Артур Лурье
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|

Артур-Винсент Лурье , урожденный Наум Израилевич Лурия (русский: Наум Израильвич Лурья ), позже сменивший имя на Артур Сергеевич Лурье (русский: Артур Сергеевич Лурье ) (14 мая 1892 — 12 октября 1966) — русский композитор, писатель, администратор и музыкальный агент. Лурье сыграл важную роль на самых ранних этапах организации советской музыки после революции 1917 года, но позже уехал в ссылку. Его музыка отражает его тесные связи с современными писателями и художниками, а также тесную связь с Игорем Стравинским .
Русская карьера
[ редактировать ]Родившись в зажиточной еврейской семье в Пропойске , он принял католичество еще в России. Поклонник Ван Гога , от которого он получил имя «Винсент», Лурье был частично самоучкой, но также учился игре на фортепиано у Марии Бариновой и композиции у Глазунова в Санкт-Петербургской консерватории , которую окончил в 1913 году. Он подружился с футуристом. поэты и особенно Анна Ахматова , [ 1 ] стихи которого он поставил одним из первых. Он был также знаком с Владимиром Маяковским , Николаем Кульбиным , Федором Сологубом и Александром Блоком ; и находился под глубоким влиянием современного искусства. Его ранние фортепианные пьесы, начиная с 1908 года, заимствуют поздние произведения Скрябина , но развивают новые виды дискурса, достигнув в 1914 году ранней формы додекафонии ( Синтез ), а в 1915 году - Formes en l'air , посвященной Пикассо , скорее кубистская концепция, использующая инновационную форму обозначений, в которой различные системы пространственно размещаются на странице в независимых блоках, с пробелами вместо полос. отдых. На этом этапе своей карьеры он кажется фигурой, параллельной Николаю Рославцу , хотя эстетика Лурье кажется более « декадентской ». подписал По сути, он был первым русским футуристом в музыке, а в 1914 году вместе с художником Георгием Якуловым и поэтом Бенедиктом Лившицем петербургский футуристический манифест «Мы и Запад», провозгласивший принципы, общие для всех трех искусств. .
Революционная Россия
[ редактировать ]После Октябрьской революции 1917 года Лурье служил под началом Анатолия Луначарского в качестве заведующего музыкальным отделом (Музо) Комиссариата народного просвещения ( Наркомпроса ). Некоторое время он жил в одном доме с Сержем Судейкиным и его женой Верой Судейкиной . Его пребывание в должности оказалось спорным. Когда он предложил переименовать свой музыкальный отдел в "Народную трибуну гражданской музыки", а себя именовать "Народной трибуной", Луначарский якобы ответил: "Нет, Артур Сергеевич, это нас не устраивает". Александр Гольденвейзер и Михаил Ипполитов-Иванов жаловались на него самому Ленину. [ 2 ] Хотя его симпатии были левыми, он все больше разочаровывался в большевистском порядке в России.
В изгнание
[ редактировать ]В 1921 году он отправился с официальным визитом в Берлин, где подружился с Ферруччо Бузони и из которого не вернулся. Впоследствии его произведения были запрещены в СССР. В 1922 году он поселился в Париже, где подружился с философом Жаком Маритеном и был представлен Игорю Стравинскому Верой Судейкиной. Маритен с самого начала отстаивал свою деятельность, рассматривая молодого Лурье не только как важного композитора, но и как композитора, обладающего важной способностью выражать католическое богословие и философию в музыке. [ 3 ] Лурье посвятил Маритену ряд своих произведений, в том числе Жигу из « 4 пьес для фортепиано» (1928). [ 4 ] С 1924 по 1931 год он был одним из самых важных поборников Стравинского, часто становясь частью семьи Стравинских, поскольку писал статьи о своем коллеге-композиторе и готовил фортепианные обработки своих произведений. [ 5 ] В конце концов он и Стравинские расстались из-за вражды с Верой, и Стравинский впоследствии редко упоминал о своем существовании. В творчестве парижских лет ранний радикализм Лурье превращается в терпкую форму неоклассицизма и русофильской ностальгии; диалог с произведениями Стравинского того же периода очевиден, даже в той степени, в которой Стравинский, возможно, позаимствовал идеи у более молодого композитора: «Маленькая камерная музыка» Стравинского Лурье (1924), кажется, предсказывает «Музыкальный Аполлон» (1927), его «Духовный концерт» для хора последнего , фортепиано с оркестром (1929) и «Симфония псалмов» (1930). Конечно, в своих более поздних работах Стравинский перенял стиль обозначений Лурье с пробелами вместо пустых полос. Лурье также написал две симфонии (№ 1 с подзаголовком Sinfonia dialectica ) и оперу «Пир во время чумы» . Человек очень широкой культуры, культивировавший образ денди и эстета, он поставил стихи Сафо , Пушкина , Гейне , Верлена , Блока, Маяковского, Данте , классических латинских и средневековых французских поэтов. Он также был талантливым художником.
Американские годы
[ редактировать ]Когда немцы оккупировали Париж в 1940 году, Лурье при содействии Сержа Кусевицкого эмигрировал в США. Он поселился в Нью-Йорке. В 1946 году он стал гражданином США и поступил на работу в Голоса Америки» . российское подразделение « «Артур Лури, был композитором: написал множество статей на музыкальные темы» . Хакенсак Рекорд . УПИ . 15 октября 1966 года . Проверено 15 июля 2023 г. - через Newspapers.com .
Он написал музыку к некоторым фильмам, но более серьезные произведения почти не исполнял, хотя продолжал сочинять. Он потратил более десяти лет на написание оперы по мотивам пушкинского «Мавра Петра Великого» под названием «Черный мавр Петра Великого» , до сих пор не исполненной, хотя была записана оркестровая сюита. Он также написал набор отрывков из « Т.С. Элиота » Маленького Гиддинга для тенора и инструментов (1959).
Лурье умер в Принстоне, штат Нью-Джерси .
Работает
[ редактировать ]Этот список основан на списке Общества Артура Лурье. [ 6 ]
Заголовок | Год | Середина |
---|---|---|
Похороны Делии/Мадригала | Голос, фортепиано | |
5 хрупких прелюдий, . соч | 1908–1910 | Фортепиано |
2 эстампы, соч. 2 | 1910 | Фортепиано |
Детская интерлюдия, соч. | 1910–1911 | Фортепиано |
3 этюда, соч. | 1910–1911 | Фортепиано |
Мазуркас, соч. | 1911–1912 | Фортепиано |
Дороенка/Фуспфад | 1912 | Голос, фортепиано |
Верлен | 1912–1919 | Голос, фортепиано |
Прелюдия, соч. 12/2 | 1912 | Четвертьтоновая клавиатура |
2 стихотворения, соч. | 1912 | Фортепиано |
Саломея Литургия, соч. от 11 до | 1912–1913 | Фортепиано |
2 стихотворения, соч. | 1912 | Голос, фортепиано |
4 стихотворения, соч. | 1912–1913 | Фортепиано |
Отравленная селезенка | 1913 | |
Маски («Искушения»), соч. 13. | 1913 | Фортепиано |
Менуэт | 1914 | Фортепиано |
Chetki (Rosary) | 1914 | Высокий голос, фортепиано |
Почти вальс | 1914 | Голос, фортепиано |
Grecheskie Pesni | 1914 | Голос, фортепиано |
Синтез, соч. 16 | 1914 | Фортепиано |
Струнный квартет №1 | 1915 | 2 скрипки, альт, виолончель |
Корона священных песен (Радуйся, Мария, Радуйся, Королева, Инвиолата) | 1915–1917 | Голос, фортепиано |
Японский люкс | 1915 | Сопрано, фортепиано |
Триолеты/Триолеты | 1915 | Голос, фортепиано |
Плач Богородицы, соч. 26. | 1915 | Голос, скрипка, альт, виолончель |
«5 рондо» Кристины де Пизан | 1915 | Женские голоса, арфа, сембало или фортепиано. |
Формы в воздухе | 1915 | Фортепиано |
Двевной узор (Приказ дня) | 1915 | Фортепиано |
Нессанс де ла Вьерж (Рождение Богородицы) | 1915 | Голос, фортепиано |
Tri svetlych tsaria (The Three Kings) | 1916 | Голос, фортепиано |
Волга Пастораль | 1916 | Гобой, фагот, 2 альта и виолончель |
Oshibka baryshni smerti (Death's Mistake), Op. 40 | 1917 | Фортепиано |
3rd Sonatina, Третья sonatina dlia roialia | 1917 | Фортепиано |
Рондель де Стефан де Малларме | 1917 | Голос, фортепиано |
Upmann/Smoking Sketch, Kuritel'naia shutka | 1917 | Фортепиано |
Azbuka/Dve pesenki dlia detei (text by Leo Tolstoy) | 1917 | Голос, фортепиано |
Roial'v detskoi/Piano Gosse/Klavier im Kinderzimmer | 1917 | Фортепиано |
Нэш Марш (Наш марш) | 1918 | Фортепиано и колонки |
Болотный попик/Das Sumpfäffchen | 1919 | Голос, фортепиано |
Голос Музы/Voix de la Muse/Голос музы | 1919 | Женский хор |
V kumirniu zolotogo sna (In the Temple of Golden Dreams) | 1919 | Хор а капелла |
Chetyre Narodnye Pesni Ninei Bretany/4 Chants populaires de Basse Bretagne | 1920 | Голос, фортепиано |
Узкая лира/Узкая лира/La Lyre étroite | 1920–1941 | Голос, фортепиано |
Elisium/Vosem' stichtvoreniia Pushkina | 1920–1921 | Голос, фортепиано |
Shagi Komandora/The Commander’s Stride | 1920 | Голос, фортепиано |
Плач из «Вита Нува» Данте. | 1921 | Женский хор, струнные |
Песня Данте Vita Nuova | 1921 | Женский хор а капелла |
Pesni o Rossii: Korshun | 1921 | Хор |
Две колыбели/2 Берсеуса | 1921 | Голос, фортепиано |
Прочитания/Песня нищих/Нищенка | 1922 | Сопрано, контральто, английский рожок |
Траурная песня на смерть поэта | 1922 | Хор |
Струнный квартет № 2 «Немного камерной музыки» | 1923–1924 | 2 скрипки, альт, виолончель |
Нос (Нос) | 1923 | Опера |
Струнный квартет № 3 'Сюита' | 1924–1926 | 2 скрипки, альт, виолончель |
Тронутый | 1924 | Фортепиано |
Царица Небесная | 1924 | Контральто, труба, гобой |
Соната | 1924 | Скрипка, контрабас |
Каприччио на тему И.С. Баха / Для курильщиков трубки | 1924 | Голос, фортепиано |
2 песни | 1926 | Голос, фортепиано |
Сонет Данте | 1926 | Голос, 2 скрипки, альт, виолончель |
ЛОЖЬ | 1926 | Фортепиано |
Небольшой люкс в номере F | 1926 | Фортепиано |
Обрядовая / Свадебный причет (после Бани) | 1926 | Голос, фортепиано |
Импропериум (для службы Вербного воскресенья) | 1926 | 2 скрипки, баритон, контрабас |
Ходить | 1927 | Фортепиано |
Сонет Данте | 1927 | Голос, фортепиано |
Джиттер | 1927 | Фортепиано |
Интерлюдия | 1928 | Фортепиано |
Ноктюрн | 1928 | Фортепиано |
Литургическая соната | 1928 | Хор, фортепиано и камерный ансамбль |
Вторая цыганка (Серенада) | 1928 | Голос, фортепиано |
Духовный концерт | 1928–1929 | Фортепиано, 3 хора, духовые инструменты, 10 контрабасов, тимбалы и орган. |
Развлечение | 1929 | Скрипка, альт |
Le Festin durant la Peste/Пир во время чумы/Пир во время чумы (балет в 2-х действиях) | 1929–1931 | Оркестр, камерный хор и 2 солиста. |
Диалектическая симфония: Anno Domini 1930/Симфония 1930 года | 1930 | оркестр |
Шествие | 1934 | 2 женских голоса, фортепиано |
Ты Питер (Мотет) | 1935 | Хор а капелла |
Колыбельная лани | 1936 | Фортепиано |
Рождение красоты | 1936 | 6 сопрано, фортепиано (или клавесин), кларнет, фагот, кроталы |
Симфония № 2 'Кормчая' | 1936–1939 | Оркестр |
Флейта через скрипку | 1935 | Флейта, скрипка |
Аллегретто | 1936 | Флейта, скрипка |
Дифирамбы | 1938 | Флейта |
Христос распятый перед морем | 1938 | Баритон, меццо-сопрано, фортепиано |
Феникс Парк Ноктюрн | 1938 | Фортепиано |
Симфония № 2 «Кормчая» (в 10 частях) | 1939 | Оркестр |
Гамлет Соната | 1941–1944 | 2 скрипки, альт, виолончель |
2 стихотворения | 1941 | Голос, гобой, кларнет (ля мажор), фагот и струнные. |
Тоска - Воспоминания (Воспоминания о прошлом) | 1941 | Голос, арфа (или фортепиано) |
Об Ордене Ангелов | 1942 | Хор, 2 трубы, 2 тромбона, туба |
2 этюда к сонету Малларме | 1945–1962 | Голос, флейта, фортепиано |
Маленький Гиддинг | 1945 | Тенор, флейта, гобой, кларнет ля ля, фагот, фортепиано, тарелки и струнные. |
Камерный концерт | 1946–1947 | Скрипка соло, струнный оркестр |
Звуковой ландшафт | 1948–1958 | Голос, фортепиано |
Ave atque vale/Три дифирамба Диониса (Солнце садится) (текст Фридриха Ницше) | 1948 | Голос, фортепиано |
Эпилог | 1948 | 2 скрипки, альт, виолончель, контрабас |
Arap Petra Velikogo/Der Mohr Peter des Grossen (opera) | 1949–1961 | |
Анафема/Мотет | 1951 | Тенор, баритон, бас, мужской хор, 2 гобоя, 2 фагота, 2 трубы, 2 тромбона |
Постпричастие | 1952 | 5 женских голосов а капелла |
Мим | 1956 | Кларнет |
Восход | 1956 | Флейта |
Флейта Пана | 1957 | Флейта |
Ива/Ива | 1958 | Голос, фортепиано |
Серьезный час | 1958 | Голос, фортепиано |
Заклинания/Заклинания 1-4 | 1959 | Голос, фортепиано |
Тен' (Тень)/Мадригал | 1962 | Голос, фортепиано |
Сибилла говорит (поет) | 1964 | Женские голоса, 4 инструмента, тарелки. |
Погребальные игры в честь Хроноса | 1964 | 3 флейты, фортепиано, кроталы |
Избранные записи
[ редактировать ]- Артюр Лурье Песни и хоры: Розарий , Голос музы , на стихи Анны Ахматовой . Кантата « В святилище золотой мечты» на стихи Александра Блока , Натальи Герасимовой, Владимира Сканавого и др., зап. 1994, переиздан Brilliant Classics (2010).
- Футурпиано: Синтезы (соч. 16), Формы в воздухе (для Пабло Пикассо). Даниэле Ломбарди, фортепиано. Рек. 1995 г. Выпущено LTM (2009 г.).
- 12 греческих песен на тексты из Сафо в переводе Вячеслава Иванова (1914) на: Вячеслав Иванов в музыке Мясковского, Лурье, Шебалина, Гречанинова Людмила Шкиртиль (меццо-сопрано), Северные цветы (2010)
- Solo Piano Works плюс Der Faller der Frau Tod / Death's Mistake для динамика и фортепиано; Набор из 3 компакт-дисков, Мориц Эрнст (фортепиано), Оскар Ансулл (диктор), Каприччио (2016)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Эверделл, Уильям Р. , Первые современники: профили истоков мысли двадцатого века . Издательство Чикагского университета, 1998.
- ^ "Человек дня: Артур Лурье" [Man of the Day: Arthur Lurié]. polit.ru . Retrieved 16 June 2021 .
- ^ Шадл, Дуглас (2010). «Отношения Мессиана с музыкальным кругом Жака Маритена и неотомизмом». В Эндрю Шентоне (ред.). Мессиан Богослов . Рутледж. стр. 83–99. дои : 10.4324/9781315091228-8 . ISBN 9781315091228 .
- ^ 4 пьесы для фортепиано: 4. Жига (Лурье) : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- ^ Игорь Стравинский, Избранная переписка , изд. с комментариями Роберта Крафта , 3 тома (Лондон: Faber and Faber, 1982–85), vol. 1, 217н.
- ^ Общество Артура Лурье - Работы .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- 1892 рождения
- 1966 смертей
- Жители Славгородского района.
- Жители Быховского уезда.
- Русские евреи
- Евреи из Российской Империи
- Русские католики
- Переходит в католицизм из иудаизма
- Советские эмигранты в США
- Американский народ белорусско-еврейского происхождения
- Композиторы-классики XX века
- Русские композиторы ХХ века.
- Композиторы Российской Империи.
- Русские музыканты-мужчины ХХ века
- Еврейские композиторы-классики
- Русские композиторы-мужчины-классики
- Выпускники Санкт-Петербургской консерватории.
- Голос Америки, люди