Шиитский ислам в Саудовской Аравии
Часть серии о Шиитский ислам |
---|
![]() |
![]() |
![]() | В этом разделе могут содержаться материалы, не относящиеся к теме статьи . ( июнь 2017 г. ) |
этой статьи Начальный раздел может быть слишком коротким, чтобы адекватно суммировать ключевые моменты . ( июль 2022 г. ) |
Правительство Саудовской Аравии не проводит перепись по религиозному или этническому признаку . [1] но некоторые источники оценивают, что шиитское население в Саудовской Аравии составляет около 20% от примерно 34 миллионов жителей Саудовской Аравии. [2]
двунадесятников Саудовской Аравии Шиитская община , Бахарна страны , в основном сконцентрирована в восточной провинции , в основном в Катифе и Аль-Ахсе . также существует шиитское сообщество двунадесятников, В Медине известное как Нахавила . Аналогично, племенная шиитская община существует и в регионе Хиджаза , проявляясь в трех племенах: Бану Хусейн (Аль-Хусайни) , шарифах Мекки, правивших более пяти столетий, а также двух традиционно кочевых племенах Хиджази Харба (особенно филиал Бану Али) [3] и Джухайна . Некоторые историки полагают, что эти бедуинские племена принадлежали к направлению шиитского ислама, которое не является ни двунадесятником, ни зайдитом, а некоторые полагают, что они исповедуют неокайсанитские верования . За пределами восточной провинции и Хиджаза шиитский ислам существует в южном регионе королевства, где Наджран и его племя Ям традиционно являются сулейманскими исмаилитами. Зайдизм также существует в регионах, граничащих с северным Йеменом. По оценкам Госдепартамента США в 2016 году, около 700 000 исмаилитов населяют регион Наджран, а около 20 000 зайдитов также сконцентрированы в регионах, граничащих с Йеменом. [4]
Шииты в Саудовской Аравии сталкиваются с многочисленными институциональными проблемами. Современное Королевство Саудовская Аравия было образовано в 1932 году Домом Саудов , которые являются последователями движения в суннитском исламе, известного как ваххабизм . [5] [ самостоятельный источник ] Последователи ваххабитской миссии, которые доминируют в религиозных учреждениях, судах и образовании королевства. [6] — считают, что « мусульмане должны вернуться к толкованию ислама, содержащемуся в классических текстах, Коране и Сунне ». Они также считают, что «мусульмане, которые ищут заступничества у святых людей , таких как имамы, почитаемые шиитами, не являются «истинными» мусульманами». [7]
История
[ редактировать ]Хотя Саудовская Аравия существует только с 1932 года, более раннее государство Аль-Сауд ( Эмират Дирия ) столкнулось с шиитами. Ибн Абдул-Ваххаб считал, что шииты «импортировали в ислам» практику строительства мечетей на могилах, практику, которую он считал неисламской. Он называл шиитов рафидами (отвергающими). [8] [9] сектантское имя, которое его последователи продолжают использовать.
В 1802 году саудово-ваххабитский союз развязал джихад (или, по крайней мере, киталь , то есть войну) против священного для шиитов города Кербела . Там, по словам ваххабитского летописца Усмана бин Абдуллы бин Бишра:
Мусульмане [ваххабиты называли себя мусульманами, не считая шиитов мусульманами] взобрались на стены, вошли в город... и убили большинство его жителей на рынках и в их домах. [Они] разрушили купол, установленный над могилой аль-Хусейна, [и забрали] все, что нашли внутри купола и его окрестностей... решетку вокруг гробницы, инкрустированную изумрудами, рубинами и другими драгоценностями... разные виды имущества, оружие, одежда, ковры, золото, серебро, драгоценные экземпляры Корана. [ нужна ссылка ]
Аль-Хаса , главный шиитский район территории нынешней Саудовской Аравии, был завоеван саудовскими войсками в 1913 году. [10] Первоначальное обращение с шиитами было суровым: религиозные лидеры были вынуждены поклясться «прекратить соблюдение религиозных праздников, закрыть особые места отправления культа и прекратить паломничество к святым местам в Ираке». Ваххабитские улемы также «приказали снести несколько шиитских мечетей» и «взяли на себя обязанности преподавания и проповеди в оставшихся мечетях, чтобы обратить население в свою веру». [11]
Власти Саудовской Аравии действовали в соответствии с желанием ваххабитов уничтожить «пережитки шиитской религиозности» в Медине и вокруг нее . В 1926 году Ибн Сауд разрушил мавзолей Аль-Баки , в котором находились гробницы семьи Мухаммеда и его сподвижников, второго, четвертого, пятого и шести шиитских имамов. Сообщается, что в 1975 году могила шиитского имама (Исмаила ибн Джафара ас-Садика) была разрушена. [12] [13] [14] а год спустя древняя пальма, которая, согласно легенде, была посажена под руководством Мухаммеда и которую на протяжении поколений посещали паломники-шииты и сунниты, была срублена по приказу высокопоставленного ваххабитского шейха. [12] [15]
В 1979 году иранская исламская революция свергла шаха Ирана , заменив прозападную монархию антизападной теократической исламской республикой. Иран более густонаселен, чем Саудовская Аравия, и его границы расположены относительно близко к нефтяным месторождениям последней, где также большинство шиитов, принадлежащих к этнической Бахарне традиционно проживало . Иранские ученые стремились экспортировать свою революцию и идеологически выступали против как монархических систем правления, так и любого государства, союзного Западу. [6] Листовки, радиопередачи и кассеты из Ирана были направлены против Бахарны и других шиитов и подвергли критике правительство Саудовской Аравии за коррупцию и лицемерие. [6] В ноябре того же года шииты почтили память Ашуры впервые за многие годы (незаконно). В феврале следующего года демонстрации прошли по случаю годовщины аятоллы Хомейни возвращения в Иран. Саудовские чиновники ответили «кнутом и пряником», арестовав активистов, но также пообещав больше школ, больниц и инфраструктуры для шиитского региона. [16]
В 1987 году, после гибели более 300 человек во время демонстрации иранских паломников в Мекке во время паломничества хаджа , Хомейни «объявил Дом Саудов «убийцами» и призвал всех лояльных шиитов в Королевстве восстать и свергнуть их». еще больше тревожит саудовских чиновников. [17] После взрыва на нефтепроводах в 1988 году правительство Саудовской Аравии, обвинив шиитов в диверсиях, казнило нескольких человек. При коллективном наказании на их свободы налагались ограничения, и они подвергались дальнейшей экономической маргинализации. [18] Ваххабитским улемам был дан зеленый свет санкционировать насилие против шиитов. принял фетвы Ведущий священнослужитель страны Абдул-Азиз ибн Баз , осуждая шиитов как отступников от ислама . [20]
После окончания войны в Персидском заливе 1991 года , ослабившей врага Ирана Саддама Хусейна и продемонстрировавшей силу союзника Саудовской Аравии США, «в отношениях между двумя странами произошло заметное потепление». [ нужна указание авторства ] В 1993 году правительство Саудовской Аравии объявило всеобщую амнистию, в результате которой различные шиитские лидеры были освобождены из тюрьмы или вернулись из ссылки. «Сотни молодых [шиитов]» получили работу в государственном и частном секторах. [21] Антишиитский имам мечети Пророка в Медине был даже уволен после того, как он напал на шиизм в пятничной проповеди в присутствии президента Ирана Акбара Хашеми Рафсанджани . [21]
В 2003 году политическое направление снова изменилось, и была начата серия «Национальных диалогов», в которых участвовали шииты (а также суфии, либеральные реформаторы и женщины-профессионалы), что вызвало резкое неодобрение ваххабитских пуристов. [22] В конце 2003 года «450 шиитских ученых, бизнесменов, писателей и женщин» подали петицию наследному принцу Абдалле с требованием расширить права, включая право для шиитов обращаться «в свои собственные религиозные суды, поскольку суннитские суды не признают показания шиитов». ". [23]
По состоянию на 2006 год более воинственные саудовские священнослужители-ваххабиты распространяли петицию, призывающую к усилению религиозного насилия против шиитов, в то время как официальный религиозный истеблишмент призывал их добровольно отказаться от своих «ошибочных» убеждений и встать на «правильный путь» ислама. а не быть убитым, изгнанным или обращенным в веру насильственным путем. [24]
Структура сообщества, политическая и религиозная власть
[ редактировать ], в современной Саудовской Аравии суннитские По словам ученого Вали Насра правители ограничивают участие шиитов в политической жизни «знатными людьми» . Эти знатные люди извлекают выгоду из своих связей с властью, и взамен ожидается, что они будут контролировать свое сообщество. [25] Большая часть политической деятельности происходит за пределами этих параметров. С 1979 года сотни саудовских шиитов были заключены в тюрьмы, казнены и сосланы. [24]
Оппозиция
[ редактировать ]По словам Ондрея Беранека из Университета Брандейса, шиитская оппозиция в Саудовской Аравии «претерпела различные стадии развития». Саудовские шииты считали аятоллу Хомейни и иранскую революцию «политическим источником вдохновения», но «важным идеологическим источником» была организация «Харакат ар-рисалиин ат-талаи» (буквально «Движение авангардных миссионеров»), созданная в 1968 году. не в Иране, а в иракском городе Кербела под покровительством Марджа ат-Таклида (религиозного авторитета) Сайида Мухаммада Махди аль-Ширази. [24] Другие организации включают Муназзамат аль-Саура 'л-Исламийя (Организация Исламской Революции), созданную после Интифады 1979 года. Сосредоточив внимание на мирных переменах, она сменила название на Аль-Харака аль-ислахийя (Движение реформ). [24]
В ответ на это изменение король Фахд встретился с несколькими последователями аль-Саффара, и в октябре 1993 года был подписан пакт. Фахд пообещал работать над улучшением условий жизни шиитов в Саудовской Аравии, приказав исключить уничижительные для них термины из учебников, устранив некоторые другие формы явной дискриминации, разрешив многим изгнанникам-шиитам вернуться в Саудовскую Аравию и выполнив другие действия. [26] Взамен « Аль-Харака л-ислахия» была распущена, а ее члены официально согласились отмежеваться от иностранных групп и движений. [27]
По состоянию на 2009 год главным выразителем и представителем саудовского шиитского движения в его более умеренном воплощении был шейх Хасан аль-Саффар (1958 г.р.). Аль-Саффар представляет один из немногих голосов, публично призывающих к умеренным, прагматичным действиям, терпимости и примирению между шиитами и суннитами, а также к политической системе, основанной на гражданском обществе, свободных выборах и свободе слова. [24]
На другом конце шиитского политического спектра находится саудовская «Хезболла» или «Хезболла Аль-Хиджаз» . Основанная в 1987 году, она поддерживает свержение абсолютной монархии. В 1988 и 1989 годах саудовская «Хезболла» провела несколько нападений на нефтяную инфраструктуру, а также убила саудовских дипломатов в Анкаре , Бангкоке и Карачи . Они также предположительно были причастны к взрыву Башен Хобар в 1996 году, в результате которого погибли десятки военнослужащих армии США. Некоторые из ее членов прошли стажировку в Иране . Предполагается, что группировка также использует иранские тренировочные лагеря в долине Бика в Ливане . На протяжении 1980-х и 1990-х годов группа прославилась убийствами саудовских полицейских и военнослужащих, проповедников-ваххабитов, сотрудников министерства внутренних дел и разведки, а также проведением специализированных нападений на объекты Aramco и военно-морские силы Саудовской Аравии. Однако в конце 1990-х годов повстанческое движение внезапно прекратилось, поскольку правительство Саудовской Аравии, уставшее от кровавой бойни и постоянных поражений своих сил, стремившихся положить конец повстанческому мятежу, взяло на себя обязательства подлинным реформам. Эти реформы были проведены при посредничестве иракских шиитских ученых из организации аль-Бадр. [24] [28] [ нужна полная цитата ]
Помимо этих двух фракций, существуют также более мелкие группы традиционалистов, которые смотрят на саудовский режим с подозрением и не намерены участвовать в каких-либо переговорах о примирении. [24]
После терактов 11 сентября и взрывов в Эр-Рияде в 2003 году Саудовская Аравия, казалось, была полна решимости остановить жестокую кампанию против своей шиитской общины, которая в предыдущие десятилетия привела к тому, что сотни шиитов были заключены в тюрьмы, казнены и изгнаны. Однако такой либеральный шаг можно легко расценить как всего лишь часть новой кампании, направленной на улучшение имиджа Саудовской Аравии на Западе. [24]
Ограничения и преследования
[ редактировать ]Правительство Саудовской Аравии часто рассматривалось как активный угнетатель шиитов. [29] из-за финансирования ваххабитской идеологии, осуждающей шиитскую веру. [30]
В 1988 году фетвы, ведущим священнослужителем страны Абдул-Азизом ибн Базом, объявили шиитов отступниками принятые . [31] Абдул-Рахман аль-Джибрин , член Высшего совета улемов, санкционировал убийства шиитов в 1994 году. [31] По словам Вали Насра, это повторялось в ваххабитской религиозной литературе даже в 2002 году. [18] К 2007 году аль-Джибрин написал, что [шииты] «являются самыми злейшими врагами мусульман, которым следует опасаться их заговоров». [31]
Согласно отчету Хьюман Райтс Вотч за 2009 год , граждане-шииты в Саудовской Аравии «сталкиваются с систематической дискриминацией в сфере религии, образования, правосудия и трудоустройства». [32]
, в Саудовской Аравии нет шиитских министров, мэров или начальников полиции, По словам другого источника, Вали Насра в отличие от других стран со значительным шиитским населением (таких как Ирак и Ливан ). Шиитов не допускают к «критическим должностям» в вооруженных силах и службах безопасности, и ни в одной из трехсот шиитских женских школ в Восточной провинции нет директора-шиита. [18]
Пакистанский обозреватель Мохаммад Таки написал, что «саудовский режим также остро осознает, что, в конечном счете, недовольство шиитов... проистекает из социально-экономических лишений в результате религиозных репрессий и политической маргинализации, граничащей с апартеидом ». [33]
США Давая показания перед группой Конгресса по правам человека , Али аль-Ахмед , директор Института по делам Персидского залива , заявил:
Саудовская Аравия является ярким примером религиозного апартеида . Религиозные учреждения, от государственных священнослужителей до судей, религиозные учебные программы и все религиозные инструкции в средствах массовой информации, ограничиваются ваххабитским пониманием ислама, которого придерживаются менее 40% населения. Правительство Саудовской Аравии коммунизировало ислам посредством своей монополии как на религиозные мысли, так и на практику. Ваххабитский ислам навязывается и навязывается всем саудовцам, независимо от их религиозной ориентации. Секта ваххабитов не терпит других религиозных или идеологических убеждений, мусульманских или нет. Религиозные символы мусульман, христиан, евреев и других верующих запрещены. Посольство Саудовской Аравии в Вашингтоне является живым примером религиозного апартеида. За 50 лет существования посольства в посольстве не было ни одного мусульманского дипломата-несуннита. Филиал Университета Имама Мохамеда бен Сауда в Фэрфаксе, штат Вирджиния, учит своих студентов, что шиитский ислам — это еврейский заговор . [34]
В ноябре 2014 года в деревне ад-Дальва в восточной провинции Аль-Ахса трое неизвестных вооруженных людей в масках открыли огонь по Хусейнии, или шиитскому религиозному центру, убив восемь и ранив десятки. [35]
В то время как гражданские круги Саудовской Аравии обвиняли хариджитов в нападении, утверждая, что они хотели начать гражданскую войну , в нескольких статьях в саудовской прессе утверждалось, что нападение «не возникло из ниоткуда», что имело место антишиитское подстрекательство. в королевстве со стороны «религиозного истеблишмента, проповедников и даже преподавателей университетов - и это число росло». [36] Саудовское правительство/религиозный истеблишмент, а также национальные СМИ не прокомментировали нападение.
В январе 2016 года Саудовская Аравия казнила известного шиитского священнослужителя шейха Нимра , призывавшего к демонстрациям в поддержку демократии, а также еще 47 человек, приговоренных Специализированным уголовным судом по обвинениям в терроризме. [37]
2011–2012 протесты в Саудовской Аравии
[ редактировать ]В контексте « арабской весны» , единственная провинция с преобладающим шиитским населением, Восточная провинция Саудовской Аравии восстала против саудовского режима в 2011 и 2012 годах. Протестующие-шииты подвергались жестоким репрессиям, и их положение не улучшилось. Эти протесты стали поворотным моментом в отношениях между саудовским шиитским меньшинством и саудовским режимом, поскольку они привели к радикализации обеих сторон. [38] Протесты прошли в регионе, где конкурирующие государства используют сектантство для расширения своего влияния. Сектантство – это когда поддержка некоторых людей или организаций религиозной или политической группы настолько сильна, что может причинить проблемы другим группам. [39] Фактически, опосредованная война . между Ираном и Саудовской Аравией в регионе Персидского залива возникла [40] [41] [42] Они оба стремятся к региональной гегемонии, основанной на повествовании о наследии двух цивилизаций, соответственно, персов и арабов . [43] Однако жестокая конфессиональная конфронтация между шиитами и суннитами в Саудовской Аравии возникла недавно. В течение долгого времени преобладающей политикой было разумное примирение между сектами и религиями. После иранской революции 1979 года в Иране возникла концепция шиитского ислама « Охрана исламских юристов», противостоящая квиетистской концепции шиитского ислама . Это означает, что религия играла важную роль в иранской политике. В ответ сунниты были склонны ужесточать свою собственную интерпретацию ислама. В Саудовской Аравии это выразилось в остром салафизме . [6]
Сектантские дискурсы использовались Саудовской Аравией и Ираном для достижения региональной гегемонии, но практика сектантства более умеренная. С иранской стороны защита шиитских меньшинств на практике означает отказ от их универсалистского революционного послания . С саудовской стороны использование радикальной суннитской риторики означает усиление суннитских радикалов. Поскольку саудовский режим является союзником западных стран, таких как США , он станет мишенью этих радикальных группировок. Несмотря на это, саудовский режим использует различие между суннитами и шиитами, пытаясь подчеркнуть религиозные и культурные различия Ирана по сравнению с другими странами Персидского залива. [6] Фактически, конфронтация между Ираном и Саудовской Аравией во многом является продуктом политических факторов и региональных амбиций. Сектантство является частью этого противостояния, а не его причиной. [41]
В контексте сектантства, связанного с региональной конкуренцией, протесты прошли в регионе Катиф на востоке Саудовской Аравии, регионе, населенном преимущественно шиитами. Этот регион богат нефтью, и большинство работников национальной саудовской нефтяной компании Saudi Aramco привыкли организовывать протесты в защиту прав рабочих. [38] Протесты вспыхнули после нескольких причин, включая самосожжение мужчины в городе Самта на юго-западе Саудовской Аравии. Шииты на востоке Саудовской Аравии организовали демонстрации, узнав о некоторых шиитских протестах в Бахрейне , и в ответ на то, что саудовские шииты были заключены в тюрьму в Саудовской Аравии за их предполагаемую, но оспариваемую вину за взрыв башен Хобар в 1996 году. Затем протесты распространились из-за мобилизация молодежи, особенно в социальных сетях, но так и не вышла за пределы преимущественно шиитской восточной провинции Саудовской Аравии. [44]
Поначалу требования протестующих были аналогичны требованиям арабской весны, происходившей в других странах Ближнего Востока, так сказать, индивидуальных свобод, а не религиозных прав. Фактически религиозные обычаи шиитов в Восточной провинции были приняты центральной властью. Например, после завоевания Аль-Ахсы в 1913 году , ознаменовавшего интеграцию этого шиитского региона с Саудовским султанатом , шииты учредили несколько судов, которые были приняты саудовским государством и которые обеспечивали правосудие в соответствии с шиитскими принципами . Те свободы, которые предлагались шиитам, не существовали в регионах Саудовской Аравии, где шииты составляли меньшинство. Но в то же время официальный религиозный дискурс в Саудовской Аравии осуждал шиитскую практику. Другие требования протестующих заключались в том, чтобы потребовать большей автономии региона. По этой причине, а также из-за опасений «шиитского окружения», саудовский режим отреагировал. Все началось с противодействия протестам в районе Катифа. [6] [44] [45] [46]
Долгое время режим кооптировал местную элиту, чтобы управлять общественным мнением . Они сделали это, отчасти назначив шиитов судьями в шиитских судах региона. в Катифе знатных людей сменили Однако после иранской революции некоторые политические активисты, которые были более радикальными в своих требованиях и остались в стороне от политики перераспределения, проводимой знатными людьми. Фактически, большинство шиитских видных деятелей следовали за шиитскими авторитетными фигурами, мараджи , которые выступали за духовную роль духовенства, а не за политическую. Уходя из сферы духовного образования, известные люди позволили шиитским исламистским движениям взять на себя эту роль. Именно поэтому в 2011 году протесты возглавили молодые люди, находящиеся под влиянием предыдущих радикальных движений, активные в социальных сетях и независимые от известных людей. Чтобы замедлить протесты, режим стремился опираться на видных деятелей, которые стремились сохранить часть своего влияния на население против новых местных лидеров. Назначение видных деятелей на руководящие посты саудовским режимом зависело от их принадлежности к шиизму. Следовательно, их интерес заключался в том, чтобы режим по-прежнему рассматривал шиитов как социальная группа с ярко выраженной идентичностью . Режим использовал это положение для контроля над знаменитостями. С примечательной точки зрения, либо они поддерживали режим, рискуя быть смещенными со своих позиций протестующими, либо они поддерживали протестующих, рискуя быть смещенными со своих позиций саудовским режимом. 21 апреля 2011 года известные люди подписали декларацию, призывающую к прекращению протестов. Основным подписавшим был Хасан Аль-Саффар , шиитский ученый из Катифа, который считался одним из самых важных шиитских лидеров Саудовской Аравии и который основал Движение исламских реформ в 1991 году. Это движение произошло от Организации Исламской революции в Аравийского полуострова , целью которого была шиитская революция в Саудовской Аравии. Несмотря на призыв Аль-Саффара, протесты прекратились только после того, как страница Facebook, которая ранее призывала к демонстрациям, попросила протестующих дать правительству некоторое время для реализации обещанных изменений. [6] [44] [45]
Основной целью режима было не допустить распространения протестов Восточной провинции на остальную часть страны. С этой целью саудовский режим использовал сектантский нарратив, противопоставляющий шиитское меньшинство суннитскому большинству страны. Ваххабиты фетвы , обнародовали некоторые осуждающие шиитов как отступников . [46] Средства массовой информации также снова и снова повторяли нарратив об идентичности, дифференцирующий сообщества. Фактически, саудовский режим контролировал большую часть средств массовой информации в Саудовской Аравии и о принуждения посредством ней . Стратегии сотрудничества были раскрыты Wikileaks: саудовский режим заплатил 2 миллиона долларов США ливанской сети MTV в 2012 году, чтобы противодействовать враждебным к Саудовскому Королевству СМИ и чтобы канал приглашал проправительственных саудовцев в качестве гостей на свои передачи. ток-шоу. Wikileaks также сообщил о сотрудничестве через рекламу. Египетский канал ONTV пригласил главу Движения за исламские реформы в Аравии . Зная об этом, посольство Саудовской Аравии попросило владельца телеканала изменить свою политику, аргументируя это тем, что в противном случае Саудовская Аравия прекратит рекламу на канале. Принуждение часто использовалось, когда СМИ не могли быть кооптированы, это могло быть сделано, потому что саудовский режим контролировал доступ к двум спутникам, через которые каналы должны были проходить для вещания в Саудовской Аравии. Например, в 2009 году иранским телеканалам было отказано в вещании на этих спутниках в течение одного месяца после обвинения в поддержке Ирана. Повстанцы-хуситы в Йемене . [47]
В целом программы национальных СМИ Саудовской Аравии были направлены на отвлечение саудовцев от политики, а международные программы Саудовской Аравии были направлены на продвижение имиджа Саудовской Аравии как современной страны. Во время протестов 2011 года они, скорее, были направлены на создание сектантской программы для противодействия тому, что саудовский режим интерпретировал как иранское влияние в Персидском заливе. Для этого некоторые ваххабитские священнослужители были ретранслированы некоторыми салафитскими каналами, такими как Almajd TV Network . Они изображали шиитов неверными и угрозой. До такой степени эти каналы воспроизводили послание Исламского Государства Ирака и Леванта и провоцировали джихад . [46] [47]
Последней стратегией саудовского режима по подавлению беспорядков в Катифе были действия саудовской полиции на местах. Полиция была лояльна режиму отчасти потому, что в ее рядах почти не было шиитов. Полиция восточной провинции, хотя раньше находилась под контролем генерального директора провинции , на практике находилась под контролем центрального саудовского режима. Миссия саудовской полиции заключалась главным образом в защите общественного порядка, а сдерживание преступлений имело лишь второстепенное значение. Также в регионе действовала параллельная религиозная полиция под названием «Мутава» и секретная служба « Мабахит» , занимавшаяся борьбой с терроризмом. Действиям полиции способствовало саудовское законодательство , а особенно отсутствие гражданских прав, защищающих свободы людей в других странах. [48]
Несмотря на то, что шииты обычно требовали большего включения в состав Саудовской Аравии, а не свержения монархии , государство по-прежнему относилось к этому сообществу как к угрозе безопасности, которую необходимо сдерживать из-за предвзятости и стереотипов режима по отношению к шиитам. В то время как некоторые активисты социальных сетей просили устроить так называемый «день ярости» (имея в виду первый день протестов в Бахрейне ) 11 марта 2011 года, полиция убила Фейсала Ахмеда Абдул-Ахада, одного из организаторов этого мероприятия. за две недели до запланированных демонстраций и жестоко арестовали нескольких протестующих 4 марта. С одной стороны, эти репрессии запугали людей, которые думали объявить забастовку 11 числа. С другой стороны, протестующие, продолжавшие движение, радикализировали свои действия. Следовательно, протесты 11 марта в Катифе были незначительными: в тот день протестовали всего несколько сотен человек, тогда как их организовывали более 26 000 членов группы Facebook . Несмотря на провал протестов, в последующие недели они становились все более жестокими, что создало порочный круг. Полиция была сильно политизирована и напоминала военную силу, а участники беспорядков начали использовать зажигательные снаряды и огнестрельное оружие против полиции. Все это привело к риторике режима, криминализирующего протестующих в глазах саудовского населения. По меньшей мере 17 протестующих и один полицейский были убиты, но в конечном итоге протесты замедлились из-за государственных репрессий. [44] [48]
Беспорядки в Катифе 2017–2020 гг.
[ редактировать ]С мая 2017 года [49] [50] [51] [52] [ нужен лучший источник ] В ответ на протесты против правительства преимущественно шиитский город Аль-Авамия был полностью осажден саудовскими военными. Жителям не разрешалось входить и выходить, а военные силы без разбора обстреливали кварталы авиаударами и минометами . [53] стрелять вместе со снайперами . [54] [55] Десятки мирных шиитов были ранены, в том числе трехлетний ребенок и несколько жителей были убиты. Правительство Саудовской Аравии утверждает, что борется с террористами в Аль-Авамии.
Жители также сообщали, что солдаты стреляли по домам, машинам и всем на улицах. [56]
В ходе репрессий правительство Саудовской Аравии снесло несколько религиозных и исторических объектов, а также множество других зданий и домов в Катифе. [57]
26 июля 2017 года власти Саудовской Аравии начали отказываться оказывать неотложную помощь раненым мирным жителям. Саудовская Аравия также не оказала гуманитарную помощь оказавшимся в ловушке гражданам Авамии. [58]
В августе 2017 года сообщалось, что правительство Саудовской Аравии снесло 488 зданий в Авамии. Этот снос произошел в результате осады города правительством Саудовской Аравии, которое продолжало пытаться помешать гражданам города получить права. [59]
Президент Совета Корана и двое двоюродных братьев казненного Нимра ан-Нимра также были убиты саудовскими силами безопасности в Катифе в 2017 году. [60]
Подавление религиозной практики
[ редактировать ]Правительство Саудовской Аравии отказалось разрешить шиитским учителям и учащимся освободиться от школы для участия в мероприятиях Дня Ашура , одного из самых важных религиозных дней для шиитов, который отмечает мученическую смерть внука Мухаммеда , Хусейна бин Али , от рук второго суннитского халифа Омейядов Язида. [61] [ недостаточно конкретно, чтобы проверить ] В 2009 году во время начала Ашуры были арестованы религиозные и общественные лидеры шиитов, протестовавшие против правительства и скандировавшие лозунги против ваххабитов.
В 2009 году группа шиитов, направлявшихся для совершения хаджа (одного из пяти столпов ислама, который все трудоспособные мусульмане обязаны совершать хотя бы раз в жизни) в Мекке, была арестована саудовской религиозной полицией из-за участие в протесте против правительства Саудовской Аравии. [35] Пятнадцатилетний паломник был ранен в грудь, а неизвестный нанес удар ножом в спину шиитскому шейху, крича: «Убейте отказника [шиита]». [35]
В Медине
[ редактировать ]Шиитские паломники едут в Джаннат аль-Баки в основном для того, чтобы посетить могилу Фатимы и Ахль аль-Байта , которые похоронены на кладбище Джаннат аль-Баки, но не посещают других сахабов в исламе. Шииты и сунниты- ханафиты , шафииты , барелвисы и Давуди Бора исмаилиты обычно молятся возле могил Ахль аль-Байта, но в ваххабизме это действие рассматривается как ширк (многобожие или идолопоклонство), поскольку ваххабизм не допускает такие практики, как молитва возле могил Ахль аль-Байт в Джаннат аль-Баки .
В конце 2011 года австралийцу было предъявлено обвинение в несоблюдении закона и богохульстве, и он был приговорен к 500 ударам плетью и 2 годам тюремного заключения; последнее предложение позже было сокращено. [62] Также в конце 2011 года известный канадский шиитский священнослужитель Усама аль-Аттар был арестован по неизвестным причинам, но, возможно, из-за его критики реакции королевства на восстания в Йемене и Бахрейне. [63] В тот же день его освободили, объявив арест совершенно неспровоцированным. [64]
Дискриминация в образовании
[ редактировать ]Большая часть образования в Саудовской Аравии основана на религиозных материалах ваххабитов. Правительство ограничило имена, которые шииты могут использовать для своих детей, пытаясь отговорить их от раскрытия своей личности. Саудовские учебники враждебно относятся к шиизму, часто характеризуя эту веру как форму ереси, худшую, чем любую другую религию.
Дискриминация в сфере труда
[ редактировать ]Большая дискриминация наблюдается и среди саудовской рабочей силы. Шиитам запрещено становиться преподавателями религиозных предметов, которые составляют около половины курсов среднего образования. [65] Шииты не могут стать директорами школ. [65] Некоторые шииты стали профессорами университетов, но часто сталкиваются с преследованиями как со стороны студентов, так и со стороны преподавателей. [65] Шииты дисквалифицированы в качестве свидетелей в суде, поскольку суннитские источники в Саудовской Аравии ссылаются на шиитскую практику такийя , согласно которой разрешено лгать, когда человек находится в страхе или риску серьезного преследования. Шииты не могут быть судьями в обычных судах, им запрещено поступать в военные академии. [35] и с высокопоставленных правительственных постов или постов в сфере безопасности, в том числе стать пилотами Saudi Airlines. [66]
Реакции
[ редактировать ]Хьюман Райтс Вотч сообщает, что шииты хотят, чтобы с ними обращались как с равными, и желают быть свободными от дискриминации (Хьюман Райтс Вотч). Однако шиитское меньшинство по-прежнему в значительной степени маргинализировано. [35]
исмаилиты
[ редактировать ]Гораздо меньшее меньшинство сулейманитов- исмаилитов отличается от шиитов- двунадесятников . , граничащем с Йеменом , проживает около 700 000 из них По оценкам, в южном регионе Наджрана . [4] Они также подвергались тому, что Хьюман Райтс Вотч называет «официальной дискриминацией», в том числе в «государственной службе, религиозных обрядах и системе правосудия». [67]
После столкновений в апреле 2000 года власти Саудовской Аравии заключили в тюрьму, подвергли пыткам и приговорили к суммарному наказанию многих исмаилитов, а также переправили десятки исмаилитских государственных служащих за пределы региона. Основополагающая дискриминационная практика не ослабевает. [67]
Одним из основных вопросов спора между исмаилитами Наджрана и правительством Саудовской Аравии остается строительство физического забора на границе Йемена и Саудовской Аравии, против которого выступают местные племена. [68]
Беспорядки
[ редактировать ]В 1997 году директор Министерства по делам ислама открыл офис в Наджране с целью пропаганды ваххабитской доктрины среди местных исмаилитов. Официальный представитель Саудовской Аравии шейх Али Хурсан объявил исмаилитов неверными, потому что, по его словам, «они не следуют Сунне и не верят, что Коран полон», заявив: «Мы не едим их пищу, мы не вступаем в брак с им, мы не должны молиться за их умерших или позволять хоронить их на наших кладбищах». [69] В 1997 году губернатор принц Мишал приказал полиции препятствовать исмаилитам совершать молитвы во время исламского праздника Ид аль-Фитр после Рамадана . «Антиисмаилитские кампании привели к многочисленным арестам и порке». [69]
В апреле 2000 года, в ответ на кампанию Amnesty International, пропагандирующую отсутствие религиозной свободы в Саудовской Аравии, исмаилиты в Наджране открыто поминали Ашуру впервые за многие годы . Вскоре после этого саудовская религиозная полиция «штурмовала крупную исмаилитскую мечеть, конфисковала многие из ее религиозных текстов и арестовала трех священнослужителей». Местные исмаилиты, которые часто вооружены, в ответ открыли огонь по силам безопасности, сожгли некоторые из их транспортных средств и убили десятки из них. Около 40 полицейских и сотрудников различных сил безопасности (все неисмаилиты) были убиты и еще многие получили ранения. Подкрепление саудовской армии прочесало этот район и произвело множество арестов. [69] [67]
Десятки исмаилитских государственных служащих были переведены из Наджрана. [69]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Холли, Маккей (12 декабря 2016 г.). «Число христиан, празднующих Рождество в Саудовской Аравии, растёт, но религиозная свобода — нет» . Фокс Ньюс. Фокс Ньюс . Проверено 27 декабря 2016 г.
- ^ Ибн Ганнам, Хусейн (1961). Дата рождения . Каир. п. 438.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Мир ислама: Журнал Немецкого общества исламских исследований , том 37, стр. 289
- ^ Jump up to: а б «Отчет о международной религиозной свободе за 2016 год: Саудовская Аравия» . Государственный департамент США . Проверено 6 мая 2022 г.
- ^ Оливер, Ханиф Джеймс. «Ваххабитский миф»: развенчание распространенных заблуждений и фиктивной связи с Бен Ладеном .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Комминс, Дэвид (2009). Ваххабитская миссия и Саудовская Аравия . ИБ Таурис. стр. 155–56.
В Саудовской Аравии число официальных религиозных учреждений, находящихся под контролем ваххабитов, множилось, в то время как улемы сохраняли свою власть в религиозных судах, руководили созданием исламских университетов и обеспечивали детям в государственных школах серьезную дозу религиозного обучения.
- ^ Комминс, Дэвид (2009). Ваххабитская миссия и Саудовская Аравия . ИБ Таурис. стр. 155–56.
Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб ... настаивал на том, что обращение к святым людям и принятие обетов действительно представляет собой серьезное идолопоклонство и что было бы правильно считать неверными любого, кто не рассматривал такие практики как идолопоклонство. ... Затем он заявил, что если кто-то признает, что эти практики являются главным идолопоклонством, то борьба является обязанностью как часть пророческой миссии по уничтожению идолов. Таким образом, идолопоклонник, призывающий на помощь святого, должен покаяться. Если он это сделает, его покаяние будет принято. В противном случае его следует убить.
- ^ Комминс, Дэвид (2009). Ваххабитская миссия и Саудовская Аравия . ИБ Таурис. п. 16.
- ^ «Девиантные группы: Раафида» . Fatwa-online.com . Архивировано из оригинала 6 июня 2014 г.
Их называют Раафидами, потому что они отвергли лидерство Зайда ибн Али ибн аль-Хусейна...
- ^ Комминс, Дэвид (2009). Ваххабитская миссия и Саудовская Аравия . ИБ Таурис. п. 211.
- ^ Комминс, Дэвид (2009). Ваххабитская миссия и Саудовская Аравия . ИБ Таурис.
Икван настаивали на том, что во внутренних делах их религиозные взгляды должны преобладать, включая насильственное обращение шиитского населения аль-Хасы. Чтобы реализовать это решение, религиозные лидеры шиитов собрались перед ваххабитским кади и поклялись прекратить соблюдение своих религиозных праздников, закрыть специальные места отправления культа и прекратить паломничество к святым местам в Ираке. ... Ваххабитские улемы приказали снести несколько шиитских мечетей и взяли на себя обязанности преподавания и проповеди в оставшихся мечетях, чтобы обратить население в свою веру. ... некоторые шииты эмигрировали в Бахрейн и Ирак.
- ^ Jump up to: а б Комминс, Дэвид (2009). Ваххабитская миссия и Саудовская Аравия . ИБ Таурис. п. 170.
- ^ Энде, Вернер (1997). « Нахавила , шиитская община Медины в прошлом и настоящем». Мир ислама . п. xxxvii/3.
- ^ Дэвид Комминс может ошибаться, поскольку, похоже, не существует имама по имени Исмаил ибн Джафар ас-Садик. Джафар ас-Садик был шестым имамом, а Исмаил ибн Джафар ас-Садик, возможно, был сыном Джафара ас-Садика .
- ^ Энде, Вернер (1997). « Нахавила , шиитская община Медины в прошлом и настоящем». Мир ислама . п. xxxvii/3.
- ^ Комминс, Дэвид (2009). Ваххабитская миссия и Саудовская Аравия . ИБ Таурис. п. 171.
Усилия Тегерана по экспорту революции посредством листовок, радиопередач и кассет с критикой Аль Сауда за коррупцию и лицемерие нашли восприимчивую аудиторию в Восточной провинции. 28 ноября шииты набрались смелости нарушить табу на публичное религиозное выражение, проведя шествия в честь шиитского священного дня Ашура... 1 февраля, в годовщину возвращения аятоллы Хомейни в Иран, снова начались жестокие демонстрации. вспыхнул. Толпы нападали на банки и транспортные средства и поднимали плакаты с изображением Хомейни. Правительство отреагировало на февральские протесты смесью принуждения и кооптации. С одной стороны, были арестованы ведущие шиитские активисты. С другой стороны, высокопоставленный чиновник Министерства внутренних дел встретился с представителями шиитов и признал, что Эр-Рияд пренебрег потребностями развития региона. ... расширить электросети ... увеличить количество школ и больниц и улучшить очистку сточных вод.
- ^ Лейси, Роберт (2009). Внутри королевства: короли, священнослужители, модернисты, террористы и борьба за Саудовскую Аравию . Викинг. п. 102 . ISBN 9780670021185 .
В августе 1987 года иранские демонстрации против паломничества переросли в еще один фатальный шаг. Возбужденные иранцы маршировали по Мекке, провозглашая: «Бог велик!» Хомейни — лидер!» Нарушая исламскую традицию, они носили ножи и палки под полотенцами для паломников, по словам египетских паломников, которым удалось избежать последовавшей резни. Всего были убиты 275 иранцев, 85 саудовцев и 42 паломника других национальностей, большинство из них затоптаны насмерть в результате скопления людей, возникшего в результате попыток спецназа МВД остановить демонстрацию, созванную Мехди Карруби, личный представитель аятоллы Хомейни в Мекке. Правительство Саудовской Аравии отказалось осудить действия своих солдат. ... Хомейни ответил с яростью. Он осудил Дом Саудов как убийц и призвал всех лояльных шиитов в Королевстве восстать и свергнуть их.
- ^ Jump up to: а б с Наср, Шиитское возрождение (2006), с. 236
- ^ Энде, Вернер (1997). « Нахавила , шиитская община Медины в прошлом и настоящем». Мир ислама . стр. xxxvii/3, 335.
- ^ В 1990-х годах ведущие ваххабитские священнослужители, такие как Ибн Баз и Абдаллах ибн Джибрин, подтвердили общепринятое мнение, что шииты являются неверными. [19]
- ^ Jump up to: а б Брэдли, Джон Р. (2005). Саудовская Аравия разоблачена: королевство в кризисе . Пэлгрейв. стр. 82–83 . ISBN 9781403964335 .
- ^ Комминс, Дэвид (2009). Ваххабитская миссия и Саудовская Аравия . ИБ Таурис. п. 6.
... члены Аль Сауда решили, что, возможно, пришло время ограничить доминирование ваххабизма, проведя серию национальных диалогов, в которых приняли участие шииты, суфии, либеральные реформаторы и женщины-профессионалы. В настоящее время эти показания не подходят для истинно верующих в доктрину ваххабитов. Но, как показывает история, эта доктрина и раньше переживала кризисы.
- ^ Брэдли, Джон Р. (2005). Саудовская Аравия разоблачена: королевство в кризисе . Пэлгрейв. п. 84 . ISBN 9781403964335 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Беранек, Ондрей (январь 2009 г.). «Разделенные, мы выживем: ландшафт фрагментации в Саудовской Аравии» (PDF) . Краткий обзор Ближнего Востока . 33 : 1–7 . Проверено 4 июня 2014 г.
- ^ Наср, Вали, Возрождение шиитов (WW Norton & Company, Нью-Йорк, 2006), с. 84
- ^ Наср, Вали (2007). Возрождение шиитов: как конфликты внутри ислама будут определять будущее . WW Нортон и компания. п. 238.
- ^ «Саудовские шииты: новый взгляд на старое разделение» . Азия Таймс Онлайн . Архивировано из оригинала 7 ноября 2006 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ "Хезболла Большого Бахрейна", Ахмед аль-Хаз'Али
- ^ «Антишиитская предвзятость приводит к волнениям в Саудовской Аравии» . 24 августа 2017 г.
- ^ сьеджаффар. «Преследование мусульман-шиитов в Саудовской Аравии» . 4 августа 2013 года . Репортаж CNN . Проверено 1 мая 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с Ведущий саудовский священнослужитель объявляет шиитов неверными и призывает суннитов изгнать их , Associated Press, 22 января 2007 г. Цитируется по Дэвиду Поллоку, изд. (июнь 2007 г.). С такими соседями Ирак и арабские государства на его границах . Архивировано 4 марта 2016 г. в Wayback Machine . Политика Вашингтонского института, 70. с. 33.
- ^ «Саудовская Аравия: относитесь к шиитам одинаково» . Хьюман Райтс Вотч. 2 сентября 2009 г.
- ^ Таки, Мохаммед (10 марта 2011 г.). «Саудовская Аравия: ценное домино» . Ежедневные Таймс . Пакистан. Архивировано из оригинала 6 июня 2014 года.
- ^ «Права человека в Саудовской Аравии: роль женщин, Группа Конгресса по правам человека», показания Али Аль-Ахмеда, директора Саудовского института, 4 июня 2002 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Кугл, Адам (6 ноября 2014 г.). «Донесения: убийства саудовских шиитов – тревожный сигнал» . Хьюман Райтс Вотч . Проверено 14 декабря 2014 г.
- ^ «Саудовские обозреватели: в нашей стране есть антишиитские подстрекательства» . 10 декабря 2014 года . Проверено 14 декабря 2014 г.
- ^ «Казнь шиитского священнослужителя в Саудовской Аравии вызвала возмущение на Ближнем Востоке» . Хранитель . 2 января 2016 г.
- ^ Jump up to: а б Луэр, Лоуренс (2016). «От революции к реформе: шиизм и политика в Саудовской Аравии». Confluences Méditerranée (на французском языке). 97 (2): 31. дои : 10.3917/come.097.0031 . ISSN 1148-2664 .
- ^ «сектантство» . Кембриджский словарь английского языка (на французском языке) . Проверено 15 мая 2020 г.
- ^ РУДН (Российский университет дружбы народов); Диансаи, Бехзад (2018). «Иран и Саудовская Аравия на Ближнем Востоке: лидерство и сектантство (2011–2017)» . Вестник РУДН. Международные отношения . 18 (1): 124–134. дои : 10.22363/2313-0660-2018-18-1-124-134 .
- ^ Jump up to: а б Грабовский, Войцех (январь 2015 г.). «Сектантство как фактор формирования безопасности в Персидском заливе». Международные исследования . 52 (1–4): 1–11. дои : 10.1177/0020881717715550 . ISSN 0020-8817 . S2CID 158923334 .
- ^ Цвач, Дэвид; Курми, Бриджит (2015). «Сунниты и шииты: конфликт». Дух (на французском языке). Октябрь (10): 75. doi : 10.3917/espri.1510.0075 . ISSN 0014-0759 .
- ^ Холлидей, Фред (1996). «Арабы и персы: за пределами геополитики Персидского залива» . ЧЕМОТИ . 22 (1): 251–274. дои : 10.3406/cemot.1996.1354 . ISSN 0764-9878 .
- ^ Jump up to: а б с д Маттисен, Тоби (1 октября 2012 г.). «Саудовская весна»?: Шиитское протестное движение в Восточной провинции 2011–2012 гг.». Ближневосточный журнал . 66 (4): 628–659. дои : 10.3751/66.4.14 . ISSN 0026-3141 . S2CID 145387022 .
- ^ Jump up to: а б Маттисен, Тоби (2016). Другие саудиты: шиизм, инакомыслие и сектантство . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-107-61823-7 . OCLC 967726002 .
- ^ Jump up to: а б с Аль-Рашид, Мадави (декабрь 2011 г.). «Сектантство как контрреволюция: реакция Саудовской Аравии на арабскую весну». Исследования этнической принадлежности и национализма . 11 (3): 513–526. дои : 10.1111/j.1754-9469.2011.01129.x . ISSN 1473-8481 .
- ^ Jump up to: а б Яги, Мохаммед (01 марта 2017 г.). «СМИ и сектантство на Ближнем Востоке: гегемония Саудовской Аравии над панарабскими СМИ». Международный журнал медиа и культурной политики . 13 (1): 39–56. дои : 10.1386/macp.13.1-2.39_1 . ISSN 1740-8296 .
- ^ Jump up to: а б Штробль, Стейси (2 февраля 2015 г.). «Полиция в восточной провинции Саудовской Аравии: понимание роли сектантской истории и политики». Полиция и общество . 26 (5): 544–562. дои : 10.1080/10439463.2014.989153 . ISSN 1043-9463 . S2CID 145290774 .
- ^ «- Ютуб» . Ютуб .
- ^ «- Ютуб» . Ютуб .
- ^ «- Ютуб» . Ютуб .
- ^ «- Ютуб» . Ютуб .
- ^ ABNA24 (31 июля 2017 г.). «Заявление ABWA [sic] об осуждении преступлений Аль-Сауда в Авамии» .
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ «Снайперы ранили десятки мирных жителей в Катифе Саудовской Аравии» . 14 июня 2017 г.
- ^ «Саудовский шиитский город находится в осаде служб безопасности королевства шестой день» . 15 мая 2017 г.
- ^ «Внутри саудовского города, который уже три месяца находится в осаде со стороны собственного правительства» . Независимый . 12 декабря 2017 г.
- ^ «ООН осуждает уничтожение «культурного наследия» в Саудовской Аравии» . Редакция. Рейтер . 24 мая 2017 г.
- ^ «Район Аль-Мусавара полностью разрушен, - заявляет Саудовская Аравия» . Шиитские новости . Архивировано из оригинала 19 августа 2017 года . Проверено 18 августа 2017 г.
- ^ «Саудовская Аравия сносит 500 жилых домов в Авамии» . Шиитские новости . Архивировано из оригинала 19 августа 2017 года . Проверено 18 августа 2017 г.
- ^ «Силы саудовского режима убивают двоюродных братьев шейха Нимра в Катифе: отчет» . Архивировано из оригинала 6 августа 2017 г.
- ^ Британская энциклопедия
- ^ «Австралийцу грозит наказание за богохульство в Саудовской Аравии» . Новости Би-би-си . 7 декабря 2011 г.
- ^ «Саудовская полиция арестовала канадского имама во время хаджа» . Аль Джазира . 31 октября 2011 г.
- ^ «Саудовская полиция освободила канадского шиитского имама» . Аль Джазира . 31 октября 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с Дискриминация «мусульман-шиитов в Саудовской Аравии: старая и новая реальность», д-р Мохамед Дж. Аль-Хасан ( Университет короля Сауда )
- ^ Мейер, Генри. «Саудовская Аравия рискует вызвать волнения среди шиитов из-за беспорядков в Бахрейне» . BusinessWeek , 20 февраля 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с «Исмаилиты Наджрана. Граждане Саудовской Аравии второго сорта» (PDF) . 2008 год . Хьюман Райтс Вотч . Проверено 30 апреля 2014 г.
- ^ «Саудовско-йеменская военизированная граница» . Фонд Карнеги за международный мир . Проверено 1 мая 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д Брэдли, Джон Р. (2005). Саудовская Аравия разоблачена: королевство в кризисе . Макмиллан. стр. 73–75 . ISBN 9781403970770 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- « Полиция Саудовской Аравии открыла огонь по протестующим в Катифе ». | Би-би-си | 10 марта 2011 г.
- « Дорога короля Фахда (Бахрейнская дорога) ».| САМИРАД (Информационный ресурс о рынке Саудовской Аравии).
- "Саудовская Аравия" . энциклопедия Британская 17 июня 2023 г.
- « Битва при Кербеле » (исламская история) — Интернет-энциклопедия «Британника». Энциклопедия — Интернет-энциклопедия «Британника». Интернет.