бирманский танец
Часть серии о |
Культура Мьянмы |
---|
![]() |
Люди |


Танец в Бирме (с 1989 года известный как Мьянма ) можно разделить на драматические, народные, деревенские и нат -танцы, каждый из которых имеет свои особенности. Хотя бирманский танец напоминает традиционный танцевальный стиль своих соседей, в частности [Танец в Камбодже], он сохраняет уникальные качества, отличающие его от других региональных стилей, включая угловатые, быстрые и энергичные движения и акцент на позе, а не на движении. [1]
История
[ редактировать ]
Истоки бирманского танца восходят к культурам Пью , Халин и Мон в центральных и нижних регионах Иравади , по крайней мере, за два столетия до христианской эры . [2] Археологические данные уже свидетельствуют о индийском влиянии. [3] [4] также ощущалось влияние тайской и кхмерской культур. Во время многочисленных вторжений и контрвторжений, произошедших в течение следующих двух тысячелетий, [4] Особенно хорошо задокументировано внедрение танцевальных форм, таких как Яма Затдав (бирманская версия Рамаяны) в 1767 году, когда бирманцы разграбили Аюттхая ( ယိုးဒယား ) и экспроприировали большую часть тайского двора. [4]
Некоторые из сохранившихся форм (в том числе танцы белу, нат гадо и завги) чтят фольклорных персонажей, которые по своей сути являются бирманцами, некоторые из них относятся к добуддийским временам. Существует также тесная связь между классической бирманской марионеткой и формами человеческого танцевального искусства: первая явно имитирует человеческий танец, но также и человеческий танец имитирует движения марионетки.
После обретения независимости от Великобритании в 1948 году наступил период сильного бирманского культурного национализма , который привел к созданию Государственной музыкальной школы в Мандалае в 1953 году. Известному танцору того времени Оба Таунгу приписывают систематизацию наиболее совершенно недокументированный репертуар бирманских танцев. Ее учебная программа в школе была сокращена до пяти танцевальных курсов, рассчитанных на пятилетний срок обучения. Каждое из пяти блюд разбито на танцевальные последовательности, состоящие в общей сложности из 125 этапов, продолжительность каждого этапа составляет ровно десять минут. [3]
Обучение
[ редактировать ]Школа исполнительских искусств Инва в Мандалае - это культурная средняя школа в Мандалае, которая готовит молодых артистов к исполнению классического танца и музыки Мьянмы в соответствии с профессиональными стандартами. [5]
Танцевальные чарты
[ редактировать ]Этот танец берет свое начало со времен королевств Пю (V-X века). Использовалось небольшое количество относительно грубых музыкальных инструментов, а стиль танца медленный и уравновешенный. Костюмы танцовщиц, изображенные на настенных росписях, были скудны и откровенны.
Были танцы
[ редактировать ]Билус (демоны или огры) — это древние персонажи, которые, как полагают, произошли от легендарной расы, которая бродила по Индии и Бирме около 2000 года до нашей эры. Буддийская литература описывает их как примитивных и внушающих страх другим расам.
В литературе Белы описываются как обладающие способностями трансмогрификации — способностью принимать разные физические облики. Существует 24 различных классических формы демонов, каждая из которых имеет свое имя и роль в рассказах и пьесах. Одним из самых известных является Дасагири, демон из индийского эпоса Рамаяна .
В любой своей форме Белус олицетворяет Дьявола. Он устрашающий, властный и дьявольский по своей природе. Но у него есть и нежная сторона. В типичном танце Даса-Гири часто предлагает изящной девушке букет цветов. Скромная дама не может игнорировать зверскую сторону и отказывается от подарка любимому. Затем демон выражает свое разочарование по поводу отказа.
Танцы Киннара и Киннари.
[ редактировать ]
есть много упоминаний В палийской и санскритской литературе о мифических птицах с человеческой головой и туловищем, Киннаре (самце) и Киннари (самке). По данным литературы, птицы произошли из доисторической Индии. Они появляются в некоторых беседах самого Будды.
В Бирме изображения танцевальных стилей Птицы встречаются нарисованными и вырезанными на стенах в Багане и (еще раньше) в королевствах Пью .
Песни и танцы описывают счастливое воссоединение Птицы после 700 ночей разлуки из-за сильного ливня и наводнения. Этот танец является популярным символом настоящей любви и имеет древнюю историю , которую хранят танцевальные труппы Бирмы.
Танцоры одеты с хлопающими крыльями на запястьях, в отличие от крыльев под мышками, что характерно для Таиланда и других азиатских стран . Танец птичьих движений очень гибок и точен и тонко скоординирован с сопровождающей музыкой.
Танец духов-хранителей горы Попа
[ редактировать ]Согласно бирманскому фольклору (но, вероятно, основанному на квазиисторических фактах), Ме Вунна, прекрасная принцесса, была сестрой короля Татона в Нижней Бирме . Отдалившись от своего брата, она отказалась от помолвки с королевским потомком и жила в изгнании и одна в лесах горы Попа . Будучи набожной буддисткой, она воздерживалась от мяса и питалась исключительно цветами и фруктами. Обычно она носила маску демона, чтобы отпугивать как врагов, так и друзей. Поэтому ее считали демоном, пожирающим цветы.
Позже она влюбилась в королевского диспетчера фантастического телосложения и родила от него двух способных сыновей. К сожалению, ее супруг был затем казнен за то, что не смог принести цветы с горы. В результате он стал натом (духом).
Двое сыновей Ме Вунны, когда выросли, стали выдающимися героями Королевской армии. К сожалению, они стали жертвами интриги, были казнены под предлогом и превратились в двух знаменитых духов, «Братов Натса» из Таунгбёна .
Однако это был еще не конец. Плохие вести о безвременной смерти ее сыновей заставили Ме Вунну умереть от горя. Таким образом, она тоже стала натом и была должным образом закреплена на горе Попа, где стала «Сверхвозвышенной» до высшей власти в Царстве натов.
Танцор, традиционно одетый в царственные одежды зеленого цвета, олицетворяет Духа. На ее голове восседает маска демона. В руках она держит два пера павлиньего хвоста, символа солнца, призванного изгнать Тьму (злой элемент). Она танцует как привидение с грацией и тонкостью.
Нат танец
[ редактировать ]
В Бирме принято подносить зеленый кокос, три руки бананов и несколько других аксессуаров Духу-Хранителю Земли (нат ) перед таким важным событием, как инаугурация. Умиротворение духа обычно выполняется профессиональным духовным медиумом (Накадо).
Танцовщица часто одета в красный шелк, включая красную повязку на голову и вокруг груди, а также туго завязанный красный шарф. С подношениями на подносе она или он танцует в знак умилостивления и повторяет последовательность три раза. В качестве средних танцев она поет ритуальные песни 37 национальным натам (духам) и местному нату.
Вначале танец нежный, музыка легато. После словесного запрета танцор ускоряется под нарастающую интенсивность музыки. Когда Медиум присоединяется к Духам, движения и музыка достигают бешеного крещендо.
Танец с масляной лампой
[ редактировать ]В танце с масляными лампами ( ဆီမီးကွက်အက ) традиционная масляная лампа , предлагаемая Будде, представляет собой зажженный фитиль из хлопка, смоченный в глиняном блюдце, наполненном маслом, и является центральным элементом танца. Зажженная свеча теперь обычно заменяет ее место. Народ Ракхайн на западе Бирмы включает танец с масляными лампами во многие свои традиционные танцы, в основном посвященные Будде.
Руки исполнителя всегда подняты вверх (чтобы сохранить масло). Старейшины, которые помнят выступления с традиционными лампами, говорят, что секрет в том, чтобы не дать лампе упасть и в то же время передать особое выражение лица с помощью различных положений рук и ног. «Это почти испытание», добавили они.
Рамаяна танцы
[ редактировать ]В 1767 году король Синбюшин из династии Конбаунг вернул сиамских пленников в Инву (Ава), столицу королевства. Среди пленников были сиамские придворные танцоры, исполнявшие Рамаяну ( Яма Затдау ) в масках.
В этом эпосе Рама — герой и главный герой, Сита — героиня, а Даса-Гири — демон-злодей. В типичном отрывке Раму соблазняет Золотой Олень, который представляет собой трансмогрифицированную форму сестры-демона Датхагири (Равана). Сам Датхагири превращается в Отшельника. Затем видно, как Рама серьезно идет по следам очаровательного Оленя. Олень оставляет тонкие намеки в виде следа.
Танец У Мин Гьяу
[ редактировать ]У Мин Гьяу , он же Пахан Кьяу , — известный бирманский нат (дух). Существует несколько версий его биографии. Во-первых, он был искусным наездником и сыном доверенного королевского опекуна; он был посвящен в рыцари и получил графство провинциального города Пахан в центральной Бирме. Однако, придя к власти, он предался выпивке, азартным играм (особенно петушиным боям ) и бабам.
В конце концов ему хватило смелости свергнуть и казнить короля и других людей, в том числе двух молодых братьев, сыновей дворянина. Эти два брата стали известными нацистами и сделали долгую карьеру озорника. Однако в своем первом акте два брата использовали свои новые силы, чтобы отплатить графу его же монетой, что привело к убийству графа и его возвращению в качестве Нат У Мин Гьяу.
Принимая человеческий облик, У Мингьяу с удовольствием пьет тодди, сок пальмирового дерева (также известного как « пудди-пальма »). Его любимая закуска к соку — жареная курица или птица. Поэтому считается, что самым эффективным умилостивлением является горшок пунша и жареная птица. Заявители полагают, что У Мин Гьяу исполнит любое желание, пожеланное ему во время транса, хотя обычно он ожидает вознаграждения.
В типичном представлении Медиум обращается к У Мин Гьяу, преподнося ему бутылку спиртного в одной руке и жареную птицу в другой. Танцор копирует пьяный стиль Духа.
У Шве Йо - До Мо
[ редактировать ]Этот танец не классический, а образец современного бирманского народного искусства . Танец возник из-за обычая развлекать толпу, особенно волонтеров, принимающих участие в Днях флага или общественных благотворительных мероприятиях. Его цель – вдохновить людей делать пожертвования и совершать достойные дела для улучшения будущих жизней.
Имена У Шве Ё и До Моэ вымышлены (не являются частью какого-либо классического текста) и выбраны из-за их рифмующего эффекта. Устоявшейся мелодии для танца не существует. Вместо этого оркестр импровизирует любую живую мелодию, а иногда используется записанная музыка. Часто выступают восторженные граждане, не имеющие формального танцевального образования. Роли - старый холостяк ( У Шве Ё ) и старая дева (До Мо), последнюю играет танцор мужского или женского пола. Хореография спонтанна и призвана дать зрителям лучшее лекарство.
Костюмы причудливые и яркие, с обязательными элементами усов У Шве Ё (независимо анимированных) и вращающегося зонтика Патейн . В шутливой форме он выражает свою любовь и заигрывает с Доу Мо, в то время как она отвечает уклончиво и искусно. Публика, в основном дети и старики, громко аплодирует и поощряет Шве Ё в его настойчивости. [3]
Йейн танцевальный коллектив
[ редактировать ]Йейн — это форма группового танца, в котором несколько танцоров синхронно танцуют и двигают головами, талией, ступнями и руками в такт музыке, часто исполняемой традиционным бирманским оркестром, называемым сасайн вайн или барабанами . Его обычно исполняют труппы во время Тингьяна .
Зат пве дуэтный танец
[ редактировать ]Ночные представления, сочетающие в себе мелодраму, фарс, традиционные танцы и даже поп-музыку , в Бирме называются «зат пве». Эти сезонные мероприятия проводятся в закрытых временных бамбуковых театрах и обычно являются частью ежегодных мероприятий по сбору средств на фестивалях в пагодах . Исполнители представляют собой путешествующие труппы, обычно несколько десятков профессиональных танцоров и женщин, музыкантов, комиков и актеров. Эти труппы много путешествуют по стране. Танец-дуэт, стандартная часть Зат Пве, обычно начинается около 2 или 3 часов ночи и длится около двух часов.
Обычно ведущие актеры танцуют с ведущими актрисами. Танцоры-мужчины представляют собой представление, часто с очень спортивными и изобретательными элементами. Танцоры и танцоры поют дуэтом и обмениваются клятвами возлюбленных.
Часто возникает соревновательный аспект, чтобы увидеть, кто из труппы сможет заслужить самые громкие аплодисменты. При этом оркестр должен синхронизироваться с происходящим на сцене действием. Если этот танец исполнен превосходно, он может принести труппе национальную известность.
Заги танец
[ редактировать ]Завги — бирманский народный персонаж, владеющий искусством алхимии . Говорят, что он приобрел свои сверхъестественные способности оккультными средствами. Он населяет густые леса недалеко от Гималаев , где собирает травы для магических целей. После многих лет поисков он нашел Философский камень и тем самым обрел звание Завги. Иногда прикосновением волшебной палочки он вызывает к жизни «иллюзорных самок» с деревьев, приносящих плоды женской формы, чтобы исполнить свои плотские желания.
Танец иллюстрирует, как Заги ходит по лесу, скачет со своей палочкой, измельчает травы и весело играет после приобретения Камня.
Галерея
[ редактировать ]- Юные студенты исполняют традиционный бирманский танец во время церемонии открытия фестиваля воды Тингьян в мэрии Мандалая в Мандалае, Мьянма, 12 апреля 2012 года.
- Бирманские девушки исполняют традиционный танец во время церемонии закрытия Новогоднего водного фестиваля Мьянмы 2011 в Янгоне, Мьянма, 16 апреля 2011 года.
- Молодые студенты одеты в бирманскую одежду и исполняют традиционные танцы во время репетиции церемонии открытия водного фестиваля Thingyan 2012, проводимого мэрией Мандалая, в Мандалае, Мьянма, 10 апреля 2012 года.
- Танцовщица на телеге с музыкантами: акварель XIX века
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Издательство Маршалла Кавендиша, изд. (2007). Мир и его народы: Восточная и Южная Азия . Маршалл Кавендиш. стр. 630–640. ISBN 978-0-7614-7631-3 .
- ^ Оба Таунг: Кто систематизировал танец Мьянмы , Зау Пэйл и Кхин Вин Нью (перевод на английский Тан Туна , 1995)
- ^ Jump up to: а б с Программные заметки театра Минта в Мандалае .
- ^ Jump up to: а б с DGE Hall, Hutcheson and Co., Лондон, 1950 г.
- ^ «Школа исполнительских искусств Инва» . Проверено 15 января 2023 г.