Jump to content

Нафс

Визуальное представление исламской модели души, показывающее положение « нафса » относительно других концепций, основанное на консенсусе 18 опрошенных академических и религиозных экспертов. [1]

Нафс ( نَفْس ) — арабское слово, встречающееся в Коране , буквально означающее « самость » и переводимое как « психика », « эго » или « душа ». [2] [3] Этот термин родственен еврейскому слову нефеш , נֶפֶשׁ. В Коране слово нафс используется как в индивидуальном (стих 2:48), так и в коллективном смысле (стих 4:1), указывая на то, что, хотя человечество объединено обладанием положительными качествами нафса , они несут индивидуальную ответственность за проявление силы «свободной воли», которые она им предоставляет.

Однако большая часть популярной литературы о нафсе сосредоточена на суфийских представлениях о термине, расположенном внутри садра (груди). Согласно суфийским философиям , нафс в нерафинированном состоянии — это «эго», которое они считают низшим измерением внутреннего существования человека — его животной и сатанинской природы. [4] Нафс является важной концепцией в исламской традиции, особенно в суфизме и дисциплине гнозиса ( ирфан ) в шиитском исламе .

Этимология

[ редактировать ]

Слово «нафс» происходит от арабского слова «нафас», что означает «дыхание». В ранней арабской литературе «нафс» относится к «я» или «человеку». В исламской теологии «нафс» относится к душе, хотя его иногда путают с « рух », что означает «дыхание», «ветер» или «дух». Понятия «нафс» и «рух» аналогичны библейским понятиям «нефеш» и «руах». [5]

Кораническая концепция

[ редактировать ]

Трехбуквенный корень нун фа син (ن ف س) встречается в Коране 298 раз в четырех производных формах: [6]

  1. один раз в форме V глагола танаффаса (تَنَفَّسَ)
  2. один раз в форме VI глагола yatanāfasi (конкурировать)
  3. 295 раз как существительное нафс (نَفْس).
  4. один раз как форма VI активного мутанафисун причастия

Коран придает большое значение нафсу человека , подчеркивая свободу воли и разум, без которых не может существовать ни ответственность, ни подотчетность. Коран не приписывает нафсу каких -либо свойств добра или зла , а вместо этого передает идею о том, что это нечто такое, что необходимо взращивать и саморегулировать, чтобы оно могло развиваться и становиться «добрым» и «внутренне значимым». через свои мысли и действия. [7] Таким образом, кораническая концепция нафса имеет чрезвычайно модернистский оттенок, во многом схожий с немецкого философа Фридриха Ницше концепцией «сверхчеловека» , предложенной Мухаммадом Икбалом , выдающимся мусульманским ученым и философом, который зашел так далеко, что обвиняют Ницше в заимствовании этого термина из исламской мысли. Икбал заявил: «Вполне вероятно, что Ницше позаимствовал его (Übermensch) из литературы ислама или Востока и унизил его своим материализмом». [8]

Суфийская концепция нафса

[ редактировать ]

устранение нафса Согласно учению суфизма, является центральным для правильного поклонения Богу. Кузат Хамадани связывает прекращение нафса с шахадой : «Соответственно, люди, чье служение Богу является лишь поверхностным, попадают в ловушку круга ля илях (первая часть шахады , означающая «нет Бога»), просто поклоняясь своему нафсу (телесному призывает), а не Бога. Лишь тем, кто оказался достойным, удается выйти из этого круга и перейти к илля-Ллаху , «Божественному присутствию».

Три основных этапа

[ редактировать ]

В суфийской мудрости есть три основных этапа нафса , которые также упоминаются в различных стихах Корана. Суфии называют их «стадиями» процесса развития, утончения и овладения нафсом . [9] [10]

Подстрекающий нафс ( ан-нафс аль-аммара )

[ редактировать ]

На своей примитивной стадии нафс побуждает людей совершать зло; это нафс как низшее «я», базовые инстинкты. [11] [12] В одноименной суре Корана Юсуф говорит: «Однако я не утверждаю, что мой нафс был невиновен: воистину нафс подстрекает ко злу». [ Коран   12:53 ] Ислам подчеркивает важность борьбы с подстрекательством к нафсу в Коране [13] а также в хадисах . Одна традиция гласит, что Мухаммед сказал после возвращения с войны: «Теперь мы возвращаемся от маленькой борьбы ( Джихад Асгар ) к большой борьбе ( Джихад Акбар )». Его товарищи спросили: «О пророк Божий , в чем заключается большая борьба?» Он ответил: «Борьба с искушениями». [14]

Эту стадию обычно делят на уровни ан-нафс аль-хаявания и ан-нафс аль-иблиссия . Аль-нафс аль-хаяванийа («животное состояние») описывает бессознательное «я», которое в своем естественном, непробуждённом состоянии гонится за материальным имуществом, чувственными желаниями и животными удовольствиями. Аль-нафс аль-иблиссия (дьявольское состояние) даже ниже животного состояния, потому что в нем самость, в своей чрезмерной гордыне , стремится сознательно и обдуманно заменить любовь к Богу себялюбием. [15]

Коран предписывает правоверным «препятствовать нафсу от похоти ». [ Коран   79:40 ] а другое традиционное повествование предупреждает, что «самый худший враг, который у вас есть, — это [ нафс ] между вашими сторонами». [16] Руми предупреждает о нафсе под маской религиозного лицемерия, говоря, что « нафса у четки и Коран в правой руке ятаган и кинжал». , а в рукаве — [17]

Образы животных часто используются для описания нафса . Популярный образ – осел или неуправляемая лошадь, которую необходимо дрессировать и обучить, чтобы в конце концов она донесла своего наездника до цели. [11] [18] Руми сравнивает нафса с верблюдом, которого герой Меджнун , олицетворяющий интеллект ( Акл ), пытается повернуться в сторону жилища своей возлюбленной. [11] [17]

Самообвиняющий нафс ( ан-нафс аль-лувама )

[ редактировать ]

В суре «Аль- Кияма» Коран упоминает «самообвиняющих нафса ». [ Коран   75:2 ] Это стадия, когда « совесть пробуждается и самость обвиняет человека в том, что он прислушивается к своему эго. Человек раскаивается и просит прощения ». [19] Здесь нафс вдохновляется сердцем, видит результаты своих действий, согласуется с мозгом, видит свои слабости и стремится к совершенству.

Нафс ан в мире ( -нафс аль-мутмаинна )

[ редактировать ]

В суре аль- Фаджр Коран упоминает « нафс ». мирный [ Коран   89:27 ] Это идеальная стадия эго для мусульман. На этом уровне человек тверд в своей вере и оставляет плохие манеры позади. [19] На душе становится спокойно, умиротворенно. [19] На этом этапе последователи суфизма избавились от всего материализма и мирских проблем и удовлетворены волей Бога.

Четыре дополнительных этапа нафса

[ редактировать ]

Помимо трех основных этапов иногда упоминают еще четыре:

Вдохновленный Нафс ( ан-нафс аль-мулхама )

Эта стадия находится между второй (самообвиняющий Нафс ) и третьей ( Нафс мирный ) основными стадиями. Это этап действия. На этом уровне «человек становится более твердым в прислушивании к своей совести, но еще не сдается». [19] Как только человек увидел свои слабости и поставил перед собой цели, это эго вдохновляет его на добрые дела. Суфии говорят, что важно, когда человек думает о добре, он должен немедленно действовать в соответствии с ним. Аббас бин Абдул Мутталиб устанавливает три правила: [ нужна ссылка ]

  1. Та’Джил или Быстрота. Доброе дело нужно делать немедленно и не должно быть лени.
  2. Техкир или Презрение. На свои хорошие поступки следует смотреть с презрением, иначе человек станет самодовольным.
  3. Ихфа или Тайна. Человек должен хранить свои добрые дела в секрете, иначе люди будут хвалить его, и это сделает его самодовольным.

Согласно Корану, благотворительность должна осуществляться как тайно, так и открыто. В Мухаммадом Асадом переводе Корана, сделанном , 14:31 гласит: «[И] скажи [тем из] Моих слуг, которые достигли веры, что они должны быть постоянными в молитве и тратить [по Нашему пути], тайно и открыто, из того, чем Мы обеспечиваем их в качестве пропитания, прежде чем наступит День, когда не будет ни торга, ни взаимной дружбы».

Довольный нафс ( ан-нафс ар-радийя )

Этот этап наступает после третьего основного этапа. На этом уровне «человек доволен всем, что исходит от Аллаха, и живет не прошлым или будущим, а настоящим моментом». [19] «Человек всегда думает: «Илахи Анта Максуди ва ридхака матлуби». Человек всегда считает себя слабым и нуждающимся в Аллахе». [19]

Приятный нафс ( ан-нафс аль-мардийя )

На этом уровне два Руха в человеке «примирились». [19] «Человек мягок и терпим к людям, у него хорошие ахлак ( араб . أخلاق ), хорошие манеры». [19]

Чистый нафс ( ан-нафс ас-сафийя )

На этом уровне «человек облачен в атрибуты Инсана Камиля , совершенного человека, полностью отдавшегося и вдохновленного Аллахом». [19] Один из них «в полном согласии с волей Аллаха». [19]

Полная последовательность НАФС разработки

[ редактировать ]

Таким образом, полная последовательность семи стадий развития нафса такова :

  1. Подстрекающий нафс (ан-нафс аль-аммара)
  2. Самообвиняющий нафс (ан-нафс аль-лувама)
  3. Вдохновленный нафс (ан-нафс аль-мулхама)
  4. Нафс в мире ( ан -нафс аль-мутмаинна)
  5. Довольный нафс (ан-нафс ар-радийя)
  6. Приятный нафс (ан-нафс аль-мардия)
  7. Чистый нафс (ан-нафс ас-сафийа)

Дервишам суфийской школы Джеррахи предлагается изучить текст, описывающий эти стадии нафса как вложенную серию городов. [10]

Характеристики нафса

[ редактировать ]

В своем примитивном состоянии нафс имеет семь характеристик, которые необходимо преодолеть: [ нужна ссылка ]

  1. Гордость ( Такаббур )
  2. Greed (TamaaЖадность
  3. Ревность ( Хасад )
  4. Похоть ( Шавах )
  5. Клевета ( Гиба )
  6. Скупость ( Бокль )
  7. Мэлис ( Кена )

Нафс и джихад

[ редактировать ]

Согласно философии суфиев, самосовершенствование сосредоточено на внутренней борьбе, а не на внешних врагах. Вместо того, чтобы искать врагов вне себя, в таких группах, как семья, община или общество, суфизм учит, что главным врагом, которого следует победить, является чувствительность эго или индивидуальное «я», известное как нафс. Таким образом, цель жизни суфия — постоянно бороться со своими эгоцентрическими тенденциями и бороться со своим нафсом. [20] В суфизме процесс контроля нафса включает в себя отречение (зухд) и другие методы, целью которых является защита души от негативных влияний и достижение возвышенного состояния, называемого «богобоязненным» (хавф). Это считается необходимым шагом на пути к обретению благочестия (таква) и окончательному осознанию Истины (аль-хакк). [20] Коран учит, что тому, кто «боялся предстать перед своим Господом и удерживал свой нафс от страстей, тому прибежищем будет рай» (79:40–41). Джунайд Багдадский сравнил процесс преодоления нафса с «умиранием для себя и воскрешением в себе (Боге)». Мухаммед сказал: «Сильный не тот, кто побеждает людей, а тот, кто побеждает самого себя». Суфии рассматривают борьбу с нафсом как форму джихада (джихад-ан-нафс), или внутренней борьбы, и считают ее важнейшей формой джихада (джихад-е акбари). Успех в этой борьбе означает согласие с волей Божией, а не поддаваться сатанинским искушениям. [20]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Ротман и Койл 2018 , с. 1733, 1735, 1742 гг.
  2. ^ Брагацци, Нидерланды; Хаббаче, Х (2018). «Нейротеология ислама и состояния высшего сознания». Космос и история: журнал естественной и социальной философии . 14 (2): 315–321.
  3. ^ Нурдин Деурасе и Мансор Абу Талиб (2005), «Психическое здоровье в исламской медицинской традиции», Международный медицинский журнал 4 (2), стр. 76-79
  4. ^ Читтик, Уильям (1983). Суфийский путь любви (PDF) . Издательство Государственного университета Нью-Йорка . п. 12. ISBN  0-87395-724-5 .
  5. ^ Дастагир 2018 , стр. 519.
  6. ^ «Арабский корпус Корана - Словарь Корана» . corpus.quran.com .
  7. ^ Коран 91:6
  8. ^ «КРИТИКА ИКБАЛА НИЦШЕ» . www.allamaiqbal.com .
  9. ^ Шах, Идрис (2001). Суфии . Лондон, Великобритания: Octagon Press. стр. 394–395. ISBN  0-86304-020-9 .
  10. ^ Перейти обратно: а б Фрагер, Роберт (1999). Сердце, Я и Душа . Книги квестов. стр. 54–88. ISBN  0-8356-0778-Х . Отпечаток Теософского издательства.
  11. ^ Перейти обратно: а б с Шиммель, Аннемари (1975). Мистические аспекты ислама . Издательство Университета Южной Каролины . стр. 112–114 .
  12. ^ Роберт Вопросник (20 сентября 2013 г.). Сердце, Я и Душа . Книги квестов. ISBN  9780835630627 .
  13. ^ «Сура Аль-Ала - арабский текст с переводом на урду и английский язык» . www.ahadees.com .
  14. ^ Каббани, Хишам. «Джихад Аль-Акбар» . Архивировано из оригинала 9 июня 2011 года . Проверено 17 января 2010 г.
  15. ^ Оливер Лиман Коран: Философское руководство, Bloomsbury Publishing, 2016 г. ISBN   978-1-474-21620-3 стр. 84
  16. ^ Николсон, Рейнольд Аллейн (2008). Китаб аль-Лума Фи Л-Тасаввуф Абу Насра Абдаллы Б. Али аль-Сарраджа аль-Туси: впервые отредактировано с критическими примечаниями и аннотацией (1914) Рейнольда Аллейна Николсона . Издательство Кессинджер .
  17. ^ Перейти обратно: а б Николсон, Рейнольд (1990). Маснави Джалалуддина Руми . Уорминстер: Мемориальный фонд Гибба . ISBN  0-906094-27-5 .
  18. ^ Николсон, Рейнольд (2008). Кашф аль-Махджуб: старейший персидский трактат о суфизме (1911) . Издательство Кессинджер . ISBN  978-0-548-94106-5 .
  19. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Аль-Хаккани, Шейх Адиль; Каббани, Шейх Хишам (2004). Путь к духовному совершенству . Высший исламский совет Америки (ISCA). стр. 102–103. ISBN  1-930409-18-4 . Посмотрите поиск книг Google
  20. ^ Перейти обратно: а б с Дастагир 2018 , стр. 521.

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b5439a35eeac6c5a975223eefd0e576e__1717692600
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b5/6e/b5439a35eeac6c5a975223eefd0e576e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Nafs - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)