Инцидент в Мекке, 1987 г.
Инцидент в Мекке, 1987 г. | |||
---|---|---|---|
Часть прокси-конфликта Ирана и Саудовской Аравии | |||
Дата | 31 июля 1987 г. | ||
Расположение | Мекка , Саудовская Аравия 21 ° 26'7,18 "с.ш. 39 ° 49'44,68" в.д. / 21,4353278 ° с.ш. 39,8290778 ° в.д. | ||
Вызвано | Шиитско-суннитская напряженность | ||
Вечеринки | |||
| |||
Потери | |||
Летальные исходы) | Спорный; между 400 - 402 | ||
Травмы | Спорный; примерно 649 - 2000 |
31 июля 1987 года во время хаджа в Мекке столкновение между шиитскими демонстрантами-паломниками и силами безопасности Саудовской Аравии привело к гибели более 400 человек. [1] Это событие описывали по-разному: как «бунт» или как «резню». Оно возникло в результате усиления напряженности между шиитским Ираном и суннитской Саудовской Аравией после иранской революции 1979 года . С 1981 года иранские паломники каждый год во время хаджа проводят политическую демонстрацию против Израиля и США. [2] [3] но в 1987 году кордон саудовской полиции и Национальной гвардии Саудовской Аравии перекрыл часть запланированных [4] демонстрационный маршрут, что привело к конфронтации между ними и паломниками. Это переросло в ожесточенное столкновение, за которым последовала смертельная давка. [5] [6] [7]
Сколько паломников погибло и как они умерли, являются спорными. И Иран, и Саудовская Аравия обвиняют друг друга в гибели людей. [8] По оценкам, число погибших варьируется от 400 человек, еще тысячи получили ранения (правительство Ирана); [9] 402 человека, из которых 275 были иранскими паломниками, 85 - саудовскими полицейскими и 42 паломниками из других стран (правительство Саудовской Аравии); [8] и более 400 погибших ( New York Times ). [3] Саудиты утверждают, что паломники были вооружены и погибли в давке. [10] Иранцы утверждают, что многие из них были убиты в результате обстрела Саудовской Аравии. [11]
После инцидента иранцы напали на посольства Саудовской Аравии, Кувейта и Франции, похитив из посольства четырех саудовцев. [3]
Фон
[ редактировать ]Иран и Саудовскую Аравию называют «заклятыми региональными соперниками» на «противоположных сторонах кровавых конфликтов в Сирии, Йемене и Ираке». Частично это происходит по теологическим причинам, а именно, из-за различий между двумя исламскими школами мысли, которых придерживаются их правительства. [12] Ваххабитская . секта суннитского ислама долгое время поддерживала правящий Дом Саудов в Королевстве Саудовская Аравия и долгое время выступала против шиитского ислама как секты, отклоняющейся от истинного ислама Шиитское большинство Ирана и шиитское правительство были хорошо осведомлены об антагонизме ваххабитов по отношению к ним, а «история недоверия» между шиитскими паломниками и суннитскими хозяевами «насчитывает еще шестнадцатый век». [8] К этому добавлялся революционный антагонизм аятоллы Рухоллы Хомейни и его антиамериканских, антимонархических последователей-иранских революционеров против проамериканских королевских правителей Саудовской Аравии.В публичном обращении 1987 года Хомейни заявил, что «эти мерзкие и безбожные ваххабиты подобны кинжалам, которые всегда пронзали сердца мусульман со спины». Он объявил, что Мекка находится в руках «банды еретиков ». [8] [13] (т.е. Дом Сауда).
Инцидент произошел во время последней фазы кровавой ирано-иракской войны , в момент «эскалации напряженности» между Ираком, управляемым арабами-суннитами (который получал помощь от Саудовской Аравии, управляемой арабами-суннитами), и Ираном, управляемым персидскими шиитами. . Америка сменила флаг кувейтских нефтяных танкеров и ввела иностранное военно-морское сопровождение в Персидском заливе. Это иностранное вмешательство, за которое выступала Саудовская Аравия и против которого выступал Иран. .
Серьезные человеческие жертвы при хадже происходят периодически (в 1990 , 1994 , 1998 , 2001 , 2004 , 2006 , 2015 годах ); это неудивительно в ситуации, когда два миллиона или более паломников «все пытаются сделать одно и то же в одном и том же месте в один и тот же день», говоря на разных языках, и уязвимы для смерти от удушья или физического раздавливания в давке толпы. . [14] В 2015 году около 2400 паломников, в том числе более 400 иранцев, были убиты в давке, что привело к «словесной войне» между Ираном и Саудовской Аравией, которая достигла «апогея». [12]
Пост-иранские революционные хаджи
[ редактировать ]В течение многих лет иранские паломники пытались устроить демонстрации , известные как «Отдаление себя от Мушрикина » (برائت از مشرکين) в священном для мусульман городе Мекке во время хаджа . [15] «Антишахская, антиизраильская и антиамериканская пропаганда во время хаджа» последователей Хомейни велась примерно с 1971 года. [16] Эти демонстрации начались в 1971 году, когда Рухолла Хомейни поручил своим последователям-шиитам распространять политические послания во время своего паломничества. Несмотря на то, что несколько иранцев были арестованы за этот акт, саудовские официальные лица в целом отнеслись к этому с апатией, поскольку не считали эти политические послания угрозой саудовской королевской семье. [17] После революции , следуя принципам, разработанным Хомейни, они обратились непосредственно к мусульманским паломникам других стран, постепенно повышая политическую активность в каждом паломничестве. [8] Иран заявил, что «хадж и святые места должны быть поставлены под международный контроль, а не управляться только саудовцами». Правительство Саудовской Аравии отреагировало на эти беспорядки с растущей обеспокоенностью, поскольку «хадж является важным фактором легитимизации правящей семьи Саудовской Аравии». [16]
Первое крупное столкновение между паломниками-шиитами и силами безопасности Саудовской Аравии произошло в 1981 году. [16] В 1981 году это переросло в скандирование политических лозунгов в Масджид аль-Харам и Мечети Пророка , двух самых святых местах ислама, что привело к ожесточенным столкновениям с саудовскими службами безопасности и одному погибшему. [5] [18] В том же году король Саудовской Аравии Халид написал письмо Саддаму Хусейну , в котором просил «раздавить этих глупых иранцев», пока Саддам продолжал вторжение на иранскую территорию . [19]
В 1982 году Хомейни назначил Ходжатолеслама Мохаммада Мусави Хойниху руководителем и личным представителем аятоллы Хомейни. Хойниха был «наставником» студентов, захвативших посольство США во время кризиса с заложниками в Иране . Во время хаджа в том году саудовская полиция столкнулась с демонстрантами, к которым Хойниха обратился как в Медине, так и в Мекке. В Мекке он был арестован, а после выступления в Медине после паломничества был объявлен «подстрекателем» и выслан из Саудовской Аравии. [8] [20]
В течение следующих нескольких лет обе стороны пытались успокоить ситуацию: Хомейни призывал своих приверженцев сохранять мир и порядок, не распространять печатные политические материалы и не критиковать мусульманские правительства. В ответ власти Саудовской Аравии изменили свою прежнюю политику и допустили проведение двух отдельных демонстраций: одну в Мекке, а другую в Медине. [21] К 1986 году ситуация стала достаточно спокойной, чтобы власти Саудовской Аравии вновь открыли кладбище аль-Баки для шиитских паломников, и в ответ представитель Хомейни официально поблагодарил саудовского короля за этот жест. [22] [23] Однако в том же году иранский радикал Мехди Хашеми был обвинен в контрабанде взрывчатки на самолете, направлявшемся в Саудовскую Аравию, что возобновило опасения Саудовской Аравии. [24] [ нужна ссылка ] [25]
На международном уровне военно-морские силы США в это время вводились в Персидский залив в ответ на ирано-иракскую войну и усиление политической напряженности. [8]
Планирование демонстрации 1987 года
[ редактировать ]Согласно речи, произнесенной в начале июля 1987 года, Мохаммад Мусави Хойниха заявил, что «простого марша или демонстрации иранцев будет недостаточно». Он потребовал, чтобы саудовский режим позволил иранским паломникам войти в Великую мечеть в Мекке после окончания демонстрации. [8] без присутствия охраны. [26] Затем представитель Хомейни разъяснял позицию Ирана в отношении ирано-иракской войны, а представитель иранского паломничества проводил референдум среди всех паломников по поводу решения эмира Кувейта пригласить иностранное сопровождение для кувейтских танкеров. [8] «Все, что мы просим, — это чтобы правительство Саудовской Аравии не выступало против этого и не направляло свою охрану к Великой мечети. Давайте посмотрим, что произойдет. Мы попробуем это в течение одного года». [27]
Хотя Мехди Карруби , который в том году был официальным представителем паломничества Хомейни, пытался заверить саудовских чиновников, что демонстрации пройдут в обычном порядке и по согласованным маршрутам, это мало помогло подавить опасения Саудовской Аравии. [28]
Но саудовцы и иранцы работали вместе, чтобы пройти «маршрут запланированной демонстрации». [8] В результате диалога и введенных после него строгих правил было решено, что «демонстрация закончится за полкилометра до великой мечети», но это решение «поставило саудовские силы безопасности в состояние повышенной боевой готовности». [29] и Власти Саудовской Аравии «остались глубоко подозрительными». [8] Неназванный саудовский авторитет, которого цитирует израильский ученый Мартин Крамер , раскритиковал запланированную демонстрацию, заявив, что, хотя Саудовская Аравия предоставляет возможности «для выражения мусульманского мнения по различным вопросам», даже во время хаджа, политические демонстрации в Великой мечети будут представлять собой религиозное нововведение. в исламе ( бидаа ), и «любой, кто попытается внести новшества в ислам, попадет в ад». [8] Незадолго до демонстрации в Мекке саудовцы оказали давление на представителя Ирана Карруби, чтобы тот отменил марш, но тот отказался это сделать. [8]
За два дня до запланированной демонстрации было опубликовано ежегодное послание Хомейни паломникам, которое, как и в прошлые годы, «включало обычную просьбу» к паломникам «избегать столкновений, оскорблений и споров» и предостерегало от тех, кто намеревается спровоцировать беспорядки. которые могут предпринять спонтанные действия». [8] [30]
демонстрации 1987 года
[ редактировать ]В пятницу, 31 июля 1987 года, демонстрация началась в условиях усиленных мер безопасности после пятничной полуденной молитвы, когда иранские паломники скандировали «Смерть Америке! Смерть Советскому Союзу! Смерть Израилю!». [3] Марш прошел без происшествий до конца запланированного маршрута, когда демонстранты обнаружили, что их путь заблокирован саудовской полицией по охране общественного порядка и Национальной гвардией. В этот момент некоторые иранцы начали призывать демонстрантов продвигаться вперед и идти к Великой мечети, в то же время «неустановленные лица в соседнем гараже» начали бросать «кирпичи, куски бетона и железные прутья». "У иранцев. [8] Эти события возмутили иранцев, перерастя ситуацию в ожесточенное столкновение между иранскими паломниками и саудовскими силами безопасности. [8]
Используемая сила
[ редактировать ]Сообщается, что саудовцы использовали дубинки и электрошокеры, а иранцы, как сообщается, использовали ножи и дубинки. [31] Сотрудники службы безопасности Саудовской Аравии отрицают стрельбу по демонстрантам. [32] [10] Официальные лица Саудовской Аравии утверждают, что никаких выстрелов не было и что все смерти были вызваны рукопашной схваткой и давкой. На пресс-конференции в Вашингтоне посол Саудовской Аравии принц Бандар бен Султан заявил, что «не было выпущено ни одной пули», возложив вину за насилие на иранских паломников, которых он обвинил в «размахивании ножами, дубинками и битым стеклом, извлеченными из-под плащей». [10]
Иранские официальные лица утверждают, что саудовцы открыли огонь по протестующим без какой-либо провокации и что демонстрации носили мирный характер. [10] Робин Райт также сообщает, что «многие иранские тела, показанные американским и европейским репортерам сразу по их возвращению в Тегеран, имели пулевые проколы». [11] Ами Аялон , израильский политик, написал, что «большинство иранских паломников, очевидно, были застрелены саудовскими службами безопасности во время демонстрации». [33] Мартин Крамер также пишет, что «по данным источников американской разведки, ситуацию окончательно переломило подкрепление Национальной гвардии, которая обстреляла толпу снарядами со слезоточивым газом, а затем открыла огонь из пистолетов и автоматического оружия». [34] [8]
Потери
[ редактировать ]Сообщается, что в результате беспорядков и возникшей давки погибли 402 человека (275 иранцев, 85 саудовцев, включая полицейских, и 42 паломника из других стран) и 649 человек были ранены (303 иранца, 145 саудовцев и 201 гражданин других стран). [32] Иранское информационное агентство сообщило, что «200 иранцев были убиты и более 2000 ранены». [3] Мартин Крамер заявляет, что иранские власти заявили, что 400 иранских паломников погибли и несколько тысяч получили ранения. [8]
Реакция/последствия
[ редактировать ]После инцидента Али Хаменеи , тогдашний президент Ирана, заявил, что «сейчас они пропагандируют и утверждают, что этот инцидент был войной между шиитами и суннитами . Это ложь! Конечно, есть война, но война между шиитами и суннитами». Американское восприятие ислама и истинного революционного ислама». [35]
Другой высокопоставленный иранский лидер, аятолла Хусейн Али Монтазери, призвал мусульманских религиозных лидеров «вырвать контроль над святынями ислама в Саудовской Аравии у королевской семьи». [3] В Ираке Совет революционного командования, якобы орган светской арабской социалистической партии Баас, потребовал запретить иранцам посещение исламских святынь. [3] Поддерживаемая Ираном группировка "Хезболла" в Ливане попросила Саудовскую Аравию "заплатить за смерть шиитских паломников". [3]
3 августа 1987 года один миллион иранцев собрался у здания Исламского совета в Тегеране с криками «Месть! Месть!» на митинге, «посвященном тому, что официально было названо «днем ненависти», согласно официальному агентству новостей Исламской Республики». [36] [37] В тот же день иранский лидер Хомейни призвал саудовцев свергнуть Дом Саудов, чтобы отомстить за смерть паломников. [38]
В течение трех лет после инцидента 1987 года – с 1988 по 1990 год – иранское правительство запрещало иранцам совершать хадж, но « дипломатические отношения были восстановлены в 1991 году». [39] После инцидента Саудовская Аравия разорвала дипломатические отношения с Ираном и сократила количество разрешенных иранских паломников до 45 000 по сравнению со 150 000 в предыдущие годы. [40] В 1991 году Иран и Саудовская Аравия возобновили дипломатические отношения, согласившись разрешить иранским паломникам еще раз совершить хадж. Общее число паломников было установлено в 115 тысяч, а демонстрации иранцев снова были разрешены, но только в одном конкретном месте, предоставленном саудовцами. По этому соглашению иранские паломники продолжали свои ежегодные демонстрации в течение 1990-х и 2000-х годов с небольшим количеством инцидентов или вообще без них. Они ограничили свой митинг пределами своего комплекса в Мекке. [41]
Примерно 20 000 пакистанских военнослужащих, дислоцированных в Саудовской Аравии, были отправлены обратно в Пакистан, поскольку Саудовская Аравия была недовольна присутствием шиитских солдат. [42]
Мартин Крамер пишет, что «поскольку независимое расследование никогда не будет проводиться, важные детали останутся под вопросом. Но ни Саудовская Аравия, ни Иран не представили никаких доказательств того, что другая сторона действовала намеренно или преднамеренно, чтобы спровоцировать насилие». [8]
См. также
[ редактировать ]- Список современных конфликтов на Ближнем Востоке
- Шиитско-суннитские отношения
- Инциденты во время хаджа
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Хронология трагедий во время хаджа-паломничества в Мекке» . Хранитель . 24 сентября 2015 года . Проверено 24 сентября 2015 г.
- ^ Сиван, Эммануэль; Фридман, Менахем (29 августа 1990 г.). Религиозный радикализм и политика на Ближнем Востоке . СУНИ Пресс. п. 183.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Кифнер, Джон (2 августа 1987 г.). «400 человек погибли, когда иранские участники марша сражались с саудовской полицией в Мекке; в Тегеране разгромлены посольства – напряженность в Персидском заливе растет – разъяренная толпа буйствует у офисов в Саудовской Аравии, Кувейте и Франции» . Нью-Йорк Таймс . п. 1 . Проверено 29 июня 2017 г.
- ^ «Хадж: Крупные происшествия» . Альджазира . Проверено 19 ноября 2009 г.
- ^ Jump up to: а б Сиван, Эммануэль; Фридман, Менахем (29 августа 1990 г.). Религиозный радикализм и политика на Ближнем Востоке . СУНИ Пресс. ISBN 9780791401590 .
- ^ Сиван и Фридман, Религиозный радикализм и политика на Ближнем Востоке , стр.190.
- ^ Баркан, Элазар; Барки, Карен (11 ноября 2014 г.). Хореография общих священных мест: религия, политика и конфликты . Издательство Колумбийского университета. п. 14. ISBN 9780231538060 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с Крамер, Мартин С. (30 сентября 1996 г.), «Посланники Хомейни в Мекке» , «Арабское пробуждение и исламское возрождение» , Transaction Publishers, ISBN 978-1560002727
- ^ Сиван и Фридман, Религиозный радикализм и политика на Ближнем Востоке , с. 190
- ^ Jump up to: а б с д «Саудовцы сообщают о широкой поддержке политики в Мекке: посланник говорит, что главы 40 стран приветствуют жесткую позицию против иранских бунтовщиков» . Лос-Анджелес Таймс . 7 августа 1987 года.
- ^ Jump up to: а б Во имя Бога: Десятилетие Хомейни , Робин Райт стр. 166
- ^ Jump up to: а б «Напряженная история: словесная война между Ираном и Саудовской Аравией из-за хаджа» . rferl.org . Проверено 15 июня 2023 г.
- ^ Комминс, Дэвид (2009). Ваххабитская миссия и Саудовская Аравия . ИБ Таурис. п. 171.
Усилия Тегерана по экспорту революции посредством листовок, радиопередач и кассет с критикой Аль Сауда за коррупцию и лицемерие нашли восприимчивую аудиторию в Восточной провинции. 28 ноября саудовские шииты проявили смелость и сломали табу на публичное религиозное выражение, проведя шествия в честь шиитского священного дня Ашура [...]
«1 февраля, в годовщину возвращения аятоллы Хомейни в Иран, снова вспыхнули жестокие демонстрации. Толпы нападали на банки и транспортные средства и поднимали плакаты с изображением Хомейни. Правительство отреагировало на февральские протесты смесью принуждения и кооптации. С одной стороны, были арестованы ведущие шиитские активисты. С другой стороны, высокопоставленный чиновник Министерства внутренних дел встретился с представителями шиитов и признал, что Эр-Рияд пренебрег потребностями развития региона [...] расширения электросети [.. .] больше школ и больниц и улучшить очистку сточных вод. - ^ ЛАНГЕВИШ, УИЛЬЯМ (9 января 2018 г.). «10-минутная давка в Мекке, вошедшая в историю» . Ярмарка тщеславия . Проверено 15 июня 2023 г.
- ^ «BBCPersian.com» . bbc.co.uk. Проверено 10 октября 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с Маттисен, Тоби (22 декабря 2014 г.). Другие саудиты . Издательство Кембриджского университета. п. 128. ИСБН 9781107043046 .
- ^ Сиван и Фридман, Религиозный радикализм и политика на Ближнем Востоке , с. 182
- ^ Сиван и Фридман, Религиозный радикализм и политика на Ближнем Востоке , с. 183
- ^ «Наследие панарабизма» (PDF) . azargoshnasp.net (на арабском языке).
- ^ САХИМИ, МУХАММАД. «Сила за сценой: Хойниха» . ПБС . Проверено 30 октября 2009 г.
- ^ Сиван и Фридман, Религиозный радикализм и политика на Ближнем Востоке , стр.186.
- ^ Крамер, Мартин С. (январь 1996 г.). Арабское пробуждение и исламское возрождение . Издатели транзакций. п. 164. ИСБН 978-1-56000-272-7 .
- ^ Крамер, Арабское пробуждение и исламское возрождение , стр. 177.
- ^ «На фоне новых разоблачений террористический заговор 1986 года о хадже должен быть наконец полностью расследован» . 31 октября 2018 г.
- ^ Лос-Анджелес Таймс (14 ноября 1986 г.). «Новая банда может удержать троих американцев – последнее похищение может означать ярость против секретных переговоров» . орландосентинель .
- ^ Рабинович, Итамар; Шакед, Хаим (1989). Современный обзор Ближнего Востока . Центр Моше Даяна. п. 172 . ISBN 9780813309255 .
Все, что мы просим, — это чтобы правительство Саудовской Аравии не выступало против этого и не направляло свою охрану к Великой мечети. Давайте посмотрим, что произойдет. Будем пробовать в течение года.
- ↑ Речь Хонихи, Радио Тегерана, 2 июля 1987 г., цитируется в сводке BBC от 4 июля 1987 г.
- ^ Сиван и Фридман, Религиозный радикализм и политика на Ближнем Востоке , стр.188.
- ^ Брехер, Майкл ; Вилкенфельд, Джонатан (1997). Исследование кризиса . Издательство Мичиганского университета. п. 656. ИСБН 9780472108060 .
- ^ От Бейрута до Иерусалима Томас Л. Фридман - 1990 - 541 страница - Просмотр фрагмента
- ^ Сиван и Фридман, Религиозный радикализм и политика на Ближнем Востоке , стр.189.
- ^ Jump up to: а б Маклахлан К. «Иран и продолжающийся кризис в Персидском заливе». GeoJournal , том 28, выпуск 3, ноябрь 1992 г., стр. 359; также: «400 человек погибли в результате сражения иранских участников марша с саудовской полицией в Мекке; в Тегеране разгромлены посольства», The New York Times , 2 августа 1987 г.
- ^ Аялон, Ами (25 сентября 1990 г.). Обзор современного Ближнего Востока, том XII, 1988 г. Центр Моисея Даяна. ISBN 9780813310442 .
- ↑ Отчет об оценке источников американской разведки, New York Times, 6 сентября 1987 г.
- ^ Крамер, Мартин Сет (31 декабря 2011 г.). Арабское пробуждение и исламское возрождение: политика идей на Ближнем Востоке . Издатели транзакций. п. 162. ИСБН 9781412817394 .
- ^ Кифнер, Джон (3 августа 1987 г.). «ИРАНСКИЕ ОФИЦИАЛЬНЫЕ ЛИЦА ПРИЗЫВАЮТ «ИСКОРНЯТЬ» САУДОВСКУЮ РОЯЛЬНОСТЬ» . Нью-Йорк Таймс . Нью-Йорк Таймс . Проверено 15 июня 2023 г.
- ^ «Спонтанная демонстрация в Тегеране 1 августа закончилась нападениями на посольства Саудовской Аравии и Кувейта». Самая долгая война: ирано-иракский военный конфликт, стр. 225
- ^ «Хомейни призвал к свержению королевской семьи Саудовской Аравии, чтобы отомстить за смерть паломников» Саудовская Аравия: страновое исследование, стр. 271
- ^ «Саудовско-иранская словесная война обостряется из-за спора о хадже» . Альджазира . Проверено 8 сентября 2016 г.
- ^ Крамер, Мартин Сет (2011). «Трёхлетний бойкот» . Арабское пробуждение и исламское возрождение: политика идей на Ближнем Востоке . Издатели транзакций . п. 176. ИСБН 978-1412817394 .
- ^ Крамер, Мартин Сет (2011). «Возобновленное понимание?» . Арабское пробуждение и исламское возрождение: политика идей на Ближнем Востоке . Издатели транзакций . п. 178. ИСБН 978-1412817394 .
- ^ Кристоф Жаффрело (12 апреля 2016 г.). Пакистан на перепутье: внутренняя динамика и внешнее давление . Издательство Колумбийского университета. п. 307. ИСБН 978-0-231-54025-4 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1987 год в Саудовской Аравии.
- 1987 год в Иране
- беспорядки 1987 года
- 20 век в Мекке
- Беспорядки и гражданские беспорядки в Саудовской Аравии
- Инциденты во время хаджа
- Протесты в Саудовской Аравии
- Резня в Саудовской Аравии
- Шиитско-суннитское межконфессиональное насилие
- Отношения Ирана и Саудовской Аравии
- Прокси-конфликт между Ираном и Саудовской Аравией
- Катастрофы 1987 года в Саудовской Аравии