Балет
Часть серии о |
Исполнительское искусство |
---|
Балет ( Французский: [balɛ] ) — вид танца-перформанса , зародившийся в эпоху итальянского Возрождения в пятнадцатом веке и позже превратившийся в форму концертного танца во Франции и России. С тех пор он стал широко распространенной и высокотехничной формой танца со своим собственным словарным запасом . Балет оказал влияние во всем мире и определил основополагающие методы , которые используются во многих других танцевальных жанрах и культурах. Различные школы по всему миру объединили свои собственные культуры. В результате балет развивался по-разному.
Балет хореографию как единое произведение включает в себя и музыку балетного спектакля. Балеты ставятся и исполняются обученными артистами балета . Традиционные классические балеты обычно исполняются в сопровождении классической музыки , с использованием сложных костюмов и декораций, тогда как современные балеты часто исполняются в простых костюмах и без сложных декораций и декораций.
Этимология
Балет – французское слово, происходящее от итальянского balletto , уменьшительного от ballo (танец), происходящего от латинского ballo , ballare , что означает «танцевать». [1] [2] что, в свою очередь, происходит от греческого «βαλλίζω» ( ballizo ), «танцевать, прыгать». [2] [3] Слово вошло в английский обиход из французов около 1630 года.
История
Балет зародился при дворах итальянского Возрождения пятнадцатого и шестнадцатого веков. Под влиянием Екатерины Медичи как королевы она распространилась во Францию, где получила дальнейшее развитие. [4] Танцоры в этих ранних придворных балетах были в основном знатными любителями. Орнаментированные костюмы должны были произвести впечатление на зрителей, но ограничивали свободу передвижения артистов. [5]
Балеты исполнялись в больших залах со зрителями с трех сторон. Реализация арки авансцены 1618 года позволила артистам дистанцироваться от зрителей, чтобы они могли лучше рассмотреть и оценить технические достижения профессиональных танцоров в постановках. [6] [7]
Французский придворный балет достиг своего расцвета во времена правления короля Людовика XIV . Луи основал Académie Royale de Danse (Королевскую академию танца) в 1661 году для установления стандартов и сертификации инструкторов танцев. [8] В 1672 году Людовик XIV назначил Жана-Батиста Люлли директором Королевской академии музыки ( Парижская опера ), из которой возникла первая профессиональная балетная труппа — Балет Парижской оперы . [9] Пьер Бошан был балетмейстером Люлли . Вместе их партнерство радикально повлияет на развитие балета, о чем свидетельствует заслуга, оказанная им за создание пяти основных положений ног. К 1681 году после многих лет обучения в Академии на сцену вышли первые «балерины». [5]
После 1830 года балет во Франции начал приходить в упадок, но продолжал развиваться в Дании, Италии и России. Прибытие в Европу « Русского балета» под руководством Сергея Дягилева накануне Первой мировой войны возродило интерес к балету и положило начало современной эпохе. [10]
В ХХ веке балет оказал большое влияние на другие танцевальные жанры. [11] Также в двадцатом веке балет сделал поворот, отделив его от классического балета к введению современного танца , что привело к модернистским движениям в нескольких странах. [12]
Среди известных танцоров двадцатого века — Анна Павлова , Галина Уланова , Рудольф Нуриев , Майя Плисецкая , Марго Фонтейн , Розелла Хайтауэр , Мария Талл Чиф , Эрик Брюн , Михаил Барышников , Сюзанна Фаррелл , Гелси Киркланд , Наталья Макарова , Артур Митчелл и Жанна Деверо. . [13] Жанна Деверо выступала как прима-балерина на протяжении трех десятилетий и установила мировой рекорд, сумев исполнить 16 тройных фуэте. [14]
Стили
Стилистические вариации и поджанры со временем развивались. Ранние, классические вариации связаны прежде всего с географическим происхождением. Примерами этого являются русский балет , французский балет и итальянский балет . Более поздние вариации, такие как современный балет и неоклассический балет, включают в себя как классический балет, так и нетрадиционную технику и движения. Пожалуй, наиболее широко известным и исполняемым стилем балета является поздний романтический балет (или Ballet blanc ). [15]
Классический балет
Классический балет основан на традиционной балетной технике и лексике . [16] В разных странах возникли разные стили, такие как французский балет , итальянский балет , английский балет и русский балет . [17] Некоторые классические стили балета связаны с конкретными методами обучения, обычно названными в честь их создателей (см. Ниже). Метод Королевской академии танца — это балетная техника и система обучения, основанная разнообразной группой артистов балета. Они объединили свои танцевальные методы (итальянский, французский, датский и русский), чтобы создать новый стиль балета, уникальный для организации и признанный на международном уровне как английский стиль балета. [10] Некоторые примеры классических балетных постановок: «Лебединое озеро» , «Спящая красавица» и «Щелкунчик» .
Романтический балет
Романтический балет был художественным направлением классического балета, и несколько постановок остаются в классическом репертуаре и сегодня. Эпоха романтизма ознаменовалась появлением пуантов , доминированием танцовщиц и более длинными, струящимися пачками, которые пытаются продемонстрировать мягкость и нежную ауру. [5] Это движение возникло в период с начала до середины девятнадцатого века ( эпоха романтизма ) и включало темы, которые подчеркивали сильные эмоции как источник эстетического опыта. Сюжеты многих романтических балетов вращались вокруг женщин-духов (сильфид, вилис и призраков), поработивших сердца и чувства смертных мужчин. Балет 1827 года «Сильфида» считается первым, а балет 1870 года «Коппелия» считается последним. [4] Известные артисты балета эпохи романтизма включают Мари Тальони , Фанни Элсслер и Жюля Перро . Жюль Перро также известен своей хореографией, особенно хореографией «Жизели» , которую часто считают самым знаменитым романтическим балетом. [5]
Неоклассический балет
Неоклассический балет обычно абстрактен, без четкого сюжета, костюмов и декораций. Выбор музыки может быть разнообразным и часто включает в себя неоклассическую музыку (например, Стравинский , Руссель ). Тим Шолль, автор книги «От Петипа до Баланчина» , считает Джорджа Баланчина 1928 «Аполлона» года первым неоклассическим балетом. «Аполлон» представлял собой возвращение к форме в ответ на Сергея Дягилева абстрактные балеты . Баланчин работал с хореографом современного танца Мартой Грэм и привлек в свою труппу современных танцоров, таких как Пол Тейлор » Баланчина , который в 1959 году выступал в «Эпизодах . [18]
Хотя Баланчина многие считают лицом неоклассического балета, были и другие, внесшие значительный вклад. Фредерика Эштона ( «Симфонические вариации» 1946) — плодотворное произведение хореографа. Поставленная на Сезара Франка , она представляет собой чисто танцевальную интерпретацию партитуры. одноименную партитуру [5]
Другая форма, «Модерн-балет» , также возникла как ответвление неоклассицизма. Среди новаторов в этой форме были Глен Тетли , Роберт Джоффри и Джеральд Арпино . Хотя современный балет трудно отличить от неоклассицизма, работы этих хореографов отдавали предпочтение большему атлетизму, отходящему от деликатности балета. Физическость была более смелой, с более интенсивным настроением, сюжетом и музыкой. Примером этого может служить «Астарта» Джоффри (1967), в хореографии которой присутствуют рок-музыка и сексуальный подтекст. [10]
Современный балет
Этот балетный стиль часто исполняется босиком. Современные балеты могут включать мимику и актерское мастерство и обычно положены на музыку (обычно оркестровую, но иногда и вокальную). Эту форму может быть трудно отличить от неоклассического или современного балета. Современный балет также близок к современному танцу , потому что многие концепции современного балета основаны на идеях и новациях современного танца двадцатого века, включая работу на полу и повороты ног. Основное отличие состоит в том, что балетная техника необходима для исполнения современного балета.
Джордж Баланчин считается пионером современного балета. Другой хореограф раннего современного балета, Твайла Тарп , поставила хореографию «Push Comes To Shove» для Американского театра балета в 1976 году, а в 1986 году поставила «В верхней комнате» для своей собственной труппы. Оба эти произведения считались новаторскими, поскольку в них сочетались отчетливо современные движения с использованием пуантов и танцоров с классической подготовкой.
Сегодня существует множество современных балетных трупп и хореографов. В их число входят Алонзо Кинг и его труппа LINES Ballet ; Мэтью Борн и его компания New Adventures ; Комплексы современного балета ; Начо Дуато и его Compañia Nacional de Danza ; Уильям Форсайт и компания Форсайт ; и Иржи Килиан из Нидерландского театра танца . Традиционно «классические» труппы, такие как балет Мариинского (Кирова) и балет Парижской оперы, также регулярно исполняют современные произведения.
Термин «балет» эволюционировал и теперь включает все связанные с ним формы. От человека, обучающегося на артиста балета, теперь ожидается, что он будет исполнять неоклассические, современные и современные произведения. Ожидается, что артист балета сможет быть величественным и царственным в классических произведениях, свободным и лиричным в неоклассических произведениях и скромным, резким или заурядным в современных произведениях. Кроме того, существует несколько современных разновидностей танца, в которых классическая балетная техника сочетается с современным танцем, например, Хиплет , который требует от танцоров занятий незападными танцевальными стилями. [19]
Технические методы обучения балету
Существует шесть широко используемых и признанных во всем мире методов преподавания или изучения балета. Этими методами являются Французская школа , метод Вагановой , метод Чекетти , метод Бурнонвиля , метод Королевской академии танца (английский стиль) и метод Баланчина (американский стиль). [20] [21] В разных странах существует гораздо больше технических школ.
Хотя дети дошкольного возраста являются прибыльным источником дохода для балетной студии, обучение балету, как правило, не подходит для маленьких детей. [22] [ не удалось пройти проверку ] Первоначальное обучение требует стоять на месте и концентрироваться на позе, а не на танце. По этой причине во многие балетные программы исторически не принимались ученики примерно до 8 лет. В качестве альтернативы для детей рекомендуются творческое движение и нетребовательные занятия перед балетом. [23] [24]
Французский метод
Французский метод – основа всего балетного обучения. Когда Людовик XIV создал Королевскую академию танца в 1661 году, он помог создать систематизированную технику, которая до сих пор используется представителями профессии, независимо от того, какого метода обучения они придерживаются. Французская школа особенно возродилась при Рудольфе Нурееве в 1980-х годах. Его влияние возродило и возобновило понимание этого стиля и радикально изменило балет в целом. [25] Фактически, французскую школу сейчас иногда называют школой Нуриева. Французский метод часто характеризуется технической точностью, плавностью и изящностью, а также элегантными и чистыми линиями. В этом стиле часто используется быстрая работа ног, чтобы создать впечатление, будто артисты легко плывут по сцене. [26] Двумя важными отличительными чертами этой техники являются особая манера исполнения порт де бюстгальтеров и погона, более округлая, чем в танце в русском стиле, но не такая округлая, как в датском стиле. [27]
метод Вагановой
Метод Вагановой — стиль балетного обучения, возникший из русского балета , созданный Агриппиной Вагановой . Уйдя из танца в 1916 году, Ваганова в 1921 году вернулась к преподаванию в Ленинградском хореографическом училище. Ее метод обучения теперь признан во всем мире, а ее книга «Основы классического танца» (1934) является классическим справочником. Этот метод отличается сочетанием классического французского стиля, особенно элементов эпохи романтизма, с атлетизмом итальянского метода и душевной страстностью русского балета. [26] Чрезвычайно точный метод обучения она разработала в своей книге «Основы русского классического танца» (1948). [28] Это включает в себя определение того, когда преподавать технические компоненты студентам в их балетной карьере, как долго уделять этому внимание, а также правильное количество внимания на каждом этапе карьеры ученика. Эти учебники по-прежнему чрезвычайно важны для преподавания балета и сегодня.
В этом методе особое внимание уделяется развитию силы, гибкости и выносливости для правильного исполнения балета. Она придерживалась убеждения, что при исполнении балета рукам и ногам следует уделять одинаковое внимание, поскольку это принесет гармонию и большую выразительность телу в целом. [29]
метод Чекетти
Этот метод, разработанный Энрико Чекетти (1850–1928), известен во всем мире благодаря своей сильной зависимости от понимания анатомии применительно к классическому балету. Цель этого метода – привить учащимся важные характеристики исполнения балета, чтобы им не приходилось полагаться на подражание педагогов. Важными компонентами этого метода являются упор на баланс, высоту, баллон , уравновешенность и силу. [30]
Этот метод подчеркивает важность признания того, что все части тела движутся вместе, создавая красивые, изящные линии, и поэтому предостерегает от мысли о балете с точки зрения рук, ног, шеи и туловища как отдельных частей. Этот метод хорошо известен благодаря использованию восьми бюстгальтеров с портами. [26]
Метод Бурнонвиля
Метод Бурнонвиля — датский метод, впервые разработанный Августом Бурнонвилем . Бурнонвиль находился под сильным влиянием раннего французского балетного метода из-за его обучения у своего отца, Антуана Бурнонвиля , и других важных французских балетмейстеров. Этот метод имеет множество стилевых отличий, которые отличают его от других балетных методов, преподаемых сегодня. [31] Ключевым компонентом является использование диагональных погонов, при этом верхняя часть тела обычно поворачивается к рабочей ноге. Этот метод также включает в себя очень простое использование рук, пируэты из низкой развитой позиции во вторую и использование бюстгальтеров на ногах в пятой позиции для начала и конца движений.
Метод Бурнонвиля создает танцоров с красивыми баллонами («иллюзия невесомой легкости»). [32] ).
Метод Королевской академии танца (RAD)
Метод Королевской академии танца , также называемый английским стилем балета, был основан в 1920 году Джини, Карсавиной, Беделлсом, Э. Эспиносой и Ричардсоном. Целью этого метода является содействие академическому обучению классическому балету по всей Великобритании. Этот стиль также распространился в Соединенных Штатах и широко используется до сих пор. Существуют определенные уровни обучения, которые студент должен пройти, чтобы завершить обучение этому методу. [33] [34] Ключевой принцип этого метода обучения заключается в том, что базовая техника балета должна преподаваться в медленном темпе, при этом прогрессирование трудностей часто происходит намного медленнее, чем при использовании остальных методов. Идея заключается в том, что если ученику предстоит приложить много усилий для совершенствования основных шагов, то техника, изученная на этих этапах, позволит ученику использовать более сложные шаги с гораздо большей легкостью. [26]
Метод Баланчина
Разработан Джорджем Баланчиным в New York City Ballet . Его метод во многом основан на его собственном обучении танцора в России. Эта техника известна чрезвычайной скоростью во всех упражнениях, акцентом на линиях и глубоких плие. Возможно, одно из самых известных отличий этого стиля — нестандартное расположение тела. [26] У танцоров этого стиля часто согнуты руки и даже ноги, и они находятся в дисбалансном положении. Важными балетными студиями, обучающими этому методу, являются Miami City Ballet , Ballet Chicago Studio и Школа американского балета в Нью-Йорке. [35]
Костюмы
Балетные костюмы играют важную роль в балетном сообществе. Зачастую они являются единственным пережитком постановки, представляя собой живую воображаемую картину сцены. [36]
Ренессанс и Барокко
Корни балета уходят в эпоху Возрождения во Франции и Италии, когда придворная одежда положила начало балетным костюмам. Балетные костюмы существуют с начала 15 века. Хлопок и шелк были смешаны со льном и сплетены в полупрозрачную марлю. [36] для создания изысканных балетных костюмов.
17 век
В 17 веке для придания костюмам большей эффектности и привлекательности использовались различные типы тканей и дизайнов. В этом столетии придворная одежда все еще оставалась женской. Шелк, атлас и ткани, расшитые настоящим золотом и драгоценными камнями, повышали уровень эффектного декора, связанного с балетными костюмами. [36] Женские костюмы также состояли из тяжелой одежды и юбок до колен, из-за чего им было трудно создавать много движений и жестов.
18 век
В XVIII веке сценические костюмы все еще были очень похожи на придворные, но со временем развивались, главным образом благодаря французскому танцору и балетмейстеру Жану-Жоржу Новерру (1727–1810), чьи предложения по модернизации балета содержатся в его революционном «Письмах о сюр». «Танец и балеты» (1760). Книга Новерра изменила акцент в постановке с костюмов на физические движения и эмоции танцоров.
Европейский балет был сосредоточен в Парижской опере . [36] В то время юбки поднимались на несколько дюймов над землей. мягкие пастельные тона цитрусового, персикового, розового и фисташкового . Цветы, воланы, ленты и кружево подчеркивали этот роскошный женственный стиль, а в цветовой гамме доминировали [36]
19 век
В начале 19 века использовались облегающие костюмы, цветочные короны, корсажи и драгоценности. Идеалы романтизма нашли отражение в женских движениях. [36]
Костюмы стали намного теснее, когда начали использоваться корсеты, подчеркивающие формы балерин. Драгоценности и роскошные костюмы стали гораздо более популярными.
20 век
В 20 веке балетные костюмы снова испытали влияние русского балета. Юбки-балерины позже превратились в пачки до колен, чтобы продемонстрировать их точную работу на пуантах. Цвета сценических костюмов также стали намного ярче. Дизайнеры использовали такие цвета, как красный, оранжевый, желтый и т. д., чтобы создать визуальную выразительность во время выступления артистов балета на сцене.
Балет как карьера
Профессиональным танцорам, как правило, платят невысоко, и они зарабатывают меньше, чем обычный рабочий. [37] По состоянию на 2020 год американским танцорам (включая балет и другие виды танцев) платили в среднем 19 долларов США в час, при этом учителям платили несколько лучше, чем артистам. [37]
Перспективы трудоустройства невелики, а конкуренция за получение работы острая, причем количество претендентов значительно превышает количество вакансий. [37] Большинство вакансий связаны с преподаванием в частных танцевальных школах . [37]
Хореографам платят больше, чем танцорам. [37] Музыкантам и певцам в час платят больше, чем танцорам или хореографам, около 30 долларов США в час; однако постоянная работа для музыкантов необычна. [38]
Влияние на здоровье
Балерины-подростки склонны к стрессовым переломам первого ребра . [39] Синдром заднего удара голеностопного сустава (PAIS) чаще всего поражает людей, которые выполняют повторяющиеся подошвенные сгибания , например танцоров балета. [40] Расстройства пищевого поведения считаются распространенным явлением, и метаанализ 2014 года показывает, что исследования действительно показывают, что артисты балета подвергаются более высокому риску, чем население в целом, по нескольким видам расстройств пищевого поведения. [41] Кроме того, некоторые исследователи отмечают, что интенсивные занятия балетом приводят к снижению минеральной плотности костей рук. [42]
Критика
Большая часть балетной хореографии написана так, что ее может исполнить только сравнительно молодой танцор. [43] Структура балета, в которой (обычно) мужчина-хореограф или режиссер использует (в основном) женские тела для выражения своего художественного видения, подвергалась критике как причиняющая вред женщинам. [ кем? ] [44]
См. также
- Артист балета
- Словарь балета
- Балетные пуанты
- Списки, связанные с балетом
- Танец и здоровье
- Список балетов по названию
- Западный стереотип о танцоре балета
Ссылки
- ^ Чантрелл, Глиннис (2002). Оксфордский основной словарь историй слов . Нью-Йорк: Книги Беркли . ISBN 978-0-425-19098-2 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Лидделл, Генри Джордж; Скотт, Роберт. «Греко-английский лексикон» . Цифровая библиотека Персея . Архивировано из оригинала 29 июня 2011 года.
- ^ Харпер, Дуглас. «Онлайн-этимологический словарь» . Архивировано из оригинала 13 апреля 2014 года.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хоманс, Дженнифер (2010). Ангелы Аполлона: История балета . Нью-Йорк: Рэндом Хаус . стр. 1–4 . ISBN 978-1-4000-6060-3 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Кларк, Мэри; Крисп, Клемент (1992). Балет: иллюстрированная история . Великобритания: Хэмиш Гамильтон . стр. 17–19. ISBN 978-0-241-13068-1 .
- ^ Брокетт, Оскар Г.; Болл, Роберт Дж. (28 марта 2013 г.). Основной театр, расширенный . Cengage Обучение. п. 115. ИСБН 9781285687513 . Архивировано из оригинала 5 июля 2024 года . Проверено 8 июля 2023 г.
- ^ Черматори, Джозеф (16 ноября 2021 г.). Барокко Модерн, эстетика театра . Издательство Университета Джонса Хопкинса. п. 9. ISBN 9781421441542 . Архивировано из оригинала 5 июля 2024 года . Проверено 8 июля 2023 г.
- ^ «Искусство власти: Как Людовик XIV правил Францией… с помощью балета» . Ментальная нить . 15 марта 2017 года. Архивировано из оригинала 2 октября 2017 года . Проверено 2 октября 2017 г.
- ^ Крейн, Дебора; МакКрелл, Джудит (2000). Оксфордский словарь танца . Издательство Оксфордского университета . п. 2. ISBN 978-0-19-860106-7 .
Именно из этого учреждения, а не из Королевской академии танца, развился французский балет.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Грескович, Роберт (1998). Балет 101: Полное руководство по изучению балета и любви к нему . Нью-Йорк, Нью-Йорк: Книги Гипериона . стр. 46–57. ISBN 978-0-7868-8155-0 .
- ^ «Балет и современный танец: использование балета как основы для других танцевальных техник» . Студенческие ресурсы . 5 августа 2014 года. Архивировано из оригинала 2 октября 2017 года . Проверено 26 июля 2017 г.
- ^ Вульф, Хелена (1998). Балет через границы: карьера и культура в мире танцоров . Оксфорд: Издательство Berg Publishers . п. 44. ИСБН 978-1-85973-998-3 .
- ^ «Десять величайших артистов балета ХХ века» . Классический ФМ . Архивировано из оригинала 2 октября 2017 года . Проверено 2 октября 2017 г.
- ^ Леско, Кэтлин Мензи. Жанна Деверо, прима-балерина водевиля и Бродвея, стр. 3, 28–9, McFarland & Company, Inc., Джефферсон, Северная Каролина, 2017 г., ISBN 978-1-4766-6694-5.
- ^ Хаммонд, Сандра Нолл (2004). Основы балета . Макгроу-Хилл Образование. ISBN 978-0-07-255714-5 .
- ^ Грант, Гейл (1982). Техническое руководство и словарь классического балета . Нью-Йорк, США: Dover Publications . ISBN 978-0-486-21843-4 .
- ^ Классическая балетная техника . 1989.
- ^ Шолль, Тим (1994). От Петипа до Баланчина: классическое возрождение и модернизация балета . Лондон: Рутледж . ISBN 978-0415756211 .
- ^ Курлас, Гия (2 сентября 2016 г.). «Хиплет: невероятный гибрид, садящийся на пуантах» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Архивировано из оригинала 21 декабря 2016 года . Проверено 3 декабря 2016 г.
- ^ Клэппер, Мелисса Р. (2020). Класс балета, Американская история . Издательство Оксфордского университета. п. 70. ИСБН 9780190908683 . Архивировано из оригинала 19 июля 2023 года . Проверено 8 июля 2023 г.
- ^ Кассинг, Гейл (23 мая 2014 г.). Открытие танца . Кинетика человека. п. 150. ИСБН 9781492584544 . Архивировано из оригинала 19 июля 2023 года . Проверено 8 июля 2023 г.
- ^ Кауфман, Сара Л. Кауфман (10 октября 2019 г.). «Родители, вы записываете своих малышей не в тот танцевальный класс» . Вашингтон Пост . Архивировано из оригинала 7 февраля 2020 года . Проверено 8 февраля 2020 г.
- ^ Паскевская, Анна (20 октября 1997 г.). Начало занятий балетом: Руководство для родителей по танцевальному образованию: Руководство для родителей по танцевальному образованию . Издательство Оксфордского университета, США. стр. 30 . ISBN 978-0-19-802773-7 .
- ^ Медова, Мари-Лора (2004). Балет для начинающих . Стерлинг Паблишинг Компани, Инк. 11. ISBN 978-1-4027-1715-4 . Архивировано из оригинала 5 июля 2024 года . Проверено 8 февраля 2020 г.
- ^ «Балетные методы: какие они? | TutuTix» . ТутуТикс . 9 мая 2016 года. Архивировано из оригинала 11 ноября 2017 года . Проверено 26 июля 2017 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и «Разные методы балета» . www.ottawaballetschool.com . Архивировано из оригинала 11 июля 2017 года . Проверено 26 июля 2017 г.
- ^ «Балетная школа Парижской оперы» . Танцевальный дух . 1 января 2010 г. Архивировано из оригинала 11 ноября 2017 г. Проверено 26 июля 2017 г.
- ^ Основные принципы классического балета; Русская балетная техника . Нью-Йорк, Dover Publications. 1969. ISBN 978-0-486-22036-9 .
- ^ «Метод Вагановой» . Международная академия театра балета ibtacademy.org. Архивировано из оригинала 11 ноября 2017 года . Проверено 26 июля 2017 г.
- ^ Бомонт, Сирил В.; Иджиковский, Станислас (2003). Метод Чеккетти в классическом балете: Теория и техника . Курьерская корпорация. ISBN 978-0-486-43177-2 .
- ^ «Бурнонвиль.com» . www.bournonville.com . Архивировано из оригинала 27 октября 2017 года . Проверено 26 июля 2017 г.
- ^ «Бурнонвиль: датский танец – балетная позиция» . Балетная позиция . 17 июня 2016 г. Архивировано из оригинала 10 сентября 2018 г. Проверено 11 сентября 2018 г.
- ^ Класс балета: Иллюстрированный путеводитель по официальной программе балета . Эбери Пресс. 1998. ISBN 978-0-09-186531-3 .
- ^ «Техники балетного обучения — Королевская академия танца (RAD) — DANCE VILLAGE — танцевальный портал и интернет-сообщество» . www.dancevillage.com . Архивировано из оригинала 27 февраля 2016 года . Проверено 26 июля 2017 г.
- ^ «История балетного танца — статьи по истории танца» . dancelessons.net . Архивировано из оригинала 22 февраля 2017 года . Проверено 26 июля 2017 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж «История балетного костюма» . Туту Этуаль . Архивировано из оригинала 14 ноября 2016 года . Проверено 18 ноября 2016 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и «Танцоры и хореографы: Справочник по профессиональным перспективам» . Бюро статистики труда США . 8 сентября 2021 года. Архивировано из оригинала 3 апреля 2012 года . Проверено 20 января 2022 г.
- ^ «Музыканты и певцы: Справочник по профессиональным перспективам» . Бюро статистики труда США . 8 сентября 2021 г. Архивировано из оригинала 21 января 2022 г. Проверено 20 января 2022 г.
- ^ Киль, Джон; Кайзер, Кимберли (2018), «Стрессовая реакция и переломы» , StatPearls , StatPearls Publishing, PMID 29939612 , заархивировано из оригинала 12 ноября 2020 г. , получено 5 ноября 2018 г.
- ^ Ясуи, Юичи; Хэннон, Чарльз П.; Херли, Эоган; Кеннеди, Джон Дж. (2016). «Синдром импинджмента задней лодыжки: систематический четырехэтапный подход» . Всемирный журнал ортопедии . 7 (10): 657–663. дои : 10.5312/wjo.v7.i10.657 . ISSN 2218-5836 . ПМК 5065672 . ПМИД 27795947 .
- ^ Арселус, Джон; Уиткомб, Джемма Л.; Митчелл, Алекс (2014). «Распространенность расстройств пищевого поведения среди танцоров: системный обзор и метаанализ» (PDF) . Европейский обзор расстройств пищевого поведения . 22 (2): 92–101. дои : 10.1002/erv.2271 . ПМИД 24277724 . Архивировано (PDF) из оригинала 5 июля 2024 года . Проверено 29 июня 2022 г.
- ^ Вевеге, Майкл А.; Уорд, Рэйчел Э. (август 2018 г.). «Минеральная плотность костей у предпрофессиональных артисток балета: систематический обзор и метаанализ». Журнал науки и медицины в спорте . 21 (8): 783–788. дои : 10.1016/j.jsams.2018.02.006 . ISSN 1878-1861 . ПМИД 29526411 . S2CID 3884127 .
- ^ О'Коннелл Уиттет, Эллен (11 октября 2018 г.). «Есть ли такая вещь, как балет, которая не причиняет вреда женщинам?» . Новости БаззФида . Архивировано из оригинала 5 ноября 2018 года . Проверено 5 ноября 2018 г.
- ^ Фишер, Дженнифер (2007). «Тюль как инструмент: рассматривая конфликт балерины как движущую силу» . Журнал танцевальных исследований . 39 (1): 2–24. дои : 10.1017/S0149767700000048 . JSTOR 20444681 . S2CID 194065932 .
Дальнейшее чтение
- Андерсон, Джек (1992). Балет и современный танец: краткая история (2-е изд.). Принстон, Нью-Джерси: Princeton Book Company, Издательство. ISBN 978-0-87127-172-3 .
- Ау, Сьюзен (2002). Балет и современный танец (2-е изд.). Лондон: Темзы и Гудзона мир искусства . ISBN 978-0-500-20352-1 .
- Бланд, Александр (1976). История балета и танца в западном мире . Нью-Йорк: Издательство Praeger . ISBN 978-0-275-53740-1 .
- Дариус, Адам (2007). Арабески сквозь время . Хельсинки: Книги Арлекинады. ISBN 951-98232-4-7
- Гордон, Сюзанна (1984). Off Balance: Реальный мир балета . МакГроу-Хилл . ISBN 978-0-07-023770-4 .
- Кант, Мэрион (2007). Кембриджский компаньон балета . Кембриджские спутники музыки (1-е изд.). Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета, Издательство. ISBN 978-0-521-53986-9 .
- Кирстейн, Линкольн ; Стюарт, Мюриэл (1952). Классический балет . Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф .
- Ли, Кэрол (2002). Балет в западной культуре: история его происхождения и эволюции . Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 978-0-415-94256-0 .
Внешние ссылки
- Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета.