Jump to content

аль-Джилдаки

Изз ад-Дин аль-Джилдаки
Египетский арабский : Изз ад-Дин аль-Джалдаки.
Коптский : Ⲉⲍ ⲉⲗⲇⲓⲛ ⲉⲗϫⲗⲇⲕⲓ
аль-Джильдаки, Демонстрация секретов равновесия
Рожденный
Умер 1342 ( 1343 ) н.э. (743 г.х. )
Род занятий Химик , Врач , Писатель
Известный заложить основной строительный блок для создания «Закона определенных пропорций » в химическом союзе и подробно объяснить его.
Заметная работа
  • аль-Мисбах фи Ильм аль-Мифта
  • аль-Бурхан фи асрар ильм аль-мизан

Али бин Махаммад Айдамир или Изз ад-Дин аль-Джилдаки ( египетский арабский : عز الدين الجلدكي) ( коптский : Ⲉⲍ ⲉⲗⲇⲓⲛ ⲉⲗϫⲗⲇⲕⲓ), также пишется аль-Джалдаки (14/ 13/14 ) был египтянином. [1] алхимик XIV века из мамлюкского султаната Египта . Ученый и писатель, специализирующийся на химии и живший в восьмом веке хиджры. Он копировал целые абзацы из работ Джабира бин Хайяна , Абу Бакра ар-Рази , Ибн Арфа Раса , Абу аль-Касима аль-Ираки и других, тем самым послужив истории химии в исламе , поскольку он записал в своих трудах немало о том, что исчезло из книг его предшественников. Хаджи Халифа , автор « Кашф аз-Зунун », заявил, что у аль-Джильдаки 26 книг. [2]

Несмотря на то, что он был одним из самых важных исламских ученых 14 века, о его молодости почти ничего не известно. [3]

Аль-Джилдаки, вероятно, родился в Египте . [4] В своих трудах он сообщает, что провел семнадцать лет, путешествуя по Ираку , Анатолии , Йемену , Северной Африке и Сирии . Ученые-историки почти единодушно сходятся во мнении, что он принадлежит Египту, поэтому называли его аль-Масри (Египтянин). [5]

Основываясь на спекулятивном описании его Нисбы как «аль-Джалдаки», некоторые писатели 20-го века, такие как Генри Корбин, предположили, что он был родом из Джалдака , города в Хорасане , прежде чем эмигрировать в Египет . [6] [7] Николас Г. Харрис раскритиковал эту теорию, отметив, что она никогда раньше не упоминалась ни в одном досовременном источнике. [8] Вместо этого он отмечает, что вся известная о нем биографическая информация, такая как его тюркское имя «Айдамир», места проживания и родной язык, будет иметь смысл только в сопоставлении с мамлюкским прошлым. [9] Харрис далее отмечает, что имя «Джилдак» и его производное от Нисбы «Аль-Джилдаки» являются засвидетельствованными тюркскими именами, особенно среди амиров мамлюков . [10]

величайших средневековых исламских - алхимиков Аль из Джилдаки . одним и одним из последних был Наука баланса ). [11]

Он был плодовитым автором алхимических сочинений, три из которых хранятся в Национальной медицинской библиотеке США . Его трактаты, отражающие интересы гораздо более широкие, чем просто алхимия, содержат обширные цитаты более ранних авторов.

Работает

[ редактировать ]

Аль-Джалдаки вырос, любя науку, и посвятил себя чтению всех книг по химии, которые мог найти, и прочитывал их критически. Он был очарован Джабиром ибн Хайяном до такой степени, что назвал его «Имамом». Он собрал 42 произведения из своих книг, которые изучал и обсуждал. Он также читал Ар-Рази и других ученых и сделал много комментариев и объяснений некоторых теорий и загадочных вопросов химии. [5]

Он известен своей заботой о достоверности передач, поэтому его труды считаются высокоценными для историков науки. Кроме того, его собрание работ предшественников по химии, их сохранение и анализ их содержания сохранили большую часть утраченного от них наследия. Он также увлекался естественными науками и растениями, стремился вникать в их темы и читать важнейшие книги по этим наукам. Он не оставлял книгу по химии, не прочитав и не прокомментировав ее. Он был известен своей щедростью, благочестием, распространением знаний и заботой об искателях знаний. Он откроет свой дом для изучающих знания и откроет свое сердце каждому, кто обратится к нему с вопросами или разъяснениями по вопросам химии или других отраслей знаний. Аль-Джалдаки отличался тем, что писал в труднопонятном стиле. Некоторые люди иногда обвиняют его в том, что его стиль ближе к талисману для среднего читателя, но это его не осуждает, поскольку он писал для специалистов в области химии. [5]

Манучехр Таслими упомянул в своей докторской диссертации в Лондонском университете в 1954 году, что Аль-Джалдаки провел семнадцать лет в своих научных путешествиях. Он заложил основу для создания « Закона определенных пропорций » в химическом союзе и подробно объяснил его, на что Кеплер , Галилей и Ньютон позже опирались в своих исследованиях . Это закон, который Жозеф Пруст , родившийся через пять столетий после Аль-Джалдаки, ложно утверждал для себя. Аль-Джалдаки разработал химический метод отделения золота от серебра с помощью азотной кислоты , метод, который используется до сих пор. Он дал подробное описание метода профилактики и необходимых мер предосторожности против опасности вдыхания газов, образующихся в результате химических реакций, и таким образом первым додумался изобрести и использовать респираторы в химических лабораториях. Его вклад распространился на углубленное изучение щелочей и кислот , что позволило ему внести некоторые улучшения в метод изготовления мыла , известный в то время. Он объяснил используемые в настоящее время метод перегонки , такой как фильтровальная бумага, перегонка на водяной бане и двойная перегонка. Он был первым, кто сказал, что вещество при горении придает свой цвет. Помимо химии и ботаники, он также исследовал различные области, такие как механика, акустика, воздушные и водные волны. Он сделал комментарии, пояснения и исправления ко многим книгам по химии, написанным его предшественниками, западными учеными. Аль-Джалдаки был осведомлен об электронной структуре атома, поскольку в своих знаменитых стихах он сравнил его с Солнечной системой и написал множество научных книг, которые были распространены во многих библиотеках по всему миру, но большинство из них до сих пор находятся в рукописной форме. [5]

Омар Рида Кахала говорит в своей книге «Чистые науки в эпоху ислама »:

«...Однако Аль-Джалдаки считается одним из величайших ученых, знающих историю химии и то, что было написано о ней до него. Он любил собирать химические работы и интерпретировать их, и у него была привычка цитировать целые абзацы известных людей, предшествовавших ему, таких как Джабир бин Хайян и Абу Бакр ар-Рази. Таким образом, он оказал большую услугу истории химии в исламе, зафиксировав в своих сравнительно недавних книгах то, что исчезло и утеряно. книги его предшественников были лучшим источником знаний по химии и химикам в исламе.

Аль-Джалдаки был одним из учёных, которые считали, что недрагоценные металлы можно превращать в драгоценные с помощью эликсиров. Поэтому он собрал самые известные арабские труды по этой науке, появившиеся на Востоке и Западе исламского мира, изучил и объяснил их. [5] Ахмад Шавкат Аль-Шатти говорит о нем в своей книге « Сборник исследований по истории естественных наук в исламской цивилизации »:

«Аль-Джалдаки — один из известных ученых-химиков не только среди западных и мусульманских ученых, но и среди химиков в целом».

Эрик Джон Холмьярд говорит о нем в своей книге «Создатели химии»:

«Аль-Джалдаки действительно считается одним из ученых, сыгравших большую роль в химической науке. Аль-Джалдаки очень интересовался тем, что было написано о химической науке, поэтому из своих чтений и анализа он извлек способ построить научный путь в науке химии. Это то, что называют литературой египетской и исламской химии. Аль-Джалдаки проводил эксперименты в области химии, и хотя большая часть его работ носит аналитический характер, он является одним из ученых. которому современные ученые многим обязаны».

Аль-Джалдаки имеет важные мнения в химии, в том числе: что химические вещества не взаимодействуют друг с другом, кроме как в определенных пропорциях, и это послужило основой закона определенных пропорций в химических реакциях. Он также достиг возможности отделения золота от серебра с помощью азотной кислоты, которая растворяет серебро, оставляя чистое золото. Его интересовало изучение свойств ртути, поскольку он считал, что все камни произошли от ртути. [5] Эрик Джон Холмьярд упоминает в своей книге «Химия до времен Дальтона»:

«Аль-Джалдаки с полным апломбом пришел к выводу, что вещества не взаимодействуют друг с другом, кроме как в фиксированных пропорциях и весах».

Абдул Раззак Нофаль добавляет в своей книге « Мусульмане и современная наука »:

«Через пять столетий после смерти Аль-Джаладаки ученый Джозеф Пруст провозгласил закон определенных пропорций в химическом союзе, и смысл его тот же, что и теория Аль-Джаладаки».

У него есть книга под названием « Натайдж аль-фикр фи 'ахваль аль-хаджар » ( «Результаты мысли в раскрытии состояния камня »), которую он написал в Каире в 742 году хиджры/1341 году нашей эры. Библиотека Захирия в Дамаске содержит несколько редких рукописей, содержащих некоторые из его работ:

  • аль-Бурхан фи асрар 'илм аль-мизан (کتاب البرهان فی اسرار علم المیزان, Доказательство тайн науки баланса ). Эта рукопись содержит восемь статей и 224 страницы. В этой книге Аль-Джалдаки стремился достичь следующих целей:
  1. Объяснение книги Аполлония Тианского под названием «Тайна творения и работы природы в семи телах», известной как «Книга причин».
  2. В нем также упоминалось объяснение книги Джабира ибн Хайяна о телах, а также большинство книг Джабира о весах.
  3. Упоминание некоторых теорий, связанных с наукой механикой, наукой о звуках и волнах, распространяющихся в воде и воздухе, с опорой на труды Ибн аль-Хайсама , ат-Туси и аль-Ширази.

В нем содержалось множество законов природы, касающихся химической промышленности. Эта книга была подробной и классифицированной, что указывает на глубину метода научных исследований Аль-Джалдаки. Книга содержит восемь статей о божественной мудрости и скрытых тайнах. Первая статья включает введение, вторая — о происхождении четырех элементов и о масштабах каждого из них, а третья — о людях, животных, растениях и минералах и их особенностях. Четвертый исследует семь тел: Сатурн, Юпитер, Марс, Солнце, Венеру, Меркурий и Луну и их особенности. Пятый посвящен солям. Шестая посвящена украшениям. Седьмой касается уверенности в балансе минеральных тел, мудрости их изготовления и объяснения металлов. Восьмая посвящена использованию науки о балансе и работе по приготовлению эликсира и его преимуществам, после чего следует заключение.

  • Нихаят ат-Тальб фи Шарх Китаб аль-Муктасаб фи Зират ад-Захб (نهاية الطلب في شرح كتاب المكتسب في زراعة الذهب, Конец просьбы объяснить книгу, приобретенную в процессе совершенствования золота ). В библиотеке Захирии есть три рукописи, одна из которых полная, а две содержат текст. Аль-Джалдаки упомянул во введении к книге причины, побудившие его классифицировать ее. Он упомянул, что смог решить проблемы науки древних и то, что было передано от добродетельных мастеров мудрости... встав на путь просьбы и усердия, потратив целое состояние жизни и денег и мигрировав шейхам и знати, в границах Ирака и окраинах римлян, в границах Марокко, в землях Египта и в предместьях Йемена, Хиджаза и Леванта, на срок более семнадцати лет. , он изучал методы Джабрии в бизнесе и вникал в тайны природы и невозможности. Джордж Сартон сказал об этом в своей книге «Введение в историю науки»: «Она считается одной из важнейших книг, созданных египетским умом. Благодаря содержащимся в ней точным сведениям она основана на произведениях гигантов исламских учёных». такие как: Джабир бин Хайян и Ар-Рази».
  • аль-Мисбах фи Ильм аль-Мифта (المصباح فی علم المفتاح, Ключ к наукам о свете ). Аль-Джалдаки разделил эту книгу на четыре раздела, каждый раздел имеет девяносто ключей. Эта книга включает в себя множество тем, в том числе: производство химии и металлургии, медицину и анатомию, разведение животных, эликсиры, выращивание золота и серебра, науку божественного мастерства, науку о священных камнях, лекарствах и лекарствах, человеческую природу, знаки зодиака и талисман.
  • Матали аль-Бадур фи Шарх Диван аль-Шадур (Исследование Аль-Бадура в комментариях к Диван аш-Шадур) и Аль-Бадр аль-Мунир и Марефат аль-Эликсир (Аль-Бадр аль-Мунир в знаниях Аль- Иксир): два небольших трактата, написанных аль-Джалдаки, в первом из которых он объясняет три стиха из начала Дивана аль-Шадура шейха Бурхан ад-Дина Али бин Мусы аль-Андалуси, известного как Ибн Арфа' Рас ( 515–593 гг. хиджры/1121–1196 гг. н.э.). Что касается Аль-Бадр Аль-Мунира, Аль-Джалдаки объяснил в нем девятый аят Дивана Аль-Шадура.
  • «Светила светлых мыслей в объяснении бумажной воды и астральной Земли»: это рукопись «Объяснения пяти книг Абу Абдуллы Мухаммада бин Амила аль-Тамими».

Исторические источники разошлись в дате его смерти. В некоторых источниках указано, что он умер в 743 году хиджры / 1342 году нашей эры, а немецкий востоковед « Карл Брокельман » заявил, что он умер в 762 году хиджры / 1361 году нашей эры. [5]

  1. ^ Харрис, Николас Г. (13 сентября 2017 г.). «В поисках Изз ад-Дина Айдамира аль-Гильдаки, мамлюкского алхимика». Арабика . 64 (3–4): 531–556. дои : 10.1163/15700585-12341460 .
  2. ^ Алука . Архивная копия от 17 февраля 2024 г. на Wayback Machine. сайте
  3. ^ Холмьярд, Эрик Джон (1937). «Айдамир аль-Джилдаки». Ирак . 4 (1): 47–53. дои : 10.2307/4241604 . ISSN   0021-0889 . JSTOR   4241604 . S2CID   163725755 .
  4. ^ Форстер, Регула; Мюллер, Юлиана (1 декабря 2019 г.). «аль-Джилдаки» . Энциклопедия ислама, ТРИ .
  5. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Газета Аль-Итихад (7 октября 2017 г.). «Изз ад-Дин аль-Джалдаки… пионер химии и ботаники». Газета Аль-Итихад. Архивировано из оригинала 21 декабря 2020 г. Проверено 17 февраля 2024 г.
  6. ^ Корбин, Генри (2014). История исламской философии . Рутледж. п. 331. ИСБН  9781135198893 . Айдамур аль-Джалдаки (правильная озвучка - не Джилдаки) был иранцем из Джалдака, города примерно в восемнадцати километрах от Мешхеда в Хорасане.
  7. ^ Харрис, Николас. «В поисках Изз ад-Дина Айдемира аль-Гилдаки, мамлюкского алхимика» . Арабика . «Наконец, ответ на третий вопрос требует от нас вернуться к позиции Генри Корбина, который привязал аль-Джилдаки как иранского эмигранта к владениям мамлюков».
  8. ^ Харрис, Николас. «В поисках Изз ад-Дина Айдемира аль-Гилдаки, мамлюкского алхимика» . Арабика . «Иначе, если не считать этого одного предполагаемого случая,«Аль-Джалдаки как элемент имени, обозначающий происхождение из деревни Джалдак, не существует ни в одном досовременном источнике».
  9. ^ Харрис, Николас. «В поисках Изз ад-Дина Айдемира аль-Гилдаки, мамлюкского алхимика» . Арабика . «Если бы аль-Джилдаки был уроженцем города за пределами Мешада, родившимся вскоре после начала XIV века, мы могли бы ожидать, что он будет говорящим на персидском языке, родившимся и выросшим в деревне на территории, контролируемой Ильханидами. Нигде в его во многих работах есть лишь намек на то, что аль-Джилдаки читал или понимал персидский (или, если на то пошло, турецкий язык), все его работы написаны на арабском языке, и все работы, к которым он комментировал, были все на арабском языке. Его имя - Айдемир. , тоже проблема. Айдемир — архитюркское имя».
  10. ^ Харрис, Николас. «В поисках Изз ад-Дина Айдемира аль-Гилдаки, мамлюкского алхимика» . Арабика . «Таким образом, нисба аль-Джилдаки для мамлюка означает, что он был куплен и/или освобожден хозяином по имени Джилдак. Джилдак - необычное, но засвидетельствованное тюркское имя, особенно среди амиров мамлюков».
  11. ^ Салим Т.С. Аль-Хассани; Мохаммед Абаттуй. «Появление научной химии» . Архивировано из оригинала 27 ноября 2010 г. Проверено 15 мая 2010 г.

Источники

[ редактировать ]

В эту статью включен текст из Национальной медицинской библиотеки США ( [1] ), который находится в свободном доступе .

  • К. Брокельманн, История арабской литературы, 1-е издание, 2 тома. (Лейден: Брилл, 1889–1936). Второе издание, 2 т. (Лейден: Брилл, 1943–49). Ссылки на страницы будут даны на страницы первого издания, номера страниц второго издания указаны в скобках, т. 2, с. 138-9 (173-5)
  • Корбин, Генри (2014). История исламской философии . Рутледж. стр. 331–332. ISBN  9781135198893 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c592d548c3c8e901da1dbaf9942e165f__1711745460
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c5/5f/c592d548c3c8e901da1dbaf9942e165f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
al-Jildaki - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)