Jump to content

Прогресс повесы

Прогресс повесы
Опера Игоря Стравинского
Композитор
Либреттист
На основе «Прогресс повесы», Хогарт Уильям
Премьера
11 сентября 1951 г. ( 11.09.1951 )

The Rake’s Progress — англоязычная опера 1951 года в трёх действиях с эпилогом Игоря Стравинского . Либретто ( , написанное У. Х. Оденом и Честером Каллманом , во многом основано на восьми картинах и гравюрах «Прогресс повесы» 1733–1735) Уильяма Хогарта , которые Стравинский видел 2 мая 1947 года на выставке в Чикаго.

История повествует об упадке и падении некоего Тома Рэйкуэлла, который бросает Энн Трулав ради удовольствий Лондона в компании Ника Шэдоу, который оказывается Дьяволом . После нескольких злоключений, инициированных коварной Тенью, Том попадает в Бедлам , больницу для душевнобольных, находившуюся в то время в лондонском Сити. Мораль этой сказки такова: «Для праздных сердец, рук и умов Дьявол находит работу».

История выступлений

[ редактировать ]

Впервые он был исполнен в театре Ла Фениче в Венеции 11 сентября 1951 года с Робертом Раунсвиллем в роли Тома Рэйкуэлла, Элизабет Шварцкопф в роли Анны Трулав и Отакаром Краусом в роли Ника Шэдоу. Впервые он был представлен в Париже в Комической опере 18 июня 1952 года под управлением Андре Клюитенса и в постановке Луи Мюзи .

Американская премьера состоялась 14 февраля 1953 года в Метрополитен-опера в Нью-Йорке под управлением Фрица Райнера и продюсера Джорджа Баланчина . Хотя BBC ранее произвела студийную запись (транслировалась 2 января 1953 года), а Глайндборнская опера поставила постановку в Королевском театре в Эдинбурге в августе 1953 года, первая постановка в Англии была осуществлена ​​той же труппой на самом Глайндборнском фестивале. , открытие 15 июля 1954 года.

В 1957 году это была часть первого сезона оперы Санта-Фе под руководством Джона Кросби , который уговорил композитора присутствовать на репетициях. Стравинский возвращался в SFO каждое лето до 1963 года. В 1961 году Ингмар Бергман поставил оперу в Шведской королевской опере в Стокгольме, где она открылась 22 апреля. Примечательная оперная постановка Глайндборнского фестиваля 1975 года была поставлена ​​Джоном Коксом , использованные декорации и костюмы были разработаны Дэвидом Хокни , а снялся Лео Гёк в роли Тома Рэйкуэлла .

В 2010 году в Берлинской государственной опере дебютировал спектакль Кшиштофа Варликовского , действие которого перенеслось из Англии в Америку и развернулось в ХХ веке. [ 1 ] Постановка была полна отсылок к американской культуре, например, к Энди Уорхолу .

В 2015 году Опера Юты поставила оперу с костюмами и декорациями, разработанными Дэвидом Хокни , впервые показанную в Глайндборне в 1975 году. Музыкальный руководитель Симфонического оркестра Юты дирижировал Тьерри Фишер под руководством Роя Ралло, который ассистировал Джону Коксу во время оперы Сан-Франциско в 2000 году . возрождение. [ 2 ]

Также в 2015 году Портлендская опера представила постановку Дэвида Хокни. Дирижером выступил Ари Пелто, а главные роли исполнили Джонатон Бойд, Дэвид Питцингер, Морин Маккей и Анджела Нидерло. [ 3 ]

Роль Тип голоса Премьера Актерский состав,
11 сентября 1951 г.
(Дирижер: Игорь Стравинский )
Том Рэйкуэлл, повеса тенор Роберт Раунсвилл
Энн Трулав, его невеста сопрано Элизабет Шварцкопф
Ник Шэдоу, дьявольский слуга бас-баритон Отакар Краус
Баба-Турчанка, бородатая дама меццо-сопрано Дженни Турель
Отец Трулав, отец Анны бас Раффаэле Арье
Селлем аукционисту тенор Хьюг Куэно
Матушка Гусыня, шлюха контральто Нелл Тангеман
Хранитель сумасшедшего дома бас Эмануэль Министр здравоохранения

Инструментарий

[ редактировать ]

Стравинский написал оперу для оркестра классического размера, состоящего из двух флейт (одна дублирует пикколо ), двух гобоев (один дублирует английский рожок ), двух кларнетов , двух фаготов , двух валторн , двух труб , литавр , колокола , клавесина (или фортепиано ) и струны .

Краткое содержание

[ редактировать ]
Третья картина Хогарта, изображающая Тома в борделе в Лондоне.

Том Рэйкуэлл ухаживает за Энн Трулав возле загородного дома ее отца. Отец Трулав сомневается в предложении дочери выйти замуж и пытается найти Тому постоянную работу; но Том сопротивляется этой идее и, оставшись один, заявляет о своем намерении «жить своим умом и доверять своей удаче». Когда Том выражает желание денег, появляется Ник Шэдоу и говорит ему, что неизвестный дядя оставил ему значительное состояние. Затем он предлагает Тому нанять его в качестве слуги и сопровождать Тома в Лондон, чтобы разобраться с наследством.

Вторая сцена, происходящая в борделе Матушки Гусыни, показывает, как Шэдоу знакомит своего нового хозяина с неряшливыми аспектами лондонской жизни. Но Том обеспокоен и оплакивает свое предательство любви, но все же принимает приглашение Матушки Гусыни провести с ней ночь. Тем временем, вернувшись в деревню, Энн задается вопросом, почему она не получила известий от Тома. Каким-то образом она знает, что он в опасности, и отправляется в Лондон, чтобы помочь ему.

Тому наскучила его распутная жизнь. Он произносит свое второе решающее желание счастья, после чего Ник делает странное предложение продемонстрировать свою свободу, женившись на Бабе Турке, знаменитой бородатой женщине . Вскоре после этого Энн находит лондонский дом Тома только для того, чтобы увидеть, как он выходит из портшеза, в котором также находится Баба, на которой он только что женился. Том говорит Энн уйти, но искренне сожалеет о случившемся.

В следующей сцене Том явно считает свой эксцентричный брак невыносимым, поскольку Баба — болтун с вспыльчивым характером. Он заставляет ее замолчать, накинув ей на лицо парик, а затем засыпает. Ник входит с «фантастической машиной в стиле барокко» и демонстрирует, как благодаря использованию скрытого отделения в машине она превращает камни в хлеб. Том кричит во сне, что хотел бы, чтобы это было правдой, и, проснувшись, находит машину, о которой мечтал. Ник намекает, что, если бы такие машины производились серийно, Том мог бы стать спасителем человечества, и Том намеревается продавать машину, не зная, что это подделка.

Акт 3 и Эпилог

[ редактировать ]
Том в Бедламе, утешаемый лишь Сарой Янг (Энн в опере) – последняя из картин Хогарта.

План провалился – действие начинается с продажи разоренного имущества Тома маньяком-аукционистом Селлемом. Среди выставленных на продажу объектов - Баба, который оставался неподвижным после того, как парик заставил его замолчать. Когда ее разворачивают, она возобновляет истерику, теперь направленную на посетителей аукциона за то, что они потревожили ее вещи, но успокаивается, когда входит Энн. Баба советует ей найти Тома и «исправить его», а также предостерегает ее от Ника Шэдоу. О своем намерении вернуться к жизни она объявляет на сцене.

На кладбище Ник раскрывает свою личность и требует от Тома оплаты в виде его души; но когда наступает полночь, Ник предлагает ему побег в форме игры в карты; этот раздел сопровождается только клавесином. Том побеждает благодаря благотворному влиянию Анны. Побежденный, Ник проваливается под землю, обрекая Тома на безумие. Обреченный на бедлам, Том считает себя Адонисом. Анна («Венера») навещает его, усыпляет, а затем тихо покидает его. Когда он понимает, что она ушла, он умирает.

В эпилоге каждый из главных героев дает мораль, взятую из своих сцен в опере, а затем собирается вместе, чтобы высказать окончательную общую мораль: «Для праздных рук, сердец и умов Дьявол находит работу».

Отмеченные арии

[ редактировать ]
  • Ария Тени («Приди, хозяин, понаблюдай за войском человечества»).
  • Уход Тени («Я горю! Я замерзаю!»)
  • Ария Анны («Ни слова от Тома»).
  • Ария Тома Рэйкуэлла («Вот я стою...»)
  • Вторая ария Тома Рэйкуэлла («Любовь слишком часто предают»)
  • Третья ария Тома Рэйкуэлла («Варьируй песню»)
  • Ария и монолог Бабы-турка («Как я говорил, оба брата носили усы...»)
  • Колыбельная Анны («Осторожно, лодочка»)

Тень (подстрекая Тома к дальнейшему нелепому поведению):

Ни один глаз не может предсказать его будущее
Нет закона, объясняющего его прошлое.
Кого ни страсть не может заставить
Ни Разум не может сдержать .

Было сделано более полудюжины записей оперы. Доступна гала-запись живого выступления 1951 года. Запись Sony с Джудит Раскин в роли Энн и Джоном Рирдоном в роли Ника Шэдоу сделана в Лондоне в 1964 году и дирижируется самим Стравинским. В настоящее время он доступен на бокс-сете Sony / BMG из 22 компакт-дисков « Произведения Игоря Стравинского» .

Год Бросать
(Том, ​​мама, Ник, папа)
Дирижер,
оперный театр и/или оркестр
Этикетка
1953 Юджин Конли ,
Хильда Геден ,
Мак Харрелл ,
Бланш Тебом
Игорь Стравинский ,
Метрополитен-опера Хор и оркестр
CD: Наксос,
Каталожный номер: 8.111266-67
(Оригинальная запись, выпущенная Columbia)
1964 Александр Янг ,
Джудит Раскин ,
Джон Рирдон ,
Королева Сарфати
Игорь Стравинский ,
Оперный хор Сэдлера Уэллса ,
Королевский филармонический оркестр
Компакт-диск: Sony (оригинальная запись, выпущенная Columbia)
1983 Филип Лэнгридж ,
Кэтрин Поуп,
Сэмюэл Рэйми ,
Сара Уокер
Риккардо Шайи ,
Лондонская симфониетта и хор
компакт-диск: ДЕККА
1993 Джон Гаррисон ,
Джейн Уэст ,
Джон Чик,
Венди Уайт
Роберт Крафт ,
Грегг Смит Сингерс,
Оркестр Святого Луки
CD: Наксос,
Каталожный номер: 8.660272-73,
(оригинальная запись, выпущенная Musicmasters Classics)
1995 Джерри Хэдли ,
Дон Апшоу ,
Сэмюэл Рэйми ,
Грейс Бамбри
Кент Нагано ,
Лионской оперы Оркестр и хор
Компакт-диск: Эрато
Кот. № 0630 12715-2
1997 Энтони Рольф-Джонсон ,
Сильвия Макнейр ,
Павел Плишка ,
Джейн Хеншель
Сейджи Одзава ,
Токийские оперные певцы,
Оркестр Сайто Кинен
Компакт-диск: Филипс
1999 Ян Бостридж ,
Дебора Йорк ,
Брин Терфель ,
Энн Софи фон Оттер
Джон Элиот Гардинер ,
Хор Монтеверди ,
Лондонский симфонический оркестр
Компакт-диск: Дойче Граммофон
2010 Пол Гроувс ,
Дон Апшоу ,
Сэмюэл Рэйми ,
Стефани Блайт
Джеймс Левин ,
Оркестр и хор Метрополитен-опера
Компакт-диск: Метрополитен-опера.
  1. ^ «ПРОГРЕСС ПОГРАБЛЕЙ – Опера Игоря Стравинского | Государственная опера Берлина» . Архивировано из оригинала 22 декабря 2021 года – на сайте www.youtube.com.
  2. The Rake's Progress / Солт-Лейк-Сити / Utah Opera Opera News , 5 мая 2019 г., получено 9 мая 2019 г.
  3. Пресс-релиз: Портлендская опера представляет ПРОГРЕСС ГРАБЛЕЙ, 11 мая 2015 г.

Источники

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Картер, Чендлер. « Прогресс граблей и возвращение Стравинского: развивающийся подход композитора к постановке текста». Журнал Американского музыковедческого общества 63, вып. 3 (осень 2010 г.): 553–640.
  • Картер, Чендлер. Последняя опера: «Похождения повесы» в жизни Стравинского и песенная драма. Блумингтон: Издательство Университета Индианы, 2019. ISBN   9780253041579
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 60a9b932de352416df28cd636e63a5a0__1714616640
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/60/a0/60a9b932de352416df28cd636e63a5a0.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
The Rake's Progress - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)