аль-Джилдаки
Изз ад-Дин аль-Джилдаки | |
---|---|
Египетский арабский : Изз ад-Дин аль-Джалдаки. Коптский : Ⲉⲍ ⲉⲗⲇⲓⲛ ⲉⲗϫⲗⲇⲕⲓ | |
![]() аль-Джильдаки, Демонстрация секретов равновесия | |
Рожденный | |
Умер | 1342 н.э. (743 г.х. ) |
Род занятий | Химик , Врач , Писатель |
Известный | заложить основной строительный блок для создания «Закона определенных пропорций » в химическом союзе и подробно объяснить его. |
Заметная работа |
|
Али бин Махаммад Айдамир или Изз ад-Дин аль-Джилдаки ( египетский арабский : عز الدين الجلدكي) ( коптский : Ⲉⲍ ⲉⲗⲇⲓⲛ ⲉⲗϫⲗⲇⲕⲓ), также пишется аль-Джалдаки (14/ 13/14 ) был египтянином. [1] алхимик XIV века из мамлюкского султаната Египта . Ученый и писатель, специализирующийся на химии и живший в восьмом веке хиджры. Он копировал целые абзацы из работ Джабира бин Хайяна , Абу Бакра ар-Рази , Ибн Арфа Раса , Абу аль-Касима аль-Ираки и других, тем самым послужив истории химии в исламе , поскольку он записал в своих трудах немало о том, что исчезло из книг его предшественников. Хаджи Халифа , автор « Кашф аз-Зунун », заявил, что у аль-Джильдаки 26 книг. [2]
Жизнь
[ редактировать ]Несмотря на то, что он был одним из самых важных исламских ученых 14 века, о его молодости почти ничего не известно. [3]
Аль-Джилдаки, вероятно, родился в Египте . [4] В своих трудах он сообщает, что провел семнадцать лет, путешествуя по Ираку , Анатолии , Йемену , Северной Африке и Сирии . Ученые-историки почти единодушно сходятся во мнении, что он принадлежит Египту, поэтому называли его аль-Масри (Египтянин). [5]
Основываясь на спекулятивном описании его Нисбы как «аль-Джалдаки», некоторые писатели 20-го века, такие как Генри Корбин, предположили, что он был родом из Джалдака , города в Хорасане , прежде чем эмигрировать в Египет . [6] [7] Николас Г. Харрис раскритиковал эту теорию, отметив, что она никогда раньше не упоминалась ни в одном досовременном источнике. [8] Вместо этого он отмечает, что вся известная о нем биографическая информация, такая как его тюркское имя «Айдамир», места проживания и родной язык, будет иметь смысл только в сопоставлении с мамлюкским прошлым. [9] Харрис далее отмечает, что имя «Джилдак» и его производное от Нисбы «Аль-Джилдаки» являются засвидетельствованными тюркскими именами, особенно среди амиров мамлюков . [10]
величайших средневековых исламских - алхимиков Аль из Джилдаки . одним и одним из последних был Наука баланса ). [11]
Он был плодовитым автором алхимических сочинений, три из которых хранятся в Национальной медицинской библиотеке США . Его трактаты, отражающие интересы гораздо более широкие, чем просто алхимия, содержат обширные цитаты более ранних авторов.
Работает
[ редактировать ]Аль-Джалдаки вырос, любя науку, и посвятил себя чтению всех книг по химии, которые мог найти, и прочитывал их критически. Он был очарован Джабиром ибн Хайяном до такой степени, что назвал его «Имамом». Он собрал 42 произведения из своих книг, которые изучал и обсуждал. Он также читал Ар-Рази и других ученых и сделал много комментариев и объяснений некоторых теорий и загадочных вопросов химии. [5]
Он известен своей заботой о достоверности передач, поэтому его труды считаются высокоценными для историков науки. Кроме того, его собрание работ предшественников по химии, их сохранение и анализ их содержания сохранили большую часть утраченного от них наследия. Он также увлекался естественными науками и растениями, стремился вникать в их темы и читать важнейшие книги по этим наукам. Он не оставлял книгу по химии, не прочитав и не прокомментировав ее. Он был известен своей щедростью, благочестием, распространением знаний и заботой об искателях знаний. Он откроет свой дом для изучающих знания и откроет свое сердце каждому, кто обратится к нему с вопросами или разъяснениями по вопросам химии или других отраслей знаний. Аль-Джалдаки отличался тем, что писал в труднопонятном стиле. Некоторые люди иногда обвиняют его в том, что его стиль ближе к талисману для среднего читателя, но это его не осуждает, поскольку он писал для специалистов в области химии. [5]
Манучехр Таслими упомянул в своей докторской диссертации в Лондонском университете в 1954 году, что Аль-Джалдаки провел семнадцать лет в своих научных путешествиях. Он заложил основу для создания « Закона определенных пропорций » в химическом союзе и подробно объяснил его, на что Кеплер , Галилей и Ньютон позже опирались в своих исследованиях . Это закон, который Жозеф Пруст , родившийся через пять столетий после Аль-Джалдаки, ложно утверждал для себя. Аль-Джалдаки разработал химический метод отделения золота от серебра с помощью азотной кислоты , метод, который используется до сих пор. Он дал подробное описание метода профилактики и необходимых мер предосторожности против опасности вдыхания газов, образующихся в результате химических реакций, и таким образом первым додумался изобрести и использовать респираторы в химических лабораториях. Его вклад распространился на углубленное изучение щелочей и кислот , что позволило ему внести некоторые улучшения в метод изготовления мыла , известный в то время. Он объяснил используемые в настоящее время метод перегонки , такой как фильтровальная бумага, перегонка на водяной бане и двойная перегонка. Он был первым, кто сказал, что вещество при горении придает свой цвет. Помимо химии и ботаники, он также исследовал различные области, такие как механика, акустика, воздушные и водные волны. Он сделал комментарии, пояснения и исправления ко многим книгам по химии, написанным его предшественниками, западными учеными. Аль-Джалдаки был осведомлен об электронной структуре атома, поскольку в своих знаменитых стихах он сравнил его с Солнечной системой и написал множество научных книг, которые были распространены во многих библиотеках по всему миру, но большинство из них до сих пор находятся в рукописной форме. [5]
Омар Рида Кахала говорит в своей книге «Чистые науки в эпоху ислама »:
«...Однако Аль-Джалдаки считается одним из величайших ученых, знающих историю химии и то, что было написано о ней до него. Он любил собирать химические работы и интерпретировать их, и у него была привычка цитировать целые абзацы известных людей, предшествовавших ему, таких как Джабир бин Хайян и Абу Бакр ар-Рази. Таким образом, он оказал большую услугу истории химии в исламе, зафиксировав в своих сравнительно недавних книгах то, что исчезло и утеряно. книги его предшественников были лучшим источником знаний по химии и химикам в исламе.
Аль-Джалдаки был одним из учёных, которые считали, что недрагоценные металлы можно превращать в драгоценные с помощью эликсиров. Поэтому он собрал самые известные арабские труды по этой науке, появившиеся на Востоке и Западе исламского мира, изучил и объяснил их. [5] Ахмад Шавкат Аль-Шатти говорит о нем в своей книге « Сборник исследований по истории естественных наук в исламской цивилизации »:
«Аль-Джалдаки — один из известных ученых-химиков не только среди западных и мусульманских ученых, но и среди химиков в целом».
Эрик Джон Холмьярд говорит о нем в своей книге «Создатели химии»:
«Аль-Джалдаки действительно считается одним из ученых, сыгравших большую роль в химической науке. Аль-Джалдаки очень интересовался тем, что было написано о химической науке, поэтому из своих чтений и анализа он извлек способ построить научный путь в науке химии. Это то, что называют литературой египетской и исламской химии. Аль-Джалдаки проводил эксперименты в области химии, и хотя большая часть его работ носит аналитический характер, он является одним из ученых. которому современные ученые многим обязаны».
Аль-Джалдаки имеет важные мнения в химии, в том числе: что химические вещества не взаимодействуют друг с другом, кроме как в определенных пропорциях, и это послужило основой закона определенных пропорций в химических реакциях. Он также достиг возможности отделения золота от серебра с помощью азотной кислоты, которая растворяет серебро, оставляя чистое золото. Его интересовало изучение свойств ртути, поскольку он считал, что все камни произошли от ртути. [5] Эрик Джон Холмьярд упоминает в своей книге «Химия до времен Дальтона»:
«Аль-Джалдаки с полным апломбом пришел к выводу, что вещества не взаимодействуют друг с другом, кроме как в фиксированных пропорциях и весах».
Абдул Раззак Нофаль добавляет в своей книге « Мусульмане и современная наука »:
«Через пять столетий после смерти Аль-Джаладаки ученый Джозеф Пруст провозгласил закон определенных пропорций в химическом союзе, и смысл его тот же, что и теория Аль-Джаладаки».
Книги
[ редактировать ]У него есть книга под названием « Натайдж аль-фикр фи 'ахваль аль-хаджар » ( «Результаты мысли в раскрытии состояния камня »), которую он написал в Каире в 742 году хиджры/1341 году нашей эры. Библиотека Захирия в Дамаске содержит несколько редких рукописей, содержащих некоторые из его работ:
- аль-Бурхан фи асрар 'илм аль-мизан (کتاب البرهان فی اسرار علم المیزان, Доказательство тайн науки баланса ). Эта рукопись содержит восемь статей и 224 страницы. В этой книге Аль-Джалдаки стремился достичь следующих целей:
- Объяснение книги Аполлония Тианского под названием «Тайна творения и работы природы в семи телах», известной как «Книга причин».
- В нем также упоминалось объяснение книги Джабира ибн Хайяна о телах, а также большинство книг Джабира о весах.
- Упоминание некоторых теорий, связанных с наукой механикой, наукой о звуках и волнах, распространяющихся в воде и воздухе, с опорой на труды Ибн аль-Хайсама , ат-Туси и аль-Ширази.
В нем содержалось множество законов природы, касающихся химической промышленности. Эта книга была подробной и классифицированной, что указывает на глубину метода научных исследований Аль-Джалдаки. Книга содержит восемь статей о божественной мудрости и скрытых тайнах. Первая статья включает введение, вторая — о происхождении четырех элементов и о масштабах каждого из них, а третья — о людях, животных, растениях и минералах и их особенностях. Четвертый исследует семь тел: Сатурн, Юпитер, Марс, Солнце, Венеру, Меркурий и Луну и их особенности. Пятый посвящен солям. Шестая посвящена украшениям. Седьмой касается уверенности в балансе минеральных тел, мудрости их изготовления и объяснения металлов. Восьмая посвящена использованию науки о балансе и работе по приготовлению эликсира и его преимуществам, после чего следует заключение.
- Нихаят ат-Тальб фи Шарх Китаб аль-Муктасаб фи Зират ад-Захб (نهاية الطلب في شرح كتاب المكتسب في زراعة الذهب, Конец просьбы объяснить книгу, приобретенную в процессе совершенствования золота ). В библиотеке Захирии есть три рукописи, одна из которых полная, а две содержат текст. Аль-Джалдаки упомянул во введении к книге причины, побудившие его классифицировать ее. Он упомянул, что смог решить проблемы науки древних и то, что было передано от добродетельных мастеров мудрости... встав на путь просьбы и усердия, потратив целое состояние жизни и денег и мигрировав шейхам и знати, в границах Ирака и окраинах римлян, в границах Марокко, в землях Египта и в предместьях Йемена, Хиджаза и Леванта, на срок более семнадцати лет. , он изучал методы Джабрии в бизнесе и вникал в тайны природы и невозможности. Джордж Сартон сказал об этом в своей книге «Введение в историю науки»: «Она считается одной из важнейших книг, созданных египетским умом. Благодаря содержащимся в ней точным сведениям она основана на произведениях гигантов исламских учёных». такие как: Джабир бин Хайян и Ар-Рази».
- аль-Мисбах фи Ильм аль-Мифта (المصباح فی علم المفتاح, Ключ к наукам о свете ). Аль-Джалдаки разделил эту книгу на четыре раздела, каждый раздел имеет девяносто ключей. Эта книга включает в себя множество тем, в том числе: производство химии и металлургии, медицину и анатомию, разведение животных, эликсиры, выращивание золота и серебра, науку божественного мастерства, науку о священных камнях, лекарствах и лекарствах, человеческую природу, знаки зодиака и талисман.
- Матали аль-Бадур фи Шарх Диван аль-Шадур (Исследование Аль-Бадура в комментариях к Диван аш-Шадур) и Аль-Бадр аль-Мунир и Марефат аль-Эликсир (Аль-Бадр аль-Мунир в знаниях Аль- Иксир): два небольших трактата, написанных аль-Джалдаки, в первом из которых он объясняет три стиха из начала Дивана аль-Шадура шейха Бурхан ад-Дина Али бин Мусы аль-Андалуси, известного как Ибн Арфа' Рас ( 515–593 гг. хиджры/1121–1196 гг. н.э.). Что касается Аль-Бадр Аль-Мунира, Аль-Джалдаки объяснил в нем девятый аят Дивана Аль-Шадура.
- «Светила светлых мыслей в объяснении бумажной воды и астральной Земли»: это рукопись «Объяснения пяти книг Абу Абдуллы Мухаммада бин Амила аль-Тамими».
Смерть
[ редактировать ]Исторические источники разошлись в дате его смерти. В некоторых источниках указано, что он умер в 743 году хиджры / 1342 году нашей эры, а немецкий востоковед « Карл Брокельман » заявил, что он умер в 762 году хиджры / 1361 году нашей эры. [5]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Харрис, Николас Г. (13 сентября 2017 г.). «В поисках Изз ад-Дина Айдамира аль-Гильдаки, мамлюкского алхимика». Арабика . 64 (3–4): 531–556. дои : 10.1163/15700585-12341460 .
- ^ Алука . Архивная копия от 17 февраля 2024 г. на Wayback Machine. сайте
- ^ Холмьярд, Эрик Джон (1937). «Айдамир аль-Джилдаки». Ирак . 4 (1): 47–53. дои : 10.2307/4241604 . ISSN 0021-0889 . JSTOR 4241604 . S2CID 163725755 .
- ^ Форстер, Регула; Мюллер, Юлиана (1 декабря 2019 г.). «аль-Джилдаки» . Энциклопедия ислама, ТРИ .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Газета Аль-Итихад (7 октября 2017 г.). «Изз ад-Дин аль-Джалдаки… пионер химии и ботаники». Газета Аль-Итихад. Архивировано из оригинала 21 декабря 2020 г. Проверено 17 февраля 2024 г.
- ^ Корбин, Генри (2014). История исламской философии . Рутледж. п. 331. ИСБН 9781135198893 .
Айдамур аль-Джалдаки (правильная озвучка - не Джилдаки) был иранцем из Джалдака, города примерно в восемнадцати километрах от Мешхеда в Хорасане.
- ^ Харрис, Николас. «В поисках Изз ад-Дина Айдемира аль-Гилдаки, мамлюкского алхимика» . Арабика . «Наконец, ответ на третий вопрос требует от нас вернуться к позиции Генри Корбина, который привязал аль-Джилдаки как иранского эмигранта к владениям мамлюков».
- ^ Харрис, Николас. «В поисках Изз ад-Дина Айдемира аль-Гилдаки, мамлюкского алхимика» . Арабика . «Иначе, если не считать этого одного предполагаемого случая,«Аль-Джалдаки как элемент имени, обозначающий происхождение из деревни Джалдак, не существует ни в одном досовременном источнике».
- ^ Харрис, Николас. «В поисках Изз ад-Дина Айдемира аль-Гилдаки, мамлюкского алхимика» . Арабика . «Если бы аль-Джилдаки был уроженцем города за пределами Мешада, родившимся вскоре после начала XIV века, мы могли бы ожидать, что он будет говорящим на персидском языке, родившимся и выросшим в деревне на территории, контролируемой Ильханидами. Нигде в его во многих работах есть лишь намек на то, что аль-Джилдаки читал или понимал персидский (или, если на то пошло, турецкий язык), все его работы написаны на арабском языке, и все работы, к которым он комментировал, были все на арабском языке. Его имя - Айдемир. , тоже проблема. Айдемир — архитюркское имя».
- ^ Харрис, Николас. «В поисках Изз ад-Дина Айдемира аль-Гилдаки, мамлюкского алхимика» . Арабика . «Таким образом, нисба аль-Джилдаки для мамлюка означает, что он был куплен и/или освобожден хозяином по имени Джилдак. Джилдак - необычное, но засвидетельствованное тюркское имя, особенно среди амиров мамлюков».
- ^ Салим Т.С. Аль-Хассани; Мохаммед Абаттуй. «Появление научной химии» . Архивировано из оригинала 27 ноября 2010 г. Проверено 15 мая 2010 г.
Источники
[ редактировать ]В эту статью включен текст из Национальной медицинской библиотеки США ( [1] ), который находится в свободном доступе .
- К. Брокельманн, История арабской литературы, 1-е издание, 2 тома. (Лейден: Брилл, 1889–1936). Второе издание, 2 т. (Лейден: Брилл, 1943–49). Ссылки на страницы будут даны на страницы первого издания, номера страниц второго издания указаны в скобках, т. 2, с. 138-9 (173-5)
- Корбин, Генри (2014). История исламской философии . Рутледж. стр. 331–332. ISBN 9781135198893 .