Концерт для скрипки с оркестром Стравинского (балет)
Концерт для скрипки с оркестром Стравинского | |
---|---|
Хореограф | Джордж Баланчин |
Музыка | Игорь Стравинский |
Премьера | 18 июня 1972 г. Государственный театр Нью-Йорка |
Оригинальная балетная труппа | Нью-Йоркский городской балет |
Жанр | неоклассический балет |
Концерт для скрипки с оркестром Стравинского , первоначально называвшийся «Концерт для скрипки» , представляет собой неоклассический балет , поставленный Джорджем Баланчиным с оркестром Стравинского на основе Концерта для скрипки . Баланчин ранее поставил еще один балет к концерту в 1941 году для Original Ballet Russe под названием «Балюстрада» , хотя после нескольких представлений он не был возрожден. Затем он повторно использовал концерт для Фестиваля Стравинского в Нью-Йоркском балете в 1972 году, как дань уважения композитору после его смерти. Премьера балета состоялась 18 июня 1972 года в Государственном театре Нью-Йорка .
Предыстория и производство
[ редактировать ]Баланчин впервые поставил хореографию к Скрипичному концерту Стравинского в 1941 году для труппы Василия де Базиля Original Ballet Russe под названием «Балюстрада» с костюмами и декорациями, разработанными Павлом Челищевом . [ 1 ] : 125 В своих предыдущих балетах Стравинского Баланчин обычно следовал сюжету. Однако «Балюстрада» совершенно бессюжетна и стала ответом Баланчина на Скрипичный концерт. [ 2 ] Премьера балета состоялась 22 января 1941 года в Театре «Пятьдесят первая улица» в Нью-Йорке с актерским составом под руководством Тамары Тумановой , Павла Петрова и Романа Ясинского . [ 3 ] : 403 Сам Стравинский дирижировал, а Самуил Душкин играл на скрипке. Балюстрада исполнялась всего три раза. [ 4 ] [ 5 ] Однако Стравинский назвал это «одной из самых удовлетворительных визуализаций всех моих произведений». [ 2 ]
Баланчин и Стравинский продолжали часто сотрудничать до самой смерти последнего в 1971 году. Затем Баланчин планировал, что его труппа New York City Ballet проведет недельный фестиваль Стравинского в июне 1972 года как дань уважения композитору. [ 6 ] На фестивале было представлено 20 премьер, [ 6 ] семь в постановке Баланчина. [ 3 ] : 317 Баланчин повторно использовал Концерт для скрипки с оркестром Стравинского для одного из новых произведений, в то время называвшегося « Концерт для скрипки» . [ 3 ] : 321 К тому времени он предпочитал использовать названия, которые композиторы давали своей музыке. Когда биограф Бернар Тейпер спросил о «Балюстраде» , Баланчин ответил: «Стравинский никогда не писал «Балюстраду» ; он написал «Скрипичный концерт». Балет должен быть объявлен таким, какой он есть. Тогда могут прийти музыканты, молодые люди, которые любят музыку и хотят услышать композиция – они знают, что получают. Им не нужно смотреть балет, если он им скучен, они могут просто слушать музыку. И меня это устраивает, это прекрасно». [ 3 ] : 321 С тех пор балет был переименован в « Скрипичный концерт Стравинского» . [ 7 ]
Карин фон Арольдинген , участница первоначального состава, которая танцевала в Нью-Йоркском балете в течение десяти лет, сказала в Скрипичном концерте Стравинского : «Баланчин впервые использовал все, что у меня было». Питер Мартинс , пришедший к нам двумя годами ранее, сказал: « Скрипичный концерт был для меня шансом показать, что я могу танцевать «Баланчина». [ 1 ] : 275 В отличие от Балюстрады , танцоры в Скрипичном концерте Стравинского одеты в тренировочную одежду. [ 8 ] с женщинами в трико и черных босоножках, мужчинами в белых футболках и черных колготках. [ 7 ]
Концерт для скрипки Стравинского был признан одним из «шедевров» фестиваля. [ 1 ] : 275 [ 3 ] : 317 После смерти Баланчина мировые права на Скрипичный концерт Стравинского и пять других балетов перешли к фон Арольдингену. [ 1 ] : 318
Хореография
[ редактировать ]Концерт для скрипки Стравинского — прямой ответ Баланчина на музыку. [ 6 ] Во вступительной токкате четыре ведущих танцора, каждый из которых сгруппирован в кордебалет из четырех человек , представлены один за другим. Танцевальный критик Зои Андерсон написала, что этот раздел «яркий и насыщенный». [ 7 ]
За ней следует Ария I, созданная на основе Карин фон Арольдинген и Жан-Пьера Боннефу . Хотя фон Арольдинген считала себя «реалистичной танцовщицей», Баланчин попросил ее танцевать, как змея: «Знаешь, немного подлый». Танцевальный критик Ричард Бакл прокомментировал: «Вступительный аккорд на струнных предупреждает, что отношения между этим мужчиной и женщиной не будут безмятежными. Ее танец с партнером содержит странные конфронтации, запутывания, преследование, ловлю, ловушку; но она кувыркается прочь. от его последних объятий, и он вдруг лежит ровно, как будто с него достаточно». [ 1 ] : 276
Ария II была сделана на основе Кей Маццо и Питера Мартинса . Им обоим было сложно разучить хореографию, хотя публика этого не заметила. Маццо отметил, что это произошло потому, что Баланчин знал, что больше всего подходит ей и Мартинсу. [ 1 ] : 276 Андерсон описал: «Балерина цепляется за своего партнера, обхватывает его, а затем стоит в его объятиях. В конце движения он становится на колени, и она прислоняется к нему, его рука обвивает ее, как повязка на глазах». [ 7 ]
Балет заканчивается каприччио с участием двадцати танцоров. [ 1 ] : 276 выходя на сцену группами по десять человек, [ 9 ] танцуя то, что Андерсон назвал «живыми, народными шагами, прыгая на каблуках и прыгая под замысловатые ритмы Стравинского». Как только весь актерский состав выходит на сцену, танцоры «врываются в финал». [ 7 ]
Спектакли
[ редактировать ]Премьера Скрипичного концерта Стравинского состоялась 18 июня 1972 года в Государственном театре Нью-Йорка . [ 7 ] о первой программе Фестиваля Стравинского. [ 6 ] Другие балетные труппы, возродившие Концерт для скрипки Стравинского, включают Королевский балет , [ 10 ] Американский театр балета , [ 11 ] Балет Сан-Франциско , [ 12 ] Голландский национальный балет , [ 13 ] Национальный балет Канады , [ 14 ] Бирмингемский королевский балет , [ 15 ] Тихоокеанский Северо-Западный Балет [ 16 ] и Бостонский балет . [ 17 ]
Видеосъемка
[ редактировать ]Концерт для скрипки Стравинского был снят для передачи PBS в 1977 году «Танец в Америке» , в которой оригинальные актеры Маццо, фон Арольдинген и Мартинс повторяли свои роли, а роль в «Боннефусе» танцевал Барт Кук. Баланчин скорректировал хореографию для камер. [ 18 ] [ 19 ]
В 2020 году, во время пандемии COVID-19, New York City Ballet выпустил видеозапись финала Скрипичного концерта Стравинского в 2018 году с участием Стерлинга Хилтина , Ask la Cour , Сары Мирнс и Тейлора Стэнли в его дебютном спектакле в Нью-Йорке. роль. [ 20 ] Полная запись балета с тем же составом вышла в сети в марте 2021 года. [ 21 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г Бакл, Ричард (1988). Джордж Баланчин: балетмейстер: биография . ISBN 9780241121801 .
- ^ Jump up to: а б Уолш, Стивен (30 сентября 2011 г.). Стравинский (Том 2): Второе изгнание: Франция и Америка, 1934–1971 . стр. 125–126. ISBN 9781407064482 .
- ^ Jump up to: а б с д и Тапер, Бернард (1987). Баланчин: Биография . ISBN 9780520060593 .
- ^ Слим, Х. Колин (2019). Стравинский в Америке: трансатлантические туры и внутренние экскурсии из военного Лос-Анджелеса (1925–1945) . п. 183. ИСБН 9780520299924 .
- ^ «Стравинский дирижирует балетом» . Нью-Йорк Таймс . 22 января 1941 года.
- ^ Jump up to: а б с д Киссельгоф, Анна (17 июня 1972 г.). «Городской балет завтра откроет салют Стравинскому» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Андерсон, Зои (29 мая 2015 г.). Спутник любителя балета . стр. 246–248. ISBN 9780300154290 .
- ^ Киссельгофф, Анна (31 января 1988 г.). «Танец: «Скрипичный концерт Стравинского» Баланчина » . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Андерсон, Джек (20 мая 1990 г.). «Обзор/Танец; Городской балет в разнообразии концертов» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Макрелл, Джудит (7 октября 2006 г.). «Тройной афиша Королевского балета» . Хранитель .
- ^ Даннинг, Дженнифер (18 июня 1989 г.). «Обзоры/Танец; дебют французской танцовщицы в театре балета» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Ульрих, Аллан (8 марта 2017 г.). «SF Ballet обладает ноу-хау, чтобы знать, как играть Баланчина» . Хроники Сан-Франциско .
- ^ Зиджп, Изабелла (30 марта 2016 г.). «Голландский национальный балет демонстрирует красоту и вневременность хореографии Баланчина в Best of Balanchine» . Бахтрек .
- ^ Нойфельд, Джеймс (23 октября 2011 г.). Страсть к танцу: Национальный балет Канады . п. 303. ИСБН 9781459701229 .
- ^ Робертсон, Аллан (19 февраля 2017 г.). «Бирмингемский королевский балет» .
- ^ Харсс, Марина (27 февраля 2016 г.). «Pacific Northwest Ballet – Кадриль, Блудный сын, Концерт для скрипки Стравинского – Нью-Йорк» . Танцевальные табы .
- ^ «Бостонский балет представляет классического Баланчина» . БродвейМир . 18 апреля 2018 г.
- ^ Крафт, Ребекка; О'Доэрти, Брайан (1991). Искусство на телевидении, 1976–1990: пятнадцать лет культурных программ . п. 5. ISBN 9780160359262 .
- ^ Грескович, Роберт (2005). Балет 101: Полное руководство по изучению балета и любви к нему . п. 576. ИСБН 9780879103255 .
- ^ «New York City Ballet объявляет кастинг на первую и вторую недели цифрового сезона» . БродвейМир . 21 сентября 2020 г.
- ^ Уивер, Шэй (9 февраля 2021 г.). «Вот как можно попасть на весенний сезон Нью-Йоркского балета» . Тайм-аут .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Концерт для скрипки Стравинского на сайте New York City Ballet
- Концерт для скрипки Стравинского на сайте Фонда Джорджа Баланчина