclopaedia . Письмо Берни, опубликованное Обществом Берни. ISSN 1703-9835.
- А. П. Вулрич, «Сводное издание музыкальных биографий из циклопедии Риса (1802–1819)», Burney Letter , Vol. Т. 23, № 2, осень 2017 г., стр. 6–7. Отредактированная версия более полного введения в биографии.
- А. П. Вулрич, Общие музыкальные статьи в «Циклопедии Риса» , написанные доктором Чарльзом Берни, Джоном Фэри-старшим и Джоном Фэри-младшим, Burney Letter , Vol. 25, № 2, Весна. 2019. стр. 1, 6–7 и 12.
- А. П. Вулрич, доктор Чарльз Берни и мелодии гимнов , Письмо Бёрни , Том. 27, № 1, Весна. 2021. с. 5
Собственные публикации
[ редактировать ]- Очерк истории комет, появившихся с 1742 года... , Лондон, 1769 г.
- Современное состояние музыки во Франции и Италии... , Лондон, Лондон, 1771 г.
- Современное состояние музыки в Германии, Нидерландах и Соединенных провинциях... , Лондон, 1773 г.
- Современные издания:
- Континентальные путешествия доктора Бёрни, 1770–1772 , изд. Ч. Гловер, 1927 год.
- Музыкальные туры доктора Берни по Европе , изд. П.А. Скоулз, Оксфорд, 2 тома, 1959 г.
- Музыка, люди и манеры во Франции и Италии, 1770 г. , изд., из оригинальной рукописи Х. Эдмунда Пула, Лондон, 1969 г.
- Всеобщая история музыки , Лондон, Том. 1, 1776 г.; Том. 2, 1782 г.; Том 3/4, 1789 г.
- Современное издание:
- Всеобщая история музыки... Чарльза Берни , изд. Фрэнк Мерсер , 2 тома, Лондон, 1935 г., переиздание Нью-Йорк, 1957 г.
- Рассказ о юном музыканте [Уильяме Кротче], Лондон, 1779 г.
- Отчет мадемуазель Терезы Паради из Вены... Лондон, 1785 г.
- Отчет о музыкальных представлениях в Вестминстерском аббатстве... В память о Генделе , Лондон, 1785 г.
- Многочисленные рецензии на книги в Monthly Review , Лондон, 1785–1802 гг. [1]
- Стихи о прибытии в Англию великого музыканта Гайдна , Лондон, 1791 г.
- Воспоминания о жизни и сочинениях абате Метастазио... Лондон, 3 тома, 1796 г.
- Гимн Императору. Написано доктором Гайдном , переведено Бёрни, Лондон, 1799 г.
- Многочисленные музыкальные статьи для Циклопедии Риса c. 1801–1808 гг ., опубликовано в 1802–1819 гг. Их можно найти в Интернете в Центре Берни: https://www.mcgill.ca/burneycentre/resources/online-texts (прокрутите вниз).
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Работы Чарльза Берни или о нем в Internet Archive
- Работы Чарльза Берни в LibriVox (аудиокниги, являющиеся общественным достоянием)
- Рассказ Эстер Трейл о Чарльзе Бёрни
- «Архивные материалы, касающиеся Чарльза Берни» . Национальный архив Великобритании .
- Чарльз Берни в Национальной портретной галерее, Лондон
- Бесплатные партитуры Чарльза Берни в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- Бесплатные книги Чарльза Берни (IMSLP)
- ^ Роджер Лонсдейл, «Доктор Берни и ежемесячный обзор », Обзор английских исследований , xiv (1963), стр. 346–348 и xv. (1964), стр. 27–37.
- 1726 рождений
- 1814 смертей
- Люди из Шрусбери
- Члены Королевского общества
- Английские композиторы классического периода
- Английские историки XVIII века
- Английские историки музыки
- Семья Берни
- Стритамиты
- Люди, получившие образование в школе Шрусбери
- Люди, получившие образование в Королевской школе в Честере.