Джалал ад-Дин Давани
Джалал ад-Дин ад-Давани | |
---|---|
![]() Джалал ад-Дин ад-Давани и его ученики проиллюстрировали его в рукописи «Ахлак-и Джалили» . Копия, сделанная в Сефевидском Иране , датированная 1681 годом. | |
Рожденный | 1426/7 |
Умер | Октябрь/ноябрь 1502 г. (75/76 лет) Персидская, Белая Овца |
Занятие | ученый |
Родитель |
|
Джалал ад-Дин ад-Давани [а] ( персидский : جلال الدین دوانی ; 1426/7 – 1502), также известный как Аллама Давани ( علامه دوانی ), был теологом, философом, юристом и поэтом, который считается одним из ведущих ученых конца 15-го века. века Иран .
Уроженец города Даван в южноиранском регионе Фарс , Давани завершил свое образование в столице провинции Шираз , где он начал проявлять себя. В 1460-х годах он некоторое время служил садром ( руководителем по делам религии) Кара-Коюнлу губернатора Фарса Мирзы Юсуфа и сопровождал отца последнего Джахан-шаха ( годы правления 1438–1467 ) в его битве против Ак-Коюнлу правителя Узуна . Хасана ( годы правления 1453–1478 ), где последний вышел победителем. Первоначально укрывшись и дистанцировавшись от Ак Коюнлу, Давани вскоре поступил к ним на службу, будучи назначенным кади (главным судьей) Фарса сыном и преемником Узун Хасана Якубом Бегом ( годы правления 1478–1490 ).
Давани также был в контакте с деятелями за пределами Ирана, такими как османский султан Баязид II ( годы правления 1481–1512 ) и правители Индии, которым он посвятил несколько своих работ, особенно во время правления Якуб-бека. Благодаря постоянному потоку подарков, которые Давани получал от своих покровителей, в конце концов он разбогател. Однако все его имущество было вскоре конфисковано в 1498 или 1499 году правителем Фарса Ак-Коюнлу Касым-Беем Пурнаком. Впоследствии Давани провел большую часть своего времени в различных небольших городах к югу от Шираза, таких как Джирун ( Ормуз ) и Лар . Он умер в октябре/ноябре 1502 года и был похоронен в своем родном городе.
Происхождение и образование
[ редактировать ]Этнический перс , [2] Давани родился в городе Даван , недалеко от Шираза , столицы южно-иранского региона Фарс , находившегося тогда под Тимуридов . властью [3] Он был старшим сыном Саад ад-Дина Асада, кади (главного судьи) округа Казарун , к которому был прикреплен Даван. [4] Его семья заявляла о своем происхождении от первого Рашидун халифа Абу Бакра ( годы правления 632–634 ), и поэтому Давани иногда был известен под эпитетом ас-Сиддики. [5] [6] Первоначально Давани учился у своего отца, пока не уехал в Шираз, чтобы продолжить свое образование, где он учился у Мауляны Мухий ад-Дина Гуши Кинари, Мауляны Хумам ад-Дина Гулбари и Сафи ад-Дина Иджила. Там он выделился среди сверстников, что начало привлекать внимание студентов издалека. Давани написал свою первую работу 25 мая 1449 года, которая представляла собой комментарий к Тафсиру аль-Байдави персидского ученого Кади Байдави (умер в 1319 году). [7] [8] В 1451 году туркменский Кара-Коюнлу воспользовался смертью тимуридского правителя Персидского Ирака и Фарса султана Мухаммеда , завоевав регионы в 1452 и 1453 годах соответственно. [9] [10]
Взлет и служба под паршивой и белой овцой
[ редактировать ]К тому времени, когда Давани исполнилось тридцать, его репутация религиозного деятеля уже утвердилась. Некоторое время он занимал должность садра (руководителя по делам религии) губернатора Фарса Кара-Коюнлу Мирзы Юсуфа , но вскоре подал в отставку. [7] [8] Неизвестно, почему он ушел со своего поста; Тем не менее, Давани по-прежнему сохранял тесные отношения с отцом Мирзы Юсуфа, султаном Джахан Шахом ( годы правления 1438–1467 ). Он сопровождал последнего в его битве против Ак-Коюнлу правителя Узун Хасана ( годы правления 1453–1478 ), которая произошла на поле Муш в Дияр-Бакре 10 или 11 ноября 1467 года. Войска Джахан-шаха потерпели поражение, и он был сам убил. Давани бежал в город Тебриз на северо-западе иранского региона Азербайджана , потеряв при этом часть своих книг. [11]

Там он пробыл некоторое время, сочинив « Шавакиль аль-хур фи шарх Хаякиль ан-нур» — комментарий к « Хаякиль ан-Нур» , сочинению персидского философа XII века Сухраварди (умер в 1191 году). Комментарий посвящен Махмуду Гавану (умер в 1481), персидскому визирю бахманидского ) Декана ( султана Мухаммад-шаха III Лашкари правления годы 1463–1482 . Несколько лет спустя Давани вернулся в Шираз и стал мударрисом (учителем) медресе Бегум (позже известного как Дар аль-Айтам). Именно там он установил связь с Ак Коюнлу, особенно с сыном Узун Хасана Султаном Халилом , правившим Фарсом. [5] [12] этический труд «Лавами аль-ишрак фи макарим аль-ахлак» (также известный как Ахлак-и Джалили ). В 1474 году Давани посвятил Узун Хасану и Халилу [13] В этой работе он описал Узуна Хасана как «тень Бога, халифа Бога и заместителя Пророка». [14] В сентябре/октябре 1476 года Давани написал отчет очевидца военного парада Халила у руин древнего ахеменидского города Персеполь . Он считал мифологического иранского царя Джамшида основателем города и связывал его с Соломоном , что является обычной ассоциацией в иранских литературных традициях. [15] [16]
Во время недолгого правления Халила в 1478 году Давани посвятил ему еще одну свою работу; объяснение комментария Али Кушджи (умер в 1474 г.) к « Таджрид аль-ийтикад» , написанного персидским ученым XIII века Насир ад-Дином Туси . [17] После преждевременной смерти Халила в августе 1478 года его брат Якуб Бег ( годы правления 1478–1490 ) сменил его и назначил Давани кади Фарса . Давани также принял приглашение Якуба посетить суд в Тебризе. Однако Давани выступил против более поздних реформ Якуба по централизации, и поэтому их отношения ухудшились. [18] [7] Вместе с Абу-Язидом ад-Давани и Мауланой Мухаммадом аль-Мухьяви Давани отправил письма визирю Якуба Кази Исе Саваджи с протестом против этих реформ. [19]
Во время правления Якуба большая часть работ Давани была посвящена деятелям за пределами Ирана. Близкий друг османского султана Баязида II ( годы правления 1481–1512 ), Муайядзаде Абд ар-Рахман Эфенди (умер в 1516 г.), прибыл в Шираз в 1479 г., где учился у Давани до 1483 г. Это было через Муайядзаде. что Давани установил сеть с Баязидом II. Последнему Давани посвятил три своих произведения; Шарх аль-Рубаийат , Рисалат Итбат аль-ваджиб аль-Кадима и аль-Хашия аль-Джадида . В качестве благодарности за рисалат Итбат аль-ваджиб аль-кадима Баязид II подарил Давани 500 флоринов . Османские улемы (духовенство) также высоко оценили его работу. Давани посвятил свои Унмудхадж аль-улюм и Тахкик-и адалат султану Гуджаратского Махмуду султаната Бегаде ( годы правления 1458–1511 ) и был взамен вознагражден 1000 дирхамами . [20] [21]

Благодаря постоянному потоку подарков, которые Давани получал от своих покровителей, в конце концов он разбогател. Однако все его имущество было вскоре конфисковано в 1498 или 1499 году правителем Фарса Ак-Коюнлу Касым-Беем Пурнаком. Впоследствии Давани провел большую часть своего времени в различных небольших городах к югу от Шираза. [22] Некоторые источники сообщают, что Давани планировал принять приглашение самма- султана Низам ад-Дина Шаха Синдхи ( годы правления 1461–1508 ) и уехать в Индию. Двое учеников Давани, Мир Шамс ад-Дин Мухаммад аль-Джурджани (правнук выдающегося аш -Шарифа аль-Джурджани ) и Мир Муин ад-Дин, уже присутствовали при дворе Низам ад-Дина. Это может объяснить, почему Давани отправился на Джирун ( Ормуз ), остров в Персидском заливе . Давани также отправился в город Лар , где завершил свои «Рисалат Итбат аль-ваджиб аль-Кадима» и «Диван-и Мазалим» . [23]
Сообщается, что Давани не одобрял мессианские притязания сефевидского шаха (короля) Исмаила I ( годы правления 1501–1524 ), [24] который захватил столицу Ак-Коюнлу Тебриз в 1501 году. [25] Несмотря на это, предполагается, что недатированная работа Давани « Нур аль-Хидая» была написана в этот период, когда Давани поддерживал прошиизм , вероятно, в надежде умиротворить шиитских Сефевидов. Давани умер вскоре после этого, в октябре или ноябре 1502 года. Он был похоронен в мавзолее Богха-йе Шейх-э Али в его родном городе Даван. Примерно два года спустя (в 1504 году) Шираз был захвачен Исмаилом I, который казнил суннитских священнослужителей, не желавших переходить в шиизм. [24] [14]
Наследие
[ редактировать ]Давани считается одним из ведущих ученых Ирана конца 15 века. [14] Современный историк Джон Э. Вудс называет его «идеологической опорой империи Ак Коюнлу во времена Узун Хасана». [26] Несколько выдающихся деятелей учились у Давани, такие как Кади Хусейн Майбуди (умер в 1504 г.); кади Йезда ; Джамаль ад-Дин Хосейн Мохаммад Астарабади (умер в 1525 г.), садр при сыне Исмаила I и преемнике шаха Тахмаспа I ( годы правления 1524–1576 ); и Кади Джахан Казвини , визирь при Тахмаспе I. [14] [27]
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Пуджавади 2011 , с. 4 (см. примечание 22).
- ^ Браун 2013 , с. 423.
- ^ Пикантный 1964 , с. 46.
- ^ Дуниц 2015 , стр. 34.
- ^ Jump up to: а б Ламбтон 1965 , с. 174.
- ^ Pourjavady 2011 , стр. 4–5.
- ^ Jump up to: а б с Дунец 2015 , стр. 34–35.
- ^ Jump up to: а б Пуджавади, 2011 г. , стр. 7–8.
- ^ Савори 1964 , стр. 45–46.
- ^ Майор 2016 , с. 71.
- ^ Пуджавади 2011 , с. 8.
- ^ Пуджавади 2011 , с. 9.
- ^ Pourjavady 2011 , с. 9–10.
- ^ Jump up to: а б с д Ньюман 1994 , стр. 132–133.
- ^ Митчелл 2009 , с. 122.
- ^ Пуджавади 2011 , с. 10.
- ^ Pourjavady 2011 , стр. 10–11.
- ^ Пуджавади 2011 , с. 11.
- ^ Минорский 1955 , с. 454.
- ^ Дуниц 2015 , с. 35.
- ^ Пуджавади 2011 , с. 12.
- ^ Пуджавади 2011 , с. 13.
- ^ Pourjavady 2011 , стр. 13–14.
- ^ Jump up to: а б Пуджавади 2011 , с. 14.
- ^ Савори и Карамустафа 1998 , с. 628–636.
- ^ Вудс 1999 , с. 145.
- ^ Митчелл 2009 , с. 68.
Источники
[ редактировать ]- Бинбаш, Илькер Эврим (2016), Интеллектуальные сети в Тимуридском Иране: Шараф ад-Дин Али Язди и Исламская республика литературы , Cambridge University Press, ISBN 978-1-107-05424-0
- Браун, Эдвард Г. (2013). История персидской литературы во времена татарского владычества (1265–1502 гг. н.э.) . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1110767601 .
- Дунец, Александра (2015). Космические опасности Кади Хусейна Майбуди в Иране пятнадцатого века . Брилл. ISBN 978-9004302310 .
- Дунец, Александра (2020). «Майбуди, Кади Мир Хусейн» . Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун ; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама (3-е изд.). Брилл Онлайн. ISSN 1873-9830 .
- Ламбтон, АКС (1965). «ад-Давани» . В Льюисе, Б .; Пеллат, Ч. и Шахт Дж. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том II: C – G. Лейден: Э. Дж. Брилл. OCLC 495469475 .
- Лангаруди, Реза Резазаде; Негабан, Фарзин (2015). «Ак-куюнлу» . В Маделунге, Уилферд ; Дафтари, Фархад (ред.). Энциклопедия Исламика Интернет . Брилл Онлайн. ISSN 1875-9831 .
- Минорский, Владимир (1955). «Ак-Коюнлу и земельная реформа». Бюллетень Школы восточных и африканских исследований . 17 (3): 449–462. дои : 10.1017/S0041977X00112376 . JSTOR 609589 . S2CID 154166838 . ( требуется регистрация )
- Митчелл, Колин П. (2009). Политическая практика в Сефевидском Иране: власть, религия и риторика . ИБТаурис. стр. 1–304. ISBN 978-0857715883 .
- Ньюман, Эндрю Дж. (1994). «В Даре, Джалал-ад-Дин в Даре» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника, Том VII/2: Дастур аль-Афазель – Дехкан I. Лондон и Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. пп. 132–133. ISBN 978-1-56859-020-2 .
- Ньюман, Эндрю Дж. (2008). Сефевидский Иран: возрождение Персидской империи . ИБТаурис. стр. 1–296. ISBN 978-0857716613 .
- Пуджавади, Реза (2011). Философия в раннесефевидском Иране . Брилл. ISBN 978-9004191730 .
- Сэвори, Роджер М. (1964). «Борьба за господство в Персии после смерти Тимура». Яресбанд . 40 . Де Грюйтер: 35–65. дои : 10.1515/islm.1964.40.1.35 . S2CID 162340735 .
- Сэвори, Роджер М.; Карамустафа, Ахмет Т. (1998). «Эсмаил Сафави » Энциклопедия Ираника, онлайн-издание, Vol. III, Фаск. 5 . Нью-Йорк. стр. 100-1 514–522.
{{cite encyclopedia}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Вудс, Джон Э. (1999). Аккуюнлу: Клан, Конфедерация, Империя (переработанное и расширенное изд.). Университет Юты Пресс. ISBN 978-0874805659 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Эль-Руайхеб, Халед (2019). «Даштаки (ум. 1498) и Давани (ум. 1502) об анализе экзистенциальных предположений». Ориенс . 47 (3–4): 365–388. дои : 10.1163/18778372-04800300 . S2CID 203551697 .
- Эсоц, Янис (2017). «ад-Давани» . В Маделунге, Уилферд ; Дафтари, Фархад (ред.). Энциклопедия Исламика Интернет . Брилл Онлайн. ISSN 1875-9831 .