Ибн Арфа' Рас
Али ибн Муса ибн Арфа Рас | |
---|---|
Область | Магриб |
Период | Альмохад , Флорида. скорее всего в. 1150–1200 |
Известный | Алхимия , арабская поэзия |
Основные произведения |
|
Влияние | Комментарии к его работе написали аль-Ирбили, ас-Симави , аль-Джилдаки . |
Ибн Арфа' Рас ( араб . ابن أرفع رأس – полное имя: Абу аль-Хасан Али ибн Муса аль-Ансари аль-Андалузи ибн Арфа' Рас ), процветавший во второй половине двенадцатого века, был магрибским поэтом и алхимиком . Он является автором арабского сборника ( диван ) алхимических стихов под названием « Шудхур аль-Захаб» («Осколки золота»). [ а ]
Традиционно его отождествляли с неким Ибн ан-Накиратом, религиоведом, жившим в Фесе (Марокко), который умер ок. 1197 . Однако эта идентификация, вероятно, ложна. Если это так, то о жизни Ибн Арфа Раса практически ничего не известно. Вероятно, родился в Аль-Андалусе , возможно, в Гранаде , вполне вероятно, что большую часть своей жизни он провел в Альмохаде, Марокко. В какой-то момент он, вероятно, отправился на исламский Восток , где, возможно, также поселился.
Ибн Арфа Раас написал комментарий к своей работе «Шудхур ад-Захаб» под названием «Халл мушкилат аль-Шудхур» («Решение проблем Шудхура » ). [ б ] Он также написал несколько алхимических стихотворений в жанре мувашшах (строфические стихи) и ряд коротких прозаических произведений по алхимии. Ему также приписывают две работы по магии, но они, вероятно, являются поддельными.
Личность
[ редактировать ]Большинство традиционных авторов арабских биографических словарей отождествляют Ибн Арфа' Раса с религиоведом по имени Ибн ан-Накират. [ с ] полное имя которого было Абу аль-Хасан Али ибн Муса ибн Али ибн Муса ибн Мухаммад ибн Халаф аль-Ансари аль-Салими аль-Джайани . [ 1 ] Самая полная версия имени Ибн Арфа Ра, которую можно реконструировать по самым ранним рукописям, — это Бурхан ад-Дин Абу аль-Хасан Али ибн Муса ибн Аби аль-Касим аль-Ансари аль-Андалуси . [ 2 ] Поскольку оба имени разделяют большую часть Абу аль-Хасана Али ибн Мусы аль-Ансари, они достаточно близки, чтобы предположить, что эти две фигуры действительно были идентичны. Ибн ан-Накирата Однако ни более длинный насаб (часть его имени, указывающая на происхождение) «сын Али, сына Мусы, сына Мухаммада, сына Халафа», ни его нисба с (имена, относящиеся к месту происхождения) ас-Салими ( Мединасели ) или аль-Джайани ( Хаэн ) когда-либо встречаются в алхимических рукописях. Биографические словари в своих записях об Ибн ан-Накирате фактически никогда не упоминают ни прозвище ( лакаб ) Ибн Арфа Раса, ни почетное имя Бурхан ад-Дин, оба из которых часто занимают видное место в алхимических рукописях. [ 3 ]
Если Ибн Арфа Ра идентичен Ибн ан-Накирату, то известны некоторые основные факты из его жизни. Ибн аль-Аббар (умер в 1260 году) в своем биографическом словаре Китаб ат-Такмила ли-Китаб аль-Шила упоминает, что Ибн ан-Накират родился в 1121 или 1122 году нашей эры (515 года хиджры ) и что он умер после 1196 или 1197 года нашей эры (593 года хиджры). АХ) , и что он родился в Аль-Андалусе, но позже переехал в Фес (Марокко), где стал хатибом (исламским проповедником). [ 4 ] Согласно более широкой биографической традиции, Ибн ан-Накират был знатоком кирата (вариантов чтения Корана), а также юриспруденции и хадисов школы Малики , проповедуя в знаменитой Каравийин . мечети [ 5 ]
Однако расхождение между именами в биографических словарях и именами, приведенными в рукописях алхимических сочинений, приписываемых Ибн Арфа Ра'су, а также некоторые детали в сообщениях, касающихся двух фигур, данных Ибн Халдуном (1332–1406) и Лев Африканский ( ок. 1494 – ок. 1554 ) предполагает, что Ибн аль-Аббар, возможно, отождествил алхимика Ибн Арфа' Рас с религиоведом Ибн ан-Накиратом. [ 6 ] В этом случае мало что можно сказать о жизни Ибн Арфа'Раса. Как и Ибн ан-Накират, он родился в Аль-Андалусе, возможно, в Гранаде , а позже поселился в другом месте. Хотя тот факт, что его иногда называли аль-Магриби, указывает на то, что он, возможно, также поселился в Марокко, в алхимических рукописях не упоминается Фес или какое-либо другое конкретное место. Альтернативно, нисба аль-Магриби может указывать на то, что он покинул Магриб (исламский Запад, регион к западу от Египта) и поселился в Машреке (исламский Восток). В любом случае ясно, что большую часть своей жизни он провел на Западе, скорее всего, в Марокко . [ 7 ]
Если отказаться от отождествления Ибн Арфа'Ра с Ибн ан-Накиратом, период, в который он жил, становится очень неопределенным. Поскольку Ибн аль-Аббар знал о его работах в середине тринадцатого века, а некоторые из самых ранних комментариев к его работам датируются этим периодом, Ибн Арфа Ра'с, должно быть, жил до ок. 1250 , но конечную станцию установить гораздо сложнее. Тот факт, что Ибн Арфа Ра цитирует аль-Масуди (умер в 957 г.), может указывать на самую раннюю дату, для которой имеются веские доказательства, хотя отсутствие каких-либо упоминаний о нем у поэта-алхимика аль-Туграи (умер в 1121 г.) делает наиболее вероятным, что Ибн Арфа Ра жил в двенадцатом веке. [ 8 ]
Работает
[ редактировать ]Шудхур аль-Захаб
[ редактировать ]Самая устойчивая работа Ибн Арфа'Раса - это диван алхимических стихов , называемый Шудхур аль-Захаб («Осколки золота»). [ а ] Эти стихи, которые в общей сложности насчитывают около 1400 строк, расположены по буквам, по которым они рифмуются, таким образом охватывая весь арабский алфавит. Большое количество комментариев к работе было написано другими исламо-арабскими алхимиками , среди них комментарии аль-Ирбили (умер в 1257 г.) и ас-Симави ( ок. 1250 г. ), а также пять комментариев аль-Джилдаки (написанные ок. 1337 ) – ок. 1342 один. [ 9 ]
« Шудхур ад-Захаб» входит в число первых работ, в которых представлено толкование Корана ( тафсир ) в алхимическом контексте. [ 10 ]
Другие работы
[ редактировать ]Ибн Арфа Ра'с написал комментарий к своему алхимическому дивану , названному « Халл мушкилат аль-Шудхур» («Решение проблем Шудура » ). [ 11 ] [ б ]
Есть также несколько алхимических стихов Ибн Арфа Ра'са, написанных мувашшахом , жанром арабской поэзии , в котором используются строфические стихи. Они не были включены в « Шудхур ад-захаб», поскольку стихи жанра мувашшах обычно исключаются из сборников диванов . [ 12 ]
Ибн Арфа Ра'су приписывают ряд коротких прозаических произведений, но они еще не исследованы: [ 13 ]
- Фи таркиб аль-иксир аль-Хаявани аль-Инсани
- Рисала фи аль-кимия
- Тартиб аль-Иксир
Работу по магии под названием аль-Тибб аль-рухани би-аль-Коран ар-рахмани («Духовное лекарство посредством Милосердного Корана») приписывают Ибн Арфа' Расу, но это приписывание явно ложно, поскольку работа в значительной степени заимствована из Работы тринадцатого-четырнадцатого веков по магии, подобные тем, которые написаны псевдо- аль-Буни и Ибн. Сабин . [ 14 ] Случай с «Аль-Джихат фи илм ат-таваджьюхат» , еще одной работой по магии букв , приписываемой Ибн Арфа' Расу, менее достоверен, но тот факт, что ее автор уделяет магии большее внимание, чем алхимии, позволяет предположить, что она была написана не преданным своему делу человеком. алхимик, такой как Ибн Арфа'Рас. [ 15 ]
Существует также комментарий к винной поэме Ибн аль-Фарида (1181–1235), автором которого, возможно, является Ибн Арфа Ра, хотя для этого необходимо относить время жизни Ибн Арфа Ра к тринадцатому веку, а не к двенадцатому веку, который это не очень вероятно. [ 16 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Некритическое издание в «Газали» за 2018 год . Форстер и Мюллер 2020 , с. 375 и Мюллер 2022 , с. 28 сообщило, что Светлана Долгушева работает над критическим изданием, немецким переводом и комментарием Шудур ад-Захаб . Приведенный здесь английский перевод названия («Осколки золота») использован Тоддом в 2023 году .
- ^ Jump up to: а б Критическое издание Мюллера 2024 .
- ^ Его имя также могло произноситься как «Ибн ан-Никират», «Ибн ан-Никарат», «Ибн ан-Нукират» и т. д. (буквы «а» и «и» в слове «Накират» являются предположительными); см. Forster & Müller 2020 , стр. 382.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Форстер и Мюллер 2020 , стр. 387–388.
- ^ Форстер и Мюллер 2020 , стр. 382–387.
- ^ Форстер и Мюллер 2020 , стр. 392–393.
- ^ Форстер и Мюллер 2020 , стр. 389, 394.
- ^ Форстер и Мюллер 2020 , с. 374.
- ^ Форстер и Мюллер 2020 , с. 403.
- ^ Форстер и Мюллер 2020 , стр. 397–400.
- ^ Форстер и Мюллер 2020 , стр. 394–396.
- ^ Форстер и Мюллер 2020 , с. 375. Об этих комментариях см. Müller 2022 .
- ^ Тодд 2023 .
- ^ Форстер и Мюллер 2020 , стр. 376–379.
- ^ Форстер и Мюллер 2020 , с. 379; Форстер 2021 .
- ^ Форстер и Мюллер 2020 , с. 380.
- ^ Форстер и Мюллер 2020 , с. 380.
- ^ Форстер и Мюллер 2020 , с. 380, со ссылкой на Braun & Forster 2020 .
- ^ Форстер и Мюллер 2020 , стр. 381, 396.
Библиография
[ редактировать ]Первоисточники
[ редактировать ]- Газзали, Лахуари, изд. (2018). Шудхур ад-Захаб. Диван Ибн Арфа Рас аль-Джайани аль-Андалуси . Бейрут: Дар аль-Кутб аль-Ильмийя. (некритическое издание Шудхур ад-Захаб )
- Мюллер, Джулиана, изд. (2024). Книжный зал Мушикилат аль-Шудхур. В передаче Абу аль-Касима Мухаммада б. Абдаллах аль-Ансари. Абу аль-Хасан Али б. В Мусе аль-Ансари аль-Андалусии, известном как Ибн Арфа Рас . Исламская библиотека. Том. 62. Де Грюйтер/Дар аль-Фараби. дои : 10.1515/9783110779356 . ISBN 978-614-485-165-4 . (критическое издание « Халл мушкилат аль-Шудхур »)
Форстер и Мюллер 2020 , с. 375 и Мюллер 2022 , с. 28 сообщило, что Светлана Долгушева работает над критическим изданием, немецким переводом и комментарием Шудур ад-Захаб .
Вторичные источники
[ редактировать ]- Браун, Кристофер; Форстер, Регула (2020). «Алхимик и маг? Ибн Арфа Рас в контексте арабо-исламской науки». В Эминге, Ютта; Вельс, Волкхард (ред.). Понятие магии в средние века и раннее Новое время . Висбаден: Harrassowitz Verlag. стр. 15–33. дои : 10.13173/9783447115094 . ISBN 978-3-447-11509-4 .
- Браун, Кристофер; Форстер, Регула (2021). «Работа алхимика: Ибн Арфа Рас и получение его сборника алхимических стихов Шудхур аль-Захаб». Asiatische Studien – Азиатские этюды . 75 (2): 611–636. дои : 10.1515/Азия-2020-0033 .
- Форстер, Обычный (2021). «Алхимическая стихотворная поэзия (Мувашшах) Ибн Арфа Раса (двенадцатый век)» Asiatische Studien - Азиатские исследования 75 (2): 637–664. дои : 10.1515/Азия-2020-0009 .
- Форстер, Регула; Мюллер, Юлиана (2020). «Личность, жизнь и творчество алхимика Ибн Арфа Раса» . Аль-Кантара . 41 (2): 373–408. дои : 10.3989/alqantara.2020.010 .
- Мюллер, Юлиана (2022). «Планеты в алхимии: комментарии и толкования к вступительным стихам Шудхур аль-Захаба Ибн Арфа Раса» . Журнал арабских и исламских исследований . 22 (1): 1–30. дои : 10.5617/jais.9570 .
- Тодд, Ричард (2016). «Алхимическая поэзия в Альмохаде, Марокко: Шудхур ад-Захаб Ибн Арфа Раса». Ориенс . 44 (1–2): 116–144. дои : 10.1163/18778372-04401006 .
- Тодд, Ричард (2021). «Классические поэтические мотивы как алхимические метафоры в Шудхур ад-Захаб и комментариях к нему». Asiatische Studien – Азиатские исследования . 75 (2): 665–683. дои : 10.1515/asia-2020-0043 .
- Тодд, Ричард (2023). «Алхимический тафсир: Кораническая герменевтика в трудах марокканского алхимика двенадцатого века Ибн Арфа Раса» . Ислам и христианско-мусульманские отношения . 34 (3): 285–302. дои : 10.1080/09596410.2023.2283677 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Между религией и алхимией: ученый Ибн Арфа Рас (ум. 593/1197) как модель интегративной истории арабской литературы и культуры (исследовательский проект Тюбингенского университета по Ибн Арфа Ра'су)