Барочный Концерт
Барочный Концерт | |
---|---|
![]() Польского национального балета Артисты на концерте в стиле барокко | |
Хореограф | Джордж Баланчин |
Музыка | Иоганн Себастьян Бах |
Премьера | 27 июня 1941 г. Муниципальный театр |
Оригинальная балетная труппа | Американский балетный караван |
Дизайн | Евгений Берман |
Создано для | Мари-Жанна Мэри Джейн Ши Уильям Доллар |
Жанр | неоклассический балет |
Concerto Barocco — неоклассический балет в постановке Джорджа Баланчина Баха на основе Концерта для двух скрипок . Балет, танцуемый одиннадцатью актерами, совершенно бессюжетен и, по словам Баланчина, «не имеет «сюжета», кроме партитуры, по которой он танцуется, и конкретных танцоров, которые ее исполняют». [ 1 ] Балет был поставлен для турне American Ballet Caravan по Южной Америке в 1941 году, а премьера состоялась 27 июня 1941 года в Муниципальном театре Рио-де-Жанейро. Балет вошел в репертуар многих балетных трупп, в том числе New York City Ballet Баланчина .
Хореография
[ редактировать ]Concerto Barocco лишен сюжета, его танцуют две ведущие женщины, главный мужчина и кордебалет из восьми женщин. Каждая солистка танцует под одну из партий скрипки, а корпус танцует под оркестр. [ 2 ] В первой и третьей частях участвуют все десять женщин, а во второй части танцуют главная балерина, единственный мужчина и весь корпус. [ 3 ] Одна из ведущих балерин отсутствует на сцене лишь в некоторых случаях, тогда как корпус находится на сцене на протяжении всего балета. [ 2 ] [ 4 ] : 132
В своей книге « Полные истории великих балетов Баланчина» Баланчин писал: [ 1 ]
Единственная возможная подготовка к этому балету — это знание его музыки, поскольку Concerto Barocco не имеет никакого «предмета», кроме партитуры, которую он танцует, и конкретных танцоров, которые его исполняют. Баха Поставленный на Концерт ре минор для двух скрипок , балет пытается заинтересовать публику только своим танцем, своей трактовкой балета, точно так же, как искусство и архитектура барокко интересовали людей не своей тематикой, а декоративной обработкой, украшавшей балет. эти предметы.
В оригинальную хореографию Баланчин включил элементы джазового танца . [ 5 ] Балетмейстер Джон Тарас описал: «Полные странных бедер, странных вывернутых вещей… Во всех танцах есть синкопа , лежащая в основе партитуры Баха». [ 6 ] : 197 Сьюки Шорер , которая танцевала одну из главных партий, прокомментировала: [ 7 ]
Более трудной с точки зрения техники точностью является синхронизация – синкопа. [Баланчин] работает часами, чтобы сделать это правильно. Как будто унция имеет решающее значение. И при всей своей изысканности, ему нравится «джазовость». Есть одно место, где корпус почти преодолевает Чарльстон на пуантах. В некоторых из моих самых оживленных и классических движений он продолжал говорить: «Сделайте это джазовым. Ведите бедрами».
С годами хореография менялась, иногда намеренно Баланчиным, а иногда непреднамеренно, когда роли брали на себя другие танцоры. Например, жете во второй части было удалено из-за больного колена танцора. [ 6 ] : 197, 332 [ 8 ] Изменился и темп балета. Некоторые части балета танцевались медленнее, чем предполагалось, а другие - быстрее. [ 8 ] Мари-Жанна , ведущая балерина первоначального состава, писала в 1991 году: «[Баланчин] изменил Барокко в музыкальном плане, заставив его соответствовать ритму. Сегодняшние танцоры делают это медленнее; они делают два такта, как мы, на один такт. сегодня легче. В нем нет остроты и плавности адажио». [ 6 ] : 173 Джазовость оригинальной хореографии также исчезла. [ 6 ] : 197 Тарас прокомментировал: « Барокко теперь стало довольно прохладным, пресным классическим произведением... А теперь оно довольно романтичное и лиричное. Оно стало разбавленным». [ 6 ] : 197
Разработка
[ редактировать ]Баланчин в течение нескольких лет слушал Концерт Баха для двух скрипок , часто запись Парижского симфонического оркестра под управлением Пьера Монте и скрипачей Иегуди Менухина и Джорджа Энеску . [ 5 ] По словам Натана Мильштейна , скрипача и друга Баланчина, хореограф интересовался Бахом из-за «математической точности его музыки и в то же время ее чистой эмоциональности и неподдельной окраски в Бога». [ 3 ] В 1936 году импресарио Линкольн Кирстейн призвал Баланчина поставить балет с использованием концерта для Пола Дрейпера , чечеточника и сына его подруги Мюриэл Дрейпер . Проект не был реализован, но дал Баланчину идею включить в партитуру Баха технику и ритм американского джаза, чечетки. [ 5 ] Баланчин, который интересовался джазом и афроамериканской культурой, изучил техники счета, тайминга и фразировки в джазовом танце благодаря своим работам с чернокожими танцорами, включая Кэтрин Данэм , Жозефину Бейкер , Бадди Брэдли и братьев Николас , в 1930-х годах. [ 5 ] [ 9 ]
Весной 1941 года Баланчин начал ставить хореографию Concerto Barocco в качестве упражнения для «сценической практики» — курса, который Баланчин преподавал студентам старших курсов Школы американского балета . [ 5 ] Он поставил балет под запись Симфонического оркестра Парижа, но также был вдохновлен синкопированной аранжировкой концерта джазовой пианистки Хейзел Скотт . [ 8 ]
Также в 1941 году Кирстейн был приглашен своим другом Нельсоном Рокфеллером для организации танцевального тура по Южной Америке, субсидируемого правительством США. назначил координатором по межамериканским делам Рокфеллера, которого президент Франклин Д. Рузвельт и выделил бюджет на построение культурных и финансовых отношений в Южной Америке во время Второй мировой войны . [ 4 ] : 128–129 [ 5 ] Кирстейн сказал, что ему «выдали чек, который казался настолько большим, что я испугался так, как будто я его украл». [ 10 ] Затем Кирштейн и Баланчин поспешно сформировали « Американский балетный караван » с танцорами из двух предыдущих трупп, «Американский балет» и «Балетный караван», большинство из которых обучались в Школе американского балета под руководством Баланчина. Таким образом, премьера Concerto Barocco должна была состояться во время турне по Южной Америке. [ 4 ] : 128–129 [ 5 ] Мари-Жанна, Мэри Джейн Ши и Уильям Доллар были выбраны для исполнения трех главных ролей. [ 5 ] Тогдашняя жена Баланчина Вера Зорина должна была танцевать одну из главных партий, но в конечном итоге она не присоединилась к American Ballet Caravan. [ 6 ] : 173
Оригинальные костюмы и декорации были разработаны Юджином Берманом : задник с арками и водой, а также костюмы из прорезиненной ткани, листьев и сетки. [ 5 ] В постановке « Русского балета Монте-Карло» в 1945 году Берман считал, что декорации построены неправильно, и отказался позволить труппе использовать его проекты. Вместо этого танцоры были одеты в черную тренировочную одежду — новаторский прием, который позже стал обычной практикой в танцах. [ 5 ] [ 2 ] В постановке Нью-Йоркского балета 1948 года снова были представлены проекты Бермана. [ 11 ] Начиная с 1951 года модели Бермана снова были исключены из балета и заменены черной тренировочной одеждой. [ 7 ] С 1963 года женщины одеты в белые купальники и юбки, а единственный мужчина - в белую рубашку и черные колготки. В урезанной постановке также присутствует синяя циклорама . [ 2 ]
В своем завещании Баланчин завещал американские права и права СМИ на Concerto Barocco . Кирстейну [ 4 ] : 317–318 В 1996 году Мари-Жанна приняла участие в записанном на видео сеансе, на котором она обучала студентов Школы американского балета танцевать Concerto Barocco в его оригинальной форме. Среди других участников сессии - бывшая танцовщица и педагог Суки Шорер , танцовщица Меррилл Эшли , балетмейстер Джон Тарас и историк танца Нэнси Рейнольдс . [ 8 ]
Спектакли
[ редактировать ]Предварительный показ Concerto Barocco состоялся 29 мая 1941 года в Малом театре Хантер-колледжа в Нью-Йорке. Официальная премьера балета состоялась 27 июня 1941 года в Муниципальном театре Рио-де-Жанейро. [ 2 ] American Ballet Caravan выступила в девяти странах, а тур завершился в октябре, после чего труппа распалась. [ 12 ]
Concerto Barocco был исполнен в Нью-Йорке в 1943 году Американским концертным балетом, недолговечной труппой, состоявшей из танцоров Баланчина под руководством Доллара, Ши и Тодда Болендера . [ 7 ] В 1945 году балет исполнил «Русский балет Монте-Карло» , где Баланчин работал постоянным хореографом. В 1948 году балет был исполнен на первом представлении New York City Ballet , соучредителями которого были Баланчин и Кирстейн, с актерским составом под руководством Мари-Жанны, Рут Гилберт и Франсиско Монсиона . [ 7 ] [ 11 ] С тех пор он остается в репертуаре компании. [ 9 ]
Concerto Barocco — одно из самых исполняемых произведений Баланчина, вошедшее в репертуар многих балетных трупп в США и за рубежом. [ 2 ] К 2020 году его ставили почти 200 раз. [ 9 ] Другие балетные труппы, исполнявшие балет, включают балет Сан-Франциско , [ 6 ] : 456 Королевский датский балет , [ 13 ] Национальный балет Канады , [ 14 ] Вашингтонский балет , [ 15 ] балет Парижской оперы , [ 4 ] : 228 Бостонский балет , [ 16 ] Филадельфийский балет , [ 17 ] Балет Вест , [ 18 ] Королевский балет Виннипега , [ 19 ] Танцевальный театр Гарлема , [ 20 ] Цинциннати Балет , [ 21 ] Лос-Анджелесский балет , [ 22 ] Les Grands Ballets Canadiens , [ 23 ] Королевский балет Бирмингема , [ 24 ] Тихоокеанский Северо-Западный Балет , [ 25 ] Атлантский балет , [ 26 ] Питтсбургский театр балета , [ 27 ] Балеты Монте-Карло , [ 28 ] Кейптаунский городской балет , [ 29 ] и балет Нью-Джерси . [ 30 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Баланчин, Джордж ; Мейсон, Фрэнсис (1977). Полное собрание рассказов о великих балетах Баланчина . стр. 124–125. ISBN 9780385113816 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Адлер, Реба Энн (1998). «Концерт Барокко» . В Доррисе, Джордж Э.; Коэн, Сельма Жанна (ред.). Международная энциклопедия танца . ISBN 978-0-19-512308-1 .
- ^ Перейти обратно: а б Андерсон, Зои (29 мая 2015 г.). Спутник любителя балета . стр. 134–135. ISBN 978-0-300-15429-0 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Бакл, Ричард (1988). Джордж Баланчин: Балетмейстер: Биография . ISBN 9780241121801 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Хоманс, Дженнифер (ноябрь 2022 г.). Мистер Б: XX век Джорджа Баланчина . п. 301-306. ISBN 9780812994308 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Мейсон, Фрэнсис (1991). Я помню Баланчина: воспоминания о балетмейстере тех, кто его знал . ISBN 9780385266109 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Рейнольдс, Нэнси (1977). Обзор репертуара: 40 лет Нью-Йоркского городского балета . п. 66-68. ISBN 9780803773684 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Андерсон, Джек (11 августа 1996 г.). «Баланчин так, как это задумал Баланчин» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Перейти обратно: а б с Ю Лиман, Кара (2021). «Музыкальные приемы в балете Баланчина Джаззи Баха» . Журнал теории музыки . 65 (1): 139–169. дои : 10.1215/00222909-9124762 . S2CID 238028879 .
- ^ Кирштейн, Линкольн (1978). Тридцать лет: «Нью-Йоркский городской балет» Линкольна Кирстейна: расширен за счет включения 1973–1978 годов в честь тридцатого юбилея труппы . п. 82. ИСБН 9780394736150 .
- ^ Перейти обратно: а б Мартин, Джон (12 октября 1948 г.). «Городская балетная группа в первой программе; произведения Баланчина, предлагаемые подразделением в начале серии танцевальных представлений» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Финкель, Анита (1998). «Балетный караван» . В Доррисе, Джордж Э.; Коэн, Сельма Жанна (ред.). Международная энциклопедия танца . ISBN 978-0-19-512308-1 .
- ^ Ашенгрин, Эрик (1995). «Королевский датский балетный сезон 1954–1955 годов» . Танцевальная хроника . 18 (3): 419–426. дои : 10.1080/01472529508569215 . JSTOR 156783 .
- ^ «Репертуарный список «1960-1969» . Национальный балет Канады . Проверено 12 декабря 2022 года .
- ^ Томалонис, Александра (25 апреля 1985 г.). «Балет в грубой форме» . Вашингтон Пост .
- ^ Ханг, Сан Хи (31 августа 2008 г.). «Энергичное выступление Бостонского балета» . Корея Таймс .
- ^ «Барокко-концерт» . Филадельфийский балет . Проверено 12 декабря 2022 г.
- ^ Майерс, Крис (9 ноября 2022 г.). «Родео Ballet West подчеркивает алхимию хорошей художественной программы для очень трогательного вечера» . Обзор Юты .
- ^ «Обзор: Танец: Театр Павлина Королевского балета Виннипега, Лондон, WC1: Монахиня спасает группу умпа» . Независимый . 16 октября 1997 г.
- ^ Андерсон, Джек (16 октября 1984 г.). «Танец: Танцевальный театр Гарлема» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Лайман, Дэвид (7 марта 2014 г.). «Балет в 50: 10 запоминающихся спектаклей» . Цинциннати Инкуайрер .
- ^ «Репертуар» . Лос-Анджелесский балет . Проверено 12 декабря 2022 г.
- ^ Киссельгофф, Анна (9 февраля 1981 г.). «Танец: Балет Канадиенс» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Парри, Янн (11 марта 2001 г.). «Возрождение сильнейших» . Наблюдатель .
- ^ Харсс, Марина (15 февраля 2013 г.). «Pacific Northwest Ballet – Concerto Barocco, Apollo, Agon – New York» . Танцевальные табы .
- ^ Андерсон, Джек (8 февраля 1986 г.). «Танец: Балет Атланты в Нью-Йорке» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ «Барокко-концерт» . Питтсбургский театр балета . Проверено 12 декабря 2022 г.
- ^ «Барокко-концерт» . «Балет Монте-Карло» . Проверено 12 декабря 2022 г.
- ^ Крюгер, Линдси (8 ноября 2021 г.). «Обзор: Алхимия: балет Кейптауна поражает энергичным тройным счетом» . БродвейМир .
- ^ Гилфорд, Барбара (23 июня 1991 г.). «Танец: где балет встречается с джазом и фламенко» . Нью-Йорк Таймс .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Concerto Barocco на сайте New York City Ballet
- Концерт в стиле барокко на сайте Balanchine Trust