Аполлон (балет)
Аполлон или Аполлон мусагет | |
---|---|
Хореограф | Адольф Больм , Джордж Баланчин |
Музыка | Игорь Стравинский |
Либретто | Игорь Стравинский |
Премьера | 27 апреля 1928 г. (Больм) 12 июня 1928 г. (Баланчин) Вашингтон, округ Колумбия (Болм) Пэрис (Баланчин) |
Оригинальная балетная труппа | Русский балет (Баланчин) |
Персонажи | Аполлон три музы : Каллиопа , муза поэзии. Полигимния , муза риторики Терпсихора , муза танца |
Дизайн | Андре Бошан |
Параметр | Классическая античность |
Жанр | Неоклассический балет |
Тип | Классический балет |
«Аполлон» (первоначально Apollon musagete и также известный как Apollo musagetes , Apolo Musageta и Аполлон, лидер муз ) — неоклассический балет в двух картинах , написанных между 1927 и 1928 годами Игорем Стравинским . Хореографию поставил в 1928 году двадцатичетырёхлетний Джордж Баланчин написал композитор , а либретто . Декорации и костюмы были созданы Андре Бошаном , новые костюмы - Коко Шанель в 1929 году. Декорации были выполнены Александром Шервашидзе , костюмы - под руководством мадам. А. Юкин. Американский покровитель искусств Элизабет Спрэг Кулидж заказала балет в 1927 году для фестиваля современной музыки , который пройдет в следующем году в Библиотеке Конгресса в Вашингтоне, округ Колумбия.
История сосредоточена на Аполлоне , греческом боге музыки, которого посещают три музы : Терпсихора , муза танца и песни; Полигимния , муза мима ; и Каллиопа , муза поэзии. Сюжетом балета является классическая древность , хотя сюжет предполагает современную ситуацию. Он занимается переосмыслением традиций, поскольку его источником вдохновения является барокко , классика или даже постбарокко/рококо/галант .
Озвучивается для камерного оркестра из 34 струнных инструментов ( 8.8.6.8.4 ).
Музыка
[ редактировать ]Стравинский начал сочинять «Аполлон» 16 июля 1927 года и завершил партитуру 9 января 1928 года. Он сочинил для изысканного инструментального состава струнный оркестр из 34 инструменталистов: 8 первых скрипок, 8 вторых скрипок, 6 альтов , 4 первых виолончели , 4 вторых виолончели. и 4 контрабаса .
Комиссия Библиотеки Конгресса, подписанная г-жой Элизабет Спрэг Кулидж, заплатила ему 1000 долларов за пьесу, в которой требовалось использовать только шесть танцоров, небольшой оркестр и длиться не более получаса, но она давала ему свободу выбора. предмета. Стравинский некоторое время подумывал написать балет по эпизоду греческой мифологии и решил сделать его центральной фигурой Аполлона, предводителя муз, сократив при этом число муз с девяти до трех. Это были Терпсихоры , олицетворяющие ритм поэзии и красноречие жеста, воплощенные в танце; Каллиопа , сочетающая поэзию и ритм; и Полигимния , представляющая мим.
Первоначально Стравинский назвал произведение «Аполлон Мусагет» — французская транслитерация слова «Аполлон Мусагет» . Это один из многих классических эпитетов Аполлона, обозначающий мифологическую роль бога как лидера муз и божественного покровителя музыки и танца.
контрастами, Стравинский писал для однородного ансамбля смычковых струнных инструментов, заменяя контрасты в динамике тембровыми которые он использовал в «Пульчинелле» . Балет черпает вдохновение из великих традиций французской музыки 17-18 веков, в частности традиции Люлли , источника, к которому Стравинский вернулся при сочинении «Агона» в 1957 году . Пролог начинается с пунктирных ритмов в стиле французской увертюры . Произведение опирается на базовую ритмическую ячейку , представленную в начале произведения, которую Стравинский трансформирует путем подразделения последовательных значений, которые становятся все более сложными. Стравинский немного переработал партитуру в 1947 году. В 1963 году он заявил, что намерен внести дальнейшие изменения, особенно в отношении двойного расставления многих отрывков с пунктирным ритмом в стиле барокко. [1]
Балет
[ редактировать ]Премьера первой балетной версии «Аполлона-мусагета» Стравинского , заказанной специально для Вашингтонского фестиваля, состоялась 27 апреля 1928 года с хореографией Адольфа Больма , который также танцевал партию Аполлона. Адольф Больм собрал труппу танцоров для премьеры в стране, в которой в то время не было легкодоступных танцоров с классическим образованием. Рут Пейдж , Беренис Холмс ( учитель балета Джина Келли ) и Элиза Рейман были тремя музами, а дирижировал Ганс Киндлер . Стравинский не проявил интереса к американскому спектаклю, а хореография Болма сейчас практически забыта. [2]
Он оставил за собой европейские права на партитуру Сергея Дягилева , чья постановка «Русский балет» в постановке 24-летнего Баланчина открылась в Театре Сары Бернар в Париже 12 июня 1928 года. Спектаклем дирижировал Стравинский. Концертмейстером был Марсель Дарье . [3]
В соответствии с желанием Стравинского стиль танца был по сути классическим , и Стравинский думал о «Аполлоне Мусагете» как о балете «Блан» , то есть одетом в традиционный минималистичный белый цвет. Позже Баланчин сказал, что, когда он слышал музыку Стравинского, все, что он мог видеть, было девственно белым. [4] Ясность, спокойствие, даже безмятежность музыки заставляет ее казаться бесконечно далекой от красочного волнения ранних балетов Стравинского. Избегание любого конфликта в сценарии, любого повествовательного, психологического или выразительного замысла сопровождалось монохромными костюмами танцоров и отсутствием сложных декораций на сцене. [5]
Декорации и костюмы для постановки Баланчина были созданы французским художником Андре Бошаном . Коко Шанель представила новые костюмы в 1929 году. Аполлон носил переработанную тогу диагонального кроя, пояс и сандалии на шнуровке. Музы носили традиционные пачки . Убранство было в стиле барокко: два больших набора с камнями и колесницей Аполлона.
Сценарий включал рождение Аполлона, его взаимодействие с тремя музами, Каллиопой (поэзия), Полигимнией (мим) и Терпсихорой (танец и песня), а также его восхождение в качестве бога на гору Парнас . В первоначальный состав входили Серж Лифарь в роли Аполлона, Алиса Никитина в роли Терпсихоры (попеременно с Александрой Даниловой ), Любовь Черничева в роли Каллиопы, Фелия Дубровская в роли Полигимнии и Софи Орлова в роли Лето , матери Аполлона. [6]
Для возрождения с Михаилом Барышниковым в роли Аполлона в 1979 году он также пропустил первую вариацию Аполлона и заново поставил финал балета. Эта ревизия завершилась не восхождением Аполлона на гору Парнас, а скорее перемещением «павлиньей» картины Муз в арабесках восходящей высоты рядом с Аполлоном, что первоначально произошло несколько раньше, в финальную позу. В постановке Нью-Йоркского балета 1980 года первая вариация Аполлона была восстановлена.
Сюзанна Фаррелл восстановила сцену рождения своей труппы в 2001 году, как это сделал Артур Митчелл для своего спектакля в Танцевальном театре Гарлема в Symphony Space 's Wall to Wall Баланчина в связи со столетним юбилеем Баланчина City Ballet и Иэн Уэбб для выступления балета Сарасоты в честь столетия Баланчина. Спектакль Нуреева в феврале 2015 года (постановка Сандры Дженнингс).
Форма
[ редактировать ]Действующие лица — Аполлон и три музы: Каллиопа , муза поэзии; Полигимния , муза риторики ; и Терпсихора , муза танца. Тема такова: Аполлон Мусагет обучает муз их искусствам и ведет их на Парнас . Балет разделен на две картины :
- Первая таблица
- Пролог: Рождение Аполлона
- Вторая таблица
- Вариант Аполлона
- Pas d'action (Аполлон и три музы)
- Вариант Каллиопы (Александрийской)
- Вариант Полигимнии
- Вариант Терпсихоры
- Вторая вариация Аполлона
- Па-де-де
- Кода
- Апофеоз
Другие премьеры
[ редактировать ]- Американский театр балета впервые представил балет в 1943 году в Нью-Йорке в Метрополитен-опера . [7]
- Премьера New York City Ballet состоялась 15 ноября 1951 года в Городском центре музыки и драмы в Нью-Йорке. [8]
- Премьера Королевского балета состоялась 15 ноября 1966 года: Дональд МакЛири в роли Аполлона, Светлана Бериосова в роли Терпсихоры, Моника Мейсон в роли Полигимнии и Джорджина Паркинсон в роли Каллиопы. [9]
- Первое исполнение произведения Баланчина в Австралии состоялось Австралийским балетом 3 мая 1991 года, когда его поставила для труппы Карин фон Арольдинген , бывшая ведущая артистка Нью-Йоркского балета. На премьере Стивен Хиткот танцевал роль Аполлона с Джастин Майлз в роли Каллиопы, Мирандой Кони в роли Полигимнии и Лизой Паван в роли Терпсихоры. [10]
- Первое выступление Королевского балета Бирмингема состоялось 24 сентября 2003 года на Бирмингемском ипподроме. [ нужна ссылка ]
- Партитура Стравинского использовалась Маргарет Скотт при создании своей версии «Аполлона Мусагете» для Балетной гильдии в 1951 году, Чарльзом Лиснером в его версии 1962 года для балета Квинсленда и Робином Гроувом в его постановке 1967 года для Викторианской балетной труппы. [10]
- Первое исполнение произведения Баланчина в Южной Америке состоялось в Перу Ballet Nacional del Peru 8 сентября 2017 года. Его поставила для труппы Элиз Борн , бывшая солистка New York City Ballet, исполнившая партию самой Полигимнии. в постановке Баланчина.
В ролях
[ редактировать ]Роль | Мировая премьера (1928) [7] | Премьера в США (1937) [7] | Премьера Американского театра балета (1943) [7] | Премьера Нью-Йоркского балета (1951) [8] [11] | Премьера Королевского балета (1966) [9] | Премьера австралийского балета (1991) [10] |
---|---|---|---|---|---|---|
Аполлон | Серж Лифарь | Лью Кристенсен | Андре Эглевски | Дональд МакЛири | Стивен Хиткот | |
Терпсихора | Alice Nikitina | Элиза Рейман | Vera Zorina | Мария Таллчиф | Светлана Бериосова | Лиза Паване |
Полигимния | Lubov Tchernicheva | Холли Ховард | Нора Кэй | Танакиль Ле Клерк | Моника Мейсон | Миранда Кони |
Каллиопа | Фелия Дубровска | Дафна Вейн | Розелла Хайтауэр | Диана Адамс | Джорджина Паркинсон | Джастин Майлз |
Дополнительная информация
[ редактировать ]В 1950-х годах Баланчин сократил это название до «Аполлон» , которому предпочитал сам Стравинский. Несмотря на широко распространенное мнение о греческой связи Баланчина и Стравинского из-за более поздней работы Баланчина с партитурами Стравинского в «Орфее и Агоне» , музыка для «Аполлона» была заказана Библиотекой Конгресса . «Орфея» можно считать продолжением «Аполлона» , но «Агон» — формальный бессюжетный балет, название которого на греческом языке вызывает спор. [12]
Записи
[ редактировать ]В свете влияния пандемии COVID-19 на исполнительское искусство New York City Ballet выпустил запись с участием Тейлора Стэнли , Тайлера Пека , Бриттани Поллак и Индианы Вудворд , снятую в 2019 году. [13]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Роберт Крафт , Диалоги и дневник , стр.? [ нужна полная цитата ]
- ^ Джозеф, Чарльз М. (1 октября 2008 г.). Стравинский наизнанку . Лондон: Издательство Йельского университета. п. 62. ИСБН 9780300075373 .
- ^ «Каталог Джорджа Баланчина» . Balanchine.org . Архивировано из оригинала 2 декабря 2021 года . Проверено 14 апреля 2019 г.
- ^ «Балет без излишеств» . Возраст . Мельбурн, Австралия. 16 июня 2007 г.
- ^ «Удивительный творческий порыв: Четыре балета Стравинского» . Архивировано из оригинала 27 октября 2009 года.
- ^ «Каталог Джорджа Баланчина» . Balanchine.org . Архивировано из оригинала 2 декабря 2021 года . Проверено 26 октября 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Аполлон» . Американский театр балета . Проверено 23 мая 2020 г.
- ^ Jump up to: а б «Аполлон» . Нью-Йоркский городской балет . Проверено 8 июля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б «Аполлон — Вечер 15 ноября 1966 года» . Онлайн-коллекции Королевского оперного театра .
- ^ Jump up to: а б с «Аполлон (австралийский контекст)» . Трове . 1 января 2010 г.
- ^ «284. Аполлон, предводитель муз» . Фонд Джорджа Баланчина .
- ^ Бернард, Тапер (1996). Баланчин, биография (2-е пбк. изд.). Беркли: Издательство Калифорнийского университета. стр. 273–275. ISBN 0520206398 . ОСЛК 36405361 .
- ^ «New York City Ballet будет транслировать бесплатные балетные трансляции в апреле и мае» . ТеатрМания . 21 апреля 2020 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Аполлон (балет) : партитуры Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- Аполлон на сайте Balanchine Trust
Отзывы
[ редактировать ]- Sunday NY Times , Джон Мартин , 4 ноября 1934 г.
- «Нью-Йорк Таймс» , Джек Андерсон , 5 января 1980 г.
- «Нью-Йорк Таймс» , Аластер Маколей , 12 февраля 2008 г.
- Балеты Джорджа Баланчина
- Балеты Игоря Стравинского
- Постановки Русского балета
- Репертуар Нью-Йоркского балета
- Композиции 1928 года
- Премьеры балета 1928 года
- Неоклассицизм (музыка)
- Балеты по дизайну Рональда Бейтса
- Балеты по дизайну Коко Шанель
- Сочинения для струнного оркестра.
- Музыка по заказу Элизабет Спрэг Кулидж.
- Мифология в балете