Jump to content

Рамон Луллий


Рамон Луллий

Анахронический портрет Рамона Луллия работы Франсиско Рибальты (1620 г.)
Рожденный в. 1232
Город Майорка , Королевство Майорка
(ныне Пальма, Испания)
Умер 1315 или 1316 (83–84 года)
Почитается в Костел
Беатифицированный 1847 г., Папа Пий IX.
Праздник 30 июня ( Третий Орден Святого Франциска )

Философская карьера
Анахроническое изображение Рамона Луллия со свитком речи работы неизвестного художника (16–17 века).
Заметная работа
Эра Средневековая философия
Область Западная философия
Школа Луллизм
Основные интересы
Известные идеи

Рамон Лулль TOSF ( Каталанский: [rəˈmoɲ ˈʎuʎ] ; в. 1232 [а] – 1315/1316), англизированный как Раймонд Луллий или Луллий , [б] был философом , богословом , поэтом , миссионером , христианским апологетом и бывшим рыцарем Королевства Майорка .

Он изобрел философскую систему, известную как Искусство , задуманную как тип универсальной логики, призванной доказать истинность христианского учения собеседникам всех вероисповеданий и национальностей. Искусство . состоит из набора общих принципов и комбинаторных операций Это иллюстрируется схемами.

Плодовитый писатель, он также известен своими литературными произведениями, написанными на каталанском языке , которые он написал, чтобы сделать свое искусство доступным для более широкой аудитории. Помимо каталонского и латыни , он, вероятно, писал и на арабском языке (хотя текстов на арабском языке не сохранилось). Его книги были переведены на окситанский , французский и кастильский языки при его жизни. [4]

Хотя его работы не пользовались огромным успехом при его жизни, его встречали богатый и постоянный прием. В ранний современный период его имя стало ассоциироваться с алхимическими работами . [5] Совсем недавно его признали предшественником современного либерального избирательного права, за 450 лет до того, как Борда и Кондорсе предложили эту идею. Его идеи также послужили прототипом компьютера, и он был пионером теории вычислений . [2] [6] [7]

Жизнь [ править ]

Молодость семья и

Сцены из жизни Раймонда Луллия в рукописи XIV века.

Луллий родился в Пальме в богатой семье барселонских патрициев, пришедших в Королевство Майорка в 1229 году с завоевательной армией Якова I Арагонского . Яков I завоевал Майорку, ранее находившуюся под властью Альмохадов , в рамках более масштабного проекта по интеграции территорий Балеарских островов (ныне часть Испании ) в состав Арагонской короны . Лулль родился там несколько лет спустя, в 1232 или 1233 году. Мусульмане по-прежнему составляли значительную часть населения Майорки, а евреи принимали участие в культурных и экономических делах. [8]

В 1257 году Луллий женился на Бланке Пикани [ ок .] , от которой у него было двое детей, Доменек и Магдалена. [9] [10] [11] [12] [13] [14] Хотя он создал семью, он жил, как он позже назовет, распущенной и мирской жизнью трубадура .

Религиозное призвание [ править ]

В 1263 году Луллию явилась серия видений . Он рассказывает об этом событии в своей автобиографии Vita coaetanea («Современная жизнь»):

Рамон, будучи еще молодым человеком и сенешалем короля Майорки, был очень склонен сочинять бесполезные песни и стихи и совершать другие распущенные поступки. Однажды ночью он сидел возле своей кровати и собирался сочинить и написать на своем простом языке песню даме, которую любил глупой любовью; и когда он начал писать эту песню, он посмотрел направо и увидел Господа нашего Иисуса Христа на Кресте, как бы подвешенного в воздухе. [15]

Видение приходило к Луллю всего пять раз и внушило ему три намерения: отдать свою душу ради любви и чести Бога, обратить сарацин ( т. е. арабов и/или мусульман) в христианство и написать лучшие Книга в мире против заблуждений неверующих. [16]

Следуя своим видениям, он продал свое имущество по образцу святого Франциска Ассизского и отправился в паломничество к святыням святой Марии Рокамадурской , святого Иакова и других мест, чтобы никогда не вернуться к своей семье и профессии. Вернувшись на Майорку, он купил раба-мусульманина, чтобы выучить у него арабский язык. [17] Следующие девять лет, до 1274 года, он занимался изучением и созерцанием в относительном одиночестве. Он много читал как на латыни, так и на арабском языке, изучая как христианскую, так и мусульманскую богословскую и философскую мысль. [18]

В 1270 году Луллий основал на Майорке обитель Святой Троицы, известную как Мирамар. [19]

Между 1271 и 1274 годами Лулль написал свои первые работы: сборник логики мусульманского мыслителя Аль-Газали и Llibre de contemplació en Déu Книга о созерцании Бога» ), длинное руководство по поиску истины посредством созерцания.

В 1274 году, во время пребывания в отшельнике на Пуч-де-Ранда , форма великой книги, которую Лулль должен был написать, была наконец дана ему через божественное откровение: сложная система, которую он назвал своим Искусством , которая стала мотивацией большинства его жизненные усилия.

Миссионерская работа и образование [ править ]

Луллий призвал к изучению арабского и других языков в Европе. [20] с целью обращения мусульман и христиан-раскольников. [21] Он путешествовал по Европе, чтобы встретиться с папами , королями и принцами, пытаясь основать специальные колледжи для подготовки будущих миссионеров. [22] В 1276 году в Мирамаре была основана языковая школа для францисканских миссионеров, финансируемая королем Майорки. [23]

Около 1291 года он отправился в Тунис, проповедовал сарацинам, спорил с ними по философии и после еще одного недолгого пребывания в Париже вернулся на Восток в качестве миссионера. [24] Луллий отправился в Тунис во второй раз примерно в 1304 году и написал множество писем королю Туниса, но об этой части его жизни мало что известно. [25] [26]

Он вернулся в 1308 году, сообщив, что обращение мусульман должно осуществляться молитвой, а не военной силой. Наконец он достиг своей цели лингвистического образования в крупных университетах в 1311 году, когда Венский собор распорядился создать кафедры иврита , арабского и халдейского ( арамейского ) языков в университетах Болоньи , Оксфорда , Парижа и Саламанки , а также в Папском университете. Суд. [25]

Луллий призвал к изгнанию евреев, которые не желали обращаться в христианство, и оказал влияние на более поздних европейских монархов, которые на практике изгнали евреев. [27]

Смерть [ править ]

Могила Луллия в Пальме

В 1314 году, в возрасте 82 лет, Лулль снова отправился в Тунис, возможно, это было вызвано перепиской между королем Арагона Джеймсом II и аль-Лихьяни , хафсидским халифом , в которой указывалось, что халиф желает принять христианство. Хотя Лулль столкнулся с трудностями во время своих предыдущих визитов в Северную Африку, на этот раз ему разрешили действовать без вмешательства со стороны властей из-за улучшения отношений между Тунисом и Арагоном. [28]

Его последняя работа датирована декабрем 1315 года в Тунисе. Обстоятельства его смерти остаются неизвестными. Вероятно, он умер где-то между этим и мартом 1316 года, либо в Тунисе, на корабле на обратном пути, либо на Майорке по возвращении. [29] Могила Лулля, созданная в 1448 году, находится во францисканской церкви в Пальме, Майорка. [30]

Работает [ править ]

Луллия Искусство [ править ]

Лулла Искусство (на латыни Ars ) находится в центре его мыслей и поддерживает весь его корпус. Это система универсальной логики, основанная на наборе общих принципов, активируемых в комбинаторном процессе. Его можно использовать для доказательства утверждений о Боге и Творении (например, Бог — Троица). Часто Искусство формулирует эти утверждения в виде вопросов и ответов (например, Вопрос: Есть ли Троица в Боге? Ответ: Да.). Он работает кумулятивно, посредством итеративного процесса; утверждения о природе Бога должны быть доказаны для каждого из Его существенных атрибутов, чтобы доказать истинность этого утверждения для Бога (т. е. Добро тройственно, Величие тройственно, Вечность тройственно, Сила тройственно и т. д.).

Что отличает систему Лулла, так это необычное использование букв и диаграмм, придающее ей алгебраический или алгоритмический характер. Он развивал это искусство на протяжении многих десятилетий, писал новые книги, объясняющие каждую новую версию. можно Траекторию искусства . разделить на две основные фазы, хотя каждая фаза содержит множество вариаций Первую иногда называют четвертичной фазой (1274–1290 гг.), а вторую – тройной фазой (1290–1308 гг.). Эту терминологию придумал Энтони Боннер. [31]

фаза Четвертичная

Двумя основными произведениями четвертичного периода являются Ars compendiosa inveniendi veritatem (ок. 1274 г.) и Ars demostrativa (ок. 1283 г.). [32] В « Арс демонстратива» двенадцать главных фигур. Набор из шестнадцати принципов, или «достоинств» (божественных атрибутов), составляет общую основу функционирования системы. Они содержатся на первом рисунке (рис. A) и им присвоены буквы (от B до R). Остальные рисунки позволяют пользователю использовать эти принципы и уточнять их, чтобы продемонстрировать истинность утверждений. Рисунок Т важен, поскольку он содержит «принципы отношений» (т.е. меньшинство, большинство, равенство), которым также присвоены буквы. Затем Искусство . перечисляет комбинации букв как своего рода наглядное пособие для процесса проработки всех возможных комбинаций принципов На рисунке S показаны августинианские силы души (воля, интеллект и память) и их действия (желание, понимание, воспоминание). Фигура S была исключена из Искусства после 1290 года. Даже в последующих версиях Искусства Луллий утверждал, что силы души должны быть согласованы для правильного функционирования Искусства . Это отличает систему Лулла от аристотелевской логики. По мнению Лулла, поскольку классическая логика не принимала во внимание силы души, она была плохо приспособлена для решения богословских проблем.

Тройная фаза [ править ]

Луллий открыл Тернарную фазу двумя произведениями, написанными в 1290 году: Ars inventiva veritatis и Art amativa . [31] Кульминация этого этапа наступила в 1308 году с появлением окончательной версии Искусства, получившей название Ars Generalis ultima . В том же году Лулл написал сокращенную версию под названием Ars brevis . В этих работах Луллий пересмотрел Искусство , включив в него только четыре основные фигуры. Он сократил количество божественных начал в первой фигуре до девяти (добро, величие, вечность, сила, мудрость, воля, добродетель, истина, слава). Фигура Т также теперь имеет девять реляционных принципов (различие, соответствие, противоречие, начало, середина, конец, большинство, равенство, меньшинство), сокращенных с пятнадцати. Луллий сохранил комбинаторный аспект процесса.

Корреляты [ править ]

Лулл представил аспект системы, называемый «коррелятами», непосредственно перед окончательным переходом в тройную фазу. Корреляты впервые появляются в работе под названием Lectura super figuras Artis demostrativae (около 1285–1287 гг.) и стали основой его формулировки природы бытия . [33] Учение о коррелятах предусматривает, что все на уровне бытия имеет тройственную структуру: действующее лицо, пациент, поступок. Например, божественный принцип «добро» состоит из «того, что делает добро» (агент), «того, что получает добро» (терпеливый) и «делать добро» (действие). Луллий разработал систему латинских суффиксов для выражения коррелятов, т. е. bonitas (добро); bonificans , bonificatus , bonificare . Это стало основой для доказательства того, что божественные принципы различны, но эквивалентны в Боге (каждый принцип имеет одну и ту же основную тройственную структуру, но сохраняет свои собственные уникальные соответствия). Это поддерживает комбинаторное действие Искусства ( т.е. это означает, что в Боге добро есть величие, а величие есть добро, добро есть вечность, а вечность есть добро и т. д.), луллиевское доказательство Троицы ( каждый божественный принцип имеет три коррелята). и вместе принципы составляют Божество, следовательно, Божество троично) и Воплощение (активные и пассивные корреляты эквивалентны материи и форме, и тринитарное раскрытие бытия происходит на всех уровнях реальности). [34]

Другие работы [ править ]

ислама и Влияние ранних произведений

Было отмечено, что механика Искусства комбинаторная имеет сходство с заирджей , устройством, используемым средневековыми арабскими астрологами. [35] [36] Опора Искусства на божественные атрибуты также имеет определенное сходство с созерцанием девяноста девяти Имен Бога в мусульманской традиции. [37] О знакомстве Лулля с исламской интеллектуальной традицией свидетельствует тот факт, что его первая работа (1271–1272 гг.) представляла собой сборник Аль-Газали . логики [38]

Диалоги [ править ]

С самого начала своей карьеры Луллий сочинял диалоги, чтобы разыграть процедуру Искусства . [39] Это связано с миссионерским аспектом Искусства . Лулл задумал его как инструмент обращения всех народов мира в христианство и экспериментировал с более популярными жанрами, чтобы его было легче понять. Его самый ранний и самый известный диалог — « Книга язычников и трех мудрецов» , написанная на каталонском языке в 1270-х годах и позже переведенная на латынь. Он оформлен как встреча трех мудрецов (мусульманина, еврея и христианина) и язычника в лесу. Они узнают о методе Луллия, когда сталкиваются с деревьями, на листьях которых написаны принципы Луллия. Появляется Леди Интеллект и сообщает им о свойствах деревьев и правилах нанесения листьев. Мудрецы используют деревья, чтобы доказать язычникам свои символы веры (хотя некоторые исламские догмы не могут быть доказаны с помощью процедуры Луллия), и в конце концов язычник обращается в христианство. Лулл также написал множество других диалогов. Позже в своей карьере, когда он заинтересовался еретической деятельностью на факультете искусств Парижского университета, он писал «диспуты» с философами в качестве собеседников. [40] [41] Он также создал себе персонажа и во многих из этих диалогов играет главную роль в роли христианского мудреца (например: Liber de quaestione valde alta et profunda , написанная в 1311 году).

Древовидные диаграммы [ править ]

Лулл построил многие из своих работ вокруг деревьев. В некоторых из них, таких как « Книга язычников» и «Три мудреца» , «листья» деревьев обозначают комбинаторные элементы (принципы) Искусства . В других произведениях серия деревьев показывает, как Искусство порождает все («энциклопедические») знания. Древо науки (1295-1296) состоит из шестнадцати деревьев, от земного и нравственного до божественного и педагогического. [42] Каждое дерево разделено на семь частей (корни, ствол, ветви, веточки, листья, цветы, плоды). Корни всегда состоят из божественных принципов Луллия, и оттуда дерево вырастает в дифференцированные аспекты соответствующей ему категории реальности. [43]

Романы [ править ]

Керамический потолочный светильник в святилище Кура, Пуч-де-Ранда .

Луллий также писал повествовательную прозу, опираясь на литературные традиции своего времени ( эпос , романс ), чтобы выразить Искусство . потенциально сложные операции Искусства . Эти работы были предназначены для того, чтобы донести до непрофессиональной аудитории Бланкерна (ок. 1276–1283) — его самый известный роман. Феликс (1287–1287 гг.) также примечателен, хотя при его жизни он не получил широкого распространения и был доступен только на каталонском языке. Он сформулирован как своего рода Bildungsroman, в котором Феликс, главный герой, отправляется в путешествие по наущению своего отца, написавшего «Книгу чудес». Книга разделена на десять глав (отражающих энциклопедический диапазон Древа Науки), в которых Феликс получает знания: Бог, ангелы, небеса, элементы, планы, минералы, животные, человек, Рай и Ад. Оказывается, это метафантастика , поскольку путешествие Феликса заканчивается в монастыре, где он рассказывает «Книгу чудес», теперь украшенную и объединенную с рассказом о его собственных приключениях. [44]

Прием [ править ]

Средневековый [ править ]

богословие Академическое

Согласно автобиографической книге Лулля «Вита» , его искусство не было хорошо принято в Парижском университете, когда он впервые представил его там в 1280-х годах. Предположительно именно этот опыт побудил его пересмотреть Искусство (создать третичную версию). Лулла Искусство никогда не было принято ведущими академическими кругами тринадцатого и начала четырнадцатого веков, но оно действительно вызвало некоторый интерес. Значительное количество луллианских рукописей было собрано картезианскими монахами Парижа в Воверте и несколькими богословами, пожертвовавшими свои рукописи Библиотеке Сорбонны . Один ученик, Томас Ле Мьезье, зашел так далеко, что создал тщательно продуманные компиляции произведений Лулля, включая рукопись, посвященную королеве Франции . [45]

Рамон Лулль со своим учеником Томасом Ле Мьезье представляет королеве три антологии.

Оппозиция [ править ]

В 1360-х годах инквизитор Николас Эймерих осудил луллизм в Арагоне. В 1376 году он получил папскую буллу, запрещающую обучение Луллия, но она оказалась неэффективной. В Париже Жан Жерсон также опубликовал серию полемических сочинений против луллизма. Был издан официальный документ, запрещающий луллиевского искусства на теологическом факультете. преподавание [46]

Ранний модерн [ править ]

богословие Академическое

Самым значительным сторонником Лулля в раннем Новом времени был Николай Кузанский . Он собрал множество работ Луллия и адаптировал многие аспекты луллианской мысли для своего собственного мистического богословия. [47] Интерес к лулллизму также рос в Каталонии, Италии и Франции. Жак Лефевр д'Этапль опубликовал восемь книг Лулля в 1499, 1505 и 1516 годах. Таким образом, Лефевр был ответственен за первое значительное распространение работ Лулля в печати за пределами Каталонии. [48] Считается, что влияние работ Луллия в Италии эпохи Возрождения (совпадающее с возникновением неоплатонизма ) способствовало развитию метафизики от статического артистотелевского представления о бытии к реальности как динамическому процессу. [49] В Северной и Центральной Европе луллизм был принят лютеранами и кальвинистами, заинтересованными в продвижении программ богословского гуманизма. Готфрид Лейбниц подвергся воздействию этих течений во время своего пребывания в Майнце, и искусство Лулля ясно проинформировало его De Arte Combinatoria . [50]

Псевдо-Затишье и алхимия [ править ]

Существует значительное количество алхимических трактатов, ошибочно приписываемых Луллю. Двумя фундаментальными работами этого корпуса являются « Testamentum» и « Liber de secretis naturae seu de quinta essentia», которые датируются четырнадцатым веком. [51] таких оккультистов, как Генрих Корнелиус Агриппа и Джордано Бруно . Эти работы вдохновили [52] Несмотря на растущее отождествление Луллия с алхимией и неоплатоническим мистицизмом, другие (такие как Джулио Паче и Иоганн Генрих Альстед ) все еще интересовались искусством Луллия как универсальной логикой, даже в семнадцатом веке, когда Декарт и Рамус предлагали конкурирующие системы. [53]

Луллю приписывают многочисленные алхимические труды, но все они являются апокрифами. [54] Историческая критика с XIX века твердо установила псевдоэпиграфический характер всего корпуса, который в общей сложности превышает сотню произведений. [55] До 1980-х годов историки науки считали, что самые старые и наиболее важные тексты были подделками конца 14 — начала 15 веков с более поздними дополнениями. В конце 20-го века профессор Микела Перейра обнаружил более раннюю текстовую матрицу, датированную примерно 1332 годом, которая в своем происхождении не имеет псевдоэпиграфического замысла. [56] Это оригинальная постановка неизвестного персонажа, которого Перейра называет мастером Завета, имея в виду свой самый символичный трактат. Его оригинальными работами предположительно будут « Testamentum» , «Vademecum» (Codicillus); Книга Лапидария (= Лапидарий сокращенно); Книга о намерениях алхимиков ; Познание чувств (= интеллектуальное искусство; магическое искусство); Трактат о лечебных водах (= Ранние версии тайн природы); Из большего камня (=Аперторий); Анкета ; Книга экспериментов и ранняя версия Compendium animae transmutationis Metals (=Compendium super lapidum; Lapidarium). К этому изначальному ядру с течением времени добавились бы и другие письмена.

Его вклад полностью изменил способ анализа этой зародышевой группы трактатов, поскольку впервые на конкретных данных нам открылось, что мы имеем дело не с сознательными подделками, а с оригинальными произведениями, передающими идеи, личность и биографические данные настоящего алхимика. После сбора информации об этом персонаже на основе того, что он объясняет, как в своем «Завете» , так и в других сочинениях, которые он цитирует как свои собственные, его отождествили с человеком по имени Раймундус де Терминис (кат. Рамон де Терменс). [57] Он был бы майорканцем, занимавшим должность всадника или милибуса , получившим образование магистра в артибусе или легибусе . Люди такого типа обычно занимали административные, торговые, дипломатические или общественные посты. Он также имел познания в медицине, особенно в области хирургии, пройдя обучение в Монпелье. Его деятельность документирована на острове Корфу и в албанских городах. Он был капитаном или комитом в Берате и Влёре, а также выполнял представительскую работу Роберта I Неаполитанского и Филиппа I Таранто в коммерческих операциях по всему Адриатическому и Ионическому морям.

Среди его самых известных работ — « Liber de secretis natura sive de quinta essentia» . Сам Рамон де Терменс был автором нескольких ранних версий или слоев этого произведения 1330–1332 годов. Однако наиболее известным форматом, поскольку он был единственным, напечатанным до сих пор, является псевдоэпиграфическая редакция, датированная примерно 1360–1380 годами и созданная в каталонской среде, где некоторые фальсификаторы рекомендовали эту работу Рамону Луллию. [58]

возрождение беатификация и Иберийское

Тем временем в Испании кардинал Франсиско Хименес де Сиснерос , архиепископ Толедо, применил луллизм для своего проекта реформ. Сиснерос мобилизовал различных интеллектуалов и редакторов, основал кафедры в университетах и ​​опубликовал работы Лулля. [59] Основанный в 1633 году Папский колледж Ла Сапиенсия на Майорке стал эпицентром преподавания луллизма. Францисканцы из Ла Сапиенсии были теми, кто добивался канонизации Лулля в Риме в семнадцатом веке. Эти усилия были возобновлены в восемнадцатом веке, но так и не увенчались успехом. [60] Луллий был беатифицирован в 1847 году Папой Пием IX . Его праздник был назначен на 30 июня и отмечается Третьим Орденом Святого Франциска . [61]

Двадцатый и двадцать первый века [ править ]

Стипендия [ править ]

Ученые теперь признают Лулля значимым человеком как в истории каталонской литературы, так и в интеллектуальной истории. С 1906 по 1950 год Комиссия редактора Луллианы руководила проектом по редактированию произведений Лулля, написанных на каталонском языке. Эта серия называлась Obres de Ramon Llull (ORL). В 1957 году во Фрайбурге, Германия, был основан Институт Раймундуса-Луллуса, чтобы начать работу по редактированию латинских произведений Лулля. Эта серия называется «Латинская опера Раймунди Лулли» (ROL) и продолжается до сих пор. [62] В 1990 году работа над каталонскими текстами была возобновлена ​​с выпуском «Нового издания произведений Рамона Луллия» (NEORL). [63] В мире англоязычных исследований работа Фрэнсис Йейтс о системах памяти ( «Искусство памяти» , опубликованная в 1966 году) вызвала новый интерес к Рамону Луллию как фигуре в истории когнитивных систем.

Искусство и фантастика [ править ]

Луллий появился в искусстве и литературе прошлого века, особенно в жанрах сюрреализма , философского фэнтези и метафантастики. Алхимическая мысль Сальвадора Дали находилась под влиянием Рамона Луллия, и Дали включил диаграммы из луллиевского искусства в свою работу под названием «Алхимия философов» . [64] В 1937 году Хорхе Луис Борхес написал отрывок под названием «Мыслящая машина Рамона Луллия», в котором предлагал луллианское искусство как средство создания поэзии. [65] Другими примечательными ссылками на Рамона Лулля являются: Олдоса Хаксли рассказ «Смерть Люлли» , художественный рассказ о последствиях забивания камнями Луллия в Тунисе, действие которого происходит на борту генуэзского корабля, который вернул его на Майорку. [66] Пол Остер упоминает Лулла (как Раймонда Лулля) в своих мемуарах «Изобретение одиночества» во второй части «Книги памяти» . Лулл также является главным персонажем «Коробка наслаждений» детского романа поэта Джона Мейсфилда .

Другое признание [ править ]

Лулла Искусство иногда называют предшественником информатики и теории вычислений. [67] С открытием в 2001 году его утерянных рукописей Ars notandi , Ars eleccionis и Alia ars eleccionis , вместе известных как Ars Magna (то, что сегодня назвали бы логической системой для открытия какой-то истины), [68] Луллю также приписывают создание избирательной системы, ныне известной как счетчик Борда и критерий Кондорсе , которую Жан-Шарль де Борда и Николя де Кондорсе независимо друг от друга предложили столетия спустя. [69]

Переводы [ править ]

  • Новая риторика Рамона Лулла , текст и перевод «Rethorica Nova» Лулля, отредактированный и переведенный Марком Д. Джонстоном, Дэвис, Калифорния: Hermagoras Press, 1994
  • Избранные произведения Рамона Лулла (1232–1316) , отредактированные и переведенные Энтони Боннером, Принстон, Нью-Джерси: Princeton University Press, 1985, два тома XXXI + 1330 стр. (Содержание: том 1: Книга язычников и трех мудрецов) . Мужчины , стр. 93–305; Ars Demonstrativa 317–567, стр . 579–646, том 2: или Книга чудес , стр. 659–1107; , стр . Феликс : –1215; Цветы любви и Цветы разума , стр. 1223–1256);
  • Доктор Иллюминат: Читатель Рамона Луллия , отредактированный и переведенный Энтони Боннером, с новым переводом Книги Любовника и Возлюбленной Евой Боннер, Принстон, Нью-Джерси: Princeton University Press, 1994

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

Примечания [ править ]

  1. ^ Родился в 1232 году, согласно Марку Д. Джонстону в Философской энциклопедии Routledge (Лондон: Routledge, 1998). В более старых источниках (таких как версии Британской энциклопедии, по крайней мере, до 1955 года) указано 1235; текущая Британника дает 1232/33.
  2. ^ По-разному латинизируется как Раймундус / Раймундус Лулл / Лулий / Луллий .

Цитаты [ править ]

  1. ^ Фрэнсис Йейтс, «Лалл и Бруно» (1982), в Сборнике эссе: Луллий и Бруно , том. Я, Лондон: Рутледж и Кеган Пол.
  2. Перейти обратно: Перейти обратно: а б История философии, Vol. IV: Современная философия: от Декарта до Лейбница Фредерика К. Коплстона (1958).
  3. ^ Энтони Боннер (редактор), Доктор иллюминат: Читатель Рамона Луллия , Princeton University Press, 1993, стр. 82.
  4. ^ Бадиа, Лола; Сантанак, Джоан; Солер, Альберт (2016). Рамон Луллий как народный писатель: передача нового вида знаний . Вудбридж: Тамесис.
  5. ^ Перейра, Микела (1989). Алхимический корпус, приписываемый Раймонду Луллию . Лондон: Институт Варбурга.
  6. ^ Боннер 2007 , с. 290.
  7. ^ Дональд Кнут (2006), Искусство компьютерного программирования : Создание всех деревьев , том. 4–4, Addison-Wesley Professional, с. 56, ISBN  978-0-321-33570-8
  8. ^ Боннер 2007 , с. 1.
  9. ^ Луллий, Рамон; Рамис Барсело, Рафаэль (2011). «Предварительное исследование». Искусство права (на испанском языке). Издательство Дайкинсон. п. 17. ISBN  978-84-15454-34-2 . Рамон женился на женщине того же положения - Бланке Пикани - и у них родилось двое детей, Доменек и Магдалена.
  10. ^ Приани, Эрнесто (2021). «Рамон Луллий». Стэнфордская энциклопедия философии . Стэнфордский университет. ISSN   1095-5054 . В 1257 году он женился на Бланке Пикани, принадлежавшей к другой каталонской семье, поселившейся на Майорке, от которой у него было двое детей, Доменек и Магдалена.
  11. ^ Уссей, Жан (2011). «Рамон Луллий». Первые учителя: от Античности до Возрождения (на французском языке). Эльзевир. п. 190. ИСБН  978-2710115465 . В том же 1257 году он написал «Доктрину Пуэриль», свою первую крупную просветительскую работу, которую посвятил своему сыну Доменеку.
  12. ^ Фидора, Александр (2020). «Рамон Луллий: Пуэрильская доктрина». Лексикон литературы Kindlers (на немецком языке). Спрингер. ISBN  978-3-476-05728-0 . Учебно-катехизический трактат, вероятно, был написан на Майорке между 1274 и 1276 годами. Работа, которую Лулль посвятил своему сыну Доменеку [...]
  13. ^ «Хронология» . Год Луллия (Женералитат Каталонии – Институт Рамона Луллия – Правительство Балеарских островов) (на каталонском языке). Год 1257. Архивировано из оригинала 10 апреля 2016 г. Проверено 25 апреля 2023 г.
  14. ^ «Биография Рамона Луллия» . Ассоциация писателей каталонского языка (на каталонском языке) . Проверено 25 апреля 2023 г.
  15. ^ Боннер, «Историческая справка и жизнь» (аннотированная Vita coaetanea ) в 10–11, в Боннер (ред.), Doctor Illuminatus (1985).
  16. ^ Луллий, Рамон (2010). Современная жизнь под редакцией и переводом Энтони Боннера . Барселона/Вудбридж: Тамесис. стр. 33–35. ISBN  9781855661998 .
  17. ^ Луллий, Рамон (2010). Современная жизнь под редакцией и переводом Энтони Боннера . Барселона/Вудбридж: Тамесис. стр. 37–39. ISBN  9781855661998 .
  18. ^ Черчилль, Ли (2004). Эпоха рыцарей и монахов, пап и реформаторов. Милтон Кейнс: Аутентичные СМИ. ISBN   1-84227-279-9 , 9781842272794. с. 190
  19. ^ «Эрмита де ла Тринитат (Эрмитаж Святой Троицы) | Путеводитель по Майорке, туристические достопримечательности, карта» . Путеводитель по Майорке, туристические достопримечательности, карта . 12 января 2019 г. Проверено 22 июня 2023 г.
  20. ^ Марк Дэвид Джонстон (1996). Евангелическая риторика Рамона Луллия: мирское обучение и благочестие на христианском Западе около 1300 года . Издательство Оксфордского университета. стр. 9–. ISBN  978-0-19-509005-5 .
  21. ^ Блюм, Пол Ришар (28 июня 2013 г.). Философия религии в эпоху Возрождения . Ashgate Publishing, Ltd., стр. 1–. ISBN  978-1-4094-8071-6 .
  22. ^ Пол Ричард Блюм: Философия религии в эпоху Возрождения. Ашгейт 2010, 1–14
  23. ^ « Кем был Рамон Лулль?», Центр документации Рамона Луллия, Университет Барселоны» . Архивировано из оригинала 13 марта 2013 г. Проверено 29 декабря 2011 г.
  24. ^ Тернер, Уильям. «Раймонд Люлли». Католическая энциклопедия Том. 12. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона, 1911. 31 января 2019 г.
  25. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Альбрехт Классен (5 марта 2018 г.). Толерантность и толерантность в средневековой европейской литературе . Тейлор и Фрэнсис. стр. 280–. ISBN  978-1-351-00106-9 .
  26. ^ Боннер, «Историческая справка и жизнь» ( Vita coaetanea , дополненная и аннотированная) в 10–11, 34–37, в Боннере (редактор), Doctor Illuminatus (1985).
  27. ^ Этот день в еврейской истории | 1306: Король Филипп «Красивый» изгоняет всех евреев Франции.
  28. ^ Лоуэр, Майкл (2009). «Ибн аль-Лихьяни: султан Туниса и потенциальный новообращенный христианин (1311–1818)». Исторический обзор Средиземноморья . 24 (1): 17–27. дои : 10.1080/09518960903000744 . S2CID   161432419 .
  29. ^ Луллий, Рамон (2010). Современная жизнь под редакцией и переводом Энтони Боннера . Барселона/Вудбридж: Тамесис. стр. 10–11. ISBN  9781855661998 .
  30. ^ "Базилика Сан-Франческ", Балеарские острова.
  31. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Боннер 2007 , с. 121.
  32. ^ Боннер 2007 , с. 26.
  33. ^ Гайя, Джорди (1979). «Люллианская теория коррелятов. История его концептуального становления». Университет Фрайбурга в Брайсгау.
  34. ^ Принг-Милл, RDF (1955). «Тринитарная картина мира Рамона Луллия». Романистический Ярбух . 7 : 229–256.
  35. ^ Лор, Чарльз (1984). «Christianus arabicus, cuius nomen Raimundus Lullus». Фрайбургский журнал философии и теологии . 31 :64-65.
  36. ^ Лор, 1984, 63.
  37. ^ Лор, Чарльз (1967). Компендиум «Логики Альгазелиса» Раймунда Лулла. Источники, учение и положение в истории логики . Диссертация, Фрайбург-им-Брайсгау. стр. 93–130.
  38. ^ Фридлейн, Роджер (2004). Диалог с Рамоном Луллием: Литературный дизайн как апологетическая стратегия . Тюбинген: М. Нимейер. ISBN  3484523182 .
  39. ^ ван Стинберген, Фернан (1960). «Значение антиаверроистской работы Раймонда Луллия». Луллианские исследования . 4 : 113–28.
  40. ^ Имбах, Руди (1987). «Люлль против парижских аверроистов» в книге « Раймон Лулль и Pays d’Oc» . Тулуза: Приват, стр. 261–82.
  41. ^ Английский перевод Яниса Дамбергса: https://lullianarts.narpan.net/TreeOfScience/TreeOfScience-1.pdf и https://lullianarts.narpan.net/TreeOfScience/TreeOfScience2.pdf
  42. ^ Энтони Боннер, «Структура Arbor scientiae». Arbor Scientiae: древо познания Рамона Луллия. Материалы Международного конгресса по случаю 40-летия Института Раймунда Лулла при Фрайбургском университете i. Br., изд. Фернандо Домингес Ребойрас, Пере Вильяльба Варнеда и Питер Вальтер, «Instrumenta Patristica et Mediaevalia. Subsidia Lulliana» 1 (Turnhout: Brepols, 2002), стр. 21–34.
  43. ^ Домингес, Фернандо. «Резюме Феликса» . База данных Рамона Луллия . Проверено 14 августа 2021 г.
  44. ^ Хиллгарт, Дж. Н. (1971). Рамон Луллий и луллизм во Франции четырнадцатого века . Оксфорд: Кларендон Пресс.
  45. ^ Хиллгарт, 1971, 269.
  46. ^ Коломер, Эусебио (1961). Николай Кузанский и Раймунд Луллий. Берлин: Де Грюйтер.
  47. ^ Хиллгарт, 1971, 284.
  48. ^ Лор, Чарльз (1988). "Метафизика." В Кембриджской истории философии эпохи Возрождения под редакцией К. Б. Шмитта, Квентина Скиннера, Экхарда Кесслера и Джилл Крей, 537–638. Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
  49. ^ Рамис Барсело, Рафаэль (2019). «Академический луллизм с четырнадцатого по восемнадцатый век», в «Спутнике Рамона Луллия и луллизма». Лейден: Брилл, с. 458.
  50. ^ Перейра, Микела (1990). «Луллианская алхимия: аспекты и проблемы корпуса алхимических произведений, приписываемых Рамону Луллию». Каталонский обзор, Том. IV, 1–2: 41–54.
  51. ^ Йейтс, Фрэнсис (1964). Джордано Бруно и герметическая традиция. Чикаго: Издательство Чикагского университета, стр. 308–309.
  52. ^ Хиллгарт 1971, 297.
  53. ^ М. Перейра, (1989), Алхимический корпус, приписываемый Раймонду Луллю, Институт Варбурга, Лондон. Инвентаризация Перейры в настоящее время поддерживается и расширяется в рамках проекта Base de Dades Ramon Llull (Llull DB): http://www.ub.edu/llulldb/index.asp
  54. ^ Микела Перейра, (1987), «Легенда об алхимике Лулле», Estudios Lulianos , 27, стр. 145-163. Там же, (2013), «Святой алхимик. Легендарные заговоры вокруг Раймонда Луллия», Micrologus , 21, стр. 471-515. Там же, (2014), «Раймондо Луллий и алхимия: миф между историей и филологией», монах Франциск. Журнал францисканской культуры , 80, стр. 517-523.
  55. ^ Перейра и Спаггиари, (1999), Il Testumum Alchemico , Edizioni del Galluzzo, Таварнуцце
  56. ^ Азог 9. Монография по алхимическому псевдолулизму: https://revistaazogue.com/numero-9/
  57. ^ Хосе Родригес Герреро, «Новый вклад в изучение псевдолулианской Liber de secretis naturae», Azogue , 9, 2019–2023, стр. 284-415.
  58. ^ Руби, LB (2018). «Луллизм среди французских и испанских гуманистов начала XVI века». В «Спутнике Рамона Лулля и луллизма». Лейден: Брилл.
  59. ^ Рамис Барсело, Р. (2018). «Глава 12 Академический луллизм с четырнадцатого по восемнадцатый век». В «Спутнике Рамона Лулля и луллизма». Лейден: Брилл.
  60. ^ Хабиг, Мэрион. (Ред.). (1959). Францисканская Книга Святых . Францисканский Вестник Пресс.
  61. ^ «RAIMVNDI LVLLI Опера Латина» . Проверено 11 сентября 2021 г.
  62. ^ «Новое издание произведений Рамона Луллия (NEORL)» . Проверено 11 сентября 2021 г.
  63. ^ «САЛЬВАДОР ДАЛИ: АЛХИМИЯ ФИЛОСОФОВ» . Проверено 11 сентября 2021 г.
  64. ^ "Мыслящая машина Рамона Луллия" в Борхес, Хорхе Луис (1999). Избранная научно-популярная литература . Нью-Йорк: Викинг. стр. 155–159.
  65. ^ Хаксли, Олдос (1920). Лимбо . Чатто и Виндус.
  66. ^ Продажи, Тонна (2011). «Лалл как ученый-компьютерщик, или Почему Лулл был одним из нас». В Рамоне Луллие. От Ars Magna к искусственному интеллекту под редакцией Александра Фидо и Карлеса Сьерры. Барселона: Научно-исследовательский институт искусственного интеллекта, 25–38.
  67. ^ Приани, Эрнесто (2021 г.), «Рамон Лулл» , в Залте, Эдвард Н. (редактор), Стэнфордская энциклопедия философии (изд. весной 2021 г.), Лаборатория метафизических исследований, Стэнфордский университет , получено 5 октября 2023 г.
  68. ^ Г. Хегеле и Ф. Пукельсхайм (2001). «Сочинения Луллия об избирательных системах» . Студия Луллиана . 41 : 3–38. Архивировано из оригинала 7 февраля 2006 г.

Источники [ править ]

  • Лола Бадиа, Джоан Сантанак и Альберт Солер, Рамон Лулл как народный писатель , Лондон: Тамесис, 2016.
  • Энтони Боннер (редактор), Доктор Иллюминат. Читатель Рамона Луллия (Принстонский университет, 1985 г.) включает «Книгу язычников и трех мудрецов» , «Книгу влюбленных и возлюбленных» , «Книгу зверей » и «Ars brevis» ; а также «Историческая справка и жизнь» Боннера на стр. 1–44, «Мысль Лулла» на стр. 45–56, «Влияние Лулля: история луллизма» на стр. 57–71.
  • Боннер, Энтони (2007). Искусство и логика Рамона Луллия: Руководство пользователя . Лейден: Брилл. ISBN  978-90-04-16325-6 .
  • Умберто Эко (2016). «Арс Магна» Рамона Луллия . Вклад в науку . 12 (1): 47–50. дои : 10.2436/20.7010.01.243 . ISSN   2013-410X .
  • Александр Фидора и Хосеп Э. Рубио, Раймундус Лулл, Введение в его жизнь, творчество и мысли , Тюрнхаут: Бреполс, 2008.
  • Мэри Франклин-Браун, Читая мир: энциклопедические произведения в эпоху образования , Чикаго: University of Chicago Press, 2012.
  • Дж. Н. Хиллгарт, Рамон Луллий и луллизм во Франции четырнадцатого века , Оксфорд: Clarendon Press, 1971.
  • Марк Д. Джонстон, Духовная логика Рамона Лулла , Оксфорд: Clarenden Press, 1987.
  • Чарльз Х. Лор, «Теория научной демонстрации Рамона Луллия», в Argumentationstheorie , под ред. Клаус Якоби. Лейден: Брилл, 1993, 729–46.
  • Микела Перейра, Алхимический корпус, приписываемый Раймонду Луллю , Лондон: Институт Варбурга, 1989.
  • RDF Pring-Mill, «Тринитарная картина мира Рамона Луллия», Romanistisches Jahrbuch 7 (1955): 229–256.
  • Фрэнсис Йейтс, Искусство памяти , Лондон: Рутледж и Кеган Пол, 1966.
  • Фрэнсис Йейтс, «Лалл и Бруно» (1982), в Сборнике эссе: Луллий и Бруно , том. Я, Лондон: Рутледж и Кеган Пол.

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6c2c6275763a00e8d18493e9b0a02e02__1716301500
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/6c/02/6c2c6275763a00e8d18493e9b0a02e02.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ramon Llull - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)