Jump to content

Никколо Джоммелли

Никколо Джоммелли
Рожденный ( 1714-09-10 ) 10 сентября 1714 г.
Умер 25 августа 1774 г. (1774-08-25) (59 лет)
Занятие Композитор

Никколо Джоммелли (англ. Итальянский: [nikkoˈlɔ jomˈmɛlli] ; 10 сентября 1714 — 25 августа 1774) — итальянский композитор неаполитанской школы . Вместе с другими композиторами, главным образом из Священной Римской империи и Франции, он был ответственен за некоторые оперные реформы, включая некоторое снижение витиеватости стиля и доминирования звездных певцов.

Биографические сведения

[ редактировать ]
Портрет Никколо Жоммелли

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Джоммелли родился в семье Франческо Антонио Джоммелли и Маргариты Криштиану в Аверсе , городе примерно в 24 километрах (15 миль) к северу от Неаполя . У него был брат Игнацио, который стал -доминиканцем монахом и оказал ему некоторую помощь в старости, и три сестры. Его отец был преуспевающим торговцем полотном , который поручил его для музыкального обучения канонику Муззило , руководителю хора собора Аверса .

Когда это оказалось успешным, в 1725 году он был зачислен в Консерваторию Санто-Онофрио-а-Капуана в Неаполе, где учился у Игнацио Прота вместе с Томазо Протой и Франческо Фео . Три года спустя его перевели в Консерваторию делла Пьета деи Туркини , где он обучался у Никколо Фаго , у дона Джакомо Саркуни и Андреа Бассо в качестве второго маэстри ( maestri di canto ) или учителей пения. Большое влияние на него оказал Иоганн Адольф Хассе , который в этот период находился в Неаполе. После завершения учебы он приступил к работе и написал две оперы-буффе : «Любовная ошибка» в начале 1737 года и «Одоардо» в конце 1738 года. Его первая оперная серия « Ричимеро ре ди Готи » имела такой успех в Риме в 1740 году, что он сразу же получил премию комиссия от Генриха Бенедикта Стюарта , кардинала-герцога Йоркского.

Еще во время учебы в консерватории Джоммелли был впечатлен тем, как Хассе использовал речитатив облигато для усиления напряжения в определенные драматические моменты своих опер. Говоря о речитативе облигато для Ричимеро , Шарль де Бросс говорит, что использование Джоммелли речитатива облигато было лучше, чем все, что он слышал во Франции. [ 1 ]

Первые оперы

[ редактировать ]

Его первая опера, комедия L'errore amoroso , была с большим успехом представлена ​​под покровительством маркиза дель Васто Джованни Баттиста д'Авалос зимой 1737 года в Театро Нуово в Неаполе. В следующем году за ней последовала вторая комическая опера «Одоардо » в Театре Фьорентини. Его первая серьезная опера Ricimero re de' Goti , представленная в Римском театре Аргентины в январе 1740 года, привлекла к нему внимание, а затем и защиту герцога Йоркского Генри Бенедикта. Позже герцог будет возведен в сан кардинала и обеспечит Джоммелли назначение в Ватикане. В 1740-е годы Джоммелли писал оперы для многих городов Италии: Болоньи, Венеции, Турина, Падуи, Феррары, Лукки, Пармы, Неаполя и Рима.

Исследования у падре Мартини

[ редактировать ]

Находясь в Болонье в 1741 году для постановки своего «Эцио» , Джоммелли (в ситуации, затуманенной анекдотами) встретил падре Мартини . Саверио Маттеи сказал, что Джоммелли учился у Мартини, и утверждал, что научился у него «искусству избегать любых страданий и засухи». Тем не менее, его постоянные поездки для создания своих многочисленных опер, похоже, не позволяли ему когда-либо регулярно брать уроки композиции. Более того, его отношения с Мартини не обошлись без взаимной критики. Главным результатом его пребывания в Болонье и общения с Мартини было представление Филармонической академии этого города в качестве заявления о приеме своего первого известного священного сочинения — пятиголосной фуги а капелла на заключительные слова небольшого славословия. , «Сикут эрат». Музыковед Карл Густав Феллерер , исследовавший несколько таких произведений, свидетельствует, что произведение Джоммелли, хотя и является всего лишь «жесткой школьной работой», вполне может войти в число лучших произведений, поступающих в настоящее время в Болонскую академию филармоники. В начале 1740-х годов он написал все больше религиозной музыки, в основном ораторий, и его первое литургическое произведение, сохранившееся до наших дней, очень простая «Lætatus sum» фа мажор, датированная 1743 годом, является частью собрания Сантини в Мюнстер .

Вскоре после пребывания в Болонье Джоммелли переехал в Венецию и сочинил « Меропу» , которая стала предшественником французского оперного стиля конца века. В последующие годы он написал оперы для Венеции, Турина, Болоньи, Феррары и Падуи, а также две популярные оратории, Isacco figura del Redentore и Betulia liberata .

Примерно в 1745 году Хассе рекомендовал Джоммелли на должность музыкального директора в больнице Ospedale degli Incurabili в Венеции, одном из городских колледжей для женщин-музыкантов. Эта постоянная занятость требовала от него сочинения духовной музыки (в основном для оформления мессы и богослужения ) , но финансовая безопасность, которую она ему давала, также позволила ему сочинить несколько других драматических произведений.

Рекомендованное Хассе назначение Джоммелли маэстро ди капелла в больнице Инкурабили в Венеции окончательно не задокументировано. Но в 1745 году он начал писать религиозные произведения для женского хора церкви Инкурабили Сан-Сальваторе в рамках своих обязанностей в качестве мастера капеллы, а также обучать более продвинутых студентов этого учреждения. Не существует рукописей музыки Джоммелли, написанной для «Инкурабили», но существует множество копий различных версий некоторых его произведений, которые можно с некоторой уверенностью отнести к периоду его работы там маэстро. Среди музыки, которую Гельмут Хохштейн перечисляет как написанную для Венеции, можно найти четыре оратории: «Исакко фигура дель Реденторе», «La Betulia liberata», «Иоас» и «Иуда-продитор»; несколько номеров из сборника сольных мотетов под названием «Modulamina Sacra»; одна Missa breve фа мажор с Credo ре мажор, вероятно, вторая месса соль мажор, один Te Deum и пять псалмов.

Джоммелли находит свое место среди композиторов, память которых увековечена в Опере Гарнье в Париже.

Хотя двое из его первых биографов, Маттеи и Виллароса, называют 1748 год годом, когда Джоммелли оставил свою работу в Венеции, его последние сочинения для «Инкурабили» относятся к 1746 году. Он, должно быть, покинул Венецию в самом конце 1746 года или в начале. следующего года, поскольку 28 января 1747 года Джоммелли ставил в Аргентинском театре в Риме свою первую версию «Didone abbandonata», а в мае — Сан-Карло в Неаполе — вторая версия «Эвмены».

Именно потребность в активном мастере капеллы базилики Святого Петра для подготовки к Юбилейному фестивальному году привела Джоммелли и Давиде Переса в Рим в 1749 году, годовщину, отмечаемую Римско-католической церковью каждые пятьдесят лет. так что для римской аристократии это был важный повод покрасоваться. Джоммелли был вызван кардиналом герцогом Йоркским Генри Бенедиктом , чтобы тот написал для него постановку Страсти оратории Метастазио « Джезу Кристо» , которая до сих пор ежегодно исполняется в Риме, и который подарил его кардиналу Алессандро Альбани , близкому человеку Папы Бенедикта XIV. .

Штутгарт и последние годы

[ редактировать ]

Впоследствии он посетил Вену, прежде чем занять должность капельмейстера герцога Карла Ойгена Вюртембергского в Штутгарте в 1753 году. В этот период он добился некоторых из своих величайших успехов, в том числе создания того, что считается одними из его лучших произведений. Многие из них были поставлены в частных театрах герцога во дворце Людвигсбург , недалеко от Штутгарта. Моцарт и его отец Леопольд проезжали через Людвигсбург в 1763 году во время своего « большого турне » и встретились с композитором. Джоммелли вернулся в Неаполь в 1768 году, когда опера-буффа Джоммелли была более популярна, чем опера-серия , и его последние произведения не были так хорошо приняты. В 1771 году он перенес инсульт , который частично парализовал его, но продолжал работать до своей смерти три года спустя в Неаполе.

Работает

[ редактировать ]

Джоммелли писал кантаты , оратории и другие священные произведения, но, безусловно, самой важной частью его произведений были его оперы, особенно серия опер , из которых он сочинил около шестидесяти, некоторые из которых были написаны на либретти Метастазио. Они имели тенденцию больше концентрироваться на сюжете и драматургии оперы, чем на ярких технических выступлениях певцов, что было нормой для итальянской оперы того времени. Он написал больше ансамблевых номеров и припевов и под влиянием французских оперных композиторов, таких как Жан-Филипп Рамо , ввел балеты в свое творчество . Он использовал оркестр (особенно духовые инструменты ) гораздо более наглядно, чтобы изобразить то, что происходит в истории, включая отрывки только для оркестра, а не просто использовал его для поддержки певцов. У Хассе он научился писать речитативы с оркестровым сопровождением , а не просто речитативы «секко» для голоса и континуо (в основном для клавесина ). Его реформы иногда считают равными по важности реформам Кристофа Виллибальда Глюка. х.

Камерная музыка

[ редактировать ]
  • Соната до мажор для органа в 4 руки (ок. 1750)
  • Трио-соната ре мажор для 2-х флейт и виолончели (ок. 1750)

Инструментальная музыка

[ редактировать ]
  • Чаккона in Eb для органа, соч. 13 мая (ок. 1764 г.)
  • «Псалтирная симфония» с двумя скрипками и непрерывным басом.
  • Месса по умершим (Реквием) в Эбе (1756 г.)
  • Месса ре мажор для сопрано, альта, тенора, баса, хора и оркестра (1766)
  • Блаженный человек (ок. 1750 г.)
  • Я радовался (Псалом 122) в Ф (1743 г.)
  • Мизерере (Псалом 51) в концерте G a 4 (1749)
  • Мизерере соль минор для 5 голосов (SSATB), хора и континуо, HC1.23 (1750)
  • Мизерере ре мажор для двух сопрано, альта и тенора (1751, для Рима)
  • Мизерере ми минор для 8 голосов (1753, для Штутгарта)
  • Пьета, пьета, Синьор (Мизерере) соль минор для 2-х сопрано, струнных и континуо (1774)

Оратории

[ редактировать ]
  • Ошибка любви (Неаполь, 1737) – либретто Антонио Паломбы
  • Одоардо (Неаполь, 1738 г.)
  • Ричимеро ре де Готи (Рим, 1740 г.)
  • Астиате (Рим, 1741) – либретто Антонио Сальви
  • Эцио (Болонья, 1741) – либретто Метастазио
  • Признание Семирамиды (Турин, 1741) - либретто Метастазио
  • Меропа (Венеция, 1741) – либретто Апостоло Зенона
  • Дон Чичибио (Рим, 1742 г.)
  • Евмена (Болонья, 1742) – либретто Апостоло Зенона
  • Семирамида (Венеция, 1742) – либретто Франческо Сильвани
  • Тито Манлио (Турин, 1743) – либретто Гаэтано Роккафорте
  • Демофонте (Падуя, 1743) – либретто Метастазио
  • Алессандро Нелл'Инди ( Феррара , 1744) – либретто Метастазио
  • Чиро признан (Феррара, 1744; позже в Болонье и Венеции) - либретто Метастазио
  • Софонисба (Венеция, 1746) – либретто Антонио Дзанетти и Джироламо Дзанетти
  • Кахо Марио (Рим, 1746) – либретто Гаэтано Роккафорте
  • Антигоно ( Лукка , 1746) – либретто Метастазио
  • Тито Манлио (Венеция, 1746) – либретто Якопо Антонио Санвитале
  • Dido оставленная (Рим, 1747; позже в Штутгарте) - либретто Метастазио
  • Любовь в маске (Неаполь, 1748) – либретто Антонио Паломбы
  • Ахилл в Скиро (Вена, 1749; намного позже в Риме) – либретто Метастазио
  • Артасерс (Рим, 1749) – либретто Метастазио
  • Деметрио (Парма, 1749) – либретто Метастазио
  • Интермеццо Дон Трастулло (Рим, 1749 г.)
  • Интермеццо «Птицелов и Дон Нарцисо» (Венеция, 1751) – либретто Карло Гольдони
  • Цезарь в Египте (Рим, 1751) – либретто Джакомо Франческо Буссани
  • Ифигения в Авлиде (Рим, 1751) – либретто Маттиа Верази
  • La Villana Nobile (Палермо, 1751) - либретто Антонио Паломбы
  • Иперместра (Сполето, 1751) - либретто Метастазио
  • Талестри (Рим, 1751) – либретто Гаэтано Роккафорте
  • Разочарованные соперники (Рим, 1752 г.)
  • Аттилио Реголо (Рим, 1753 г.)
  • Баязетта (Турин, 1753) – либретто Агостино Пьовене
  • Фаэтон (Штутгарт, 1753) – либретто Леопольдо де Виллати
  • La clemenza di Tito (Штутгарт, 1753) - либретто Метастазио
  • Il paratajo (Париж, 1753 г.) - переработка «Уккулатрисы» и «Дона Нарцисса».
  • Дон Фальконе (Болонья, 1754 г.)
  • Катон в Утике (Штутгарт, 1754) – либретто Метастазио
  • Лусио Веро (Милан, 1754 г.)
  • Зачарованный сад (Штутгарт, 1755 г.)
  • Энеа нель Лацио (Штутгарт, 1755) – либретто Маттиа Верази
  • Пенелопа (Штутгарт, 1755) – либретто Маттиа Верази
  • Иль Крез (Рим, 1757) – либретто Джоваккино Пицци
  • Темистокл (Неаполь, 1757) – либретто Метастазио
  • Тито Манлио (Штутгарт, 1758 г.)
  • Эцио (Штутгарт, 1758 г.)
  • Приют любви (Штутгарт, 1758 г.)
  • Эндимион (Штутгарт, 1759 г.)
  • Ниттети (Штутгарт, 1759) – либретто Метастазио
  • Алессандро нелль'Инди (Штутгарт, 1760 г.)
  • Кахо Фабрицио (Мангейм, 1760) – либретто Маттиа Верази
  • «Олимпиада» (Штутгарт, 1761) – либретто Метастазио
  • Необитаемый остров (Людвигсбург, 1761) – либретто Метастазио
  • Признание Семирамиды (Штутгарт, 1762 г.)
  • Триумф любви (Людвигсбург, 1763) – либретто Джампьеро Тальязукки
  • Демофонте (Штутгарт, 1764 г.)
  • Король-пастух (Людвигсбург, 1764) – либретто Метастазио
  • Прославленная пастушка (Штутгарт, 1764) – либретто Джампьеро Тальязукки
  • Темистокл (Людвигсбург, 1765 г.)
  • Именео в Афинах (Людвигсбург, 1765 г.)
  • Брак по соревнованию (Людвигсбург, 1766) – либретто Гаэтано Мартинелли
  • Критика (Людвигсбург, 1766 г.)
  • Il Vologeso (Людвигсбург, 1766) – либретто Маттиа Верази
  • Брак по конкурсу (Людвигсбург, 1766 г.)
  • Разочарованный охотник (Тюбинген, 1767) – либретто Гаэтано Мартинелли
  • Фаэтон (Людвигсбург, 1768 г.)
  • Коронованный союз (Одиночество, 1768)
  • La schiava liberata (Людвигсбург, 1768) - либретто Гаэтано Мартинелли
  • Заброшенная Армида (Неаполь, 1770) - либретто Франческо Саверио де Рогати
  • Демофонте (Неаполь, 1770 г.)
  • Ифигения в Таврии (Неаполь, 1771) – либретто Маттиа Верази
  • Любитель-охотник (Рим, 1771 г.)
  • Приключения Клеомеда (1771) – либретто Гаэтано Мартинелли
  • Запрос с покрытием (Неаполь, 1772 г.)
  • Триумф Клелии (Неаполь, 1774) – либретто Метастазио
  • Один концерт в Неаполитанских концертах для флейты , Auser Musici , Carlo Ipata (2010), Hyperion CDA 67784
  • Шесть трио-сонат в исполнении Академии Фарнезе (20 октября 1997 г.), лейбл Mondo Musica.
  • Armida abbandonata под управлением Руссе (Maison de la Radio, Париж, 24 июля — 2 августа 1994 г.), лейбл FNAC
  • Didone Abandoned , дирижер Берниус (1994), лейбл Orfeo
  • Il Vologeso под управлением Берниуса (1997), лейбл Orfeo
  • L'uccelatrice e il Don Narciso под управлением Fracassi (концерт в Пьяченце, 2000), лейбл Bongiovanni
  • L'uccelatrice e il Don Narciso под управлением Моретто (концерт в Милане, 2003 г.), лейбл Dynamic
  • Реквием, хор и оркестр Гизлиери под управлением Джулио Пранди (студийная запись, 2019), Arcana Label
  • Il Vologeso , Моцартисты, дирижёр Ян Пейдж (2021), Signum Records
  1. ^ Шарль де Бросс , Италия сто лет назад, или письма, написанные из Италии некоторым друзьям в 1739 и 1740 годах.

Источники

[ редактировать ]
  • Маурисио Доттори. Церковная музыка Давиде Переса и Никколо Жоммелли . Куритиба: DeArtes-UFPR, 2008. (через Google Книги).
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1373fdac57ae7d56deee6f36fff8ec9c__1723723920
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/13/9c/1373fdac57ae7d56deee6f36fff8ec9c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Niccolò Jommelli - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)