Jump to content

Имамат в доктрине Зайди

В зейдитском исламе имамат араб ( . политическим и религиозным إمامة , латинизированный : имама ) является высшим руководящим постом . Как и другие шиитские секты, оно предназначено для Алидов , то есть потомков Мухаммеда через Али ибн Аби Талиба и Фатиму . Однако, в отличие от имамата двунадесятников или исмаилитов , он не передавался по наследству и мог претендовать на него любой квалифицированный Алид; его владельцам не приписывались полубожественные атрибуты непогрешимости и чудотворения. Необходимыми квалификациями были знания исламской юриспруденции и публичный призыв к верности, обычно в форме руководства восстанием против незаконной власти. На практике это означало, что зайдитских имамов могло быть одновременно, даже в одном и том же регионе, или не быть вообще. Это привело к появлению уникальной концепции «ограниченного» имамата для обладателей политической власти, не соответствующих научным требованиям. Более того, личный характер имамата в течение длительного времени препятствовал возникновению устойчивых институтов, в результате чего зайдитские государства, созданные в Йемен и Табаристан нестабильны. В результате имамат часто передавался по наследству, особенно после того, как имамы Йемена отказались от зайдитских доктрин в пользу суннитских в 18 веке.

Зайдизм — ветвь шиитского ислама, созданная последователями Зайда ибн Али (правнука Али ибн Аби Талиба , зятя Мухаммеда и четвертого халифа), который в 740 году поднял неудачное восстание против Омейядский халифат , в котором он умер. [1] Восстание провалилось во многом из-за отсутствия поддержки со стороны куфанских шиитов, которые были разделены по щекотливому вопросу о легитимности первых трех халифов Рашидун — то есть тех, кто правил до Али ибн Аби Талиба — Абу Бакра , Умара. и Усман ; более радикальные шииты отвергли их как узурпаторов, в то время как более умеренные признали их законными имамами (лидерами), поскольку сам Али присягнул им на верность. [2] Поддержка Зайдом умеренной позиции стоила ему многих последователей, которые вместо этого последовали за его племянником Джафаром ас-Садиком (ум. 765). Это событие отделило зайдитов от «имамитских» вариантов шиизма (двунадесятников и исмаилитов ) , которые следовали за ас-Садиком и его преемниками. [1]

В доктрине зайдитов, в отличие от имамитов-шиитов, имам не передается по наследству, и имам не является квазибожественной фигурой, без греха, обладающей непогрешимостью ( исмахом ) и способной творить чудеса. [3] Более того, хотя имамиты считали основных суннитов неверными, их ранние имамы были политически квиетистами , признавая правление Омейядов, а затем и Аббасидского халифата . Зайдиты, с другой стороны, заняли более умеренную религиозную позицию, но были политическими радикалами, и восстание против незаконной власти Омейядов и Аббасидов стало основным принципом Зайдитов. [1] В результате зайдиты поддержали череду неудавшихся восстаний легитимистов Алидов : восстание Абдаллаха ибн Муавии (744–747/8), восстание Мухаммада ан-Нафса аз-Закийи ), восстание ( 762–763 аль-Хусейн ибн Али аль-Абид (786 г.), Дайлама восстание Яхьи ибн Абдаллы (792 г.), восстание Ибн Табатабы в Ираке (814–815 гг.) и Мухаммада ибн аль-Касима в Талакане (834 г.) Яхья ибн Умар в Куфе (864 г.). [4]

Серебряный дирхам Хасана ибн Зайда , первого зайдитского правителя Табаристана

Эти восстания не увенчались успехом, доказав, что прямая конфронтация с халифским правительством в центральных землях ислама была обречена на провал. [5] Первое успешное государство Зейди действительно было основано Идрисом ибн Абдаллахом , бежавшим от подавления восстания 786 года, в Марокко . [5] В течение IX века миссионерская деятельность Зайди распространилась в двух периферийных регионах мусульманского мира: горах северного Йемена и горах Табаристана , Дайлама и Гилана на южном берегу Каспийского моря . [4] В 864 году в Табаристане был основан эмират Зайди , который просуществовал как региональная держава до 12 века. Последние остатки каспийских зайдитов правили Лахиджаном и обратились в шиизм-двунадесятник в 1526/7 году. [6] [7] В Йемене в 897 году было основано зайдитское государство в Сааде , которое и по сей день остаётся центром йеменского зайдизма; ряд зайдитских имамов Йемена правили большей частью горной местности Верхнего Йемена в средневековый и ранний современный период, хотя их правление оспаривалось и прерывалось иностранными имперскими державами, в первую очередь Османской империей . [8] В 17 веке государство Зайди Касими изгнало османов и стало править всем Йеменом. [9] но, чтобы укрепить свою власть, имамы постепенно отошли от хадави-зайдизма и приняли доктрины, которые приблизили их к суннитской практике и узаконили их наследственное монархическое правление. [10]

Право на имамат

[ редактировать ]

Ранние зайдиты были разделены на два лагеря: умеренный Батрия , который был ближе к прото- суннизму и преобладал в VIII веке, и более радикальный Джарудийа , который гораздо больше склонялся к ранним шиитским доктринам и в конечном итоге стал доминирующим направлением 9 век. [11] [12] Как и все шиитские группы, батрия считала Али законным преемником Мухаммеда, будучи «самым превосходным из людей» после самого Пророка. В то же время, в отличие от других шиитских групп, они считали, что, поскольку Али согласился подчиняться им, Абу Бакр и Умар были законными лидерами, в то время как Усман был таковым в течение первой половины своего правления, до его попыток поднять его собственный клан Омейядов стоит выше всех остальных. [2] [13] Исходя из этого, Батрия признала, что имамы не обязательно должны быть самыми выдающимися членами мусульманской общины . [11] как это было в Басранской школе мутазилизма [14] и в Хариджи . доктрине [15] Джарудийа, с другой стороны, вслед за имамитами-шиитами отвергли первых трех халифов как нелегитимных и узурпаторов законного места Али, утверждая, что он и его сыновья Хасан (ум. 670) и Хусейн (ум. 680) были явно назначены как преемники Мухаммеда. [11] [2] [16]

Назначение Али, Хасана и Хусейна делает их уникальными среди зайдитских имамов, хотя существуют две разные традиции: одна утверждает, что все трое были явно назначены Мухаммедом его преемниками, а другая - что каждый из них по очереди назначал друг друга. [17] После смерти Хусейна право на пост имамата было оставлено открытым для любого квалифицированного представителя линий Хусейнидов и Хасанидов , хотя некоторые учёные-зайдиты до 10-го века распространяли это право на всех Талибидов (потомков отца Али, Абу Талиба ибн Абд аль- Мутталиб ). [11] [4] Потенциальный имам должен был иметь здоровое тело и разум, чтобы он мог править, иметь честный характер, жить жизнью благочестия и честности, а также обладать обширными знаниями исламской юриспруденции и религиозных вопросов, которые квалифицировали его как муджтахида . включая авторство оригинальных произведений. [11] [18] В конечном итоге был составлен список из четырнадцати качеств, определяющих кандидата на пост имамата. [19]

Однако одной квалификации было недостаточно; хотя доктрина Зайди подтверждала установление имама во все времена как обязанность, возложенную на мусульманскую общину, имамат не мог быть передан путем контракта, выборов или назначения, а должен был быть востребован путем «вызова» или «вызова» ( да'ва ), который должен был быть сделан посредством публичного заявления о «подъёме» ( хурудж термины «подъём» ( кияма ) или «появление» ( зухур ) — также используются ), — на что все истинные мусульмане должны были ответить, заявив: их преданность. [11] [20] На практике последнее означало вооруженное восстание, поэтому минимальное количество вооруженной поддержки ( нусра ) было указано и зафиксировано на уровне 313 последователей, исходя из количества последователей Мухаммеда в битве при Бадре . [21] Важно отметить, что да'ва не зависел от популярности кандидата или общего согласия мусульман; будущий имам был вынужден подняться Богом, и его успех зависел только от Бога. [20] В более практическом плане руководство успешным восстанием против тирана-угнетателя было доказательством политических и военных способностей имама. [22] С другой стороны, ожидалось, что имамом может стать «самый превосходный» кандидат, следовательно, если бы появился другой, более превосходный, действующий имам был бы обязан передать ему власть. Аналогично, любые моральные проступки или утрата квалификационных качеств лишали легитимность имамата недействительной. [11]

Историк Наджам Хайдер резюмирует зайдитского имамата следующим образом: «Квалифицированный кандидат приобретал последователей благодаря своим ученым и личным качествам и захватывал власть благодаря своей военной доблести. Идеальный зайдиитский имам был одновременно «человеком пера» и «человеком искусства». меч». [23] В отличие от имамитов-шиитов, которые считают своих имамов прежде всего религиозными лидерами, наделенными непогрешимостью в вопросах доктрины, [24] политические аспекты имамата были исключительно центральными в зайдитской концепции должности: зайдитские имамы признавались просто как знающие люди, чье суждение было потенциально ошибочным и представляло собой «лучшую догадку» о воле Бога, а не по своей сути превосходило постановления. других учёных-зайдитов. Только коллективный консенсус Хасанидов и Хусейнидов мог однозначно установить правильность или неправильность доктринальных вопросов. [22]

Подразумеваемое

[ редактировать ]

На практике глубоко личный характер зайдитского имамата, связанный с харизмой и способностями отдельного имама, противоречит созданию длительной, институционализированной зайдитской государственности: преемственность никогда не регулировалась, что часто приводило к заявления нескольких конкурирующих кандидатов; судебная власть принадлежала имаму и не могла быть делегирована, что исключало появление бюрократии, таких должностей, как главный судья ( кади ), или даже единого юридического кодекса, поскольку каждый имам имел право интерпретировать закон по своему желанию; и даже военная поддержка, которой пользовался имам, оказывалась его последователями добровольно, вместо того, чтобы полагаться на организованную армию. [25] Историк Бернард Хайкель подчеркивает преходящий и эфемерный характер политических структур Зайди из-за их «оппозиционного качества»: Зайди были наиболее эффективны, когда были сосредоточены против врага. [26] Управление таким обширным и разнообразным царством, как государство Касими, возникшее в Йемене в 17 веке, требовало разных методов. По мнению Хайкеля, это способствовало прогрессивной суннификации, которая позволила создать более постоянные офисы и институты, сформировать судебную и судебную бюрократию по образцу, давно сложившемуся в незайдитских мусульманских государствах - фактически, часто заимствованному у предыдущей Османской империи. администрация. [27] Этот процесс также предоставил альтернативные средства легитимности для ее правителей, которые в целом не имели необходимых качеств и полагались почти исключительно на династическую легитимность и военную мощь, воплощенную в суннитских юридических формулах, запрещающих восстание. [28]

Мухаммад аль-Бадр , последний имам и король Йемена

Более того, хотя имам считался уникальным в мусульманском сообществе, на практике это не всегда было так: помимо споров о престолонаследии, существование широко разделенных зайдитских государств в Йемене и северном Иране привело к существованию двух разных имамов в мусульманском сообществе. в то же время. Хотя они часто признавали легитимность друг друга, это было исключение, не отраженное в доктрине. [11] Точно так же требуемый высокий уровень эрудиции в области юриспруденции дисквалифицировал многих реальных алидов-правителей от имамата, даже несмотря на то, что они уже могли обладать светской властью. В результате использовался промежуточный ранг «ограниченного» имама ( мухтасиб ) или «призывателя» ( даи ), обозначающий правителя, которого зайдиты считали законным и которому было поручено управлять и защищать сообщество, но с ограниченными полномочиями. по сравнению с полноправными имамами ( сабикун , букв. « предшественники » ), которые могли взимать налоги, назначать наказания и даже вести наступательную войну. [11] [4] Хайдер отмечает, что уникальная зайдитская концепция «ограниченного» имама является еще одним свидетельством центральной роли политических соображений, поскольку «зайдийский имамат былосновано на осуществлении политической власти», в то время как требования, ориентированные на знания, могут быть делегированы посредством консультаций с квалифицированными религиоведами. [29] Этот термин появился очень рано, поскольку некоторые ранние правители Зайди в Табаристане были просто «призывателями», тогда как позже Зайди Алиды в северном Итане просто приняли полностью светский титул эмира ( амира ). [30] Однако именно в Йемене была систематизирована концепция «ограниченного» имамата. [11] поскольку многие из более поздних правителей Касими не имели квалификации для полного имамата. [31] В результате всех этих разногласий даже по сей день не существовало окончательного списка общепринятых зайдитских имамов. [11]

Источники

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1ef70ffa13c22651981930c40949d7f0__1717793520
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1e/f0/1ef70ffa13c22651981930c40949d7f0.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Imamate in Zaydi doctrine - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)