Аверроизм

Аверроизм относится к школе средневековой философии , основанной на применении работ андалузского философа XII века Аверроэса (известного в свое время на арабском языке как ابن رشد, ибн Рушд, 1126–1198), комментатора Аристотеля , жившего в XIII веке. Латинско-христианская схоластика .
Латинские переводы работ Аверроэса стали широко доступны в университетах, возникших в Западной Европе в 13 веке, и были получены схоластиками, такими как Сигер Брабантский и Боэций Дакийский , которые исследовали христианские доктрины посредством рассуждений и интеллектуального анализа. [1] [2]
Термин «аверроист» был придуман Фомой Аквинским в узком смысле доктрины аверроистов « единства интеллекта » в его книге De unitate intellectus contra Averroistas . [3] Исходя из этого, аверроизм стал почти синонимом атеизма в позднесредневековом употреблении. [4]
Как историографическая категория аверроизм был впервые определен Эрнестом Ренаном в книге «Averroès et l'averroïsme» (1852) в смысле радикального или неортодоксального аристотелизма . [5]
Рецепция Аверроэса в еврейской мысли получила название «еврейский аверроизм». Еврейская аверроистская мысль процветала в конце 14 века и постепенно пришла в упадок в течение 15 века. Последним представителем еврейского аверроизма был Элиа дель Медиго , писавший в 1485 году.
Аверроизм и схоластика [ править ]
Перечисленные выше точки зрения привели к в 1210–1277 годах осуждению епископа Этьена Темпье католической церкви . Темпье выделил 219 неприемлемых тезисов, некоторые из которых были явно направлены против предполагаемых «аверроистов» Парижского университета. [6] Было указано [7] что основные обвинения Темпье почти идентичны обвинениям, выдвинутым аль-Газали против философов в целом в его «Непоследовательность философов» , неоправданность которых Аверроэс пытался продемонстрировать в «Непоследовательность несогласованности» .
В своей преамбуле к осуждению 1277 года Темпье обвиняет философов в том, что они придерживаются философских позиций, несовместимых с католическими догмами, и в то же время поддерживают свою католическую веру. Современные историки назвали это теорией «двойной истины», идеей существования двух одновременных, но противоречивых истин: фактической или «твердой» истины, которая достигается посредством науки и философии, и «религиозной» истины, которая достигается через религию. Эта идея отличалась от идеи Аверроэса: он учил, что существует только одна истина, но достигался двумя разными путями, а не двумя истинами. Однако он верил, что Писание иногда использует метафорический язык, но что те, кто не имел философского образования, чтобы оценить истинное значение рассматриваемых отрывков, были вынуждены верить буквальному значению.
Однако современные исследования показали, что ни один латинско-христианский средневековый мыслитель никогда не поддерживал теорию «двойной истины». [8] Обвинил ли их в этом епископ Этьен Темпье по злому умыслу или по незнанию, остается неясным.
Более поздняя философская концепция аверроизма заключалась в идее о том, что философский и религиозный миры представляют собой отдельные сущности. Однако при внимательном рассмотрении 219 тезисов, осужденных Темпье, стало очевидно, что не многие из них исходили от Аверроэса. Радикальный аристотелизм и неортодоксальный аристотелизм были терминами, которые какое-то время обычно использовались для обозначения реального философского движения, начатого Сигером Брабантским и Боэцием Дакиским , и отличали его от аверроизма; в настоящее время большинство ученых также называют это аверроизмом.
Фома Аквинский конкретно подверг критике доктрину « единства интеллекта », которой придерживались аверроисты, в своей книге « De unitate intellectus contra Averroistas» . [3]
Хотя многие аверроистские тезисы были осуждены в 1277 году, они сохранились до шестнадцатого века, особенно в Падуанском университете , и их можно найти в философии Джордано Бруно , Пико делла Мирандола и Чезаре Кремонини . Эти тезисы говорят о превосходстве философов над простыми людьми и о соотношении интеллекта и человеческого достоинства.
Еврейский аверроизм [ править ]
В течение столетий после смерти Аверроэса было много еврейских философов-аверроистов, особенно Элайджа Дельмедиго ; Герсонид написал суперкомментарий к аристотелевским комментариям Аверроэса. [9] Некоторое влияние аверроистов прослеживается в Леоне Эбрео , «Диалогах любви» а на Баруха Спинозу , вероятно, повлияли комментарии Аверроэса к Аристотелю. [10]
Аверроэса исламе Прием в
не было формальной школы или движения Рушдия В исламской традиции («Аверроизм»). Упадок Калама или «исламской схоластической теологии» [ нужна ссылка ] а Мутазила , или «исламский рационализм», препятствовал принятию Аверроэса в исламской мысли, которое было бы параллельно этому в христианской или еврейской философии. призвал к возрождению рационалистических традиций средневековой исламской философии Тем не менее, современный арабский национализм . [11] Аверроэс стал своего рода символической фигурой в дебатах об упадке и предложении возрождения исламской мысли и исламского общества в конце 20 века. Известным сторонником такого возрождения аверроистской мысли в исламском обществе был Мохаммед Абед аль-Джабри с его «Критикой арабского разума» (1982). [12]
Ссылки [ править ]
- ^ Зоннеборн, Лиз (2006). Аверроэс (Ибн Рушд): мусульманский ученый, философ и врач двенадцатого века . Издательская группа Розен. п. 89. ИСБН 1-40-420514-4 . Проверено 3 ноября 2012 г.
- ^ Подробнее, Александр (2010). «Аверроэс» в Оксфордском средневековом словаре . Издательство Оксфордского университета. стр. 211–212. ISBN 9780198662624 . Проверено 14 января 2017 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хассе 2014 , Тезис о единстве Аверроэса .
- ^ Аверроэс «был, вероятно, наиболее широко осуждаемым мыслителем в средневековом христианском мире... Аверроизм стал практически синонимом атеизма в позднем средневековье и раннем Возрождении». Кантор, Пол А., «Неканонический Данте: Божественная комедия и исламская философия» , «Философия и литература» , 20.1 (1996), стр. 138-153.
- ^ Он говорит, что «история аверроизма - это история недоразумения» (имея в виду вводящие в заблуждение латинские переводы арабского языка; например, слово мутакалламин (буквально «говорящие»), которое на арабском языке было обычным термином для богословов в целом). , был переведен в латинских версиях работ Аверроэса как loquentes , что дало повод для обвинения в том, что Аверроэс считал всех богословов «болтунами». [ нужна ссылка ]
- ^ Доктор Мор, Александр (2010). «Аверроизм» в Историческом словаре инквизиции . Пиза: Scuola Normale Superiore. п. 126. ИСБН 978-8876423239 . Проверено 14 января 2017 г.
- ^ Ален де Либера, введение в ислам и разум .
- ^ Дейлс, Ричард К. (1984). «Происхождение учения о двойной истине». Виатор . 15 : 169–179. дои : 10.1484/J.VIATOR.2.301439 .
- ^ Кляйн-Браславы, С. (2011). «Герсонид как комментатор Аверроэса». Без всякого сомнения . Брилл. стр. 181–220 . ISBN 9789004206991 .
- ^ Скрутон, Роджер (2002). Спиноза: Очень краткое введение . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-280316-0 .
Через труды Моисея Маймонида и комментарии араба Аверроэса Спиноза познакомился с Аристотелем.
- ^ Анке фон Кюгельген, Аверроэс и арабская современность: подходы к возрождению рационализма в исламе (Лейден: Брилл, 1994). [ нужна страница ]
- ^ «Новый аверроизм Мохамеда Абеда аль-Джабри» . Сбросить DOC . Проверено 18 февраля 2024 г.
Библиография [ править ]
- Хассе, Даг Николаус (2014). «Влияние арабской и исламской философии на Латинский Запад» . В Эдварде Н. Залте (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии . Лаборатория метафизических исследований Стэнфордского университета.
Внешние ссылки [ править ]
- Авиценна и Аверроэс: латинский аверроизм
- Аверроизм из Философской энциклопедии Рутледжа
- Еврейский аверроизм , Философская энциклопедия Рутледжа
- Аверроизм из Еврейской энциклопедии (1906) - Аверроизм и философия иудаизма.
- «Вечный разговор» — личный отчет об аверроизме в средневековой и современной еврейской интеллектуальной традиции.