Шиитский ислам в Бангладеш
![]() Хуссаини Далан , крупнейшая имамбарская и шиитская мечеть в Бангладеш. | |
Общая численность населения | |
---|---|
ок. 2 972 000 (оценка 2011 г.) [ нужно обновить ] | |
Религии | |
Шиитский ислам (в основном двунадесятники , Давуди Бора и низариты исмаилиты ) | |
Языки | |
Бенгальский и урду ( мусульманской общиной Бихари) |
Часть серии о Шиитский ислам |
---|
![]() |
![]() |
Мусульмане-шииты составляют меньшинство в Бангладеш , примерно 2% населения составляют шииты. [ 1 ] [ нужно обновить ] Многие бангладешские мусульмане- шииты принадлежат к общине Бихари . Несмотря на то, что шиитов лишь небольшое количество, празднование мученической смерти сыновей Али , Хасана и Хусейна , по-прежнему широко соблюдается суннитской общиной страны; подчеркивая историческое влияние шиитов в Бенгалии. [ 2 ] [ самостоятельно опубликованный источник? ]
Распределение
[ редактировать ]Среди шиитов община Давуди Бора сосредоточена в Читтагонге, а также община низаритов- исмаилитов, также проживающая в Дакке . [ 3 ] Хуссаини Далан в Бахшибабаре, Дакка, является крупнейшей шиитской мечетью и главной Хусайнией страны. В Дакке есть многочисленные имамбарские и шиитские мечети в таких местах, как Адабар , Палтан , Мохаммадпур , Фарашгандж и Азимпур . [ 4 ] Двенадцать общин проживают в северо-восточном округе Силхет в таких местах, как Кулаура и Раджитила , и имеют связи с семьей Притимпасса . В Бхандарии, Пироджпур , есть мечеть-близнец Бхелаи Чокдар, которая является пережитком шиитских взаимодействий на юге Бангладеш. [ 5 ] Напротив, мечеть Шалбари в Такургаоне , северная Бангладеш, датируется 1888 годом. [ 6 ] Есть также имамбары в Маникгандже , Кишорегандже , Аустаграме и Саидпуре .
История
[ редактировать ]
Большинство двунадесятников мигрировали в Южную Азию, чтобы процветать и получать высокие должности в различных султанатах, а затем и в Империи Великих Моголов . Многие из них также были мятежниками и дворянами, потерявшими царское расположение в Персии . Моголы также предпочитали нанимать иностранных мусульманских чиновников, которые не имели местных интересов и поэтому были лояльны императору . Все навабы Бенгалии были мусульманами-шиитами . [ нужна ссылка ]
В эпоху султаната шиитский дворянин по имени Сахи Саламат поселился в деревне Притимпасса в Кулауре в 1499 году. Его сыну, Исмаил Хан Лоди , были пожалованы многочисленные джагиры , и семья Притимпасса стала одной из основных семей Большого Силхета, принадлежащих к бывшая феодальная знать Восточной Бенгалии. [ нужна ссылка ]
эпоха Великих Моголов
[ редактировать ]Старейшей шиитской имамбарой в стране была Биби Ка Рауза в Фарашгандже, Дакка, построенная в 1608 году Амиром Ханом. Однако здание сохранилось не полностью. [ 7 ] Во время правления императора Джахангира шиит по имени Ибрагим Хан Фатх-и-Джанг получил в 1617 году субахдари (губернаторство) Бенгалии , и поэтому он отправился в Дакку, взяв с собой множество других шиитов.
Мать, две жены и учитель суннитского правителя Могольской Бенгалии Шаха Шуджи были шиитами. Среди придворных Шуджи было так много шиитов, что в Дакке распространилась поговорка о том, что Шуджа привел с собой 300 шиитов, которых он поселил в разных частях Бенгалии. Несмотря на то, что Шуджа был убежденным суннитом, его соперники в Дели даже начали распространять слухи о том, что Шуджа обратился в шиизм. Именно во время своего правления в 1642 году командующий военно-морским флотом Сайид Мурад построил Хусайни Далан в Дакке.
Следующий губернатор Великих Моголов Бенгалии Мир Джумла II также принадлежал к шиитской вере.
Мир Сайид Шакрулла аль-Хусейни из Наджафа был одним из шиитских дворян, привезенных Шуджей, и он был предком Наваба Сайида Чоттана Сахеба, у которого было большое поместье на Абул Хаснат Роуд в Дакке. В поместье находится Мохаммади Бегум Имамбара, построенная в 1707 году. [ 8 ]
правили три последовательные династии Навабов – Насири, Афшар и Наджафи С 1717 по 1880 год Бенгалией , и все они принадлежали к шиитской вере. [ 9 ]
Муршид Кули Хан изначально родился в бедной семье Декани индуистской , а затем был продан в рабство и куплен Хаджи Шафи, персидским купцом из Исфахана, который обратил его в шиитский ислам. Позже он продвинулся вверх, в конечном итоге став первым из навабов Бенгалии и основав династию Насири. Он перенес столицу Бенгалии из Джахангирнагара (Дакка) в Муршидабад на территории современной Индии.
Вторая династия, Афшар, правила с 1740 по 1757 год и была основана шиитским ханом Аливарди . Сирадж уд-Даула , последний из Ашфаров и самый известный из Навабов, был убит в битве при Плесси в 1757 году британской Ост-Индской компанией . [ 10 ] Ему наследовал шиит Мир Джафар , который основал третью и последнюю династию навабов Бенгалии, Наджафи. [ 11 ]
Колониальная эпоха
[ редактировать ]Мир Ашраф Али (ум. 1829), набожный шиит из Шираза , мигрировал в Дакку в 18 веке, где он приобрел известность как землевладелец и придворный наиб- назимов Дакки . Объекты недвижимости расположены в Дакке, Комилле , Барисале , Мименсинге и Читтагонге ; Али стал самым богатым человеком в восточной Бенгалии в свое время, имея сотни наемных фермеров и многочисленные благотворительные пожертвования в пользу города Дакка. В ответ на знаменитую критику шаха Абдель Азиза идеологии двунадесятников Али отправил крупную сумму денег в Ирак в обмен на ответ на критику со стороны высокопоставленных шиитских священнослужителей. Неизвестно, был ли дан ответ. [ 12 ]
В 1799 году Ага Мухаммад Реза , могольский шиитский дворянин в Силхете иранского происхождения, восстал против Ост-Индской компании . Получив поддержку тысяч крестьян после того, как он объявил себя суфийским святым, Реза успешно вторгся в близлежащее королевство Качари . Позже провозгласив себя Махди ( обещанным мессией) и двенадцатым имамом , он был схвачен и заключен в тюрьму в Калькутте . [ 13 ] [ 14 ]
В 1861 году Биби Ка Рауза Имамбара в Фарашгандже, Дакка, был отремонтирован Р. М. Дошанджи. В 19 веке потомки шиитской семьи заминдар из Ситалпура в Пурнии, Бихар, мигрировали в деревню Синдурна в Такургаоне на территории современной Бангладеш. Шейх Мухаммад Радж из этой семьи построил мечеть Шалбари для шиитской общины в деревне в 1888 году, и это место остается популярной туристической достопримечательностью. [ 6 ] Мир Якуб Имамбара расположен в Дакке, Индия. Он был отремонтирован в 2004 году шиитами Анджуман-е-Хусайни. [ нужна ссылка ]
Современное преследование
[ редактировать ]Несмотря на долгую и богатую историю страны, в настоящее время шиитские группы являются объектом межконфессионального насилия. Например, в 2015 году шиитов Ашура . было взорвано собрание [ 15 ]
См. также
[ редактировать ]- Шиитский ислам на Индийском субконтиненте
- Список династий мусульман-шиитов
- Государственные праздники в Бангладеш
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Глава 1: Религиозная принадлежность» . Мусульмане мира: единство и разнообразие . Исследовательского центра Пью Проект «Религия и общественная жизнь» . 9 августа 2012 года . Проверено 4 сентября 2013 г.
- ^ «Ислам в Бангладеш» . Наш Бангла. Архивировано из оригинала 19 февраля 2007 г. Проверено 14 февраля 2008 г.
- ^ Фердоуси, Ишрат (20 октября 2007 г.). «Ясмин Фарзана Шафи» . Дейли Стар . Проверено 14 февраля 2017 г.
- ^ Алам, Шариф Хуршед (2012). «Адабар Тана» . В исламе Сираджуль ; Миа, Саджахан; Ханам, Махфуза ; Ахмед, Саббир (ред.). Банглапедия: Национальная энциклопедия Бангладеш (онлайн-изд.). Дакка, Бангладеш: Banglapedia Trust, Азиатское общество Бангладеш . ISBN 984-32-0576-6 . OCLC 52727562 . ОЛ 30677644М . Проверено 19 августа 2024 г.
- ^ Сиддики, Голам Мостафа (2012). «Бхандария Упазила» . В исламе Сираджуль ; Миа, Саджахан; Ханам, Махфуза ; Ахмед, Саббир (ред.). Банглапедия: Национальная энциклопедия Бангладеш (онлайн-изд.). Дакка, Бангладеш: Banglapedia Trust, Азиатское общество Бангладеш . ISBN 984-32-0576-6 . OCLC 52727562 . ОЛ 30677644М . Проверено 19 августа 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б Ситара, Сания (2012). «Мечеть Шалбари» . В исламе Сираджуль ; Миа, Саджахан; Ханам, Махфуза ; Ахмед, Саббир (ред.). Банглапедия: Национальная энциклопедия Бангладеш (онлайн-изд.). Дакка, Бангладеш: Banglapedia Trust, Азиатское общество Бангладеш . ISBN 984-32-0576-6 . OCLC 52727562 . ОЛ 30677644М . Проверено 19 августа 2024 г.
- ^ Тайфур, С.М., Взгляд на старую Дакку
- ^ Хайдер, Мухаммед Х. (28 октября 2014 г.). «Дома траура» . «Дейли Стар» (Бангладеш) .
- ^ Рахман, Урми (23 декабря 2014 г.). Бангладеш – Культура умна!: Основное руководство по обычаям и культуре . Браво Лимитед. ISBN 9781857336962 .
- ^ «Поражение Сираджа уд-Даулы в битве при Плесси» . Проверено 28 июля 2012 г.
- ^ «Династии навабов» . Муршидабад.нет. 8 мая 2012 года . Проверено 9 августа 2012 г.
- ^ Каниз-э-Батул (2012). «Али, Мир Ашраф» . В исламе Сираджуль ; Миа, Саджахан; Ханам, Махфуза ; Ахмед, Саббир (ред.). Банглапедия: Национальная энциклопедия Бангладеш (онлайн-изд.). Дакка, Бангладеш: Banglapedia Trust, Азиатское общество Бангладеш . ISBN 984-32-0576-6 . OCLC 52727562 . ОЛ 30677644М . Проверено 19 августа 2024 г.
- ^ Банерджи, Анил Чандра (1946). «Беспорядки в Ассаме (1795-1824)». Восточная граница Британской Индии, 1784-1826 гг . Ассам : А. Мукерджи. стр. 199–200.
- ^ Сираджул Ислам ; Аклам Хусейн, ред. (1997). История Бангладеш, 1704-1971 гг . Том. 2. Азиатское общество Бангладеш . п. 185.
- ^ Хусейн, Сайед Анвар (июль 2016 г.). «Нетолерантный Бангладеш? Как и почему». Общество и культура в Южной Азии . 2 (2): 286–291. дои : 10.1177/2393861716641578 .
