Jump to content

Симфония псалмов

Симфония псалмов
Хоровая симфония Игоря Стравинского
Текст Псалмы 39 , 40 и 150.
Язык латинский
Составленный 1930
Движения Три
Подсчет очков Оркестр и САТБ хор
Премьера
Дата 13 декабря 1930 г. ( 13.12.1930 )
Расположение Брюссель , Бельгия
Дирижер Эрнест Ансермет
Исполнители Брюссельская филармония

Симфония псалмов хоровая симфония в трёх частях, написанная Игорем Стравинским в 1930 году в неоклассический период. Произведение было заказано Сержем Кусевицким к празднованию 50-летия Бостонского симфонического оркестра . Симфония получила свое название от использования текстов псалмов в хоровых партиях.

По словам Стравинского, заказ на работу возник из «рутинного предложения». [ нужна ссылка ] от Кусевицкого, который был также издателем Стравинского, что он написал что-то "популярное" [ нужна ссылка ] для оркестра без хора. Стравинский, однако, настоял на псалмо-симфонической идее, которую он вынашивал уже некоторое время. Однако выбор Псалма 150 отчасти был обусловлен популярностью этого текста. Симфония была написана в Ницце и Эшарвине близ Таллуара , который в те годы был летней резиденцией Стравинского. [1] Три части исполняются без перерыва, а тексты, исполняемые припевом, взяты из версий Вульгаты на латыни . В отличие от многих произведений, написанных для хора и оркестра, Стравинский говорил, что это не «симфония, в которую я включил псалмы для пения». Напротив, «я симфонизирую пение псалмов». [2]

Хотя пьеса была написана для Бостонского симфонического оркестра, мировая премьера фактически состоялась в Брюсселе 13 декабря 1930 года Брюссельским филармоническим обществом под руководством Эрнеста Ансерме . Американская премьера пьесы состоялась вскоре после этого Кусевицкий и Бостонский симфонический оркестр вместе с хором Общества Сесилии (под руководством Артура Фидлера ) 19 декабря 1930 года. [3] Первая запись была сделана самим Стравинским с Оркестром концертов Страрама и хором Алексиса Власова в Театре Елисейских Полей в Париже 17 и 18 февраля 1931 года. [4] Один рецензент написал: «Хор, гортанный, полнокровный, мрачный, внутренне страстный, поет с литургической убежденностью и интенсивностью в запоминающемся исполнении». [5]

Общий анализ

[ редактировать ]

Как и многие другие произведения Стравинского, в том числе «Петрушка» и «Весна священная» , в «Симфонии псалмов» иногда используется октатоническая гамма (в которой чередуются целые шаги и полутона ), причем самый длинный отрезок составляет одиннадцать тактов между репетиционными номерами 4 и 6 в первой части. . [6] Стравинский заявил, что корень всей симфонии - это «последовательность двух малых третей, соединенных большой третью трубы и арфы ... полученная из мотива в начале аллегро в Псалме 150». [7]

Стравинский передает религиозную природу текста посредством своих композиционных приемов. Значительную часть произведения он написал фугальным контрапунктом , который широко использовался в церкви в периоды Возрождения и Барокко . Он также использует большой хор, чтобы создать ритуальную атмосферу, подобную церковной.

Инструментарий

[ редактировать ]

Работа оценивается по следующему инструменту:

В предисловии к партитуре Стравинский отдал предпочтение детскому хору для двух верхних хоровых партий.

Примечательно, что в партитуре отсутствуют кларнеты , скрипки и альты .

Движения

[ редактировать ]

Первое движение

[ редактировать ]

Первая часть Симфонии псалмов имеет пометку «Темп». четвертная нота = 92» и использует текст из Псалма 38 , стихи 13 и 14. Эта часть была закончена 15 августа 1930 года, в праздник Успения в католической церкви, и написана как прелюдия ко второй части, двойной фуга .

Движение состоит из плавных секций остинато, перемежающихся блок-аккордами ми минор в звучании, известном как « аккорд Псалма », который останавливает постоянное движение.

 {\override Score.TimeSignature #'stencil = ##f{\new PianoStaff <<  \new Staff { \set Score.tempoHideNote = ##t \tempo 8 = 30 \clef treble <g' e'' g'' b''>8\mf }   \new Staff { \clef bass <e, g, b, g>8 }>> } }

Первая часть остинато в такте 2, исполняемая на гобое и фаготе, может состоять из шести нот октатонической гаммы, начиная с C –D–E–F и т. д., но такие неполные наборы, как этот, иллюстрируют противоречивую природу остинато. степень его использования. [8] Сам Стравинский считал это остинато «основной идеей всей симфонии», набора из четырех нот, состоящего из последовательности «двух малых третей, соединенных большой третью», и заявлял, что оно начинается с мотива трубы и арфы в ноте. начало части аллегро третьей части, сочиненной первой. [7]

 \ относительно с'' {\set Staff.midiInstrument = #"гобой" \clef treble \time 3/4 \tempo 4 = 92 bes16\p( df aes gfdb aes' gdb | \time 2/4 bes df aes gfdb) }

Если литургический характер создается за счет использования модальных гамм еще до вступления припева (в тактах 12–13 фортепиано играет дорическую гамму фа , а в тактах 15–16 фортепиано играет в фригийском ладе E ), то это было не осознанное решение:

При сочинении этой музыки я не знал ни «фригийских ладов», ни «григорианских песнопений», ни «византийских песнопений», ни чего-либо еще в этом роде, хотя, конечно, «влияния», которые, как говорят, обозначались такими сценаристами, Багажные наклейки вполне могли сработать. [7]

Присутствие хора используется для создания в этом произведении церковной атмосферы, а также для соответствующего оформления псалма. Он начинается с мотива минорной секунды , который используется как для подчеркивания октатонической гаммы C / D, так и для установки текста просьбы. Минорный второй мотив припева продолжается на протяжении всей части. Использование октатонической гаммы и церковных ладов пронизывает звучание механизма, способствуя как ритуальному ощущению пьесы, так и жалобной обстановке текста.

 \relative c' { \set Staff.midiInstrument = #"voice oohs" \clef treble \numericTimeSignature \time 4/4 e4(\mf f) f2 | e2~ e4~ e8 r } \addlyrics { E- xau- di }

Существуют различные способы анализа тональной структуры первой части. Самый популярный анализ — рассмотреть часть ми минор, произносимую в первом аккорде. [9] Следующие арпеджио на B 7 и Г 7 действуют как доминанты для других тональных центров в следующих двух частях, E и C соответственно. Однако сильное присутствие G в части указывает и на другой тональный центр. Вступительный аккорд аранжирован таким образом, что подчеркивается треть ми минора, соль. Причем завершается часть громким аккордом соль мажор, который становится доминантой до минора в начале второй части. [10]

Текст: Псалом 38, стихи 13 и 14 ( Псалом 39, стихи 12 и 13 в еврейской Библии)
Латынь ( Вульгата ) английский ( Дуэ-Реймс )

Услышь мою молитву, Господи, и мое моление; услышь мои слезы своими ушами. Не молчи, ибо я чужой среди вас, и чужой, как и все отцы мои.
Дай мне остыть, прежде чем я уйду и меня больше не будет.

Услышь мою молитву, Господи, и прошение мое: услышь слезы мои. Не молчи: ибо я у тебя чужой и поселенец, как и все отцы мои.
О, прости меня, чтобы я мог освежиться, прежде чем я уйду отсюда и меня больше не будет.

Второе движение

[ редактировать ]

Вторая часть — двойная фуга до минор . [11] и использует в качестве текста Псалом 39 , стихи 2, 3 и 4. Первая тема фуги основана на той же ячейке из четырех нот , которая использовалась в первой части: [11] и начинается на гобое в первом такте:

 \relative c'' { \set Staff.midiInstrument = #"гобой" \clef treble \key c \minor \time 4/8 \tempo 8 = 60 c8--[\mf \breathe ees--] \breathe b' --[ \дышать,--~] | d16[ \breathe c(-- ees-.) b'->~] b[ d,( c') ees,(] | b'8) d,16-- rc( ees b') d,( | в') des,( а') c,(bes'8) b,16-- r | r g' bes,( aes') a,( f') aes,( fis') }

Первое вступление второй темы начинается в такте 29 сопрано, за которым следует вступление альта в такте 33 на кварту вниз:

 \relative c'' { \set Staff.midiInstrument = #"voice oohs" \clef treble \key c \minor \time 4/8 \tempo 8 = 60 \autoBeamOff ees->\mf bes->~ | bes8 лучше всего | aes!4~ aes16[ bes] ces8 | лучше всего f4~ | f8 } \addlyrics { Ожидания ожида- ния- vi DO- MI-NUM, }

Третий и четвертый входы звучат в теноре в такте 39 и басе в такте 43. Между тем, первую тему фуги можно услышать в басовых инструментах при вступлении сопрано в такте 29. Стретто слышно в такте 52 на основе вторая фугальная тема.

В такте 71 голоса гомофонно поют текст «Он вложил в уста мои новую песнь». В сопровождении темы вариация стретто исполняется первой фуги. Наконец, в голосах слышится унисон в такте 84 текста «и уповают на Господа». На этом завершается постепенное прояснение фактуры от контрапункта к унисону.

Произведение завершается нотой E как тональным центром. [12] Некоторые анализы интерпретируют E как часть перевернутого аккорда до-минор, который создает подходящий переход к третьей части до. [13]

Текст: Псалом 39, стихи 2, 3 и 4 ( Псалом 40, стихи 1, 2 и 3 в еврейской Библии)
Латынь (Вульгата) Английский (Дуэ-Реймс)

Я ждал Господа, и Он говорил со мной.
И он услышал мои молитвы и вывел меня из озера страданий и грязи отбросов. И поставил ноги мои на камень и направил шаги мои.
И вложил он в мои уста новую песнь, песнь Богу нашему. Многие увидят, и убоятся, и надеются на Господа.

С ожиданием я ждал Господа, и Он был внимателен ко мне.
И он услышал мои молитвы и вывел меня из рва страданий и трясины отбросов. И поставил ноги мои на камень и направил шаги мои.
И вложил он в уста мои новую песнь, песнь Богу нашему. Многие увидят и убоятся, и уповают на Господа.

Третья часть

[ редактировать ]

Третья часть Симфонии псалмов чередуется «Темп четвертная нота = 48" и "Темп половинная нота = 80», и использует почти полный текст 150-го псалма . Стравинский писал:

Аллегро ; в 150-м псалме было вдохновлено видением колесницы Илии, поднимающейся на небеса никогда прежде я не писал ничего столь буквального, как триоли для валторн и фортепиано, намекающие на лошадей и колесницу. [14]

Тройной отрывок:

 \relative c' { \set Staff.midiInstrument = #"валторна" \clef treble \numericTimeSignature \time 4/4 \tempo 2 = 80 \partial 4*2 \times 2/3 { r8 ees\fg } bes4~ | \times 2/3 { bes4 g8 } ees'4~ \times 2/3 { ees4 bes8 } g4~ | \times 2/3 { g8 ees g } \times 2/3 { c->( bes-.) r } aes4~ \times 2/3 { aes8 g ges } | f4~ \times 2/3 { f8 e ees } \times 2/3 { d des c } \times 2/3 { брр } }

Стравинский продолжает:

Последний гимн хвалы следует рассматривать как исходящий с небес; за волнением следует спокойствие похвалы. При составлении слов этого заключительного гимна я заботился только о звуках слогов и до предела предался своему преследующему удовольствию, регулируя просодию по-своему. [15]

Вторая часть медленного вступительного вступления, устанавливающая слово «Laudate Dominum», изначально была составлена ​​на старославянские слова «Господи Помилуй», и Стравинский расценивал это как свою личную молитву русскому вселенскому образу Младенца Христа со скипетром. и «Глобус». [15]

 \relative c { \set Staff.midiInstrument = #"voice oohs" \clef bass \numericTimeSignature \time 4/4 \tempo 4 = 48 d4 ees2 bes4 } \addlyrics { Lau-date, }
Текст: Псалом 150
Латынь (Вульгата) Английский (Дуэ-Реймс)

Аллилуия Хвалите Господа во святых Его; хвалите его на тверди силы его.
Хвалите его в его добродетелях; хвалите его по множеству величия его.
Хвалите Его звуком трубы...
Хвалите Его с тимпаном и песней; хвалите его струнами и органом.
Хвалите Его с кимвалами звучащими; хвалите Его кимвалами ликования.
Всякий дух славит Господа! Аллилуия

Аллилуия. Хвалите Господа в святых местах Его, хвалите Его на тверди силы Его.
Хвалите его за могучие дела его: хвалите его по множеству величия его.
Хвалите Его трубным звуком...
Хвалите Его на тимпане и хоре, хвалите Его на струнах и органах.
Хвалите Его на кимвалах звучных, хвалите Его на кимвалах радости:
пусть всякий дух славит Господа. Аллилуия.

Использование текста Сергеем Прокофьевым в «Александре Невском»

[ редактировать ]

Сочиняя музыку к Сергея Эйзенштейна фильму «Александр Невский» , Прокофьеву понадобился латинский текст, чтобы охарактеризовать вторгшихся тевтонских рыцарей. Бессмысленный текст, peregrinus ожидаемый pedes meos in cymbalis Прокофьева , появляется в кантате , основанной на партитуре фильма, к частям «Крестоносцы во Пскове» и «Ледяное побоище». Керр предполагает, что эти слова были взяты Прокофьевым из «Симфонии псалмов» — «peregrinus» из первой части Стравинского, «expectavi», «pedes meos» из второй и «in cymbalis» из третьей — как колкость на Стравинский. [16]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Стравинский и Крафт 1962 , 15.
  2. ^ Томмазини, Энтони (11 мая 2003 г.). «Музыка: Настройка / 'Симфония псалмов'; Псалом Стравинского о пении псалмов» . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 . Проверено 1 декабря 2022 г.
  3. ^ Стейнберг 2005 , 265.
  4. ^ Хилл и Симеоне 2005 , 30
  5. ^ Вуд 1993 .
  6. ^ Бергер 1963 , 40.
  7. ^ Перейти обратно: а б с Стравинский и Крафт 1962 , 16
  8. ^ Тимочко 2002 , 90–91.
  9. ^ Коул 1980 , 4.
  10. ^ Канг 2007 , 9.
  11. ^ Перейти обратно: а б Бергер 1963 , 32 года
  12. ^ Стейнберг 2005 , 268.
  13. ^ Канг 2007 , 21.
  14. ^ Стравинский и Крафт 1963 , 78.
  15. ^ Перейти обратно: а б Стравинский и Крафт 1962 , 17.
  16. ^ Керр 1994 .

Источники

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 40d8a52df93f7985b503f55cfc681e7b__1715512080
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/40/7b/40d8a52df93f7985b503f55cfc681e7b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Symphony of Psalms - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)