Jump to content

Черная овца

Страница полузащищена
(Перенаправлено с Кара Коюнлу )

Черная овца
Гора Коюнлу
1374–1468
Туркмены Кара-Коюнлу (светло-синий) демонстрируют наибольшую распространённость в Ираке и на восточном побережье Аравии за небольшой период времени.
Туркмены Кара-Коюнлу (светло-синий) демонстрируют наибольшую распространённость в Ираке и на восточном побережье Аравии за небольшой период времени.
Статус Конфедерация
Капитал
Общие языки
Религия
Шиитский ислам ( возможно )
Правительство Монархия
Правитель  
• 1374–1378
Байрам Ходжа (первый)
• 1467–1468
Хасан Али (последний)
Историческая эпоха Средний возраст
• Учредил
1374
• Упразднено
1468
Валюта Акче [7]
Танка [7]
Предшественник
Преемник
Джалаириды
Сутайиды
Белая овца
Династия Кутб Шахи

Кара Коюнлу или Кара Коюнлу ( азербайджанский : Qaraqoyunlular , قارقiyounlōlar ; персидский : قره قiyounlo ), также известные как туркмены-черные овцы , были в культурном отношении персидскими , мусульманскими туркменами. [8] [9] [10] монархия, которая правила территорией, включающей современные Азербайджан , Армению , северо-западный Иран , восточную Турцию и северо-восточный Ирак примерно с 1374 по 1468 год. [11] [12]

История

Этимология

Имя Кара Коюнлу буквально означает «[те, у кого] паршивая овца». [13] Было высказано предположение, что это название относится к старым тотемическим символам, но, по словам Рашид ад-Дина Хамадани , тюркам было запрещено есть мясо своих тотемных животных, и поэтому это маловероятно, учитывая важность баранины в рационе кочевники-скотоводы. Другая гипотеза состоит в том, что это название относится к преобладающему цвету их стад. [14]

Происхождение

Правящая семья происходила из племени Йыва тюрков- огузов , конкретно Бахарлу . [15] которые к четырнадцатому веку владели территориями к северу от озера Ван и Мосула в Верхней Месопотамии . [16] Племенами, составлявшими Кара Коюнлу, помимо Бахарлу, были Саадлу в Нахчевани , Караманлу в Гяндже и районе Барды , Алпаут и Агачери в Мараше , Духарлу в районе Эрзурум - Байбурт , Джагирлу в Ардебиль районе , Хаджилу . [17] [18] [ нужна страница ] По мнению Фарука Шумера , племя Кара Коюнлу несомненно было подплеменем ( оба ) огузов, и утверждение Минорского о принадлежности этого подплемени к ива, вероятно, верно. [19]

Духарлуйские туркмены, ветвь Кара-Коюнлу, впервые появились в летописи Михаила Панаретоса . Вероятно, племя Духарлу пришло в Анатолию из Средней Азии во время монгольских нашествий , о чем свидетельствует легендарное предание Кара Коюнлу. [20]

Рост

Кара Юсуф в битве на берегу Куры с Ширваншахами , 1412 год.

Туркмены Кара-Коюнлу первоначально были вассалами султаната Джалайридов в Багдаде и Тебризе примерно с 1375 года, когда вождь их ведущего племени правил Мосулом. Однако они восстали против Джалаиридов и закрепили свою независимость от династии завоеванием Тебриза Кара Юсуфом .

В 1400 году империя Тимуридов под предводительством Тимура разбила Кара-Коюнлу, и Кара Юсуф бежал в Египет , ища убежища в Мамлюкском султанате . Кара Юсуфа приветствовал шейх Махмуд наиб Дамаска , . Вскоре после этого джалайридский султан Ахмад Джалаир в Дамаск прибыл . Не желая ухудшать отношения с Тимуром, Ан-Насир Фарадж согласился захватить Кара Юсуфа и Ахмада Джалаира и передать их ему. Вместе в тюрьме два лидера возобновили свою дружбу, заключив соглашение, что Ахмад Джалаир должен удерживать Багдад, а Кара Юсуф - Азербайджан. Ахмад также усыновил сына Кара Юсуфа Пирбудага . Когда Тимур умер в 1405 году, ан-Насир Фарадж освободил их обоих. Однако, по словам Фарука Шумера, они были освобождены по приказу мятежного вали Дамаска шейха Махмуда. [21] [22] [23] [24]

Мавзолей туркменских эмиров , картина 1838 года.

Кара Юсуф, вернувшись из изгнания, заставил Тимурового наместника Вана Иззаддина Шира подчиниться, захватив при этом Альтамыша, другого наместника, поставленного Тимуром, и отправив его в Баркук . Позже он перебрался на территории Азербайджана. Он победил Тимурида Абу Бакра в битве при Нахчыване 14 октября 1406 года и вновь занял Тебриз. Абу Бакр и его отец Миран-шах пытались вернуть Азербайджан, но 20 апреля 1408 года Кара Юсуф нанес им решающее поражение в битве при Сардруде, в которой Миран-шах был убит. Осенью 1409 года Кара Юсуф вошел в Тебриз и отправил набег на Ширван , особенно на Шеки , который оказался безрезультатным. [25]

В 1410 году Кара Коюнлу захватил Багдад. Установка там дочерней линии Кара-Коюнлу ускорила падение Джаларидов, которым они когда-то служили. Несмотря на внутренние распри между потомками Кара Юсуфа после его смерти в 1420 году, после Кара Юсифа государство Кара Коюнлу распалось. После смерти Кара Юсуфа в декабре 1420 года Шахрукх пытался отобрать Азербайджан у сына Кара Юсуфа Искандера , пользуясь тем, что ни один из его сыновей не сопровождал отца. Несмотря на победу над Искандером, дважды в 1420–21 и 1429 годах, только в третьей экспедиции Шахруха Мирзы в 1434–1435 годах Тимуриды добились успеха, когда он поручил управление собственным брату Искандера Джахан-шаху (1436–1467) в качестве своего вассала. В 1436 году он заручился помощью Шахрукха, чтобы победить Искандера и захватить трон. Он также был усыновлен Гавхаром Шадом и коронован 19 апреля 1438 года, взяв эпитет Музаффар ад-Дин . [9] [22]

Из-за ошибок своего предшественника, Тимурида Шахрукха, первым созвал прием во дворце. Они привели Тимуридов в столицу. Но он пошел на войну со своими врагами, Ак Коюнлуларом. Джаханшах Хакики погиб в битве при Мусе. Кара-Коюнлу был практически разрушен. На этот раз к власти пришел Гасанали Мирза, но был убит Узун Хасаном , и государство Кара-Коюнлу распалось. [26]

Отклонить

Чеканка Джахан Шаха (выпуск с надчеканкой), датированная 871 г. хиджры (1466–1467 гг.)

В 1410 году Армения попала под контроль Кара-Коюнлу. Основные армянские источники, доступные в этот период, происходят от историка Товмы Мецопеци и нескольких колофонов до современных рукописей. [27] По словам Товмы, хотя Кара-Коюнлу взимал с армян высокие налоги , первые годы их правления были относительно мирными, и города были восстановлены. Однако этот мирный период был нарушен приходом к власти Кара Искандера , который, как сообщается, превратил Армению в «пустыню» и подверг ее «опустошению и грабежам, резне и пленению». [28] Войны Искандера с Тимуридами и, в конечном итоге, поражение от них привели к дальнейшим разрушениям в Армении, поскольку многие армяне были взяты в плен и проданы в рабство, а земля подверглась откровенному разграблению, что вынудило многих из них покинуть регион. [29] Искандер действительно попытался примириться с армянами, назначив армянина из знатного рода Рустума одним из своих советников.

Когда Тимуриды начали свое последнее вторжение в регион, они убедили Джиханшаха, брата Искандера, выступить против своего брата. Джиханшах проводил политику преследования армян в Сюнике , и в колофонах к армянским рукописям записано разграбление Татевского монастыря . его войсками [29] Но он тоже стремился к сближению с армянами, раздавая земли феодалам, восстанавливая церкви и одобряя перенос резиденции Армянской Апостольской Церкви в Католикоса Эчмиадзинский собор в 1441 году. Несмотря на все это, Джиханшах продолжал нападать на армян. Армянские города и захватывают армянских пленников, поскольку в последние годы неудачной борьбы Джиханшаха с Ак-Коюнлу страна переживала дальнейшие разрушения. [30]

Джахан Шах заключил мир с Тимуридом Шахрухом Мирзой ; однако вскоре это развалилось. Когда Шахрух Мирза умер в 1447 году, туркмены Кара-Коюнлу аннексировали части Ирака и восточное побережье Аравийского полуострова , а также западный Иран, контролируемый Тимуридами. Хотя во время его правления была завоевана большая территория, правление Джахан-шаха было обеспокоено его мятежными сыновьями и почти автономными правителями Багдада, которых он изгнал 1464 году в . «), однако это была катастрофическая неудача, приведшая к смерти Джахан-шаха и краху контроля туркмен Кара-Коюнлу на Ближнем Востоке. К 1468 году, на пике своего развития при Узун Хасане (1452–1478), Ак Коюнлу разгромил Кара Коюнлу и завоевал Ирак , Азербайджан и западный Иран. [31]

Религия

Голубая мечеть, Тебриз

Аргумент о том, что существовал явный контраст между суннизмом Ак Коюнлу и шиизмом Кара Коюнлу и Сафавия, опирается главным образом на более поздние сефевидские источники и должен считаться сомнительным. [32]

- Р. Киринг-Зоше, Иранская энциклопедия.

Что касается религиозной принадлежности Кара Коюнлу, то, хотя некоторые из более поздних членов семьи носили шиитские имена и время от времени существовали легенды о шиитских монетах, по-видимому, нет убедительных доказательств явных шиитских симпатий среди многих туркмен. элементы того времени. [33]

- К. Э. Босворт, Новые исламские династии

В период Кара шиизм получил широкое распространение. Успешная деятельность шейха Джунайда-и Сефеви в Азербайджане и Анатолии, а также Мушашаия в Хузестане являются важнейшими доказательствами того, что шиизм распространялся мечом. Можно сказать, что, как и у Яра Али (брата Кара Юсуфа) в династии Кара Коюнлу, существует осознанная любовь к Али (халифу). Однако имена четырех халифов встречаются на монетах Кара Юсуфа, Искандара и Джахан Шаха. Кроме того, в современных источниках Ак-Коюнлу, Мамлюков и Тимуридов нет никаких упоминаний о склонности правителей Кара-Коюнлу к шиизму. [1]

- Фарук Шумер, Энциклопедия ислама

Управление

Кладбище в Аргаванде, фрагмент на арабском языке

Государственная организация Кара-Коюнлу основывалась в основном на своих предшественниках – Джалайиридах и Ильханидах . Правители Кара-Коюнлу использовали титул султана с момента возведения на престол Пирбудага Кара Юсуфа. титул бахадур Иногда на монетах появлялся . Они также использовали титулы хан , каган и падишах . [1]

Сохраняя персидскую культуру, [34] Кара-Коюнлу использовали персидский язык в дипломатии, поэзии, [35] и как придворный язык. [2] Дипломатические письма Тимуридам и Османам были написаны на персидском языке, а переписка с султанами Мамлюков велась на арабском языке. [6] Официальные внутренние документы (фарман, суюргал) также писались на персидском языке. [6]

Что касается провинциальной организации, то провинциями управляли шехзаде и беи , у которых были диваны в каждой из провинций меньшего размера. Управление военными губернаторами (беями) обычно передавалось от отца к сыну. В городах были чиновники, называемые даругами , которые занимались финансовыми и административными делами, а также обладали политической властью. У шехзадов и беев были свои солдаты, называемые нёкерами , которые проходили обучение и получали зарплату. [1]

Культура

При Тимуре культурная целостность Ирана была обновлена ​​за счет персидской литературы, искусства и культуры, которым покровительствовала вся Империя Тимуридов. [36] Следовательно, искусство Кара-Коюнлу находилось под сильным влиянием Тимуридов. [37] Джахан Шах писал свои стихи на азербайджанском и персидском языках , а « Китаб-и Диярбакрийя» , история Кара-Коюнлу и Ак-Коюнлу, была написана Абу Бакром Техрани на персидском языке. [38]

См. также

Примечания

  1. ^ «Несколько удивительно, что такой крепкий туркмен, как Джихан-шах, был настолько ограничен в своих способах выражения. В целом язык стихов принадлежит к группе южных туркменских диалектов, которые известны под названием «азарбайджанский турецкий». ." [5]

Ссылки

  1. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Фарук Шумер (1988–2016). «КАРАКОЮНЛУ Туркменская династия, правившая в Восточной Анатолии, Азербайджане, Иране и Ираке (1351-1469)». . Энциклопедия ислама TDV (44+2 тома) (на турецком языке). Стамбул: Фонд «Туркие Диянет» , Центр исламских исследований.
  2. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Арёманд 2016 , с. 11.
  3. ^ Минорский 1954 , с. 282.
  4. ^ Фарук Шумер (1992). «От начала до Джихан-Шаха». Кара Коюнлулар (на турецком языке). Том. 1. Турецкое историческое общество. п. 8. ISBN  9789751748478 .
  5. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Минорский 1954 , с. 283.
  6. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Бауден 2019 , с. 423.
  7. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Монеты племенной федерации Кара Коюнлу – Нумиста» . ru.numista.com .
  8. ^ Филипп, Божар (2019). «Западная Азия: возрождение Персидского залива». Миры Индийского океана . Издательство Кембриджского университета. стр. 515–521. ISBN  9781108341219 . «В состоянии демографического застоя или спада регион был легкой добычей для кочевых туркмен . Однако туркменам так и не удалось построить сильные государства из-за отсутствия оседлого населения (Мартинес-Грос 2009: 643). умер в 1405 году, джалаеридский султан Ахмад, бежавший из Ирака, вернулся в Багдад. Пять лет спустя он погиб в Тебризе (1410 год) в битве против туркменского Кара-Коюнлу («[Из] паршивых овец»). , который взял Багдад в 1412 году».
  9. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Кара Коюнлу» . Британская энциклопедия . «Кара Коюнлу, также пишется Кара Коюнлу, турецкий Каракоюнлулар, английская паршивая овца, туркменская племенная федерация, которая правила Азербайджаном, Арменией и Ираком примерно с 1375 по 1468 год».
  10. ^ Книга Деде Коркута (Ф.Сумер, А.Уйсал, изд. У.Уокера). Издательство Техасского университета. 1972. с. Введение. ISBN  0-292-70787-8 . «Более известны как туркмены ... временные династии Ак-Коюнлу и Каракоюнлу...»
  11. ^ Куймджян 2004 , с. 4.
  12. ^ «Кара Коюнлу | История, смысл и капитал | Британника» . www.britanica.com .
  13. ^ Босворт 1996 , с. 273.
  14. ^ Куиринг-Зоше 1986 .
  15. ^ Питер Б. Голден (1992). Введение в историю тюркских народов . стр. 367–368.
  16. ^ Клиффорд Эдмунд Босворт (2004). Новые исламские династии: Хронологическое и генеалогическое руководство . Издательство Эдинбургского университета. стр. 273–274. ISBN  978-0-7486-2137-8 . OCLC   1001660530 . Их правящая семья, по-видимому, происходила из клана Йива или Ива огузов , а центры их власти в четырнадцатом веке находились к северу от озера Ван и в районе Мосула на севере Ирака.
  17. ^ "КАРА-КОЮНЛУ. Энциклопедия ислама, 2-е издание. [1] https://archive.org/details/ei2-complete/Encyclopeedia_of_Islam_vol_4_Iran-Kha/page/583/mode/2up "
  18. ^ Миклухо-Маклай, Н.Д. Шиизм и его социальное лицо в Иране на рубеже XV-XVI веков «Эти племена, которые впоследствии стали известны как племена кызылбашей ... создали государства Кара-Коюнлу и Ак-Коюнлу, которые в XV век последовательно управлял Азербайджаном и большей частью Ирана».
  19. ^ Зюмер, Ф. (30 мая 2021 г.). «Кара-Коюнлу». У П. Бирмана; Т.е. Бьянкис; CE Босворт; Э. ван Донзель; В. П. Генрихс (ред.). Энциклопедия ислама (2-е изд.).
  20. ^ Рустам Шукуров (2016). Византийские турки, 1204-1461 гг . п. 289.
  21. ^ Мьюир, Уильям (1986). Мамелюки или рабская династия Египта . Набу Пресс. ISBN  978-1142162863 .
  22. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «КАРАКОюнлулар — Исламская энциклопедия ТДВ» . Исламская энциклопедия TDV (на турецком языке) . Проверено 7 апреля 2022 г.
  23. ^ «Кара Коюнлу | История, смысл и капитал | Британника» . www.britanica.com . Проверено 7 апреля 2022 г.
  24. ^ Шахморади, Сейед; Морадиан, Мостафа; Монтазеролгам, Асгар (2013). «Религия династии Кара-Коюнлу: анализ» . Азиатская культура и история . 5 (2). дои : 10.5539/ach.v5n2p95 .
  25. ^ Груссе, Рене (1970). Степная империя: История Центральной Азии . РУТГЕРС УНИВ PR. ISBN  0-8135-1304-9 .
  26. ^ Орли Р. Рахимян. «Анджуман-и Маркази-йи Ташкилат-и Сийёнит-и Иран». В Нормане А. Стиллмане (ред.). Энциклопедия евреев в исламском мире . Брилл. дои : 10.1163/1878-9781_ejiw_sim_000228 .
  27. ^ Куймджян, Дикран (1997), «Армения от падения Киликийского королевства (1375 г.) до принудительной миграции при шахе Аббасе (1604 г.)» в книге «Армянский народ от древних до наших дней», том II: Иностранное владычество к государственности: Пятнадцатый век - двадцатый век , изд. Ричард Г. Ованнисян , Нью-Йорк: St. Martin's Press, с. 4. ISBN   1-4039-6422-X .
  28. ^ Куймджян. «Армения», с. 4.
  29. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Куймджян. «Армения», с. 5.
  30. ^ Куймджян. «Армения», стр. 6–7.
  31. ^ Стернс, Питер Н.; Леонард, Уильям (2001). Энциклопедия всемирной истории . Книги Хоутона Маффина. п. 122 . ISBN  0-395-65237-5 .
  32. ^ Куиринг-Зоше 2009 .
  33. ^ Босворт 1996 , с. 274.
  34. ^ Рой 2014 , с. 38.
  35. ^ Минорский 1954 , с. 279.
  36. ^ Прайс 2005 , с. 54.
  37. ^ Кадой 2019 , с. 83.
  38. ^ Лугаль и Зюмер 2002 .

Цитируемые работы

  • Арджоманд, Саид Амир (2016). «Единство персидского мира под тюрко-монгольским господством и разнонаправленное развитие имперских автократий в шестнадцатом веке». Журнал персидских исследований . 9 (1): 11. дои : 10.1163/18747167-12341292 . Распад империи Тимура на растущее число княжеств Тимуридов, управляемых его сыновьями и внуками, позволил добиться замечательного восстановления османов и их завоевания Византии на запад, а также возникновения конкурирующих тюрко-монгольских кочевых империй Ак Коюнлу и Кара Коюнлу. в западном Иране, Ираке и восточной Анатолии. Однако во всех этих кочевых империях персидский язык оставался официальным придворным языком, и преобладал персидский идеал королевской власти.
  • Бауден, Фредерик (2019). «Дипломатические затруднения между Тебризом, Каиром и Гератом: реконструированное письмо Кара Коюнлу, датируемое 818/1415 годом». В Баудене, Фредерик; Деккиче, Малика (ред.). Мамлюкский Каир, перекресток посольств: исследования дипломатии и дипломатии . Брилл.
  • Босворт, Клиффорд Э. (1996). Новые исламские династии . Издательство Колумбийского университета.
  • Кадой, Юка (2019). Персидское искусство: имиджмейкинг в Евразии . Издательство Эдинбургского университета.
  • Куймджян, Дикран (2004). «Армения от падения Киликийского царства (1375 г.) до вынужденной эмиграции при шахе Аббасе». В Ованнисяне, Ричард Г. (ред.). Армянский народ от древности до современности, Том I: Династические периоды: от древности до четырнадцатого века . Пэлгрейв Макмиллан. ISBN  978-1-4039-6421-2 .
  • Лугаль, Нечати; Шумер, Фарук (2002). «КИТАБ-Ы ДИЯРБЕКРИЙЕ» . Энциклопедия ислама .
  • Минорский, В. (1954). «Джихан-шах Кара-Коюнлу и его поэзия (Туркменика, 9)». Бюллетень Школы востоковедения и Африки . 16 (2): 271–97. дои : 10.1017/s0041977x00105981 . JSTOR   609169 . S2CID   154352923 .
  • Прайс, Массум (2005). Разнообразные народы Ирана: Справочник . АВС-КЛИО.
  • Куиринг-Зоше, Р. (29 октября 2009 г.). «АК КОЮНЛУ». Энциклопедия Ираника .
  • Куиринг-Зош, Р. (1986). «Белая овца» . Энциклопедия Ираника, интернет-издание, Том. II, Фаск. 2 . Нью-Йорк. стр. 163–168. {{cite encyclopedia}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  • Ремер, HR (1986). «Туркменские династии». В Локхарте, Лоуренс; Джексон, Питер (ред.). Кембриджская история Ирана, Том 6: Периоды Тимуридов и Сефевидов . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN  0-521-20094-6 .
  • Рой, Кошик (2014). Военный переход в Азии раннего Нового времени, 1400-1750 гг . Блумсбери. Постмонгольская Персия и Ирак находились под властью двух племенных конфедераций: Аккоюнлу (Белая овца) (1378–1507) и Караоюнлу (Черная овца). Это были персидские туркменские конфедерации Анатолии (Малой Азии) и Азербайджана.
  • Савори, РМ (2009). «Борьба за господство в Персии после смерти Тимура». Дер Ислам . 40 . Де Грюйтер: 35–65. дои : 10.1515/islm.1964.40.1.35 . S2CID   162340735 .

Дальнейшее чтение

  • Босворт, Клиффорд. Новые исламские династии , 1996.
  • (на армянском языке) Хачикян, Левон. Армянские колофоны пятнадцатого века , Часть 1 . Ереван, 1955 год.
  • Морби, Джон. Оксфордские династии мира , 2002.
  • Санджян, Аведис К. Колофоны армянских рукописей, 1301-1480: Источник по истории Ближнего Востока, выбранный, переведенный и аннотированный Аведисом К. Санджяном . Кембридж: Издательство Гарвардского университета, 1969.
  • Шукуров, Рустам. Византийские турки 1204-1461 гг . Брилл, 2016.

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3e00953344e713579d112af27f5015c5__1721960400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/3e/c5/3e00953344e713579d112af27f5015c5.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Qara Qoyunlu - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)