Амр ибн Убайд
Амр ибн Убайд | |
---|---|
Персональный | |
Умер | 761 г. н. э. / 144 г. хиджры |
Религия | ислам |
Эра | Золотой век ислама |
Основной интерес(и) | Исламская теология |
Мусульманский лидер | |
Под влиянием |
Амр ибн Убайд ибн Баб ( араб . عمرو بن عبيد بن باب , умер в 761 г.) был одним из первых лидеров «рационалистического» теологического движения мутазилитов , буквально «тех, кто уходит в себя», основанного Василем ибн Ата (умер в 749 г.). происхождения Иранского , [1] он был учеником известного раннего богослова Хасана аль-Басри и возглавлял мутазилитов в первые годы Аббасидов халифата . В целом он придерживался квиетистской политической позиции по отношению к политическому истеблишменту Аббасидов. [2]
Жизнь
[ редактировать ]Его дед был взят в плен, когда мусульмане завоевали Кабул под предводительством Абдаллаха ибн Саморы в 663 году и снова в 665 году. Отец Амра служил сержантом при аль-Хаджадже , но по профессии он был ткачом; Амр изучил то же ремесло и, таким образом, возможно, рано познакомился с Василом ибн Атой . Об их близких личных отношениях свидетельствует тот факт, что Василь женился на его сестре. В доктринальном плане вначале у них были разногласия; Говорят, что Василь в ходе долгой дискуссии обратил Амра на свою точку зрения мутазилитов. В большей степени, чем Василь, Амр принадлежал к кругу близких учеников Хасана аль-Басри, чей тафсир он передал.
Отклонение отчетов Ахада
[ редактировать ]Известно, что Амр бин Убайд критически относился к хадисам . Он принял только сообщения Мутаватира и опроверг сообщения Ахада.
Его повествования, в некоторые из которых входит Хасан аль-Басри , отвергаются и рассматриваются как выдумки ( бидаа ). Это подтверждают великие учёные ислама, некоторые из них [3] : Яхья ибн Маин , Ан-Насаи , Наим ибн Хаммад и т. д. И из других книг хадисов, таких как Китабул-Мекрухин, где Хаммад бин Зайд [4] говорил о том, как Амр ибн Убайд лгал, Хаммад ибн Салама сказал, что Амр ибн Убайд лгал Хасану аль-Басри , Абу Дауд ас-Сиджистани сообщил, что Амр ибн Убайд лгал, и его хадисы являются выдумкой. [5]
я иду
[ редактировать ]По мнению мусульманских ересиографов, члены движения придерживались пяти принципов, которые были впервые четко сформулированы Абу аль-Худхайлом . Это были: (1) единство Бога ; (2) божественная справедливость ; (3) обещание и угроза; (4) промежуточное положение; и (5) повеление одобрять и запрещать зло ( аль-амр бил маруф ва ан-нахи ан аль мункар ). Рассказывают, что когда Хасана аль-Басри спросили о положении мусульманина, совершившего тяжкий грех , его ученик Василь бин Ата сказал, что такой человек не является ни верующим, ни неверующим, а занимает промежуточное положение. Хасан был недоволен и заметил: «Он отошел от нас ( i'tazila 'anna )», на что Василь вышел из своего круга и начал распространять свое собственное учение. Историчность этой истории подвергается сомнению на том основании, что существует несколько вариантов: по одной версии отступившим был Амр ибн Убайд, а по другой, решающий перелом произошел во времена преемника Хасана. Катада ибн Деама . Более того, примечательно, что по крайней мере один влиятельный представитель школы Басры , Абу Бакр аль-Асам , отвергал идею промежуточного положения и утверждал, что тяжкий грешник оставался верующим благодаря своему свидетельству веры и своим предыдущим добрым делам. Такого же мнения придерживались ашариты. [6]
После смерти своего учителя он, похоже, боролся с Катадой ибн Деамой (умер в 735 г.) за лидерство в школе. Тот факт, что он проиграл это соревнование, может в определенной степени объяснить, почему он стал мутазилитом и создал свой собственный кружок. Кажется почти несомненным, что Амр начал играть важную роль в движении мутазилитов только после смерти Василя в 749 году. Примерно в 759 году ему, как старейшине мутазилитов, пришлось вести переговоры с халифом аль-Мансуром относительно отношение его сторонников к Нафсу аз-Закие , начавшему пропаганду дела Алидов в Ираке. Хотя среди мутазилитов существовали сильные симпатии к Нафсу аз-Закие (вероятно, не столько потому, что члены движения верили в претендента Алида как в истинного Махди, сколько из-за их разочарования правлением Аббасидов), Амр ибн Убайд удалось сохранить нейтралитет. Он умер до начала восстания Нафса аз-Закии . [7]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Доннер, FM (1988). «БАСРА» . Энциклопедия Ираника, Том. III, Фаск. 8 . стр. 851–855.
Некоторые из этих деятелей культуры имели иранское происхождение, в том числе ранний образец благочестия Хасан аль-Басри; Себавайх, один из основоположников изучения арабской грамматики; знаменитые поэты Башшар б. Борд и Абу Новас; мутазилитский богослов Амр б. `Обейд; ранний арабский прозаик Эбн аль-Мокаффа; и, возможно, некоторые из авторов известной энциклопедии «Эхван аль-Сафах».
- ^ Джон Эспозито, Оксфордский словарь ислама , Oxford University Press, 2003 г.
- ^ «Аль-Камиль для Дуафа ар-Риджала» .
- ^ «Хаммад бин Зайд» .
- ^ «Амр бин Убайд... Шейх Мутазилитов» .
- ^ Ашарийа и Мутазила , мусульманская философия.com
- ^ Ван Эсс, Обратное прочтение истории мутазилизма , гл. 5, Revnue d’EtudesИсламские 47, 1979 г.