Никколо Джоммелли
Никколо Джоммелли | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | |
Умер | 25 августа 1774 г. | (59 лет)
Занятие | Композитор |
Никколо Джоммелли (англ. Итальянский: [nikkoˈlɔ jomˈmɛlli] ; 10 сентября 1714 — 25 августа 1774) — итальянский композитор неаполитанской школы . Вместе с другими композиторами, главным образом из Священной Римской империи и Франции, он был ответственен за некоторые оперные реформы, включая некоторое снижение витиеватости стиля и доминирования звездных певцов.
Биографические сведения
[ редактировать ]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Джоммелли родился в семье Франческо Антонио Джоммелли и Маргариты Криштиану в Аверсе , городе примерно в 24 километрах (15 миль) к северу от Неаполя . У него был брат Игнацио, который стал -доминиканцем монахом и оказал ему некоторую помощь в старости, и три сестры. Его отец был преуспевающим торговцем полотном , который поручил его для музыкального обучения канонику Муззило , руководителю хора собора Аверса .
Когда это оказалось успешным, в 1725 году он был зачислен в Консерваторию Санто-Онофрио-а-Капуана в Неаполе, где учился у Игнацио Прота вместе с Томазо Протой и Франческо Фео . Три года спустя его перевели в Консерваторию делла Пьета деи Туркини , где он обучался у Никколо Фаго , у дона Джакомо Саркуни и Андреа Бассо в качестве второго маэстри ( maestri di canto ) или учителей пения. Большое влияние на него оказал Иоганн Адольф Хассе , который в этот период находился в Неаполе. После завершения учебы он приступил к работе и написал две оперы-буффе : «Любовная ошибка» в начале 1737 года и «Одоардо» в конце 1738 года. Его первая оперная серия « Ричимеро ре ди Готи » имела такой успех в Риме в 1740 году, что он сразу же получил премию комиссия от Генриха Бенедикта Стюарта , кардинала-герцога Йоркского.
Еще во время учебы в консерватории Джоммелли был впечатлен тем, как Хассе использовал речитатив облигато для усиления напряжения в определенные драматические моменты своих опер. Говоря о речитативе облигато для Ричимеро , Шарль де Бросс говорит, что использование Джоммелли речитатива облигато было лучше, чем все, что он слышал во Франции. [ 1 ]
Первые оперы
[ редактировать ]Его первая опера, комедия L'errore amoroso , была с большим успехом представлена под покровительством маркиза дель Васто Джованни Баттиста д'Авалос зимой 1737 года в Театро Нуово в Неаполе. В следующем году за ней последовала вторая комическая опера «Одоардо » в Театре Фьорентини. Его первая серьезная опера Ricimero re de' Goti , представленная в Римском театре Аргентины в январе 1740 года, привлекла к нему внимание, а затем и защиту герцога Йоркского Генри Бенедикта. Позже герцог будет возведен в сан кардинала и обеспечит Джоммелли назначение в Ватикане. В 1740-е годы Джоммелли писал оперы для многих городов Италии: Болоньи, Венеции, Турина, Падуи, Феррары, Лукки, Пармы, Неаполя и Рима.
Исследования у падре Мартини
[ редактировать ]Находясь в Болонье в 1741 году для постановки своего «Эцио» , Джоммелли (в ситуации, затуманенной анекдотами) встретил падре Мартини . Саверио Маттеи сказал, что Джоммелли учился у Мартини, и утверждал, что научился у него «искусству избегать любых страданий и засухи». Тем не менее, его постоянные поездки для создания своих многочисленных опер, похоже, не позволяли ему когда-либо регулярно брать уроки композиции. Более того, его отношения с Мартини не обошлись без взаимной критики. Главным результатом его пребывания в Болонье и общения с Мартини было представление Филармонической академии этого города в качестве заявления о приеме своего первого известного священного сочинения — пятиголосной фуги а капелла на заключительные слова небольшого славословия. , «Сикут эрат». Музыковед Карл Густав Феллерер , исследовавший несколько таких произведений, свидетельствует, что произведение Джоммелли, хотя и является всего лишь «жесткой школьной работой», вполне может войти в число лучших произведений, поступающих в настоящее время в Болонскую академию филармоники. В начале 1740-х годов он написал все больше религиозной музыки, в основном ораторий, и его первое литургическое произведение, сохранившееся до наших дней, очень простая «Lætatus sum» фа мажор, датированная 1743 годом, является частью собрания Сантини в Мюнстер .
Вскоре после пребывания в Болонье Джоммелли переехал в Венецию и сочинил « Меропу» , которая стала предшественником французского оперного стиля конца века. В последующие годы он написал оперы для Венеции, Турина, Болоньи, Феррары и Падуи, а также две популярные оратории, Isacco figura del Redentore и Betulia liberata .
Венеция
[ редактировать ]Примерно в 1745 году Хассе рекомендовал Джоммелли на должность музыкального директора в больнице Ospedale degli Incurabili в Венеции, одном из городских колледжей для женщин-музыкантов. Эта постоянная занятость требовала от него сочинения духовной музыки (в основном для оформления мессы и богослужения ) , но финансовая безопасность, которую она ему давала, также позволила ему сочинить несколько других драматических произведений.
Рекомендованное Хассе назначение Джоммелли маэстро ди капелла в больнице Инкурабили в Венеции окончательно не задокументировано. Но в 1745 году он начал писать религиозные произведения для женского хора церкви Инкурабили Сан-Сальваторе в рамках своих обязанностей в качестве мастера капеллы, а также обучать более продвинутых студентов этого учреждения. Не существует рукописей музыки Джоммелли, написанной для «Инкурабили», но существует множество копий различных версий некоторых его произведений, которые можно с некоторой уверенностью отнести к периоду его работы там маэстро. Среди музыки, которую Гельмут Хохштейн перечисляет как написанную для Венеции, можно найти четыре оратории: «Исакко фигура дель Реденторе», «La Betulia liberata», «Иоас» и «Иуда-продитор»; несколько номеров из сборника сольных мотетов под названием «Modulamina Sacra»; одна Missa breve фа мажор с Credo ре мажор, вероятно, вторая месса соль мажор, один Te Deum и пять псалмов.

Хотя двое из его первых биографов, Маттеи и Виллароса, называют 1748 год годом, когда Джоммелли оставил свою работу в Венеции, его последние сочинения для «Инкурабили» относятся к 1746 году. Он, должно быть, покинул Венецию в самом конце 1746 года или в начале. следующего года, поскольку 28 января 1747 года Джоммелли ставил в Аргентинском театре в Риме свою первую версию «Didone abbandonata», а в мае — Сан-Карло в Неаполе — вторая версия «Эвмены».
Рим
[ редактировать ]Именно потребность в активном мастере капеллы базилики Святого Петра для подготовки к Юбилейному фестивальному году привела Джоммелли и Давиде Переса в Рим в 1749 году, годовщину, отмечаемую Римско-католической церковью каждые пятьдесят лет. так что для римской аристократии это был важный повод покрасоваться. Джоммелли был вызван кардиналом герцогом Йоркским Генри Бенедиктом , чтобы тот написал для него постановку Страсти оратории Метастазио « Джезу Кристо» , которая до сих пор ежегодно исполняется в Риме, и который подарил его кардиналу Алессандро Альбани , близкому человеку Папы Бенедикта XIV. .
Штутгарт и последние годы
[ редактировать ]Впоследствии он посетил Вену, прежде чем занять должность капельмейстера герцога Карла Ойгена Вюртембергского в Штутгарте в 1753 году. В этот период он добился некоторых из своих величайших успехов, в том числе создания того, что считается одними из его лучших произведений. Многие из них были поставлены в частных театрах герцога во дворце Людвигсбург , недалеко от Штутгарта. Моцарт и его отец Леопольд проезжали через Людвигсбург в 1763 году во время своего « большого турне » и встретились с композитором. Джоммелли вернулся в Неаполь в 1768 году, когда опера-буффа Джоммелли была более популярна, чем опера-серия , и его последние произведения не были так хорошо приняты. В 1771 году он перенес инсульт , который частично парализовал его, но продолжал работать до своей смерти три года спустя в Неаполе.
Работает
[ редактировать ]Джоммелли писал кантаты , оратории и другие священные произведения, но, безусловно, самой важной частью его произведений были его оперы, особенно серия опер , из которых он сочинил около шестидесяти, некоторые из которых были написаны на либретти Метастазио. Они имели тенденцию больше концентрироваться на сюжете и драматургии оперы, чем на ярких технических выступлениях певцов, что было нормой для итальянской оперы того времени. Он написал больше ансамблевых номеров и припевов и под влиянием французских оперных композиторов, таких как Жан-Филипп Рамо , ввел балеты в свое творчество . Он использовал оркестр (особенно духовые инструменты ) гораздо более наглядно, чтобы изобразить то, что происходит в истории, включая отрывки только для оркестра, а не просто использовал его для поддержки певцов. У Хассе он научился писать речитативы с оркестровым сопровождением , а не просто речитативы «секко» для голоса и континуо (в основном для клавесина ). Его реформы иногда считают равными по важности реформам Кристофа Виллибальда Глюка. х.
Камерная музыка
[ редактировать ]- Соната до мажор для органа в 4 руки (ок. 1750)
- Трио-соната ре мажор для 2-х флейт и виолончели (ок. 1750)
Инструментальная музыка
[ редактировать ]- Чаккона in Eb для органа, соч. 13 мая (ок. 1764 г.)
- «Псалтирная симфония» с двумя скрипками и непрерывным басом.
Массы
[ редактировать ]- Месса по умершим (Реквием) в Эбе (1756 г.)
- Месса ре мажор для сопрано, альта, тенора, баса, хора и оркестра (1766)
Псалмы
[ редактировать ]- Блаженный человек (ок. 1750 г.)
- Я радовался (Псалом 122) в Ф (1743 г.)
- Мизерере (Псалом 51) в концерте G a 4 (1749)
- Мизерере соль минор для 5 голосов (SSATB), хора и континуо, HC1.23 (1750)
- Мизерере ре мажор для двух сопрано, альта и тенора (1751, для Рима)
- Мизерере ми минор для 8 голосов (1753, для Штутгарта)
- Пьета, пьета, Синьор (Мизерере) соль минор для 2-х сопрано, струнных и континуо (1774)
Оратории
[ редактировать ]- Исаак, фигура Искупителя (1742 г.)
- Betulia liberata для 4 голосов, хора и инструментов (Рим, 1743) – либретто Метастазио
- Иоас, царь Иудеи (Венеция, 1745 г.) – либретто Метастазио
- Страсти Иисуса Христа для 4 голосов (Венеция, 1749) – либретто Метастазио
Оперы
[ редактировать ]- Ошибка любви (Неаполь, 1737) – либретто Антонио Паломбы
- Одоардо (Неаполь, 1738 г.)
- Ричимеро ре де Готи (Рим, 1740 г.)
- Астиате (Рим, 1741) – либретто Антонио Сальви
- Эцио (Болонья, 1741) – либретто Метастазио
- Признание Семирамиды (Турин, 1741) - либретто Метастазио
- Меропа (Венеция, 1741) – либретто Апостоло Зенона
- Дон Чичибио (Рим, 1742 г.)
- Евмена (Болонья, 1742) – либретто Апостоло Зенона
- Семирамида (Венеция, 1742) – либретто Франческо Сильвани
- Тито Манлио (Турин, 1743) – либретто Гаэтано Роккафорте
- Демофонте (Падуя, 1743) – либретто Метастазио
- Алессандро Нелл'Инди ( Феррара , 1744) – либретто Метастазио
- Чиро признан (Феррара, 1744; позже в Болонье и Венеции) - либретто Метастазио
- Софонисба (Венеция, 1746) – либретто Антонио Дзанетти и Джироламо Дзанетти
- Кахо Марио (Рим, 1746) – либретто Гаэтано Роккафорте
- Антигоно ( Лукка , 1746) – либретто Метастазио
- Тито Манлио (Венеция, 1746) – либретто Якопо Антонио Санвитале
- Dido оставленная (Рим, 1747; позже в Штутгарте) - либретто Метастазио
- Любовь в маске (Неаполь, 1748) – либретто Антонио Паломбы
- Ахилл в Скиро (Вена, 1749; намного позже в Риме) – либретто Метастазио
- Артасерс (Рим, 1749) – либретто Метастазио
- Деметрио (Парма, 1749) – либретто Метастазио
- Интермеццо Дон Трастулло (Рим, 1749 г.)
- Интермеццо «Птицелов и Дон Нарцисо» (Венеция, 1751) – либретто Карло Гольдони
- Цезарь в Египте (Рим, 1751) – либретто Джакомо Франческо Буссани
- Ифигения в Авлиде (Рим, 1751) – либретто Маттиа Верази
- La Villana Nobile (Палермо, 1751) - либретто Антонио Паломбы
- Иперместра (Сполето, 1751) - либретто Метастазио
- Талестри (Рим, 1751) – либретто Гаэтано Роккафорте
- Разочарованные соперники (Рим, 1752 г.)
- Аттилио Реголо (Рим, 1753 г.)
- Баязетта (Турин, 1753) – либретто Агостино Пьовене
- Фаэтон (Штутгарт, 1753) – либретто Леопольдо де Виллати
- La clemenza di Tito (Штутгарт, 1753) - либретто Метастазио
- Il paratajo (Париж, 1753 г.) - переработка «Уккулатрисы» и «Дона Нарцисса».
- Дон Фальконе (Болонья, 1754 г.)
- Катон в Утике (Штутгарт, 1754) – либретто Метастазио
- Лусио Веро (Милан, 1754 г.)
- Зачарованный сад (Штутгарт, 1755 г.)
- Энеа нель Лацио (Штутгарт, 1755) – либретто Маттиа Верази
- Пенелопа (Штутгарт, 1755) – либретто Маттиа Верази
- Иль Крез (Рим, 1757) – либретто Джоваккино Пицци
- Темистокл (Неаполь, 1757) – либретто Метастазио
- Тито Манлио (Штутгарт, 1758 г.)
- Эцио (Штутгарт, 1758 г.)
- Приют любви (Штутгарт, 1758 г.)
- Эндимион (Штутгарт, 1759 г.)
- Ниттети (Штутгарт, 1759) – либретто Метастазио
- Алессандро нелль'Инди (Штутгарт, 1760 г.)
- Кахо Фабрицио (Мангейм, 1760) – либретто Маттиа Верази
- «Олимпиада» (Штутгарт, 1761) – либретто Метастазио
- Необитаемый остров (Людвигсбург, 1761) – либретто Метастазио
- Признание Семирамиды (Штутгарт, 1762 г.)
- Триумф любви (Людвигсбург, 1763) – либретто Джампьеро Тальязукки
- Демофонте (Штутгарт, 1764 г.)
- Король-пастух (Людвигсбург, 1764) – либретто Метастазио
- Прославленная пастушка (Штутгарт, 1764) – либретто Джампьеро Тальязукки
- Темистокл (Людвигсбург, 1765 г.)
- Именео в Афинах (Людвигсбург, 1765 г.)
- Брак по соревнованию (Людвигсбург, 1766) – либретто Гаэтано Мартинелли
- Критика (Людвигсбург, 1766 г.)
- Il Vologeso (Людвигсбург, 1766) – либретто Маттиа Верази
- Брак по конкурсу (Людвигсбург, 1766 г.)
- Разочарованный охотник (Тюбинген, 1767) – либретто Гаэтано Мартинелли
- Фаэтон (Людвигсбург, 1768 г.)
- Коронованный союз (Одиночество, 1768)
- La schiava liberata (Людвигсбург, 1768) - либретто Гаэтано Мартинелли
- Заброшенная Армида (Неаполь, 1770) - либретто Франческо Саверио де Рогати
- Демофонте (Неаполь, 1770 г.)
- Ифигения в Таврии (Неаполь, 1771) – либретто Маттиа Верази
- Любитель-охотник (Рим, 1771 г.)
- Приключения Клеомеда (1771) – либретто Гаэтано Мартинелли
- Запрос с покрытием (Неаполь, 1772 г.)
- Триумф Клелии (Неаполь, 1774) – либретто Метастазио
Записи
[ редактировать ]- Один концерт в Неаполитанских концертах для флейты , Auser Musici , Carlo Ipata (2010), Hyperion CDA 67784
- Шесть трио-сонат в исполнении Академии Фарнезе (20 октября 1997 г.), лейбл Mondo Musica.
- Armida abbandonata под управлением Руссе (Maison de la Radio, Париж, 24 июля — 2 августа 1994 г.), лейбл FNAC
- Didone Abandoned , дирижер Берниус (1994), лейбл Orfeo
- Il Vologeso под управлением Берниуса (1997), лейбл Orfeo
- L'uccelatrice e il Don Narciso под управлением Fracassi (концерт в Пьяченце, 2000), лейбл Bongiovanni
- L'uccelatrice e il Don Narciso под управлением Моретто (концерт в Милане, 2003 г.), лейбл Dynamic
- Реквием, хор и оркестр Гизлиери под управлением Джулио Пранди (студийная запись, 2019), Arcana Label
- Il Vologeso , Моцартисты, дирижёр Ян Пейдж (2021), Signum Records
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Шарль де Бросс , Италия сто лет назад, или письма, написанные из Италии некоторым друзьям в 1739 и 1740 годах.
Источники
[ редактировать ]- Маурисио Доттори. Церковная музыка Давиде Переса и Никколо Жоммелли . Куритиба: DeArtes-UFPR, 2008. (через Google Книги).
Внешние ссылки
[ редактировать ]