Нафс

Нафс ( نَفْس ) — арабское слово, встречающееся в Коране , буквально означающее « самость » и переводимое как « психика », « эго » или « душа ». [2] [3] Этот термин родственен еврейскому слову нефеш , נֶפֶשׁ. В Коране слово нафс используется как в индивидуальном (стих 2:48), так и в коллективном смысле (стих 4:1), указывая на то, что, хотя человечество объединено обладанием положительными качествами нафса , они несут индивидуальную ответственность за проявление силы «свободной воли», которые она им предоставляет.
Однако большая часть популярной литературы о нафсе сосредоточена на суфийских представлениях о термине, расположенном внутри садра (груди). Согласно суфийским философиям , нафс в нерафинированном состоянии — это «эго», которое они считают низшим измерением внутреннего существования человека — его животной и сатанинской природы. [4] Нафс является важной концепцией в исламской традиции, особенно в суфизме и дисциплине гнозиса ( ирфан ) в шиитском исламе .
Этимология
[ редактировать ]Слово «нафс» происходит от арабского слова «нафас», что означает «дыхание». В ранней арабской литературе «нафс» относится к «я» или «человеку». В исламской теологии «нафс» относится к душе, хотя его иногда путают с « рух », что означает «дыхание», «ветер» или «дух». Понятия «нафс» и «рух» аналогичны библейским понятиям «нефеш» и «руах». [5]
Кораническая концепция
[ редактировать ]Трехбуквенный корень нун фа син (ن ف س) встречается в Коране 298 раз в четырех производных формах: [6]
- один раз в форме V глагола танаффаса (تَنَفَّسَ)
- один раз в форме VI глагола yatanāfasi (конкурировать)
- 295 раз как существительное нафс (نَفْس).
- один раз как форма VI активного мутанафисун причастия
Коран придает большое значение нафсу человека , подчеркивая свободу воли и разум, без которых не может существовать ни ответственность, ни подотчетность. Коран не приписывает нафсу каких -либо свойств добра или зла , а вместо этого передает идею о том, что это нечто такое, что необходимо взращивать и саморегулировать, чтобы оно могло развиваться и становиться «добрым» и «внутренне значимым». через свои мысли и действия. [7] Таким образом, кораническая концепция нафса имеет чрезвычайно модернистский оттенок, во многом схожий с немецкого философа Фридриха Ницше концепцией «сверхчеловека» , предложенной Мухаммадом Икбалом , выдающимся мусульманским ученым и философом, который зашел так далеко, что обвиняют Ницше в заимствовании этого термина из исламской мысли. Икбал заявил: «Вполне вероятно, что Ницше позаимствовал его (Übermensch) из литературы ислама или Востока и унизил его своим материализмом». [8]
Суфийская концепция нафса
[ редактировать ]Часть серии об Исламе. суфизм |
---|
![]() |
![]() |
устранение нафса Согласно учению суфизма, является центральным для правильного поклонения Богу. Кузат Хамадани связывает прекращение нафса с шахадой : «Соответственно, люди, чье служение Богу является лишь поверхностным, попадают в ловушку круга ля илях (первая часть шахады , означающая «нет Бога»), просто поклоняясь своему нафсу (телесному призывает), а не Бога. Лишь тем, кто оказался достойным, удается выйти из этого круга и перейти к илля-Ллаху , «Божественному присутствию».
Три основных этапа
[ редактировать ]В суфийской мудрости есть три основных этапа нафса , которые также упоминаются в различных стихах Корана. Суфии называют их «стадиями» процесса развития, утончения и овладения нафсом . [9] [10]
Подстрекающий нафс ( ан-нафс аль-аммара )
[ редактировать ]На своей примитивной стадии нафс побуждает людей совершать зло; это нафс как низшее «я», базовые инстинкты. [11] [12] В одноименной суре Корана Юсуф говорит: «Однако я не утверждаю, что мой нафс был невиновен: воистину нафс подстрекает ко злу». [ Коран 12:53 ] Ислам подчеркивает важность борьбы с подстрекательством к нафсу в Коране [13] а также в хадисах . Одна традиция гласит, что Мухаммед сказал после возвращения с войны: «Теперь мы возвращаемся от маленькой борьбы ( Джихад Асгар ) к большой борьбе ( Джихад Акбар )». Его товарищи спросили: «О пророк Божий , в чем заключается большая борьба?» Он ответил: «Борьба с искушениями». [14]
Эту стадию обычно делят на уровни ан-нафс аль-хаявания и ан-нафс аль-иблиссия . Аль-нафс аль-хаяванийа («животное состояние») описывает бессознательное «я», которое в своем естественном, непробуждённом состоянии гонится за материальным имуществом, чувственными желаниями и животными удовольствиями. Аль-нафс аль-иблиссия (дьявольское состояние) даже ниже животного состояния, потому что в нем самость, в своей чрезмерной гордыне , стремится сознательно и обдуманно заменить любовь к Богу себялюбием. [15]
Коран предписывает правоверным «препятствовать нафсу от похоти ». [ Коран 79:40 ] а другое традиционное повествование предупреждает, что «самый худший враг, который у вас есть, — это [ нафс ] между вашими сторонами». [16] Руми предупреждает о нафсе под маской религиозного лицемерия, говоря, что « нафса у четки и Коран в правой руке ятаган и кинжал». , а в рукаве — [17]
Образы животных часто используются для описания нафса . Популярный образ – осел или неуправляемая лошадь, которую необходимо дрессировать и обучить, чтобы в конце концов она донесла своего наездника до цели. [11] [18] Руми сравнивает нафса с верблюдом, которого герой Меджнун , олицетворяющий интеллект ( Акл ), пытается повернуться в сторону жилища своей возлюбленной. [11] [17]
Самообвиняющий нафс ( ан-нафс аль-лувама )
[ редактировать ]В суре «Аль- Кияма» Коран упоминает «самообвиняющих нафса ». [ Коран 75:2 ] Это стадия, когда « совесть пробуждается и самость обвиняет человека в том, что он прислушивается к своему эго. Человек раскаивается и просит прощения ». [19] Здесь нафс вдохновляется сердцем, видит результаты своих действий, согласуется с мозгом, видит свои слабости и стремится к совершенству.
Нафс ан в мире ( -нафс аль-мутмаинна )
[ редактировать ]В суре аль- Фаджр Коран упоминает « нафс ». мирный [ Коран 89:27 ] Это идеальная стадия эго для мусульман. На этом уровне человек тверд в своей вере и оставляет плохие манеры позади. [19] На душе становится спокойно, умиротворенно. [19] На этом этапе последователи суфизма избавились от всего материализма и мирских проблем и удовлетворены волей Бога.
Четыре дополнительных этапа нафса
[ редактировать ]Помимо трех основных этапов иногда упоминают еще четыре:
- Вдохновленный Нафс ( ан-нафс аль-мулхама )
Эта стадия находится между второй (самообвиняющий Нафс ) и третьей ( Нафс мирный ) основными стадиями. Это этап действия. На этом уровне «человек становится более твердым в прислушивании к своей совести, но еще не сдается». [19] Как только человек увидел свои слабости и поставил перед собой цели, это эго вдохновляет его на добрые дела. Суфии говорят, что важно, когда человек думает о добре, он должен немедленно действовать в соответствии с ним. Аббас бин Абдул Мутталиб устанавливает три правила: [ нужна ссылка ]
- Та’Джил или Быстрота. Доброе дело нужно делать немедленно и не должно быть лени.
- Техкир или Презрение. На свои хорошие поступки следует смотреть с презрением, иначе человек станет самодовольным.
- Ихфа или Тайна. Человек должен хранить свои добрые дела в секрете, иначе люди будут хвалить его, и это сделает его самодовольным.
Согласно Корану, благотворительность должна осуществляться как тайно, так и открыто. В Мухаммадом Асадом переводе Корана, сделанном , 14:31 гласит: «[И] скажи [тем из] Моих слуг, которые достигли веры, что они должны быть постоянными в молитве и тратить [по Нашему пути], тайно и открыто, из того, чем Мы обеспечиваем их в качестве пропитания, прежде чем наступит День, когда не будет ни торга, ни взаимной дружбы».
- Довольный нафс ( ан-нафс ар-радийя )
Этот этап наступает после третьего основного этапа. На этом уровне «человек доволен всем, что исходит от Аллаха, и живет не прошлым или будущим, а настоящим моментом». [19] «Человек всегда думает: «Илахи Анта Максуди ва ридхака матлуби». Человек всегда считает себя слабым и нуждающимся в Аллахе». [19]
- Приятный нафс ( ан-нафс аль-мардийя )
На этом уровне два Руха в человеке «примирились». [19] «Человек мягок и терпим к людям, у него хорошие ахлак ( араб . أخلاق ), хорошие манеры». [19]
- Чистый нафс ( ан-нафс ас-сафийя )
На этом уровне «человек облачен в атрибуты Инсана Камиля , совершенного человека, полностью отдавшегося и вдохновленного Аллахом». [19] Один из них «в полном согласии с волей Аллаха». [19]
Полная последовательность НАФС разработки
[ редактировать ]Таким образом, полная последовательность семи стадий развития нафса такова :
- Подстрекающий нафс (ан-нафс аль-аммара)
- Самообвиняющий нафс (ан-нафс аль-лувама)
- Вдохновленный нафс (ан-нафс аль-мулхама)
- Нафс в мире ( ан -нафс аль-мутмаинна)
- Довольный нафс (ан-нафс ар-радийя)
- Приятный нафс (ан-нафс аль-мардия)
- Чистый нафс (ан-нафс ас-сафийа)
Дервишам суфийской школы Джеррахи предлагается изучить текст, описывающий эти стадии нафса как вложенную серию городов. [10]
Характеристики нафса
[ редактировать ]В своем примитивном состоянии нафс имеет семь характеристик, которые необходимо преодолеть: [ нужна ссылка ]
- Гордость ( Такаббур )
- Greed (TamaaЖадность
- Ревность ( Хасад )
- Похоть ( Шавах )
- Клевета ( Гиба )
- Скупость ( Бокль )
- Мэлис ( Кена )
Нафс и джихад
[ редактировать ]Согласно философии суфиев, самосовершенствование сосредоточено на внутренней борьбе, а не на внешних врагах. Вместо того, чтобы искать врагов вне себя, в таких группах, как семья, община или общество, суфизм учит, что главным врагом, которого следует победить, является чувствительность эго или индивидуальное «я», известное как нафс. Таким образом, цель жизни суфия — постоянно бороться со своими эгоцентрическими тенденциями и бороться со своим нафсом. [20] В суфизме процесс контроля нафса включает в себя отречение (зухд) и другие методы, целью которых является защита души от негативных влияний и достижение возвышенного состояния, называемого «богобоязненным» (хавф). Это считается необходимым шагом на пути к обретению благочестия (таква) и окончательному осознанию Истины (аль-хакк). [20] Коран учит, что тому, кто «боялся предстать перед своим Господом и удерживал свой нафс от страстей, тому прибежищем будет рай» (79:40–41). Джунайд Багдадский сравнил процесс преодоления нафса с «умиранием для себя и воскрешением в себе (Боге)». Мухаммед сказал: «Сильный не тот, кто побеждает людей, а тот, кто побеждает самого себя». Суфии рассматривают борьбу с нафсом как форму джихада (джихад-ан-нафс), или внутренней борьбы, и считают ее важнейшей формой джихада (джихад-е акбари). Успех в этой борьбе означает согласие с волей Божией, а не поддаваться сатанинским искушениям. [20]
См. также
[ редактировать ]- Фитра
- Сердце
- 'Разум
- Рух
- Гафла
- Исламская психологическая мысль
- Латаиф-э-сит
- Семь смертных грехов
- Нишимта в мандеизме
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ротман и Койл 2018 , с. 1733, 1735, 1742 гг.
- ^ Брагацци, Нидерланды; Хаббаче, Х (2018). «Нейротеология ислама и состояния высшего сознания». Космос и история: журнал естественной и социальной философии . 14 (2): 315–321.
- ^ Нурдин Деурасе и Мансор Абу Талиб (2005), «Психическое здоровье в исламской медицинской традиции», Международный медицинский журнал 4 (2), стр. 76-79
- ^ Читтик, Уильям (1983). Суфийский путь любви (PDF) . Издательство Государственного университета Нью-Йорка . п. 12. ISBN 0-87395-724-5 .
- ^ Дастагир 2018 , стр. 519.
- ^ «Арабский корпус Корана - Словарь Корана» . corpus.quran.com .
- ^ Коран 91:6
- ^ «КРИТИКА ИКБАЛА НИЦШЕ» . www.allamaiqbal.com .
- ^ Шах, Идрис (2001). Суфии . Лондон, Великобритания: Octagon Press. стр. 394–395. ISBN 0-86304-020-9 .
- ^ Перейти обратно: а б Фрагер, Роберт (1999). Сердце, Я и Душа . Книги квестов. стр. 54–88. ISBN 0-8356-0778-Х . Отпечаток Теософского издательства.
- ^ Перейти обратно: а б с Шиммель, Аннемари (1975). Мистические аспекты ислама . Издательство Университета Южной Каролины . стр. 112–114 .
- ^ Роберт Вопросник (20 сентября 2013 г.). Сердце, Я и Душа . Книги квестов. ISBN 9780835630627 .
- ^ «Сура Аль-Ала - арабский текст с переводом на урду и английский язык» . www.ahadees.com .
- ^ Каббани, Хишам. «Джихад Аль-Акбар» . Архивировано из оригинала 9 июня 2011 года . Проверено 17 января 2010 г.
- ^ Оливер Лиман Коран: Философское руководство, Bloomsbury Publishing, 2016 г. ISBN 978-1-474-21620-3 стр. 84
- ^ Николсон, Рейнольд Аллейн (2008). Китаб аль-Лума Фи Л-Тасаввуф Абу Насра Абдаллы Б. Али аль-Сарраджа аль-Туси: впервые отредактировано с критическими примечаниями и аннотацией (1914) Рейнольда Аллейна Николсона . Издательство Кессинджер .
- ^ Перейти обратно: а б Николсон, Рейнольд (1990). Маснави Джалалуддина Руми . Уорминстер: Мемориальный фонд Гибба . ISBN 0-906094-27-5 .
- ^ Николсон, Рейнольд (2008). Кашф аль-Махджуб: старейший персидский трактат о суфизме (1911) . Издательство Кессинджер . ISBN 978-0-548-94106-5 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Аль-Хаккани, Шейх Адиль; Каббани, Шейх Хишам (2004). Путь к духовному совершенству . Высший исламский совет Америки (ISCA). стр. 102–103. ISBN 1-930409-18-4 . Посмотрите поиск книг Google
- ^ Перейти обратно: а б с Дастагир 2018 , стр. 521.
Источники
[ редактировать ]- Дастагир, Голам (2018). «Нафс». Ислам, иудаизм и зороастризм . Энциклопедия индийских религий. Дордрехт: Springer Нидерланды. стр. 519–522. дои : 10.1007/978-94-024-1267-3_2012 . ISBN 978-94-024-1266-6 . ISSN 2542-7628 .
- Ротман, Абдалла; Койл, Адриан (2018). «К основам исламской психологии и психотерапии: исламская модель души» . Журнал религии и здоровья . 57 (5). ООО «Спрингер Сайенс энд Бизнес Медиа»: 1731–1744 гг. дои : 10.1007/s10943-018-0651-x . ISSN 0022-4197 . ПМК 6132620 . ПМИД 29907906 . S2CID 49240804 .