Черная овца
Черная овца Гора Коюнлу | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1374–1468 | |||||||||||||
![]() Туркмены Кара-Коюнлу (светло-синий) демонстрируют наибольшую распространённость в Ираке и на восточном побережье Аравии за небольшой период времени. | |||||||||||||
Статус | Конфедерация | ||||||||||||
Капитал |
| ||||||||||||
Общие языки |
| ||||||||||||
Религия | Шиитский ислам ( возможно ) | ||||||||||||
Правительство | Монархия | ||||||||||||
Правитель | |||||||||||||
• 1374–1378 | Байрам Ходжа (первый) | ||||||||||||
• 1467–1468 | Хасан Али (последний) | ||||||||||||
Историческая эпоха | Средний возраст | ||||||||||||
• Учредил | 1374 | ||||||||||||
• Упразднено | 1468 | ||||||||||||
Валюта | Акче [7] Танка [7] | ||||||||||||
|
Кара Коюнлу или Кара Коюнлу ( азербайджанский : Qaraqoyunlular , قارقiyounlōlar ; персидский : قره قiyounlo ), также известные как туркмены-черные овцы , были в культурном отношении персидскими , мусульманскими туркменами. [8] [9] [10] монархия, которая правила территорией, включающей современные Азербайджан , Армению , северо-западный Иран , восточную Турцию и северо-восточный Ирак примерно с 1374 по 1468 год. [11] [12]
История
Этимология
Имя Кара Коюнлу буквально означает «[те, у кого] паршивая овца». [13] Было высказано предположение, что это название относится к старым тотемическим символам, но, по словам Рашид ад-Дина Хамадани , тюркам было запрещено есть мясо своих тотемных животных, и поэтому это маловероятно, учитывая важность баранины в рационе кочевники-скотоводы. Другая гипотеза состоит в том, что это название относится к преобладающему цвету их стад. [14]
Происхождение
Правящая семья происходила из племени Йыва тюрков- огузов , конкретно Бахарлу . [15] которые к четырнадцатому веку владели территориями к северу от озера Ван и Мосула в Верхней Месопотамии . [16] Племенами, составлявшими Кара Коюнлу, помимо Бахарлу, были Саадлу в Нахчевани , Караманлу в Гяндже и районе Барды , Алпаут и Агачери в Мараше , Духарлу в районе Эрзурум - Байбурт , Джагирлу в Ардебиль районе , Хаджилу . [17] [18] [ нужна страница ] По мнению Фарука Шумера , племя Кара Коюнлу несомненно было подплеменем ( оба ) огузов, и утверждение Минорского о принадлежности этого подплемени к ива, вероятно, верно. [19]
Духарлуйские туркмены, ветвь Кара-Коюнлу, впервые появились в летописи Михаила Панаретоса . Вероятно, племя Духарлу пришло в Анатолию из Средней Азии во время монгольских нашествий , о чем свидетельствует легендарное предание Кара Коюнлу. [20]
Рост

Туркмены Кара-Коюнлу первоначально были вассалами султаната Джалайридов в Багдаде и Тебризе примерно с 1375 года, когда вождь их ведущего племени правил Мосулом. Однако они восстали против Джалаиридов и закрепили свою независимость от династии завоеванием Тебриза Кара Юсуфом .
В 1400 году империя Тимуридов под предводительством Тимура разбила Кара-Коюнлу, и Кара Юсуф бежал в Египет , ища убежища в Мамлюкском султанате . Кара Юсуфа приветствовал шейх Махмуд наиб Дамаска , . Вскоре после этого джалайридский султан Ахмад Джалаир в Дамаск прибыл . Не желая ухудшать отношения с Тимуром, Ан-Насир Фарадж согласился захватить Кара Юсуфа и Ахмада Джалаира и передать их ему. Вместе в тюрьме два лидера возобновили свою дружбу, заключив соглашение, что Ахмад Джалаир должен удерживать Багдад, а Кара Юсуф - Азербайджан. Ахмад также усыновил сына Кара Юсуфа Пирбудага . Когда Тимур умер в 1405 году, ан-Насир Фарадж освободил их обоих. Однако, по словам Фарука Шумера, они были освобождены по приказу мятежного вали Дамаска шейха Махмуда. [21] [22] [23] [24]

Кара Юсуф, вернувшись из изгнания, заставил Тимурового наместника Вана Иззаддина Шира подчиниться, захватив при этом Альтамыша, другого наместника, поставленного Тимуром, и отправив его в Баркук . Позже он перебрался на территории Азербайджана. Он победил Тимурида Абу Бакра в битве при Нахчыване 14 октября 1406 года и вновь занял Тебриз. Абу Бакр и его отец Миран-шах пытались вернуть Азербайджан, но 20 апреля 1408 года Кара Юсуф нанес им решающее поражение в битве при Сардруде, в которой Миран-шах был убит. Осенью 1409 года Кара Юсуф вошел в Тебриз и отправил набег на Ширван , особенно на Шеки , который оказался безрезультатным. [25]
В 1410 году Кара Коюнлу захватил Багдад. Установка там дочерней линии Кара-Коюнлу ускорила падение Джаларидов, которым они когда-то служили. Несмотря на внутренние распри между потомками Кара Юсуфа после его смерти в 1420 году, после Кара Юсифа государство Кара Коюнлу распалось. После смерти Кара Юсуфа в декабре 1420 года Шахрукх пытался отобрать Азербайджан у сына Кара Юсуфа Искандера , пользуясь тем, что ни один из его сыновей не сопровождал отца. Несмотря на победу над Искандером, дважды в 1420–21 и 1429 годах, только в третьей экспедиции Шахруха Мирзы в 1434–1435 годах Тимуриды добились успеха, когда он поручил управление собственным брату Искандера Джахан-шаху (1436–1467) в качестве своего вассала. В 1436 году он заручился помощью Шахрукха, чтобы победить Искандера и захватить трон. Он также был усыновлен Гавхаром Шадом и коронован 19 апреля 1438 года, взяв эпитет Музаффар ад-Дин . [9] [22]
Из-за ошибок своего предшественника, Тимурида Шахрукха, первым созвал прием во дворце. Они привели Тимуридов в столицу. Но он пошел на войну со своими врагами, Ак Коюнлуларом. Джаханшах Хакики погиб в битве при Мусе. Кара-Коюнлу был практически разрушен. На этот раз к власти пришел Гасанали Мирза, но был убит Узун Хасаном , и государство Кара-Коюнлу распалось. [26]
Отклонить

В 1410 году Армения попала под контроль Кара-Коюнлу. Основные армянские источники, доступные в этот период, происходят от историка Товмы Мецопеци и нескольких колофонов до современных рукописей. [27] По словам Товмы, хотя Кара-Коюнлу взимал с армян высокие налоги , первые годы их правления были относительно мирными, и города были восстановлены. Однако этот мирный период был нарушен приходом к власти Кара Искандера , который, как сообщается, превратил Армению в «пустыню» и подверг ее «опустошению и грабежам, резне и пленению». [28] Войны Искандера с Тимуридами и, в конечном итоге, поражение от них привели к дальнейшим разрушениям в Армении, поскольку многие армяне были взяты в плен и проданы в рабство, а земля подверглась откровенному разграблению, что вынудило многих из них покинуть регион. [29] Искандер действительно попытался примириться с армянами, назначив армянина из знатного рода Рустума одним из своих советников.
Когда Тимуриды начали свое последнее вторжение в регион, они убедили Джиханшаха, брата Искандера, выступить против своего брата. Джиханшах проводил политику преследования армян в Сюнике , и в колофонах к армянским рукописям записано разграбление Татевского монастыря . его войсками [29] Но он тоже стремился к сближению с армянами, раздавая земли феодалам, восстанавливая церкви и одобряя перенос резиденции Армянской Апостольской Церкви в Католикоса Эчмиадзинский собор в 1441 году. Несмотря на все это, Джиханшах продолжал нападать на армян. Армянские города и захватывают армянских пленников, поскольку в последние годы неудачной борьбы Джиханшаха с Ак-Коюнлу страна переживала дальнейшие разрушения. [30]
Джахан Шах заключил мир с Тимуридом Шахрухом Мирзой ; однако вскоре это развалилось. Когда Шахрух Мирза умер в 1447 году, туркмены Кара-Коюнлу аннексировали части Ирака и восточное побережье Аравийского полуострова , а также западный Иран, контролируемый Тимуридами. Хотя во время его правления была завоевана большая территория, правление Джахан-шаха было обеспокоено его мятежными сыновьями и почти автономными правителями Багдада, которых он изгнал 1464 году в . «), однако это была катастрофическая неудача, приведшая к смерти Джахан-шаха и краху контроля туркмен Кара-Коюнлу на Ближнем Востоке. К 1468 году, на пике своего развития при Узун Хасане (1452–1478), Ак Коюнлу разгромил Кара Коюнлу и завоевал Ирак , Азербайджан и западный Иран. [31]
Религия

Аргумент о том, что существовал явный контраст между суннизмом Ак Коюнлу и шиизмом Кара Коюнлу и Сафавия, опирается главным образом на более поздние сефевидские источники и должен считаться сомнительным. [32]
- Р. Киринг-Зоше, Иранская энциклопедия.
Что касается религиозной принадлежности Кара Коюнлу, то, хотя некоторые из более поздних членов семьи носили шиитские имена и время от времени существовали легенды о шиитских монетах, по-видимому, нет убедительных доказательств явных шиитских симпатий среди многих туркмен. элементы того времени. [33]
- К. Э. Босворт, Новые исламские династии
В период Кара шиизм получил широкое распространение. Успешная деятельность шейха Джунайда-и Сефеви в Азербайджане и Анатолии, а также Мушашаия в Хузестане являются важнейшими доказательствами того, что шиизм распространялся мечом. Можно сказать, что, как и у Яра Али (брата Кара Юсуфа) в династии Кара Коюнлу, существует осознанная любовь к Али (халифу). Однако имена четырех халифов встречаются на монетах Кара Юсуфа, Искандара и Джахан Шаха. Кроме того, в современных источниках Ак-Коюнлу, Мамлюков и Тимуридов нет никаких упоминаний о склонности правителей Кара-Коюнлу к шиизму. [1]
- Фарук Шумер, Энциклопедия ислама
Управление
Государственная организация Кара-Коюнлу основывалась в основном на своих предшественниках – Джалайиридах и Ильханидах . Правители Кара-Коюнлу использовали титул султана с момента возведения на престол Пирбудага Кара Юсуфа. титул бахадур Иногда на монетах появлялся . Они также использовали титулы хан , каган и падишах . [1]
Сохраняя персидскую культуру, [34] Кара-Коюнлу использовали персидский язык в дипломатии, поэзии, [35] и как придворный язык. [2] Дипломатические письма Тимуридам и Османам были написаны на персидском языке, а переписка с султанами Мамлюков велась на арабском языке. [6] Официальные внутренние документы (фарман, суюргал) также писались на персидском языке. [6]
Что касается провинциальной организации, то провинциями управляли шехзаде и беи , у которых были диваны в каждой из провинций меньшего размера. Управление военными губернаторами (беями) обычно передавалось от отца к сыну. В городах были чиновники, называемые даругами , которые занимались финансовыми и административными делами, а также обладали политической властью. У шехзадов и беев были свои солдаты, называемые нёкерами , которые проходили обучение и получали зарплату. [1]
Культура
При Тимуре культурная целостность Ирана была обновлена за счет персидской литературы, искусства и культуры, которым покровительствовала вся Империя Тимуридов. [36] Следовательно, искусство Кара-Коюнлу находилось под сильным влиянием Тимуридов. [37] Джахан Шах писал свои стихи на азербайджанском и персидском языках , а « Китаб-и Диярбакрийя» , история Кара-Коюнлу и Ак-Коюнлу, была написана Абу Бакром Техрани на персидском языке. [38]
См. также
История Азербайджана |
---|
![]() |
![]() |
История Турции |
---|
![]() |
Хронология |
![]() |
История Ирана |
---|
![]() |
Хронология ![]() |
- Список правителей Кара-Коюнлу
- Туркменское вторжение в Грузию
- Мавзолей туркменских эмиров
- Кутб Шахис
- Весь Азербайджан
Примечания
Ссылки
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Фарук Шумер (1988–2016). «КАРАКОЮНЛУ Туркменская династия, правившая в Восточной Анатолии, Азербайджане, Иране и Ираке (1351-1469)». . Энциклопедия ислама TDV (44+2 тома) (на турецком языке). Стамбул: Фонд «Туркие Диянет» , Центр исламских исследований.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Арёманд 2016 , с. 11.
- ^ Минорский 1954 , с. 282.
- ^ Фарук Шумер (1992). «От начала до Джихан-Шаха». Кара Коюнлулар (на турецком языке). Том. 1. Турецкое историческое общество. п. 8. ISBN 9789751748478 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Минорский 1954 , с. 283.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Бауден 2019 , с. 423.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Монеты племенной федерации Кара Коюнлу – Нумиста» . ru.numista.com .
- ^ Филипп, Божар (2019). «Западная Азия: возрождение Персидского залива». Миры Индийского океана . Издательство Кембриджского университета. стр. 515–521. ISBN 9781108341219 . «В состоянии демографического застоя или спада регион был легкой добычей для кочевых туркмен . Однако туркменам так и не удалось построить сильные государства из-за отсутствия оседлого населения (Мартинес-Грос 2009: 643). умер в 1405 году, джалаеридский султан Ахмад, бежавший из Ирака, вернулся в Багдад. Пять лет спустя он погиб в Тебризе (1410 год) в битве против туркменского Кара-Коюнлу («[Из] паршивых овец»). , который взял Багдад в 1412 году».
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Кара Коюнлу» . Британская энциклопедия . «Кара Коюнлу, также пишется Кара Коюнлу, турецкий Каракоюнлулар, английская паршивая овца, туркменская племенная федерация, которая правила Азербайджаном, Арменией и Ираком примерно с 1375 по 1468 год».
- ^ Книга Деде Коркута (Ф.Сумер, А.Уйсал, изд. У.Уокера). Издательство Техасского университета. 1972. с. Введение. ISBN 0-292-70787-8 . «Более известны как туркмены ... временные династии Ак-Коюнлу и Каракоюнлу...»
- ^ Куймджян 2004 , с. 4.
- ^ «Кара Коюнлу | История, смысл и капитал | Британника» . www.britanica.com .
- ^ Босворт 1996 , с. 273.
- ^ Куиринг-Зоше 1986 .
- ^ Питер Б. Голден (1992). Введение в историю тюркских народов . стр. 367–368.
- ^ Клиффорд Эдмунд Босворт (2004). Новые исламские династии: Хронологическое и генеалогическое руководство . Издательство Эдинбургского университета. стр. 273–274. ISBN 978-0-7486-2137-8 . OCLC 1001660530 .
Их правящая семья, по-видимому, происходила из клана Йива или Ива огузов , а центры их власти в четырнадцатом веке находились к северу от озера Ван и в районе Мосула на севере Ирака.
- ^ "КАРА-КОЮНЛУ. Энциклопедия ислама, 2-е издание. [1] https://archive.org/details/ei2-complete/Encyclopeedia_of_Islam_vol_4_Iran-Kha/page/583/mode/2up "
- ^ Миклухо-Маклай, Н.Д. Шиизм и его социальное лицо в Иране на рубеже XV-XVI веков «Эти племена, которые впоследствии стали известны как племена кызылбашей ... создали государства Кара-Коюнлу и Ак-Коюнлу, которые в XV век последовательно управлял Азербайджаном и большей частью Ирана».
- ^ Зюмер, Ф. (30 мая 2021 г.). «Кара-Коюнлу». У П. Бирмана; Т.е. Бьянкис; CE Босворт; Э. ван Донзель; В. П. Генрихс (ред.). Энциклопедия ислама (2-е изд.).
- ^ Рустам Шукуров (2016). Византийские турки, 1204-1461 гг . п. 289.
- ^ Мьюир, Уильям (1986). Мамелюки или рабская династия Египта . Набу Пресс. ISBN 978-1142162863 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «КАРАКОюнлулар — Исламская энциклопедия ТДВ» . Исламская энциклопедия TDV (на турецком языке) . Проверено 7 апреля 2022 г.
- ^ «Кара Коюнлу | История, смысл и капитал | Британника» . www.britanica.com . Проверено 7 апреля 2022 г.
- ^ Шахморади, Сейед; Морадиан, Мостафа; Монтазеролгам, Асгар (2013). «Религия династии Кара-Коюнлу: анализ» . Азиатская культура и история . 5 (2). дои : 10.5539/ach.v5n2p95 .
- ^ Груссе, Рене (1970). Степная империя: История Центральной Азии . РУТГЕРС УНИВ PR. ISBN 0-8135-1304-9 .
- ^ Орли Р. Рахимян. «Анджуман-и Маркази-йи Ташкилат-и Сийёнит-и Иран». В Нормане А. Стиллмане (ред.). Энциклопедия евреев в исламском мире . Брилл. дои : 10.1163/1878-9781_ejiw_sim_000228 .
- ^ Куймджян, Дикран (1997), «Армения от падения Киликийского королевства (1375 г.) до принудительной миграции при шахе Аббасе (1604 г.)» в книге «Армянский народ от древних до наших дней», том II: Иностранное владычество к государственности: Пятнадцатый век - двадцатый век , изд. Ричард Г. Ованнисян , Нью-Йорк: St. Martin's Press, с. 4. ISBN 1-4039-6422-X .
- ^ Куймджян. «Армения», с. 4.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Куймджян. «Армения», с. 5.
- ^ Куймджян. «Армения», стр. 6–7.
- ^ Стернс, Питер Н.; Леонард, Уильям (2001). Энциклопедия всемирной истории . Книги Хоутона Маффина. п. 122 . ISBN 0-395-65237-5 .
- ^ Куиринг-Зоше 2009 .
- ^ Босворт 1996 , с. 274.
- ^ Рой 2014 , с. 38.
- ^ Минорский 1954 , с. 279.
- ^ Прайс 2005 , с. 54.
- ^ Кадой 2019 , с. 83.
- ^ Лугаль и Зюмер 2002 .
Цитируемые работы
- Арджоманд, Саид Амир (2016). «Единство персидского мира под тюрко-монгольским господством и разнонаправленное развитие имперских автократий в шестнадцатом веке». Журнал персидских исследований . 9 (1): 11. дои : 10.1163/18747167-12341292 .
Распад империи Тимура на растущее число княжеств Тимуридов, управляемых его сыновьями и внуками, позволил добиться замечательного восстановления османов и их завоевания Византии на запад, а также возникновения конкурирующих тюрко-монгольских кочевых империй Ак Коюнлу и Кара Коюнлу. в западном Иране, Ираке и восточной Анатолии. Однако во всех этих кочевых империях персидский язык оставался официальным придворным языком, и преобладал персидский идеал королевской власти.
- Бауден, Фредерик (2019). «Дипломатические затруднения между Тебризом, Каиром и Гератом: реконструированное письмо Кара Коюнлу, датируемое 818/1415 годом». В Баудене, Фредерик; Деккиче, Малика (ред.). Мамлюкский Каир, перекресток посольств: исследования дипломатии и дипломатии . Брилл.
- Босворт, Клиффорд Э. (1996). Новые исламские династии . Издательство Колумбийского университета.
- Кадой, Юка (2019). Персидское искусство: имиджмейкинг в Евразии . Издательство Эдинбургского университета.
- Куймджян, Дикран (2004). «Армения от падения Киликийского царства (1375 г.) до вынужденной эмиграции при шахе Аббасе». В Ованнисяне, Ричард Г. (ред.). Армянский народ от древности до современности, Том I: Династические периоды: от древности до четырнадцатого века . Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 978-1-4039-6421-2 .
- Лугаль, Нечати; Шумер, Фарук (2002). «КИТАБ-Ы ДИЯРБЕКРИЙЕ» . Энциклопедия ислама .
- Минорский, В. (1954). «Джихан-шах Кара-Коюнлу и его поэзия (Туркменика, 9)». Бюллетень Школы востоковедения и Африки . 16 (2): 271–97. дои : 10.1017/s0041977x00105981 . JSTOR 609169 . S2CID 154352923 .
- Прайс, Массум (2005). Разнообразные народы Ирана: Справочник . АВС-КЛИО.
- Куиринг-Зоше, Р. (29 октября 2009 г.). «АК КОЮНЛУ». Энциклопедия Ираника .
- Куиринг-Зош, Р. (1986). «Белая овца» . Энциклопедия Ираника, интернет-издание, Том. II, Фаск. 2 . Нью-Йорк. стр. 163–168.
{{cite encyclopedia}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Ремер, HR (1986). «Туркменские династии». В Локхарте, Лоуренс; Джексон, Питер (ред.). Кембриджская история Ирана, Том 6: Периоды Тимуридов и Сефевидов . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-20094-6 .
- Рой, Кошик (2014). Военный переход в Азии раннего Нового времени, 1400-1750 гг . Блумсбери.
Постмонгольская Персия и Ирак находились под властью двух племенных конфедераций: Аккоюнлу (Белая овца) (1378–1507) и Караоюнлу (Черная овца). Это были персидские туркменские конфедерации Анатолии (Малой Азии) и Азербайджана.
- Савори, РМ (2009). «Борьба за господство в Персии после смерти Тимура». Дер Ислам . 40 . Де Грюйтер: 35–65. дои : 10.1515/islm.1964.40.1.35 . S2CID 162340735 .
Дальнейшее чтение
- Босворт, Клиффорд. Новые исламские династии , 1996.
- (на армянском языке) Хачикян, Левон. Армянские колофоны пятнадцатого века , Часть 1 . Ереван, 1955 год.
- Морби, Джон. Оксфордские династии мира , 2002.
- Санджян, Аведис К. Колофоны армянских рукописей, 1301-1480: Источник по истории Ближнего Востока, выбранный, переведенный и аннотированный Аведисом К. Санджяном . Кембридж: Издательство Гарвардского университета, 1969.
- Шукуров, Рустам. Византийские турки 1204-1461 гг . Брилл, 2016.
- Черная овца
- Империи и королевства Ирана
- Бывшие страны Западной Азии
- Бывшие страны Ближнего Востока
- Средневековая история Ирана
- Средневековая история Ирака
- Средневековая история Азербайджана
- Средневековый Иранский Азербайджан
- 15 век в Армении.
- Средневековый исламский мир
- 14 век в Азии
- 15 век в Азии
- Штаты и территории, основанные в 1375 году.
- Штаты и территории упразднены в 1468 году.
- 1375 заведений в Азии
- 1468 закрытий в Азии
- Бывшие монархии Западной Азии
- 1370-е годы на Ближнем Востоке