Мискавайх
Ибн Мискавайх Москва | |
---|---|
Персональный | |
Рожденный | 932 Парандак ( иранский Зиярид ) |
Умер | 1030 |
Религия | ислам |
Эра | Золотой век ислама |
Область | Иран |
Основной интерес(и) | История , теология , медицина , этика и философия |
Известные работы | Китаб аль-Хаяван (Книга о жизни животных) инструкция Этическая Аль-Фауз аль-Асгар Таджариб аль-Умам (Опыт народов) |
Мусульманский лидер | |
Под влиянием | |
Под влиянием |
Ибн Мискавайх ( персидский : مُسْکُـوْيَه Маскуйя, 932–1030), ( арабский : مِسْكَوَيْه, Абу Али Мухаммад ибн Ахмад ибн Якуб Мускуйя ар-Рази ), полное имя Абу Али Ахмад ибн Му Хаммад ибн Якуб Мискавайх ар-Рази [2] был персом [3] канцелярский чиновник эпохи Буидов , философ и историк из Парандака, Иран . Как неоплатоник , он оказывает влияние на исламскую философию прежде всего в области этики . Он был автором первого крупного исламского труда по философской этике под названием « Утончение характера» ( تهذيب الأخلاق Tah dhīb ), в al - A kh lāq котором основное внимание уделялось практической этике, поведению и совершенствованию характера. Он отделил личную этику от общественной сферы и противопоставил освобождающую природу разума обману и искушению природы. Мискавайх был видной фигурой в интеллектуальной и культурной жизни своего времени. [3]
Жизнь
[ редактировать ]Мискавей родился в Рее , находившемся тогда под контролем Зиярида . Мискавайх, возможно, был зороастрийцем , принявшим ислам , но более вероятно, что это обратился один из его предков. [3] [4] В начале своей карьеры он провел свою жизнь в Багдаде , где служил секретарем Мухаллаби, визиря буидского эмира Муизза ад-Давлы . Он достаточно свободно владел среднеперсидским языком , чтобы перевести некоторые доисламские тексты с этого языка на арабский. [ нужна ссылка ] После долгой службы буйдам Ирака Мискавайх перешел ко двору Рукн ад-Даулы , где провел семь лет, работая там с буидским визирем Абу 'л-Фадлом ибн аль-'Амидом . В 966 году группа гази двинулась к Библиотеке Рей, но Мискавайху удалось ее спасти. [3] После смерти Абу'л-Фадла ибн аль-Амида в 970 году Мискавайх продолжал служить сыну последнего, Абу'л-Фатху. В 975 году он вместе с ним уехал в Багдад .
Позже он работал секретарем и библиотекарем у ряда визирей, в том числе у Адуда ад-Даулы . Некоторые современные источники связывали его с « Братьями чистоты» , утверждая, что некоторые из его сочинений были использованы при составлении «Энциклопедии Братьев чистоты» . [5] Мискавейх умер в 1030 году в Рее , [1] затем под Какуида контролем .
Работает
[ редактировать ]- Аль-Фауз аль-Акбар ( الفوز الأكبر - «Величайшая победа» содержит неоплатоническое описание эволюции ) души. В работе говорится, что творение начинается с Бога, причем интеллект является первым существованием, исходящим от него. Ряд эманаций интеллекта приводит к цепочке бытия , начиная с минералов и продолжаясь через растения, животных и людей, что приводит к циклической духовной эволюции, возвращающейся к источнику человеческого творения: Богу. [6] Индийский исламский ученый Мухаммад Хамидулла сравнил взгляды Мискавайха с дарвиновской эволюционной мыслью. [7]
- Таджариб аль-Умам ( كتاب تجارب الأمم ) — «Опыты народов» — одна из первых хроник очевидца современных событий, написанная мусульманским историком . Мискавайх, как чиновник при буидском визире аль-Мухаллаби, имел доступ к внутренним событиям суда. Летопись представляет собой универсальную историю от начала ислама, но она обрывается ближе к концу правления Адуд ад-Давлы.
- Тахзиб аль-Ахлак ва Тасир аль-Арак al -Akhlaq wa Tathir al-Araq ) — «Улучшение нравственности и очищение этики» Tahdhib (
- Китаб аль-Хикма аль-Халида ( «Книга вечной мудрости ») — «Книга вечной мудрости» — арабский перевод персидского произведения «Вечная мудрость» ( персидский : كافیضان كورد ). [3] Одна рукопись называется «Книга литератур арабов и персов» ( «Книга литератур арабов и персов »). [3]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Британника, Редакторы энциклопедии. «Ибн Мискавайх». Британская энциклопедия, 1 января 2023 г., https://www.britanica.com/biography/Ibn-Miskawayh . По состоянию на 12 мая 2023 г.
- ^ Босворт, CE ; ван Донзель, Э.; Генрихс, В.П.; и др., ред. (1993). Энциклопедия ислама, Vol. 7: Миф-Наз (2-е изд.). Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 143–144. ISBN 9004094199 . Проверено 19 августа 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж «Мискавайх» в Энциклопедии Ираника
- ^ Аркун, М. (1993). «Мискавайх». В HAR Gibb (ред.). Энциклопедия ислама . Том. 7 (Новая ред.). Лейден – Нью-Йорк: Э. Дж. Брилл. стр. 143а–144б. ISBN 978-90-04-15610-4 .
- ^ Наср, Хосейн (1993). Введение в исламские космологические доктрины . СУНИ Пресс. ISBN 978-1-4384-1419-5 . , страница = 26
- ^ Мохамед, Ясейн (2000). «Космология Ихвана ас-Сафа, Мискавайха и аль-Исфахани» . Исламские исследования . 39 (4): 10–15. JSTOR 23076118 .
- ^ Адамец, Людвиг В. (2017). Исторический словарь ислама . Издательская группа Rowman & Littlefield. стр. 290–291. ISBN 978-1442277236 .
В [этих книгах] утверждается, что Бог сначала создал материю и наделил ее энергией для развития. Поэтому материя приняла форму пара, который в свое время принял форму воды. Следующим этапом развития стала минеральная жизнь. С течением времени появились различные виды камней. Их высшая форма — мирьян (коралл). Это камень, в котором есть ветви, подобные ветвям дерева. Вслед за минеральной жизнью развивается растительность. Эволюция растительности завершается появлением дерева, обладающего качествами животного. Это финиковая пальма. Имеет мужской и женский пол. Оно не засыхает, если срубить все его ветви, но умирает, когда отрубают голову. Поэтому финиковая пальма считается самой высокой среди деревьев и напоминает самую низкую среди животных. Тогда рождается низшее из животных. Он эволюционирует в обезьяну. Это не утверждение Дарвина. Это то, что утверждает Ибн Мискавайх, и именно это написано в посланиях Ихвана ас-Сафа. Мусульманские мыслители утверждают, что затем обезьяна превратилась в низшего вида варвара. Затем он стал высшим человеком. Человек становится святым, пророком. Он развивается на более высокую ступень и становится ангелом. Тот, кто выше ангелов, действительно есть никто иной, как Бог. Все начинается от Него и все к Нему возвращается.
Источники
[ редактировать ]- Босворт, CE (2002). «Мескавайх, Абу Али Ахмад» . Энциклопедия Ираника, интернет-издание . Нью-Йорк.
{{cite encyclopedia}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Эмами, Абу'л-Касем; Умар, Сухейл (2008). «Абу Али Мискавайх» . В Маделунге, Уилферд ; Дафтари, Фархад (ред.). Исламская энциклопедия онлайн . Брилл Онлайн. ISSN 1875-9831 .
- Ибн Мискавайх, Ахмад ибн Мухаммад (1329 г.). Китаб Тахзиб аль-ахлак ва-тахир аль-арак (на арабском языке). Каир : аль-Матбаа аль-Хусайния.
- Ибн Мискавайх, Ахмад ибн Мухаммад (1917) [1909]. Каэтани , Леоне (ред.). Таджариб аль-Умам; или «История Ибн Мискавайха» (на арабском языке). Том. 5 и 6. Лондон: Лузак.
- 932 рождения
- 1030 смертей
- Арабскоязычные писатели X века.
- Иранские историки X века
- Иранские философы X века
- Арабскоязычные писатели XI века.
- Иранские историки XI века
- Иранские философы XI века
- Алхимики средневекового исламского мира
- Историки при династии Буидов
- Буидские чиновники
- Исламские философы
- Иранские историки ислама
- Люди из Рэя, Иран
- Мусульмане-шииты
- Иранские арабоязычные писатели