Та'тиль
Часть серии об Исламе. |
Аллах ( Бог в исламе ) |
---|
![]() |
![]() |
Часть серии о Крид |
---|
![]() |
Включая:
![]() |
В богословии исламском таиль ( араб . تَعْطِيل ) означает «лишение» Бога атрибутов . Это слово буквально означает приостановку и остановку работы. [ 1 ] [ 2 ] и относится к форме апофатического богословия, о которой говорят, потому что Бог не имеет никакого сходства со своими творениями и потому что концепции, доступные человеку, ограничены и зависят от его восприятия своего окружения, поэтому у него нет другого выбора, кроме как хранить молчание о божественных атрибутах. и достаточно объяснений, данных в Коране и хадисах . [ 3 ] [ 4 ] Та'тиль - это полная противоположность ташбиху ( антропоморфизму или антропопатизму ), приписыванию Богу физических характеристик или человеческих качеств, таких как эмоции. И та'тиль , и ташбих считаются грехами. [ 5 ] или ереси в господствующем исламе, часто связанные с сектой, описанной в суннитской ересиографии как Джахмия . [ 6 ]
Корректирующей доктриной против тахиля является татбит (подтверждение качеств Бога), а корректирующей доктриной против ташбиха является танзих (сохранение чистоты Бога). [ 5 ]
Мухаттила или та'тили
[ редактировать ]Тех, кого обвиняют в та'тиле, можно назвать му'аттила. [ 7 ] ("дивесторы" [ 8 ] ) или из них . [ 9 ] Исторически сложилось так, что последователей Джахма ибн Сафвана (ум. 746) — джахмийа называли мухаттилами — их противники . Конечно, в исламском мире муттила также используется для обозначения людей, которые верили, что Вселенная вечна и будет всегда, и не имеет знающего и мудрого создателя. [ 10 ]
девятого века Мутазилитов называли мухаттила. [ 8 ] поскольку они верят, что «[т] что Бог вечен [...], но они отрицают существование каких-либо вечных атрибутов (отличных от Его природы). [...] [K] знание, сила и жизнь являются частью В противном случае его сущность, если рассматривать их как вечные атрибуты Божества, приведет к возникновению множества вечных сущностей». [ 11 ]
Людей, которые верят в Дахрию, также называли мушатилами . Они верили, что Вселенная была примитивной и что Бог не был ее создателем, но что разум небес и звезд вызвал создание существ. [ 12 ]
В доисламской Аравии ( эпоха Джахилии ) некоторые из них были также известны как мухаттила или арабская муттила . Некоторые из них отрицали существование Бога и воскресение , некоторые верили в Бога, но отвергали воскресение , а некоторые не принимали пророчества . [ 13 ]
В общем, группы и школы, которые более склонны к трансцендентному пониманию Бога и Его качеств, называются муттила . Подобно группам и школам, которые считают, что Бога не следует рассматривать как объект, существо или атрибуты, такие как: Живой ( араб . ٱلْحَىُّ ), Кто способен сделать все ( араб . ٱلْقَادِرُ ), Всезнающий ( араб. : عالم ), Всеслышащий ( араб . ٱلْسَّمِيعُ ) и «Всевидящий» ( араб . ٱلْبَصِيرُ ) и им подобные. [ 14 ] Группы и школы, которые отвергают приписывание атрибутов сущности Бога и верят в объективность сущности и атрибутов, также называются муттилами . Последователи школ Джахмии , [ 15 ] [ 16 ] Мутазила [ 17 ] и исмаилизм [ 18 ] и философы и мудрецы [ 19 ] [ 20 ] их противники также называли их муттилами или та'тили , хотя такое наименование может быть несправедливым. [ 21 ] [ 22 ]
Взгляды мутятил или татилис
[ редактировать ]Мнения мухаттил или та'тилис заключаются в том, что человеческий интеллект не способен познать божественные атрибуты, и только атрибуты Бога следует рассматривать очень кратко, и этого должно быть достаточно, чтобы доказать их в Коране и хадисах . Они верят, что, поскольку человек неспособен понять истину значений божественных атрибутов, человеческий интеллект в этой долине обречен на остановку, поэтому этот метод называется «тахил» ( приостановленный ), а его последователей называют « мутятила» или «приостановленный». та'тилис ». [ 23 ]
Мухаттила утверждают , или та'тилис что концепции, с помощью которых человек намеревается описать божественные атрибуты, заимствованы из ограниченной и осязаемой среды и существ вокруг него, и что эти концепции не подходят для описания атрибутов Бога. Поскольку Бог не имеет никакого сходства с творениями, а человек не имеет ничего, кроме тех же ограниченных понятий и определений, свойственных творениям, то человек должен молчать об атрибутах Бога и их значениях и довольствоваться руководством в Коране и хадисах в этом вопросе. внимание. было передано В связи с этим от выдающегося исламского религиозного учёного и правоведа восьмого века Суфьяна ибн Уяйны следующее: « Интерпретация того, что Бог описал Себя в Божественной Книге (Коране), заключается в том, что мы должны читать это и хранить молчание об этом . [ 3 ] [ 4 ]
По мнению мухаттил или та'тилис , последнее, чего можно ожидать от человеческого интеллекта в отношении атрибутов Бога, — это лишить божественную сущность понятий и атрибутов, связанных с дефектами и ограничениями. Такие значения атрибутов, как «Бог всеведущ » или «Бог всемогущ », подразумевают, что Бог не невежественен и не бессилен. Таким образом, представив доказывающие атрибуты Бога, человеческий разум смог устранить некоторые несуществующие понятия, выражающие несовершенство и слабость божественной сущности. Человек своим интеллектом не может доказать качества Бога и обрести понимание истин о Боге, но может в конечном итоге постановить своим интеллектом, что Бог свободен от всех несовершенств и ограничений. [ 24 ] [ 25 ]
Критика этой точки зрения
[ редактировать ]Взгляды мутятил татилис или : подверглись критике, в том числе
- Понимание атрибутов Бога, безусловно, существует, хотя оно может быть и примитивным. С помощью интеллекта человек может постичь божественные атрибуты, даже если немного их понять. [ 26 ]
- Теория Ташбиха представляет собой преувеличение в определении атрибутов Бога и теорию «тахила» недооценки в ней. [ 27 ]
- Величайшая честь человека состоит в том, что среди созданий он способен познать Бога и обрести познание Бога. [ 28 ] [ 26 ]
- Нельзя сказать, что хорошие качества созданий не связаны с их Создателем. Эти атрибуты встречаются в усовершенствованных версиях и тесно связаны с Творцом. [ 29 ] Разница между творцом и творением заключается в типе возникновения и типе существования. Например, тип существования Бога – Асеити и обладает абсолютным и бесконечным знанием, но человек, как Его творение, возможно существовать и обладает ограниченным и конечным знанием. [ 30 ]
- Эта точка зрения приводит к отрицанию существования Бога и Его единства. [ 31 ] [ 32 ]
- Текст Корана относительно божественных атрибутов несовместим с теорией «тахил» и свидетельствует о ее недействительности. В Коране есть много стихов, описывающих божественные атрибуты и имена, над которыми он призывает человека задуматься. Если бы человек не был способен понять значение этих атрибутов и имен, в них не возникло бы приглашение к созерцанию. [ 33 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^
Зозни, Хосейн бин Ахмад. Книга источников . Том. 2. Тегеран: Типография Таги Бинеша. п. 582.
1374 Ш.
- ^
Мухаммад бин Макрам бин Али Абу аль-Фадл Джамаль ад-Дин ибн Манзур, Аль-Ансари Аль-Рувайфи Аль-Африки . Лисан аль-Араб (на арабском языке). Том. 11. п. 453.
«неисправный» хвост.
- ^ Перейти обратно: а б Собхани, Джафар . Богословие (на персидском языке). Том. 1. Кум: Публикации Имама Садика (а.с.). п. 87.
- ^ Перейти обратно: а б Ахмад бин Абдул Халим бин Таймия, Харрани . Аль Расаэль аль-Кабари (на персидском языке). Том. 1. п. 32.
Цитируется по «Эль-Аль-Хайят», т. 1, стр. 87.
- ^ Перейти обратно: а б Ташбих . 20 июля 1998 г. Проверено 22 февраля 2020 г.
- ^ Бунзель 2023 , с. 100.
- ^ Ливнат Гольцман (2013). «Обсуждение доктрины Джабра (принуждения) » В Биргит Кравиц; Жорж Тамер (ред.). Исламская теология, философия и право: дебаты Ибн Таймийи и Ибн Кайима аль-Джавзии . Вальтер Де Грюйтер ГмбХ. п. 68. ИСБН 978-3-11-028534-5 . ISSN 1862-1295 .
- ^ Перейти обратно: а б Эдвард Селл (1907). Исламская вера (3-е изд.). Общество распространения христианских знаний. п. 195.
- ^ CE Босворт; Э. ван Донзель; В. П. Генрихс; Г. Леконт; Пи Джей Бирман; Т. Бьянкис (2000). Энциклопедия ислама . Том 10 (ТУ) (Новое изд.). Лейден: Брилл. п. 342. ИСБН 9004112111 .
- ^
Спасибо, Мохаммад Джавад. Семьдесят три народа, или Верования религий: трактат об отличиях ислама от произведений VIII века хиджры (на персидском языке). Том. 1. Тегеран: Институт прессы Атаи. п. 10.
1337 Ш.
- ^ Аль-Шахрастани , аль-Милал ва'н-Нихаль , стр. 30. Цитируется в Эдвард Селл (1907). Исламская вера (3-е изд.). Общество распространения христианских знаний. стр. 196–197.
- ^
Кабадиани Балхи, Абу Муин Насир бин Хосров бин Харит . Джаме аль- Хакматин (на персидском языке). Том. 1. Тегеран: Ханри Корбин и Мохаммад Мойн. п. 31.
1363 Ш.
- ^
Шахраштани, Мохаммад бин Абдул Карим . Аль-Малал и Аль-Нихал (на персидском языке). Том. 2. Каир: Мохаммад Сейед Килани Пресс. п. 236-235.
1967/1387.
- ^
Алам аль-Хади, Мортеза бин Даи. Примечание Аль-Авама о знании статей Аль-Анама (на персидском языке). Том. 1. Тегеран: Издательство Аббаса Икбала. п. 86.
1364 Ш.
- ^
Ассоциация исламской энциклопедии. Энциклопедия ислама (на персидском языке).
Второе издание в разделе «Джахмия».
- ^
Газали (Низам), Махмуд Тахер. رسالة معرف المحابه (на персидском языке) Том. 1. Тегеран: Издательство Аббаса Икбала. п. 84.
В Мухаммаде бин Убайдулле Абуле Маали, «Книге выражений религий» (1312 г. н.э.).
- ^
Шахраштани, Мохаммад бин Абдул Карим . Аль-Малал и Аль-Нихал (на персидском языке). Том. 1. Каир: Мохаммад Сейед Килани Пресс. п. 92.
1967/1387.
- ^
Икбал Аштиани, Аббас . Семья Нобахти (на персидском языке). Том. 1. Тегеран. п. 264.
1345 Ш.
- ^
Имам Двух Святынь Абдул Малик бин Абдулла . Комплексное знание основ религии (на арабском языке). Каир, 1989 год: глава Хельмут Клопфер.
Часть 1, Книга 1, с. 166.
{{cite book}}
: CS1 maint: местоположение ( ссылка ) - ^
Шабестри, Махмуд бин Абдул Карим . Коллекция произведений шейха Махмуда Шабастри (на персидском языке). Том. 1. Тегеран: Самад Мохавад Пресс. п. 184.
1371 Ш.
- ^ «Энциклопедия исламского мира: закрытая — Библиотека юриспруденции» (на персидском языке) . Проверено 3 декабря 2021 г.
- ^ «Энциклопедия исламского мира: Праздник» (на персидском языке) . Проверено 3 декабря 2021 г.
- ^ «Возможность познания качеств Бога» (на персидском языке) . Проверено 3 декабря 2021 г.
- ^ Саиди Мехр, Мохаммед. Исламское учение (на персидском языке). Кум: Публикации Таха. п. 202-203.
- ^ Мисбах Йезди, Мохаммад Таги . Преподавание философии (на персидском языке). Том. 2. Кум: Публикации Института Имама Хомейни. стр. 368.
- ^ Перейти обратно: а б «Критика концепции сравнения и праздника в Нахдж аль-Балага» (на персидском языке) . Проверено 3 декабря 2021 г.
- ↑ За несколько дней до Повелителя правоверных, мир ему, Великого аятоллы Насера Макарем Ширази, Дар аль-Кутуб аль-Исламия, Тегеран, 1387 г. хиджры. Ш, т. 1, с.
- ^ Нахдж аль-Балага, Проповедь 49.
- ^ Мотахари, Мортеза . Сборник сочинений (на персидском языке). Том. 6. Тегеран: Публикации Садра. п. 1041.
- ^ Мотахари, Мортеза . Сборник сочинений (на персидском языке). Том. 6. Тегеран: Публикации Садра. п. 1034-1033.
- ^ Мотахари, Мортеза . Сборник сочинений (на персидском языке). Том. 6. Тегеран: Публикации Садры. п. 1035.
- ^ Принципы философии и метод реализма, Мотахари, Мортеза, т.5.
- ^ Саиди Мехр, Мохаммед. Исламское учение (на персидском языке). Кум: Публикации Таха. п. 205-206.
Источники
[ редактировать ]- Бунцель, Коул (2023). Ваххабизм: история воинствующего исламского движения . Издательство Принстонского университета.