Хаджи Байрам Вели
Хаджи Байрам-и Вели | |
---|---|
![]() Кенотаф . Хаджи Байрама Вели | |
Персональный | |
Рожденный | 1352 г. н.э. Деревня Солфасоль, Анкара |
Умер | 1430 г. (77–78 лет) |
Место отдыха | Мечеть Хаджи Байрам , Улус, Анкара , Турция |
Религия | ислам |
Эра | Средневековый |
Область | Анатолия |
Номинал | сунниты [1] |
Юриспруденция | Ханбали [1] |
Крид | Матуриди [2] |
Тарикат | Праздничный день [3] |
Мусульманский лидер | |
Под влиянием | |
Под влиянием |
Часть серии об Исламе. суфизм |
---|
![]() |
![]() |
Хаджи Байрам Вели ( турецкий : Hacı Bayram-ı Veli ) (1352–1430) — османский поэт, суфийский святой и основатель ордена Байрами . [4] Он также сочинил ряд гимнов . [4] Примечательно, что он был последователем ханбалитского мазхаба в юриспруденции. [1] и последователь Матуриди- Акиды в богословии . [2]
Биография
[ редактировать ]Ранний период жизни
[ редактировать ]Он жил между 1352 и 1430 годами. Его первоначальное имя было Нуман, он изменил его на Байрам после того, как встретил своего духовного лидера Сомунджу Бабу во время праздника Курбан-Байрам (называемого по-турецки Курбан Байрамы ) .
Основание и распространение Ордена Байрами
[ редактировать ]Два мистика, шейх Хамид'уд-Дин-и Вали (Сомунджу Баба) и Хаджи Байрам, жили в городе Бурса , когда они вместе совершили хадж (паломничество в Мекку ). Во время этого священного путешествия Хамидуд-Дин-и Вали продолжал преподавать суфизм . Шейх Хамидуд-Дин умер в 1412 году, передав свою власть Хаджи Байраму Вали, который вернулся в Анкару в качестве шейха (лидера) Тариката по имени Байрами . [3] Он построил домик дервишей на том месте в Анкаре, где сегодня стоят его могила и мечеть. Люди приезжали сюда, чтобы остаться и узнать о суфизме. Орден стал популярным благодаря успешному преподаванию Байрама.
Рост ордена встревожил некоторые местные власти; они поделились своими тревогами с османским султаном Мурадом II , который вызвал Хаджи Байрама в Эдирне столицу Османской империи ( тогдашнюю ). Султан хотел проверить мнения, доктрину и патриотизм ордена. В это время в Анатолии существовало множество независимых турецких кланов, между которыми было мало единства.
еще одного ученого, своего мюрида Акшемсаддина (Акк-Шамсуддин) означает «Чистый белый» («Ак» по- турецки Хаджи Байрам взял с собой в Эдирне для встречи с султаном ). Вскоре Мурад понял, что жалобы на Байрама были всего лишь слухами, и Хаджи Байрам и Акшемседдин остались на некоторое время в Эдирне, читая лекции и проповедуя суду. У него было больше частных консультаций с султаном, на которых они обсуждали вопросы мира, жизни и будущего.
В частности, султан был озабочен завоеванием Константинополя , византийской столицы, которую армии ислама безуспешно пытались завоевать. Султан напрямую спросил Байрама: «Кто покорит город?» Пришел ответ: «Вы не будете. Но этот ребенок будет. Нас с вами не будет в живых во время этого завоевания. Но мой ученик Акшемседдин будет там». Младенец был сыном султана, будущим Мехмедом II , который завоюет город (который позже стал известен как Стамбул) в 1453 году и получит титул Фатих (что означает завоеватель ).
Хаджи Байрам попросил, чтобы его ученик Акшемседдин был учителем младенца Мехмеда, и султан Мурад согласился. Хаджи Байрам совершил еще несколько поездок в Эдирне, пока не умер в 1430 году в Анкаре , передав руководство своим орденом Акшемседдину. Его могила [3] и мечеть, посвященная ему, находятся в Анкаре. [5]
считают Хаджи Байрама Вели Все суфийские Туруки Кутбом может или Гусом, что является величайшим рангом, которого достичь Вали (святой). [6]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Балджиоглу, Тахир Харими, Сектантские движения Тюрк Тарихинде - Ход событий мазхаба в Турции истории , (Предисловие и примечания Хилми Зия Юлкена), Ahmet Sait Press, 271 страница, Kanaat Publications, Стамбул, 1940. (на турецком языке)
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Алпягыл, Реджеп (28 ноября 2016 г.). « Матуриди ». Оксфордские библиографии – исламские исследования . Оксфорд : Издательство Оксфордского университета . дои : 10.1093/обо/9780195390155-0232 . Архивировано из оригинала 18 марта 2017 года.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Таджи-Фаруки, Суха (2007) Бешара и Ибн Араби: Движение суфийской духовности в современном мире , Анка, Оксфорд, Англия, стр. 158 , 2007 . ISBN 978-1-905937-00-4
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Левин, Линн А. (редактор) (2006) «Мечеть Хаджи Байрам (Hacı Bayram Camii)» Турция Фроммера (4-е издание) Wiley, Хобокен, Нью-Джерси, стр. 371 , ISBN 0-471-78556-3
- ^ Дэвис, Бен (редактор) (2003) Let's Go Turkey St. Martin's Press, Нью-Йорк, стр. 398 , ISBN 0-312-30597-4
- ^ «ШАБАН-и ВЕЛО — Исламская энциклопедия TDV» . Исламская энциклопедия TDV (на турецком языке) . Проверено 28 апреля 2022 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Люди из Анкары
- сунниты-суфии
- Мусульманские ученые-сунниты ислама
- Основатели суфийских орденов
- Ханбалис
- Матуридис
- праздничный заказ
- Мусульмане Османской империи
- Поэты XIV века из Османской империи
- Поэты XV века из Османской империи
- Суфийские святые Османской империи
- Турецкие суфии
- Поэты Османской империи
- Турецкие поэты
- 1352 рождения
- 1430 смертей
- Исламские ученые из Османской империи