Речитатив
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( сентябрь 2008 г. ) |
Речитатив ( / ˌ r ɛ s ɪ t ə ˈ t iː v / , также известный под своим итальянским названием recitativo ( [retʃitaˈtiːvo] ) — это стиль исполнения (часто используемый в операх , ораториях и кантатах ), в котором певец может принять ритм и подачу обычной речи. Речитатив не повторяет строки, как это бывает в формально составленных песнях. Он больше напоминает пение обычной речи, чем формальное музыкальное произведение.
Речитатив можно отличить от более речевого до более музыкально исполняемого, с более устойчивыми мелодическими линиями. Преимущественно слоговый речитатив секко. [А] («сухой», сопровождаемый только континуо , обычно виолончелью и клавесином) находится на одном конце спектра, через recitativo accompagnato (с использованием оркестра), более мелизматическое ариозо и, наконец, полноценную арию или ансамбль, где пульс полностью управляется музыкой. Речитативы секко могут быть более импровизационными и свободными для певца, поскольку аккомпанемент столь скуден; Напротив, когда речитатив сопровождается оркестром, певец должен выступать более структурировано.
Термин речитатив (или иногда литургический речитатив) также применяется к более простым формулам григорианского пения , таким как тона, используемые для послания , Евангелия , предисловия и сборников ; . акцентус см .
Происхождение
[ редактировать ]Первому использованию речитатива в опере предшествовали монодии Флорентийской Камераты, в которых важную роль сыграл Винченцо Галилей , отец астронома Галилео Галилея . Галилей-старший находился под влиянием его переписки с Джироламо Меем о трудах древних греков и с Эрикием Путеаном о трудах Хукбальда. [1] и, желая воссоздать старую манеру повествования и драматургии, первым использовал для повествования одну мелодическую линию, сопровождаемую простыми аккордами клавесина или лютни.
В эпоху барокко речитативы обычно репетировались режиссером самостоятельно, певцы часто представляли свои любимые арии , которые могли быть написаны другим композитором ( . в эту категорию попадают некоторые из так называемых концертных арий Моцарта) Такое разделение труда сохранялось и в XIX веке: Россини » «Золушка (1817, речитативы Луки Аголини). [2] ) — известный пример. Позже сохранился обычай заменять первоначально произнесенный диалог новыми речитативами: Карла Марии фон Вебера » «Вольный стрелок (1821, адаптированный в 1841 году речитативами Гектора Берлиоза для Парижской оперы), Жоржа Бизе » «Кармен (1875, речитативы Эрнеста Гиро). для посмертного спектакля в Вене в том же году), Шарля Гуно и «Мирей» « Коломба» (в постановке Сергея Дягилева с речитативами соответственно Эрика Сати и Франсиса Пуленка) . [3] ).
Сухой
[ редактировать ]Речитативы Секко , популяризированные во Флоренции благодаря протооперным музыкальным драмам Якопо Пери и Джулио Каччини в конце 16 века, составили основу опер Клаудио Монтеверди в 17 веке и продолжали использоваться в эпоху романтизма 19 века. таких композиторов, как Гаэтано Доницетти , вновь появившийся в Стравинского » «Похождениях повесы . Они также повлияли на музыкальные направления за пределами оперы.
В ранних операх и кантатах флорентийской школы речитативы секко сопровождались различными инструментами, в основном щипковыми струнами, включая читарон , часто с органом для обеспечения устойчивого тона. Позже, в операх Вивальди и Генделя , аккомпанемент был стандартизирован как клавесин и бас -скрипка или виолончель . Когда в конце 18 века клавесин постепенно выходил из употребления и практически исчез в начале 19 века, многие оперные театры не заменили его фортепиано , клавиатурой с кованой струной, изобретенной в 1700 году.
Вместо этого виолончель оставалась играть одна или с усилением контрабаса . Запись 1919 года « » Россини Севильского цирюльника , выпущенная итальянской HMV , дает уникальное представление об этой технике в действии, равно как и методы игры на виолончели того периода и некоторые партитуры Мейербера . Есть примеры возрождения клавесина для этой цели уже в 1890-х годах (например, Гансом Рихтером для постановки Моцарта « Дон Жуана» в Лондонском Королевском оперном театре , инструмент был поставлен Арнольдом Долмечом ), но это было только в 1950-х годах метод XVIII века снова стал последовательно применяться. В 2010-х годах движение за возрождение старинной музыки привело к повторному использованию клавесина в некоторых выступлениях в стиле барокко .
Сопровождаемый (или обязанный )
[ редактировать ]В аккомпанируемом речитативе, известном как accompagnato или stromentato , используется оркестр в качестве аккомпанирующего органа . Композитор пишет аранжировку для музыкантов оркестра. В результате он менее импровизационный и декламационный, чем recitativo secco , и более песенный . Эта форма часто используется там, где оркестр может подчеркнуть особенно драматичный текст, как, например, в « Так говорит Господь » Генделя » из «Мессии ; Йозеф Гайдн и Вольфганг Амадей Моцарт также любили его. Более внутреннее усиление требует ариозо ; начало « Утешайте вас » из того же произведения — известный пример, а финал («Глас вопиющего в пустыне») — secco .
Иногда проводится различие между более драматичным, экспрессивным или прерывистым «оркестровым речитативом» ( recitativo obbligato или stromentato ) и более пассивным и продолжительным «сопровождаемым речитативом» ( recitativo accompagnato ). [4]
Пост-Вагнер использует
[ редактировать ]В более поздних операх, под влиянием Рихарда Вагнера , предпочтение отдавалось сквозной композиции , где речитативы, арии, хоры и другие элементы плавно переплетались в единое целое. Во многих операх Вагнера есть разделы, аналогичные аккомпанементному речитативу.
Речитатив также иногда используется в мюзиклах , в иронической форме в финале Курта Вайля » «Трёхгрошовой оперы . Он также появляется в «Карусели» и «О тебе я пою» .
Джордж Гершвин использовал его в своей опере «Порги и Бесс» , хотя иногда речитатив в этом произведении заменяется разговорным диалогом. «Порги и Бесс» также был поставлен как мюзикл, а не как опера.
Инструментальный речитатив
[ редактировать ]Речитатив также иногда использовался для обозначения частей чисто инструментальных произведений, которые по музыкальному стилю напоминают вокальные речитативы. В инструментальном речитативе одному инструменту (или группе инструментов) отводится мелодическая линия (сродни роли певца), а другому инструменту (или группе инструментов) отводится роль аккомпанемента. Один из самых ранних примеров можно найти в медленной части концерта Вивальди скрипичного в D, RV 208 , который помечен как «Речитатив». К.П.Е. Бах включил инструментальный речитатив в свои «прусские» фортепианные сонаты 1742 года, написанные при дворе Фридриха Великого в Берлине. В 1761 году Йозеф Гайдн занял свой пост во дворце Эстерхази и вскоре после этого написал свою Симфонию № 7 («Ле Миди») в стиле концертанте (т.е. с солистами). Во второй части этого произведения скрипач солирует в инструментальном речитативе. [ нужна ссылка ]
Людвиг ван Бетховен использовал инструментальный речитатив как минимум в трех произведениях, в том числе в Сонате для фортепиано № 17 ( «Буря» ), Сонате для фортепиано № 31 и во вступительной части Финала своей Девятой симфонии . Здесь Бетховен написал на партитуре (на французском языке) «В манере речитатива, но в темпе ». Бетховена Леон Плантинга утверждает, что вторая часть Четвертого фортепианного концерта также является инструментальным речитативом. [5] хотя Оуэн Джандер интерпретирует это как диалог. [6]
Среди других композиторов эпохи романтической музыки, использовавших инструментальный речитатив, - Николай Римский-Корсаков (сочинивший лирический, виртуозный речитатив для скрипки соло с аккомпанементом арфы , изображающий главного героя в его оркестровой «Шехерезаде» ) и Гектор Берлиоз (чья хоровая симфония «Ромео и Джульетта» содержит тромбонный речитатив в рамках его вступления). [ нужна ссылка ]
Арнольд Шёнберг назвал последнюю из своих пяти пьес для оркестра , соч. 16, как « Das obligate Rezitativ », а также сочинил пьесу для органа « Вариации на тему речитатива» , соч. 40. Другие примеры инструментального речитатива в музыке двадцатого века включают третью часть Дугласа Мура ( Квинтета для кларнета и струнных инструментов 1946), первую часть Ричарда Родни Беннета » « Пяти экспромтов для гитары (1968), вступительную часть последняя часть Бенджамина Бриттена ( Струнного квартета № 3 1975) и вторая из Уильяма Болкома ( 12 новых этюдов для фортепиано 1977–86). [ нужна ссылка ]
Тропы речитатива
[ редактировать ]Существуют определенные условности или образы, стандартизирующие речитатив; так что на практике речитатив представляет собой жесткую музыкальную форму. Ниже приведены стандартные образы речитатива:
- Речитатив — это диалог между (обычно) сольным голосом и инструментом или инструментами. Обычно голос и инструмент (инструменты) чередуются или используют один аккорд, пока один продолжается. Таким образом, речевой ритм певца не нуждается в координации и синхронизации с инструментом(ами).
- Речитативные каденции: Диалог заканчивается инструментами. Неизменно инструмент(ы) завершают финальную каденцию доминантного тона. Кроме того, обычно голос останавливается на доминантном аккорде или перед ним, а затем инструмент (инструменты) возвращаются к тонике. субдоминантно-тоническая ( плагальная ) каденция. Иногда вместо этого используется
- Речитативные последовательности аккордов: последовательности аккордов в речитативе избегают разрешения и в значительной степени полагаются на доминирующие септаккорды и уменьшенные аккорды, чтобы отложить разрешение. В крайнем случае, инструмент(ы) начинают диалог с уменьшенного аккорда, переходя от неразрешения к неразрешению, переходя к временной или финальной каденции, как описано выше.
- Нарушения тропов: переход между речитативом и арией, а также тонкие нарушения вышеупомянутых «тропов» — вот что делает некоторые речитативы более творческими, чем другие. Например, использование Бахом плагальной каденции; иногда используется более одного голоса [ Творение Гайдна, 31 ]; а иногда обманчивая каденция заменяет каденцию доминантного тона как способ добавления нового раздела.
См. также
[ редактировать ]- Мелодрама или сопровождающая речь
- Sprechgesang «речевая песня» с нотно записанными ритмами и приблизительной высотой звука.
- « Recitatif », рассказ Тони Моррисон, созданный по мотивам речитатива.
- Разговорное слово
Ссылки
[ редактировать ]- Примечания
- ^ множественное число: сухие речитативы
- Цитаты
- ^ Надежда 1894, с. ??
- ^ Госсетт 2006, с. 249
- ^ Дж. С. Лесснер: «Гуно: Ухо мелодии» в Opera News , май 2021 г.
- ^ Сэди, Стэнли ; Тиррелл, Джон , ред. (2001). «Оркестровый речитатив». Словарь музыки и музыкантов New Grove (2-е изд.). Лондон: Издательство Macmillan . ISBN 978-1-56159-239-5 . [ нужна полная цитата ]
- ^ Плантинга 1996, с. 186
- ^ Джандер 1985, с. 195–212
- Библиография
- Госсетт, Филип (2006), Дивы и ученые: исполнение итальянской оперы , Чикаго: University of Chicago Press. ISBN 9780226304885
- Хоуп, Роберт К. (1894), Средневековая музыка: исторический очерк , Эллиот Сток, 1894; Книги Пранавы, 2013. ISBN 978-1-40868-650-8
- Джандер, Оуэн (1985), «Орфей в аиде» Бетховена: Andante con moto Четвертого фортепианного концерта», в 19th-Century Music Vol. 8, № 3 (весна 1985 г.)
- Плантинга, Леон (1999), Концерты Бетховена: история, стиль, исполнение , Нью-Йорк: WW Norton & Company, Inc. ISBN 0-393-04691-5
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Хирт, Аиндриас (Энди), «Связь между фенианскими песнопениями, литургическим пением, речитативом и Дэном Диричем: досредневековая повествовательная песенная традиция» на otago.academia.edu