Jump to content

Артур Лурье

Портрет Льва Бруни [ фр ] , 1915 г.

Артур-Винсент Лурье , урожденный Наум Израилевич Лурия (русский: Наум Израильвич Лурья ), позже сменивший имя на Артур Сергеевич Лурье (русский: Артур Сергеевич Лурье ) (14 мая 1892 — 12 октября 1966) — русский композитор, писатель, администратор и музыкальный агент. Лурье сыграл важную роль на самых ранних этапах организации советской музыки после революции 1917 года, но позже уехал в ссылку. Его музыка отражает его тесные связи с современными писателями и художниками, а также тесную связь с Игорем Стравинским .

Русская карьера

[ редактировать ]

Родившись в зажиточной еврейской семье в Пропойске , он принял католичество еще в России. Поклонник Ван Гога , от которого он получил имя «Винсент», Лурье был частично самоучкой, но также учился игре на фортепиано у Марии Бариновой и композиции у Глазунова в Санкт-Петербургской консерватории , которую окончил в 1913 году. Он подружился с футуристом. поэты и особенно Анна Ахматова , [ 1 ] стихи которого он поставил одним из первых. Он был также знаком с Владимиром Маяковским , Николаем Кульбиным , Федором Сологубом и Александром Блоком ; и находился под глубоким влиянием современного искусства. Его ранние фортепианные пьесы, начиная с 1908 года, заимствуют поздние произведения Скрябина , но развивают новые виды дискурса, достигнув в 1914 году ранней формы додекафонии ( Синтез ), а в 1915 году - Formes en l'air , посвященной Пикассо , скорее кубистская концепция, использующая инновационную форму обозначений, в которой различные системы пространственно размещаются на странице в независимых блоках, с пробелами вместо полос. отдых. На этом этапе своей карьеры он кажется фигурой, параллельной Николаю Рославцу , хотя эстетика Лурье кажется более « декадентской ». подписал По сути, он был первым русским футуристом в музыке, а в 1914 году вместе с художником Георгием Якуловым и поэтом Бенедиктом Лившицем петербургский футуристический манифест «Мы и Запад», провозгласивший принципы, общие для всех трех искусств. .

Революционная Россия

[ редактировать ]

После Октябрьской революции 1917 года Лурье служил под началом Анатолия Луначарского в качестве заведующего музыкальным отделом (Музо) Комиссариата народного просвещения ( Наркомпроса ). Некоторое время он жил в одном доме с Сержем Судейкиным и его женой Верой Судейкиной . Его пребывание в должности оказалось спорным. Когда он предложил переименовать свой музыкальный отдел в "Народную трибуну гражданской музыки", а себя именовать "Народной трибуной", Луначарский якобы ответил: "Нет, Артур Сергеевич, это нас не устраивает". Александр Гольденвейзер и Михаил Ипполитов-Иванов жаловались на него самому Ленину. [ 2 ] Хотя его симпатии были левыми, он все больше разочаровывался в большевистском порядке в России.

В изгнание

[ редактировать ]

В 1921 году он отправился с официальным визитом в Берлин, где подружился с Ферруччо Бузони и из которого не вернулся. Впоследствии его произведения были запрещены в СССР. В 1922 году он поселился в Париже, где подружился с философом Жаком Маритеном и был представлен Игорю Стравинскому Верой Судейкиной. Маритен с самого начала отстаивал свою деятельность, рассматривая молодого Лурье не только как важного композитора, но и как композитора, обладающего важной способностью выражать католическое богословие и философию в музыке. [ 3 ] Лурье посвятил Маритену ряд своих произведений, в том числе Жигу из « 4 пьес для фортепиано» (1928). [ 4 ] С 1924 по 1931 год он был одним из самых важных поборников Стравинского, часто становясь частью семьи Стравинских, поскольку писал статьи о своем коллеге-композиторе и готовил фортепианные обработки своих произведений. [ 5 ] В конце концов он и Стравинские расстались из-за вражды с Верой, и Стравинский впоследствии редко упоминал о своем существовании. В творчестве парижских лет ранний радикализм Лурье превращается в терпкую форму неоклассицизма и русофильской ностальгии; диалог с произведениями Стравинского того же периода очевиден, даже в той степени, в которой Стравинский, возможно, позаимствовал идеи у более молодого композитора: «Маленькая камерная музыка» Стравинского Лурье (1924), кажется, предсказывает «Музыкальный Аполлон» (1927), его «Духовный концерт» для хора последнего , фортепиано с оркестром (1929) и «Симфония псалмов» (1930). Конечно, в своих более поздних работах Стравинский перенял стиль обозначений Лурье с пробелами вместо пустых полос. Лурье также написал две симфонии (№ 1 с подзаголовком Sinfonia dialectica ) и оперу «Пир во время чумы» . Человек очень широкой культуры, культивировавший образ денди и эстета, он поставил стихи Сафо , Пушкина , Гейне , Верлена , Блока, Маяковского, Данте , классических латинских и средневековых французских поэтов. Он также был талантливым художником.

Американские годы

[ редактировать ]

Когда немцы оккупировали Париж в 1940 году, Лурье при содействии Сержа Кусевицкого эмигрировал в США. Он поселился в Нью-Йорке. В 1946 году он стал гражданином США и поступил на работу в Голоса Америки» . российское подразделение « «Артур Лури, был композитором: написал множество статей на музыкальные темы» . Хакенсак Рекорд . УПИ . 15 октября 1966 года . Проверено 15 июля 2023 г. - через Newspapers.com .

Он написал музыку к некоторым фильмам, но более серьезные произведения почти не исполнял, хотя продолжал сочинять. Он потратил более десяти лет на написание оперы по мотивам пушкинского «Мавра Петра Великого» под названием «Черный мавр Петра Великого» , до сих пор не исполненной, хотя была записана оркестровая сюита. Он также написал набор отрывков из « Т.С. Элиота » Маленького Гиддинга для тенора и инструментов (1959).

Лурье умер в Принстоне, штат Нью-Джерси .

Работает

[ редактировать ]

Этот список основан на списке Общества Артура Лурье. [ 6 ]

Произведения Артюра Лурье
Заголовок Год Середина
Похороны Делии/Мадригала Голос, фортепиано
5 хрупких прелюдий, . соч 1908–1910 Фортепиано
2 эстампы, соч. 2 1910 Фортепиано
Детская интерлюдия, соч. 1910–1911 Фортепиано
3 этюда, соч. 1910–1911 Фортепиано
Мазуркас, соч. 1911–1912 Фортепиано
Дороенка/Фуспфад 1912 Голос, фортепиано
Верлен 1912–1919 Голос, фортепиано
Прелюдия, соч. 12/2 1912 Четвертьтоновая клавиатура
2 стихотворения, соч. 1912 Фортепиано
Саломея Литургия, соч. от 11 до 1912–1913 Фортепиано
2 стихотворения, соч. 1912 Голос, фортепиано
4 стихотворения, соч. 1912–1913 Фортепиано
Отравленная селезенка 1913
Маски («Искушения»), соч. 13. 1913 Фортепиано
Менуэт 1914 Фортепиано
Chetki (Rosary) 1914 Высокий голос, фортепиано
Почти вальс 1914 Голос, фортепиано
Grecheskie Pesni 1914 Голос, фортепиано
Синтез, соч. 16 1914 Фортепиано
Струнный квартет №1 1915 2 скрипки, альт, виолончель
Корона священных песен (Радуйся, Мария, Радуйся, Королева, Инвиолата) 1915–1917 Голос, фортепиано
Японский люкс 1915 Сопрано, фортепиано
Триолеты/Триолеты 1915 Голос, фортепиано
Плач Богородицы, соч. 26. 1915 Голос, скрипка, альт, виолончель
«5 рондо» Кристины де Пизан 1915 Женские голоса, арфа, сембало или фортепиано.
Формы в воздухе 1915 Фортепиано
Двевной узор (Приказ дня) 1915 Фортепиано
Нессанс де ла Вьерж (Рождение Богородицы) 1915 Голос, фортепиано
Tri svetlych tsaria (The Three Kings) 1916 Голос, фортепиано
Волга Пастораль 1916 Гобой, фагот, 2 альта и виолончель
Oshibka baryshni smerti (Death's Mistake), Op. 40 1917 Фортепиано
3rd Sonatina, Третья sonatina dlia roialia 1917 Фортепиано
Рондель де Стефан де Малларме 1917 Голос, фортепиано
Upmann/Smoking Sketch, Kuritel'naia shutka 1917 Фортепиано
Azbuka/Dve pesenki dlia detei (text by Leo Tolstoy) 1917 Голос, фортепиано
Roial'v detskoi/Piano Gosse/Klavier im Kinderzimmer 1917 Фортепиано
Нэш Марш (Наш марш) 1918 Фортепиано и колонки
Болотный попик/Das Sumpfäffchen 1919 Голос, фортепиано
Голос Музы/Voix de la Muse/Голос музы 1919 Женский хор
V kumirniu zolotogo sna (In the Temple of Golden Dreams) 1919 Хор а капелла
Chetyre Narodnye Pesni Ninei Bretany/4 Chants populaires de Basse Bretagne 1920 Голос, фортепиано
Узкая лира/Узкая лира/La Lyre étroite 1920–1941 Голос, фортепиано
Elisium/Vosem' stichtvoreniia Pushkina 1920–1921 Голос, фортепиано
Shagi Komandora/The Commander’s Stride 1920 Голос, фортепиано
Плач из «Вита Нува» Данте. 1921 Женский хор, струнные
Песня Данте Vita Nuova 1921 Женский хор а капелла
Pesni o Rossii: Korshun 1921 Хор
Две колыбели/2 Берсеуса 1921 Голос, фортепиано
Прочитания/Песня нищих/Нищенка 1922 Сопрано, контральто, английский рожок
Траурная песня на смерть поэта 1922 Хор
Струнный квартет № 2 «Немного камерной музыки» 1923–1924 2 скрипки, альт, виолончель
Нос (Нос) 1923 Опера
Струнный квартет № 3 'Сюита' 1924–1926 2 скрипки, альт, виолончель
Тронутый 1924 Фортепиано
Царица Небесная 1924 Контральто, труба, гобой
Соната 1924 Скрипка, контрабас
Каприччио на тему И.С. Баха / Для курильщиков трубки 1924 Голос, фортепиано
2 песни 1926 Голос, фортепиано
Сонет Данте 1926 Голос, 2 скрипки, альт, виолончель
ЛОЖЬ 1926 Фортепиано
Небольшой люкс в номере F 1926 Фортепиано
Обрядовая / Свадебный причет (после Бани) 1926 Голос, фортепиано
Импропериум (для службы Вербного воскресенья) 1926 2 скрипки, баритон, контрабас
Ходить 1927 Фортепиано
Сонет Данте 1927 Голос, фортепиано
Джиттер 1927 Фортепиано
Интерлюдия 1928 Фортепиано
Ноктюрн 1928 Фортепиано
Литургическая соната 1928 Хор, фортепиано и камерный ансамбль
Вторая цыганка (Серенада) 1928 Голос, фортепиано
Духовный концерт 1928–1929 Фортепиано, 3 хора, духовые инструменты, 10 контрабасов, тимбалы и орган.
Развлечение 1929 Скрипка, альт
Le Festin durant la Peste/Пир во время чумы/Пир во время чумы (балет в 2-х действиях) 1929–1931 Оркестр, камерный хор и 2 солиста.
Диалектическая симфония: Anno Domini 1930/Симфония 1930 года 1930 оркестр
Шествие 1934 2 женских голоса, фортепиано
Ты Питер (Мотет) 1935 Хор а капелла
Колыбельная лани 1936 Фортепиано
Рождение красоты 1936 6 сопрано, фортепиано (или клавесин), кларнет, фагот, кроталы
Симфония № 2 'Кормчая' 1936–1939 Оркестр
Флейта через скрипку 1935 Флейта, скрипка
Аллегретто 1936 Флейта, скрипка
Дифирамбы 1938 Флейта
Христос распятый перед морем 1938 Баритон, меццо-сопрано, фортепиано
Феникс Парк Ноктюрн 1938 Фортепиано
Симфония № 2 «Кормчая» (в 10 частях) 1939 Оркестр
Гамлет Соната 1941–1944 2 скрипки, альт, виолончель
2 стихотворения 1941 Голос, гобой, кларнет (ля мажор), фагот и струнные.
Тоска - Воспоминания (Воспоминания о прошлом) 1941 Голос, арфа (или фортепиано)
Об Ордене Ангелов 1942 Хор, 2 трубы, 2 тромбона, туба
2 этюда к сонету Малларме 1945–1962 Голос, флейта, фортепиано
Маленький Гиддинг 1945 Тенор, флейта, гобой, кларнет ля ля, фагот, фортепиано, тарелки и струнные.
Камерный концерт 1946–1947 Скрипка соло, струнный оркестр
Звуковой ландшафт 1948–1958 Голос, фортепиано
Ave atque vale/Три дифирамба Диониса (Солнце садится) (текст Фридриха Ницше) 1948 Голос, фортепиано
Эпилог 1948 2 скрипки, альт, виолончель, контрабас
Arap Petra Velikogo/Der Mohr Peter des Grossen (opera) 1949–1961
Анафема/Мотет 1951 Тенор, баритон, бас, мужской хор, 2 гобоя, 2 фагота, 2 трубы, 2 тромбона
Постпричастие 1952 5 женских голосов а капелла
Мим 1956 Кларнет
Восход 1956 Флейта
Флейта Пана 1957 Флейта
Ива/Ива 1958 Голос, фортепиано
Серьезный час 1958 Голос, фортепиано
Заклинания/Заклинания 1-4 1959 Голос, фортепиано
Тен' (Тень)/Мадригал 1962 Голос, фортепиано
Сибилла говорит (поет) 1964 Женские голоса, 4 инструмента, тарелки.
Погребальные игры в честь Хроноса 1964 3 флейты, фортепиано, кроталы

Избранные записи

[ редактировать ]
  • Артюр Лурье Песни и хоры: Розарий , Голос музы , на стихи Анны Ахматовой . Кантата « В святилище золотой мечты» на стихи Александра Блока , Натальи Герасимовой, Владимира Сканавого и др., зап. 1994, переиздан Brilliant Classics (2010).
  • Футурпиано: Синтезы (соч. 16), Формы в воздухе (для Пабло Пикассо). Даниэле Ломбарди, фортепиано. Рек. 1995 г. Выпущено LTM (2009 г.).
  • 12 греческих песен на тексты из Сафо в переводе Вячеслава Иванова (1914) на: Вячеслав Иванов в музыке Мясковского, Лурье, Шебалина, Гречанинова Людмила Шкиртиль (меццо-сопрано), Северные цветы (2010)
  • Solo Piano Works плюс Der Faller der Frau Tod / Death's Mistake для динамика и фортепиано; Набор из 3 компакт-дисков, Мориц Эрнст (фортепиано), Оскар Ансулл (диктор), Каприччио (2016)
  1. ^ Эверделл, Уильям Р. , Первые современники: профили истоков мысли двадцатого века . Издательство Чикагского университета, 1998.
  2. ^ "Человек дня: Артур Лурье" [Man of the Day: Arthur Lurié]. polit.ru . Retrieved 16 June 2021 .
  3. ^ Шадл, Дуглас (2010). «Отношения Мессиана с музыкальным кругом Жака Маритена и неотомизмом». В Эндрю Шентоне (ред.). Мессиан Богослов . Рутледж. стр. 83–99. дои : 10.4324/9781315091228-8 . ISBN  9781315091228 .
  4. ^ 4 пьесы для фортепиано: 4. Жига (Лурье) : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
  5. ^ Игорь Стравинский, Избранная переписка , изд. с комментариями Роберта Крафта , 3 тома (Лондон: Faber and Faber, 1982–85), vol. 1, 217н.
  6. ^ Общество Артура Лурье - Работы .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7b5971c62e4cdacaf32520683881f2a4__1717346520
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/7b/a4/7b5971c62e4cdacaf32520683881f2a4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Arthur Lourié - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)