Азербайджанские танцы
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( август 2023 г. ) |
![]() | ||||||
Музыка Азербайджана | ||||||
Общие темы | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Жанры | ||||||
Конкретные формы | ||||||
|
||||||
СМИ и производительность | ||||||
|
||||||
Националистические и патриотические песни | ||||||
|





Азербайджанские танцы ( азербайджанский : Azərbaycan Rəqsləri Республике ) — традиционные танцы, разработанные и исполняемые в Азербайджанской . Эти танцы известны своим быстрым темпом и традиционной одеждой танцоров. [ 1 ]
Примеры танцев в Азербайджане
- Абайи ( азербайджанский : Abayı ) — азербайджанский танец, зародившийся в Шекинском и Загатальском районах Азербайджана. Название танца относится к людям среднего возраста, которые обычно исполняют этот танец с преувеличенными движениями для создания комедийного эффекта. Медленную песню танца написали шекинские композиторы. Этот танец традиционно исполняется в группе, но со временем превратился в сольный танец. [ 2 ]
- Агир Карадаги ( азербайджанский : Ağır Qaradağı , что означает «тяжелый Карадахи») — танцевальная песня, зародившаяся в Карадахе . Этот медленный танец популярен в Шеки и Загатале .
- Анзали ( азербайджанский : Ənzəli ) — традиционный танец, созданный примерно в 1880–1890 годах в Баку . Этот медленный танец обычно исполняют пожилые люди в начале свадебной церемонии.
- Асма Касма ( азербайджанский : Asma Kəsmə, что означает «висячая резка») — один из старейших азербайджанских свадебных танцев. Песня «Асма-Касма» сопровождает процессию невесты к дому жениха , а женщины танцуют рядом с невестой. Этот медленный, слегка утрированный танец состоит из нескольких прыжков. [ нужна ссылка ]
- Аста Карабаги ( азербайджанский : Asta Qarabağı , что означает «медленный Карабах») — танец из Карабаха . Этот медленный танец имеет фиксированные движения.
- Авари ( азерб . Авары ) происходит от народа авари, проживающего в Азербайджане . На протяжении трех частей танца движения танцоров постепенно ускоряются, пока не достигают быстрого ритма лезгинской музыки .
- Бановша ( азербайджанский : Bənövşə , что означает « цветок фиалки ») представляет собой то, как фиалка растет из земли, цветет и увядает. Этот танец исполняется на Навруз весенних фестивалях в Азербайджане .
- Бахар ( Бахар rəqsi или Gülbaxçalar или Бахар gəldi или Бахар олсун ): этот танец исполняется Навруз на весенних фестивалях в Азербайджане женщинами . Танец состоял из 3-х частей. Этот танец написал азербайджанский танцор и хореограф Алибаба Абдуллаев . Музыку этого танца написал великий азербайджанский композитор Джахангир Джахангиров .
- Джейрани или Джейран бала ( азербайджански по - ceyran , что означает « Газель », азербайджанское имя для девочек) — танец, исполняемый как мужчинами, так и женщинами, который символизирует грациозность и элегантность газели.
- Чичеклер, что на азербайджанском языке означает «цветы» , — это элегантный танец, созданный в 1910 году. Этот женский танец обычно исполняется в двух разных формах: медленной и быстрой. Группа танцоров в ярких костюмах собирается вместе, чтобы собрать цветы и показать их публике. Под веселую музыку танцоры образуют круги и треугольники. Танец также включает в себя сложные движения руками и вращения. [ 3 ]
- Чобан Регси (от персидского : Choopan , что означает «танец пастухов») — мужской танец, типичный для сельской местности. Этот энергичный танец символизирует веселый дух пастуха, который приводит свое стадо в долину. Этот танец впервые создал азербайджанский танцор и хореограф Алибаба Абдуллаев .
- Иннаби ( азерб . İnnabı , что означает «название фрукта») исполняется одной или двумя танцовщицами, чтобы продемонстрировать женскую манеру и грацию, а также кокетство.
- Ганги ( азербайджанский : Cəngi , что означает «связанный с войной» (от персидского : Dgang جنگ , что означает «война»)) — боевая музыка, призывающая всех людей к единству, дружбе и непобедимости. [ 4 ]
- Лезгинка ( азерб . Ləzgi ) — национальный танец лезгин, популярный среди многих жителей Кавказских гор .
- Мирзаи ( азербайджанский : Mirzəyi ) традиционно играют на свадьбах и исполняют мужчины и женщины с носовыми платками в руках.
- Налбеки ( Nəlbəki , что означает «блюдце») — женский танец, исполняемый с танцевальными блюдцами и чашками. Этот танец написал азербайджанский танцор и хореограф Алибаба Абдуллаев . Алибаба Абдуллаев первым в мире использовал в танце блюдце и чашки. Этот танец исполняется под две музыки. Первую музыку написал азербайджанский композитор Кылман Салахов. Вторую написал азербайджанский композитор Тельман Гаджиев.
- Ой нумра, дурд нумра, беш нумра, алты нумра ( азербайджанский : 3 nömrə. 4 nömrə. 5 nömrə. 6 nömrə - что означает «Номер 3, Номер 4, Номер 5, Номер 6») - известные танцевальные мелодии, написанные во второй половине года. 1920-е годы в Баку. Танцы 3 и 5, медленные и заунывные, исполняются женщинами. Танцы 4 и 6 имеют немного более быстрый темп и исполняются как женщинами, так и мужчинами.
- Таракама ( азербайджанский : Tərəkəmə ) — танец племени, исполняемый как мужчинами, так и женщинами с вытянутыми руками и поднятой головой.
- Вагзали ( азербайджанский : Vağzalı ) — танец, когда невеста уходит из дома своей семьи в дом жениха. [ 5 ]
- Узундара (Uzundərə) — народный танец, означающий «длинная колея». Это длинное танцевальное представление. Традиционно его исполняли, когда жених и невеста находятся в дороге.
- Зорхана ( персидское : Zurkhane, что означает «дом силы») — мужской танец, символизирующий мужество, отвагу и юношеский энтузиазм.
- Сари Гелин ( Sari Gəlin ) — народный танец. Этот танец исполняется под музыку азербайджанской версии песни Sarı Gəlin .
- Гайтаги ( азерб . Кайтаги) — быстрый и динамичный танец.
- «Хейвагулу» ( азерб Хореографию . Heyvagülü) поставил мугам «Сейгях» .
- Узундара (Uzundərə) — исторический азербайджанский народный танец. Что означает «длинный калибр», это длинное танцевальное представление. Традиционно его исполняли, когда жених и невеста находятся в дороге. Мелодию этого танца впервые обработал и озвучил азербайджанский композитор Узеир Гаджибеков (1885–1948). Узеир Гаджибеков (1885–1948) использовал мелодию Узундере в своей второй оперетте «О олмасын, бу олсун» (1911).
- Тураджи ( Turaci ) — женский танец, включающий тексты песен. Этот танец основан на мугаме Махур .
- Юз бир ( Юз бир , что означает «сто один») — небольшой быстрый танец, который исполняют как женщины, так и мужчины. Музыка танца основана на мугаме Шуштер и исполнена на азербайджанском народном инструменте Балабан. Шуштер тосклив и лиричен. Сто один — мистическое число, принадлежащее восточному царству. Существует также гипотеза, что на древних народных праздниках в Азербайджане музыканты создавали импровизированные танцы и нумеровали их, чтобы не забыть. Например: ( Азербайджанский : «Üç. Dörd. Beş. On dörd», что означает «Три. Четыре. Пять. Четырнадцать»).
- Сары гелин ( Сары Гэлин ) — азербайджанский народный танец. Этот танец исполняется под музыку азербайджанской версии песни Sarı Gəlin . Мелодию песни впервые обработал и озвучил азербайджанский композитор Асаф Зейналлы (1909–1932).
- Наз элама ( Naz eləmə или Naznazı означает «Не флиртовать» или «Не играть») — танец с двумя героями: мальчиком и девочкой. Автором музыки и структуры этого танца был великий азербайджанский танцор и хореограф Алибаба Абдуллаев . Начиная с 1942 года, он исполнял этот танец с Лейлой Бадирбейли, позже Аминой Дилбазли, Шафикой Амировой и Туту Гамидовой. Этот танец воспевает чувство любви между двумя людьми. Эта любовь проявляется в танцевальных движениях и мимике лица.
- Кавал ( Qaval rəqsi ) — национальный танец, который исполняют женщины с дайере в руке. Этот танец был сочинен великим азербайджанским танцором и хореографом Алибабой Абдуллаевым во время работы в Азербайджанском государственном ансамбле песни и танца . Впервые в 1959 году танцовщица Эмине Дилбази исполнила этот танец под лирическую музыку композитора Гылмана Салахова. Алибаба Абдуллаев был первым, кто использовал кавал в танце. Великий азербайджанский композитор Эльдар Мансуров также написал музыку для ( Qaval rəqsi ).
- Кыткилыда ( Qıtqılıda rəqsi ) — исторический и национальный женский танец, зародившийся в Азербайджане в 1860–1870 годах. Впервые этот танец был поставлен известным азербайджанским композитором Узеиром Гаджибековым в его второй оперетте «О олмасын, бу олсун» (1911). Создателем и первым исполнителем этого танца был известный аккордеонист Тейюб Дамиров. Впервые этот танец был обработан и поставлен в 1937 году Саидом Рустамовым.
- Гянджлик ( Gənclik или Bəy ) — мужской танец. Этот танец был сочинен великим азербайджанским танцором и хореографом Алибабой Абдуллаевым в 1950-х годах. И впервые в исполнении азербайджанского танцора Рамиза Мамедова.
- Нагара ( Nagaraçılar rəqsi ) — национальный азербайджанский мужской танец с нагарой (барабаном) . Этот танец сочинил великий азербайджанский танцор и хореограф Алибаба Абдуллаев . Алибаба Абдуллаев был первым, кто использовал Накаре в танце.
- Кочари ( Köçəri ) — разновидность Яллы , исторического и национального танца Азербайджана. Этот танец ритмичный, в основном исполняется с использованием балабана и нагара (барабана) .
- Махсул ( Məhsul ): этот танец сочинил великий азербайджанский танцор и хореограф Алибаба Абдуллаев . Музыку этого танца написал азербайджанский композитор Джахангир Джахангиров .
- Булак башинда ( Bulaq başında ): этот танец сочинил великий азербайджанский танцор и хореограф Алибаба Абдуллаев . Музыку этого танца написал азербайджанский композитор Джахангир Джахангиров .
- Азербайджанская сюита ( азербайджанский : Azərbaycan Suitası или Azərbaycan toyu ): этот танец был написан великим танцором и хореографом Танхо Израиловым . Музыку этого танца написал азербайджанский композитор Тофиг Гулиев .
- Аг Чичек ( Ağ çiçək ): этот танец, написанный азербайджанской танцовщицей и хореографом Розой Джалиловой . Музыку этого танца написал великий азербайджанский композитор Эмин Сабитоглу.
- Инджелик ( İncəlik ) — исторический азербайджанский танец. Музыку этого танца написал великий азербайджанский композитор Джахангир Джахангиров .
- Достлуг ( Dostluq rəqsi ): этот танец был сочинен великим азербайджанским танцором и хореографом Алибабой Абдуллаевым в 1956 году. Музыку этого танца написал великий азербайджанский композитор Сулейман Алескеров.
- Той ( Toy rəqsi означает «свадебный танец»): этот танец сочинил великий азербайджанский танцор и хореограф Алибаба Абдуллаев , а музыку танца написал великий азербайджанский композитор Джахангир Джахангиров .
- Казахи ( Qazaxı rəqsi ): национальный танец района Азербайджана Казахского . Музыка танца основана на махурском мугаме и впервые обработана и поставлена великим азербайджанским композитором Узеиром Гаджибековым в 1936 году.
- Лирический танец ( Lirik rəqs ): этот танец поставила великая азербайджанская танцовщица и хореограф Афак Меликова , а музыку к танцу написал великий азербайджанский композитор Эльдар Мансуров .
- Сюзен Гизлар ( Süzən qızlar ): хореографию этого танца поставили Танхо Израилов и Афак Меликова. Музыку танца написал великий азербайджанский композитор Джахангир Джахангиров .
- Одлар Юрду (что означает: Страна Огней ): хореография этого танца была поставлена великой азербайджанской танцовщицей и хореографом Афаком Меликовой. Музыку танца написал великий азербайджанский композитор Эльдар Мансуров .
- Гобустан ( Qobustan rəqsi ): этот танец поставила великая азербайджанская танцовщица и хореограф Афак Меликова. Музыку танца написал великий азербайджанский композитор Эльдар Мансуров .
- Илк Бахар ( İlk Bahar rəqsi ): хореографию этого танца поставил Илья Ильич Арбатов. Музыку танца написал великий азербайджанский композитор Джахангир Джахангиров .
Во время Навруза
Навруз (что означает «новый день» на персидском языке, пишется как Новруз на азербайджанском языке) — это древний праздник иранского Нового года и весны, а также грядущего обновления и плодородия. Навруз отмечается в день весеннего равноденствия в Иране , а также на востоке, в Таджикистане , и на западе, в курдских регионах Турции . Новруз в Азербайджане – семейный праздник, который заканчивается праздничными танцами и другими развлечениями фольклорных коллективов.
Музыкальная археология
Археологические исследования связывают музыкальную культуру современного Азербайджана с мезолитическим наскальным изображением танцующих людей на археологических памятниках Гобустана и Нахчывана . [ 6 ]
См. также
Ссылки
- ^ Азербайджан - часть Европы (24.11.2007). «Азербайджан – часть Европы» . Azeriyoungsters.blogspot.com . Проверено 16 декабря 2012 г.
- ↑ Азербайджанский танец. Архивировано 29 мая 2009 г., в Wayback Machine.
- ^ «Традиционный азербайджанский танец» . Бангкоккомпании.com. Архивировано из оригинала 6 января 2013 г. Проверено 16 декабря 2012 г.
- ^ Национальные танцы
- ↑ Швейцарские девушки исполняют азербайджанские танцы. Архивировано 31 мая 2009 г., в Wayback Machine.
- ^ Стурман, Джанет (редактор): «Международная энциклопедия музыки и культуры SAGE» , Университет Аризоны, 2019. стр. 289–290. ISBN 978-1-4833-1775-5