Тема с вариациями (балет)
Тема и вариации | |
---|---|
![]() балете Канзас-Сити Темпе Остергрен и Лян Фу в в теме с вариациями | |
Хореограф | Джордж Баланчин |
Музыка | Петр Ильич Чайковский |
Премьера | 26 ноября 1947 г. Театр на улице 55 в центре города |
Оригинальная балетная труппа | Театр Балета |
Создано для |
«Тема с вариациями» — балет в постановке Джорджа Баланчина Чайковского на заключительную часть Оркестровой сюиты № 3 . Балет был поставлен для Театра балета (ныне Американский театр балета ), а его премьера состоялась 26 ноября 1947 года в Театре на 55-й улице в центре города , где две главные роли исполнили Алисия Алонсо и Игорь Юскевич .
Балет был хорошо принят и возрожден другими балетными труппами. В 1970 году Баланчин включил хореографию « Тема с вариациями» в Сюиту № 3 (теперь она называется « Сюита № 3 Чайковского» ). [ а ] в исполнении New York City Ballet .
Производство
[ редактировать ]
Баланчина «Тема с вариациями» положена на заключительную часть Оркестровой сюиты № 3 Чайковского . [ 2 ] Он был заказан Люсией Чейз для Театра балета (ныне Американский театр балета ). [ 2 ] Декорации и костюмы оригинальной постановки были разработаны Вудманом Томпсоном. [ 3 ]
Балет бессюжетен и абстрактен. [ 2 ] Как и Ballet Imperial (сейчас он называется «Фортепианный концерт № 2» Чайковского ), [ а ] Баланчин создал «Тему с вариациями» как дань уважения стилю императорского русского балета и написал, что балет был призван «пробудить тот великий период в классическом танце, когда русский балет процветал с помощью музыки Чайковского». [ 4 ] : 175 [ 5 ] : 22 Это также считается его данью уважения Императорскому Русскому театру и балету «Спящая красавица» . [ 6 ] : 22
В балете участвует ведущая пара, созданная по мотивам Алисии Алонсо и Игоря Юскевича , а также четыре солиста и кордебалет. [ 3 ] Мэри Эллен Мойлан , тренировавшейся у Баланчина, предложили главную женскую роль и пригласили присоединиться к Театру балета, хотя она предпочла вернуться в Ballet Russe de Monte Carlo . [ 7 ] Делая балет, Юскевич и Баланчин разошлись во мнениях, поскольку первый хотел танцевать, как принц из «Лебединого озера» или «Жизели» , но Баланчин хотел, чтобы он сосредоточился только на шагах. [ 5 ] : 22 Ранее Алонсо считала, что балет не может быть абстрактным, и заявляла, что во время репетиций с Баланчиным у нее «всегда возникает ощущение, что она находится прямо за музыкой». Она также сказала, что Баланчин продолжал давать ей и Юскевичу все более «сложные шаги», надеясь устранить их личности. [ 8 ] : 68 Однако присутствие их личностей оставалось очевидным. На репетициях Баланчин их не критиковал и не одобрял, хотя Юскевич был убежден, что их «романтизированные» интерпретации не были приняты Баланчиным. [ 8 ] : 112 Тем не менее Алонсо отметила, что она «многому научилась» с помощью «Темы и вариаций» , особенно «слушать каждый инструмент индивидуально», что помогло, когда ее зрение ухудшилось. [ 8 ] : 112
Премьера
[ редактировать ]Премьера «Темы с вариациями» состоялась 26 ноября 1947 года в Театре на 55-й улице в центре города . [ 5 ] : 405–406 Он был хорошо принят как критиками, так и публикой. [ 5 ] : 22 Линкольн Кирстейн , который вместе с Баланчиным основал Балетное общество , был доволен, что Баланчин добился успеха, но завидовал тому, что это было с другой труппой. [ 5 ] : 22–23 В письме Игорю Стравинскому в День подарков 1947 года Кирштейн писал, что он и Павел Челичев оба считали «Тему и вариации» не лучшим произведением Баланчина, «но оно безумно нравилось публике», и считали, что Баланчин «стал признанным» после того, как потратил пятнадцать лет в США. [ 5 ] : 22–23
Оригинальный состав
[ редактировать ]
|
|
Источник: [ 9 ]
возрождения
[ редактировать ]
Дебют Баланчина в качестве дирижера оркестра состоялся во время спектакля «Тема с вариациями» в Театре балета в декабре 1947 года. [ 10 ] Через несколько месяцев после мировой премьеры « Темы с вариациями » балет был показан на Кубе, родине Алисии Алонсо, с ней и оригинальными актерами Игорем Юскевичем, Мелиссой Хейден и Фернандо Алонсо, а также членами балета Алисии Алонсо (ныне Кубинский национальный балет ). [ 8 ] : 110
Труппа Баланчина, New York City Ballet , исполнила «Тему и вариации» впервые в 1960 году, при этом две главные партии исполнили Виолетта Верди и Эдвард Виллелла соответственно. Однако Верди и раньше уже танцевал этот балет в Театре балета. Костюмы для этой постановки были созданы Каринской . [ 11 ]
В 1970 году, когда Баланчин поставил Сюиту № 3 (теперь она называется Сюита № 3 Чайковского ), [ а ] балет ко всей сюите, он включил хореографию темы с вариациями . [ 12 ] [ 13 ] На премьере партию «Тема и вариации» танцевали Эдвард Виллелла и Гелси Киркланд . [ 12 ]
Другие балетные труппы, исполнявшие «Тему и вариации», включают Королевский балет , [ 14 ] Kirov Ballet , [ 15 ] Балет Сан-Франциско , [ 16 ] Голландский национальный балет , [ 17 ] Бирмингемский королевский балет , [ 18 ] Бостонский балет , [ 19 ] Тихоокеанский Северо-Западный Балет , [ 20 ] Хьюстонский балет , [ 21 ] Королевский датский балет и Les Grands Ballets Canadiens . [ 22 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с В New York City Ballet фамилия композитора пишется «Чайковский», а не «Чайковский», поскольку он использовал прежнее написание во время визита в Нью-Йорк в 1891 году. [ 1 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Маколей, Аластер (25 сентября 2014 г.). «Прыжок из четырех произведений на передний план классического балета» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Jump up to: а б с Мартон, Джон (14 декабря 1947 г.). «Танец: Триумф. Шедевр Баланчина для театра балета» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Jump up to: а б Мартин, Джон (27 ноября 1947 г.). «Танец Баланчина в мировой премьере; «Тема с вариациями» получает одобрение, поскольку балетный театр предлагает ее в центре города» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Шолль, Тим (2 сентября 2003 г.). От Петипа до Баланчина: классическое возрождение и модернизация балета . ISBN 1134873077 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Тапер, Бернард (1987). Баланчин: Биография . ISBN 9780520060593 .
- ^ Зайберт, Брайан (15 декабря 2005 г.). Джордж Баланчин . ISBN 9781404206410 .
- ^ Сулкас, Рослин (13 апреля 2021 г.). «Мэри Эллен Мойлан, «первая великая танцовщица Баланчина», умерла в 94 года» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Jump up to: а б с д Рок, Октавио (2010). Кубинский балет . ISBN 9781423615408 .
- ^ «Американский театр балета – Тема с вариациями» . Американский театр балета . Проверено 30 декабря 2020 г.
- ^ Мартин, Джон (18 декабря 1947 г.). «Баланчин руководит балетным оркестром» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Мартин, Джон (6 февраля 1960 г.). «Балет: работа Баланчина; «Тема с вариациями» возрождена танцевальной труппой в центре города» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Jump up to: а б Барнс, Клайв (4 декабря 1970 г.). «Танец:Дуэт‐Чайковский» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Барнс, Клайв (6 декабря 1971 г.). «Танец: американские горки» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Крисп, Клемент (21 октября 2010 г.). «Четверный афиша Королевского балета, Королевский оперный театр, Лондон» . Файнэншл Таймс .
- ^ Рейнольдс, Нэнси (5 марта 1989 г.). «Киров заявляет о своем наследии Баланчина» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Бауэр, Клаудия (9 апреля 2016 г.). «Балет Сан-Франциско – Континуум, В лице королей (премьера), Тема с вариациями – Сан-Франциско» . Танцевальные табы .
- ^ Зиджп, Изабелла (30 марта 2016 г.). «Голландский национальный балет демонстрирует красоту и вневременность хореографии Баланчина в Best of Balanchine» . Бахтрек .
- ^ Вил, Сара (21 октября 2015 г.). «Королевский балет Бирмингема – Темы и вариации, Загадочные вариации, Король танцует – Лондон» . Танцевальные табы .
- ^ Баско, Шарон (18 мая 2015 г.). «Сезон бостонских балеток с классическим Баланчиным и комичным Роббинсом» . ВБУР .
- ^ Кирали, Филиппа (2 июня 2019 г.). «Баланчин, Лимон и начинающий хореограф завершают сезон PNB» . Бахтрек .
- ^ Гленцер, Молли (29 января 2016 г.). «В Хьюстонском балете все новое» . Хьюстонские хроники .
- ^ «Тема и вариации - Оксфордский справочник» . Оксфордский справочник . Проверено 30 декабря 2020 г.